девушка без адреса сюжет
Девушка без адреса
СССР | 1957 г. | 90 мин. | комедия, мелодрама
Рейтинг:
Кинопоиск 7,88 IMDb 7,1
Страна:
Длительность:
Режиссер фильма «Девушка без адреса»:
Актеры фильма «Девушка без адреса»:
Содержание фильма «Девушка без адреса»:
Фильм «Девушка без адреса» рассказывает о жизни обычных людей в Советском Союзе в 1957 году.
Главная героиня фильма Катя Иванова (актриса Светлана Карпинская) очень принципиальная девушка, которая везде и всюду пытается бороться с бюрократами и прочими равнодушными людьми. Однажды из-за ее неуживчивого характера Катерину увольняют с работы.
Катя сирота и единственный ее родной человек — это дедушка, который живет в Москве.
Катерина покупает билет на поезд и отправляется в Москву.
В поезде она знакомится с молодым парнем Пашей Гусаровым (актер Николай Рыбников).
Первое знакомство проходит «комом» — Паша курит в купе, а Катерине это не нравится и она делает ему замечание.
Паша в два счета ставит ее на место, объясняя Катерине, что это купе для курящих пассажиров, и, следовательно, в советском купе курить можно.
Затем Катерина по неосторожности теряет проездной билет, который находит Паша и благородно спасает Катю от высадки с поезда.
За это Катерина своим слабеньким голоском поет ему какую-то песенку и Паша в нее окончательно влюбляется.
По приезду в Москву на вокзале Паша теряет Катерину, узнав лишь, что она живет на улице «Николо…».
Паша со своим другом начинает поиски Катерины, а Катерина селится у своего деда, старого «контрреволюционера» из прошлого (актер Эраст Гарин).
Дед, наслушавшись от внучки про ее театральные таланты, устраивает ей прослушивание у своего друга — театрального «директора вешалок».
«Директор вешалок», работающий гардеробщиком в театре, категорически бракует пищалки Катерины и два старинных друга сорятся по поводу таланта внучки.
Паша вместе с другом прочесывать все улицы начинающиеся на «Николо…». Понимая, что обойти все улицы на «Николо…» невозможно, Паша, наконец, включает мозги и вспоминает, что как-то Катерина рассказывала, что ее дед работает вахтёром в райсовете, а райсоветов Москве раз, два и обчелся.
Павел находит деда Кати и от него узнает, что Катя, обидевшись на деда, ушла от него и где она живет, он не знает.
В это время Катерина успевает поработать манекенщицей, курьером, сломать судьбы и закрыть не одно бюрократическое предприятие и закончить свою московскую «артистическую» карьеру простой рабочей на стройке.
Не прижившись в Москве Катерина решает вернуться домой.
Но неожиданно на вокзале она встречается, с уже отчаявшимся ее найти Пашей.
Девушка без адреса
С пустя год после фантастически успешной, легкой, как шампанское, «Карнавальной ночи» Эльдар Рязанов снял «Девушку без адреса». Вообще-то, для каждого режиссера второй фильм — испытание. Особенно если первый становится событием не только кинематографическим, но и социальным и даже политическим. Радостная «Карнавальная ночь» рассказывала о том, что происходит в стране, больше, чем книги, статьи и доклады.
И вот Рязанов снял свою вторую комедию. Уже не музыкальную — лирическую. Не новогоднюю — весеннее-летнюю. Радикально поменял героиню: вместо изысканной, тонкой и грациозной Людмилы Гурченко нашел в Ленинграде юную Светлану Карпинскую. Хорошенькую, в теле и с косой до колен. Правда, роскошные волосы пришлось спрятать под косынку. И одели симпатичную актрису в старую юбку и растянутую кофту. Рязанову нужна была «героиня из народа».
«Девушка без адреса» сохранила и донесла до нас, по крайней мере, один точный адрес — Москву 1957 года. Этот город строился: на наших глазах на экране растут те самые московские Черемушки, которые потом станут символом эпохи. Влюблялся: еще за три-четыре года до этого романтические парочки предпочитали прятаться от постороннего взгляда, а в 57-м, в год Всемирного молодежного фестиваля, люди стали более раскованными, осмелели и даже не боялись целоваться на улице. Жителям этого светлого и чистого города казалось, что позади не только война, но и всяческие культы мрачных личностей. Казалось, осталось победить бездушие, чванство, бюрократизм — и наступит полное счастье.
