духовный рост что это такое в православии
Духовный рост что это такое в православии
Духовный рост – это процесс постепенного уподобления Иисусу Христу. Когда мы верим в Иисуса, Святой Дух начинает процесс нашего изменения, приводя в соответствие с Его образом. Наверное, наилучшим образом духовный рост описан во 2 Послании Петра 1:3-8: «От Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью, – то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа».
В Послании Галатам 5:19-23 приводится два списка. Стихи 19-21 говорят о «делах плоти» − тех вещах, с которыми отождествлялась наша жизнь до того, как мы поверили во Христа. Дела плоти – это поступки, которые нам следует исповедать, раскаяться и, с Божьей помощью, преодолевать. При духовном росте «дела плоти» будут все меньше проявляться в нашей жизни. Второй список содержит «плоды Духа» (стихи 22-23). С ними должна отождествляться наша жизнь теперь, когда мы пережили спасение в Иисусе Христе. Духовный рост определяется плодами Духа, все чаще проявляющимися в жизни верующего.
Когда это изменение спасения состоится, начинается духовный рост. Святой Дух поселяется в нас (Иоанна 14:16-17). Мы становимся новыми творениями во Христе (2 Коринфянам 5:17). Старое существо заменяется новым (Римлянам, 6-7 главы). Духовный рост длится всю жизнь, когда мы изучаем и применяем Божье Слово (2 Тимофею 3:16-17), и поступаем по духу (Галатам 5:16-26). Стремясь к духовному росту, мы можем молиться Богу, прося Его открыть, в каких сферах Он хочет, чтобы мы произрастали духовно. Мы можем просить Бога помочь нам укрепить нашу веру и знание о Нем. Бог желает, что мы росли духовно, Он дал все необходимое для этого. С помощью Святого Духа мы сможем постоянно преодолевать грех и неуклонно уподобляться нашему Спасителю, Господу Иисусу Христу.
Авторские права
При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта
Материалы размещены с разрешения правообладателя.
Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.
Духовный рост
Все живое растет. То же и с христианином — духовная жизнь в нем проявится в неизбежном стремлении стать больше похожим на Господа. Это преображение называется духовным ростом. В этой статье мы поговорим о том, как Господь работает над ним, о важности духовного роста и нашей ответственности за него.
Идея духовного роста
Концепция духовного возрастания отчетливо прослеживается в Писании. Так, апостол Павел писал:
“А обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины”
(2 Коринфянам 5:17)
В этом заключается цель роста. Чем больше в христианине виден новый человек, созданный по Богу, тем более он духовно зрелый. Не следует путать духовный рост с накоплением знаний. Они, безусловно, важны. Но не знания сами по себе — мерило зрелости, а то, как верующий их применяет, насколько он стал похожим на Христа в мышлении, характере, ценностях, поступках.
Апостол Иоанн описывал различные стадии духовной зрелости христиан:
“Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его. Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца”
(1 Иоанна 2:12,13)
Иоанн сравнивает духовное развитие христианина с физическим. Подобно тому, как из ребенка вырастает мужчина или женщина, из новообращенного верующего должен вырасти зрелый последователь Христа, в котором будет проявляться Бог.
Две истины о росте
Есть две базовые истины о духовном возрастании. Во-первых, духовный рост — это результат работы Бога, Его благодати в жизни верующего. Во-вторых, мы со своей стороны можем сотрудничать с Ним или сопротивляться, проходя одни и те же уроки по кругу.
Изменить человека под силу только Богу. Одними своими усилиями мы никогда не достигнем стандарта, который Он установил.
Это важно понимать, поскольку христианство — это не просто набор духовных практик, с помощью которых верующему предлагается достигнуть совершенства. В первую очередь, это доверие Богу, Который спасает нас и ведет в Свое Царство. Без этого понимания человек будет обречен жить под постоянным гнетом вины и осуждения за свое несовершенство и неудачные попытки стать лучше.
Одновременно с этим Творец наделил нас способностью выбирать. Мы можем сотрудничать с Ним либо упорствовать, тормозя процесс перемен. Это можно сравнить с обучением в школе или ВУЗе. Одни учатся успешнее, потому что прилагают больше усилий, другие могли бы учиться лучше, но из-за лени не делают этого. Сравнение не совершенное, но некоторые аналогии с духовным ростом в нем есть.
Бог трудится над тем, чтобы в нас все больше был виден Христос, и все меньше — старая греховная природа. Однако в этом процессе есть и наша часть. Она заключается в доверии и послушании Богу: доверии тому, что Он ведет нас к духовной зрелости, и все содействует нам ко благу, и послушании тому, что говорит Его Слово. Таким образом, христианин — не тот, кто только знает волю Божью, но кто исполняет ее.
