Байопик что это такое
Байопик — что это такое в киноискусстве
Байопик (Biopic) – это биографический фильм, созданный для показа в кинотеатрах или по ТВ, с целью ознакомления зрителей с особо драматичными моментами жизни реальной личности.
Что такое БАЙОПИК – значение, определение простыми словами.
Простыми словами, Байопик – это полноценный художественный фильм, рассказывающий о жизни реально существующего или исторического персонажа. Как правило, байопики посвящены наиболее ярким личностям, которые своими действиями значительно повлияли на ход истории или внесли ощутимый вклад в развитие человечества в целом.
Следует отметить, что хоть байопик и основывается на реальной биографии человека, ему все же присущая изрядная доля драматизма и отклонений от подлинной истории. Все дело в том, что в первую очередь, это все-таки художественный фильм, который зрителю должно быть интересно смотреть. Таким образом, режиссеры часто упускают довольно важные с исторической точки зрения факты, и сосредотачиваются на тех акцентах, которые более драматично и ярко передают характер и мотивацию персонажа.
На самом деле, практически каждый байопик манипулирует фактами в определенный момент, когда это нужно сделать в угоду зрительскому интересу. И сколько бы не возмущались историки и биографы по поводу ошибок или несоответствий, данный жанр кино, является всего лишь мультимедийным контентом, созданным для заработка денег. В некотором смысле, это режиссерские интерпретации биографий.
Фильмы Байопики.
На данный момент существует огромное количество байопиков, но все же, некоторые из них, по нашему скромному мнению, действительно хороши:
Байопик и Документальный фильм, в чем разница?
Основное и ключевое различие между двумя этими фильмами заключается в том, что документальный фильм должен в точности передавать все исторические события и факты, которые достоверно известны в отношении главного персонажа. Байопик в свою очередь может более свободно трактовать происходящие события, упускать или добавлять различные детали.
Байопик
« | — Умереть не страшно. Страшно, что после смерти могут снять фильм, и тебя сыграет Безруков! | » |
— Приписывают Гафту |
Байопик (англ. biopic, сокращённое от biographic picture — биографическая картина) — художественный фильм, в основу сюжета которого положена история жизни реально существовавшего человека или особо яркий эпизод из оной. При этом сохраняются настоящие имена, сеттинг и даты, актёров гримируют под реально существовавших людей, и по возможности остаётся нетронутой событийная канва. Цель байопика — в развлекательной форме преподнести зрителю историю жизни реального человека. Разумеется, про Васю Пупкина с соседней улицы фильм не снимут — байопики снимаются про известных людей с яркой биографией, которая способна пробудить интерес и без художественных украшательств.
Важно понимать разницу между байопиком и документальным фильмом: байопик — художественная картина, а не документальная хроника, и может для пущей смотрибельности позволять себе некоторые художественные допущения или преувеличения. Однако совсем уж клюквы порядочные режиссёры стараются не допускать, ибо у реальных лиц обычно имеются родственники и потомки, которые могут сильно обидеться на некорректное изображение их бабушки/дедушки/папы/мамы и подать на безответственного режиссёра в суд.
Если байопик снимается ещё при жизни изображаемого лица (такое редко, но случается — например, со Сноуденом), съёмочная команда обычно старается заполучить это самое лицо в консультанты, а иногда и даёт ему камео.
Почти все байопики — драмы уже по сути своей, но в зависимости от биографии изображаемого лица могут содержать элементы пеплума, боевика, комедии и т. д.
Байопик
Автор: Ирина Кравченко
«Биографическая картина», «фильм-биография», как расшифровывается и переводится английское сокращение «байопик», востребована сегодня у зрителя едва ли не больше других кино- и театральных жанров. Почему?
Как вспоминают, Анна Ахматова говорила: для неё на свете интересны две вещи – сплетня и метафизика. Поэт выразил то, что питает каждого смертного: любопытство к сиюминутному – и вечному. Оттого с незапамятных времён процветает жанр биографии, как раз соединивший рассказ из повседневности и неподвластное времени, которое «тлена убежит».
Театр давным-давно, ещё во времена античности, обратился к историям жизни: древнегреческие трагедии в большинстве своём биографии, пусть обычно и вымышленных героев, в ту пору правду и миф не различали. Спустя столетия другое массовое искусство, кинематограф, вплотную занялось биографиями в картинках.
Считается, что открыл байопик сто с лишним лет назад, на рубеже веков, Жорж Мельес, влюбившийся в только-только возникшее кино после того, как побывал на одном из премьерных сеансов соотечественников – братьев Люмьер. Он, кстати, пожелал купить у них камеру-проектор, но братья отказали, будучи уверенными, что скоро забава людям надоест, а потому надо, избегая конкуренции, по-быстрому стричь купюры. Мельес приобрёл аппарат у англичан и пошёл делать то, что потом назвали короткометражками, а тогда только их и снимали. Француз и стал создателем первых байопиков.
Так кинематограф обнаружил золотую жилу и пошёл разрабатывать её вовсю. Вскоре выяснилось, что публике всё равно, про кого смотреть – хоть про современника, хоть про фараона. Человек из незапамятных времён даже интереснее, поскольку в данном случае у автора больше простора для фантазии и зрителю увлекательнее.
В Голливуде вообще быстро сообразили, что байопик – золото, во всех смыслах, и принялись развивать целое направление, а именно фильм-пеплум: роскошные экранные постановки из жизни античных и библейских персонажей.
Зрелищность, убедительность в «повествовании» об известном человеке – великое дело, под этим соусом зрителю можно подать любую идею, особенно когда он готов делать с кого-то жизнь. Достаточно вспомнить картины Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» и «Иван Грозный», которые Эйзенштейн снимал под верховным руководством. Но старался, например, показать своего царя живым и противоречивым, в итоге вторая серия вызвала гнев новых опричников, выпустивших отдельное постановление о фильме и сравнивших получившегося у режиссёра и Николая Черкасова самодержца со «слабохарактерным» Гамлетом.
Продюсер Рубен Дишдишян
Однако всякая историческая личность по натуре сложна, особенно художник, и кинематограф постепенно открыл для себя, что психологические лабиринты того, кто творит искусство, – сюжет не хуже шекспировского.
Фёдор Достоевский, Лев Толстой, Сергей Есенин или Владимир Высоцкий здесь идеальные протагонисты. Внутренняя жизнь богатая, фактическая тоже, и документальных свидетельств достаточно. Единственное, что действительность, которая лежит в основе таких картин, диктует своё непреложное правило: не наври.
Существует тонюсенькая нить, которую вообще-то в любом байопике, даже фантастическом, нельзя выпустить из руки, и это – логика реального характера. Можно домыслить то, о чём сведения до нас не дошли, но пойти против правды нельзя, и не потому, что после выхода картины станут уличать в подтасовке фактов.
Байопик должен быть сделан так, чтобы незнатоки, а их подавляющее большинство, поверили, а это трудно: зритель, может, чьей-то биографии совсем не знает, но чувствует, где его надувают. Каждая состоявшаяся жизнь, – а у художника, учёного или императора она такова, – выстроена идеально, сколько бы крутых горок в ней ни было. Там нет не продуманного, причём не самим человеком, берите выше. Поэтому, честно говоря, нелёгкая это задача – постигать замысел, который происхождения вовсе не земного.
Один из тех, кто берётся за такую работу, актёр и режиссёр Сергей Безруков, снявшийся в роли и Пушкина, и Есенина, и Высоцкого.
Сергей Безруков
Когда артистов спрашивают об их жизни, они нередко отвечают: «Смотрите меня в фильмах и спектаклях – там всё сказано». Писатели: «Читайте мои книги». Композитор напомнит, чтобы слушали его музыку, оттуда, видимо, станет понятным, как он, например, влюбился в свою будущую жену. А жизненные подробности важны, но вот для чего? Готовя спектакль «Высоцкий. Рождение легенды» в Московском Губернском театре, что такого вы узнали, погрузившись в биографию поэта и актёра, чего не раскрыли бы вам его песни и роли?
Это и проводы отца на фронт, когда сын обернулся, а папа уже машет ему из окна отходящего поезда. Это послевоенное детство, коммунальная жизнь… И так далее, много фактов. Но реальность переплетена у нас с мифами и легендами, потому что они тоже стали реальностью. В советские времена думали – Высоцкий и воевал, и в тюрьме сидел, поскольку он так передавал ощущения фронтовиков, заключенных, людей самых разных профессий, что всем верилось: он тоже прошел через все это, он – свой. Убери мифы – и получится ложь, правы были древние греки. Потому у нас в названии спектакля стоит слово «легенда», и слово «рождение» тоже: нам интересно, как она возникла.
Но миф, складывающийся в результате живого процесса – стремления как можно лучше узнать человека, который от большинства далеко, почему публика и включает воображение, так вот миф может подменяться идеализацией, чем-то насильственным. Автор книги или режиссёр фильма нарисовал себе некую схему, пусть даже стройную, и старается всё в неё уложить, не понять жизнь другого, не постичь её закономерности, но выстроить заново. Большинство байопиков и биографических книг сегодня делается именно так: а создадим-ка мы свой миф, тем более что и новое слово сказать надо, не старое же перепевать. Затягивает каждый на собственный лад, и один и тот же известный человек выходит то славянофилом, то западником, то пацифистом, то милитаристом, то желающим убежать от государева ока, то носителем имперского сознания. Особенно мило, когда принимаются утверждать: ну, такой-то, живи сейчас, был бы на нашей стороне. А на «нейтральной полосе», хотя она вовсе не нейтральная, а просто своя, «своя колея», он бы находиться не мог?
– Идеализация реальных персонажей у нас идёт ещё с советских времён, установивших культ героев, людей, с которых делали жизнь. Рассказ о героическом не существует без желания чего-то не упоминать, а что-то вывести на первый план. Это даже не потому, что кто-то хочет солгать, залакировать действительность, просто таковы законы жанра: для него есть вещи главные и второстепенные. Неважно, каков герой в быту, важно, почему он совершил подвиг. У нас, русских, жизнь вообще нелёгкая, поэтому мы нацелены на преодоление, отсюда и пантеон тех, кто возвысился над трудностями. От жизненных тягот — и наша любовь к сказкам, где добро побеждает зло. Если мы разрушаем сказку, окромя неприятного осадка, для нас ничего не остаётся.
Сергей Безруков в роли Владимира Высоцкого
Потому что разрушаем стройную конструкцию? Чем меньше гармонии в реальности, тем сильнее тяга к ней. Не зависть к успешному, наоборот – желание, чтобы у того, кто стоит на пьедестале, не обнаружилось изъянов. «Зачем вы нам это показали? Не хотим знать!» Потому что любимый народом человек ещё и залог того, что может быть «всё хорошо». Но как же с правдой?
– Думаю, в фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой», мы показали живого человека, но одновременно – героя. Он, по большому счёту, преодолевает всё – в том числе и те негативные вещи, о которых кто-то не хочет знать.
– Не могу такого представить, это было бы, конечно, хорошо, но это был бы не Высоцкий. От его песен ощущение огня, пожара, и всё, что происходило в его жизни, напоминает пламя. Владимир Семёнович себя, получается, сжигал, но люди грелись у этого костра и греются. Хотя… Тут ничего нельзя ни понять до конца, ни объяснить, это не в наших возможностях. В любой биографии есть границы, за которые не перейдёшь, можно только их обозначить.
Ещё лет тридцать назад яркие костры горели, даже не знаешь, как к этому относиться… Сегодня художники живут дольше, и живут в целом спокойнее. Нашли способ?