Именно в этот город, который, судя по всему, и есть Счастье, приезжает из далекой глубинки девушка Катя с типовой фамилией Иванова. У Кати непростой характер — говорит людям в лицо то, что думает. Она мечтает стать актрисой и поет песню о городе, где непременно осуществится ее мечта: «Вот она какая — большая-пребольшая, / Приветлива со всеми, во всех сердцах жива — / Любимая, родная красавица Москва!»
Еще в поезде Катя встречает молодого строителя Пашу Гусарова, которого играет, конечно же, самый популярный актер страны тех лет Николай Рыбников — здесь он предстает с накладным чубом. Потом, на вокзале, герои теряют друг друга. Артисткой Катя не стала, успела поработать лифтером, домработницей, манекенщицей в доме моделей, курьером, и все это время Паша ищет Катю. Впрочем, найти в огромной Москве девушку с фамилией Иванова, да еще и нигде не прописанную, очень и очень непросто.
Таков вкратце сюжет. Надо сказать, что автор сценария «Девушки без адреса», писатель-сатирик Леонид Ленч, вместе с Рязановым населил картину множеством замечательных человеческих типов. Эпизодические герои, роли которых исполняют Эраст Гарин, не так давно вернувшаяся из сталинских лагерей Зоя Федорова, Сергей Филиппов, Рина Зеленая, здесь даже интереснее и ярче главных. У каждого из них есть по одной-две фирменных фразочки, которые, что называется, «ушли в народ»: «Масик хочет водочки», «Советская девушка должна смело ходить в том, что мы внедряем», «Домработница — это своего рода внутренний враг», «Семилетки кончаете, а родному деду подобные коммюнике пишете». Комедию, текст которой расходится на цитаты, можно считать состоявшейся. Тем более если за цитатами — галерея очаровательных коммунально-бытовых советских типов и типчиков, которые в каком-то смысле становятся маркерами, символами, ключевыми персонажами эпохи.
Рязанов не очень любил эту картину, возможно, считая ее слишком наивной. Да и критики приняли фильм достаточно прохладно. И все же из сегодняшнего дня понятно, что «Девушка без адреса» стала памятником времени, одной из лучших комедий пятидесятых. В ней есть воздух, настроение времени. И даже огромный город еще кажется уютным и добрым.
За кадром фильма «Девушка без адреса»: Почему Эльдар Рязанов предпочитал молчать о своем втором фильме
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Эльдар Рязанов начинал как режиссер-документалист, и когда директор «Мосфильма» Иван Пырьев доверил ему съемки музыкальной комедии «Карнавальная ночь», в успех этой затеи не верил никто, даже сам режиссер. Ему было всего 29 лет, он мечтал снять драму, пробы 21-летней Людмилы Гурченко его не впечатлили, многие сцены приходилось переснимать, смету перерасходовали, от сроков отстали. Но результат поразил всех: фильм стал лидером кинопроката, собрав у экранов 50 млн зрителей. После этого успеха Рязанов планировал продолжить сотрудничество с Гурченко, и когда он через год приступил к съемкам новой лирической комедии «Девушка без адреса», в главной роли видел только эту актрису. Но тут снова возникли сложности.
Режиссер снова был не восторге от предложенного материала, но соглашался на любые предложения, «лишь бы не погнали с работы», как он признался позже. От Рязанова все ждали повторения громкого успеха «Карнавальной ночи», и его залогом режиссер считал участие тех же звезд – Игоря Ильинского и Людмилы Гурченко. Но неожиданно худсовет выступил категорически против этой идеи. Рязанову заявили, что нет никакой нужды снимать вторую «Карнавальную ночь»: это совсем другая история, поэтому актерский состав должен быть новым – мол, в стране, кроме Ильинского и Гурченко есть немало других достойных артистов.
