Бабочка в фигурном катании что это
Эволюция прыжков в фигурном катании: от спиралей и «бабочек» до многооборотных ультра-си
На первых турнирах по фигурному катанию в конце XIX века спортсмены соревновались в рисовании на льду петель, троек, восьмерок и других фигур, которые впоследствии стали называть «школой». Фокус в выступлениях был на чистоте и красоте исполнения элементов, а СМИ того времени называли этот спорт не иначе как «искусство катания на льду».
Фигуристы стали создавать целые дорожки шагов, придумывая все новые элементы, пробовать вращения и первые одинарные прыжки, которые сейчас считаются неудачными попытками и в народе называют «бабочками». Поначалу прыжки допускались как связующий элемент между рисованием фигур. Позднее все изменилось кардинально — шаги и даже твизлы стали заходами на прыжки, которые теперь являются важнейшими элементами в программе.
За более чем столетнюю историю фигурное катание спрогрессировало от простых перепрыжек к многооборотным прыжкам ультра-си. Сейчас на топ-уровне у мужчин редко кто обходится минимум одним квадом в короткой программе. В произвольной максимумом пока является 5-6 четверных в исполнении монстров мужской одиночки — Нейтана Чена и Юдзуру Ханю, а с недавних пор и 5 квадов от Александры Трусовой.
Евгений Семенов, Sport24
Расскажем, с чего все это началось и какой путь фигуристы прошли от рисования вензелей к настоящему фестивалю квадов.
Одинарные и двойные прыжки
Первыми прыжками на льду стали реберные аксель и сальхов. Перекидной в полтора оборота исполнил норвежец Аксель Паульсен в 1882 году, что стало настоящей сенсацией того времени. В начале XX века олимпийский чемпион Ульрих Сальхов продемонстрировал публике элемент, названный в его честь. Прыжок, который в английском варианте называют просто петлей (loop), впервые прыгнул немецкий фигурист Вернер Риттбергер в 1910 году.
С появлением коньков с зубцами спортсмены стали использовать их как опору и пробовать новые прыжки: лутц, тулуп и флип. Первым лутц исполнил в 1913 году 15-летний австриец Алоис Лутц. А вот авторство первого флипа остается загадкой: его приписывают американцу Брюсу Мейпсу, но где и в каком году это было, история умалчивает.
Как это ни странно, тулуп, который сейчас считается простым и самым дешевым прыжком, был придуман последним. Первым его исполнил все тот же Мэйпс, но, в отличие от флипа, здесь точно известно, что премьера состоялась в 1920 году. По иронии судьбы, фамилия создателя этих прыжков сохранилась только в фигурном катании на роликовых коньках, где тулуп называют «мэйпсом».
pinterest.ca
Несмотря на появление прыжков, в 1920-е годы они были скорее исключением, чем правилом. Даже самые выдающиеся спортсмены включали в свои программы максимум два-три одинарных лутца или флипа, тулуп и аксель в полтора оборота.
В 1930-е годы фигуристы уже прыгали все двойные, кроме акселя. Этот прыжок не поддавался спортсменам из-за отсутствия правильной техники. Лишь на первой послевоенной Олимпиаде аксель в 2,5 оборота сумел исполнить американец Дик Баттон под руководством Гюстава Люсси, который внес огромный вклад в современную технику прыжков. Аксель Баттона значительно отличался от предшественников по группировке.
Эра тройных
Тройные прыжки стали новым уровнем в развитии фигурного катания, который долгое время казался потолком. Дик Баттон продолжил революцию в прыжках. Выиграв одну Олимпиаду с помощью двойного акселя, на свои вторые Игры он приехал, вооружившись первым в истории тройным прыжком — риттбергером.
Прошло 10 лет, прежде чем следующий тройной прыжок был приземлен на соревнования. Им стал лутц в исполнении канадца Дональда Джексона — на чемпионате мира — 1962, где он выиграл золото. Вскоре был приземлен и тройной тулуп — его исполнил в 1964 году американец Томас Литц.
Флип, похоже, является самым таинственным элементом в истории фигурного катания, так как имя исполнителя тройного прыжка до наших дней тоже не дошло. Зато доподлинно известно, что в 1975 году на чемпионате мира его показал американец Терри Кубичка.
Getty Images
Аксель стоит особняком среди прыжков, его тройной вариант фигуристы смогли приземлить позже всех остальных. Три с половиной оборота впервые на соревнованиях в 1978 году выполнил канадец Верн Тейлор. Поначалу триксель пробовали единицы, лишь спустя почти 10 лет его стали исполнять массово.
Революция квадов
Не успел триксель стать привычным делом в мужском одиночном катании, как грянула очередная революция в прыжках. Первый успешный квад в истории (тулуп) показал канадец Курт Браунинг — в 1988 году.
Двумя годами ранее это пытался сделать чешский спортсмен Йозеф Сабовчик, но его попытку судьи не засчитали. Квад-сальхов был приземлен лишь спустя 10 лет — в 1998 году это сделал американский юниор Тимоти Гейбл.
Четверные тулуп и сальхов считаются наиболее простыми и дешевыми по оценкам среди квадов. Лутц, флип и риттбергер стоят дороже и более сложны в исполнении. Поэтому первое их успешное приземление затянулось. Квад-лутц покорился американцу Брэндону Мрозу в 2011 году.
В современной системе судейства именно лутц является самым дорогим прыжком. Его исполняют не так много фигуристов: Боян Цзинь, Юдзуру Ханю, Нейтан Чен, Винсент Чжоу, Дмитрий Алиев, Александр Самарин.
На чемпионате мира — 2010 четверной флип пытался исполнить японец Дайсуке Такахаси, но недокрутил его и приземлился на две ноги. Его дело продолжил Сема Уно, чисто выполнивший квад-флип в 2016 году. А осенью того же года статус японской мужской одиночки в качестве пионера в развитии прыжков закрепил Юдзуру Ханю, приземлив четверной риттбергер.
Аксель и риттбергер были первыми прыжками в фигурном катании, но в эпоху четверных они оказались самыми последними в очереди на приземление. Из-за своей сложности и коварности квад-риттбергер — до сих пор большая редкость на соревнованиях: кроме Юдзуру Ханю, его исполняли Даниэль Грассль, Макар Игнатов, Сема Уно, Сергей Воронов.
Квад-аксель пока остается непокоренной вершиной, хотя на московском этапе Гран-при-2018 его пробовал приземлить Артур Дмитриев.
На тренировках который год с ним бьется Ханю, а однажды исполнить квад-аксель на видео пробовал Нейтан Чен.
Среди женщин первой квадисткой стала японка Мики Андо — в 2002 году она исполнила сальхов. Но долгое время квады не приживались в женской одиночке. Революцию на этом поприще произвела Александра Трусова, которая еще юниором приземлила четверные тулуп и сальхов, а в свой первый взрослый сезон в 2019 году добавила к ним лутц и флип. На чемпионате мира — 2019 четверной сальхов чисто приземлила казахстанская фигуристка Элизабет Турсынбаева.
Четверной аксель, пятерные — что дальше?
Согласно аналитике NBCSN, за четыре последних Олимпиады количество попыток квадов выросло в разы: в Турине успешно приземленных четверных было 8, в Ванкувере — всего 4, но в Сочи — уже 17. В Пхенчхане ожидалось около 55 попыток квадов. В итоге прогноз оказался верным, попыток было более 55, но чистых из них — 53: 19 в короткой и 34 в произвольной.
На Олимпиаде-2022 в гонку за четвертыми ворвутся и российские квадистки. Количество попыток исполнить четверной у женщин будет зависеть от того, кто сумеет отобраться в олимпийскую сборную. Вероятно, будет и Рика Кихира со своим квад-сальховым, который мы видели на чемпионате Японии — 2021. Возможно, кто-то еще из иностранных фигуристок будет пытаться включить квады в свою программу.
Что касается возможности пятерных прыжков, специалисты и сами фигуристы признают, что на тех коньках, которые есть сейчас, это все же возможно, хоть и очень опасно. Известный факт, что некоторые фигуристы на тренировках на удочке пробуют и пятерные, чтобы докручивать квады. А на недавнем чемпионате мира в Стокгольме юный японский фигурист Юма Кагияма продемонстрировал настолько быструю крутку, что едва не перекрутил триксель и один из четверных.
Так что, вероятно, эра пятерных уже не за горами. Но, скорее всего, сначала будет приземлен аксель в 4,5 оборота, что станет логичным переходным этапом от четверных к пятерным. Юдзуру Ханю пытается его приземлить почти весь олимпийский цикл, самая первая попытка зафиксирована на шоу в Японии в 2015 году. Из тех кадров, что были опубликованы с тренировок финала Гран-при-2019 и с недавнего КЧМ, можно сделать вывод, что прогресс есть, недокрут уменьшился. Но если пару лет назад его попытки вызывали шок, то сейчас многие фигуристы согласны с тем, что это реально. К примеру, канадец Нам Нгуен в недавнем подкасте сказал, что уверен в успешном приземлении квад-акселя Ханю.
Удастся ли двукратному олимпийскому чемпиону еще раз вписать свое имя в историю фигурного катания — как исполнителя первого четверного акселя? Или это будет кто-то другой? Кто станет первопроходцем на поприще пятерных и напишет новую главу в развитии прыжков? История творится на наших глазах.
Эволюция прыжков в фигурном катании: от спиралей и «бабочек» до многооборотных ультра-си
На первых турнирах по фигурному катанию в конце XIX века спортсмены соревновались в рисовании на льду петель, троек, восьмерок и других фигур, которые впоследствии стали называть «школой». Фокус в выступлениях был на чистоте и красоте исполнения элементов, а СМИ того времени называли этот спорт не иначе как «искусство катания на льду».
Фигуристы стали создавать целые дорожки шагов, придумывая все новые элементы, пробовать вращения и первые одинарные прыжки, которые сейчас считаются неудачными попытками и в народе называют «бабочками». Поначалу прыжки допускались как связующий элемент между рисованием фигур. Позднее все изменилось кардинально — шаги и даже твизлы стали заходами на прыжки, которые теперь являются важнейшими элементами в программе.
За более чем столетнюю историю фигурное катание спрогрессировало от простых перепрыжек к многооборотным прыжкам ультра-си. Сейчас на топ-уровне у мужчин редко кто обходится минимум одним квадом в короткой программе. В произвольной максимумом пока является 5-6 четверных в исполнении монстров мужской одиночки — Нейтана Чена и Юдзуру Ханю, а с недавних пор и 5 квадов от Александры Трусовой.
Евгений Семенов, Sport24
Расскажем, с чего все это началось и какой путь фигуристы прошли от рисования вензелей к настоящему фестивалю квадов.
Одинарные и двойные прыжки
Первыми прыжками на льду стали реберные аксель и сальхов. Перекидной в полтора оборота исполнил норвежец Аксель Паульсен в 1882 году, что стало настоящей сенсацией того времени. В начале XX века олимпийский чемпион Ульрих Сальхов продемонстрировал публике элемент, названный в его честь. Прыжок, который в английском варианте называют просто петлей (loop), впервые прыгнул немецкий фигурист Вернер Риттбергер в 1910 году.
С появлением коньков с зубцами спортсмены стали использовать их как опору и пробовать новые прыжки: лутц, тулуп и флип. Первым лутц исполнил в 1913 году 15-летний австриец Алоис Лутц. А вот авторство первого флипа остается загадкой: его приписывают американцу Брюсу Мейпсу, но где и в каком году это было, история умалчивает.
Как это ни странно, тулуп, который сейчас считается простым и самым дешевым прыжком, был придуман последним. Первым его исполнил все тот же Мэйпс, но, в отличие от флипа, здесь точно известно, что премьера состоялась в 1920 году. По иронии судьбы, фамилия создателя этих прыжков сохранилась только в фигурном катании на роликовых коньках, где тулуп называют «мэйпсом».
pinterest.ca
Несмотря на появление прыжков, в 1920-е годы они были скорее исключением, чем правилом. Даже самые выдающиеся спортсмены включали в свои программы максимум два-три одинарных лутца или флипа, тулуп и аксель в полтора оборота.
В 1930-е годы фигуристы уже прыгали все двойные, кроме акселя. Этот прыжок не поддавался спортсменам из-за отсутствия правильной техники. Лишь на первой послевоенной Олимпиаде аксель в 2,5 оборота сумел исполнить американец Дик Баттон под руководством Гюстава Люсси, который внес огромный вклад в современную технику прыжков. Аксель Баттона значительно отличался от предшественников по группировке.
Эра тройных
Тройные прыжки стали новым уровнем в развитии фигурного катания, который долгое время казался потолком. Дик Баттон продолжил революцию в прыжках. Выиграв одну Олимпиаду с помощью двойного акселя, на свои вторые Игры он приехал, вооружившись первым в истории тройным прыжком — риттбергером.
Прошло 10 лет, прежде чем следующий тройной прыжок был приземлен на соревнования. Им стал лутц в исполнении канадца Дональда Джексона — на чемпионате мира — 1962, где он выиграл золото. Вскоре был приземлен и тройной тулуп — его исполнил в 1964 году американец Томас Литц.
Флип, похоже, является самым таинственным элементом в истории фигурного катания, так как имя исполнителя тройного прыжка до наших дней тоже не дошло. Зато доподлинно известно, что в 1975 году на чемпионате мира его показал американец Терри Кубичка.
Getty Images
Аксель стоит особняком среди прыжков, его тройной вариант фигуристы смогли приземлить позже всех остальных. Три с половиной оборота впервые на соревнованиях в 1978 году выполнил канадец Верн Тейлор. Поначалу триксель пробовали единицы, лишь спустя почти 10 лет его стали исполнять массово.
Революция квадов
Не успел триксель стать привычным делом в мужском одиночном катании, как грянула очередная революция в прыжках. Первый успешный квад в истории (тулуп) показал канадец Курт Браунинг — в 1988 году.
Двумя годами ранее это пытался сделать чешский спортсмен Йозеф Сабовчик, но его попытку судьи не засчитали. Квад-сальхов был приземлен лишь спустя 10 лет — в 1998 году это сделал американский юниор Тимоти Гейбл.
Четверные тулуп и сальхов считаются наиболее простыми и дешевыми по оценкам среди квадов. Лутц, флип и риттбергер стоят дороже и более сложны в исполнении. Поэтому первое их успешное приземление затянулось. Квад-лутц покорился американцу Брэндону Мрозу в 2011 году.
В современной системе судейства именно лутц является самым дорогим прыжком. Его исполняют не так много фигуристов: Боян Цзинь, Юдзуру Ханю, Нейтан Чен, Винсент Чжоу, Дмитрий Алиев, Александр Самарин.
На чемпионате мира — 2010 четверной флип пытался исполнить японец Дайсуке Такахаси, но недокрутил его и приземлился на две ноги. Его дело продолжил Сема Уно, чисто выполнивший квад-флип в 2016 году. А осенью того же года статус японской мужской одиночки в качестве пионера в развитии прыжков закрепил Юдзуру Ханю, приземлив четверной риттбергер.
Аксель и риттбергер были первыми прыжками в фигурном катании, но в эпоху четверных они оказались самыми последними в очереди на приземление. Из-за своей сложности и коварности квад-риттбергер — до сих пор большая редкость на соревнованиях: кроме Юдзуру Ханю, его исполняли Даниэль Грассль, Макар Игнатов, Сема Уно, Сергей Воронов.
Квад-аксель пока остается непокоренной вершиной, хотя на московском этапе Гран-при-2018 его пробовал приземлить Артур Дмитриев.
На тренировках который год с ним бьется Ханю, а однажды исполнить квад-аксель на видео пробовал Нейтан Чен.
Среди женщин первой квадисткой стала японка Мики Андо — в 2002 году она исполнила сальхов. Но долгое время квады не приживались в женской одиночке. Революцию на этом поприще произвела Александра Трусова, которая еще юниором приземлила четверные тулуп и сальхов, а в свой первый взрослый сезон в 2019 году добавила к ним лутц и флип. На чемпионате мира — 2019 четверной сальхов чисто приземлила казахстанская фигуристка Элизабет Турсынбаева.
Четверной аксель, пятерные — что дальше?
Согласно аналитике NBCSN, за четыре последних Олимпиады количество попыток квадов выросло в разы: в Турине успешно приземленных четверных было 8, в Ванкувере — всего 4, но в Сочи — уже 17. В Пхенчхане ожидалось около 55 попыток квадов. В итоге прогноз оказался верным, попыток было более 55, но чистых из них — 53: 19 в короткой и 34 в произвольной.
На Олимпиаде-2022 в гонку за четвертыми ворвутся и российские квадистки. Количество попыток исполнить четверной у женщин будет зависеть от того, кто сумеет отобраться в олимпийскую сборную. Вероятно, будет и Рика Кихира со своим квад-сальховым, который мы видели на чемпионате Японии — 2021. Возможно, кто-то еще из иностранных фигуристок будет пытаться включить квады в свою программу.
Что касается возможности пятерных прыжков, специалисты и сами фигуристы признают, что на тех коньках, которые есть сейчас, это все же возможно, хоть и очень опасно. Известный факт, что некоторые фигуристы на тренировках на удочке пробуют и пятерные, чтобы докручивать квады. А на недавнем чемпионате мира в Стокгольме юный японский фигурист Юма Кагияма продемонстрировал настолько быструю крутку, что едва не перекрутил триксель и один из четверных.
Удастся ли двукратному олимпийскому чемпиону еще раз вписать свое имя в историю фигурного катания — как исполнителя первого четверного акселя? Или это будет кто-то другой? Кто станет первопроходцем на поприще пятерных и напишет новую главу в развитии прыжков? История творится на наших глазах.
Бабочка в фигурном катании что это
Краткий бестолковый словарь терминов фигурного катания в описаниях и инструкциях.
(Соблюдайте технику безопасности!
Следуйте инструкциям исключительно дома на ковре! И лучше не надевайте коньки!!)
АКСЕЛЬ – самый сложный прыжок. Пятьтесь задом на правой ноге. Быстро развернитесь, наступите на пол левой, подпрыгните и крутитесь сколько сможете. Если смогли полтора оборота – вы спортсменка. Если два с половиной – комсомолка. Если три с половиной – мужчина. Если четыре с половиной – наглый врун. Если не получилось – вы нормальный человек.
АКСЕЛЬ ТРОЙНОЙ – его прыгают мужчины. Но женщины иногда тоже, по вредности характера.
БАБОЧКА – срыв элемента, когда фигурист во время вращения в прыжке «выбрасывает» ногу – это напоминает «пистолетик» в воздухе.
БЕДУИНСКИЙ – встаньте на ковер, нагнитесь вперед и прыгните боком, поочередно взмахнув в воздухе прямыми ногами. Старайтесь, чтобы голова в момент прыжка была ниже Ваших ступней. А теперь напишите завещание и наденьте коньки…
БИЛЬМАН – упражнение для девушек. Встаньте на одну ножку, чуть присогните ее. Другую, с надетым на нее коньком, задерите за спиной. Немного наклонитесь вперед и как следует прогнитесь в талии. А теперь грациозно закиньте руки за голову, возьмите свободную ножку за лезвие конька и небрежным жестом поднимите ее над головой. Не пыхтите, а то лицо покраснеет. Улыбнитесь и неторопливо вращайтесь…
ВИНТИК – вращение стоя на двух ногах.
ВОЛЧОК – вращение сидя, со свободной ногой, подогнутой под себя, или в позе «пистолетик».
ДВОЙНОЙ – любой прыжок, в котором два оборота, или аксель в 2.5 оборота.
ДОРОЖКА ШАГОВ – уберите ковер. На полу нарисуйте высокую и тощую елку. Тщательно прорисуйте все хвоинки. Лучше всего сделать их длиной с лезвие конька. Когда закончите, наденьте коньки и быстро бегите по рисунку, наступая исключительно на хвоинки. Если Вы охватили все хвоинки и ни разу не ошиблись – Вы Алексей Ягудин.
ЗАКЛОН – перестаньте на меня злиться за бильман. Положите ковер обратно и встаньте на него одной ножкой, но теперь прямой. Вторую согните в колене и держите параллельно полу. Прогнитесь назад изо всех сил и с чувством смотрите в стену позади Вас. Руки девайте куда хотите, но только грациозно. Вращайтесь и получайте удовольствие.
КАСКАД – сочетание двух или трех прыжковых элементов. Между прыжками в каскаде не должно быть шагов, фигурист прыгает второй прыжок сразу после приземления с первого.
КВАЛИФИКАЦИЯ – соревнования, которые предшествуют короткой и произвольной программам, и которые не показывают по телевизору. Фигуристы катают произвольную, и по результатам этих соревнований 30 лучших участников соревнуются дальше в короткой.
КОЛЕЧКО – встаньте на одну ножку… Что. Хорошо-хорошо. Намек понят. В общем, колечко – это вращение стоя, в котором фигуристка, изогнувшись, держит руками конек свободной ноги и напоминает кольцо.
КОМБИНАЦИЯ ВРАЩЕНИЙ, или Комбинированное вращение – вращение со сменой и ноги, и позиции.
КОРАБЛИК – встаньте на ковер, ноги вместе. Пятки внутрь, носки наружу. Присядьте и держите равновесие. Не шипите. А теперь скользите бочком, бочком…
КОРОТКАЯ ПРОГРАММА – часть соревнований. Короткая программа длится 2 минуты 40 секунд, и за это время фигурист должен выполнить восемь предписанных элементов.
ЛАСТОЧКА – встаньте на ковер одной ногой, выпрямите ее, нагнитесь вперед и задерите другую выпрямленную ногу выше головы. А теперь езжайте. Хотите – вперед, хотите – назад. Ногу выше! Улыбку шире! Поехали!
