дом старухи процентщицы адрес
Дом старухи процентщицы адрес
Если доехать в метро или на трамвае до Сенной площади и пройти несколько десятков метров до канала Грибоедова, в прошлом-Екатерининского или, в просторечии, «канавы», то можно выйти к той части города, которую можно назвать «Петербург Достоевского». Эти места я открыл для себя совсем недавно, в 2002 году. В сентябре этого года я снова прошелся по старом маршруту.
Идя от Сенной площади и перейдя канал по Кокушкину мосту, можно через несколько минут выйти к пересечению Столярного переулка и Малой Мещанской улицы. В 1864 году Достоевский жил здесь в доме №9. В августе этого же года он переселился в дом напротив (№7). Дом принадлежал купцу Алонкину (Олонкину), занимавшемуся продажей чая.
Именно в этот дом к Достоевскому в начале октября 1864 года пришла ученица стенографических курсов Анна Сниткина, которую Достоевский вынужден был пригласить, т.к. в соответствии с договором, который он заключил с книгоиздателем Стелловским, он должен был написать роман, и роман этот надо было написать в течение месяца. В этом доме был написан и надиктован «Игрок». После того, как «Игрок» был отдан книгоиздателю, Достоевский начал диктовать Сниткиной продолжение романа «Преступление и наказание». В 1866 году роман был закончен.
Неподалеку от дома, где жил Достоевский, находится дом, известный, как «дом Раскольникова». Петербургские писатели и литературоведы еще в 20-е годы сошлись во мнении, что именно этот дом более всего похож на тот, который описал Достоевский в своем романе. Описывать его я не буду, т.к. в 1970 году дом был частично перестроен и последний, пятый, мансардный этаж, где могла быть каморка Раскольникова, стал чердаком, а дом из пятиэтажного стал четырехэтажным. А самое главное, вход в подворотню, через которую я хотел пройти в 2002 году во двор, оказался закрыт воротами с кодовым замком. Видимо, здорово надоели жителям дома любопытствующие туристы. Так что не удалось мне посмотреть ни сторожку, в которой Раскольников взял топор, ни лестницу в подъезде, по которой он поднимался в свою каморку.
Неподалеку, на набережной канала стоит дом (№73), похожий по описаниям на дом, в котором жило семейство Мармеладовых. В 2002 году во двор этого дома еще можно было зайти. Но нам надо идти дальше.
Выйти к дому просто: по набережной канала до Львиного мостика, а от него можно идти по Средней Подъяческой, а можно идти дальше по набережной. В 2002 году во двор дома можно было зайти и через подворотню с набережной канала и со стороны улицы.
Стены подворотен были обшарпаны, асфальт во дворе разбит, но дверь подъезда, тяжелая старая дверь, казалось, сохранившаяся еще с 19 века, была открыта. Кодового замка на двери вообще не было! Войдя в подъезд, я очень удивился тому, что жильцы до сих пор не сменили двери и не установили кодовый замок.
Уроды-тинейджеры расписали все стены подъезда идиотскими надписями. А ведь все в подъезде осталось нетронутым со времен Достоевского.
Узкие каменные ступеньки с выемками, перила, на которых еще кое-где сохранились пустотелые металлические шары, грязноватые, плохо вымытые окна. «Дух эпохи» в этом подъезде я почувствовал лучше, нежели в последней квартире Достоевского, в которой он умер и из которой потом сделали квартиру-музей.
Двор в 2006 гг.
Подворотня, через которую Раскольников, совершив преступление, вышел на улицу (2006 г.)
Напротив подворотни дом, где находился трактир, в котором маляр, нашедший сережки, выпавшие из кармана Раскольникова, расплатился ими с трактирщиком.
Во время подготовки к 300-летию города и саммиту «Большой семерки» дом здорово изменился. Его покрасили, подворотню, выходящую на набережную канала, закрыли воротами и даже поставили рядом с ними мусорные контейнеры, чтобы уж намертво запечатать вход во двор.
Двор и выход на Среднюю Подъяческую закатали толстым слоем асфальта.
А самое главное, в подъезде наконец-то поставили металлическую дверь с кодовым замком и теперь в подъезд просто так не войдешь!
Естественно, и у дома, и у литературного героя, бывает несколько прототипов. Нельзя сказать, что вот именно этот дом описан в романе как дом Раскольникова, а этот как дом старухи-процентщицы. Писатель не военный топограф, но, побывав в этих местах «вживую», я перечитал роман с новыми чувствами. Нет, скорее не чувства, а ощущения были новые. Вид из грязного окна вниз во двор дома, запах немытости лестницы, прохлада и округлость шара на перилах…
А ведь и двор, где Раскольников прятал драгоценности под камень, сохранился. Место это совсем рядом с Исаакиевской площадью. Но там я был уже вечером, было темно, и снять ничего не удалось.
По следам «Преступления и наказания»
В Санкт-Петербурге Федор Достоевский прожил 28 лет. В его книгах угрюмый мрачный город стал фоном для печальных судеб и одним из главных героев. В романе «Преступление и наказание» Достоевский описал многие места Петербурга, в которых побывал Родион Раскольников: Сенную площадь, улицы, переулки и даже отдельные дома. «Культура.РФ» приглашает вас пройтись дорогами Раскольникова, а если немного заблудитесь — сверяйтесь с картой в конце материала.
Сенная площадь
Начнем прогулку с Сенной площади. Именно здесь у главного героя Родиона Раскольникова в голову закралась мысль об убийстве старухи-процентщицы. Он подслушал разговор ее сестры — Лизаветы Ивановны — и узнал, что «старуха… ровно в семь часов вечера останется дома одна».
Здесь же Раскольников и покаялся в совершенном преступлении. Когда Соня Мармеладова сказала ему: «Поди на перекресток, поклонись всему миру и скажи: «Я убийца» — он вновь пришел на Сенную. Он встал на колени посреди площади и поцеловал «эту грязную землю с наслаждением и счастием». Однако внимание прохожих не дало ему вслух сознаться в убийстве.
Кокушкин мост
С Сенной площади все герои романа шли к себе домой через Кокушкин мост: Сенного моста, который мог сократить путь, тогда еще не было. Здесь, по левую сторону от набережной канала Грибоедова, сегодня располагается «Достоевский квартал» с домами Сонечки Мармеладовой и Родиона Раскольникова.
Гражданская, 19. Дом Раскольникова
От Кокушкина моста к дому Раскольникова — желтому четырехэтажному зданию — ведет Столярный переулок. Прямо писатель этого адреса в романе не указывал.
Однако Федор Достоевский описал многие детали дома и его окрестностей. Например, 13 ступеней в верхнем пролете лестницы, каморку, которая сегодня напоминает большой чердак, и дворницкую во дворе, где Раскольников нашел топор. После капитального ремонта здания многие детали изменились, но их восстановили по старым описаниям исследователи творчества Достоевского. Один из них, Даниил Гранин, писал о любви автора к мелким деталям: «В этом было своеобразие его метода. С какого-то момента он переставал сочинять и начинал жить, воплощаясь в своих героев».
В 1999 году на фасаде разместили горельеф с изображением странника и надписью, которую составили Дмитрий Лихачев и Даниил Гранин: «Дом Раскольникова. Трагические судьбы людей этой местности Петербурга послужили Достоевскому основой его страстной проповеди добра для всего человечества».
Казначейская, 7. Дом купца Алонкина
К дому старухи-процентщицы Раскольников шел по Столярному переулку. Он проходил мимо здания, где в 1864–1867 годах жил сам Достоевский — доходного дома купца Ивана Алонкина.
Здесь писатель работал над «Преступлением и наказанием», «Записками из подполья» и романом «Игрок», который под его диктовку писала стенографистка Анна Сниткина — будущая жена Достоевского. Сегодня дом Ивана Алонкина объявлен памятником истории и архитектуры.
Обнаружен новый адрес старухи-процентщицы
Уже 150 лет поклонники творчества Достоевского пытаются совместить литературную топографию романа «Преступление и наказание» с картой города, но до сих пор не все адреса бесспорны. Окрестности Сенной и маршруты героев описаны с документальной точностью, однако названия улиц, переулков и мостов зашифрованы.
Например, ещё с 20-х годов XX века, с лёгкой руки краеведа Н.П. Анциферова, принято считать, что старуха-процентщица жила на углу Екатерининского канала и Средней Подьяческой улицы, в доме, современный адрес которого: набережная канала Грибоедова, 104. Однако, если внимательно перечитать роман, становится ясно, что этого не могло быть.
По замыслу Достоевского, действие романа происходит летом 1865 года. Тогда основной административной единицей городской структуры была полицейская часть, а части, в свою очередь, делились на участки. Участок объединял всего несколько городских кварталов, за порядок в которых отвечала находившаяся здесь же полицейская контора с участковым приставом во главе.