Рязанов даже думал о том, чтобы отказаться от работы над фильмом. Он подготовил второй список актеров, но на кандидатуре Людмилы Гурченко настаивал до последнего. Тогда Иван Пырьев вызвал режиссера к себе в кабинет и по секрету сообщил ему о том, что по решению министра культуры Гурченко не утвердят на главную роль ни при каких обстоятельствах по той причине, что она якобы отказалась сотрудничать с комитетом госбезопасности. Об этом Рязанов счел возможным рассказать только в 1990-х гг., а тогда ему пришлось смириться с решением руководства.
На главную мужскую роль утвердили Николая Рыбникова. На тот момент он находился в зените славы после главных ролей в фильмах «Весна на Заречной улице» и «Высота». Однако новое предложение его совсем не обрадовало – до этого он сыграл сталевара-передовика и бригадира монтажников, и тут ему снова предстояло воплотить на экранах образ «простого парня из народа», в котором актер не видел ничего интересного. Рыбников опасался навсегда «застрять» в этом амплуа, и его фильмография в дальнейшем подтвердила то, что эти опасения были небезосновательными.
Однако на этом неприятности не закончились. На роль Кати Ивановой выбрали актрису Ленинградского театра музыкальной комедии Зою Виноградову. Она даже успела записать все песни к фильму, но тут в театре ее поставили перед выбором: либо спектакли, либо съемки. И она выбрала первое. Правда, ее голос все же прозвучал в фильме – именно Виноградова исполнила все песни Кати Ивановой.
В итоге на главную роль утвердили непрофессиональную актрису – никому не известную студентку филологического факультета Ленинградского государственного университета Светлану Карпинскую. Она попала на съемочную площадку благодаря счастливому случаю: по легенде, однажды в метро ее увидел автор сценария «Девушки без адреса», сатирик Леонид Ленч и сразу же предложил ей главную роль. По его словам, именно такой он и представлял свою героиню, когда работал над сценарием. Сама актриса рассказывала историю куда более прозаичную: она с юности занималась в театральной студии, однажды их спектакль сняли на «Ленфильме», и ассистент режиссера обратила внимание на талантливую актрису. Как бы то ни было, Карпинскую утвердили на главную роль. Рязанова очень расстроил такой выбор, но ему с ним пришлось смириться.
Переживания режиссера были напрасными: дебютантка без актерского образования отлично справилась со своей ролью. С ее героиней у нее оказалось немало общего: она выглядела такой же искренней и наивной провинциалкой, как и Катя Иванова, приехавшая покорять столицу. И у актрисы был такой же «неуживчивый характер». Светлане отчаянно хотелось быть похожей на настоящих кинозвезд, и она очень переживала из-за того, что выглядела в кадре некрасивой: ее одевали в нелепые наряды и запрещали ей гримироваться.
Карпинская сокрушалась: « Рязанов запретил накладывать какой-либо грим. Тогда я очень расстроилась. Даже мой партнер Рыбников говорил: «Какая чудная девочка! Что же она у вас все время в какой-то убогой юбке ходит и в этом жутком платке? Да вы хоть волосы ей распустите!» Ведь у меня была коса до колен, которую так никто и не увидел. А еще Рязанов заставил меня за несколько недель перед съемками срочно сбросить вес, так что приходилось каждое утро начинать с пробежки и сидеть на строгой диете ». Тем не менее попадание в образ получилось стопроцентным, и зрители присылали актрисе мешки восторженных писем. После такого успеха она искренне недоумевала по поводу того, почему Эльдар Рязанов не зовет ее в новые свои фильмы и затаила обиду на режиссера.
Конечно, залогом успеха фильма был и удачно подобранный актерский состав, ведь даже в эпизодах снимались мэтры советского кино: деда главной героини блестяще сыграл Эраст Гарин, модельера из экспериментального ателье – Рина Зеленая, супружескую пару Комаринских – Зоя Федорова и Сергей Филиппов. Они появлялись на экранах всего на несколько мгновений, но этого было достаточно, чтобы зрители тут же запомнили их ярких персонажей и повторяли за ними фразы, ставшие крылатыми: « Советская девушка должна смело носить то, что мы внедряем! » (героиня Рины Зеленой в ателье), « Масик хочет водочки! » (персонаж Сергея Филиппова) и т. д.
В 1958 г. «Девушка без адреса» заняла второе место среди лидеров кинопроката, уступив «Тихому Дону» Сергея Герасимова. Комедию посмотрело 36,4 млн зрителей. Однако, несмотря на всесоюзное признание и зрительскую любовь, сам режиссер так и не изменил своего мнения. Он по-прежнему был убежден в том, что фильм очень проиграл из-за того, что в нем не снялась Людмила Гурченко, и позже не любил вспоминать о своей второй киноработе, считая ее гораздо проще и слабее «Карнавальной ночи».
Однажды в 1980-х гг. Рязанов заявил в интервью, что эта комедия могла бы стать более динамичной, более лиричной и более смешной, если бы на заре своей режиссерской карьеры он мог принимать решения самостоятельно. В своей книге «Неподведенные итоги» режиссер рассказал о съемках всех своих фильмов, кроме «Девушки без адреса», – очевидно, он считал эту работу незаслуживающей даже упоминания. К счастью, зрители с ним не были согласны – трогательная и лиричная комедия до сих пор вызывает у всех очень теплые чувства.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Фильм «Девушка без адреса». Разбор
Не все советские фильмы, даже «золотого периода» (50-е гг) одинаково полезны. Есть с деструктивным посылом, и их немало. Разбираем фильм «Девушка без адреса», 1957 г.
Некая дама садится в поезд, где в первую же минуту агрессирует против двух мужчин, больше против молодого. Сама она, как мы скоро узнаём, была уволена «в связи с неуживчивым характером». Поясню, что это значит. В те времена характеристика с места работы решала всё. Поэтому даже откровенных разгильдяев, пьяниц и прогульщиков старались не топить и выпроваживать со стандартной нейтральной характеристикой, тогда как «обычным» работникам давали характеристики «с похвалой». Это там, где «успешно выполнял. », «активно трудился» и т. п. Все знакомы с подобными хотя бы из ВУЗовской практики. Просто «нейтральная» характеристика говорила, что труженик так себе, с гнильцой. А чтобы уволили с такой припиской, нужно быть не просто конфликтной, а лютой стервой, довести до белого каления весь коллектив, включая начальство. Причём не раз и с последствиями. То есть эта дама вгонит паренька в гроб лет на 20 раньше биологического срока. К ней сразу же формируется негативное отношение. Но данная особа говорит, что уволивший её начальник — жулик и уволил за спор с ним. Ну хорошо, посмотрим.
Едет девица, разумеется, завоёвывать Москву. Ну а как жеж без этого! Ты думал, это только нынче доярки из хацапетовки едут за олигархами в столицу? Увы, эта хмарь была в женских головах и в идеализируемое ныне советское время. Коммунизм коммунизмом, а женские инстинкты фиг обманешь. Ну и едет она, конечно же, устраиваться актрисой. Ну не швеёй же в самом деле, понимать надо! Да-да, это не чикуля с надутыми губами из 2019, а «хорошая девочка» (нет) из 1957.
Будучи зелёным и неопытным, паренёк влюбляется с первого взгляда. Хотя по-хорошему следовало бы избегать этой дамы за километр. Чтобы не забрызгала слюнями, когда будет скандалить. Он решает её проводить до дома. Выходя из поезда, они разминулись. То есть сама судьба отводит его от этой дамочки. Но нет, заставь дурака Богу молиться — весь лоб себе расшибёт. Он решает её найти во что бы то ни стало. Знает только имя (Катерина) и начало названия улицы.
Жить Катерина собралась у деда. Тот учит её уму-разуму, говоря очень капитанские вещи: что характер иногда нужно держать при себе. Та демонстрирует чудеса примитивной демагогии. Но дед мягкий, ведомый, а потому сразу же попадает под влияние внучки.
Далее пытаются её образ как-то скрасить. Она делает работу по дому: пожалуй, это выгодно отличает даму от современных барышень, которые называют домашний труд «бытовым рабством» и выполнять отказываются. Впрочем, это сейчас женщина, умеющая делать домашние дела, вызывает восхищение. В те времена подобным перком обладали абсолютно все лица женского пола старше начальной школы.
Парень начинает целые оперативно-розыскные мероприятия. Комбинирует названия улиц и маршрутом автобуса, у которого запомнил только первую цифру. В общем, Мегрэ нервно не курит в сторонке (курение вредит его здоровью). Даже отпуск ради этого взял. На определённом этапе друг уже смеётся над ним, подшучивает над его болезненно настойчивыми поисками. Сам он, правда, тот ещё горе-пикапер.
Дед потакает внучкиной дури и приводит знакомого гардеробщика из театра, дабы тот заслушал внучку и сказал, есть у неё талант или нет. Выглядит всё это по-идиотски — это как раз из тех моментов, когда тупят они, а стыдно тебе. Вместо того, чтобы официально поступать в консерваторию или хотя бы в кулёк, ищут какие-то обходные пути. Каждый раз эта срамота меня печалит.
А может, её пообломала жизнь, да и исправилась она? Сложно сказать.
Только песня в исполнении Юрия Белова очень даже правильная. Она на 1:02:30. Как было бы хорошо, если бы все мужчины руководствовались этой песней! Правда, он тут же начинает унижаться перед своей пассией, заикаться и умолять. «Ну можно? Можно??». Да, глубокие корни у теперешней женской принцессности и мужской униженности. И странности у героев имеются. Вроде понимает, как должно быть, а поступает по-другому. Впрочем, не удивляюсь: показано поколение, выращенное женщинами без отцов — их убили на войне. А женщина, как бы ни старалась, не может передать сыну мужское мировоззрение и мужское поведение: невозможно другому дать то, чего у тебя самой нет.
Катю главгерой, конечно, нашёл, хэппи энд же. Только вот хэппи ли? С учётом всего, что до этого? Думаю, он не Катю нашёл, а большую-пребольшую проблему на свою неопытную голову.
Всё это странное смотрелово подаётся под рыхлым тюлем «мелодраматичности» и «комедийности». Неприятный осадок какой-то весь фильм. Все полтора часа — одна сплошная неловкость. И ощущение, будто подсовывают тебе отраву в сахарной пудре. Съешь — и пропоносит. Так что лучше обходить стороной. И не вестись на «советскую» обёртку.
Содержание фильма «Девушка без адреса». Какие актеры снимались. Исполнители главных ролей. Кадры из фильма. Дата выхода.
Лирическая комедия от режиссера Эльдара Рязанова.
В то же время Паша не отчаивается и начинает искать в большой Москве девушку с самыми распространёнными именем и фамилией, несмотря на то, что по его собственным расчётам на поиски по всем возможным адресам, начинающимся на услышанное им «Николо. », может уйти три года.
Тем временем, Катя живёт у своего деда, который работает вахтёром в райсовете. После того, как у Кати не получилось стать актрисой в театре оперетты, она становится лифтёром в собственном доме. Впрочем, и здесь она не может ужиться. После ссоры с дедом Катя уходит из дома, чтобы доказать, что из неё может получиться толк.
За это время Катя успевает поработать во многих местах. Сначала она работала домработницей, хотя впоследствии ушла оттуда. Потом она устраивается в дорожную службу. Затем её приглашают работать манекенщицей. На показе мод, увидев в окне Пашу, она бежит за ним прямо в показном платье, однако не догоняет его. После этого она увольняется. Подруга помогает ей устроиться к ней в «передаточную» контору курьером.
Тем не менее, она долго не задерживается и на этом месте. Катя доказывает начальству, что их учреждение является по сути совершенно лишним в системе народного хозяйства, после чего их контору закрывают, а сотрудников переводят работать на стройку. Катя же решает вовсе уехать из Москвы. Однако на том самом вокзале, где она рассталась со своим Пашей, она с ним и встречается. И встретившись, они больше никогда не расстанутся.
кадры из фильма «Девушка без адреса»
Режиссер: Эльдар Рязанов;
Сценарист: Леонид Ленч;
Оператор: Александр Харитонов;
Композитор: Анатолий Лепин;
Художник: Алексей Пархоменко;
Страна: СССР;
Производство: Мосфильм;
Год: 1957;
Премьера: 8 марта 1958