ЛИБЕЛА – встаньте в круглой комнате, радиус которой равен длине Вашей ноги. Возьмите в пальцы ноги мелок. Встаньте нормальной детской ласточкой и начертите ногой с мелком ровную линию на стенах комнаты. Раз восемь подряд.
ТУЛУП – считается одним из самых простых прыжков. Это зубцовый прыжок, и прыгают его так же, как риттбергер, приземляясь на толчковую ногу, но только помогая себе зубчиками конька свободной ноги. Название этого прыжка буквально значит «риттбергер с носком свободной ноги» (toe loop), и никакого отношения к русскому гардеробу не имеет!
ФЛИП – зубцовый прыжок. Двигайтесь вперед на левой ноге, затем быстро повернитесь на ней, немного пропятьтесь задом, подпрыгните, лягнув пол носочком правой ноги, покрутитесь в воздухе и приземляйтесь на правую ногу. В основе прыжка, как Вы уже поняли, лежит сальхов.
ФЛУТЦ – очень распространенная ошибка при исполнении лутца, при которой фигуристка (почему-то этим грешат именно женщины) прыгает не с внешнего, как положено, а с внутреннего ребра.
ЦЕНТРОВКА – в идеале вращение должно проходить на одном месте. Но судьи принимают варианты, если в момент выхода из вращения фигурист немного смещается или все вращение ездит по узенькому радиусу вокруг «нужной» точки. Если же фигурист заметно сместился в сторону, то это уже потеря центровки.
ШАГ – это любой переход фигуриста с одного ребра на другое, а не только смена ног.
ШЕСТЕРКА – группа фигуристов-одиночников, выступающих друг за другом в соревнованиях. Дело в том, что во время разминки на льду по правилам может находиться не более шести одиночников, иначе они будут сталкиваться, а это чревато травмами или просто мелкими неприятностями вроде испорченного настроения. После выступления каждой шестерки лед обязательно заливают заново.
ШКОЛА – владение техникой шагов, спиралей и переходов, то, что раньше демонстрировалось вычерчиванием фигур на льду.
ШПАГАТ – подпрыгните до потолка и сделайте в воздухе шпагат. Только не торопитесь приземляться! Приземляться нужно на ступни…
При составлении этого словаря ни один доброволец не пострадал.
Основные элементы фигурного катания/валяния/ползания (нужное подчеркнуть)
16. Выполз с подкруткой
сложный элемент 3его уровня сложности, выполняется парно в каскаде с въездом или впрыгом любого уровня. Задача партнёра въехать по касательной в фигуриста, исполняющего гайку, баржу, шаг или любой другой из вышеописанных элементов. Касательная задаёт вращающийся момент, обеспечивая подкрутку. Количество оборотов зависит от угла касательной, площади касания, лёдостремительного ускорения и рассчитывается исходя из скорости партнёра. Задача второго партнёра после подкрутки исполнить качественный артистичный выполз или падение 4ого уровня. Эффект внезапности и прочие видео и звуковые спецэффекты оцениваются отдельно.
17. Впрыг 5ого уровня сложности, «ультра-си»- «и самолёты в небе.. не разминулись..»
Выполняется в момент факта отрыва ото льда обоих вынужденных партнёров. Скорость должна стремиться к световой, ускорение считать равным ускорению свободного падения для Земли. Всегда является вторым элеменом в каскаде, первым должен стоять один из «шагов», которые мы по привычке именуем прыжками. Выполняется при полном и глубоком выходе в астрал, и требует колоссального самопогружения. Партнёром должен стать не другой анонимный фигурист, а находящийся рядом катальщик класса не ниже «полного ездеца» и «колдунчика». Отличается от обычного впрыга низших уровней большей скоростью (от первой космической до световой) и высотой отрыва ото льда. Обязательным условием является непременное быстрое движение обоих участников и последующий парный выполз. Если в момент выполнения кто-либо из партнёров успел приземлиться или потерял скорость (или, упаси ТАТ, заметил и затормозил!!), элемент не засчитывается, или засчитывается уровнем ниже.
18. «Ритбергеровый копчик».
Осторожно! После выполнения этого элемента вы можете не встать без посторонней помощи! Делается очень несложно. Во время исполнения въезда на ритбергер/ритбергеровый шаг, (в зависимости от вашего уровня подготовленности) перенести вес тела на заднюю часть конька. Всё! Нога резко вылетает из под вас и вы без фазы полета (что нааамного больнее) падаете точно на копчик! Аналогично исполняются лутцевые, флипповые и даже иногда тулупповые версии.