дом приемов мид адрес
Особняк Морозовых на Спиридоновке — виртуальный тур онлайн
Особняк Морозовых на Спиридоновке — виртуальный тур онлайн
Зинаида, 18-летняя жена Сергея Викуловича Морозова, встретила на балу дядю своего мужа – Савву Морозова. Вспыхнувшая любовь привела к скандалу в старообрядческом купеческом сообществе Москвы, но Савва Тимофеевич переступил через религиозные каноны и предложил Зинаиде стать его женой. Несмотря на осуждение со стороны родственников, в 1888 году влюблённые поженились.
В 1893 году Морозов приобрел старую усадьбу семьи Аксаковых, где для его любимой жены за 4 года был построен особняк по проекту молодого архитектора Федора Шехтеля.
Савва Тимофеевич учился в Кембридже, был известным англоманом и выбрал для нового дома стиль английской неоготики.
Адрес: Москва, ул. Спиридоновка, д.17
Новый особняк построили с отступом от красной линии, связав его подземным переходом с хозяйственным флигелем. Всё было сделано по самым современным европейским стандартам.
Дом на Спиридоновке стал лучшей постройкой в стиле неоготики в Москве. Его строгие геометрические объёмы создают асимметричную композицию с угловой частью в виде башен. Внутреннее убранство и старинная мебель в интерьере дома контрастируют с аскетичным внешним видом здания и воссоздают романтическую атмосферу рыцарского средневековья. Главный вход – выступающее крыльцо с тремя арками-порталами, размещен в правом торце. Более приватная левая часть дома выходит в небольшой сад.
В настоящее время здание находится в ведении Главного производственно-коммерческого управления по обслуживанию дипломатического корпуса при Министерстве иностранных дел Российской Федерации. В особняке располагается Дом приемов МИД России. В 1996 году здесь проходила встреча «Большой Восьмерки».
Виртуальный тур онлайн
Семейное счастье четы Морозовых царило в особняке на Спиридоновке недолго. В 1898 году Савва Морозов встретил актрису Марию Андрееву. Новая любовь разрушила всё – семью, деловую карьеру, душевное здоровье.
В мае 1905 года Савва Морозов был найден мертвым в своем гостиничном номере в Каннах. Сам ли свёл счёты с жизнью скандальный русский предприниматель, меценат и благотворитель, или это было политическое убийство, до сих пор точно не известно. Са́вва Тимофе́евич Моро́зов (3 (15) февраля 1862, Зуево, Богородский уезд, Московская губерния, Российская империя — 13 (26) мая 1905, Канны, Франция)
Спустя два года после смерти Саввы Морозова, Зинаида Григорьевна снова вышла замуж, а в 1909 году продала особняк Михаилу Павловичу Рябушинскому.
Рябушинский переехал в дом со своей красавицей-женой, дочерью и великолепным собранием картин русских и западноевропейских художников. Новый хозяин не стал ничего переделывать, только в 1912 году заказал три панно для рояльной гостиной. Революция лишила дом и этих хозяев.
Новости
10 февраля в России отметят День дипломатического работника. В Москве официальные приёмы и встречи дипломатов на высшем уровне традиционно проходят в роскошных исторических интерьерах. Дом Приёмов российского МИДа размещается в старинном особняке Морозовых на Спиридоновке. Где вершатся судьбы мира, увидел Станислав Дорэ.
Этот роскошный особняк в неоготическом стиле всегда был местом притяжения – таким его и задумывала чета Морозовых. Архитектор Шехтель и художник Врубель воплотили их мечту в жизнь. Сюда потянулась светская Москва и зарубежные гости. Званые вечера для высокопоставленных гостей обожали и следующие владельцы – чета Рябушинских. После революции, в 29-м, передан Наркомату иностранных дел.
Сегодня это Дом приёмов Министерства иностранных дел России. Попасть внутрь сложно, журналистов пускают неохотно. Для нас сделали исключение. Мы с вами зашли в особняк и поднимаемся по парадной лестнице – это композиционный центр, оформленный в неоготическом стиле. Персонажи из английской мифологии, по задумке архитектора, должны были охранять хозяев особняка от напастий.
Нас встречает хранитель особняка Александр Быстров, он работает здесь больше 20 лет. В распоряжении дипломатов – несколько роскошных залов, в которых проходит более сотни мероприятий в год. В этой бывшей гостевой комнате Саввы Морозова, позже украшенной панно Константина Богаевского уже следующим владельцем Михаилом Рябушинским, сегодня проходят подписания документов и приватные беседы.
Рядом – бывшая курительная, которую сегодня называют залом Врубеля – комната украшена его работами. Все самые значимые мероприятия проходят в большом Мраморном зале особняка, который еще называют Белым.
Важные переговоры редко ведутся на пустой желудок. Меню – особое внимание. В нём должны присутствовать как российские блюда, так и зарубежные. Всё зависит от того, из какой страны прибыли гости. Для трапезы есть отдельный зал с действующим резным камином из песчаника.
В особняке есть даже подземный переход. Кстати, согласно легенде, меценат Рябушинский перед отъездом за рубеж, спрятал в подвале богатейшую коллекцию живописи и фамильные ценности. Говорят также, что Савва Морозов укрывал в этом доме революционера Николая Баумана.
Дом хранит огромное количество легенд и тайн, которые вряд ли когда-то будут раскрыты, впрочем, как и подробности важных дипломатических переговоров, которые здесь ведутся.
история, МИД России, Новости культуры
Литература
Чудо-замок династии Морозовых на Воздвиженке
На Воздвиженке, почти в центре улицы, стоит причудливый особняк, рожденный в конце XIX века по заказу Арсения Абрамовича Морозова — правнука основателя династии. Редко кто из Морозовых избегал скандала, но Арсению удалось побить все «рекорды» предшественников.
Особняк Морозовых на Воздвиженке (Москва)
До особняка на этом месте находился конный цирк, который сгорел в 1892 году. Пустой участок приобрела мать Арсения, Варвара Алексеевна Морозова, — в подарок сыну. Арсений Морозов в то время много путешествовал по Европе, неизгладимое впечатление произвел на него португальский дворца Пена в городе Синтра, что недалеко от Лиссабона. Так и участок от матери пришелся ко двору: наследнику не терпелось воплотить свои архитектурные замыслы в жизнь.
Начиная строительство очередного особняка династии Морозовых, Арсений держал в голове идею усадьбы-замка сродни португальскому. Что из этого вышло?
Причудливое, эклектичное здание, с витиеватыми колоннами и лепниной в виде ракушек, вызвало толки по всей Москве еще до окончания строительства. Постройка казалась верхом безвкусицы! А уж по завершении работ, в 1899 году, на хозяина и его шедевр обрушился шквал злобных шуток и карикатур. Даже мать Арсения, разочаровавшись, в сердцах назвала сына дураком за безобразное сооружение.
Но Морозов на слухи не обращал внимания, закатывая в особняке грандиозные пиры. Во время одной такой попойки, с целью доказать собственную силу воли, Арсений без единого крика боли прострелил себе ногу. Через несколько дней произошло заражение крови, от которого 35-летний богатый наследник (а по сути авантюрист и бездельник) скоропостижно скончался. Его чудо-замок до сих пор притягивает взоры — то ли смелостью, то ли несуразностью.
Кстати, соседний особняк, с грифонами, принадлежавший матери Арсения Морозова, остается без внимания. И незаслуженно — это один из первых проектов архитектора Клейна, впоследствии признанного выдающимся зодчим.
Настоящее время
Как попасть в это странное здание на Воздвиженке? Затруднительно, поскольку сегодня оно используется, как Дом приемов правительства России. Это связано с проведением встреч Большой Восьмерки в Москве несколько лет назад.
Но включить это место в прогулку по Москве все равно стоит — отличный фоторепортаж и оригинальный маршрут вам гарантированы. Точный адрес самого неоднозначного особняка Морозовых: Москва, ул. Воздвиженка, 16.
Достопримечательности Москвы от А до Я. Что посмотреть в Крыму 2020, отдых в Симеизе и окрестностях, лучшие отели в районе Массандровского пляжа. Лучшие отели Лиссабона, чем знаменит парк Регалейра в Португалии, как добраться на мыс Рока.
Примечания
Кустарный музей — бывший особняк Морозовых
В районе улиц Большая Никитская и Тверская располагались 2-этажные каменные палаты Автонома Головина, сподвижника Петра Великого. Впоследствии в помещениях располагалась типография Анатолия Мамонтова.
Это один из самых симпатичных домов семьи Морозовых
Кустарный музей в Москве
В начале ХХ века большое владение разделили на две части, одну из которых приобрел промышленник и коллекционер Сергей Морозов, брат того самого Саввы, описанного выше. Любитель народных промыслов, он сделал зданием таким, каким его можно видеть сегодня.
Настоящее время
Старинные палаты были перестроены под древне-русские терема и подарены Кустарному музею, который просуществовал в особняке некоторое время. Визитной карточкой его был вестибюль с керамическим камином, выполненным по эскизам Врубеля. Сегодня в здании бывшего владения Морозовых и когда-то Кустарного музея работает Музей народного промысла.
Попасть в старинный особняк может любой желающий. Точный адрес: Москва, Леонтьевский переулок, д. 7, стр. 1.
Современность
Особняк Зинаиды Морозовой остаётся центром политической и общественной жизни города. Здесь регулярно проходят международные конференции и встречи. В марте 2008 года здание посетила Кондолиза Райс и руководитель Пентагона Роберт Гейтс[21], а в апреле 2017 года — госсекретарь США Рекс Тиллерсон[22]. Парадные залы дворца также становятся площадкой для презентаций экономических форумов[23][24] и показов коллекций мод[25]. В 2020 году Особняк Зинаиды Морозовой был включён в список музеев, участвующих в днях исторического и культурного наследия[26] (на 2020 год он уже не был заявлен в программе[27]).
Особняк в искусстве
Появление богатого и необычного купеческого дома не могло остаться незамеченным. Молва окрестила усадьбу «палаццо»[5] и «московским чудом»[15], а актёр Михаил Садовский сочинил едкую эпиграмму:
Сей замок навевает много дум, Мне прошлого невольно стало жалко: Там, где царил когда-то русский ум, Царит теперь фабричная смекалка[29]. |
Некоторые поклонники творчества Михаила Булгакова считают, что в замке Морозовой жила героиня романа «Мастер и Маргарита», но большинство литературоведов не разделяют эту точку зрения[5][30]. Максим Горький описал дом на Спиридоновке в очерке «Савва Морозов» [31].
В 2020 году в стенах дома проходили съёмки художественного военного фильма «На Париж». Создатели картины выбрали особняк из-за архитектурных особенностей и сходства фасада с немецкими дворцами[32].
Чайный дом на Мясницкой
Этот дом, стоящий недалеко от метро «Чистые пруды», называют «китайской шкатулкой». Особняк построен для торговца чаем Сергея Перлова в 1890–1893 годах архитектором Романом Клейном. Через три года по приказу Перлова архитектор Карл Гиппиус переоформил фасад в красочном китайском стиле. Дело в том, что в связи с коронацией Николая II в Москву намечался приезд влиятельного китайского посла Ли Хунчжана. Визит сановника гарантировал массу выгодных контрактов. У входа повесили китайский флаг, закупили шелковых китайских подушек, поставили наряженных «китайцев» у входа… Однако Ли Хунчжан остановился в другом месте, в доме конкурента и родного брата Сергея Перлова. Впрочем, новый яркий фасад стал привлекать клиентуру.
Сейчас внутри Чайного дома по-прежнему стоит аромат чая и кофе, которые можно купить в магазинчике на первом этаже.
Адрес: ул. Мясницкая, 19
Как попасть: просто войти в магазин чая и насладиться «китайской шкатулкой» изнутри.
История строительства
В 1893 г. Савва Морозов задумал возвести в центре Москвы усадьбу, похожей на которую не было в то время не только в Москве, но и во всей России. Обычный дом не соответствовал размаху предпринимателя и мецената. Особняк был спроектирован Федором Шехтелем, молодым архитектором, который уже строил для Морозова дачу и знал о вкусах и предпочтениях фабриканта. Именно ему было доверено воплотить в проекте дома замысел хозяина, увлеченного английской средневековой романтикой. И архитектор не подвел. Он собственноручно выполнил несколько сотен чертежей особняка, пока не получил то, что было нужно: романтику модерна с налетом таинственной готики.
Творение Шехтеля стало своего рода экспериментом. Он отказался от принятого в то время симметричного расположения внутренних помещений, отдав дань живописному планированию. Интерьер особняка был оформлен Шехтелем при участии знаменитого живописца Врубеля.
Ходили слухи, что построить особняк Савву Морозова уговорила его жена Зинаида, мечтавшая о роскошном доме, который бы не мог сравниться ни с одной усадьбой столицы. Так это или нет, точно неизвестно. Но после завершения всех работ в 1898 г. здание стало достопримечательностью Москвы. Жители столицы окрестили его «палаццо» и приходили полюбоваться на стрельчатые арки, зубцы, контрфорсы, а также на фантастических существ, расположившихся по воле архитектора на башенках на фасаде здания.
Благодаря тому, что молодая супруга Морозова вела светский образ жизни, многие известные и богатые москвичи смогли посетить особняк и полюбоваться его необыкновенным внутренним убранством.
Великолепие интерьера поражало гостей ничуть не меньше, чем необычный внешний вид здания. Обилие грифонов, химер и других сказочных существ, фигуры рыцарей, резные своды, высокие потолки – все это создавало атмосферу средневекового замка.
После самоубийства мужа в 1905 г. его вдова продала особняк М.П. Рябушинскому. По слухам, женщина боялась оставаться в доме одна. Ей казалось, что она слышит по ночам шаги и кашель умершего мужа, а предметы в его кабинете будто бы стали перемещаться сами по себе.
После Октябрьской революции семья нового владельца переехала за границу, и особняк какое-то время пустовал. В 20-е годы здесь разместили интернат для детей-сирот, а в 30-е гг. передали здание Наркоминделу. В 1938 г. здесь был размещен Дом приемов Министерства иностранных дел, который находится в здании по сей день.
К сожалению, послереволюционный хаос отразился на состоянии здания. В 70-х гг. 20 в. бывший дом Морозова напоминал сарай, по выражению его директора Е.К. Байкова. Удивительной красоты роспись стен и потолков, резьба, позолота – все это было скрыто под толстым слоем побелки. Реставрационные работы были завершены лишь в 1987 г., и особняк приобрел прежний вид.
Однако на этом испытания для усадьбы не закончились. В августе 1995 г. в здании внезапно начался пожар, охвативший разом все комнаты. В результате уникальный интерьер был полностью разрушен. Но благодаря усилиям реставраторов практически из пепла было восстановлено убранство дома, в том числе, три панно кисти Багаевского, заказанные семьей Рябушинских. Также были воссозданы витражи и вся остальная обстановка. Для проведения реставрационных работ были использованы старинные чертежи Федора Шехтеля. Работы заняли более полугода.
История одного здания: особняк Зинаиды Морозовой
Н еоготический особняк, в котором сейчас располагается Дом приемов Министерства иностранных дел, в начале ХХ века принадлежал Зинаиде Морозовой — жене мецената и промышленника Саввы Морозова. Это здание стало одной из первых крупных работ архитектора Федора Шехтеля. И именно здесь, по мнению литературоведов, Михаил Булгаков «поселил» свою Маргариту. Об истории здания читайте в нашем материале.
«Архитектурное чудо» Федора Шехтеля
Особняк семьи Морозовых строили пять лет — с 1893 по 1898 год. Он расположился на улице Спиридоновке, на месте усадьбы Николая Аксакова — брата известного писателя Сергея Аксакова. Прежний владелец участка по частям продавал свой сад, а затем жена Саввы Морозова, Зинаида, выкупила оставшуюся землю.
Савва Морозов мечтал об особняке в английском стиле. Он несколько лет прожил в Британии: учился в Кембридже и постигал основы текстильного производства в Манчестере. На должность главного архитектора Морозов пригласил молодого и еще неизвестного в Москве Федора Шехтеля. Они уже были знакомы: Шехтель работал над проектом его дачи в Подмосковье.
Архитектор разработал проект будущего здания всего за два месяца. Для этого он создал более 600 чертежей, чтобы не упустить ни одной детали. По задумке Шехтеля особняк выстроили в стиле средневековых английских замков — с заостренными кверху башнями, стрельчатыми окнами и декоративными элементами, которые напоминали зубцы крепостной стены. Фасад здания украшали изображения львов и химер. Главный дом соединялся подземным переходом с хозяйственными постройками: комнатами слуг, котельной, прачечной и даже собственной электростанцией.
Внутри особняка располагались несколько гостиных, столовая, бильярдная, будуар Зинаиды Морозовой, рабочий кабинет ее супруга и детские комнаты. В интерьерах Федор Шехтель объединил несколько разных стилей: готику, классику, барокко и ампир. Парадный холл украшали деревянные панели с резьбой и росписью, перила лестницы были отделаны изображениями змей и фантастических существ. Их изготовили на фабрике Павла Шмита, которая была официальным поставщиком мебели для императорского дома. Скульптуру «Роберт и монахини» и витраж для холла с изображением рыцаря создал тогда еще неизвестный молодой художник Михаил Врубель.
Салон Зинаиды Морозовой и приют революционеров
Зинаида Морозова вскоре превратила новый особняк в центр московской светской жизни. В ее салоне бывали Федор Шаляпин, Антон Чехов, Владимир Немирович-Данченко, Александр Бенуа и даже члены императорской семьи — например, великая княгиня Елизавета Федоровна, невестка Александра III. Князь Сергей Щербатов, известный коллекционер и меценат, вспоминал о приемах в доме Морозовых: «Хозяйка, Зинаида Григорьевна Морозова, большого ума, с прирожденным тактом, вся увешанная дивными жемчугами, принимала гостей с поистине королевским величием».
В отличие от супруги, сам Савва Морозов предпочитал даже в таком роскошном особняке вести тихую и уединенную жизнь. На Никольской мануфактуре он проводил едва ли не больше времени, чем дома, а его личные комнаты были обставлены скромнее всех остальных помещений. Максим Горький так описывал их: «В кабинете Саввы — все скромно и просто… за кабинетом — спальня; обе комнаты своей неуютностью вызывали впечатление жилища холостяка».
В начале 1900-х годов Савва Морозов увлекся либеральными идеями, которые не поддерживала царская власть. Он разрешал нелегальным политическим партиям проводить тайные собрания в своем доме. В его особняке скрывался от полиции большевик, соратник Владимира Ленина Николай Бауман. Случалось даже так, что, пока Бауман прятался в бильярдной, Савва Морозов принимал в гостях московского градоначальника Анатолия Рейнбота.
Новая жизнь: особняк Рябушинских
Морозовы прожили в особняке на Спиридоновке 11 лет. После смерти мужа Зинаида Морозова не захотела оставаться в этом доме: она уверяла, что по ночам слышит из кабинета супруга странные звуки, похожие на его шаги и кашель. В 1909 году она продала особняк предпринимателю Михаилу Рябушинскому.
Новый владелец дома почти ничего не изменил в его интерьерах и внешнем облике. По распоряжению Рябушинского переоформили только одну комнату — большую гостиную. Для нее художник Константин Богаевский написал три декоративных панно: «Даль», «Скала» и «Солнце». В других помещениях дома расположилась богатая художественная коллекция Михаила Рябушинского: в нее входили картины Александра Бенуа, Михаила Врубеля, Ильи Репина, Эдгара Дега, скульптуры Огюста Родена и обширное собрание ценного восточного фарфора. После революции Рябушинский уехал за границу. Часть своей коллекции он передал на хранение в Третьяковскую галерею, а часть спрятал в тайнике внутри стен дома. Меценат надеялся вскоре вернуться на родину, но этого не случилось: до конца своих дней он жил в Англии.
Дом приемов иностранных делегаций
После революции особняк стал национальной собственностью. В нем расположился Губернский продовольственный комитет. Здесь в 1918 году прошло заседание Московского съезда Советов, на котором Владимир Ленин выступил с речью против кулачества.
В 1920-х годах здание передали приюту для сирот-беженцев из Румынии. Часть внутренних помещений перестроили, и во время работ в стене обнаружили тайник Михаила Рябушинского.
Исследователи творчества Михаила Булгакова считают, что дом на Спиридоновке мог стать одним из прототипов особняка, в котором жила с мужем-инженером главная героиня романа «Мастер и Маргарита». В тексте произведения упоминалось, что особняк был готическим, с собственным садом, недалеко от Арбата — и этот дом вполне подходит под такое описание.
В 1973 году министр иностранных дел СССР Андрей Громыко распорядился восстановить в особняке исторические интерьеры. К этому времени стены много раз перекрашивали, часть обстановки уничтожили. Директор Дома приемов Евгений Байков вспоминал: «Стены и потолки покрывала толстая корка белил — позже, при расчистке, мы насчитали то ли 17, то ли 19 слоев. Оказалось, именно столько раз особняк посетил И.В. Сталин. Каждый раз за несколько дней до его визита приходила бригада молодцов-маляров и тщательно пробеливала стены и потолки. Замазывали все — фресковые росписи, позолоту, лепнину…»
Байков сам разыскивал в антикварных магазинах предметы мебели и интерьера, посуду и картины начала ХХ века, которые подошли бы к обстановке. Дом приемов реставрировали 14 лет — до 1987 года. Но уже в 1995-м в здании случился сильный пожар, который уничтожил почти три четверти помещений. В огне погибли работы Михаила Врубеля и Константина Богаевского, парадная лестница с резными перилами, обстановка холла. Восстановить их внешний вид удалось по фотографиям разных лет и чертежам Федора Шехтеля, которые сохранились до этого времени. Всего через год после пожара интерьеры здания были воссозданы, и в нем проходили заседания саммита Большой восьмерки.
Сейчас в бывшей усадьбе Морозовых по-прежнему располагается Дом приемов Министерства иностранных дел. Здесь проводятся международные встречи и совещания, поэтому особняк закрыт для обычных посетителей.
Савва Морозов, Шехтель и усадьба на Спиридоновке. Особняк МИД
Москва, ул. Спиридоновка, д.17: Дом Приемов МИД, он же особняк Зинаиды Морозовой и связанные с ним личности. Это здание имеет ядро, из которого вырастают все помещения, так и сюжеты закручиваются вокруг дома и его хозяев.
Часть 1: Дом Приемов МИД или Особняк МИД [1].
Фрагмент деревянной резьбы потолочных балок курительной комнаты. Морозовский особняк, конец XIX века. Зал Врубеля. Снимок экрана виртуального тура по зданию
Владельцы огромных капиталов, меценаты, выдающиеся деятели культуры, дипломаты, президенты – в разное время бывали здесь или имели прямое отношение к этому дому, спроектированному Шехтелем в 1893 и законченному в 1898, абсолютно новаторскому для Москвы конца XIX века. Савва Морозов, Федор Шехтель, Дом Приемов МИД – про всех этих героев написано и снято невероятно много. Но на истинные произведения искусства полезно смотреть вновь и вновь, потому что каждый раз обнаруживается что-то до того незамеченное или находится новый ракурс.
8 декабря 1918 Владимир Ильич Ленин выступал на Московском губернском съезде Советов, комитетов бедноты и районных комитетов РКП(б). Съезд проходил в здании Губернского продовольственного комитета. Из-за этого эпизода жизни вождя дом, видимо, и встал под охрану советского государства. [2] Построил это здание промышленник и благотворитель Савва Тимофеевич Морозов (1862-1905), который являлся одним из финансистов русской революции.
Любая революционная деятельность требует больших средств. Касса революции пополнялась всеми возможными способами, в основном за счет «спонсоров» и посредством уголовных преступлений. Немало богачей попались на удочку выманивателей денег на нужды благого дело – помощи прогрессивным силам – революционерам. Кто же мог до 1905, а потом 1917 года предугадать к чему всё это приведет.
2.
Дом С.Т. Морозова на Спиридоновке. Москва № 102. Открытое письмо. М.: Из-во Шереръ Набгольц и Ко, 1901-1903. Оборот. Другой вариант этой открытки. Source
Савва Морозов пал жертвой революционной борьбы – и не важно ушел ли он из жизни сам или ему помогли. После крови начала 1905 года Савва Тимофеевич, очевидно, понял, что заблуждался, спонсируя социал-демократов, но маховик был уже запущен. Последующая цепь событий привела к тому, что сейчас в доме Морозовых располагается Дом Приемов Министерства иностранных дел Российской Федерации.
Далее – информация от МИД РФ про здание Дома приемов. Я расшифровала все инициалы, в некоторых местах разделила на абзацы, добавила ссылки и комментарии. [Мои комментарии в квадратных скобках и выделены курсивом.]
Дореволюционная обстановка, разумеется, не сохранилась. Мебель, картины и прочее наполнение интерьера закупалось МИДом на антикварном рынке в 1970-1980-е, что-то перешло из музейных хранилищ. Фотографии частично мои.
3.
Фонтан. Усадьба Зинаиды Морозовой. 1893-1898 гг. Архитектор Франц Шехтель: главный дом, флигель, ограда с решеткой, дворовая скульптура. May 2019. Photo by Tatiana Gorbutovich
МИД России про Дом Приемов:
» Дом приемов МИД России и участок земли, на котором он расположен, принадлежат к числу объектов культурного наследия федерального значения. С этим местом связана жизнь и деятельность многих замечательных людей, оставивших заметный след в российской истории.
4.
Церковь Спиридона Чудотворца на Козьем болоте. Найденов Николай Александрович. «Москва. Соборы, монастыри и церкви», 1882-1883. В 1930 церковь снесена, в 1932-1934 на ее месте построен дом треста «Теплобетон» в стиле конструктивизма. Source
Улица Спиридоновка, на которой расположен особняк, получила свое наименование от церкви Спиридона-чудотворца, построенной здесь во второй четверти XVI века. Это название улица сохраняла вплоть до 1945 г., когда ее переименовали в улицу Алексея Толстого, который провел здесь в доме № 2 последние годы своей жизни. Историческое название улице было возвращено в 1992 году. [4]
5.
Школа Федора Рокотова (1735-1808). Портрет неизвестного. Дом Приемов МИД РФ. Мебель, картины, обстановка закупались МИДом на антикварном рынке. May 2019. Photo by Tatiana Gorbutovich
В начале XVIII века земельный участок, на котором стоит особняк, принадлежал графу Илариону Гавриловичу Воронцову, деду виднейших российских дипломатов – Александра Романовича Воронцова, канцлера Российской империи в 1802-1804 гг. и его брата Семена Романовича Воронцова – русского посла в Англии в 1784-1800 и в 1801-1806 гг.
6.
Дом Приемов МИД. В Гостиной Морозовой – Зале Богаевского. May 2019. Photo by Tatiana Gorbutovich
В конце 1812 г. имение было продано Ивану Ивановичу Дмитриеву – известному поэту-баснописцу, министру юстиции и члену Государственного совета при Александре I.
В 1814 г. архитектор Александр Лаврентьевич Витберг [автор первого проекта Храма Христа Спасителя] построил здесь для И.И.Дмитриева красивый особняк в классическом стиле.
Дом Дмитриева на Спиридоновке стал чем-то вроде московского «литературного клуба», в котором часто бывали поэты Евгений Абрамович Баратынский, Василий Андреевич Жуковский, Константин Николаевич Батюшков, Петр Андреевич Вяземский, Александр Сергеевич Пушкин, историки Михаил Петрович Погодин и Николай Михайлович Карамзин. Среди гостей дома был Николай Васильевич Гоголь, который в августе 1835 г. читал там друзьям свою еще не напечатанную комедию «Женитьба».
7.
Мебель и предметы обстановки к дореволюционным хозяевам отношения не имеют, но вещи антикварные, многое – музейного уровня. May 2019. Photos by Tatiana Gorbutovich
В 1842 г. дом и сад были приобретены Николаем Тимофеевичем Аксаковым – братом известного писателя Сергея Тимофеевича Аксакова. [Дом стал одним из центров славянофильства в Москве]
8.
Вид на аванзал из вестибюля сквозь знаменитые перила. May 2019. Photo by Tatiana Gorbutovich
Следующим владельцем стала Зинаида Григорьевна Морозова – жена Саввы Тимофеевича Морозова, богатейшего купца и мецената, одного из совладельцев известной на всю страну Никольской мануфактуры.
Морозовы сломали уже изрядно обветшавший к тому времени деревянный дом и построили на его месте и поныне стоящий здесь каменный, выполненный преимущественно в стиле «Модерн» («Ар нуво»). Автором проекта стал известный московский архитектор Федор Осипович Шехтель. От улицы дом отгорожен ажурной металлической оградой с коваными воротами и калиткой.
9.
Росписи Врубеля. Малая гостиная – Зал Врубеля. Во времена Морозова – курительная. Для старообрядцев у комнаты совершенно невообразимое назначение. Фрагменты потолочных балок см.: илл. 1. May 2019. Photo by Tatiana Gorbutovich
Для оформления внутреннего убранства дома Ф.О.Шехтель привлек молодого тогда Михаила Александровича Врубеля, создавшего витраж «Рыцарь», скульптурную группу «Роберт и Бертрам», цикл из трех живописных панно в Малой гостиной. Вероятно, по рисунку Врубеля выполнено и орнаментальное убранство кабинета на втором этаже.
10.
Во времена Морозовых – детская спальня – одна из двух деских комнат в доме. May 2019. Photo by Tatiana Gorbutovich
Савва Морозов прожил в доме на Спиридоновке 12 лет. Человек острого ума, разносторонних интересов и прогрессивных взглядов, он был близок со многими известными людьми своего времени – Леонидом Андреевым, Антоном Павловичем Чеховым, Алексеем Максимовичем Горьким, Константином Сергеевичем Станиславским, Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко, которые неоднократно бывали в этом доме.
11.
Source: pastvu.com
После смерти Саввы Морозова его вдова в 1909 г. продала дом московскому банкиру Михаилу Павловичу Рябушинскому. [Михаил поселился рядом с братом Степаном Павловичем, для которого Шехтель в 1900-1902 построил свой другой абсолютный шедевр – Особняк Степана Рябушинского на Малой Никитской улице. Теперь в двух из лучших произведений Шехтеля жили братья Рябушинские.]
12.
«Скала» Константина Богаевского до пожара 04 августа 1995, в котором все три панно погибли. / Рябушинский внес изменения только в бывшую гостиную Морозовой. Рокайльная женственная позолота пришлась ему не по вкусу. Здесь появились три панно Константина Богаевского: «Даль», «Солнце» и «Скала», которые перекликаются с циклом Врубеля «Утро», «Полдень» и «Вечер» в соседней комнате. / Фотография из книги: Московские особняки. Сост. Д. Швидковский и Е. Шорбан. М., Московские учебники, ПАНАС-АЭРО, 1997. Фотографы Пальмин Игорь А., Викторов А. И.
В 1912 г. по заказу нового владельца художник Константин Богаевский выполнил четыре монументальных панно, три из которых («Утро», «Полдень» и «Вечер») украсили Большую гостиную.
После Октябрьской революции 1917 г. семья Рябушинских эмигрировала в Лондон, и особняк на Спиридоновке был национализирован. [Михаил Павлович был крупным коллекционером. Часть коллекции в 1917 году он сдал на временное хранение в Третьяковскую галерею, оставшуюся часть спрятал в тайнике своего дома. В 1926 году тайник обнаружили.]
13.
1922, конец мая. Бывший особняк Морозовых. Траурная процессия, провожающая тело Гарольда Бленди на вокзал для отправки на родину. 17.04.1922 в Уфе от тифа умер Гарольд Бленди – полномочный представитель АРА по Уральскому региону. 33-летний американец проработал на Урале всего около 4х месяцев, но успел немало сделать для организации помощи голодающим. Во время неурожая 1921-1923 годов советское правительство не справлялось с голодом и вынуждено было просить поддержки у международных организаций. Американская администрация помощи /ARA /American Relief Administration за 2 года израсходовала около 78 млн долларов на оказание помощи России, обеспечив голодающих продовольствием и медикаментами. Про те события: [Полит.ру], [Бессмертный барак]. Source
В 1918-1922 гг. тут последовательно находились Московская губернская школа партработников, Губернский продовольственный комитет, а также Городское карточное бюро, распределявшее продовольствие в период Гражданской войны. В это время в особняке неоднократно бывал полярный исследователь Фритьоф Нансен, занимавшийся делами комитета «Помощь Нансена», созданного для спасения голодающих Поволжья по поручению Международного Красного Креста.
14.
Узбекский народный дом просвещения. На занятиях. [1927]. ГЦМСИР. Source / Похожая фотография, в visualrian.ru подписанная 1923 г.: Бухарский дом Просвещения, открытый в особняке Рябушинского на улице Спиридоновка. 1923 год.
После 1923 г. в нем находились Бухарский дом просвещения (школа-интернат для детей-сирот, родители которых погибли от рук басмачей), а также Клуб работников искусств.
15.
Узбеки, слушатели рабфака на занятиях в Доме просвещения Узбекистана. 1927. ГЦМСИР. Source
[Дети жили и учились разного возраста. Бухарский дом просвещения в Москве позже станет Узбекским институтом просвещения им. И.В. Сталина. В 1925 году дом просвещения приспособил здание служб с бывшими помещениями гаража и конюшни под общежитие для студентов.]
[В 1920-е годы панно Врубеля «Вечер» получило механические повреждения в виде порезов ножом.]
С 1926 г. здание стало использоваться для представительских целей Народного комиссариата иностранных дел СССР, а 15 марта 1929 г. в особняке был организован первый прием для дипломатического корпуса и иностранных журналистов.
С 1935 по 1938 гг. здесь проживал нарком Максим Максимович Литвинов с семьей. [Литвинов был женат на англичанке Ivy Therese Low. Говорят, что жил скромно – во флигеле]
Активно особняк использовался для протокольной работы в период Великой Отечественной войны. 29 сентября – 1 октября 1941 г. здесь проходила конференция представителей СССР, США и Великобритании по вопросам оказания военно-экономической помощи СССР в ходе войны.
19-30 октября 1943 г. – Московская конференция министров иностранных дел СССР, США и Великобритании, рассматривавшая вопросы сокращения сроков войны и открытия второго фронта в Европе.
В конце 1944 г. председатель Совнаркома СССР Иосиф Виссарионович Сталин использовал особняк НКИД для проведения приемов в честь премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля и министра иностранных дел Антони Идена, а также в честь председателя Временного правительства Французской Республики генерала Шарля де Голля и министра иностранных дел Жоржа Бидо.
18.
Территория и внутренне крыльцо особняка НКИД. Московская конференция 1943 года. Кадр кинохроники. Source
19.
Тегеранская конференция 1943 года: Черчилль, Рузвельт, Сталин. Статуэтка в Зале Врубеля. May 2019. Photo by Tatiana Gorbutovich
В 1946-1948 гг. особняк стал местом подписания ряда двусторонних соглашений, в частности Договоров о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи с Румынией, Венгрией, Болгарией. В 1955-1956 гг. здесь проходили переговоры о восстановлении дипломатических отношений между СССР и ФРГ, между СССР и Японией.
12-15 апреля 1955 г. тут же состоялись двусторонние правительственные переговоры между СССР и Австрией, заложившие основу для заключения Государственного договора о восстановлении независимой и демократической Австрии.
20.
Александр Дейнека. Черные гладиолусы. Если произведение высокого уровня, как этот Дейнека, то оно хорошо вписывается в интерьеры Шехтеля. Рабочий кабинет Морозова. Живописное орнаментальное убранство, вероятно, выполнено по рисункам Врубеля. May 2019. Photo by Tatiana Gorbutovich
21.
Белый зал или Большой мраморный зал. Выдержан в ампирном духе и соответствует дворянским традициям. Ложа для оркестра, расположенная высоко под потолком, сохранилась до наших дней со времен Морозовых. В этом зале проходят главные официальные мероприятия МИДа и торжественные заседания с участием глав государств. May 2019. Photo by Tatiana Gorbutovich
В 1972 г. прошли советско-американские переговоры по подготовке Договора об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временного соглашения о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1).
В конце 1970-х годов в особняке велась работа по подготовке советско-американского договора ОСВ-2, подписанного 18 июня 1979 г. в Вене, а в 1966 и 1973 годах проходили совещания министров иностранных дел социалистических стран.
