балакирев композитор биография и творчество
Биография композитора Милия Балакирева
Русский композитор, пианист и дирижер Милий Алексеевич Балакирев родился 2 января 1837 года (21 декабря 1836 года по старому стилю) в Нижнем Новгороде. Он был потомственным дворянином, род Балакиревых известен с середины XIV века. Первые уроки игры на фортепиано получил у матери Елизаветы Яшеровой, летом 1846 года в Москве учился у пианиста и композитора Александра Дюбюка – ученика ирландского композитора Джона Филда.
В 1848-1853 годах Балакирев обучался в нижегородском Александровском дворянском институте, параллельно брал уроки у дирижера и пианиста Карла Эйзриха – воспитанника Венской консерватории.
Решающее значение для Балакирева-музыканта имело знакомство с Александром Улыбышевым, дипломатом, а также знатоком музыки, автором трехтомной биографии Вольфганга Моцарта. В доме Улыбышева Балакирев дирижировал любительским оркестром на музыкальных вечерах, выступал в качестве пианиста, изучал партитуры в библиотеке.
В 1853 году поступив на математический факультет Казанского университета, Балакирев через год оставил учебу, чтобы посвятить себя исключительно музыке.
К этому времени относятся его первые творческие опыты – фортепианные сочинения, романсы.
В 1855 году Балакирев переехал в Петербург, где в 1856 году познакомился с композитором Михаилом Глинкой, высоко оценившим его дарование.
В конце 1850-х годов Балакирев объединил и возглавил кружок молодых русских композиторов – Цезаря Кюи, Модеста Мусоргского, Николая Римского-Корсакова и Александра Бородина. Все четверо, как и сам Балакирев, не имели профессионального музыкального образования. Кюи был военным инженером, Мусоргский – офицером в отставке, Римский-Корсаков – моряком, Бородин – химиком. Это объединение вошло в историю музыки под названием «Могучей кучки», данным ему критиком Bладимиром Стасовым. Все сочиненное начинающими композиторами исполнялось на собраниях кружка, где Балакирев поправлял и делал указания по партитуре.
К этому времени Милий Балакирев написал 20 романсов, среди которых «Приди ко мне», «Песня Селима» (1858 – оба), «Песня золотой рыбки» (1860).
Стремясь к распространению музыкального образования среди широких кругов населения, Балакирев организовал в 1862 году совместно с хоровым дирижером Гавриилом Ломакиным «Бесплатную музыкальную школу», которой руководил в 1868-1873 и в 1881-1908 годах. Он также дирижировал концертами школы, а в 1867-1869 годах – концертами Русского музыкального общества.
В 1883-1895 годах Балакирев был управляющим Петербургской придворной капеллы, где улучшил репертуар и исполнение. Он поднял преподавание пения и теории музыки на профессиональный уровень и ввел инструментальные классы. Наиболее одаренные ученики капеллы образовали вокруг своего руководителя музыкальный кружок. Балакирев был также центром так называемого Веймарского кружка.
Он редактировал ранние сочинения Мусоргского, Бородина и Римского-Корсакова, совместно с последним готовил к изданию партитуры опер Глинки «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила», сочинения Фредерика Шопена.
Во второй половине 1860-х годов Балакирев поставил в Праге оперы Глинки «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила».
В 1894 году по его инициативе был установлен памятник Шопену в Желязовой Воле (месте рождения Шопена), там же и в Варшаве исполнял публично произведения этого композитора.
С начала 1880-х годов он был цензором духовно-музыкальных произведений. Духовно-музыкальное наследие Балакирева составило 11 законченных работ, главным образом предназначенных к исполнению за богослужением.
Балакирев создал две симфонии (1897, 1908); три увертюры, в том числе Увертюра на темы трех русских песен (1858); симфонические поэмы «Русь» («1000 лет», 1862), «В Чехии» (1867), «Тамара» (1882). Он написал музыку к трагедии Шекспира «Король Лир» (1861); два концерта для фортепиано с оркестром; фантазию «Исламей» (1869); Кантату на открытие в Петербурге памятника Глинке (1904); пьесы для фортепиано.
Балакирев – автор 40 романсов. Композитор положил на музыку стихи «Утес» и «Когда волнуется желтеющая нива» Михаила Лермонтова, «Я пришел к тебе с приветом» и «Шепот, робкое дыханье» Афанасия Фета.
