Базовая краска для авто что это такое простыми словами
Автоэмаль — свойства и разновидности
Периодически поверхность автомобиля нуждается в покраске, которую производят локально, частично или полностью. Процесс отличается кропотливостью и трудоемкостью, требует соответствующих навыков и умений. Автоэмаль распределяют на поверхности машины, от вида и качества покрытия зависит степень ее защищенности и получаемый визуальный эффект.
Химический состав и свойства эмали для авто
Физико-химические качества авто краски для авто зависят от входящих в ее состав компонентов:
Автоэмали для покраски авто применяются и локально для сокрытия мелких дефектов.
Эмаль для покраски поверхности авто
Физико-химические свойства краски зависят от ее:
Эти характеристики автоэмали для автомобиля взаимосвязаны. Чем больше твердость, тем выраженнее плотность и ниже эластичность. Повышение первого показателя препятствует формированию царапин, сколов, но затрудняет полировку. Оптимальный показатель твердости — основной характеристики автоэмали, насчитывает 50-60%.
Разновидности автоэмали
Исходя из составляющих автоэмали, выделяют ее виды:
В зависимости от метода нанесения, применяют следующую классификацию, какими бывают автоэмали:
Базовая эмаль для автомобиля
Перед нанесением любого вида краски важно обеспечить машине идеальную поверхность, используя грунтовку.
Акриловая автоэмаль
Состав краски включает красящий пигмент и отвердитель. Затвердевание двухкомпонентной эмали происходит в результате взаимодействия элементов.
Такая краска часто применяется автовладельцами, поскольку обладает следующими достоинствами:
Акриловая автоэмаль встречается матовая или глянцевая. Может использоваться как ремонтное средство. Краски на основе акрилового сополимера способны ярко светиться.
К недостаткам покрытия относят:
Важно учесть, что при нанесении на авто белой акриловой краски и другого светлого оттенка не следует использовать черный грунт.
Алкидная автоэмаль
Краска выступает производной алкидной смолы. Характерно оптимальное соотношение цены и качества средства. Полная покраска машины алкидной автоэмалью проводится редко, поскольку требуются также обработка лаком и полировка.
Достоинства такого вида краски:
К недостаткам относится неравномерное высыхание из-за скорой полимеризации, в результате которой на поверхности формируется пленка. Часто применяется алкидная эмаль в виде аэрозоли.
Меламиноалкидная автоэмаль
Такая краска для автомобиля сохнет только при повышенной температуре: 110-130 градусов. То есть средство неприменимо в условиях гаража.
Достоинства эмали:
Алкидная автоэмаль для авто
Недостатки:
Эмаль используется в специализированных учреждениях (на заводах), способных создать требуемую среду.
Создаваемые типы поверхности после покраски
От подбора вида и цвета эмали зависит визуальный эффект, создаваемый ею на кузове автомобиля.
Выделяют типы поверхности после покраски:
Визуальный эффект машины зависит от вида и цвета эмали
При покраске достичь нужного цвета машин не просто, полученный эффект зависит от многих факторов: вида, состава, качества эмали, способа ее нанесения. Важно знать характеристики и свойства красок. Одним свойственно быстрое высыхание, другим — устойчивость и выраженные защитные качества, третьим — насыщенность и яркость оттенков. Поэтому перед приобретением эмали и покраской важно определиться не только с желаемым цветом, но и другими характеристиками.
Автомобильные эмали: функции, состав, классификация
Покраска автомобиля — работа тонкая, почти ювелирная. Мелочей в этом деле не бывает. Чтобы получать блестящие в прямом смысле слова результаты, мастер должен не только «чувствовать материал», уметь подбирать фактуру покрытия и приспосабливаться к мало-мальским изменениям окружающих условий, но и обладать знаниями о краске, как таковой. Вы скажете, что это пустая трата времени, ведь краска — это всего лишь краска, но на самом деле все гораздо сложнее.
Что такое краска? Или… эмаль?
За свою история термин «краска» претерпел существенные изменения. Раньше так именовались только масляные краски — материалы, изготовленные на основе растительных масел и олиф. Но со временем термин «краска» стал общеупотребительным и его начали применять и к другим ЛКМ, включая эмалевые краски.
Краски — это однородные суспензии пигментов в пленкообразующих веществах. Изготавливаются на основе олиф (масляные краски), лаков (эмалевые краски), водных растворов некоторых органических полимеров (клеевые краски) и жидкого стекла (силикатные краски), водных дисперсий полимеров (эмульсионные краски).
(«Большой энциклопедический словарь», 2000 г.)
Краски, применяющиеся в автомобилестроении относятся к разряду эмалевых красок — смесей пигментов в лаках, образующих твердое непрозрачно покрытие с различными глянцем и фактурой.
Сокращенно эмалевые краски еще называют «эмалями»: разницы, вроде бы и нет, но на самом деле смысл этих двух понятий далеко не одинаков.
Дело в том, что эмалью (от франц. email) изначально называлось тонкое стекловидное покрытие, изготавливаемое из легкоплавких цветных стекол с добавлением оксидов металлов и пигментов, и закрепляемое высокотемпературной обработкой. Такие эмали используются, например, в художественной керамике, в ювелирном деле.
Во времена Московии все виды художественных эмалей носили название «финифть», и только в XIX веке это старинное название сменилось на новый термин «эмаль»
Также эмалями нередко называют практически все стекловидные покрытия по металлам, используемые в бытовых целях. За примерами далеко ходить не надо — эмалированные тазы, кастрюли и ванны имеются в каждом доме.
Стекловидная эмаль появилась самой первой, поэтому во всех словарях и справочниках она упоминается в первую очередь. Для автомобильных кузовов она, конечно же, не подходит – как по технологическим соображениям, так и из-за повышенной колкости покрытия. С эмалевыми красками на основе лаков такую эмаль связывает лишь некая схожесть внешнего вида и не более того.
Но тем русский язык и велик, что изъясняться на нем можно достаточно вольно, пренебрегая некоторыми правилами, и все нас поймут. Тем более, что постоянно использовать термин «эмалевая краска» было бы не совсем удобно.
Поэтому в дальнейшем под словом «эмаль» будем понимать, конечно же, эмалевые краски, используемые в автомобильной индустрии.
А теперь давайте вспомним, какие функции возлагаются на автомобильное ЛКП.
Функции лакокрасочного покрытия
Лакокрасочное покрытие автомобиля выполняет двойную функцию.
Во-первых, лакокрасочный слой обеспечивает защиту поверхности, на которую он нанесен. Он создает устойчивое к агрессивным внешним воздействиям покрытие, которое предохраняет лежащий под ним материал и, следовательно, продлевает срок его службы. Понятно, что в автомобилях, кузова которых сделаны из стали (которая ржавеет) слой краски — первая линия обороны против коррозии.
Во-вторых, лакокрасочное покрытие позволяет индивидуализировать транспортное средство, сделать так, чтобы оно радовало глаз и выделялось среди множества похожих машин. Разнообразие цветовой палитры и использование всевозможных эффектных ЛКП повышают стоимость автомобилей и стимулируют их продажи.
Термины «краска/эмаль» и «лакокрасочное покрытие» часто используются как взаимозаменяемые. Понятие ЛКП более общее и применимо к любому материалу, который может быть использован в качестве тонкой сплошной пленки на поверхности. Термин «краска/эмаль» традиционно используется применительно к пигментированным материалам с целью отличить их от прозрачных пленок, которые правильнее называть лаками.
Состав краски
Суть краски в том, что она начинает жизнь в жидком виде, в котором ее наносят на поверхность, после чего она превращается в твердую пленку с теми или иными декоративными и эксплуатационными показателями.
Из чего делают краски? Любая краска состоит из трех основных компонентов:
Также в состав эмали могут входить различного рода наполнители и добавки.
Наличие всех этих компонентов во всех ЛКМ не обязательно. Например, порошковые краски не содержат растворителей, а прозрачные лаки — красящих пигментов. Но связующее — это обязательный компонент любого лакокрасочного материала, его основа.
Пленкообразователь (связующее)
Свойства этого компонента очевидны из названия — связующее «держит» все составляющие краски вместе, связывая их как друг с другом, так и окрашиваемой поверхностью.
Во многом именно связующее определяет ключевые свойства готового ЛКП — его адгезию, механическую и атмосферостойкость.
В качестве пленкообразователей в лакокрасочной промышленности используются различные природные и синтетические смолы, растительные масла. Некоторые лакокрасочные материалы могут иметь в своем составе два и более пленкообразователя.
Зачастую тип связующего можно определить из самого названия краски: нитроцеллюлозная (нитрат целлюлозы), алкидная (алкидные смолы), акриловая (акриловые смолы) и т.п.