– Откуда мы знаем, что их нет, ярко горящих? Высоцкого тоже далеко не сразу признали как поэта, сначала – как актёра. Эльдар Рязанов, помню, рассказывал, что где-то в начале 70-х задумал снимать картину о Сирано де Бержераке и позвал на главную роль Евгения Евтушенко. Пробовались великолепные актёры, но Рязанову хотелось снимать Евтушенко: поэт играл бы поэта. Худсовет его не утвердил, Рязанов на другую кандидатуру не согласился.
А Высоцкий сам напросился на пробы, он так хотел сыграть Сирано, это была его роль, его тема! Рязанов, как сам вспоминал, ответил ему: «Володь, я хочу снимать поэта…» Это сказать Высоцкому! «Эльдар Александрович, я тоже пишу…» – «Володь, я слышал твои песни, но я хочу снять поэта».
Сергей Безруков в роли Александра Пушкина
А Есенину отец советовал быть «волостным», не понимал его поэзии. Сын пытался отстоять перед родителем свой дар: «Ведь меня и через сто лет читать будут». И у коллег он сначала числился по разряду «крестьянских поэтов». Серебряный век, столько громких поэтических имён, а тут – словно в стороне человек. Есенин расстраивался, зная, что он – поэт, без всяких определений.
Ради того, чтобы состояться как художнику, человек одарённый не может заглушать себя. Там, где другой справится с собой, талантливый не подумает сдерживаться, потому что вместе с «негативом» задавит настоящее. Да и негатив я недаром взяла в кавычки: прав был пушкинский персонаж, когда сказал, что «гений и злодейство – две вещи несовместные». Ошибки могут быть…
– Слабости, я бы сказал. Но если мы готовы читать про человека, смотреть о нём фильм или спектакль, не говорю о тех, кто создаёт эти произведения, погружаясь в биографии и столько узнавая, – мы уже настроены на то, чтобы всё понять и всё принять. И вообще, талантливый человек оставляет нам целый мир, за который мы должны быть благодарны.
фото: Екатерина Степанова; личный архив С. Безрукова
Значение слова «байопик»
байо́пик
1. неол. кино то же, что фильм-биография; художественный фильм, основанный на биографии реального человека ◆ Привлечены к работе над байопиком, получившим название «I’m Not There», и мужчины — Эдриан Броуди, Колин Фаррелл и Ричард Гир.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова клептоманка (существительное):
Синонимы к слову «байопик»
Предложения со словом «байопик»
Понятия, связанные со словом «байопик»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «байопик»
Все эпизоды моего личного байопика даны и взвешены как необходимые ингредиенты коктейля.
Вот по каким текстам надо снимать байопики!
Синонимы к слову «байопик»
Правописание
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Жанр фильма байопик: что это и где его можно встретить
Многие люди, встречая слово «байопик», сразу задаются вопросом о том, что это. Байопик является одним из жанров кино. По сути, это фильм-биография. Он пользуется большим спросом у тех телезрителей, которые любят кинопроекты об исторических личностях или других знаменитостях. В данной статье вы сможете найти подробный ответ на вопрос о том, что это – байопик, а также узнать о самых известных кинокартинах этого жанра.
Появление жанра в мире кинематографа
Фильмы-биографии появились через четыре года после зарождения кинематографа. Отвечая на главный вопрос статьи, можно сказать, что байопик – это жанр, в котором рассказывается о какой-либо известной личности, жизни этого человека. Часто это повествование о каких-то отдельно взятых драматических событиях из биографии.
Рассуждая о том, какой фильм называют байопиком, следует учитывать, что основной задачей такой кинокартины является изображение общей жизненной истории известной личности и демонстрация влияния, оказанного этим человеком на события в мире. Многие считают, что это то же самое, что и исторический фильм, однако это не так. Главным отличием биографических кинокартин от исторических фильмов и работ, основанных на реальных событиях, является то, что в них не делается акцент на хронологию событий.
Интересно, что байопик – это фильм, в котором предлагаемая информация о знаменитости может быть даже недостаточно достоверна. Некоторые моменты здесь могут быть более яркими и драматичными, чем на самом деле.
Первый фильм-байопик
Первый биографический фильм появился в 1899 году во Франции. Кинокартина под названием «Жанна д’Арк» была снята режиссером Жоржем Мельесом. «Жанна д’Арк» – немой фильм, продолжительность которого составила 10 минут. Сюжет рассказывает о национальной героине Франции.
Байопик представляет зрителю ее посвящение в рыцари, пленение и самый драматический момент – сожжение на костре. В конце короткометражного фильма Жанна д’Арк попадает в рай.
Жанр байопик популярен и в настоящее время. Режиссеры многих стран сняли биографические фильмы о своих национальных героях, а также о других знаменитых личностях. Среди лучших байопиков можно выделить такие кинокартины: «Список Шиндлера», «Социальная сеть» и «Поймай меня, если сможешь».
«Список Шиндлера»
«Список Шиндлера» был снят в 1993 году. Главным героем фильма является историческое лицо – Оскар Шиндлер. Этот человек являлся немецким бизнесменом и промышленником. Во время Холокоста он спас более 1000 евреев. Спустя 8 лет после его смерти была написана книга о жизни героя, которая получила название «Ковчег Шиндлера». По мотивам этой книги Стивен Спилберг и снял свой фильм.
Эта кинокартина вошла в число лучших байопиков. Сюжет ее разворачивается во время Второй мировой войны. Немецкий бизнесмен по фамилии Шиндлер приезжает в оккупированный город, чтобы открыть там свою фабрику. Для работы он нанимает евреев из бедного района, размещенного в этом же городе. А для того чтобы им дали возможность работать, главный герой помогает евреям подделать документы.
В этот же город приезжает и немецкий офицер Амон Гет. Он прибыл для выполнения приказа, обязывающего переправить всех евреев в концлагерь Аушвиц для уничтожения. Шиндлер решил помочь ни в чем не повинным людям и предложил взятку Амону Гете, чтобы тот дал возможность забрать тысячу евреев на работу на другую фабрику. Для этого Шиндлер составил список, по которому будут отобраны рабочие для его предприятия. Таким образом немецкий предприниматель Шиндлер смог спасти жизни огромного числа людей.
«Социальная сеть»
«Социальная сеть» является одним из современных фильмов-байопиков. В нем рассказывается о создателе всемирно известной социальной сети Facebook. Сюжет картины посвящен жизни студента Гарварда по имени Марк Цукерберг. Главный герой имеет трудности в общении со сверстниками, однако при этом отлично разбирается в компьютерах.
В один день Марка бросает девушка, и он решает взломать базу студенток, обучающихся в Гарварде. Благодаря этой выходке герой стал популярен во всем университете. Позже это подтолкнуло его к идее создания социальной сети, с помощью которой люди смогут общаться и делиться своими новостями.
«Поймай меня, если сможешь»
Сюжет фильма основан на истории жизни известного мошенника по имени Фрэнк Абигнейл. За свою жизнь Фрэнк подделал чеки, сумма которых в общем составила более 2,5 миллионов долларов.
Фильм посвящен тому, как этот молодой парень водит за нос самых опытных агентов ФБР. Он не только искусно подделывает чеки, но еще и может изобразить кого угодно. Сегодня он – пилот самолета, а завтра – врач местной больницы. На самом же деле Фрэнк является обычным школьником, который еще даже не достиг совершеннолетия. Сможет ли ФБР найти того, кто скрывается за всеми этими образами?
Кинокартина была выпущена в 2002 году и получила много положительных отзывов от телезрителей. По рейтингу «КиноПоиска», фильм «Поймай меня, если сможешь» имеет 8,5 балов из 10.