29 мая (16 мая по старому стилю) 1910 года Милий Балакирев скончался в Петербурге. Похоронен в Некрополе мастеров искусств.
Во Владимире, Екатеринбурге, Липецке и Нижнем Новгороде есть улицы и переулки, названные в честь композитора. Также имя Милия Балакирева носят музыкальные школы и школы искусств в Москве, Нижнем Новгороде и Гусь-Хрустальном.
В 2017 году площадь композитора Балакирева появится в Москве на пересечении Самаркандского бульвара и Ферганской улицы в районе Выхино-Жулебино Юго-Восточного административного округа.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Балакирев композитор биография и творчество
Милий Алексеевич Балакирев
Имя Милия Алексеевича Балакирева знакомо многим, оно немедленно вызывает в памяти ассоциации с «Могучей кучкой». Однако вряд ли найдется далекий от музыковедения человек, способный навскидку назвать даже одно-два его сочинения. Так сложилось, что Балакирева знают как общественного деятеля, педагога, но не как композитора. Почему же его творческая судьба осталась в тени великих современников и каково истинное значение его личности в российской культуре?
Краткую биографию Милия Балакирева и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.
Краткая биография Балакирева
Милий Балакирев появился на свет 21 декабря 1836 года наследником старинной дворянской фамилии, первые упоминания о которой восходят к 14 столетию. Балакиревы несколько веков состояли на военной службе, но отец будущего композитора, Алексей Константинович, был штатским государственным служащим. Дом, где родился Милий Алексеевич – семейный особняк в Нижнем Новгороде на Телячьей улице. Столь необычное имя мальчик получил от мамы, Елизаветы Ивановны, в роду которой оно было достаточно распространено.
В биографии Балакирева, как и у многих других русских композиторов можно встретить упоминания о том, что первое знакомство с музыкой вообще и фортепиано в частности происходило благодаря матери. Балакирев не исключение – Елизавета Ивановна прекрасно играла сама и научила сына основам владения инструментом, а в 10 лет отвезла его в Москву к известному педагогу А. Дюбюку. Вскоре по возвращению домой она скончалась, но Милий стал обучаться у дирижера К. Эйзериха.
В 16 лет юноша выпускается из стен Нижегородского дворянского института и поступает вольнослушателем на математический факультет Казанского университета. Зарабатывать на жизнь ему приходилось преподаванием музыки. Не проучившись в Казани и двух лет, он возвращается домой, где начинает дирижировать оркестром К. Эйзериха, выступая на ярмарке, в театре и Дворянском собрании.
Главной задачей всей своей жизни Балакирев считал становление русской музыки и музыкальной школы. Он активно участвовал в работе не только «кучкистов», но и других композиторов, Чайковского, например, подсказывая им новые темы и сюжеты для творчества. Тем самым собственное сочинительство отошло на второй план. В 1862 году Балакирев основал «Бесплатную музыкальную школу», а несколькими годами позже отказался от приглашения стать профессором Московской консерватории, считая себя недостаточно образованным для преподавания в академических стенах. С 1867 года он – дирижер концертов Императорского русского музыкального общества. Его отстранение от этой должности в 1869 году – результат и придворных интриг, и его собственного непримиримого радикализма во взглядах на музыку.
К началу 1870-х годов дороги композиторов-кучкистов разошлись, Балакирев тяжело переживал потерю влияния на своих бывших единомышленников. Он отказался от музыкальных занятий, поступил на рутинную службу на Варшавской железной дороге, ударился в религию и в минуты душевного опустошения раздумывал даже об уходе в монастырь. Только в следующем десятилетии композитор вернулся к полноценной музыкальной деятельности, вновь возглавив свою школу и приняв в 1883 году предложение стать руководителем придворной певческой капеллы. За 11 лет на этой должности он продемонстрировал свои лучшие организаторские качества – начиная с перестройки здания капеллы и заканчивая заботой о судьбе певцов, потерявших голос. Именно с этого момента в учреждении появляется свой полноценный оркестр, существующий и сегодня.
После увольнения из капеллы Милий Алексеевич получает возможность и время заняться собственным творчеством. Он пишет новые произведения, перерабатывает те, что были написаны в юности. Становясь все более деспотичным и нетерпимым, он поддерживает славянофильские взгляды и осуждает революцию 1905 года, чем отталкивает от себя многих людей из ближайшего окружения. 10 мая 1910 года композитора не стало. Несмотря на то, что он давно уже не участвовал в публичной музыкальной жизни, его хоронили как великого деятеля русской культуры.
Интересные факты о Балакиреве
Творчество Милия Балакирева
Согласно биографии Балакирева в 1857 году он приступает к работе над подаренной ему Глинкой темой Увертюры на тему испанского марша. Написанная в тот же год, Увертюра через 30 лет была полностью переработана. Символично, но первым произведением, которое в 1859 году познакомило петербургскую публику с молодым композитором, стала Увертюра на темы трех русских песен. В 1861 году в Александринском театре ставился шекспировский «Король Лир», музыку к спектаклю заказали Балакиреву. В итоге у композитора получилось самостоятельное симфоническое произведение, сюжет которого в некоторых сценах не соответствовал сюжету трагедии. Но музыка эта в Александринке так и не прозвучала – Балакирев не успел ее закончить ко дню премьеры.
В 1862 году из-под пера композитора выходит симфоническая поэма «1000 лет», которая впоследствии была переименована в «Русь». Поводом к ее написанию стало открытие в Великом Новгороде памятника тысячелетию Руси. Эта музыка стала отображением взглядов формировавшейся «Могучей кучки», ее идеи прослеживаются в более поздних произведениях Мусоргского и Римского-Корсакова.
В 1862-63 годах композитор побывал на Кавказе и под впечатлением от поездок принялся писать симфоническую поэму «Тамара» по мотивам стихотворения М.Ю. Лермонтова, своего любимого поэта. Работа затянулась без малого на 20 лет. Премьера произведения состоялась только в 1882 году. На восточную тему в 1869, после третьего посещения Кавказа, было написано самое технически сложное фортепианное произведение композитора «Исламей».
В 1867 году после поездки в Прагу для дирижирования концертами из произведений Глинки, Балакирев написал увертюру «В Чехии», в которой дал свою трактовку народных моравских песен. Создание Первой симфонии заняло много времени: первые наброски датируются 1860-ми, а завершение – 1887 годом. Симфония эта, безусловно, родом из времен «Могучей кучки», поскольку построение главных ее тем находит свое отражение и у Бородина, и у Римского-Корсакова. В основе произведения – мелодика народной русской и восточной музыки. Вторая симфония родилась на склоне жизни композитора, в 1908 году. В своих симфонических произведениях Балакирев ориентируется, прежде всего, на Берлиоза и Листа , однако, недостаток академического образования не позволяет ему до конца использовать все достижения стиля этих композиторов.
В 1906 году в Петербурге торжественно открывается памятник М.И. Глинке. Для этой церемонии Балакирев пишет Кантату для хора и оркестра – одну из четырех своих хоровых работ. Другое произведение, написанное к открытию памятника, на сей раз Шопена , в 1910 году – Сюита для оркестра, составленная из 4 сочинений польского композитора. Концерт Es-dur для фортепиано с оркестром – последнее крупное произведение Балакирева, которое заканчивал уже его соратник С.М. Ляпунов. Оно, как и многие сочинения для фортепиано, отличается исполнительской сложностью. Балакирев, будучи превосходным пианистом, старался в своих произведениях подчеркнуть мастерство музыканта, иногда и в ущерб мелодической ценности пьесы. Самым обширным по количеству осталось наследие Балакирева в жанре романса и песни – всего более 40 произведений на стихи ведущих поэтов эпохи: Пушкина, Лермонтова, Фета, Кольцова. Романсы композитор создавал в течение всей своей жизни, начиная с 1850-х годов.
Музыка Балакирева в кино
Как это ни печально, но за пределы узкого филармонического круга любителей русской классической музыки произведения Балакирева почти не выходят. Даже специалисты мирового кинематографа обратились к творчеству композитора всего лишь раз – в швейцарском фильме 2006 года «Витус» о юном пианисте-виртуозе, где прозвучала восточная фантазия «Исламей».
Отечественный кинематограф использовал образ Балакирева в картине 1950 года «Мусоргский», его роль сыграл Владимир Балашов.
С членами «Могучей кучки» Балакирева разделило не только время, но и то, к чему он стремился – их самобытное композиторское развитие на базе, которую он им дал. В конечном итоге, он не был только гениальным композитором или выдающимся исполнителем. Он был кем-то большим – великим русским музыкантом. Человеком, который как никто чувствовал музыку. Человеком, которого мироздание наделило даром открывать таланты. Он не написал оперу, но разве без него успешный химик Бородин создал бы своего единственного, но беспредельно гениального «Князя Игоря»? Он не смог основать собственную композиторскую школу, но разве не под его влиянием морской офицер Римский-Корсаков нашел в себе силы бросить службу и стать не только композитором, но и величайшим педагогом? Милий Алексеевич Балакирев – один из главных пассионариев русской музыки. И как большое лучше видится на расстоянии, так и сегодня его заслуги перед отечественной культурой становятся все более и более ценными.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
фильм о Балакиреве
Милий Балакирев
Биография
Знаменитый российский композитор 19-го столетия Милий Балакирев посвятил всю свою жизнь музыке, так и не найдя простого человеческого счастья. Он стал идейным вдохновителем и создателем отдельного течения в искусстве, а его талантливое наследие актуально и по сей день.
Детство и юность
Балакирев Милий Алексеевич появился на свет 2 января 1837 года в Нижнем Новгороде, Российская империя. Мать мальчика занималась воспитанием детей и домашним хозяйством, а отец Алексей Константинович являлся представителем дворянства и титулярным советником.
Милий Алексеевич Балакирев / Piano Society
Члены семьи Балакиревых были последователями традиционной христианской религии и сына растили в соответствующей атмосфере. Маленький Милий являлся настолько религиозным, что родные в шутку пророчили ему будущее архиерея. Вера в Бога впоследствии так и осталась важной темой для композитора на всю жизнь.
С ранних лет Балакирев-младший демонстрировал интерес и способности к музыке, что не скрылось от глаз его матери. В возрасте 6 лет Милий начал обучаться игре на фортепиано и демонстрировать весомые успехи. Для того чтобы талант мальчика раскрылся в большей степени, родители повезли его в Москву.
В столице ребенок прошел ускоренный курс фортепианной техники у популярного педагога и композитора Дюбюка Александра, а в родном городе продолжил освоение инструмента под предводительством местного дирижера и пианиста Карла Эйзериха. Именно он познакомил ученика с А. Д. Улыбашевым – музыкантом-любителем, меценатом и просветителем, который значительно повлиял на становление личности Милия.
Портрет Милия Балакирева. Гравюра Л.А. Серякова / Журнал «Всемирная иллюстрация», Википедия
В доме Александра Дмитриевича часто устраивались торжественные вечера с обсуждениями проблем искусства и концерты, на которых присутствовали все сливки творческого общества – местные мыслители, литераторы и музыканты. Именно на подобных мероприятиях сформировались основы эстетического мировоззрения будущего композитора.
В 16 лет он поступил на математический факультет Казанского университета вольнослушателем, но его учеба продлилась совсем недолго – спустя год парню перестало хватать средств на оплату образования. Чтобы прокормить себя, Балакирев давал частные уроки музыки. В этот период он сочинил свои первые произведения – пьесы для фортепиано и романсы.
Музыка
Александр Улыбашев, наблюдая за тем, как одарен Милий, принимает решение взять его с собой в Санкт-Петербург в 1855 году и знакомит там с композитором Михаилом Глинкой. Балакирев, для которого музыка являлась главнейшей частью жизни, продемонстрировал свои вокальные сочинения мэтру. Мужчина высоко оценил творчество талантливого юноши и посоветовал ему посвятить всего себя написанию музыкальных композиций.
Композитор Милий Балакирев / NNDB
В 1856 году начинающий творец представил слушателям свои дебютные сочинения, а также продемонстрировал талант дирижера и пианиста во время исполнения концертного аллегро с оркестром для фортепиано. Музыкальные критики и зрители с восторгом приняли творчество Милия, после чего ему стали предлагать выступить в знатных домах. Это обстоятельство улучшило финансовое положение парня, но повлияло на загруженность – у него совсем не оставалось свободного времени.
Балакирев, чьи работы были сочинены в национальном русском стиле, постепенно начал набирать популярность в высшем обществе и вести активную концертную деятельность. Однако уже тогда Милий понимал, что его главное предназначение – это создание музыки и передача передовых идей, поэтому юноша сократил количество концертов до минимума, несмотря на то, что это ударило по его кошельку, и взялся за написание музыки и просветительство.
Балакирев Милий Алексеевич
Русский композитор. Пианист. Дирижер. Глава объединения «Могучая кучка». Автор оркестровых, фортепианных и вокальных сочинений, из которых большой популярностью пользуются романсы и песни. Ценным музыкальным вкладом композитора является «Сборник русских народных песен».
Милий Балакирев родился 21 декабря 1836 года в городе Нижний Новгород. Вырос в семье титулярного советника Алексея Константиновича Балакирева. В детском возрасте первоначальные уроки игры на фортепиано давала мать. В десять лет на летних каникулах его отвезли в Москву, где за несколько уроков у Александра Дюбюка усвоил правильные приемы фортепианной игры. В Нижнем Новгороде музыкальные занятия продолжал у пианиста и дирижера Карла Эйзериха. Также, большое участие в его судьбе принял Александр Улыбышев, просвещенный меценат, автор первой русской монографии о Вольфганге Моцарте.
С 1848 года на протяжении пяти лет Балакирев обучался в нижегородском Александровском дворянском институте. В 1853 году поступив на математический факультет Казанского университета через год оставил учебу, чтобы посвятить себя исключительно музыке. К этому времени относятся его первые творческие опыты: фортепианные сочинения, романсы.
В 1855 году Балакирев переехал в Санкт-Петербург, где уже через год познакомился с композитором Михаилом Глинкой, высоко оценившим его дарование. В конце 1850-х годов Милий Алексеевич объединил и возглавил кружок молодых русских композиторов: Цезаря Кюи, Модеста Мусоргского, Николая Римского-Корсакова и Александра Бородина.
Все четверо, как и сам Балакирев, не имели профессионального музыкального образования. Кюи являлся военным инженером, Мусоргский офицером в отставке, Римский-Корсаков моряком, а Бородин химиком. Данное объединение вошло в историю музыки под названием «Могучая кучка», данным ему критиком Bладимиром Стасовым. Все сочиненное начинающими композиторами исполнялось на собраниях кружка, где Балакирев поправлял и делал указания по партитуре.
К 1860 году Милий Балакирев написал уже двадцать романсов, среди которых «Приди ко мне», «Песня Селима», «Песня золотой рыбки». Стремясь к распространению музыкального образования среди широких кругов населения, Милий организовал в 1862 году совместно с хоровым дирижером Гавриилом Ломакиным «Бесплатную музыкальную школу», которой руководил многие годы. Помимо этого дирижировал концертами школы и концертами Русского музыкального общества.
В 1866 году Милия пригласили в Прагу заведовать постановкой опер Михаила Глинки «Жизнь за Царя» и «Руслан и Людмила», которые были даны под управлением Балакирева и благодаря его настойчивости и неустанной энергии имели огромный успех, в особенности «Руслан и Людмила».
Балакирев с 1883 года на протяжении двенадцати лет занимал пост управляющего Петербургской придворной капеллы, где улучшил репертуар и исполнение. Милий поднял преподавание пения и теории музыки на профессиональный уровень и ввел инструментальные классы. Наиболее одаренные ученики образовали вокруг своего руководителя музыкальный кружок. Балакирев также выступал центром, так называемого Веймарского кружка. Он редактировал ранние сочинения Мусоргского, Бородина и Римского-Корсакова, совместно с последним готовил к изданию партитуры опер Глинки «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила», сочинения Фредерика Шопена.
С середины 1880-х годов Балакирев стал цензором духовно-музыкальных произведений. Его наследие в этой области составило одиннадцать законченных работ, главным образом предназначенных к исполнению за богослужением.
Балакирев является автором двух симфонии; трех увертюр, в том числе Увертюры на тему трех русских песен; симфонические поэмы «Русь», «В Чехии», «Тамара». Написал музыку к трагедии Шекспира «Король Лир»; два концерта для фортепиано с оркестром; фантазию «Исламей»; Кантату на открытие в Петербурге памятника Глинке в 1904 году. Является автором сорока романсов. Композитор положил на музыку стихи «Утес» и «Когда волнуется желтеющая нива» Михаила Лермонтова, «Я пришел к тебе с приветом» и «Шепот, робкое дыханье» Афанасия Фета.
Милий Алексеевич Балакирев скончался 29 мая 1910 года в Санкт-Петербурге. Похоронен великий русский композитор в Некрополе мастеров искусств на Тихвинском кладбище.
Семья Милия Балакирева
Творчество Милия Балакирева
Список произведений
Сочинения для оркестра
Песня «Подойду, подойду» в обработке Балакирева. Использована в музыкальной картине «1000 лет» («Русь»).
Увертюра на тему испанского марша (1857): партитура
Музыка к трагедии У. Шекспира «Король Лир» (1858-1861): партитура
Увертюра на темы трех русских песен (1858): партитура
«1000 лет», музыкальная картина (1863-1864; 2-я ред., под названием «Русь»: 1884)
Симфония № 1 (1864-1866, 1893-1897): партитура
Увертюра на три чешские темы (1867; 2-я ред., под названием «В Чехии»: 1905)
«Тамара», симфоническая поэма (1867-1882): партитура
Симфония № 2 (1900-1908)
Сюита (1901-1908; завершена С. М. Ляпуновым)
Сюита из произведений Ф. Шопена (1909)
Сочинения для солирующего инструмента с оркестром
«Большая фантазия на русские народные песни» для фортепиано с оркестром (1852)
Концерт № 1 фа диез минор: для фортепиано с оркестром (1855-1856): партитура
Концерт № 2 для фортепиано с оркестром (1861-1862, 1906-1909; завершен С. М. Ляпуновым)
Камерно-инструментальные сочинения
Септет для флейты, кларнета, струнных и фортепиано (1852; утрачен)
Октет для флейты, гобоя, валторны, струнных и фортепиано (1855-1856)
Романс для виолончели и фортепиано (1856; завершен С. М. Ляпуновым)
Сочинения для фортепиано
Фантазия на темы из оперы Глинки «Иван Сусанин» (1854-1856)
Соната № 1 (1855-1856)
Три ноктюрна (1856; 1901; 1902)
«Фанданго-этюд» (1856; 2-я ред., под названием «Испанская серенада»: 1902)
Три скерцо (1856; 1900; 1901)
Полька фа-диез минор (1859)
Экспромт фа минор (ок. 1850-1860)
Семь мазурок (1861; 1861; 1886; 1886; 1900; 1902; 1906)
«На Волге» для фортепиано в 4 руки (ок. 1863)
«Исламей», восточная фантазия (1869)
«В саду» (1884)
«Тридцать русских народных песен» для фортепиано в 4 руки (1898): ноты
«Думка» (1900)
Соната № 2 (1900-1905)
«Эскизы» (1909): ноты
Сюита для фортепиано в 4 руки (1909): ноты
Романсы и песни
«Три забытых романса» (1855)
«Ты пленительной неги полна» (А. Головинский)
«Звено» (В. Туманский)
«Испанская песня» (М. Михайлов)
«Двадцать песен» (1858-1865)
«Песня разбойника» (А. Кольцов)
«Обойми, поцелуй» (А. Кольцов)
«Баркаролла» (А. Арсепьев из Гейне)
«Колыбельная песня» (А. Арсеньев)
«Взошел на небо месяц ясный» (М. Япенич)
«Когда беззаботно, дитя, ты резвишься» (К. Вильде)
«Рыцарь» (К. Вильде)
«Так и рвется душа» (А. Кольцов)
«Приди ко мне» (А. Кольцов)
«Песня Селима» (М. Лермонтов)
«Введи меня, о, ночь» (А. Майков)
«Еврейская мелодия» (М. Лермонтов из Байрона)
«Исступление» (А. Кольцов)
«Отчего» (М. Лермонтов)
«Песня золотой рыбки» (М. Лермонтов)
«Песня старика» (А. Кольцов)
«Слышу ли голос твой» (М. Лермонтов)
«Грузинская песня» (А. Пушкин)
«Сон» (М. Михайлов из Гейне)
«Десять песен» (1895-1896)
«Над озером» (А. Голенищев-Кутузов)
«Пустыня» (А. Жемчужников)
«Не пенится море» (А. Толстой)
«Когда волнуется желтеющая нива» (М. Лермонтов)
«Я любила его» (А. Кольцов)
«Сосна» (М. Лермонтов из Гейне)
«Nachtstiick» (А. Хомяков)
«Как наладили» (Л. Мей)
«Среди цветов поры осенней» (И. Аксаков)
«Догорает румяный закат» (В. Кульчинский)
«Десять песен» (1903-1904)
«Запевка» (Мей)
«Сон» (Лермонтов)
«Беззвездная полночь дышала прохладой» (А. Хомяков)
«7-е ноября» (А. Хомяков)
«Я пришел к тебе с приветом» (А. Фет)
«Взгляни, мой друг» (В. Красов)
«Шепот, робкое дыханье» (А. Фет)
«Песня» (М. Лермонтов)
«Из-под таинственной холодной полумаски» (М. Лермонтов)
«Спи» (А. Хомяков)
«Два романса» (1909)
«Заря» (А. Хомяков)
«Утес» (М. Лермонтов)
Другие сочинения для голоса и фортепиано
«Сборник русских народных песен» (1865-1866)
«Тридцать песен русского народа» (1898)
Хоровые произведения
«Христос воскресе» для женского или детского хора (1883); для смешанного хора (1906)
«Колыбельная песня» для смешанного хора, на слова Н. Кукольника (ок. 1887)
«Гимн в честь великого князя Георгия Всеволодовича» для смешанного хора (1889)
«Умчалось время золотое» для женского хора (1891)
«Колыбельная песня» для двух детских или женских голосов и фортепиано или оркестра, на слова А. Арсеньева (1898)
«Под сенью щедрой благостыни», гимн для женского хора и фортепиано (1899)
«Молитва русских» для женского хора (1899)
«Духовно-музыкальные переложения и сочинения» для смешанного хора (опубл. в 1900)
«Две былины» для смешанного хора (1902)
«Кантата на открытие памятника М. И. Глинке в Петербурге» для сопрано, смешанного хора и оркестра (1902-1904)
«Эко сердце», обработка русской народной песни для смешанного хора (1902?)
«Ангел вопияше» для мужского хора (опубл. в 1912)
«Уст твоих», тропарь Иоанну Златоусту для смешанного хора (опубл. в 1912)
Обработки произведений других авторов
Редакции произведений других авторов
Глинка М. И. Большой секстет для струнных и фортепиано
Глинка М. И. «Камаринская», фантазия для оркестра
Глинка М. И. Опера «Руслан и Людмила»
Глинка М. И. Струнный квартет фа мажор
Шопен Ф. Фортепианное трио, ор. 8
Шопен Ф. Соната для виолончели и фортепиано, ор. 65
Эпистолярное наследие
Память о Милии Балакиреве
Музей
Единственный музей композитора находится в Нижнем Новгороде.
Географические объекты и учреждения
Школа искусств имени М. А. Балакирева (Москва)
Площадь Композитора Балакирева (Москва)
Переулок Балакирева (Екатеринбург)
Переулок Балакирева (пгт. Межуреченский)
Переулок Балакирева (Липецк)
Улица Балакирева (Владимир)
Улица Балакирева (Харьков)
Улица Балакирева (Нижний Новгород)
Улица Балакирева (Нижний Тагил)
Улица Балакирева (Ростов-на-Дону)
Улица Балакирева (Ставрополь)
Музыкальная школа имени М. А. Балакирева в Тольятти
Нижегородский музыкальный колледж имени М. А. Балакирева
Детская школа искусств имени М. А. Балакирева
Переулок Балакирева (Екатеринбург)
Детская музыкальная школа № 11 имени М. А. Балакирева (Екатеринбург)
Детская школа искусств имени М. А. Балакирева (г. Гусь-Хрустальный)
Детская школа искусств имени М. А. Балакирева (г. Петрозаводск)
Детская музыкальная школа им. М. А. Балакирева г. Сарова
Детская школа искусств имени М. А. Балакирева г. Волгограда
Детская школа искусств имени М. А. Балакирева в Санкт-Петербурге
Произведения кинематографа
Самолет
В честь Милия Алексеевича Балакирева назван переданный 27 февраля 2018 года в авиакомпанию Аэрофлот Boeing 737-8LJ (регистрационный номер VP-BFB)