Растворитель
Пленкообразующие вещества обычно представляют собой либо очень вязкие жидкости, либо хрупкие твердые тела. Чтобы понизить их вязкость, в лакокрасочный материал вводятся растворители. Благодаря растворителю краска остается жидкой во время изготовления и хранения.
В качестве растворителей применяется очень широкий ряд органических жидкостей (углеводороды, кетоны, спирты, эфиры) и смеси подобных жидкостей.
Не стоит путать растворители, которые вводят в ЛКМ при изготовлении, с теми жидкостями, которые мы наливаем в материал перед применением. Последние правильнее называть разбавителями, поскольку они не растворяют полимерное связующее, а лишь понижают вязкость продукта.
Пигменты и наполнители
Основная функция пигментов — декоративная — они обеспечивают пленке цвет и укрывистость. Также пигменты повышают прочностные и эксплуатационные свойства покрытия, некоторые из них обладают свойствами ингибиторов коррозии. По химическому составу — это природные или искусственные оксиды, или соли металлов, металлические порошки, а также органические пигменты для придания покрытиям ярких тонов.
Помимо основного пигмента в состав ЛКМ могут входить различные наполнители. Их добавляют для удешевления лакокрасочных материалов, а также для улучшения прочностных и защитных свойств. По составу они представляют собой белые или слегка окрашенные порошки дешевых природных минералов (тальк, гипс, слюда, каолин, мел и др.). Некоторые наполнители вводятся для повышения термостойкости — например, слюда или асбест.
Добавки
То время, когда лакокрасочные материалы состояли максимум из трех компонентов давным-давно ушло. Современные ЛКМ — это многокомпонентные композиции, и помимо связующего, пигмента и растворителя они имеют в своем составе различные целевые добавки, призванные улучшить те или иные свойства продукта.
В частности, добавки могут повышать эластичность покрытий (пластификаторы), их стойкость к старению (антиоксиданты), огнестойкость (антипирены), поглощать УФ-излучение, предотвращать выпадение пигмента в осадок, препятствовать образованию поверхностной пленки при хранении, улучшать розлив.
Некоторые добавки могут вводиться в лакокрасочный материал непосредственно перед применением, например ускорители сушки, пластификаторы, матирующие и структурирующие добавки.
Классификация автомобильных эмалей
Существует два основных способа систематизации автомобильных эмалей и лаков:
С первым все более-менее понятно: основными видами авторемонтных эмалей в зависимости от типа основы являются нитроэмали, алкидные, меламиноалкидные, акриловые, а также базовые эмали (чаще всего они представляют собой комбинацию полиэфира, меламинформальдегидной смолы и ацетобутирата целлюлозы).
Сейчас нас больше интересует второй пункт — характер формирования пленки. По этому признаку все эмали можно разделить на две группы:
Механизм сушки эмалей первой группы — чисто физический. Пленка этих красок формируется исключительно за счет испарения растворителей, без изменения химического состава связующего. Полученная после высыхания пленка может быть снова растворена в растворителе, поэтому ее называют обратимой. Такие материалы относятся к классу термопластичных.
Типичный представитель — эмали на основе нитрата целлюлозы (нитроэмали), использовавшиеся на ранней стадии развития автомобильной промышленности.
Высыхание в результате испарения растворителей (нитроэмали, масляные краски)
Отверждение эмалей второй группы происходит уже иначе. Испарение растворителей, само собой, тоже происходит. Но, в отличие от эмалей предыдущей группы, здесь параллельно запускается еще один процесс: химическое превращение молекул связующего в сетчатый полимер. Полученная пленка обладает новыми физическими и химическими свойствами, после полного отверждения растворить такую пленку невозможно, поэтому ее называют необратимой (термореактивные материалы).
Сама реакция «сшивания» молекул может быть запущена разными способами. Если вспомнить алкидные эмали, то отверждение их пленок происходит в результате реакции с кислородом. В меламиноалкидных материалах («синтетика») реакция запускается при нагреве.
Отверждение в результате окисления кислородом (алкидные эмали)
Пленки современных акриловых эмалей и лаков отверждаются в результате реакции с отвердителем, который добавляется в материал непосредственно перед применением.
Отверждение в результате реакции с отвердителем (акриловые материалы)
Материалы, состоящие из двух частей, которые смешиваются перед применением, называются двухкомпонетными (2K). В лакокрасочной терминологии применительно к ним можно также встретить термин «двухупаковочные» (потому, что поставляются в двух упаковках). И наоборот — материалы, выпускаемые в одной упаковке принято называть однокомпонентными (1K).
Невозможно в краткой статье рассмотреть все нюансы, связанные с автоэмалями. За кадром остались их физико-химические свойства, а также преимущества и недостатки тех или иных видов. К этим вопросам мы вернемся в следующей статье.
Типы лакокрасочных покрытий автомобиля
Рассмотрим основные популярные типы лакокрасочных покрытий автомобиля, охватим их техническую сторону и научимся различать между собой.
Как известно, превосходный внешний вид и цвет автомобиля обеспечивает его лакокрасочное покрытие, сокращенно его называют ЛКП. Каждый специалист по кузовному ремонту хорошо знает, что лакокрасочные покрытия бывают разных типов, но не все автолюбители это знают и сегодня мы, продолжая небольшой «ликбез» в своем блоге, рассмотрим самые популярные покрытия автомобиля. Итак, на сегодняшний день самыми распространенными среди всех ЛКП автомобилей (именно те, с которыми повседневно сталкивается в жизни автолюбитель) будут следующие варианты:
Причем, стоит учесть, что доля ЛКП в виде базовой автоэмали, покрытой лаком постоянно растет, а акриловые и алкидные автоэмали все больше вытесняются с производством новых автомобилей, в том числе в сторону спецтехники и коммерческого транспорта. Поэтому вероятнее всего, если автомобиль выпущен не более 20 лет назад, то он будет иметь покрытие именно типа: база + лак. Отметим, что среди всех покрытий, именно вариант база + лак будет иметь самый лучший эстетический, нарядный и глянцевый вид. Далее мы рассмотрим то, как устроены эти покрытия и как происходит процесс окраски для каждого типа. Но для начала рассмотрим еще такой вопрос, как деление всех лакокрасочных материалов на два основных вида по химическим свойствам.
Базовая автоэмаль, покрытая акриловым лаком
Базовые автоэмали могут выпускаться в виде готовых к использованию красок, но преимущественно их получают подбором цвета, когда они колерованы из красящих пигментов колористом, через системы подбора цвета, например, такие как Dynacoat или Challenger.
Автомобильный лак для базовой краски
Акриловая автоэмаль
Выпускаться акриловые автоэмали могут в виде готовых к использованию красок, а также могут быть колерованы из красящих пигментов колористом, через системы подбора цвета.
Алкидная автоэмаль
Алкидные автоэмали, как правило, выпускаются на рынке в виде готовых к использованию банок с определенными цветами.
Алкидные и акриловые автоэмали менее дорогие и поэтому чаще всего используются на коммерческом транспорте и спецтехнике, а также классических моделях ВАЗ. На современных же автомобилях практически везде используются базовые краски с металлик-эффектом под лаком, при этом некоторые дорогие комплектации моделей автомобилей используют и более дорогие перламутровые краски.
Совместимость покрытий при ремонте
При ремонте ЛКП правильнее всего использовать покрытия одного типа и максимально избегать сочетаний, особенно с алкидными эмалями. Но если доступ к материалам ограничен, то необходимо соблюдать следующие правила.
Общие правила для автоэмалей
Стоит учесть, что для всех видов лакокрасочных материалов (с отвердителями и без них) время высыхания во многом зависит от влажности воздуха и температуры окружающей среды. Поэтому все лакокрасочные материалы имеют описание и инструкции по применению от производителя (окружающая температура, кол-во слоев, пропорции смешивания, размер дюзы для нанесения, условия сушки и т.п.), которые необходимо обязательно соблюдать.
Соблюдая все эти правила Вы непременно получите требуемый качественный результат при ремонте автомобильного ЛКП.
Технология покраски «металликом». Нанесение базы и лака
Количество машин, окрашенных «металликами» растет, но вот страдают в ДТП они почему-то точно так же, как и остальные. А в ремонтной окраске такие покрытия не так просты, для качественного результата здесь маляр должен обладать определенной квалицикацией. Причина этого в том, что металлические частицы, содержащиеся в этих красках, — это нерастворимые инородные тела, которые могут вести себя в лакокрасочном слое совершенно непредсказуемо.
Поэтому для успешной работы с металлизированными эмалями маляр должен не только оттачивать навыки нанесения, но и разбираться в теории — понимать важнейшие свойства «металликов», принципы «поведения» этих красок.
Подготовка к работе
Допустим, у нас в ДПТ был поврежден автомобиль, окрашенный светлым серебристым металликом. Затем повреждения были восстановлены и автомобиль был подготовлен к покраске.
Не будем углубляться в нюансы ремонта или замены той или иной детали. Остановимся на том, что восстановленные детали загрунтованы по всей плоскости, тщательно зашлифованы (под металлик это делается абразивным материалом P400-Р500 «по-сухому» или P800-Р1000 «по-мокрому») и предназначены для полной перекраски. Этот момент важен, поскольку в этом случае стоит вопрос о точности подбора цвета краски, или о необходимости выполнения плавного перехода на соседние кузовные детали.
Кстати, для нашего примера не просто так был выбран именно серебристый металлик. Светлые и серебристые цвета более сложны в ремонтной окраске, чем темные, поскольку содержат много алюминиевого зерна и очень непредсказуемо отражают световые потоки.
Результат здесь зависит от множества факторов: при каком давлении распылять, соблюдены ли пропорции смешивания с разбавителем, какой толщины слой наносить, какую паузу между слоями выдерживать и т. д.
Если допустить серьезные ошибки на этапе приготовления или нанесения краски, это может свести все наши старания на нет, вплоть до необходимости полной перешлифовки и перекраски.
Например, если мы попытаемся «сэкономить» и будем использовать при покраске разбавитель «левой» фирмы, цвет металлика может значительно уйти!
Дело в том, что фирменные разбавители для металликов специально разработаны так, чтобы за время их испарения алюминиевые частички «утонули» на положенную глубину и заняли правильное расположение в слое краски (от этого зависит ее оттенок). Если заменить разбавитель, например, на более быстроиспаряющийся, это может привести к изменению оттенка на более светлый и появлению таких неприятных дефектов, как полосы и «облака».
Помочь избежать подобных ошибок позволит внимательное отношение к рекомендациям производителя по применению материалов: пропорции их приготовления, выбор разбавителей, рабочая вязкость, условия нанесения и т.д.
Для разбавления базы следует применять только оригинальный разбавитель, а его тип и скорость испарения должны соответствовать температуре, при которой будет вестись покраска.
Но будет еще обиднее, если работу придется переделывать из-за дефектов, вызванных собственной неаккуратностью. Это могут быть жировые кратеры (плохо обезжирили), грубые вкрапления пыли (не обдули), пузырьки и другие дефекты.
Чтобы свести к минимуму риск появления подобных дефектов, перед окраской не забудьте тщательно обезжирить поверхность, а затем удалить пыль при помощью обдува сжатым воздухом и специальной липкой салфетки.
Вернемся к герою нашей статьи. Вот он, родимый: оклеен, обезжирен и готов к покраске.
Можно заливать краску в бачок окрасочного пистолета и… Кстати, о пистолете.
Для качественного нанесения современных базовых эмалей необходимы краскопульты с низким давлением воздуха на выходе (HVLP или LVLP). Дешевые конвенциональные пистолеты для этого не подходят. Они имеют высокое давление, которое хоть и позволяет иногда получить широкий факел, но при нанесении «выбивает» из ЛКМ очень много растворителя, в результате чего краска ложится на поверхность практически без него. На металликах это неизбежно приводит к возникновению полос и «облаков», особенно на серебристых цветах. Вот, полюбуйтесь…
Если же мы используем более прогрессивные краскопульты систем HVLP или LVLP, риск появления таких дефектов значительно снижается. Низкое давление на выходе у таких пистолетов дает возможность перенести на поверхность достаточно растворителя для того, чтобы зерна металлика уложились правильным образом.
Не забудьте перед покраской убедиться, что краскопульт обеспечивает достаточно широкий и равномерный по всей ширине окрасочный факел, а отпечаток факела имеет правильные очертания.
Технология
В эмалях с металлическим эффектом важнейшую роль играет отражение света. Как известно, в составе этих красок, помимо цветовых, присутствуют еще и эффектные пигменты — алюминиевые частицы. Они выполняют роль своеобразных крошечных зеркал, отражающих падающий свет, что и придает покрытию эффект сверкающего блеска.
Более того, если на деталь, окрашенную металликом, посмотреть с разных сторон, то хорошо видно, что интенсивность этого блеска непостоянна — она то убывает, то прибавляется. Например, мы смотрим на машину с определенной точки, в которой покрытие ярко светится и искрится, затем машина поворачивает (угол наблюдения меняется) и покрытие постепенно темнеет. Эти изменения оттенка, от светлого к темному и обратно, называются «флоп-эффектом».
Главная и самая сложная задача для маляра при работе с металликами заключается в том, чтобы правильно «уложить» частички алюминия на поверхность. Правильно — значит параллельно подложке и друг другу. Если нам удастся сориентировать эти частицы таким образом, покрытие в этом случае будет иметь оптимальные оптические характеристики.
Но если «серебро» ляжет в слое краски хаотично, оно будет рассеивать свет в разные стороны, что приведет к нарушению флоп-эффекта, искажению цвета и возникновению характерных для металликов полос и «облаков».
Как мы уже знаем, серебристые цвета в этом плане особенно капризны, поскольку они почти не содержат цветовых пигментов. Их цвет обеспечивается практически одним только алюминиевым зерном, отвечающим за флоп-эффект. При работе с такими цветами маляру нужно быть особенно внимательным, он должен четко понимать как ведут себя алюминиевые частицы в слое краски.
Факторы, влияющие на металлик. Толщина слоя и другие
На ориентацию алюминиевых частиц влияет множество факторов. Все эти факторы так или иначе связаны со скоростью испарения растворителя и глубиной «утопания» алюминиевого зерна в слое краски.
В первую очередь, для равномерного разложения «серебра», необходимо избегать как слишком мокрого, так и слишком сухого нанесения базы.
Слишком толстый слой будет содержать больше растворителя, который будет дольше испаряться в поверхности. Соответственно, толстый слой будет дольше оставаться жидким. В этом случае алюминиевые частицы будут «тонуть» в нижнюю часть слоя и перед высыханием ориентироваться вертикально по отношению к подложке. Глубоко утонувшее зерно практически полностью утрачивает способность отражать падающий на него свет, что приводит к искажению цвета — он темнеет.
И наоборот. Если краска нанесена на поверхность слишком сухо, растворителя в таком слое получается меньше, испаряется он быстрее, и зерна алюминия не успевают утонуть на «правильную» глубину и занять нужное положение в слое краски. Они остаются на поверхности слоя, отражая слишком много света, что приводит к осветлению покрытия и потере насыщенности цвета. Кроме того, база, которая легла на поверхность «ежом» приводит к повышенному расходу лака, его неравномерной усадке и понижению блеска после сушки.
Как в первом, так и во втором случае также возможно образование полос и «облаков».
Чем толще слой металлика, тем дольше он будет оставаться жидким, тем глубже в нем успеет утонуть зерно и тем темнее будет общий оттенок покрытия. И наоборот.
Правильно нанесенный слой металлика — это слой средней толщины, не сухой и не жирный. В таком слое зерна алюминия залегают на положенную, стандартную глубину, ориентируясь параллельно подложке. При этом обеспечивается наилучшее проявление «флоп-эфекта», достигается однородность цвета и хорошая укрывистость краски.
Все остальные факторы, так же как и фактор толщины слоя, зависят от скорости испарения растворителя и глубины залегания алюминиевых частиц.
Методы влияния на оттенок металлика. Понимание этих взаимосвязей на практике может помочь нивелировать небольшие различия в оттенке и «вытянуть» цвет
На рисунке ниже схематично показано, как влияет глубина залегания алюминиевых частиц на общий оттенок покрытия.
Из схемы видно, что при правильном расположении зерна наш глаз воспринимает и цвет покрытия, за который отвечают цветовые пигменты, и зерно, равномерно расположенное в слое (рис. А).
Если зерно не успело утонуть на нужную глубину и осталось в верхней части покрытия, оно «загораживает» свет цветовым пигментам, и наш глаз видит лишь свет, отраженный зерном, из-за чего покрытие воспринимается как более светлое (рис. Б).
Глубоко утонувшее зерно закрыто цветовыми пигментами и почти не отражает свет, в результате чего оттенок покрытия получается более темным (рис. В).
Следите за руками! Техника нанесения
При нанесении металлика критично важную роль играет техника распыления. Важно правильно удерживать краскопульт и придерживаться равномерной скорости движения. Если хоть на секунду приостановить движение и слой краски напылится толще, чем рядом — полос и «яблок» не избежать.
Неравномерность толщины слоя краски приводит к различной ориентации алюминиевых частиц на различных участках слоя. Из-за этого возникает дефект, который обычно называют «облака» или «яблоки»
Количество слоев и межслойная сушка
Итак, для достижения наилучшего результата окраску металликом следует вести равномерными «полумокрыми» слоями: не сухими, но и не слишком мокрыми. Количество слоев?
Зависит от укрывистости базы, но чаще всего используется классическая технология: 2+1.
То есть наносятся два кроющих слоя (их допускается наносить чуть более мокро), после чего напыляется так называемый капельный слой (он же эффектный, дымчатый, выравнивающий и т.д.) — он нужен для коррекции оттенка и устранения «яблочности».
Капельный слой наносится следующим образом. Понижаем входное давление на пистолете до 1-1,5 атм. (при нажатом курке и без изменения подачи, либо с немного увеличенной подачей) и после того как последний слой базы поматовел, с чуть большего расстояния (приблизительно 30 см) напыляем полумокрый капельный слой. Этот слой, словно «дождик», должен аккуратно и равномерно капельками покрывать поверхность. Образовавшиеся капельки после нанесения быстро растянутся и покрытие станет гладким.
Обычно 2-3 слоев базы хватает, но для плохоукрывистых цветов иной раз мало не то что трех, а и пяти слоев. В этом случае поможет колеруемый грунт, о котором нужно позаботится заранее.
И не забывайте о межслойной выдержке. Недостаточная пауза может послужить поводом для облачности и других дефектов, поэтому наносите следующий слой базы только после того, как предыдущий стал матовым. Обычно это 5-10 минут (при 20 °C).
Нанесение лака
Итак, мы нанесли базовую эмаль, но, тем не менее, выглядит наш автомобиль пока еще довольно убого. Чтобы довести дело до логического завершения, осталось нанести поверх базы прозрачный лак. После этого покрытие станет не только сказочно красивым, но и стойким к внешним воздействиям (база сама по себе не отличается атмосферостойкостью).
В отличие от однослойных металлизированных красок первого поколения, современные «металлики» представляют собой двухслойную систему: поверх базовой эмали нанесен прозрачный лак
Главный вопрос: через сколько можно наносить лак?
Здесь важно не прохлопать момент, так как базовая эмаль сохраняет способность «впитывать» последующие слои не сколько угодно, а строго определенное время. Если это время упущено, адгезия между базой и лаком будет нарушена, и в процессе эксплуатации лак с пересушенной базы может отслаиваться.
Иногда маляры допускают грубейшую ошибку: базу наносят вечером, а лаком покрывают с утра, аргументируя это тем, что краска за ночь наверняка подсохнет. С металликами такой подход в корне неверный!
Лучше всего при нормальной температуре покрывать базу лаком уже минут через 15-20. Это оптимально. За это время из базы испарятся растворители, она заматовеет и будет полностью готова принять на себя лак.
Но если поспешить и покрыть лаком еще мокрый базовый слой, это может вызвать последующее матовение ЛКП, а также появление «облаков» (зерна как бы «слипаются», неравномерно отражая свет). Поэтому в условиях низких температур время выдержки нужно увеличивать (до полного матовения базы).
Максимальное время, при котором не происходит нарушения сцепления между базой и лаком обязательно указывается в технической документации к той или иной эмали. У разных производителей это время может быть разным, но в целом практика показывает, что если мы не покроем базу лаком в течении часа, максимум двух, то максимальной адгезии у нас уже не будет.
Поэтому если вы опоздали, базовый слой должен быть заматирован и перекрашен заново.
Подробнее о нанесении лаков читайте здесь.
Перед нанесением прозрачного лака базовый слой необходимо обработать липкой салфеткой для удаления опыла, пыли и ворса.
По завершении работ…
В работе маляра есть еще один немаловажный момент, которому обычно не придают должного значения. Это мойка пистолета после работы с металликом. Если выполнять эту операцию небрежно, то в пистолете могут оставаться частицы «серебра», которые потом либо засоряют дюзу и портят форму факела, либо вылетают на поверхность при очередной покраске.
Искренне восхищаясь блеском свежеокрашенного крыла или капота, да еще и металликом, да еще и серебристым, да еще и без «яблок», да еще и… (простите, увлеклись) начинаешь испытывать неподдельную радость от владения автомобилем. Такой он красивый, блестящий, гладкий, свежий, неподражаемый, совершенный, коррозионноустойчивый, на четырех колесах, пятиступенчатая коробка передач… Простите, опять увлеклись…