Средства для духовного роста
Бог использует различные средства, чтобы вести нас к зрелости. Первое из таких средств — Слово Божье. Так, в Евангелии от Иоанна читаем слова Христа:
“Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина”
(Св. Евангелие от Иоанна 17:17)
Слово Божье очищает человека, подобно воде, питает его дух и веру, подобно хлебу, указывает ему путь, по которому идти, подобно свету, обличает и обрезает, подобно мечу. Оно исцеляет и освобождает, формирует веру и обновляет мышление. Без Слова Божьего процесс освящения невозможен.
Однако, как уже было сказано выше, одного знания воли Божьей недостаточно. Результат приносит исполнение того, что говорит Бог.
“Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне”
(Евангелие от Матфея 7:24)
Духовный рост начинается там, где мы применяем богословские знания на практике. В противном случае у нашего внутреннего человека наблюдается наполненная знаниями голова при сердечной недостаточности.
Писание также говорит, что Бог, как Отец, наказывает нас за проступки. Возможно, это не приятная весть для нас, однако она говорит о Его любви.
“Ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему”
(Книга притчей Соломона 3:12)
Наказание за непослушание — признак того, что мы не безразличны Богу. В связи с этим Библия призывает:
“Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его…”
(Книга притчей Соломона 3:11)
Эту мысль цитирует автор Послания к Евреям в Новом Завете. Тема наказания заслуживает отдельного внимания. В рамках этой статьи скажем лишь, что порой это единственное действенное средство, с помощью которого Господь возвращает человека на Его пути.
Рост через общение с Богом
Чтобы расти духовно, нам нужно постоянно общаться с Богом.
“Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне”
(Евангелие от Иоанна 15:4)
Господь утверждает, что мы не принесем духовных плодов, если не будем пребывать в Нем. Потому что Сам Христос, Его незримое присутствие глубоко меняет нас и производит плоды праведности. Как мы можем пребывать в Нем? Посредством молитвы, Слова Божьего, поста, а также духовного общения с другими христианами и участия в вечере Господней.
Духовный рост через испытания
Бог работает над нами также через различные жизненные обстоятельства. Он может допускать трудности в нашей жизни с целью научить чему-то. Нам сложно принять это. Однако если мы поймем и оценим роль испытаний в жизни, то сможем извлечь из них пользу вместо того, чтобы роптать.
К примеру, Священное Писание говорит:
“Но Он знает путь мой; пусть испытает меня, — выйду, как золото”
(Книга Иова 23:10)
В результате испытаний мы становимся лучше. Библия сравнивает их прохождение с переплавкой и очисткой золота от примесей. Огонь страданий причиняет боль, но он же делает нас качественно другими.
Эту мысль находим в посланиях апостолов. Так, Петр наставлял верующих:
“О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа”
(1 Петра 1:6-7)
Апостол Павел согласен с ним:
“Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу”
(2 Коринфянам 4:16-17)
Обратите внимание: Павел называет страдания кратковременными и легкими. Если посмотреть на земную жизнь в контексте вечности, то становится понятно, почему. Он переводит наше внимание с самих испытаний на славу, к которой они приводят.
Когда мы проходим трудности, нужно помнить о двух вещах: Бог не допускает испытаний сверх наших сил и проходит их вместе с нами.
“Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести”
(1 Коринфянам 10:13)
Преимущества зрелости
С момента обращения Бог начинает работать в человеке над важнейшим проектом, который называется “Христос в нас”. Поэтому, чем быстрее верующий это понимает и начинает с Ним сотрудничать, тем быстрее происходит духовное возрастание. И наоборот, можно замедлить прогресс, проходя одни и те же уроки по кругу.
Почему рост важен? Во-первых, потому, что есть вещи, которые Бог никогда не доверит нам, пока мы младенцы в вере. Об этом Писание говорит так:
“…наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего…”
(Послание к Галатам 4:1)
Хотя мы имеем в Господе все обетования и призвание, мы не пользуемся ими в полной мере, пока мы духовные дети. Бог доверяет нам мало-помалу то, с чем мы в состоянии справиться и правильно распорядиться. Иначе предназначенное ко благу принесет вред нашей душе.
Например, что будет, если доверить жадному человеку деньги? Гордому — власть? Грубому и не тактичному — служение пастора? Таким образом, Бог готовит нас прежде, чем доверить что-то большее. Характер, сердце, ценности, поведение верующего должны измениться, чтобы он правильно распорядился благословениями.
Во-вторых, духовный рост — показатель живой веры. Настоящее обращение к Богу подразумевает плоды — качественные перемены в жизни христианина. Если их нет, то искренность веры человека под большим вопросом.
Пункт назначения верующего — Небеса. Имея живую веру, которая проявляется в плодах, человек достигает их. По этому поводу приведем слова апостола Павла, которыми он наставлял Тимофея.
“Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями”
(1 Тимофею 6:12)
Исповедав Иисуса Христа, нужно держаться веры и вечной жизни. Обращение само по себе без этого продолжения не имеет смысла. Искренняя вера и отношения с Богом производят в человеке качественные изменения, в результате которых Бог проявляется в нем и его жизни.
Наша ответственность
С того момента, как мы доверили свою жизнь Иисусу Христу, Бог не оставляет нас. Даже если мы не чувствуем Его присутствия, Он рядом.
“Будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа”
(Послание Филиппийцам 1:6)
Нам даны великие и драгоценные обетования и дары. Что мы сделаем с ними? Писание предупреждает об ответственности верующих за духовный рост.
“И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут”
(Евангелие от Луки 12:48)
Бог ожидает от христиан плодов. Поэтому Он дал нам все для этого. Наша ответственность — пребывать в Нем, быть послушными и терпеливо проходить жизненные уроки, которые делают нас зрелыми.
9 принципов духовного роста человека от апостола Петра
Духовный рост для человека имеет огромное значение. Какие принципы духовного роста мы можем найти в самой читаемой книге мира — в Библии? Когда мы начали изучать основные принципы христианства, поверили во Христа и крестились, это было только началом нашего длинного христианского марафона. Интересно, что Апостол Павел в своих посланиях несколько раз сравнивает нашу жизнь с разными видами спорта. Наша жизнь похожа на бег. И это не спринт – забег на короткую дистанцию, но длинный марафон, на котором нам надо правильно распределить свои силы и сохранить их до конца.
Христианская жизнь похожа на бокс (1 Послание Коринфянам 9:26), так как выражение «бить воздух» означает бой с тенью, то есть тренировка с воображаемым противником, но наш противник – сатана с его великим войском, который реально нам противостоит. Жизнь верующих похожа на борьбу (1 Послание Коринфянам 15:32), когда мы боремся за наш характер, за нашу верность, за других братьев и сестер и неверующих людей. В 1-м столетии в Римской империи марафон и панкратион (смесь бокса и борьбы) были одними, из самых популярных видами спорта.
Часто христиане устают, замедляются или останавливаются. Лично я уже давно являюсь христианином, и очень часто моя молитва: «Боже! Я уже не могу! Дай мне физические, духовные и эмоциональные силы!» Бог хочет, чтобы мы никогда не бросали, но через трудности становились сильнее и духовно возрастали. Меня вдохновляет пример Гордона Фегюнсона, который делился с нами на пастырском собрании, что он, со своей женой, несмотря на то, что им более 70-ти лет и у них есть разные болезни, решили не просто замедлиться в своем служении, но еще и увеличить скорость. Недавно они переехали жить и служить в Лос-Анджелес, и путешествуют по миру, проповедуя и уча братьев и сестер. Когда у нас в Киеве была 3-х дневная пастырская школа с 10 до 16, я, откровенно говоря, устал, несмотря на то, что я сидел и слушал. Гордон же все это время стоял, глубоко учил, консультировал и еще отвечал на разные вопросы. Удивительно, что перед этим он целую неделю учил работающих на церковь, и еще несколько дней провел в перелетах! О своей жене, он делился, что часто он даже не знает, где она находится, потому что она либо много времени проводит на занятиях по Библии, либо поддерживает слабых сестер.
Желание Бога, чтобы мы с каждым годом во Христе становились не слабее, но сильнее. Кто-то может сказать: у меня в жизни много разных проблем, трудностей и испытаний, и когда я все решу, тогда буду духовно расти и больше времени уделять служению Богу. Во 2 послании Петра 1:3 апостол говорит, что Бог Своей великой силой уже подарил мне все необходимое для успешной христианской жизни, и что, познавая Христа, я смогу следовать за Ним.
Принципы духовного роста человека
Во 2 послании Петра 1:5-8 Бог раскрывает 9 принципов духовного роста, развивая которые мы можем достичь хороших результатов в нашей духовной жизни.
то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа. (2-е Петра 1:5-8)
Это похоже на тренажерный зал, в котором я должен равномерно потренировать каждую мышцу, чтобы стать похожим на Бога, и сделаться причастниками Божеского естества (1:4). Перед началом тренировки мне нужно узнать и изучить каждую отдельную мышцу, и составить для нее самостоятельно или с помощью тренера комплекс упражнений.
Принцип старания
Старание. «то вы, прилагая к сему все старание» (2 Петра 1:5). Мое старание показывает, насколько я отдаю свое сердце служению Богу. Во Второзаконие 26:16 Бог хочет, чтобы «в этот день», то есть ежедневно я жил, отдавая все свое сердце и душу Богу. Он хочет, чтобы я старался прикладывать максимум усилий, а не делал все «спустя рукава». Когда в исторических книгах делается обзор жизни Израильских царей, то подводится итог: «И во всем…он действовал от всего сердца своего и имел успех» (2Паралипоменон 31:21) или «и делал он угодное в очах Господних, но не от полного сердца» (2Паралипоменон 25:2). Мое старание и мое рвение не всегда должно выражаться только в великих делах. Но когда я прихожу на христианские собрания в церковь или в домашнюю группу, насколько я горячо приветствую братьев и сестер, и стараюсь их поддержать. Когда я пою песни, слушаю Слово, общаюсь с христианами, делаю ли я все это как для Господа? (Послание Колоссянам 3:17). Пусть у меня не все получается, но всегда для Бога и других людей очень важно мое отношение.
Принцип веры
Вера. «покажите в вере вашей» (1:5). Вера — это удивительный подарок Бога, который может непрестанно расти. Почему часто люди теряют веру? В Псалме 77:11 написано, что «они забыли дела Его и чудеса, которые Он явил им». Память человека так устроена, что плохие вещи человек часто помнит очень долго, а хорошие быстро забывает. Поэтому нам необходимо прикладывать усилия и вспоминать, что Бог уже сотворил в нашей жизни, в жизни наших близких, в жизни великих и простых людей Библии. Когда мы слышим хорошие новости и чудеса, которые происходят с нашими братьями и сестрами по всему миру, мы укрепляемся и растем в нашей вере (Притчи 15:30).
Принцип добрых дел
Добрые дела. «покажите в вере вашей добродетель «(1:5). Добродетель – это добрые дела, которые я могу делать для Бога и других людей. На самом деле разных добрых дел очень много, но мне нужно молиться Богу, чтобы Он показал, что нужно делать именно мне. В Гефсимании Иисус молился: «не моя воля, но, Твоя пусть будет» (Евангелие от Луки 22:42). Мне нужно искать волю Бога для своей жизни. Если я буду делать много хороших дел, но без воли Бога, это уже не добродетель, а суета сует (Екклесиаст 1:13-14).
Принцип рассудительности
Принцип воздержания
Воздержание. «в рассудительности воздержание» (1:5). Буквально это слово означает «удержание себя в», и во дни Нового Завета оно применялось по отношению к спортсменам, которым необходимо было ограничивать и дисциплинировать себя. Христиане должны контролировать страсти и телесные похоти, вместо того, чтобы позволить им управлять собой (1 Послание Коринфянам 9:27; Галатам 5:23). Также мы должны научиться контролировать все свои негативные эмоции (Послание Ефесянам 4:29-31).
Принцип терпения
Терпение. «в воздержании терпение» (1:6). Терпение – это способность поступать правильно и жить по истине даже в испытаниях или в искушениях. Это слово используется в спорте как силовая выносливость. Когда-то я занимался греблей на байдарках. Когда я выступал на соревнованиях в байдарке двойке или четверке, первую половину дистанции ты проходишь нормально, а потом твои руки и все тело немеет, реально ты уже не можешь грести, но ты не имеешь права бросить и подвести всю команду. Также и мы все гребем в большой христианской лодке и все вместе закончим наш заплыв на небесах. Многие ученые сотни лет ищут секреты молодости и долголетия и тратят на исследования миллиарды долларов. Недавно ученые сделали удивительное открытие, они обнаружили, как у людей начинает вырабатываться гормон молодости. Это происходило в тот момент, когда на спортивных тренировках у людей заканчивались все силы, а их тренер заставлял их продолжать физические упражнения через «не могу». То есть ученые подтвердили истинность Библии, что когда человек проходит сверхиспытания, на самом деле он обновляется. В 1-ом Послании Коринфянам 10:13 написано, что Бог никогда нам не даст испытаний выше сил, я могу проходить испытания с радостью (1 Петра 1:6-7) и верой, что я стану только сильнее.
Принцип благочестия
Благочестие. «в терпении благочестие» (1:6). Благочестие – это благоговейное и послушное отношение к Богу и к исполнению его заповедей. В 1 Тимофею 6:6 Павел пишет, что великое приобретение быть благочестивым и довольным, и показывает, что существует связь между благочестием и довольством. Благочестивый человек, это не «рвач», которому всегда всего мало, но это благодарный человек, который счастлив и научился радоваться всему, что ему дает Бог.
Принцип братолюбия
Братолюбие. «в благочестии братолюбие» (1:7). Братолюбие – это братская привязанность и взаимная жертвенность по отношению друг к другу. В 1Иоанна 4:20 написано, что наша любовь к Богу видна в том, насколько сильно мы любим наших братьев. Бога мы не видим, и иногда тяжело понять, а любим ли мы на самом деле Бога? Я всегда могу пройти очень простой тест: оценить, насколько сильно я люблю братьев и сестер, и увидеть величину моей любви к Богу. Некоторые христиане уединяются, отделяются от других или уходят в монастырь, чтобы таким образом проявить любовь к Богу. Но как, живя в одиночестве, я могу любить братьев и сестер, а тем более Бога? Моя любовь к Богу пропорциональна любви к Его Церкви и Его Царству.
Принцип любви
Любовь. «в братолюбии любовь» (1:7). Любовь представляет более широкую аудиторию и включает в себя неверующих людей. Бог хочет, чтобы я не только чувствовал ответственность и хотел спасать людей из-за чувства долга, но чтобы у меня болело сердце за них, мне их было жалко, и я их искренно любил. В Евангелии от Марка 6:34 Иисус пожалел неверующих людей, Он понимал, что на самом деле, люди без Бога несчастны, они пытаются найти радости в грехах, но приходит сплошное разочарование. Люди одиноки, и у них нет настоящих друзей, но Бог хочет, чтобы у каждого человека появилась духовная семья, которая будет о них заботиться и любить.
В 1:8 написано, что если у меня есть эти 9 качеств, и я продолжаю в них расти, в моей жизни будут успехи и духовные плоды через познание нашего Господа Иисуса Христа, а если нет (1:9), то я слепой духовно и потерял благодарность за свое спасение (Евангелие от Луки 10:20). Когда я буду расти и развивать эти качества, я буду более твердым в звании ученика Христа и в вере, что Бог меня избрал (1:10), и я никогда не споткнусь и не оставлю Бога. Именно таким образом мне откроется свободный вход в вечное Царство Христа (1:11). В 12-15 стихах Апостол Петр еще три раза акцентирует наше внимание на этом учении, и призывает помнить все эти вещи даже после Его смерти!
Три периода духовной жизни
Часть 1. Архимандрит Софроний (Сахаров) о даровании благодати, ее отступлении и обретении вновь
Архимандрит Захария (Захару) – ученик знаменитого православного подвижника благочестия архимандрита Софрония (Сахарова), систематизатор его идей и продолжатель учения. А архимандрит Софроний, в свою очередь, учился у святого Силуана Афонского. Так, через эту цепочку свидетелей святости, мудрость науки о спасении души доходит и до нас. Предлагаем читателям сайта доклад отца Захарии, прочитанный им в Яссах 22 октября 2015 года.
«Духовная жизнь подобна сфере», – часто говорил отец Софроний. Как каждая точка на поверхности сферы ставит нас в соприкосновение со всей сферой, в точности так и каждая добродетель, которую мы возделываем, делает нас причастниками полноты живодательной благодати Божией. Каждая наша встреча с Богом, каждое Его прикосновение к нашему сердцу дарует нам в то же время очищение, просвещение и обожение, и эти дары мы можем сполна принять даже в самом начале нашей жизни в Нем. Отец Софроний говорит, что некоторые люди получают первую благодать в совершенную меру святых еще до того, как начнут бороться со своим падшим естеством и страстями. Старец называет эту благодать пасхальной благодатью, потому что в ее свете нам открывается определенный образ жительства, в котором мы вкушаем от плодов каждой Божественной добродетели.
Вообще, когда он говорил о духовной жизни, отец Софроний остерегался формулировать схемы или составлять системы, по опыту зная, что духовные переживания не могут быть очерчены узкими границами человеческой логики, и у каждого человека свой путь к Богу, соответственно его стремлению к совершенству. Но всё же иногда и отец Софроний прибегал к определенным образам и моделям, чтобы лучше проиллюстрировать свои идеи, касающиеся определенных духовных тем. Так, заметив, что некоторые феномены повторяются в жизни людей на протяжении веков, он разделял духовную жизнь на три отдельных этапа, или периода.
Трехэтапное духовное путешествие было прообразовано в Ветхом Завете в жизни народа Божия
Первый этап – это посещение Духа Святого, когда человек заключает завет с Богом. Второй – это долгий и тяжкий подвиг после того, как Господь отнимает Свою благодать от нас, а последним является стяжание вновь и навсегда благодати спасения. Старец часто говорил, что это трехэтапное духовное путешествие было прообразовано в Ветхом Завете в жизни народа Божия – Израиля. В первый раз Бог посетил евреев, когда даровал им благодать прохождения через Чермное море после исхода из Египта. Затем последовали 40 лет испытаний и страданий в пустыне, когда Господь отнял Свою благодать от них. Наконец благодать возвратилась, и они унаследовали землю обетованную.
Путь к стяжанию подобия с Богом начинается с посещения первой благодати
Таким образом, путь каждого христианина к совершенству, к стяжанию подобия с Богом начинается с посещения первой благодати. Все мы пережили благодать первого периода или как младенцы во Святом Крещении, или позднее, сознательно, как монахи, или при монашеском постриге, или как священники при хиротонии, или просто в акте нашего покаяния, когда возвратились в лоно Церкви. Однако все мы утратили эту дивную благодать, пребывая в суете мира сего.
Но как же мы приходим к тому, чтобы пережить это первое прикосновение Бога к нашему сердцу, первый период благодати? В Своей неизреченной благодати и милости Бог непрестанно смотрит на человека как на мишень для Своих стрел, «посещая его каждое утро» (ср.: Иов. 7: 18), как говорит праведный Иов. Господь устремляет взор на Свое творение, чтобы посмотреть, не найдет ли в его душе какой-нибудь след благосклонности, какую-нибудь малую щель, и выжидает мгновение, когда человек обратится к Нему с малым разумением и смирением, чтобы войти и вселиться в его сердце. Бог неустанно ждет человека, стуча в дверь его сердца: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3: 20). Таким образом, как только человек проявит малое смирение и признательность, Господь проникает в его душу, изобильно посещая его благодатию Своею, обновляя его жизнь и возрождая его духовно.
Согласно отцу Софронию, способ смягчить свое сердце и наполнить его признательностью и смирением пред Господом, так чтобы оно было в состоянии принять в себя Божественную благодать, – это думать о замысле Бога о человеке. В Священном Писании мы читаем, что Бог задумал человека прежде сотворения мира и предназначил для жизни вечной, что означает, что человек имелся уже с самого начала в предвечном совете Божием, в замысле Творца своего. Сам способ его призвания к бытию доказывает его величие. Бог сотворил его по Своему образу и подобию, непосредственно и лично, в отличие от прочей твари, которая зародилась лишь через Его слово. Господь Бог взял персть от земли – Своими собственными руками – и создал человека, вдохнув в персть дыхание жизни. Отец Софроний часто говорил, что Бог некоторым образом повторил Себя Самого в акте творения человека и вложил в его естество силу получать полноту жизни духовной: «Он не создал ничего ниже Себя Самого» (см.: Софроний (Сахаров), архимандрит. Видеть Бога как Он есть).
В Евангелии от Луки говорится: «Если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?» (Лк. 16: 12). Толкуя эту евангельскую притчу, отец Софроний показывал, что первая благодать была дана нам даром, подобно некоему духовному капиталу, ради которого мы не трудились и которого не заслуживаем. Тем не менее, если мы покажем, что верны в том, что Божие, будучи готовы вкладывать этот капитал, обрабатывать этот талант, тогда Господь доверит его нам, как если бы он был нашей собственностью. Если мы почитаем и ценим этот дар, Бог в конце отдаст нам его в вечное владение. Господь отдаст нам то, что наше.
Сколь сладки дни нашей первой любви к Богу, когда мы с легкостью исполняем всё благоугодное Ему! Это как если бы мы видели Господа внутри себя, и поскольку мы видим Его, то можем веровать в Него и последовать Ему. Христиане поистине могут исповедовать, что видели Бога и знают Его, хотя это верно лишь отчасти. Когда мы принимаем первую благодать, Господь начинает живописать первые черты Своего образа в сердце нашем. Также мы слышим и глас Его, когда слово Его касается нашего сердца и обновляет наш дух, но мы видим и знаем Его лишь отчасти.
Покрывало плоти снимется, лишь когда мы войдем в жизнь вечную. Тогда видение Бога станет чистым и ясным, и таким образом будет совершенствоваться познание Его, которое мы имеем теперь лишь отчасти. Если, в течение сей преходящей жизни, мы стараемся непрестанно смотреть на образ Христов в сердце нашем, тогда, когда откроется окно вечности, мы увидим Его во всей Его полноте. Если же останемся закрытыми для Его благодати в жизни сей, то в минуту смерти откроется другое окно, о котором мне скорее хотелось бы соблюсти молчание.
Первый период духовной жизни, однако, непродолжителен, ибо человек не в состоянии хранить благодать и непременно утратит ее рано или поздно. Хотя отец Софроний обычно не ставил границ для духовных переживаний, он заметил всё же, что период первой благодати может длиться от нескольких часов до, самое большее, семи лет. Затем начинается подвиг второго периода. Теперь Бог попускает нам пройти через тяжелые искушения и испытания, давая нам таким образом повод доказать свою верность Ему в неблагоприятных обстоятельствах и проявить свою признательность за дивные дары Его благодати, чтобы удостоиться полноты духовной жизни, полной части нашего наследия.
Обожение человека бывает по мере глубины и ревности, с какой он переживал оставленность Богом
Отец Софроний говорит, что обожение человека бывает по мере глубины и ревности, с какой он переживал оставленность Богом, отступление Его благодати. Согласно старцу, полнота истощания предшествует полноте совершенства. Когда благодать отступает, очень важно знать, что скрывается за этим периодом испытаний, понимать и использовать его огромный духовный потенциал, чтобы привлечь на себя дары Божии. В свете этого понимания, время испытания Господня становится неизреченно творческим, служа, однако, фундаментом, на котором зиждется спасение человека. Но чтобы не принять благодать Божию напрасно, следует исследовать со вниманием, как она приходит и по какой причине оставляет нас, – это подлинная наука, научающая нас собирать и хранить благодать в нашем сердце. Отец Софроний подчеркивает, что кто не пережил опыт оставления Богом, не только не совершенен, но даже не стоит в ряду верующих.
Так или иначе, мы непременно должны пройти через испытания этого периода, и есть два пути, которыми мы можем пойти. Первый путь – правильный, а следовательно, благоугодный Богу, посредством его мы стяжаем Христа и вместе с Ним – вечность. Другой – путь праздности, нерадения, своеволия и гордости. Благодать отступает, и приходит время, когда человек больше не может выносить боль. Лицезрение собственной нищеты духовной убеждает его в том, что вне Бога Живого, Бога любви всё лишено смысла, поскольку несет на себе печать смерти.
В поисках выхода из этой отчаянной ситуации он может выбрать один из следующих двух путей: первый путь – обвинить Бога и взбунтоваться. Святой Силуан был искушаем этим духом, когда сказал: «Бога преклонить невозможно». И мы знаем, что последовало за этим – он был ввержен во глубину мрака и в течение часа оставался в этой страшной бездне. Кто такой человек, чтобы так говорить с Богом? Как опасна эта дерзость! Вечером, во время вечерни, святой Силуан, тем не менее, нашел в себе силу призвать имя Господне, и был освобожден. Глубина отчаяния преобразовалась в видение неизреченной славы Христовой.
Отец Софроний показывает, что посещение первой благодати пробуждает в нас ипостасный принцип, то есть способность нашего существа вместить благодать Божию и стяжать подобие с Ним. Под влиянием этой благодати дается и нам вкусить от вышеестественного состояния, в котором пребывает человек по дару Духа Святого, сообщаемому всему его существу. Например, когда Бог дарует нам и малое сокрушение сердца, мы чувствуем, что мы властны над своим естеством, что можем отличить и подчинить воздержанию каждую мысль и каждое движение сердца и, чем больше принимаем благодать, тем совершеннее господствуем над своим естеством. Иными словами, обновление человека начинается одновременно с пробуждением в нем ипостасного принципа.
Хоть вначале действие благодати очень сильно, тем не менее естество наше не покоряется великой и совершенной воле Бога. Благодать притягивает наш ум вовнутрь и открывает нам великие истины духовной жизни, но это не значит, что они тотчас становятся нашими, потому что мы еще не в состоянии усвоить их. Мы еще падшие творения, естество наше разделено, и этот внутренний разлад становится очевидным вместе с утратой благодати. Та часть нашего существа, в которой начался процесс духовного обновления, следует ипостасному принципу, тогда как другая часть, ветхий человек, тянет в противоположном направлении.
Видение этого внутреннего конфликта исполняет нас недоумения и заставляет воскликнуть: «Как хорошо я чувствовал себя раньше, и какой сильной была молитва! Что со мной произошло?» Мы не понимаем, что наше естество еще подчиняется ветхому закону. Тем не менее, если мы делаем всё, что в наших возможностях, чтобы оставаться на ногах, как говорит апостол, наше естество и воля гармонизируются с новым законом благодати, пробужденным внутри нас ипостасным принципом. Динамичный, постепенный рост ипостасного принципа победит бремя естества нашего, еще не возрожденного, а смертное будет поглощено жизнью, чтобы воля Божия утвердилась в нас как единственный, истинный закон нашего существования.
На исповеди отец Софроний никогда не пытался приглушить это чувство разлада внутренней жизни
Свет первой благодати обнаруживает разлад нашего существа. На исповеди отец Софроний никогда не пытался приглушить это чувство разлада внутренней жизни, напротив, старался даже усилить его, зная, что те, кто решился выдержать это состояние духовного напряжения, обратятся всем существом к Богу и, преодолевая испытание, унаследуют Его благодать. Этот внутренний разлад может сопровождать нас до конца жизни, однако со временем ипостасный принцип получит всё большую власть над нашим естеством, достигая того, что станет управлять всем нашим существом. Что касается совершенства, то оно свойственно только святым, как объясняет святой апостол Павел фессалоникийцам.
Во время испытания и духовной сухости воспоминание о мгновениях, когда Бог посетил нас благодатью Своей, придает силу и помогает нам обновить вдохновение. Поэтому нам нужно хорошо напечатлеть в уме то, чему мы научились, когда благодать ощутимо пребывала внутри нас. Как первые христиане Церкви Ефесской были увещаемы ангелами вспомнить свою первую любовь и свои прежние дела (см.: Откр. 2: 4), так же и нам подобает вспомнить красоту первой нашей любви ко Господу, приближение Бога и воскрешение нашей души по Его благодати.
Существует много способов, которыми мы, православные христиане, можем обновить внутри себя благодать Божию. Упомянем среди прочего: Таинство Исповеди, Святую Литургию, призывание святого имени Христова и чтение Священного Писания. В действительности всё, что мы делаем во имя Его, помогает нам вновь стяжать благодать. Отец Софроний называет Христа «желанием сердец наших»: «Истинный христианин тот, для кого Христос стал “краем желаний”, как мы поем в молебне Матери Божией, тот, кто ищет Господа с неутолимой жаждой и с ревностью исполняет Его заповеди». Пророк Давид говорит: «Путь заповедей Твоих текох, егда разширил еси сердце мое» (Пс. 118: 32).
Поистине, нескончаемо богатство благословений, которые таит в себе это время испытаний. В ходе многочисленных падений и восстаний и повторных опытов потери благодати мы учимся не отчаиваться, когда сокрушены, поскольку знаем, что, по великой Своей милости и любви, Бог наш «слаб» и скоро преклоняется на наш зов. А когда дела наши идут лучше, мы смиряем самих себя, ибо познали из испытания, как трудно сохранить подобное состояние.
Дух смирения обновляет сердце человека, в то же время укрепляя его душу и тело. Душевная и духовная сила проистекают из смирения и веры, изменяют всё наше существо действием благодати. Таким образом, наша душевная структура крепнет, и мы обретаем некую стойкость, помогающую нам преодолеть искушения.
Также чередование мгновений благодати и духовной сухости наделяет нас даром рассудительности, научая различать нетварное и вечное от тварного и преходящего, которое может сопровождать нас за гробом.
Но, прежде всего, этот период отступления благодати является толчком к покаянию, к тому, чтобы проникать всё глубже в глубину судеб Божиих и исследовать самих себя в свете Его заповедей. Тогда мы с пониманием будем читать Писания и использовать всю мудрость, которой наделил нас Бог, чтобы найти способы предстать пред Ним с новыми смиренными и исполненными умиления мыслями, чтобы нам смочь всё более приближаться к Нему. Более того, мы обнаружим тленность и страсти, зарытые глубоко в нас, точно так же, как, опустошая свои карманы и выворачивая их, находим вещи, забытые или давно спрятанные там. Так же и Бог выворачивает нам сердце наизнанку, чтобы выявить мерзость, сокрытую в глубине его. Ведь мы, не отдавая себе в этом отчета, носим в себе греховные порывы и желания, не гармонирующие с первоначальным замыслом Бога о человеке и противостоящие нашей высшей цели – любить Бога и уподобляться Ему во всем.
По мере того, как мы стараемся преобразовать бремя кажущегося отсутствия Бога в духовное созидание, то есть в собеседование всегда новое, мы открываем новые способы смирить себя. Это как если бы в нашем сердце работал трансформатор, превращающий энергию боли в энергию молитвы, сердце умиляется, и мы учимся возлагать всё упование на Божественную энергию утешения Духа Святого. Действительно, огонь страстей может быть погашен только более сильным огнем Божественного утешения, который святой апостол Павел называет «утешением Божественной любви».
Дух мира сего силится ослабить наше духовное напряжение, предлагая нам в качестве утешения преходящие материальные блага. Человек в состоянии принять тесный путь страдания только тогда, когда Святый Владыка, распятый и не переставая страдающий в мире сем, прикасается к его жизни.
Таким образом, неотъемлемое стяжание благодати вновь, венец, подаваемый за борьбу, проводимую во второй период духовной жизни, даруется человеку тогда, когда он убедил Бога верностью сердца своего, что хочет принадлежать только Ему. Отец Софроний много раз говорил: «Каждый день я говорил Богу: “Твой я, спаси меня”. Но кто мы, чтобы говорить Богу: “Я Твой”? Сначала надо уверить Бога, что мы принадлежим Ему, а когда мы воистину уверим Его, то услышим и глас Его, говорящий нам: “Сын Мой еси ты, аз днесь родих тя” (Пс. 2: 7)».
Третий период духовной жизни в общем краток, потому что открывается к концу жизни человека, но, в отличие от первого, он намного богаче благословениями Божиими. Его черты – это любовь и стойкость, а также глубокий мир, последующий за освобождением от страстей. Раны второго периода, которые мы получили, ударяясь о твердые скалы, научат нас быть внимательными, чтобы не навредить себе снова, и таким образом мы сможем лучше хранить дар, вверенный нам; но, как и тогда, можем его потерять, ибо человек подвержен колебаниям до конца жизни.
Последний период духовной жизни – период уподобления Богу. Он открывается к концу жизни человека
Отец Софроний описывает последний период духовной жизни как период уподобления Богу. Человек был возрожден благодатью, а заповеди Божии утвердились в качестве единственного закона его существа. Естественно, полнота христианского совершенства не может быть достигнута в мире сем. Мы чаем воскресения мертвых и жизни будущего века, как говорим это в Символе веры. Но всё же семя воскресения сеется в этой жизни, здесь и теперь мы закладываем крепкую связь со Христом, связь, которая будет продолжаться в тамошней жизни. Здесь и теперь мы получаем залог будущего наследия и начаток жизни вечной.
В заключение я хотел бы напомнить слово отца Софрония о молитве: «Нам, всем сынам Адама, необходимо пройти через этот огонь небесный, пожигающий корни смертоносных страстей. В противном случае мы не увидим огня претворяющимся в свет жизни новой, ведь в нашем падшем состоянии сожжение предшествует просветлению. Поэтому возблагодарим Господа и за очищающее действие Его любви. Аминь».