дуализм покрас лампас адрес

Каллиграф Покрас Лампас расписал огромную стену дома возле Казанского собора. Что значат все эти надписи?

В июле 2018 года петербургский каллиграф Покрас Лампас расписал внутреннюю стену отеля Wynwood на канале Грибоедова. Это самая большая работа художника в Петербурге — ее площадь 250 кв. м.

Покрас Лампас рассказал «Бумаге», что значит его новый мурал, как он неделю работал в закрытом дворе над стеклянным перекрытием и почему раньше не мог делать такие большие росписи в Петербурге.

дуализм покрас лампас адрес. normal. дуализм покрас лампас адрес фото. дуализм покрас лампас адрес-normal. картинка дуализм покрас лампас адрес. картинка normal.

— Этот мурал (живопись на архитектурных сооружениях — прим. «Бумаги») — ваша самая большая работа в Петербурге. Почему раньше у вас не было здесь таких масштабных проектов?

— Первое и самое важное: в Петербурге в принципе почти нет возможности создавать такие работы. Это связано с тем, что у нас есть центр города и есть определенный регламент, как должны выглядеть фасады. Главный архитектор и главный художник города должны что-то утверждать, в основном всё охраняется [КГИОПом], и роспись там появиться не может. Даже если мне как художнику хочется высказаться, я понимаю, что либо это будет работа-однодневка, либо это будет в каком-то новострое, где совсем другой контекст. Поэтому я был очень рад, что могу что-то создать в центре Петербурга.

— Раньше у вас не было возможности сделать что-то подобное?

— Не только у меня. Если поискать, то будет видно, что в центре Петербурга практически нет уличного искусства. Есть несколько дворов, которые сделаны в технике граффити, но глобально, к сожалению, у нас больше внимания [уделяют] нашему прошлому.

Петербург — это исторически культурная столица. С ней связано очень много важных событий XIX и XX веков в контексте искусства. Мне как художнику очень хочется высказываться на широкую аудиторию в городе, в котором создаю свои полотна, творю, придумываю новое. И когда появилась возможность здесь хоть что-то написать, в первую очередь я написал ценные для меня слова.

— Что написано в тексте?

— По-русски написано «Мы создаем новую визуальную культуру. Мы — это будущее». И в самом низу — «Вдохновляйтесь». По-английски соответственно: «We are creators of the new visual culture. We are the future».

дуализм покрас лампас адрес. normal 1. дуализм покрас лампас адрес фото. дуализм покрас лампас адрес-normal 1. картинка дуализм покрас лампас адрес. картинка normal 1.

— Почему вы использовали алфавиты именно английского и русского языков?

— Причин несколько. Во-первых, из-за отеля там довольно много туристов, а для них самый понятный язык — английский. Если мы говорим про коммуникацию, то это самый простой вариант показать текст и быть уверенным, что его прочитают и поймут. Ведь мне все-таки хочется, чтобы даже люди, которые не знают мой стиль и мое имя, нашли [в мурале] что-то близкое. Почему кириллица, думаю, понятно.

Еще важно, что есть формы букв, которые были созданы для одного алфавита. Я их использую в новой верстке и композиции — и они иначе раскрываются. Где-то буквы раскрывают себя по-новому, потому что рядом стоят формы другого языка. Вместе три-четыре символа образуют новаторское прочтение слова — это как большой конструктор.

— Название работы «Дуализм» вы объясняли тем, что хотели выразить «двойственность восприятия современного искусства». В чем эта двойственность выражается?

— На самом деле, это очень краткое описание работы. Дуализм как термин гораздо шире, и это скорее не про восприятие современного искусства вообще, а про двойственность восприятия объекта в зависимости от контекста.

Во-первых, работа написана на двух языках, и для зрителя это возможность сравнить, как выглядит один и тот же текст по-русски и по-английски — и по строению букв, и по культурным отсылкам. Сама стилистика каллиграфии, в которой я работаю, совмещает в себе отсылки к прошлому, классические формы каллиграфии и современное прочтение: совмещение кириллической буквы с формой японской каллиграфии или европейской типографики. Всё это тоже можно отнести к дуализму: зритель сам в зависимости от опыта может увидеть эту работу по-разному.

Работа сделана в историческом центре Петербурга, а в Петербурге очень редко появляется уличное искусство, поэтому мне хотелось показать, как работа может мимикрировать под городское пространство. Половина стены намеренно сделана близкой к оригиналу, там такой песочно-желтый цвет фона, который я немножко затемнил. Вторая часть работы более контрастная. Там как раз можно увидеть более резкое прочтение, когда фон намеренно делается темным, но за счет этого гораздо легче увидеть и прочитать текст.

дуализм покрас лампас адрес. normal 2. дуализм покрас лампас адрес фото. дуализм покрас лампас адрес-normal 2. картинка дуализм покрас лампас адрес. картинка normal 2.

— Вы недавно писали у себя в блоге, что сейчас возникают транзитные формы букв, которые в будущем будут использоваться повсеместно. В «Дуализме» такие буквы есть?

— Думаю, да. В целом у меня много текстов про формы букв посвящены тому, что при смешении культур люди начинают писать буквы под влиянием опыта. Условно, если в Россию приезжает человек, который жил и писал на арабском, то форму буквы «е» он будет воспринимать и писать иначе. Для человека, который прожил в Корее, строение буквы «е» может ассоциироваться с какой-то другой формой, близкой к строгой геометрии. Всё вместе может наложить стилистическое влияние на то, как будет выглядеть буква и как понята. Всё это я учитываю в работе.

— Сколько времени ушло на петербургскую работу?

— Всего семь дней. Но это технически очень сложный проект со сложной системой противовесов. Внутренний колодец, на уровне земли там ресторан со стеклянной крышей, поэтому все строительные леса, подъемные конструкции и прочее крепились к крыше на специальные выносные балки.

Еще поверхность стены тяжело впитывала краску — специальную серебряную, которая отражает свет и дает более контрастную картинку. Ее потребовалось немного, примерно 50 л.

— Каким будет ваш следующий проект?

— Сейчас работаю над большой серией холстов к моей новой персональной выставке. Уже точно знаю, что она будет проходить за границей — скорее всего, в США. Но сначала я хотел бы выставиться в России. Сейчас работаю над тем, чтобы хорошее музейное пространство взяло себе как минимум на две недели мою новую коллекцию.

— Сейчас тестовое название — Beautiful Dreams. Работы посвящена странице между бодрствованием и сном и тому, как человеческий мозг работает во время сна; что генерирует, какие образы создает, какие берет из реальной жизни и — параллельно — как во время бодрствования мы мыслим.

Эта выставка сильно связана с человеческой памятью. Она как раз затрагивает персональный опыт каждого человека: какая у него эрудиция, кругозор, опыт, так он и прочтет выставку.

дуализм покрас лампас адрес. normal 3. дуализм покрас лампас адрес фото. дуализм покрас лампас адрес-normal 3. картинка дуализм покрас лампас адрес. картинка normal 3.

— Вам еще не предлагали сделать еще одну масштабную работу в Петербурге?

— Думаю, это не должно происходить так быстро. Уверен, что «Дуализм» будет хорошей точкой для диалога о том, как в Петербурге должно появляться искусство, как люди его действительно принимают и что хотят видеть. Если этот проект будет успешен, я уверен, что появится больше хороших предложений — и от меня больше новых работ.

— Какую свободу должны дать уличным художникам в Петербурге, чтобы уличное искусство действительно развивалось?

— Здесь вопрос не про полную свободу, а про конструктивный подход и желание что-то создать. Для того чтобы это появилось в городе, должно быть качественное курирование, комиссия, находящая проблемные зоны города, которые, возможно, стоит восстановить. Не перекрасив фасад, а сделав монументальную роспись и тем самым создав новый объект для развития туризма и навигации в городе.

Источник

«Либо ты сел на поезд в будущее, либо сядешь в него, когда все уже уехали». Каллиграф и уличный художник Покрас Лампас — о мультикультурализме, бритых моделях и Гоше Рубчинском

В девятом классе Покрас Лампас (это, конечно, псевдоним — но уже проникший даже в паспорт) начал расписывать стены родного города Королева. Сегодня Покрас создает каллиграфический дизайн для брендов — от Nike до Lamborghini и паблик-арт для «Атриума», «Красного Октября» и даже Новой Третьяковки. Его идея фикс — глобалистский проект мультикультурного будущего с амбициозным названием «Новая Визуальная Культура». «Нож» вместе с художником разложил это будущее на составляющие, от медиа до технологий, выяснил последние тренды мира стрит-арта и вспомнил неловкие истории из прошлого, разбираясь с отношениями каллиграфии, современного искусства и феминизма.

— Ты часто упоминаешь про особый статус поколения миллениалов. А в новой работе «Дуализм» для питерского отеля Wynwood вообще покрываешь огромную стену неким «манифестом миллениалов». Текст в твоих работах нечитаем для зрителя — поэтому расскажи, что это за манифест.

— Текст очень простой. Там написано, что мы создаем новую визуальную культуру и что мы — это будущее. И то же самое по-английски.

Моя идея в том, что именно этот посыл передается из одного поколения в другое — с небольшими изменениями. И эти изменения я пытаюсь выразить не через сам текст, но через то, как он написан. Сами символы включают отсылки к разным культурам и указывают на то, что новое поколение более открыто к мультикультурным связям.

Сейчас многие считают ультрасовременным поколением не миллениалов — поколение Y — а поколение Z, родившееся после 1995 года. Интересно, что их разделяет именно в мире стрит-арта и каллиграфии.

— Я сам 1991 года рождения, ближе к Z. Но если честно, всегда больше смотрел на людей, которые уже успешны. И с удивлением видел, что у нас с ними разрыв в десять-пятнадцать лет. То есть я всегда чувствую, что догоняю их, иду за ними.

Но молодое поколение мощно работает с фотографией, с диджиталом. Один из самых крутых ребят, кто точно выстрелит, — это @eduard_ov. Ему 20 лет, и он выдает очень качественные и крутые вещи, работая с дополненной реальностью.

Давай вообще про новые технологии поговорим.

— Очень близкая мне тема. Я в этом году был в жюри на фестивале в Австрии, в городе Линце. Там находится музей Ars Electronica, который считается одним из главных в мире по медиаискусству. Я отсмотрел больше тысячи заявок — дичайших экспериментов с генеративной графикой, которая сейчас строится на движках для игр («порождающий дизайн», подход к проектированию и дизайну, при котором человек делегирует часть процессов компьютерным технологиям. — Прим. ред.), с лазерным сканированием местности, которое используется в архитектуре, с переносом эффектов, анимации и моушна в тот же 3D, в VR и AR.

Я и сам готовлю несколько проектов с маппингом (3D-проекции на объекты с учетом их геометрии и расположения в пространстве. — Прим. ред.). Даже так скажу: сейчас либо ты сел на поезд в будущее, либо ты сядешь туда, когда все уже уедут.

Как ты попал в жюри?

— Герфрид Стокер, директор Ars Electronica, приезжал на Lakhta View, большое образовательное событие от «Лахта Центра». Они с Ольгой Свибловой рассказывали о будущем в технологиях — в связи с архитектурой, с публичными пространствами. А я был модератором этой беседы. После дискуссии мы со Стокером хорошо пообщались, я показывал ему город, устроил экскурсию по местным арт-контекстам. Потом он увидел больше моих работ и пригласил в жюри.

Трехчасовая беседа искусствоведки Ольги Свибловой и Герфрида Стокера о технологиях в искусстве

Расскажи, как в целом устроено международное общение каллиграффитистов.

— Именно международных событий много быть не может. Одно-два мощных в год — уже большая гордость. В этом году уже был фестиваль, а сейчас обсуждаем один проект для триеннале в Европе и инсталляцию с тем же Ars Electronica. Еще я был спикером от России на одной из главных международных конференций по диджиталу и рекламе. Она называется OFFF, проходит в Барселоне каждый год. Рассказывал об освещении уличного искусства в российских медиа и в публичных пространствах.

Еще есть группа Calligraphy Masters, которая сейчас объединяет больше 50 каллиграфов со всего мира. Там и суперсовременные ребята, и традиционные мастера — все очень крутые. И Calligraffiti Ambassadors. Сначала их было 25, потом стало 50, в этом году снова снизилось до 15. Я всё это время там нахожусь.

Есть ощущение, что за рубежом государство активнее поддерживает стрит-арт. Как учатся твои товарищи не из России — может, есть школы или подразделения университетов?

— Смотри, термину «калиграффити» всего около 10 лет. Так что я не сказал бы, что есть место, где кто-то может чему-то научить. Образование у всех абсолютно разное: один работает учителем в школе, а другой закончил невероятную академию художеств или имеет мощное дизайнерское образование.

Почему я спрашиваю: читала репортаж из твоей мастерской, в котором было какое-то огромное количество специальных названий красок, материалов.

— Я собираю материалы со всего мира. Например, у меня есть редкая индийская тушь, которая стоит рядом с новым суперукрывистым балончиком от Montana. А рядом может быть глянцевая серебристая тушь или порошок, который я только что заказал с AliExpress и о котором в России пока никто не знает.

Но вообще, я почти никогда не показываю процесс работы в мастерской. Многие люди используют, начинают копировать. А мне бы хотелось сохранить идентичность работ.

Окей, это технология. Давай теперь о технике. Насколько я понимаю, ты плотно работаешь с архаической каллиграфией. Расскажи, какие традиции влияют на тебя, как ты их осваиваешь и трансформируешь.

— Это плотно связано с путешествиями. Лучший вариант освоить технику — это попасть в среду и прочувствовать исторический бэкграунд, стиль каллиграфических надписей, типографику. Я предпочитаю хотя бы раз в год совершать серьезное путешествие, связанное не с туризмом, а именно с исследованием пространства.

дуализм покрас лампас адрес. Pokras Lampas 7. дуализм покрас лампас адрес фото. дуализм покрас лампас адрес-Pokras Lampas 7. картинка дуализм покрас лампас адрес. картинка Pokras Lampas 7.Покрас Лампас. Creator of the new culture (диптих). 2017. Источник

В 2015 году я прожил полтора месяца в Сеуле. Готовил там свою первую персональную выставку и параллельно общался с местными молодыми и традиционными каллиграфами, изучал корейский хангыль. Меня тогда очень вдохновляла Азия.

В 2016-м я плавно перетек на биеннале в Шардже — это эмират рядом с Дубаем, где сконцентрированы образовательные и культурные активности. Там на меня мощно повлияли арабские каллиграфические эксперименты. А конце года в Дубае была моя большая персональная выставка, построенная вокруг переосмысления арабской каллиграфии в контексте современной кириллицы.

Как это?

— Есть правила написания традиционных букв, а есть общие правила — как надо держать перо, с каким углом наклона писать. И я писал кириллические буквы на арабский манер.

А в 2017-м я вернулся к Азии, поехал в Гонконг. Там тоже была персональная выставка, где я пытался совместить арабские, корейские и китайские иероглифы.

Но сейчас я стал чаще работать с кириллицей, ориентироваться на наши корни, на советский авангард. Например, на «линиизм», который придумал Родченко: там много экспериментов с движением линии, плоскостью.

А что ты думаешь о современном галерейном искусстве? Есть художники, за которыми следишь и которые кажутся важными?

— Мне больше нравится вторая половина XX века. Начиная от Марка Ротко и Робера Делоне и заканчивая концом века, когда работали Жан-Мишель Баския, Кит Харрингтон. Эксперименты Энди Уорхола, Роя Лихтенштейна. То есть всё равно это художники, связанные с улицей.

дуализм покрас лампас адрес. Pokras Lampas 10. дуализм покрас лампас адрес фото. дуализм покрас лампас адрес-Pokras Lampas 10. картинка дуализм покрас лампас адрес. картинка Pokras Lampas 10.Жан-Мишель Баския. Riding with death. 1988. Источник

А из русских современных художников нет таких, кого я бы прямо дико любил или, наоборот, терпеть не мог. Хоть и отсматриваю много аукционных каталогов, это все-таки вне моего вдохновения. Но вообще меня очень радует, что сейчас в галереях всё активнее выставляют выходцев из граффити, которые ушли в так называемое пост-граффити.

Это что такое?

— Пост-граффити — это серия направлений в искусстве, в том числе граффутуризм, в который входит каллиграффити. Художники при помощи граффити-техник создают полотна, связывая улицу с классической или современной художественной формой. Таких художников много. Из русских, например, мне очень нравится Марат Морик.

дуализм покрас лампас адрес. Pokras Lampas 9. дуализм покрас лампас адрес фото. дуализм покрас лампас адрес-Pokras Lampas 9. картинка дуализм покрас лампас адрес. картинка Pokras Lampas 9.Источник

Ты и сам иногда взаимодействуешь с галерейным миром — хотя, насколько я понимаю, в целом стрит-арт там всё еще не жалуют. Ты сталкивался со скепсисом от совриск-тусовки — работая, например, с Новой Третьяковкой над дополнением к их выставке о Василии Верещагине?

— Я попал в очень выгодную позицию: мне не нужно продавать свои работы, тем более в России. Я представлен крупной группой стрит-арт-галерей Opera Gallery, которая своей репутацией сразу правильно спозиционировала меня. И я выбираю не выставки, не галерейные проекты, а скорее культурные. То есть появляюсь в Новой Третьяковке не потому, что мои работы там продаются, а потому, что я один из тех людей, которые сейчас говорят с молодой аудиторией одновременно об уважении к прошлому и о желании создать что-то новое.

дуализм покрас лампас адрес. Pokras Lampas 11. дуализм покрас лампас адрес фото. дуализм покрас лампас адрес-Pokras Lampas 11. картинка дуализм покрас лампас адрес. картинка Pokras Lampas 11.Источник

Есть ощущение, что одно из главных отличий каллиграффити от совриска — принципиальная неполитизированность творчества. Ты и твои зарубежные коллеги говорите, что выражаете себя, рассказываете свои личные истории. При этом ваши работы хотя бы в количественном измерении имеют гораздо большее влияние, чем элитистские галерейные объекты. Но те, напротив, почти всегда стремятся к критике власти или к изобретению новых моделей отношений внутри общества. Давай определимся, что именно ты понимаешь под «политикой», когда говоришь, что апеллировать к ней в работах — стыдно.

— Есть такое понятие, как диалог с аудиторией. Формирование аудитории. Когда человек высказывается на политическую или социальную тему, он в первую очередь провоцирует конфликт. Этот конфликт порождает обсуждение, работа получает нужный охват и нужное число цитируемости. И всегда есть опасность, что аудитория, которая придет обсуждать эту работу, будет обсуждать не ее саму, а идею, которая за ней стоит. То есть искусство становится инструментом, а не целью. Возможностью использовать контекст для донесения своей идеи.

Я пытаюсь избежать этого конфликта, чтобы моя аудитория была восприимчива к тем ценностям, которые я пытаюсь донести. Гораздо интереснее общаться не только о социальном и политическом, но о культуре, о будущем, о глобализации. Это может быть гораздо более нейтрально, но с другой стороны — новаторски. На эту тему меньше людей высказывается.

дуализм покрас лампас адрес. Pokras Lampas 12. дуализм покрас лампас адрес фото. дуализм покрас лампас адрес-Pokras Lampas 12. картинка дуализм покрас лампас адрес. картинка Pokras Lampas 12.Проект Calligraphy on Girls. Сессия № 12, 2018. Модель — Альберта Берлин. Источник

Твой взлет случился во многом благодаря проекту Calligraphy on Girls, который, чего ты не скрываешь, задумывался как пиар-акция. Тебе не кажется, что привычка объективировать женское тело — то, с чем в культуре нужно скорее бороться, чем играть на этом?

— Моя условная карьера художника — довольно короткая. Когда я начинал, у меня не было четкой ценностной позиции. Я только хотел создавать, экспериментировать. И я понимал, что в моих силах создать работу, актуальную по качеству и продакшну. Из тех людей, которые тогда могли интересно расписать живую модель, я четко выделялся по уровню работ. И большое комьюнити действительно оценило проект. Например, мой галерист узнал обо мне благодаря Calligraphy on Girls.

Но теперь тот же on girls построен на том, чтобы искать нестандартные типажи и сюжеты. Плюс я сейчас много работаю с фэшном, и у нас в каталогах нет людей, которые соответствуют глянцевым стандартам красоты. Нам нравится привлекать не самых популярных моделей, но наиболее близких к нам во взглядах на моду и искусство. Например, последняя девчонка, Маша Добро, была с бритой головой. И мы все считаем, что это очень красиво и гораздо более интересно, чем продвижение стандартных образов.

В целом это и есть взросление художника. Поначалу ты делаешь резонансные проекты по интуиции, а дальше формируется собственное мнение, собственный вкус. И уже нет потребности спекулировать ради селф-промоушна.

У меня сложилось впечатление, что сама среда каллиграфов — насквозь мужская. Например, из 33 амбассадоров — только две девушки. Почему так?

дуализм покрас лампас адрес. Pokras Lampas 3. дуализм покрас лампас адрес фото. дуализм покрас лампас адрес-Pokras Lampas 3. картинка дуализм покрас лампас адрес. картинка Pokras Lampas 3.Источник

— Здесь нужно разделить два потока. Первый — это каллиграффити, второй — modern calligraphy. В каллиграффити создание огромных работ подразумевает большую физическую силу и выносливость. Кисть с краской может иметь реально большой вес. Поэтому многие девушки, которые талантливо себя раскрывают в каллиграфии, делают это в контексте татуировки или графического дизайна.

Есть, например, сестры Лопухины — одни из лучших каллиграфов в сфере дизайна и работы с кириллицей. Есть моя знакомая из Кореи, Cho Nam Woo, которая начинала с каллиграффити, потом стала активно работать на полотнах, а с полотен перешла на татуировки. Сейчас у нее отличная карьера — именно в контексте татуировки в Корее и вообще в Азии.

дуализм покрас лампас адрес. Pokras Lampas 2. дуализм покрас лампас адрес фото. дуализм покрас лампас адрес-Pokras Lampas 2. картинка дуализм покрас лампас адрес. картинка Pokras Lampas 2.Сестры Лопухины расписывают стену в Киеве. Источник

У каждого есть определенные возможности и инструменты. Нет такого, что люди в нашей среде кого-то оценивают по полу.

Давай еще обсудим медийную сторону акции. Ты часто говоришь, что художнику сейчас необходимо работать с медиа, с рекламой. Ты можешь сказать, что тебя в русских медиа что-то принципиально не устраивает?

— Хороший вопрос. То, что произошло с российскими медиа за последние три-пять лет, — очень позитивные изменения. Мне нравится, какие съемки сейчас делает SNC, мне нравится, как работает Esquire с текстами. У Esquire как раз августовский номер — литературный — выходит с моей обложкой. И я смотрел на то, как редакция его формировала, отбирала тексты: видно, что они действительно это любят.

Но вообще гораздо интереснее наблюдать за развитием альтернативных медиа. «Афиша Daily» превращается в телеграм-канал «Психо Daily» — с людьми, которые ушли из редакции, но продолжают писать о городе в новом контексте. SNC делают странный телеграм-канал «Антиглянец» с не меньшим охватом, чем журнал, превращая сплетни в инфоподводки.

дуализм покрас лампас адрес. Pokras Lampas 5. дуализм покрас лампас адрес фото. дуализм покрас лампас адрес-Pokras Lampas 5. картинка дуализм покрас лампас адрес. картинка Pokras Lampas 5.Источник

Что бы ты посоветовал читать человеку, который увлекся каллиграффити и стрит-артом?

— А вот здесь в России всё немножечко отстает. Если ты приезжаешь в Европу, то видишь тонну диких журналов, тонну инстаграмов, которые прилагаются к журналу. Один из лучших примеров — Graffiti Art Magazine, который начинал с популярного инстаграма, а потом перерос в очень сильный журнал. Не менее мощный — Le Guide De L’art Contemporain Urbain, который считается самым правильным в мире каталогом по современному искусству, связанному со стрит-артом и улицей. Читая эти журналы, все понимают актуальное состояние рынка, там выходят сильные интервью, публикуются актуальные цены на работы, даже советы, какую работу стоит покупать.

У нас с этим пока сложно. Не могу не выразить грусть из-за разбивки бренда Code Red на Code Red и Vltramarine. Жаль, что из-за бизнес-конфликтов Code Red остался просто брендом уличной одежды с уклоном в граффити, а медиа стало независимым. Я сейчас его не читаю просто в силу занятости, но вообще там отличный архив, выходят хорошие подборки. Зато читаю канал «Бэнкси плачет» в телеграме. Его ведет мой хороший знакомый Андрей Бергер, который представляет агентство FGA (First Graffity Agency). Они делают много фасадов и коммерческих проектов в России, так что у них хорошее понимание рынка.

дуализм покрас лампас адрес. Pokras Lampas 4. дуализм покрас лампас адрес фото. дуализм покрас лампас адрес-Pokras Lampas 4. картинка дуализм покрас лампас адрес. картинка Pokras Lampas 4.Роспись фабрики елочных игрушек в подмосковном городе Клин, сделанная FGA в 2015 году. Источник

Ты не думал о том, что твои собственные воркшопы в какой-то момент превратятся из поездок по России в онлайн-медиа?

— Я стал часто об этом говорить… Точнее, говорить и делать. Я стал публиковать тексты в инстаграме — по сути, обрывки манифестов. Посты заменяют мне выход в печатную версию. У постов большой охват, они формируют общественное мнение, у них есть дата публикации. Соответственно, я могу дальше сам себя цитировать или даже печатать эти посты.

А если говорить о коллективном медиа? Собрать команду, найти внештатных авторов — это вообще подъемный проект в России 2018 года?

— Это можно сделать очень просто. Нужно организовать сильное арт-событие в Москве, потом провести аукцион вроде того, что был после «Артмоссферы» в 2016 году. Часть денег от продаж сформировать в гранты и выдавать их независимым тематическим медиа.

Слушай, это звучит реалистично. Давай вообще в конце вернемся к разговору о будущем. Ты называешь свой стиль «каллиграфутуризм», говоришь о «Новой Визуальной Культуре». Я правильно понимаю, что в основе твоего видения будущего — глобализация, стирание различий и границ?

Давай чуть подробнее.

— Мне наиболее близок пример графического дизайна, где за последние 15 лет появилось огромное число шрифтов, которые стилизуют одни письменности под другие. Или тот же Гоша Рубчинский. Он в каждом сезоне использует новый кириллический шрифт, отсылая то к ортодоксально-церковной каллиграфии, то к девяностым, то — под брендом «Рассвет» — к скейтерской культуре. В последней коллекции работает с плакатной эстетикой Эрика Булатова. Мне всё это говорит о том, что люди стали стирать границы. Чем чаще такое происходит в среде наружной рекламы, фэшна и дизайна, тем более восприимчивы становятся люди к чужим культурам. И чем больше технологии будут развиваться, тем легче нам будет, например, получить перевод вывески на улице, которая написана по-китайски. Китайская и арабская культуры будет соседствовать с нашей, будут привиты нам через диджитал.

А что ты думаешь о популярных разговорах о постчеловеческом обществе, о стирании границ между человеком и механизмом или человеком и вещью?

— Это как минимум интересно. Потенциал нейросетей только начинает раскрываться. Увеличиваются вычислительные мощности, одновременно появляется возможность делать всё портативным. Дальше встает вопрос, как человек будет этим распоряжаться. Я уверен, что найдутся художники, которые будут с помощью технологий делать утопические проекты, критические проекты. Но будут и важные функциональные, дизайнерские проекты.

Одно из моих сильных технологических впечатлений — история о том, как разработчики из Facebook научили нейросети стилизовать один трек под другой. Они могут, условно говоря, переиграть индийскую традиционную музыку под Баха или Моцарта. Это уже сейчас звучит довольно правдоподобно — и правильно с точки зрения того, как культуры начинают смешиваться.

Сейчас часто выступают скорее за сохранение максимального разнообразия. А вот такого смешения культур, точнее их адаптации под западную, боятся. А тебя что в будущем пугает?

— У меня нет страха. Мне гораздо интереснее думать о том, что можно сделать, чем о том, что может произойти, если чего-то не сделать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *