Балаган что это в старину

Значение слова балаган

Словарь Ушакова

1. Легкая деревянная постройка для ярмарочных зрелищ.

2. Народное театральное зрелище с примитивной сценической техникой; театральный стиль, основанный на подражании этой примитивной технике (театр.). Искусство балагана. Принципы балагана в постановках Мейерхольда.

| перен. Зрелище, подобное балаганному, т.е. грубое, противное художественному вкусу, беспорядочное, несерьезное (пренебр.). Актеры своим шаржем обратили комедию в балаган. Это не заседание, а балаган какой-то.

3. Временная деревянная будка для ярмарочной торговли.

Архитектурный словарь

1. Легкое временное сооружение на ярмарке, предназначенное для цирковых или театральных представлений либо для торговли и складирования товаров, а также для производственных ремесленных процессов.

2. Нежилое строение для рабочих или сторожей.

4. Летнее жилище камчадалов, возведенное на сваях и завершенное пирамидальной кровлей из жердей.

(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

Топонимический словарь Амурской области

1) временная легкая деревянная постройка в поле, на покосе, на плоту;

2) шалаш в лесу из веток, травы или бересты;

3) конусообразное временное сооружение из жердей и соломы над прорубью во время подледного лова рыбы.

Этнографический Словарь

жилая или хозяйственная постройка из косо поставленных жердей у народов Сибири.

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

Временная легкая, обычно дощатая постройка для различных надобностей (для торговли, жилья, склада и т. п.).

* В балагане, в который поступил Пьер и в котором он пробыл четыре недели, было двадцать три человека пленных солдат, три офицера и два чиновника. // Лев Толстой. Война и мир // *

Словарь охотничьих терминов и выражений

временное дощатое строение, служащее для сохранения припасов охотничьего промысла.

Тюркизмы в русском языке

м обл. легкая деревянная постройка для склада товаров, для ярмарочной торговли или ярмарочных зрелищ; (южн.) шалаш для сторожей или для сезонных рабочих и т. п. (Даль, 1, 41; Фасмер, 1, 112). Ушаков балаган м.

1. Временная лёгкая деревянная постройка для ярмарочной торговли, жилья, зрелищ; сарай, конюшня (устар.).

2. Старинное народное театральное зрелище комического характера с примитивным сценическим оформлением.

3. перен. Нечто грубое, шутовское, пошло-несерьёзное (разг.). Не серьёзный разговор, а б.

| прил. балаганный, ая, ое.

Источник

Значение слова «балаган»

Балаган что это в старину. android bar znachenije. Балаган что это в старину фото. Балаган что это в старину-android bar znachenije. картинка Балаган что это в старину. картинка android bar znachenije.

1. Устар. и обл. Временная легкая, обычно дощатая, постройка для различных надобностей (для торговли, жилья, склада и т. п.). Ярмарочные балаганы.В несколько дней по мысу выросли десятки старательских балаганов, кое-как налаженных из бересты, еловой коры и хвои. Мамин-Сибиряк, Золото. Временная конюшня, балаган из досок, была построена подле самого гипподрома. Л. Толстой, Анна Каренина.

2. Легкая постройка для театральных зрелищ на ярмарках, гуляньях и т. п. (в 18 — начале 20 в.). Народ роится перед зазывалами, медленно передвигаясь от балагана к балагану. Федин, Первые радости. || Старинное народное театральное зрелище комического характера с примитивным сценическим оформлением. Про балаган прослышавши, Пошли и наши странники Послушать, поглазеть. Комедию с Петрушкою, С козою с барабанщицей Смотрели тут они. Н. Некрасов, Кому на Руси жить хорошо. || перен. Разг. Грубое, пошлое шутовство, кривлянье. Александр поморщился: — Володя, ну зачем опять балаган? Нас же здесь только двое. Сартаков, Козья морда.

[От перс. bālāhānä — балкон]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

БАЛАГА’Н, а, м. [перс. bālāḫānä — балкон]. 1. Легкая деревянная постройка для ярмарочных зрелищ. 2. Народное театральное зрелище с примитивной сценической техникой; театральный стиль, основанный на подражании этой примитивной технике (театр.). Искусство балагана. Принципы балагана в постановках Мейерхольда. || перен. Зрелище, подобное балаганному, т. е. грубое, противное художественному вкусу, беспорядочное, несерьезное (пренебр.). Актеры своим шаржем обратили комедию в б. Это не заседание, а б. какой-то. 3. Временная деревянная будка для ярмарочной торговли.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

балага́н

1. истор. вре́менная постройка для народных увеселительных, ярмарочных зрелищ ◆ Он увидел полотняный балаган, украшенный разноцветными флагами, хлопающими от морского ветра. А. Н. Толстой, «Золотой ключик или Приключения Буратино»

2. диал. традиционное жилище коренных народов России, таких как якуты, эвенки, камчадалы, обычно представляет собой деревянную юрту у якутов или шалаш из веток, травы и бересты у эвенков, у камчадалов — деревянная постройка на сваях.

3. истор. жанр демократичного ярмарочного спектакля, грубоватое, часто комическое зрелище с сатирическими мотивами

4. театр. современный театральный жанр, основанный на стилизации народных балаганных представлений

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Балаган что это в старину. USSR bot. Балаган что это в старину фото. Балаган что это в старину-USSR bot. картинка Балаган что это в старину. картинка USSR bot.Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: наслоиться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

БАЛАГАН

БАЛАГАН (от перс. balahana – верхняя комната, балкон). Термин имеет несколько значений:

1. Временная постройка для народных увеселительных, ярмарочных зрелищ (театральных представлений, райков, «комнат смеха», выставок «уродов», передвижных зверинцев, торговых палаток и т.п.). В этом значении термин установился в 18 в. и был распространен до начала 20 в.

2. Жанр демократичного ярмарочного спектакля – грубоватое, часто – комическое зрелище с сатирическими мотивами, основанное на рифмованных прибаутках, балагурстве, и снабженное различными шумовыми эффектами. Получил свое название от постройки-балагана. В чистом виде также просуществовал с 18 в. до начала 20 в.

3. Современный театральный жанр, основанный на стилизации народных балаганных представлений.

4. В переносном смысле – нечто грубое, несерьезное, не соответствующее высокому художественному вкусу. Это пренебрежительное отношение к балагану установилось в 19 в., когда ярмарки и народные гуляния, занимающие весьма заметное место в жизни городского населения России, тем не менее не становились предметом глубокого профессионального исследования. Позже, с начала 20 в., появились серьезные искусствоведческие и культурологические работы, рассматривающие балаган в контексте истории мировой культуры (А.Лейферт, Ю.Лотман, М.Бахтин и др.). Балаган серьезно изучался и театральными практиками (В.Мейерхольд, А.Блок и др.). Принципиальное отношение к балагану, как и ко всему народному театру, было коренным образом пересмотрено. Однако в бытовой речи негативное звучание слова сохранилось; правда, в этом значении оно употребляется уже не по отношению к театру (например: «Превратить серьезное собрание в балаган»).

ИСТОКИ БАЛАГАНА

Истоки балагана лежат в глубокой древности, в ранних языческих обрядах и ритуалах. Особенно явно преемственность балаганных зрелищ просматривается в кампаниях шаманов, в первобытных тотемических праздниках, посвященных животному – покровителю племени. Именно там зародился один из основополагающих технических актерских приемов балагана – искусство звукоподражания. С одной стороны, камлающие шаманы умели голосом передавать самые разнообразные природные звуки – свист ветра, шум птичьих крыльев, вой волка и т.д. С другой стороны, участники тотемических праздников зачастую говорили измененными голосами (например, фальцетом), чтобы на всякий случай скрыть от своего покровителя конкретную личность актера. Позже эти приемы преобразовались в искусство чревовещания, чрезвычайно популярное в балаганной культуре, а также – в пищик, специальное устройство для изменения голоса, которым традиционно пользовались балаганные петрушечные актеры. Тотемические обряды породили и один из самых популярных ярмарочных зрелищ – «медвежью потеху» (уличное комическое представление т.н. «вожака» или «поводыря» с медведем).

Сам принцип организации временных построек-балаганов, несомненно, связан со стремлением светской и церковной властей регламентировать народные праздники, ввести их в определенные рамки – хотя бы временные. Под балаганные представления выделялись точно установленные сроки – как правило, масленичные и пасхальные гуляния, торговые ярмарки и т.п. В европейской культурной традиции предшественником балагана стали мистерии, вышедшие в 13 в. из церкви на улицы и площади, и, наряду с сюжетами Библии и Евангелия, включавшие в себя бытовые интермедии и комические номера. К середине 16 в., из-за непропорционально разросшейся комедийной составляющей этих представлений, практически во всех странах Западной Европы мистерии были официально запрещены. Единственным «властелином» временных построек, возводимых к празднику для увеселения публики, остался балаган (комедия дель арте, карнавалы и т.п.). Демократичность балагана вызывала горячий интерес со стороны малоимущего населения всей Европы.

БАЛАГАН В РОССИИ

В России первый балаган был связан с именем Петра I. В 1700 Петр приказал выстроить в Москве, в Китай-городе, деревянную «комедийную хоромину», которая была открыта двумя годами позже гастрольной труппой немецких комических артистов. Это был первый публичный театр, на представления которого могли приходить все желающие. Начиная с этого времени балаганы прочно вошли в традицию русских официальных праздников.

К праздничным гуляниям, проходившим в специально выделенных местах (в Москве – на Разгуляе, на Неглинной и Москве-реке; в Санкт-Петербурге – на Неве, Фонтанке, на Адмиралтейской площади) возводились самые разные строения: зимой – ледяные горки для катания, летом – карусели и качели. Среди них – собственно балаганы, которые, в зависимости от общего количества, известности владельца и т.п., располагались в одну, две или три линии. На первой выстраивались большие богатые «театры», на второй и третьей – балаганы поменьше и победнее. Они стоились из досок, крыши делались из грубого холста (рядна) или мешковины по принципу шапито. Размеры и внутренне устройство балагана различались в зависимости от достатка его владельца и конкретного предназначения.

Самые маленькие балаганчики, т.н. «столбики» или «рогожные», сооружались при помощи столба, на котором держался рогожный навес. В них демонстрировались разнообразные «диковины» – карлики, великаны, «волосатые женщины» и прочие «уроды». Одно из самых популярных и традиционных зрелищ – «Дама-паук», сконструированная при помощи системы зеркал и черного бархата: мохнатое туловище с паучьими лапами, увенчанное женской головой, которая отвечала на вопросы публики. Безусловным успехом пользовался и «африканский людоед», пожирающий живого голубя на глазах у зрителей (на самом деле это было чучело птицы, внутрь которого помещался мешочек с клюквой). В крохотных балаганчиках (а то и просто на улице) могли располагаться гадалки-предсказательницы, кукольники с Петрушками и марионетками и панорамы-райки (движущиеся картинки, ставшие предтечей рисованной анимации). Передвижные зверинцы представляли собой сараи, тесно уставленные клетками со зверями.

Но главными на гуляниях были большие театральные балаганы со сценой, занавесом и зрительным залом. Разборная сцена-помост была точно рассчитана и собиралась каждый раз из одних и тех же деталей. Перед ней предусматривалось место для нескольких музыкантов. Далее – несколько открытых лож и два-три ряда кресел, отделенных от остальных мест глухим барьером. За ними – т.н. «первые места», семь-восемь рядов скамей с отдельным входом; «вторые места», – еще десять или одиннадцать рядов, расположенных на повышающемся полу. Эти скамейки были настолько высокими, что сидящие не доставали ногами до пола. Завершался зрительный зал т.н. «загоном» – стоячими местами, отделенными барьером, где стояла самая неимущая публика. Такой балаган мог вмещать до 1000 зрителей. После нескольких больших пожаров полиция запретила использовать в деревянных строениях печи, единственным источником тепла были керосиновые лампы-молнии, размещенные на железных кронштейнах и использовавшиеся для освещения сцены. Поэтому зимние балаганы обшивались двумя рядами досок, между которыми засыпались опилки.

Балаганы украшались флагами, вывесками, картинами, афишами. Перед балаганом сооружался балкон, т.н. «раус» (нем. Raus, от heraus – наружу), с которого зрителей на представление зазывал «дед-раешник». Это была, пожалуй, самая сложная балаганная профессия – от импровизационного мастерства и остроумия раешника напрямую зависела популярность зрелища, а значит – и финансовый сбор. Иногда на раусе разыгрывались отдельные сценки из спектакля или специально подготовленные клоунские интермедии, давшие начало отдельному «балконному» драматическому жанру, который тоже получил название рауса.

Каждое представление длилось от 10–15 минут (в маленьких балаганах) до 30 минут, иногда – часа (в балаганах больших). Представления начинались обычно в полдень и длились до 9 часов вечера. Таким образом, каждый день проходило не менее 6 спектаклей (в маленьких балаганах – до 30). Во время представлений в зрительном зале шла бойкая торговля семечками, орехами, пряниками и другой снедью.

Театральные представления состояли из нескольких номеров, разбитых на три отделения. В первом из них показывались, как правило, цирковые акробатические и гимнастические номера – работа на трапеции, канатоходцы, силовые аттракционы и т.п.; во втором – сценки из народного быта; в третьем – арлекинады и пантомимы, комические, мелодраматические или героические. Здесь ставились пьесы из репертуара народного театра (Комедия о царе Максимилиане и др.), инсценировки рыцарских романов, позже – популярных литературных произведений (вплоть до Пушкина, Толстого, Лермонтова).

Это направление в последней трети 19 в. особенно ярко было представлено в крупнейшем петербургском балаганном театре А.Алексеева-Яковлева «Развлечение и польза», где показывались инсценировки и живые картины по басням Крылова, стихотворениям Некрасова, повестям Гоголя, сказкам Ершова и Пушкина, пьесам Островского. Правда, все эти произведения были адаптированы к праздничной атмосфере гуляний – выстроены по принципам краткости, оптимизма и яркости.

В Москве в таком же ключе работал балаганный театр М.Лентовского «Скоморох», в репертуар которого входили пьесы А.Островского, А.Писемского, А.К.Толстого. Именно «Скомороху» отдал для постановки свою пьесу Власть тьмы и Л.Н.Толстой.

Таким образом, театры «Развлечение и польза» и «Скоморох» фактически явились переходным звеном между собственно балаганным зрелищем и просветительскими народными театрами.

В начале 20 в. эстетика балагана была творчески переосмыслена и стала центральной для многих художников, писателей, поэтов, композиторов, режиссеров. Все искусство Серебряного века буквально пронизано образами балагана, выведенными на иной эстетический и смысловой уровень. Балаган врывается в поэмы и стихотворения А.Ахматовой и В.Брюсова; ему отдает дань В.Набоков. Балагану посвящены несколько стихотворений А.Блока. Позже из них рождается первая пьеса Блока – Балаганчик, которую ставит В.Мейерхольд, много размышлявший о природе балагана. И.Стравинский пишет балет Петрушка, ставший в парижских «Русских сезонах» С.Дягилева блистательным стартом для гениального танцовщика В.Нижинского. С балаганом связаны значительные периоды творчества театральных художников А.Бенуа, М.Добужинского, Л.Бакста, С.Судейкина. Это был уже совсем другой балаган – по-прежнему пестрый и яркий, но философский и изысканный, ставший отражением трагической эпохи.

Гюго В. Человек, который смеется
Диккенс Ч. Лавка древностей
Мейерхольд В., Бонди Ю. Балаган. Журнал Любовь к трем апельсинам, 1914, № 2
Лейферт А. Балаганы. Пг., 1922
Лотман Ю. Художественная природа русских народных картинок. В кн.: Народная гравюра и фольклор в России 17-19 веков. М., 1976
Симонович-Ефимова Н. Записки петрушечника. Л., 1980
Некрылова А. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Л., 1984
Балаган. Материалы стенограмм лаборатории режиссеров и художников театров кукол под руководством И.Уваровой. М., 2002

Источник

БАЛАГА́Н

Том 2. Москва, 2005, стр. 687-688

Скопировать библиографическую ссылку:

Балаган что это в старину. 2937. Балаган что это в старину фото. Балаган что это в старину-2937. картинка Балаган что это в старину. картинка 2937.

БАЛАГА́Н (от перс. «ба­ла­ха­не» – бал­кон), вре­мен­ное зда­ние для те­ат­раль­ных, цир­ко­вых и др. пред­став­ле­ний на яр­мар­ках и нар. гу­лянь­ях, а так­же са­мо пред­став­ле­ние. Б. су­ще­ст­во­ва­ли в Рос­сии с сер. 18 до нач. 20 вв., пред­наз­на­ча­лись для по­ка­за раз­но­об­раз­ных зре­лищ – от ди­ко­ви­нок («ры­ба-че­ло­век» и т. п.) и шар­ла­тан­ских трю­ков до мас­штаб­ных фее­рий и ба­ле­тов, вы­сту­п­ле­ний хо­ров и ор­ке­ст­ров. В Б. ста­ви­лись так­же пан­то­ми­мы с уча­сти­ем фольк­лор­ных пер­со­на­жей, нар. ко­ме­дии, разыгры­вались пред­став­ле­ния на биб­лей­ские сю­же­ты, ко­рот­кие ко­мич. бы­то­вые сцен­ки (иг­ри­ща), вы­сту­па­ли пет­ру­шеч­ни­ки, за­зы­ва­лы и ра­ёш­ни­ки. Осо­бую по­пу­ляр­ность сни­ска­ли трю­ко­вые ар­ле­ки­на­ды (са­мые из­вест­ные уст­рои­те­ли – фран­цуз Ле­ман и его уче­ни­ки бр. Ле­гат и В. К. Берг), а так­же фар­сы и эф­фект­ные изо­бра­же­ния ба­таль­ных сцен. Слож­ная ма­ши­не­рия круп­ных Б. ока­за­ла влия­ние на по­ста­но­воч­ную тех­ни­ку гос. те­ат­ров. Наи­бо­лее из­вест­ные дер­жа­те­ли Б. 2-й пол. 19 в. – В. Н. Ега­рев, объ­е­ди­нив­ший пан­то­ми­мы-ар­ле­ки­на­ды с цир­ко­вы­ми но­ме­ра­ми; В. М. Ма­ла­фе­ев, от­крыв­ший нар. те­атр, где ста­ви­лись лит. пье­сы, инс­це­ни­ров­ки ска­зок и бы­лин. Круп­ней­шие ба­ла­ган­ные те­атры – «Раз­вле­че­ние и поль­за» (от­крыт в С.-Пе­тер­бур­ге в 1880 А. Я. Алек­сее­вым-Яков­ле­вым) и «Ско­мо­рох» М. В. Лен­тов­ско­го (Мо­ск­ва, 1881)– ста­ви­ли так­же про­из­ве­де­ния А. С. Пуш­ки­на, Н. В. Го­го­ля, Н. А. Не­кра­со­ва, А. Н. Ост­ров­ско­го, А. Ф. Пи­сем­ско­го, А. К. Тол­сто­го и Л. Н. Тол­сто­го.

Источник

БАЛАГАН

Смотреть что такое «БАЛАГАН» в других словарях:

БАЛАГАН — (тат.). 1) барак, сарай, временное дощатое или иное строение, служащее для склада товаров, торговли, производства ремесла или промысла. 2) временная дощатая постройка для театральных народных представлений. Словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

балаган — См. театр. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. балаган дом, театр; шутовство, гаерство, фарс, зрелище, буффонство, скоморошество, паясничанье, гаерничанье, буффонада,… … Словарь синонимов

БАЛАГАН — БАЛАГАН, балагана, муж. (перс. balahana балкон). 1. Легкая деревянная постройка для ярмарочных зрелищ. 2. Народное театральное зрелище с примитивной сценической техникой; театральный стиль, основанный на подражании этой примитивной технике (театр … Толковый словарь Ушакова

БАЛАГАН — муж., татар. барак, сарай, навес, временное дощатое или иное строение для склада товаров, торговли, производства ремесла или промысла; балаган святочный, скомороший, торговый, сапожный, складочный, ярмарочный и пр. Балаган, в коем промышляют… … Толковый словарь Даля

Балаган — (тат.) барак, сарай, навес, временное дощатое или иноестроение, служащее для склада товаров, торговли, производства ремеслаили промысла. Балаганами также называются временные постройки длятеатральных народных представлений, таковы: Балаганы… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

БАЛАГАН — (от персидского балахане верхняя комната, балкон), временное строение для показа различного рода представлений, диковин, невиданных зверей и др. В России зрелища, устраивавшиеся в 18 начале 20 вв. на Масленицу и Пасху на ярмарках и народных… … Современная энциклопедия

БАЛАГАН — (от перс. балахане верхняя комната балкон). 1) (устар.) временная легкая постройка2)] Театральное зрелище, преимущественно комического характера на ярмарках и народных гуляньях (в России с сер. 18 в.)3) (Перен.) нечто несерьезное, шутовское,… … Большой Энциклопедический словарь

БАЛАГАН — «БАЛАГАН», СССР, ЗЕМЛЯ (киностудия им. А.Довженко), 1990, цв., 90 мин. Трагикомедия. Смешная и грустная история о поэте, которого не печатают. Из за своей мягкости и бесхарактерности герой постоянно заканчивает день в компании «алкашей» со всеми… … Энциклопедия кино

БАЛАГАН — жилая или хозяйственная постройка из косо поставленных жердей у народов Сибири … Этнографический словарь

балаган — балаган, жилая или хозяйственная постройка из косо поставленных жердей у народов Сибири … Энциклопедия «Народы и религии мира»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *