База распределения прямые затраты что это
Прямые и косвенные затраты: что это такое и как отслеживать
Вести финансовый учет и разделять расходы в бизнесе на прямые и косвенные полезно по нескольким причинам. Это нужно для расчета налоговой базы, если в вашем налоговом режиме учитываются расходы. Это помогает сформировать себестоимость — пригодится при планировании финансовой модели и для аналитики. Деление обязательно, если вы должны вести бухучет.
Деление в организациях различных отраслей может отличаться. Учитывайте это, классифицируя расходы.
Какие бывают затраты с точки зрения бухучета
Если ориентироваться на ст. 318 и 319 НК РФ, закон разделяет все расходы на два вида. Причем юридически корректно называть расходы «затратами».
Косвенные затраты
Это деньги, которые нельзя напрямую посчитать в себестоимости конкретного продукта, они формируют себестоимость нескольких продуктов сразу. Но без этих расходов бизнес не сможет производить продукт. Обычно в эту категорию включают оплату аренды и ЖКУ, траты на маркетинг, рекламу, секретариат, бухгалтерию.
Прямые затраты
Это затраты, которые формируют себестоимость конкретного изделия. Например, сюда относят сырье, полуфабрикаты, комплектующие и другие производственные запасы. Прямыми затратами также считаются зарплаты и социальные выплаты, которые занимаются непосредственно производством, и амортизация оборудования.
В прямые затраты добавляют и оплату работ, которые выполняют подрядчики — если они напрямую влияют на себестоимость изделия. Так, если вы заказываете упаковку для изделий, то это прямые затраты. Если подрядчик занимается обслуживанием компьютеров и ремонтом другой техники в вашем офисе, то это, скорее, косвенные затраты, потому что они влияют на весь процесс в целом.
Удобный сервис для разделения расходов на прямые и косвенные
Вы сами должны определять, какие расходы относить к прямым, а какие к косвенным. Если в учетной политике вы не отнесли затраты к прямым, то они будут классифицироваться как косвенные.
Внереализационные расходы
Существует и третий вид затрат — внереализационные. Они не формируют себестоимость продукции как для конкретного изделия, так и целиком, и вообще не имеют прямой связи с производством и реализацией.
Например, внереализационными обычно называют расходы на обслуживание кредита, траты на судебные издержки, неустойки. Подробный перечень содержится в ст. 265 НК РФ.
Другие виды затрат для финансового учета
Для финансового учета расходы разделяют еще на два вида.
Виды затрат можно комбинировать. Обычно прямые затраты влияют на себестоимость, поэтому их относят к переменным. Например, затраты на полуфабрикаты: чем больше производим, тем больше расходуем, поэтому это прямая переменная категория.
Существуют исключения — допустим, расходы на рекламу не отражаются напрямую на себестоимости производства и являются косвенными затратами. Но с помощью веб-аналитики мы можем посчитать, сколько нужно рекламных денег на продажу одной единицы товара — например, с помощью ретаргетинга. Если захотим продавать больше, придется увеличивать бюджет. Поэтому это косвенная переменная трата.
Постоянные и переменные затраты используют обычно для финансового учета и планирования бизнеса — это условные понятия, закон не регулирует и не обязывает вас отслеживать их. Прямые и косвенные нужны для бухучета, они основаны на других критериях. Если вы определяете доходы и расходы по методу начисления, то их нужно отслеживать и определять, это требование закона.
Кто должен вести разделение затрат
Согласно ст. 318 НК РФ делить затраты на прямые и косвенные должны все юрлица на ОСНО, которые работают по методу начисления. Косвенные затраты распределяют на все виды продукции. Для этого выбирают базу, которой могут быть переменные затраты.
В бухгалтерском и налоговом учете под методом начисления понимают метод, когда доходы учитываются в момент документального подтверждения операции. Еще есть кассовый метод — доходы учитываются в момент поступления денег в кассу. Кассовый метод обычно используют организации на УСН, так как он проще и помогает избежать кассовых разрывов.
Если вы на ОСНО и величина средней выручки без учета НДС в каждом из предыдущих четырех кварталов не больше 1 млн руб., вы имеете право вести налоговой учет кассовым методом. Исключения указаны в ст. 273 НК РФ: несмотря на соответствие требованию по выручке, кассовый метод не могут применять банки, кредитные потребительские кооперативы и микрофинансовые организации, компании, добывающие углеродное сырье и компании, которыми владеют иностранные организации.
Как вести прямые и косвенные затраты в налоговом учете
В бухгалтерском учете разделение на косвенные и прямые затраты важно для формирования себестоимости. Не забывайте, что косвенные расходы нельзя относить напрямую на себестоимость одного изделия. Вместо этого выбирайте обоснованную базу распределения и добавьте отметку об этом в учетную политику.
В налоговом учете затраты тоже разделяют на косвенные и прямые, но с другими целями — они влияют на уменьшение налоговой базы. Здесь важно учитывать, в какой момент конкретные затраты влияют на стоимость продукции.
Обратите внимание: размер налогооблагаемой прибыли снизится, если в организации объем косвенных расходов превысит прямые, и затраты будут учитываться раньше. Поэтому нужно внимательно следить за обоснованием ваших решений: если занижать прямые траты или неверно их учитывать, налоговая инспекция может воспринимать это как способ ухода от налогов.
Как списывать расходы
Чтобы избежать путаницы, старайтесь минимизировать отличия в бухгалтерском и налоговом учетах. Отражайте и обосновывайте все расходы в документах, иначе придется доказывать свою позицию налоговой инспекции.
Прямые расходы списывайте в том же периоде, в котором реализовали продукцию, даже если у покупателя есть отсрочка платежа до следующих отчетных периодов. Не списывайте расходы на готовую продукцию на складах. Косвенные расходы в налоговом учете не распределяйте. Их списывают единовременно, в том же периоде, когда вы их произвели. Налогооблагаемую прибыль при этом снижайте.
Чтобы сблизить данные в учетах, постарайтесь уравновесить размер себестоимости в бухучете с прямыми расходами в налоговом учете.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Распределение прямых расходов без использования плановой себестоимости в программе «1С:Бухгалтерия 8»
Что такое плановая себестоимость
Готовая продукция является составной частью материально-производственных запасов предприятия (МПЗ) и учитывается исходя из фактических затрат, связанных с производством данных МПЗ, то есть по фактической производственной себестоимости (п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утв. приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н, п. 203 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н).
На практике не всегда возможно определить фактическую себестоимость готовой продукции в момент ее выпуска, и тогда организация может использовать так называемый нормативный метод учета готовой продукции. Нормативный метод предусматривает применение учетных (плановых) цен, по которым продукция в течение месяца приходуется на склад организации и списывается при реализации. В конце месяца определяются фактические затраты на производство продукции и выявляются разницы между нормативной (плановой) и фактической себестоимостью.
Плановая себестоимость готовой продукции устанавливается организацией самостоятельно. Она может быть рассчитана на основании норм расхода материалов, зарплаты производственного персонала и иных затрат, необходимых для выпуска готовой продукции.
В «1С:Бухгалтерии 8» выпуск готовой продукции (полуфабрикатов) отражается документами Отчет производства за смену или Оказание производственных услуг. В прежних версиях программы при заполнении табличной части указанных документов требовалось обязательно указывать плановую цену, которая использовалась в качестве учетной цены, а также в качестве базы распределения прямых расходов внутри номенклатурной группы.
В программе можно предварительно установить плановые цены по каждому виду выпускаемой продукции (полуфабрикату) с помощью последовательности действий:
Зафиксированные документом Установка цен номенклатуры плановые цены будут автоматически устанавливаться в документах Отчет производства за смену и Оказание производственных услуг.
По окончании месяца регламентными операциями в составе обработки Закрытие месяца определяется фактическая себестоимость готовой продукции и формируются проводки по корректировке плановой себестоимости до фактической.
1С:ИТС
Об установке плановых цен выпуска готовой продукции см. в «Справочнике хозяйственных операций. 1С Бухгалтерия 8» раздела «Бухгалтерский и налоговый учет».
Развитие методики калькуляции себестоимости
Прямые расходы учитываются по дебету счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» и 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» (см. Инструкцию по применению Плана счетов, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н). В «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0 до недавнего времени прямые расходы, накапливаемые на указанных счетах, являлись «прямыми» только по отношению к номенклатурным группам. Внутри каждой номенклатурной группы «прямые» затраты требовалось распределить между отдельными позициями выпущенной продукции. Такое распределение выполнялось пропорционально плановой себестоимости.
Начиная с версии 3.0.53 программы себестоимость готовой продукции можно рассчитывать с учетом конкретных затрат на изготовление конкретных наименований продукции или полуфабрикатов. Для этого на счете 20.01 «Основное производство» теперь предусмотрено субконто Продукция.
При расчете себестоимости продукции программа позволяет комбинировать прямые расходы:
В табличной части производственных документов (Отчет производства за смену, Поступление из переработки, Требование-накладная и т. д.), где указываются использованные материалы, появилась колонка Продукция. Данное поле может быть заполнено (вручную или автоматически), а может быть оставлено пустым для тех расходов, для которых неизвестно или нецелесообразно определять, в себестоимость какой именно продукции (полуфабрикатов) они были включены. В этом случае прямые расходы распределяются по номенклатурной группе пропорционально плановой себестоимости, как и ранее.
Подробнее о вариантах расчета себестоимости продукции в «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0 читайте тут.
Отказ от плановой себестоимости
Расчет плановой себестоимости продукции вызывает у пользователей затруднение, особенно в небольших организациях, где отсутствует плановый отдел.
Начиная с версии 3.0.61.37 в «1С:Бухгалтерии 8» прямые расходы можно распределять без использования плановой себестоимости. Вариант распределения расходов выбирается в форме учетной политики (рис. 1).
Рис. 1. Настройки учетной политики
Если флаг Используется плановая себестоимость выпуска не установлен, то в документах выпуска готовой продукции и оказания услуг плановые цены указывать не требуется (поля Цена плановая и Сумма плановая в документе отсутствуют).
Прямые расходы, отнесенные на конкретную продукцию, будут учтены в ее себестоимости. А расходы, прямые по отношению к номенклатурной группе, будут распределяться пропорционально расходам, прямым по отношению к конкретной продукции.
Фактическая себестоимость в любом случае определяется в конце месяца при выполнении регламентной операции по закрытию затратных счетов в составе обработки Закрытие месяца.
Учет у пользователя
Настройки «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0)
Не ведется учет выпуска готовой продукции (услуг)
Плановая себестоимость по умолчанию отключена (см. рис. 1)
Ведется учет выпуска готовой продукции (услуг)
Плановая себестоимость по умолчанию включена
Плановая себестоимость по умолчанию отключена
Использовалась плановая себестоимость, затем принято решение отказаться от ее применения
Можно отключить в любой момент, но рекомендуется внести изменение в учетную политику организации и перейти на новый вариант учета с начала года
Плановая себестоимость не использовалась, затем принято решение о ее применении
Можно включить со следующего месяца, но рекомендуется внести изменение в учетную политику организации и перейти на новый вариант учета с начала года.
Можно ли начать распределять расходы без использования плановой себестоимости уже сейчас, не дожидаясь окончания года? Возможные варианты приведены в таблице. Рассмотрим пример.
Пример
Организация выпускает два наименования готовой продукции «Продукции 1» и «Продукции 2», входящих в одну номенклатурную группу.
На изготовление 10 штук «Продукции 1» потребовалось «Материала 1» на сумму 100 000 руб. На изготовление 20 штук «Продукции 2» потребовалось «Материала 2» на сумму 2 000 руб.
Расходы на оплату труда в сумме 3 000 руб. распределяются пропорционально прямым расходам, отнесенным на конкретную продукцию.
Выполним расчет. Общая сумма прямых расходов, отнесенная на конкретную продукцию, входящую в одну номенклатурную группу, составляет:
102 000 руб. (100 000 руб. + 2 000 руб.).
Расходы на оплату труда, рассчитанные пропорционально стоимости «Материала1» и включенные в себестоимость «Продукции1» составляют:
2 941,18 руб. (100 000 руб. / 102 000 руб. х 3 000 руб.).
Расходы на оплату труда, рассчитанные пропорционально стоимости «Материала2» и включенные в себестоимость «Продукции2» составляют:
58,82 руб. (2 000 руб. / 102 000 руб. х 3 000 руб.).
Именно такой результат будет отражен в справке-расчете Калькуляция себестоимости (рис. 2) после выполнения регламентной операции Закрытие счетов 20, 23, 25, 26, входящей в обработку Закрытие месяца.
Рис. 2. Калькуляция себестоимости
Обратите внимание, что новая возможность доступна, если на счетах прямых затрат используется субконто Продукция.
Таким образом, прямые по отношению к продукции расходы являются альтернативной базой распределения затрат, прямых по отношению к номенклатурной группе.
Прямые производственные затраты (счет 20) с 2021
Прямые производственные затраты БУ
В учетной политике укажите, какие затраты, относятся к прямым:
Прямые-прямые затраты
В 1С прямые производственные затраты БУ, относящиеся к конкретной продукции, отражаются по Дт 20. Специальных настроек в УП делать не нужно:
Отчеты – Оборотно-сальдовая ведомость
Прямые-косвенные затраты
Прямые затраты, которые нельзя отнести к конкретной единице продукции, но можно отнести в общем на определенный вид готовой продукции (Номенклатурную группу) отражаются по:
Отчеты – Оборотно-сальдовая ведомость
Получите понятные самоучители 2021 по 1С бесплатно:
В конце месяца при расчете фактической себестоимости общие прямые затраты БУ должны быть распределены в себестоимость конкретной продукции, работ, услуг.
Определите в УП базу распределения:
Распределение прямых-косвенных затрат в 1С
Главное – Учетная политика
Закрытие месяца – Справки-расчеты – Себестоимость выпущенной продукции
Классификация затрат НУ (ОСНО)
В НУ затраты, связанные с производством и реализацией делятся на:
Перечень прямых расходов определяется в учетной политике (п. 1 ст. 318 НК РФ). Состав прямых расходов должен быть экономически обоснованным и определяться в соответствии с технологическим процессом и видом деятельности.
В 1С перечень прямых затрат НУ задается в настройках УП:
Перечень надо создавать каждый год:
Распределение прямых затрат на конкретную продукцию, работы, услуги осуществляется по тому же способу, который задан в БУ:
Списание прямых производственных затрат
В конце месяца прямые производственные затраты по счету 20 списываются в:
По Дт 20 может оставаться остаток в виде НЗП продукции, работ, услуг.
Отсутствие прямых расходов при оказании услуг
Допустимо ли отсутствие прямых расходов, если наша деятельность – услуги?
При производстве ГП, выполнении работ, оказании услуг состав прямых расходов в БУ и НУ определяется организацией самостоятельно и указывается в Учетной политике. Для некоторых видов деятельности, особенно при оказании услуг невозможно выделить расходы, относящиеся напрямую к определенной услуге. Поэтому прямых расходов может и не быть, например:
Прямые расходы относятся к расходам периода в момент реализации продукции, работ, услуг. Чтобы избежать претензий налоговиков, относите затраты к косвенным расходам только при отсутствии реальной возможности отнести их к прямым (Письмо Минфина РФ от 26.06.2020 N 03-03-07/55268).
Настройки УП в 1С при оказании услуг
При оказании услуг возможно отсутствие прямых расходов:
Если по услугам все же могут быть прямые расходы, то:
Распределение затрат по номенклатурным группам
Как распределить затраты на аренду имущества по номенклатурным группам на 20 счете?
Затраты на 20 счете в БУ делятся на:
Для распределения между всеми НГ по всем подразделениям затраты следует относить на 25 счет по общему подразделению.
Распределение затрат на прямые и косвенные
В договоре аренды указаны площади помещений (часть из них используется для производства, часть офис, часть склад ГП). УПД выписывается на общую сумму площадей. Можем ли мы самостоятельно распределять сумму аренды и в соответствии с использованием помещений относить затраты на прямые или косвенные?
Да, можно – пропорционально площади помещений. Для этого в 1С необходимо отразить услуги несколькими строками по разным счетам затрат.
Прямыми или косвенными являются расходы на аренду помещения, которое занимают и производственные работники, и АУП?
Затраты на аренду помещения, используемое для управленческих и производственных целей, необходимо распределить между косвенными и прямыми пропорционально занимаемой площади помещения. Отнести затраты к косвенным расходам можно только при отсутствии реальной возможности отнести их к прямым (Письмо Минфина РФ от 26.06.2020 N 03-03-07/55268).
К каким расходам прямым или косвенным относится стоимость молотка, который используем как в производстве, так и в офисе?
Прямые расходы в торговле
Есть ли прямые расходы в оптовой торговле?
В БУ определять перечень прямых и косвенных расходов для торговли не нужно. Расходами, учитываемыми в момент реализации товаров, будет:
Прямые расходы в НУ в торговле определены в ст. 320 НК РФ:
Остальные расходы признаются косвенными, дополнительных настроек в 1С не требуется.
См. также:
Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно
Похожие публикации
Карточка публикации
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
База распределения прямые затраты что это
7 МИН
Что такое прямые и косвенные затраты
Объясняем, какие траты считаются прямыми и косвенными, зачем их разделять и как они влияют на уплату налога на прибыль.
Какими бывают расходы
Прямые затраты — это то, что потрачено на производство конкретных товаров или услуг. Такие расходы можно включить в себестоимость: например, стоимость сырья и зарплаты сотрудников, которые работали над продуктом.
Косвенные затраты — это расходы, связанные с производством, которые нельзя напрямую включить в себестоимость конкретного вида изделия. Например, зарплаты управленцев и расходы на рекламу.
Ч. 1, 2 ст. 318 НК РФ
Пример
Компания производит и продаёт свечи.
Прямые затраты — 230 000 рублей:
Косвенные расходы — 400 000 рублей:
По итогам отчётного периода из дохода компании можно вычесть 400 000 рублей (косвенные расходы), а если к этому моменту всю партию свечей удастся продать, то и 230 000 (прямые).
Выделяют ещё внереализационные расходы. Они не связаны с производством и продажами, но необходимы для работы компании. Среди них могут быть:
П. 1 ст. 265 НК РФ
П. 2 ст. 265 НК РФ
Кто должен разделять затраты
С точки зрения налогового учёта, делить расходы на прямые и косвенные обязаны все юрлица на ОСНО, которые работают по методу начисления. Таким компаниям разделение затрат помогает рассчитать налогооблагаемую базу налога на прибыль.
Суть метода начисления в том, что доходы и расходы учитываются не в момент фактического поступления или списания, а после документального подтверждения этих операций. Использовать его обязаны компании, средняя выручка которых за прошедшие 4 квартала составила более 1 млн рублей за квартал без учёта НДС.
Если показатель меньше, можно применять кассовый метод — учитывают доходы и расходы в момент поступления денег в кассу, чтобы сократить кассовые разрывы. Такой вид учёта не могут использовать:
Информацию о затратах отражают и в налоговом, и в бухгалтерском учёте, но делают это по-разному. Перечень прямых затрат, связанных непосредственно с производством, совпадает. Их вычитают из дохода по мере продажи товара с каждым отчётным и налоговым периодом. Например, если товар лежит на складе, но при этом не продан, прямые траты на его производство вычесть из доходов нельзя.
А вот с косвенными затратами сложнее. С точки зрения налогового учёта их вычитают из дохода в период возникновения независимо от того, продан товар или нет. В бухучёте так можно делать не всегда: например, часть косвенных затрат будет включать в себя непроданная готовая продукция; соответственно, до продажи учесть её не получится.
Оптимальная стратегия — минимизировать различия между бухгалтерским и налоговым учётом. При этом все расходы должны быть обоснованы и отражены в документах, иначе споров с налоговой не избежать.
Косвенные или прямые: как определить
Налоговый кодекс даёт право компаниям самостоятельно решать, как классифицировать расходы, чёткие правила прописаны только для торговли. Для остальных сфер бизнеса в законодательстве обозначены общие критерии распределения.
Например, прямые затраты могут быть такими:
К косвенным затратам можно отнести :
Как отразить расходы в декларации по налогу на прибыль
Прямые, косвенные и внереализационные расходы прописываются в декларации по налогу на прибыль в каждом отчётном и налоговом периодах. Налоговый период — это год; отчётные — первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Ч. 1, 2 ст. 285 НК РФ
Ч. 1 ст. 289 НК РФ
Прямые, косвенные и внереализационные виды затрат вносятся в Приложение № 2 к Листу 2 Декларации в разные строки: