База gtl что такое
GTL-технология «Шелл» производства масла из газа
Но до коммерческого использования эту технологию довели немецкие химики Франц Фишер и Ганс Тропш из Института кайзера Вильгельма, чья работа по исследованию угля «О прямом синтезе нефтяных углеводородов при обыкновенном давлении» увидела свет в 1926 году. Процесс, описанный ими, позднее назвали процессом Фишера-Тропша. В качестве источника топлива немецкие химики получили жидкие углеводороды из каменного угля путем его нагревания, пропускания водяного пара, в результате чего получали синтез-газ, а затем – углеводороды.
Таким образом родилась технология GTL (англ. Gas-To-Liquid, газ в жидкость или по-русски газожидкостная конверсия, ГЖК) – процесс преобразования природного газа в высококачественные, не содержащие серу углеводородные продукты. Процесс включал в себя следующие стадии:
Производство синтез-газа (H2+CO) из очищенного от серы природного газа путём соединения кислорода с углеродом.
Превращение синтез-газа в синтетическую сырую нефть.
Очистка синтетических моторных топлив и других продуктов.
В 1935 году немцы запустили первый промышленный реактор, а к концу Второй мировой войны на территории Германии работали уже 17 заводов, на которых получали до 7 млн тонн «газопродуктов». На синтетическом топливе работало больше половины наземной военной техники вермахта и почти весь авиапарк люфтваффе. К тому же немцы производили из угля смазки, масла, синтетические мыло и даже маргарин. Примечательно, что по окончанию войны из Германии в СССР было вывезено 8 заводов, но запущены были только 2 из них (в Новочеркасске и Ангарске, они перестали работать в начале 90-х ХХ века).
Возвращение в качестве альтернативы
«Шелл» совершенствует технологию GTL
Ко времени строительства завода технология создания базового масла по методу GTL (газожидкостной конверсии) претерпела существенные изменения и включала в себя следующие стадии:
Shell Pearl GTL в Катаре
более 40 лет исследований
более 100 научных сотрудников
более 18 млрд USD инвестиций
30 000 баррелей базовых масел в день
Катарский завод «Шелл» производит такие продукты газо-жидкостной конверсии, как: нафту, нормальные парафины, базовые смазочные масла, керосин (в качестве авиационного топлива, которым заправляются, к примеру, Катарские Авиалинии) и газойль (дизельное). Эти соединения можно получить и из нефти, но синтез из газа имеет ряд серьезных преимуществ. Во-первых, чистота синтетических углеводородов может быть намного выше минеральных, которые довольно сложно очищать от вредных примесей. Получаемые в результате синтеза на установках Pearl GTL углеводороды столь чисты, что, например, парафины разрешено даже использовать в пищевой, косметической и фармацевтической промышленности.
При меньшей чем сырая нефть стоимости природного газа (за эквивалент барреля), GTL может иметь экономические преимущества в производстве легких нефтепродуктов. GTL-синтетика выходит недорогой: при нынешних котировках нефти и газа себестоимость не выше нефтяных гидрокрекинговых минеральных масел. И намного ниже, чем у синтетических масел на основе ПАО и тем более еще более дорогих эстеров, то есть сложных полиэфиров.
Итоги технологической революции «Шелл»
Если кратко, то от технологии ПAO GTL унаследовала:
высочайшую стабильность и высокотемпературную стойкость;
очень низкую испаряемость;
отличную текучесть при низких температурах;
высокий индекс вязкости;
но при этом лишилась таких недостатков ПAO, как плохой смазываемости и растворяемости присадок.
От технологии гидрокрекинга заимствовала:
отличную смазываемость и низкий коэффициент трения;
отличную растворяемость присадок;
высокие моющие свойства;
низкую гигроскопичность или гидрофобию (как и у ПAO, впрочем);
способность работать при высоких нагрузках.
Таким образом, масла GTL близки к идеальным, если бы не полярность, свойственная только эстерам. Но, учитывая, что полярность вредит экономичности, а эстерам свойственна гидрофилия и биоразлагаемость, GTL-основа с легкой добавкой эстеров представляется почти идеальным базовым маслом с отличными характеристиками:
полностью синтетическими чистыми базовыми маслами, лишенными примесей, характерных для продуктов из нефти;
отличными смазывающими свойствами;
низкой гигроскопичностью (способность впитывать воду);
низкой испаряемостью (что означает экономию на доливе);
малой вязкостью (0W-30, 0W-20…);
экономичностью по расходу топлива;
наличием активных моющих присадок (технология Active Cleansing);
одобрением ведущих автопроизводителей;
Завод «Шелл» в Торжке
С 2009 года «Шелл», первым из международных нефтегазовых компаний, работающих в России, приступил к строительству собственного комплекса по производству смазочных материалов в г. Торжке Тверской области (завершены работы были осенью 2012 года).
Завод в Торжке производительностью 200 млн литров в год является одним из крупнейших в «Шелл». Он производит высококачественные смазочные материалы: моторные масла, масла для судовых двигателей, промышленные смазочные материалы, гидравлические и трансмиссионные масла под марками Shell Helix, Shell Rimula, Shell Spirax, Shell Tellus, Shell Omala.
Завод оснащен высокотехнологичным, современным оборудованием импортного производства, применяемого и на других заводах «Шелл». Клиенты концерна могут воспользоваться преимуществами удобного и быстрого доступа к продукции, произведенной с использованием самых современных технологий.
С апреля 2014 года масло Shell Helix Ultra, например, выпускается исключительно на «газовой» базе PurePlus. а ныне «газомасло» в том или ином количестве присутствует в составе баз всей линейки моторных масел Shell, в том числе и российского производства.
Группы базовых масел, или Про синтетику и минералку. Часть 4 – Группа III GTL
В этой статье мы поговорим про базовые масла, изготовленные по технологии GTL, о которых я решил рассказать отдельно.
GTL – это аббревиатура от «Gas to liquid», что переводится как «Газ в жидкость» или “Синтез жидких углеводородов из газа”. Из этого названия уже становится понятно, что такое масло производится не совсем стандартным способом.
И это так и есть – масло производят не из нефти, а из природного газа – метана.
Чуть позже, русский химик Егор Орлов, смог получить из тех же компонентов в присутствии никеля и палладия этилен.
Эти люди показали, что существует возможность синтеза высших углеводородов.
Довести технологию до практического применения удалось несколько позже. В 1926 году немецкие химики Франц Фишер и Ганс Тропш опубликовали работу «О прямом синтезе нефтяных углеводородов при обыкновенном давлении»
С тех пор этот процесс стал называться процессом Фишера-Тропша.
Эта технология широко использовалась для производства топлива из газа в военные годы в Германии, которая богата углем. К 1943 году на территории Германии работало около двух десятков заводов, которые обеспечивали топливом более 90% авиации и 50% наземной техники.
После войны, эксперименты с технологией продолжались. Но после того, как на Ближнем Востоке, в начале 50-х годов обнаружили огромные запасы нефти, были заброшены так как их признали нерентабельными.
Нефтяной кризис 1973 года заставил вспомнить забытое старое. И компания Shell взялась за эксперименты и совершенствование процесса, которое продолжалось около 10 лет. Зато стало понятно, что технология подходит для коммерческого использования.
В 1983 году в Амстердаме было построен завод, где уже можно было опробовать производство в приличных масштабах.
В 1993 году был открыт первый коммерческий завод в Малайзии.
А в 2011 компанией Shell был запущен самый большой в мире завод по производству углеводородов из природного газа – Pearl GTL в Катаре.
В настоящее время Shell и является основным производителем масел GTL. Помимо них подобным производством занимаются Sasol (совместно с Chevron) и Exxon Mobil, но в основном для получения топлива.
Кстати Shell называет свою технологию «Shell PurePlus»
Сама технология в упрощенном виде выглядит так:
Какая это группа?
GTL масла, как и гидрокрекинг, отнесены к III группе, хотя по факту они, если так можно выразиться, являются неким гибридом между III и IV группой.
Здесь возникает вопрос, почему же GTL не относится к группе IV раз делается из газа?
Вероятнее всего, здесь дело в том, что газ, используемый для производства является ископаемым газом, а тот же этилен для группы IV получают в процессе переработки.
GTL масла по факту являются несколько обособленным видом и имеют как противников, так и приверженцев.
Ну и давайте посмотрим на таблицу сравнения гидрокрекинга и GTL из книги Leslie R. Rudnick. В таблице сравниваются некоторые характеристики базовых масел, а также составы и характеристики готовых масел.
Выделим самые основные моменты
Начнем с базовых масел.
Здесь сразу же бросается в глаза температура застывания, в обоих вариантах она в два раза ниже и это хорошо.
Испаряемость по Noack также заметно ниже чем у представителей группы III – это 10,3 10,5 против 12 и 13,4
В рецептурах, нужно обратить внимание что в том составе, где 82,6% базового масла GTL все вроде как почти так же, а вот тот состав, в котором только 63,9% базового масла для достижения уровня 30-ки требует гораздо больше модификатора вязкости (загустителя)
Стоит отметить, что данная таблица не самая современная и в настоящее время показатели масел группы III меняются в лучшую сторону, однако выводы сделать все же можно.
Из плюсов данных масел можно отметить:
Ну а на этом пока все, спасибо за прочтение!
©oilshop42.ru
GTL-технология «Шелл» производства масла из газа
Но до коммерческого использования эту технологию довели немецкие химики Франц Фишер и Ганс Тропш из Института кайзера Вильгельма, чья работа по исследованию угля «О прямом синтезе нефтяных углеводородов при обыкновенном давлении» увидела свет в 1926 году. Процесс, описанный ими, позднее назвали процессом Фишера-Тропша. В качестве источника топлива немецкие химики получили жидкие углеводороды из каменного угля путем его нагревания, пропускания водяного пара, в результате чего получали синтез-газ, а затем – углеводороды.
Таким образом родилась технология GTL (англ. Gas-To-Liquid, газ в жидкость или по-русски газожидкостная конверсия, ГЖК) – процесс преобразования природного газа в высококачественные, не содержащие серу углеводородные продукты. Процесс включал в себя следующие стадии:
Производство синтез-газа (H2+CO) из очищенного от серы природного газа путём соединения кислорода с углеродом.
Превращение синтез-газа в синтетическую сырую нефть.
Очистка синтетических моторных топлив и других продуктов.
В 1935 году немцы запустили первый промышленный реактор, а к концу Второй мировой войны на территории Германии работали уже 17 заводов, на которых получали до 7 млн тонн «газопродуктов». На синтетическом топливе работало больше половины наземной военной техники вермахта и почти весь авиапарк люфтваффе. К тому же немцы производили из угля смазки, масла, синтетические мыло и даже маргарин. Примечательно, что по окончанию войны из Германии в СССР было вывезено 8 заводов, но запущены были только 2 из них (в Новочеркасске и Ангарске, они перестали работать в начале 90-х ХХ века).
Возвращение в качестве альтернативы
«Шелл» совершенствует технологию GTL
Ко времени строительства завода технология создания базового масла по методу GTL (газожидкостной конверсии) претерпела существенные изменения и включала в себя следующие стадии:
Shell Pearl GTL в Катаре
более 40 лет исследований
более 100 научных сотрудников
более 18 млрд USD инвестиций
30 000 баррелей базовых масел в день
Катарский завод «Шелл» производит такие продукты газо-жидкостной конверсии, как: нафту, нормальные парафины, базовые смазочные масла, керосин (в качестве авиационного топлива, которым заправляются, к примеру, Катарские Авиалинии) и газойль (дизельное). Эти соединения можно получить и из нефти, но синтез из газа имеет ряд серьезных преимуществ. Во-первых, чистота синтетических углеводородов может быть намного выше минеральных, которые довольно сложно очищать от вредных примесей. Получаемые в результате синтеза на установках Pearl GTL углеводороды столь чисты, что, например, парафины разрешено даже использовать в пищевой, косметической и фармацевтической промышленности.
При меньшей чем сырая нефть стоимости природного газа (за эквивалент барреля), GTL может иметь экономические преимущества в производстве легких нефтепродуктов. GTL-синтетика выходит недорогой: при нынешних котировках нефти и газа себестоимость не выше нефтяных гидрокрекинговых минеральных масел. И намного ниже, чем у синтетических масел на основе ПАО и тем более еще более дорогих эстеров, то есть сложных полиэфиров.
Итоги технологической революции «Шелл»
Если кратко, то от технологии ПAO GTL унаследовала:
высочайшую стабильность и высокотемпературную стойкость;
очень низкую испаряемость;
отличную текучесть при низких температурах;
высокий индекс вязкости;
но при этом лишилась таких недостатков ПAO, как плохой смазываемости и растворяемости присадок.
От технологии гидрокрекинга заимствовала:
отличную смазываемость и низкий коэффициент трения;
отличную растворяемость присадок;
высокие моющие свойства;
низкую гигроскопичность или гидрофобию (как и у ПAO, впрочем);
способность работать при высоких нагрузках.
Таким образом, масла GTL близки к идеальным, если бы не полярность, свойственная только эстерам. Но, учитывая, что полярность вредит экономичности, а эстерам свойственна гидрофилия и биоразлагаемость, GTL-основа с легкой добавкой эстеров представляется почти идеальным базовым маслом с отличными характеристиками:
полностью синтетическими чистыми базовыми маслами, лишенными примесей, характерных для продуктов из нефти;
отличными смазывающими свойствами;
низкой гигроскопичностью (способность впитывать воду);
низкой испаряемостью (что означает экономию на доливе);
малой вязкостью (0W-30, 0W-20…);
экономичностью по расходу топлива;
наличием активных моющих присадок (технология Active Cleansing);
одобрением ведущих автопроизводителей;
Завод «Шелл» в Торжке
С 2009 года «Шелл», первым из международных нефтегазовых компаний, работающих в России, приступил к строительству собственного комплекса по производству смазочных материалов в г. Торжке Тверской области (завершены работы были осенью 2012 года).
Завод в Торжке производительностью 200 млн литров в год является одним из крупнейших в «Шелл». Он производит высококачественные смазочные материалы: моторные масла, масла для судовых двигателей, промышленные смазочные материалы, гидравлические и трансмиссионные масла под марками Shell Helix, Shell Rimula, Shell Spirax, Shell Tellus, Shell Omala.
Завод оснащен высокотехнологичным, современным оборудованием импортного производства, применяемого и на других заводах «Шелл». Клиенты концерна могут воспользоваться преимуществами удобного и быстрого доступа к продукции, произведенной с использованием самых современных технологий.
С апреля 2014 года масло Shell Helix Ultra, например, выпускается исключительно на «газовой» базе PurePlus. а ныне «газомасло» в том или ином количестве присутствует в составе баз всей линейки моторных масел Shell, в том числе и российского производства.