С 1970 г. помещение на Спиридоновке использовалось для представления дипломатического корпуса главам иностранных государств, находящимся в СССР с официальными визитами.
22.
Наборный паркет Большого мраморного зала. May 2019. Photo by Tatiana Gorbutovich
Особняк МИД служил не только для политических целей, но и для проведения культурных мероприятий. С конца 1962 г. он стал играть роль своеобразного дипломатического клуба. Еженедельно для дипкорпуса здесь устраивались киносеансы, были открыты биллиардный зал и зал для игры в настольный теннис, комнаты отдыха с шахматами и шашками, был организован буфет, начались занятия кружков по хореографии, гимнастике, а позже и фехтованию для дипломатов и членов их семей.
23.
Май 2019. Бывшая детская учебная и игровая комната. Рядом дверь в детскую спальню (илл. 10). Photo by Tatiana Gorbutovich
В 60-е – 70-е годы прошли творческие вечера Сергея Владимировича Образцова, Мстислава Леопольдовича Ростроповича, Дмитрия Борисовича Кабалевского, Арама Ильича Хачатуряна, Тихона Николаевича Хренникова, Георгия Васильевича Свиридова, Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, Арно Арутюновича Бабаджаняна, Родиона Константиновича Щедрина, Александры Николаевны Пахмутовой, Яна Абрамовича Френкеля, Матвея Исааковича Блантера. О своем творчестве рассказывали режиссер мультипликационных фильмов Федор Савельевич Хитрук, кинорежиссеры Григорий Львович Рошаль и Александр Михайлович Згуриди, выдающаяся балерина Галина Сергеевна Уланова, народный художник СССР Мартирос Сергеевич Сарьян. Чемпион мира по шахматам Михаил Моисеевич Ботвинник провел сеанс одновременной игры на 19 досках. Состоялись встречи дипкорпуса с советскими атлетами Юрием Петровичем Власовым, Валерием Николаевичем Брумелем, Игорем Александровичем Новиковым. С концертными программами выступили народная артистка СССР Людмила Георгиевна Зыкина и победитель III Международного конкурса имени П.И.Чайковского скрипач Виктор Викторович Третьяков.
24.
Работа Алексея Саврасова в бывшей детской спальне. May 2019. Photo by Tatiana Gorbutovich
В 1978-1988 гг. были проведены масштабные реставрационные работы, после завершения которых особняк по-прежнему использовался для организации протокольных мероприятий с дипкорпусом, включая кинопросмотры, представительские завтраки и обеды, ежегодные новогодние концерты.
В августе 1995 г. в здании произошел пожар, нанесший значительный ущерб этому памятнику истории и архитектуры.
По завершении реставрационных работ, занявших 11 месяцев, особняк стал официально называться Домом приемов МИД России. Он вернулся к своей прежней жизни.
25.
Исаак Ильич Левитан. Сосновый лес. May 2019. Photo by Tatiana Gorbutovich
Здесь вновь стали проводиться ответственные переговоры, встречи, конференции, банкеты. За последнее десятилетие в ходе официальных и деловых визитов здесь побывали многие видные государственные, политические, религиозные, общественные деятели.
Архитектурный ансамбль на Спиридоновке, оставаясь и по сей день одним из красочных уголков Москвы, продолжает играть заметную роль в дипломатической жизни российской столицы в качестве традиционного центра оживленного международного общения, общественно-политической и культурной жизни. «
Статья размещена в соцсетях МИД России.
26.
Большой мраморный зал Особняка МИД. Выступление Министра иностранных дел С.В.Лаврова на мероприятии, посвященном 70-летию Московской конференции министров иностранных дел СССР, США и Великобритании, Москва, 23 октября 2013. Source
01 декабря 2015 года Министр иностранных дел России Сергей Викторович Лавров открыл на Спиридоновке 17 памятную доску, для которой министерство выбрало два события из дипломатической истории здания.
Доска на Доме приемов Министерства иностранных дел Российской Федерации гласит:
» В этом здании проводились крупные международные встречи, проходило подписание важнейших международных документов.
30 октября 1943 года главами внешнеполитических ведомств СССР, США и Великобритании совместно с представителем Китая была подписана Декларация четырех государств по вопросу о всеобщей безопасности, которая стала первым шагом к созданию Организации Объединенных Наций.
Ранее здесь была табличка про Ленина.
Особняк МИД посещали Шарль де Голль, Индира Ганди, Маргарет Тэтчер, Рональд Рейган и многие другие. В июле 2006 здесь проходили переговоры «большой восьмерки». Кормят гостей здесь же – в бывшей столовой купцов Морозовых-Рябушинских.
После завершения кропотливой реставрации 1978-1988 гг, начатой по инициативе министра Андрея Громыко, Особняк МИД блистал великолепием перед иностранными гостями до августа 1995. Евгений Байков, директор Дома приемов с 1973 по 2003 годы, рассказывает как было до первой реставрации: «То, что я увидел, можно было назвать одним словом – сарай. Стены и потолки покрывала толстая корка белил – позже, при расчистке, мы насчитали то ли 17, то ли 19 слоев. Оказалось, именно столько раз особняк посетил И.В. Сталин. Каждый раз за несколько дней до его визита приходила бригада молодцов-маляров и тщательно пробелеивала стены и потолки. Замазывали всё – фресковые росписи, позолоту, лепнину. Ужасна была мебель – казенные столы, старые кожаные кресла. » [5]
То, что в 1918 году усадьбу освятил своим присутствием Ленин, а с 1926 она перешла в ведение внешнеполитического ведомства, можно считать счастливыми событиями в ее послереволюционной судьбе. Только вот через 4 года после конца СССР и через 7 лет после завершения десятилетней реставрации столетний дом сгорел. Послепожарная реставрация была стремительной, в духе отброшенного к середине 1990-х, но еще не забытого лозунга Ускорение.
04 августа 1995 благополучно прошел прием в честь премьер-министра Индии, затем дом погрузился в спокойствие.
В 20:22 на пульте дежурного по городу появился сигнал о «возгорании в двухэтажном кирпичном здании старой постройки по адресу Спиридоновка, 17». Когда на место прибыли первые пожарные, особняк уже пылал от чердака до подвала. Перекрытия между этажами деревянные, со множеством пустот – огонь свободно разлился по залам. Горели дубовые резные панели, мебель, ковры, гобелены, картины.
К началу тушения площадь, охваченная пожаром, оценивалась в 200 квадратных метров. В 20:23 по пятибалльной шкале сложности был объявлен «пожар 2». К зданию было стянуто более 30 машин, более 200 пожарных. В 21:09 пожару уже присвоен ранг 3, а площадь горения превысила 1000 квадратных метров.
Пожарные и сотрудники особняка, рискуя жизнью, выносили из пламени документы, книги, мебель, ковры, картины, скульптуры, фарфор. 22:31 пожар локализован, в 23:00 потушен.
По мнению экспертов, ущерб от пожара «огромен и во многом невосполним».
28.
Фотографии из издания «Особняк. Возрождение шедевра». Приложение к журналу «Дипломат» № 6-7, 1996
Из брошюры «Особняк. Возрождение шедевра», Москва, 1996:
» Вот одно из первых интервью, данных журналистам директором Дома приемов МИД Российской Федерации Евгением Константиновичем Байковым, человеком, всей своей жизнью связанным со старым особняком и сделавшим для его украшения очень много.
– Сейчас, когда уже начались работы по восстановлению, можно более спокойно говорить о потерях, причиненных пожаром. Что погибло, что осталось? Первый ли это пожар в истории особняка?
– Первый. Ветхим здание не было, хотя ему более века. Но загорелось. Выгорели парадный вестибюль, почти все помещения первого и второго этажей, рухнули перекрытия кровли, потеряла прочность штукатурка. Погибли ценные предметы обстановки: все три панно К.Богаевского, витраж М.Врубеля «Рыцарь», часть мебели, гобелены, ковры, некоторые картины.
Но надо сказать, что благодаря отваге пожарных и помогавших им сотрудников Дома приемов многое удалось отбить у огня. Спасено до 70% мебели, вся старинная посуда, столовые приборы, изделия из серебра фирмы К.Фаберже и других знаменитых российских фирм. Из 31 картины, числившейся по описи, сохранилось 26. Правда, все их придется реставрировать. Огонь пощадил все три панно М.Врубеля, хотя большие участки их сильно закончены и опалены. Поддается восстановлению и бронзовая скульптурная группа М.Врубеля «Роберт и Бертрам», украшавшая парадную лестницу, полностью погибшую. Что же касается витража Врубеля и трех полотен Богаевского, то их будут восстанавливать по сохранившимся фотографиям и репродукциям.
– Как будут восстанавливаться детали интерьера?
– Напомню, что второй владелец особняка, миллионер М.Рябушинский, в начале революционных событий уехал за границу и вывез почти всю обстановку. Во время реставрации 1975-87 гг. мы собирали буквально «по крохам» предметы, «вписывавшиеся» в интерьеры, рожденные фантазией Ф.Шехтеля — старинную мебель, посуду, серебро, фарфор, картины. Так что будем и сегодня подбирать вещи «по соответствию». Часть погибшей обстановки будет воспроизведена но нашим заказам фирмами, специализирующимися на стилизациях «под старину». Мебель заказана нами в Италии, Венгрии, Индии, ковры — в Китае, гобелены — в Венгрии. «
29.
Опубликовано в «Особняк. Возрождение шедевра». Приложение к журналу «Дипломат» № 6-7, 1996
Сложнейшую реставрацию панно Михаила Врубеля «Утро», «Полдень», «Вечер» осуществлял коллектив реставраторов Государственной Третьяковской галереи.
Витраж «Рыцарь» Врубеля пожар уничтожил полностью. Сохранились лишь фрагменты деревянной рамы, незначительные остатки оплавившейся свинцовой арматуры и стекла. Воссоздавала витраж английская фирма «Goddard & Gibbs». Контурно-схематичный рисунок и цветной эскиз в натуральную величину выполнил художник Мухутдин Разанов. Витраж воссоздан в кратчайший срок, он максимально приближен к подлиннику в рисунке, цвете, технике.
Три панно Константина Богаевского, написанные в 1911-1912 годах, погибли. После пожара уцелел лишь небольшой фрагмент живописи панно на западной стене. Полотна общей площадью около 60 кв.м воссоздавались реставраторами заново. Сейчас не очень любят говорить, что Богаевский в Особняке МИД – это произведение 1995-1996 годов.
На реставрационные и восстановительные работы собственности МИД ушло меньше года — это беспрецедентный случай в истории реставрации. Делали всё одновременно по всем направлениям, работали в три смены. Дом Саввы Морозова восстал из пепла как Феникс.
Автор: Татьяна Горбутович
Фотографии 3, 5-10, 19-25: Татьяна Горбутович
[1] Особняк МИД – под таким неофициальным названием здание фигурировало и в официальных пресс-релизах МИД, и в выступлениях министра до недавнего времени: как минимум до 2008-2015.
[2] Объект из ЕГРОКН 771421218500006, постановка на охрану 04.12.1974. «Здание губернского продовольственного комитета, в котором 8 декабря 1918 г. Ленин Владимир Ильич выступал. – это наименование объекта культурного наследия федерального значения по документам Департамента культурного наследия города Москвы согласно Порталу открытых данных правительства Москвы.
Атлас объектов культурного наследия (памятников истории культуры) города Москвы. Департамент культурного наследия города Москвы, 2008 – С. 251:
В списке Пресненского района: Спиридоновка ул., 17:
«Особняк Морозова, конец XIX в., арх. Ф.О. Шехтель:
— Главный дом. Здание губернского продовольственного комитета, в котором 8 декабря 1918 г. В.И. Ленин выступал на Московском губернском съезде Советов, комитетов бедноты и районных комитетов РКП(б)
— Дворовая скульптура
— Ограда с решеткой»
[3] Про источники финансирования революции и Шмита – в отдельном материале.
[4] Решение Президиума Моссовета от 13.04.1992 N 30
[5] Московские особняки. Особняк на Спиридоновке 17. Дом приемов МИД России. – М.: Русское Деловое Агентство, 2011. – стр. 83-87.