В тексте романа содержатся прямые указания на то, что преступление было совершено в границах той же полицейской части, в которой проживал сам Раскольников. Благодаря свидетельству вдовы Достоевского, мы знаем, что писатель «поселил» Родиона Романовича в Столярном переулке, который тогда относился ко 2-му участку Казанской части. А дом 104 по Екатерининскому каналу – к 4-му участку Спасской части. Граница между частями проходила как раз по каналу, стало быть, дом старухи нужно искать на другом, нечётном, берегу.
Как сказано в романе, дом Алёны Ивановны выходил одной стороной на «канаву», а другой в «……ю улицу». Предельно точно описан путь Раскольникова после убийства. Со двора дома он вышел на …..ю улицу, повернул налево, дошел до некого переулка, повернул в него и по переулку вышел на канал. Из этого следует, что улица и набережная канала не пересекались, как ошибочно предположил Анциферов, а шли параллельно, и их связывал какой-то переулок. Кстати, вблизи пересечения канала и Средней Подьяческой вообще нет никаких переулков, а сама улица выходит на набережную, в какую сторону по ней ни пойди.
Описанному в романе месту преступления скорее соответствует положение дома, современный адрес которого: Казанская ул., 60 / Фонарный пер., 18 / наб. кан. Грибоедова, 83. Правда, в 1865 году адрес был немного другим: Большая Мещанская, 62 / Фонарный, 18 / Екатерининский кан., 85. Если предположить, что после убийства Раскольников вышел на Большую Мещанскую, то все описанные в романе повороты до набережной канала в точности получатся.
Как указал Достоевский, от дома Раскольникова (Столярный пер., 5) до дома старухи-процентщицы было ровно 730 шагов. От Столярного переулка до дома 104 по каналу Грибоедова чуть ли не в два раза больше. А вот от Казанской, 60 цифры получаются гораздо более близкие: 720 плюс-минус 10.
Доходный дом В. П. Лихачева, который мы видим сейчас на углу Казанской, Фонарного и Грибоедова, был построен в 1911-1912 гг. Однако в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга хранятся чертежи и документы, касающиеся всех построек, которые были на этом месте начиная с 1833 года. Вот что из них следует.
В середине 60-х годов XIX века здесь находился доходный дом Софьи Кузьминичны Пащенко, жены статского советника. Изначально дом был трехэтажным, но в 1859 году на той его части, что выходила одним торцом на канал, а другим – в Большую Мещанскую, был надстроен 4-й этаж. При доме был двор сложной конфигурации, в который вели два проезда – один с улицы, другой – с переулка. Окна четырехэтажной части дома, как и окна описанной в романе комнаты старухи-процентщицы, выходили на юго-запад.
Новая версия адреса Алёны Ивановны, несомненно, заслуживает внимания ценителей романа, 150-летие которого мы отмечаем в этом году. Данную точку можно нанести на карту популярных экскурсионных маршрутов по «Петербургу Достоевского».
Литературный маршрут: по следам Раскольникова
Маршрут позволит прочувствовать город так, как чувствовали его персонажи культового романа Фёдора Достоевского «Преступление и наказание». Перед вами предстанет мрачный Петербург давно ушедшей эпохи. Вы увидите дома, в которых вершились судьбы героев, и пройдёте 730 шагов, отделявших Родиона Раскольникова от дома старухи-процентщицы.
Дом Достоевского
Адрес:
ул. Казначейская, 7
Роман «Преступление и наказание» родился именно в этом угловом доме на пересечении Казначейской улицы и Столярного переулка. Дом купца Алонкина, в котором писатель снимал жильё, располагается недалеко от мест, где разворачиваются основные события. Родион Раскольников и Соня Мармеладова живут совсем рядом.
«Я подошла к дому Алонкина и у стоявшего в воротах дворника спросила, где квартира №13. Он показал мне направо, где под воротами был вход на лестницу. Дом был большой, со множеством мелких квартир, населенных купцами и ремесленниками. Он мне сразу напомнил тот дом в романе «Преступление и наказание», в котором жил герой романа Раскольников».
Из воспоминаний Анны Достоевской (Сниткиной).
Дом Раскольникова
Адрес:
ул. Гражданская, 19
Душная комнатка Раскольникова находилась «под самою кровлей высокого пятиэтажного дома». До наших дней этот этаж не дошёл — его пришлось демонтировать во время капитального ремонта.
В угловой части дома установлен горельеф «Дом Раскольникова». Текст «Трагические судьбы людей этой местности Петербурга послужили Достоевскому основой его страстной проповеди добра для всего человечества» сочинили Дмитрий Лихачёв и Даниил Гранкин.
Дом Сони Мармеладовой
Адрес:
Набережная канала Грибоедова, 73
Во времена Достоевского дом был двухэтажным и зелёным. На то, что Сонечка жила именно здесь, указывает характерный тупой угол здания.
«Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой».
Из «Преступления и наказания»
Дом старухи-процентщицы
Адрес:
Набережная канала Грибоедова, 104
Исследователи много лет искали «тот самый» дом, пока не сошлись на мнении, что это именно он. По меркам XIX века здание считалось огромным. Нижние этажи и чердаки подобных петербургских доходных домов заселялись бедняками. В тесных, тёмных каморках жили и герои Достоевского. Ужасающий план Раскольникова стал порождением суровой городской действительности.
«С замиранием сердца и нервною дрожью подошел он к преогромнейшему дому, выходившему одною стеной на канаву, а другою в-ю улицу. Этот дом стоял весь в мелких квартирах и заселен был всякими промышленниками — портными, слесарями, кухарками, разными немцами, девицами, живущими от себя, мелким чиновничеством и проч.».
Из «Преступления и наказания»
Экскурсия по местам романа «Преступление и наказание»
Во всем мире знают и читают психологическо-философский роман Фёдора Михайловича Достоевского — «Преступление и наказание», который был впервые опубликован в 1866 году в журнале «Русский вестник».
Замысел романа созревал у писателя в течение многих лет, однако его главная идея об «обыкновенных» и «необыкновенных» людях сформировалась в 1863 году. К написанию произведения Достоевский приступил через 2 года.
Стоит отметить, что по прошествии свыше 150 лет, роман всё так же популярен. Более того, он привлекает все новых и новых читателей со всего света. И едут в Петербург, где долгое время жил и творил Фёдор Михайлович, в город, куда писатель погрузил своих героев, описывая вместе с тем реальные улицы, переулки, площади, мосты и набережные, а также здания и заведения тогдашней столицы.
Сегодня многим читателям, как российским, так и зарубежным, хочется прогуляться по тем самым местам, где проживали персонажи Достоевского, где разворачивались главные события романа. Если интересно, то ничего не сможет помешать и вам отправиться в очень захватывающее путешествие по местам романа «Преступление и наказание». Начинается экскурсия с Дома старухи-процентщицы, а дальше маршрут следует согласно указанной синей линии на карте.
Дом старухи-процентщицы
У исследователей романа «Преступление и наказание» нет единого мнения касательно адреса дома старухи-процентщицы. Существуют 3 версии, по одной из них — Алёна Ивановна жила на набережной канала Грибоедова, по второй — старуха обитала в доме на левом углу Садовой и Никольского рынка, по третьей — жилище процентщицы находилось недалеко от Гороховой улицы. Но первая версия оказалась убедительнее 2-х остальных. Дом старухи-процентщицы — это бывший Дом Ивана Вальха, жилое здание в Санкт-Петербурге, расположенное по адресу: набережная канала Грибоедова, 104/25.
Раскольников не раз измерял шагами маршрут от своего дома к месту проживания старухи-процентщицы, которую Достоевский описывал как «крошечную, сухую старушонку, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосую». Её квартира располагалась во 2-ом узком дворе. Отсюда до дома, где жил Раскольников, по его подсчётам было всего 730 шагов.
Сюда главный герой в 1-ый раз отправился делать «пробу», во 2-ой — на «само дело», и в 3-ий — после убийства, когда «неотразимое и неизъяснимое желание повлекло его» к «тому дому». Писатель детально описывает его маршрут, упоминая, что герой переходит «канаву» (Екатерининский канал), разделявшую 2 полицейские части.
Дом старухи-процентщицы еще примечателен тем, что в нем 2 года (в 1816 – 1818 гг.) проживал Александр Сергеевич Грибоедов. Согласно свидетельству современников писателя, в этом доме были написаны первые сцены комедии «Горе от ума».
«Он вышел в другую улицу: «Ба! «Хрустальный дворец»!» Работая над романом, в черновиках Достоевский пишет: «На углу Садовой и Вознесенского я набрел на одну гостиницу, и так как я знал, что в ней есть газеты, то и зашел туда, чтобы прочесть в газете, под рубрикой ежедневных событий, о том, что там написано об убийстве старухи».
Получается, «Хрустальный дворец», описанный в романе, это гостиница «Пале-де-Кристаль». Трактир писатель помещает в угловой дом Вонлярской, выходивший на Большую Садовую улицу и Вознесенский проспект, в дом, в котором находилась гостиница Миллера «Пале-де-Кристаль». Здесь Раскольников и выслушал исповедь Свидригайлова. Теперь это дом № 45/56, известный как “Дом со шпилем”, который находится на углу улицы Садовой и Вознесенского.
Юсуповский сад
Прямо перед совершением преступления, когда Раскольников направлялся к Дому старухи-процентщицы, «. Занимали его в это мгновение даже какие-то посторонние мысли, только все ненадолго. Проходя мимо Юсупова сада, он даже очень было занялся мыслию об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях. Мало-помалу он перешел к убеждению, что если бы распространить Летний сад на все Марсово поле и даже соединить с дворцовым Михайловским садом, то была бы прекрасная и полезнейшая для города вещь. Тут заинтересовало его вдруг: почему именно во всех больших городах человек не то что по одной необходимости, но как-то особенно наклонен жить и селиться именно в таких частях города, где нет ни садов, ни фонтанов, где грязь и вонь, и всякая гадость. «.
В 1863 году по указу императора Александр II Юсуповский сад открыли для публичных посещений. Тогда в каждой из его частей установили по фонтану. Юсуповский сад пользовался популярностью у жителей столицы и окрестных районов Санкт-Петербурга.
Вознесенский мост
Вокруг Вознесенского моста через Екатерининский канал разворачиваются многие события «Преступления и наказания». На нём Раскольников предавался размышлениям, с этого же моста на его глазах мещанка Афросиньюшка бросилась в Екатерининский канал. У Вознесенского моста в романе описывается безумная сцена, когда Катерина Ивановна Мармеладова заставляла своих маленьких детей петь и танцевать ради подаяния.
«Канава», как называет Достоевский Екатерининский канал, наряду с переулками, улицами и площадями, является одним из главных мест действия романа. Это слово упоминается в романе свыше 2-х десятков раз — и каждый раз в весьма важном контексте. «Канава» встречается Раскольникову по дороге к дому Алены Ивановны, а потом на пути в полицейскую контору, куда он идет сознаваться в преступлении. На «канаву» выходит дом процентщицы, она же видна из дома Сони Мармеладовой.
Дом Бакалеева
Дом Бакалеева можно найти по адресу: Вознесенскй пр., 22. Он находится на углу Большой Мещанской улицы, это бывшая «Варваринская гостиница», где Лужин поселил мать и сестру Раскольникова.
20 июля, в день, когда Раскольников сознался в убийстве, он приходил прощаться с матерью и сестрой. «Костюм его был ужасен: всё грязное, пробывшее всю ночь под дождем, изорванное, истрепанное. Лицо его было почти обезображено от усталости, непогоды, физического утомления и чуть не суточной борьбы с самим собою».
Раскольников попал под дождь, 20 июля по старому стилю — Ильин день, когда все верят, что в этот день Илья-пророк проезжает по небу на колеснице. Тогда грохочет гром, сверкают молнии. Так святой поражает людей, преступивших Божий закон. Дождь в этот день очищает от зла. Поэтому, по замыслу писателя, вечером того дня Раскольников сознался в преступлении.
Дом Родиона Раскольникова
Действие романа начинается с того, что Раскольников выходит из своей каморки, которая расположена в С — м переулке, и направляется к К — му мосту. Почти что через 40 лет после выхода романа вдова Фёдора Михайловича Достоевского — Анна Григорьевна расшифровала некоторые сокращения и, в соответствии с ее версией, действие начинается в Столярном переулке.
Существует мнение некоторых исследователей топографии романа, согласно которому под С — м переулком писатель подразумевал, возможно, Спасский переулок. Но оно не нашло подтверждение. И литературоведы взяли за основу версию вдовы Достоевского о том, что каморка Родиона Романовича находилась в Столярном переулке в доходном доме Шиля, поскольку местожительство главного героя тесно связано с адресами самого писателя. В 1847-1849 гг. в этом доме (бывшей гостинице «Париж») Федор Достоевский снимал комнату.
Дом Раскольникова находится на улице Гражданской, 19 (Столярный переулок, 5). Квартира с его комнатушкой расположена на последнем этаже. «Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру». Так же, как и в романе, на чердак ведут 13 ступенек. В 1999 году на стене дома установили горельеф «Дом Раскольникова». Однако для посещения дом закрыт.
Дом Бакалеева
Дом Бакалеева можно найти по адресу: Вознесенскй пр., 22. Он находится на углу Большой Мещанской улицы, это бывшая «Варваринская гостиница», где Лужин поселил мать и сестру Раскольникова.
20 июля, в день, когда Раскольников сознался в убийстве, он приходил прощаться с матерью и сестрой. «Костюм его был ужасен: всё грязное, пробывшее всю ночь под дождем, изорванное, истрепанное. Лицо его было почти обезображено от усталости, непогоды, физического утомления и чуть не суточной борьбы с самим собою».
Раскольников попал под дождь, 20 июля по старому стилю — Ильин день, когда все верят, что в этот день Илья-пророк проезжает по небу на колеснице. Тогда грохочет гром, сверкают молнии. Так святой поражает людей, преступивших Божий закон. Дождь в этот день очищает от зла. Поэтому, по замыслу писателя, вечером того дня Раскольников сознался в преступлении.
Столярный переулок, 14
Столярный переулок находится в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, проходит от Казанской улицы до набережной Канала Грибоедова. Он примечателен в аспекте нашей темы тем, что в по адресу: Столярный переулок, 5 находится литературный памятник, как уже было сказано выше, Дом Раскольникова.
Также по адресу Столярный переулок, 14, в одной из квартир доходного дома Алонкина с 1864 по 1867 гг. проживал сам Фёдор Михайлович. Здесь писатель и написал свой роман «Преступление и наказание».
Неподалёку в доходном доме Зверкова № 18 с 1829 по 1831 гг. жил писатель Николай Васильевич Гоголь, который в своей повести «Записки сумасшедшего» упоминает «Дом Зверкова у Кокушкина моста».
Кокушкин мост
«В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту».
Итак, как уже стало понятно, главный герой нашел себе пристанище в Столярном переулке, а направлялся он в один из дней в начале июля к Кокушкину мосту. Это мост через канал Грибоедова в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, соединяет Казанский и Спасский острова.
Здание бывшей Казанской полицейской части
На следующий день после убийства старухи-процентщицы Раскольников приходит по вызову в полицейскую контору. Его вызвали по поводу жалобы хозяйки, которой он задолжал за квартиру. Вечером у Раскольникова начался бред, который длился 4 дня. Полицейская контора находилась по адресу — набережная Екатерининского (Грибоедова) канала, 99. Сюда, в итоге, 20 июля с повинной явился главный герой романа.
За Львиным мостом через Екатерининский канал находится здание бывшей Казанской полицейской части. В конце XIX века сюда перевели Санкт-Петербургскую сыскную уголовную полицию. В этом здании до революции размещался 3-й полицейский участок Казанской части. Здесь в полицейской конторе «Порфирий Петрович допрашивал Раскольникова» по поводу убийства старухи-процентщицы.
Конным переулком раньше называли сегодняшний переулок Гривцова. Это то место, где «мещанин и баба, жена его, торговали с двух столов товаром…» и разговорились со знакомой Лизаветой Ивановной. Здесь Раскольников узнает о том, что на следующий день старуха-процентщица будет одна дома. Переулок Гривцова находится в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, проходит от набережной реки Мойки до Сенной площади.
Сенная площадь
Родион Раскольников часто бывал на Сенной площади. Отправляясь на убийство, он проходил мимо Юсуповского сада. «Тут ему вспомнились его собственные прогулки по Сенной, и он на минуту очнулся». Достоевский отлично знал этот район, поэтому маршрут главного героя автор воспроизвёл очень точно и скрупулёзно.
«Было около девяти часов, когда он проходил по Сенной. Все торговцы на столах, на лотках, в лавках и в лавочках запирали свои заведения или снимали и прибирали свой товар и расходились по домам, равно как и их покупатели. Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников».
Вечером 20 июля Раскольников приходит на Сенную площадь, где целует землю, и сразу же отправляется в полицейскую контору, где сознается в убийстве. «Он стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю, с наслаждением и счастием. «.