Бабьим углом что такое
Бабий угол: почему мужчинам было запрещено подходить к русской печи
В каждой русской избе за печкой находился бабий угол – особое место, в которое мужчинам вход был строго-настрого заказан. Но почему мужчины старались и к печке подходить как можно реже? Попробуем разобраться.
Зазорное занятие
Издавна на Руси существовало четкое разделение. Была работа мужская, а была – женская. Например, женщины никогда не садились столярничать, а мужчины не занимались приготовлением пищи. Готовка в печи, в том числе и выпечка хлеба, всегда лежали на женских плечах. Тот же небезызвестный «Домострой» учил просеивать муку, ставить опару, месить тесто и готовить различные кушанья в печи не мужчин, а исключительно женщин.
Мужчинам заниматься подобным делом было зазорно и неправильно. Лишь в обрядовых целях они могли подойти к печи, чтобы имитировать готовку. Один из таких исключительных случаев приводится в статье «Роль русской печи в жизни восточных славян». Ее авторы вспоминают о свадебном обряде «каравайнике», когда здоровый, молодой и холостой мужчина всего лишь ставил в печь свадебный хлеб. Этот ритуал гарантировал молодым плодовитость и здоровое потомство.
Полюса двоеверия
В образе жизни и мышлении восточных славян двоеверие играет и сегодня важную роль. Например, мы зачастую празднуем и христианскую Пасху, и не отказываемся от гуляний и поедания блинов на языческую Масленицу. Четко наблюдается двоеверие и в планировке русской избы. В ней существует красный угол. Он является самым почетным местом в доме и предназначается для размещения главных членов семьи – мужчин. Поэтому красный угол нередко называют «передним», «большим», «старшим». Именно в «красивом» углу размещались православные иконы, поэтому его еще называли «святым» или «божьим». Красному мужскому угу противопоставляется бабий кут – женское языческое царство.
Печь же проводила четкую границу между двумя углами – мужским и женским. И одновременно – между двумя мирами, православным и языческим. При этом сама печь оставалась принадлежностью языческого мировосприятия. В народном сознании на антитезе двух углов выстраивались оппозиции – святой-порочный, светлый-темный, чистый-грязный. Поэтому мужчины, желающие остаться «чистыми», старались к печи не приближаться, ведь на нее уже распространялась языческая «нечистота» бабьего царства.
Пристанище нечисти
Не слишком охотно мужчины подходили к печи еще и потому, что она символизировала «мостик» между миром живых и мертвых, а также являлась пристанищем всякой нечисти. Неслучайно, через печную трубу вылетала ведьма (заметьте, женщина) и душа покойника, в дом через трубу мог проникнуть черт или болезнь. В трубу направляли просьбы к нечистой силе, когда просили ее покинуть дом. Нередко прямо в печи жила Домовиха или Печая – языческий дух, ревностно охранявший границы женского мира и сурово наказывающий мужчин-нарушителей.
Две роженицы-кормилицы
Печь и женщина были неразрывно связаны, а в русском фольклоре и в ритуальной практике зачастую сливались в единое целое. Достаточно вспомнить ритуал «выпекания» младенца, когда слабого новорожденного для спасения от смерти клали в печь, или сказку про Бабу-Ягу, которая любила сажать пришлых гостей в печь. В статье «Внутренняя форма номинаций домовых женского пола в русских народных говорах» Н. Ивашинина приводит еще один аргумент в пользу отождествления печи и женщины. В некоторых областях детали печки назывались также как части женского тела и одежды. Так, в Рязанской области «грудкой» называли печь для отопления помещения, а в Карелии – лежанку около печи. Таким образом, функции кормления у печи и женщины отождествлялись.
Женщина рожала в бабьем углу, а печь использовалась для всевозможных обрядов над роженицами и новорожденными. Одновременно выпечка хлеба в печи отражала важный жизненный цикл – зачатие и рождение. Подобно женщине, печь неустанно «рожала» хлеб, а чтобы не навредить печи-роженице на нее во время приготовления хлеба запрещалось садиться. Как во время родов жены присутствие мужчины было нежелательным, так запрещалось ему и подходить к печи, в которой выпекали хлеб.
Что такое Бабий кут? История забытого праздника
Ежегодно 25 января принято отмечать Татьянин день. Это также ожидаемое торжество для студентов. В это время принято поздравлять Татьян и учащихся различных учебных заведений. Но мало кто знает, что в этот день есть еще один повод для праздника. В этот день отмечают малоизвестный праздник под названием Бабий кут. Он обозначает место у печи или угол.
Современное место для хозяйки
Несмотря на развитие цивилизации, место современной хранительницы очага так и остается не у печи, а на кухне. Хотя здесь есть и газовая плита, где хозяйка готовит свои фирменные блюда и кормит ими всю семью. Судя по количеству кухонной утвари, современной хозяйке печалиться не приходится, ее занятия и место так и не изменились со временем.
Что делают в этот день?
В этот праздничный день одна из самых старших женщин в семье, или «большуха», месила тесто и выпекала огромный каравай. Издавна он являлся символом солнца, тепла и благосостояния.
Для равномерного распределения всех этих благ хранительница домашнего очага разрезала пирог на одинаковые кусочки. Она делила его между членами своей семьи равномерно.
Кроме того, в этот праздник необходимо было уходить за водой на реку, трусить половики и выбивать их при помощи выбивалки. Существует даже народная поговорка: «Татьяна-краса каравай печет, половики бьет, хоровод ведет».
Приметы в этот праздничный день
История происхождения данного праздника уходит своими корнями очень далеко. Праздновать следовало 25 января в кругу семьи. Не обходилось в этот день и без народных примет. Например, наши предки были уверены в том, что на ночь есть нельзя. Они говорили о том, что после заката солнца не следует есть каравай. В противном случае вы рискуете своим здоровьем и даже жизнью.
Помимо домашних дел, наши предки занимались оценкой обстановки вокруг. Например, если солнце встало рано, это говорит о прилете первых птиц раньше обычного. Следовательно, весна будет ранней. Если в этот день солнце отправлялось в закат раньше, это говорило о ветре на следующий день.
Если 25 января шел снег, весна и лето обещали быть дождливыми. Часто в это время был сильный мороз. Если в этот день было холодно и морозно, лето обещало быть теплым и длинным.
Приметы о замужестве
Татьянин день являлся самым долгожданным для девушек, мечтавших скорее выйти замуж. В этот период принято было покупать метлу, приходить в гости к потенциальному жениху и прятать ее в укромном месте. Правда, сами родители женихов в этот день становились очень внимательными. Они следили за тем, чтобы нежеланная или неподходящая для их сына невестка не заходила в их дом.
Кроме того, девушки на выданье в этот день покупали половик и клали его у порога. Тот, кто первым заходил и вытирал ноги, и становился впоследствии мужем девушки.
Исторические интересности
25 января являлся днем почитания Чернобога, снежной Снегурки и дочки Морены. Если верить преданию, именно Снегурка готова была пожертвовать собой ради собственной страсти и пламенной любви.
Ранее в бабьем углу стояли горшки, глиняная посуда, печь, квашенка, жернова и прочая кухонная утварь. Интересно, что это место отделялось от другого жилищного пространства при помощи кутной занавеси. Мужчины в этот угол не заходили и даже не заглядывали. А появление чужого представителя противоположного пола в углу считалось оскорблением.
Где в русском доме находился бабий угол, что там происходило и Почему мужчинам вход туда был запрещен
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Лучшие повара – мужчины, но только не в старой Руси или почему стыдно было подходить к печи
На Руси мужская и женская работа чётко разделялись. Невозможно было представить себе женщину, которая занималась столярными работами. Мужчина же свою очередь никогда не готовил еду. Сегодня, когда лучшими поварами мира по праву признаны мужчины, это выглядит достаточно странно, но тем не менее выпекали хлеб и готовили в печи для всей семьи только женщины. Если обратиться к «Домострою», то в нём можно найти инструкции по просеиванию муки, замесу теста, приготовлению различных блюд.
Прекрасно, что есть, откуда черпать знания. Однако всё это было предназначено исключительно для женщин, но не для мужчин. Считалось, что представителям мужского пола такими делами заниматься не следует, это стыдно. Они подходили к печи в редких случаях, например во время обрядов. При этом не готовили пищу, а лишь имитировали процесс. Например, существовал свадебный обряд «Каравайник», во время которого молодой холостяк должен был поставить в печь свадебный каравай. Это было гарантией, что в будущем молодая пара будет иметь много детей и все они будут здоровы.
Печная нечисть, наказывающая мужчин-нарушителей
Мужчины не любили подходить печи не только потому, что это считалось стыдным. Была еще одна причина —печь была символом своеобразного моста между миром мёртвых и живых, а также по народным преданиям в ней могла прятаться различная нечисть. Например, через печную трубу на улицу вылетала прогуляться и похулиганить ведьма. Таким же образом покидала дом душа умершего. И наоборот, снаружи через эту же трубу в избу мог пролезть чёрт или даже проникнуть тяжелая болезнь. Разве кто-то мог мечтать о такой ситуации? Чтобы упросить нечистую силу покинуть дом, с ней разговаривали через трубу. Говорили, что в печи может поселиться Печая или Домовиха. Её задача состояла в охране границ мира женщин и наказание мужчин, которые имели неосторожность нарушить запрет и приблизиться к печке.
Женщины же могли подружиться с Домовихой. Иногда её представляли как небольшую полную старушку, которая помогала в домашней работе, но исключительно хорошим, рачительным хозяйкам. Она могла и убрать, и детей покачать, и приготовить что-то. Но неряхи не могли рассчитывать на ее благосклонность. Наоборот, им она могла отомстить за разгильдяйство, например, испортить стряпню.
Бабий кут и мужской угол как символ двоеверия
В планировке русской избы можно наблюдать своеобразное двоеверие. Если провести аналогию с праздниками, то люди часто празднуют христианскую Пасху и при этом с удовольствием поедают блины во время гуляний на Масленицу, а это языческий праздник. В избах существовал (и существует) так называемый красный угол. Это самое почетное место в доме, где размещается глава семьи, мужчина. Красный угол носит ещё название большого, старшего, переднего. Именно в нём развешивали иконы, и называли также божьим или святым. Антиподом мужскому углу был бабий кут, который также называли печным углом, середой, теплюшкой, шомышой. Он располагался между устьем печи и противоположной стеной, где женщины работали.
В бабьем куте стояла лавка с посудой, надблюдники (полка для блюд, тарелок, чашек, ложек, ножей, вилок), ручные жернова. Печь же была границей между мужскими и женскими углами. Одновременно она как бы разделяла православный и языческий мир. Мужчины старались не приближаться к печке, ведь она была символом языческой нечистоты, женского мира. Народное сознание воспринимало углы в своеобразном конфликте, то есть как противопоставление светлого и темного, грязного и чистого, святого и порочного.
Мужской угол находился справа от входа. Его можно было узнать по широкой лавке, которая с обеих сторон ограждалась досками. Они имели форму конской головы, отсюда пошло название «коник». Под лавками хранились инструменты, которые мужчины использовали при ремонте и иных сугубо мужских работах. В своем углу мужчины занимались починкой обуви и утвари, мастерили корзины и прочие изделия из лозы. На лавку в мужском углу разрешалось садиться гостям, которые заглянули ненадолго. Здесь же мужчины отдыхали и спали.
Рожать – не мужское дело: печь и роженицы
Женщина и печь на Руси были тесно связаны. Что касается фольклора, то там они становились единым целым. Существовали и особые «печные» ритуалы, например, припекание младенцев. Он заключался в том, что при рождении слабого малыша клали в тёплую печь, чтобы спасти от смерти. В сказках, где фигурирует Баба-Яга (женщина!) можно прочесть о том, как она сажает непрошеных гостей в печку. В некоторых регионах женская одежда и части тела имели одинаковые названия с некоторыми деталями печи. Например, в Рязани печь называли грудка, а в Карелии такое название носила лежанка, установленная около печки.
Понятно, что это своеобразное отождествление кормления, выкармливание. Женщина кормит младенца, печь кормит людей. В бабьем углу часто проходили роды. Различные обряды, проводимые над новорождёнными и роженицами, тоже предполагали использование печи. Выпечка хлеба символизировала зачатие и дальнейшее рождение. Как и женщина, печь вынашивала и рожала хлеб. Когда в ней пекли каравай, садится на печку было строго-настрого запрещено. Как при родах муж не имел права находиться рядом с женой, так по аналогии во время выпечки хлеба подходить к печи представителям сильного пола запрещалось.
Также существовали свои запреты, связанные с похоронами. Сегодня бы они многим показались странными.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Бабий кут
В бабьем углу находились ручные жернова, судная лавка с посудой, надблюдники. Отделялся от остального пространства избы грядкой, под которой подвешивалась кутная занавеска, а часто и дощатой перегородкой. Мужчины даже своей семьи старались не заходить в печной угол, а появление здесь постороннего мужчины было недопустимым и расценивалось как оскорбление.
К Татьяниному дню девушки мастерили небольшие метёлочки из тряпочек и перьев. Считалось, если такую метёлочку незаметно положить в бабий кут в доме желанного парня — то парень уже точно на ней женится, а их совместная жизнь будет долгой и счастливой. Матери отлично знали эти уловки и тщательно выбирали невесту, которой удастся «спрятать» веничек.Во время сватовства невеста находилась за кутной занавеской, отсюда выходила нарядно одетая во время смотрин, здесь же она ожидала жениха, чтобы ехать в церковь; выход невесты из печного кута в красный угол рассматривался как прощание с отчим домом.
При родах женщину иногда помещали в бабий угол возле печи. Мать с ребенком закрывалась от посторонних глаз занавеской в печном углу («Поближе к печной саже, чтобы порчи не было»), после чего обычно первый раз кормила.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Статья — о народной обрядности. О церковном праздновании см. статью Пепельная средаПепе́льная среда́ в славя́нской тради́ции — народные обычаи празднования Пепельной среды славянами-католиками. Несмотря на церковные предписания о строгости первого дня поста, часто в этот день ещё продолжались мясопустные игры и развлечения (см. жирный вторник). В православии соответствует чистому понедельнику (см. Понедельник — полоскозуб).
Бабий угол: в какую часть избы было запрещено заходить мужчинам
С древних времен наши предки придавали частям своего жилища разный сакральный смысл. В некоторые части дома было строго запрещено заходить либо мужчинам, либо женщинам. Строгая субординация соблюдалась неукоснительно.
Зазорное занятие
Издавна на Руси существовало четкое разделение. Была работа мужская, а была – женская. Например, женщины никогда не садились столярничать, а мужчины не занимались приготовлением пищи. Готовка в печи, в том числе и выпечка хлеба, всегда лежали на женских плечах. Тот же небезызвестный «Домострой» учил просеивать муку, ставить опару, месить тесто и готовить различные кушанья в печи не мужчин, а исключительно женщин.
Мужчинам заниматься подобным делом было зазорно и неправильно. Лишь в обрядовых целях они могли подойти к печи, чтобы имитировать готовку. Один из таких исключительных случаев приводится в статье «Роль русской печи в жизни восточных славян». Ее авторы вспоминают о свадебном обряде «каравайнике», когда здоровый, молодой и холостой мужчина всего лишь ставил в печь свадебный хлеб. Этот ритуал гарантировал молодым плодовитость и здоровое потомство.
Полюса двоеверия
В образе жизни и мышлении восточных славян двоеверие играет и сегодня важную роль. Например, мы зачастую празднуем и христианскую Пасху, и не отказываемся от гуляний и поедания блинов на языческую Масленицу. Четко наблюдается двоеверие и в планировке русской избы. В ней существует красный угол. Он является самым почетным местом в доме и предназначается для размещения главных членов семьи – мужчин. Поэтому красный угол нередко называют «передним», «большим», «старшим». Именно в «красивом» углу размещались православные иконы, поэтому его еще называли «святым» или «божьим». Красному мужскому угу противопоставляется бабий кут – женское языческое царство.
Печь же проводила четкую границу между двумя углами – мужским и женским. И одновременно – между двумя мирами, православным и языческим. При этом сама печь оставалась принадлежностью языческого мировосприятия. В народном сознании на антитезе двух углов выстраивались оппозиции – святой-порочный, светлый-темный, чистый-грязный. Поэтому мужчины, желающие остаться «чистыми», старались к печи не приближаться, ведь на нее уже распространялась языческая «нечистота» бабьего царства.
Пристанище нечисти
Не слишком охотно мужчины подходили к печи еще и потому, что она символизировала «мостик» между миром живых и мертвых, а также являлась пристанищем всякой нечисти. Неслучайно, через печную трубу вылетала ведьма (заметьте, женщина) и душа покойника, в дом через трубу мог проникнуть черт или болезнь. В трубу направляли просьбы к нечистой силе, когда просили ее покинуть дом. Нередко прямо в печи жила Домовиха или Печая – языческий дух, ревностно охранявший границы женского мира и сурово наказывающий мужчин-нарушителей.
Две роженицы-кормилицы
Печь и женщина были неразрывно связаны, а в русском фольклоре и в ритуальной практике зачастую сливались в единое целое. Достаточно вспомнить ритуал «выпекания» младенца, когда слабого новорожденного для спасения от смерти клали в печь, или сказку про Бабу-Ягу, которая любила сажать пришлых гостей в печь. В статье «Внутренняя форма номинаций домовых женского пола в русских народных говорах» Н. Ивашинина приводит еще один аргумент в пользу отождествления печи и женщины. В некоторых областях детали печки назывались также как части женского тела и одежды. Так, в Рязанской области «грудкой» называли печь для отопления помещения, а в Карелии – лежанку около печи. Таким образом, функции кормления у печи и женщины отождествлялись.
Женщина рожала в бабьем углу, а печь использовалась для всевозможных обрядов над роженицами и новорожденными. Одновременно выпечка хлеба в печи отражала важный жизненный цикл – зачатие и рождение. Подобно женщине, печь неустанно «рожала» хлеб, а чтобы не навредить печи-роженице на нее во время приготовления хлеба запрещалось садиться. Как во время родов жены присутствие мужчины было нежелательным, так запрещалось ему и подходить к печи, в которой выпекали хлеб.