душевная лень что это
Об унынии, тоске и лености
Из наследия Оптинских старцев
В.Васнецов. Алёнушка. 1881 г. |
Оптинские старцы предостерегали от уныния, тоски, лености. Преподобный Амвросий писал об унынии:
«Уныние значит ту же лень, только хуже. От уныния и телом ослабеешь, и духом. Не хочется ни работать, ни молиться; в церковь ходишь с небрежением; и весь человек ослабевает».
Преподобный Варсонофий описывал это состояние так:
«Словно чума, как некая душевная болезнь, нападает на всех уныние, тоска, жизнь становится немила, не хочется ничего делать».
Причины уныния и тоски
Преподобный Амвросий подробно объяснял, от чего бывает уныние, и напоминал слова святых отцов о тоске как о кресте духовном:
«Тоска, по свидетельству Марка Подвижника, есть крест духовный, посылаемый нам к очищению прежде бывших согрешений. Тоска происходит и от других причин: от оскорбленного самолюбия или от того, что делается не по нашему; также и от тщеславия, когда человек видит, что равные ему пользуются большими преимуществами; от стеснительных обстоятельств, которыми испытуется вера наша в Промысл Божий и надежда на Его милосердие и всесильную помощь. А верою и надеждою мы часто бываем скудны, от того и томимся».
Старец пояснял, что уныние, этот нелегкий духовный крест, слагается из неудобств, окружающих человека и препятствующих исполнению желаемого:
«Это один из нелегких крестов духовных, которые посылаются хотящим спастись и иногда и не хотящим. Тоска ваша слагается из неудобств, вас окружающих и препятствующих исполнению желаемого».
Преподобный Антоний писал, что причиной уныния может быть недостаточность молитвы и духовного чтения:
«Вы мало молитесь Богу и редко когда читаете, я жалею о том, ибо у вас на всё прочее есть время, а на молитву и чтение нет его. От этого-то вы и чувствуете в себе уныние и тоскливость, и беспокойство о своей неизвестности, и недоверчивость. А когда будете чаще пребывать в молитве и печаль свою во всём возлагать на Господа Бога и уповать на Его всесильную помощь, тогда Он и успокоит вашу душу».
Возникает порочный круг, когда человек, оставивший молитвенное правило и духовное чтение, теряет благодать, впадает в уныние и уже не может заставить себя помолиться или почитать духовные книги.
«Как неизбежны осень и зима…»
Преподобный Амвросий писал о том, что и уныние, и душевная тоска неизбежны так же, как неизбежны осень и зима:
«Ты жалуешься на мрак душевный. На это отвечаю тебе словами преподобного Макария Египетского, который говорит, что тело человеческое создано из земли, а для земли, чтобы она произращала плоды, потребны не одна весна и лето, а также осень и зима и еще не всегда ясная погода, а потребен и дождь попеременно. Если бы всегда была жаркая погода, тогда бы всё погорело; если бы всегда был дождь, тогда бы всё попрело. Также потребны не только сильные ветры, но по временам и самые бури, чтобы проносили гнилые и заразительные застои воздуха в гнилых местах».
Уныние и тоска тяжелы для души человека, как потрясения, но без потрясений не может христианин приносить духовных плодов:
«Подобные потрясения потребны для человека-христианина, носящего земляное тело, с которым связана его бессмертная душа. Без таких потрясений христианин не только не может приносить духовных плодов, но может погибнуть от возношения, что и случилось с падшими ангелами. Итак, лучше будем смиряться при наших немощах и неисправности нашей, прося помилования от Господа единым Его милосердием».
Как бороться с унынием, тоской, леностью
Можно ли бороться с унынием или только терпеть как крест духовный? Старцы Оптинские объясняли, что бороться с унынием нужно посильным трудом, псалмопением и молитвой. Если уныние не проходит или только несколько ослабевает, то нужно запастись терпением.
Преподобный Лев на вопрос «Как избавиться от угнетения духа уныния?» отвечал так:
«Вероятно, ты увлекаешься к нему собственною волею. Если оставишь самораспоряжение и будешь начинать всякое дело с благословением Божиим, то с благословением пожнешь мир душевный и прочие плоды Святого Духа. Если оставишь совершенно свою волю, то никогда не будешь ощущать тягостного мрака уныния.
На письмо о тоске, унынии старец Лев советовал просить помощи у Бога, молиться, терпеть и не быть в праздности:
«Что ж с этим делать, надобно терпеть, молиться Богу, просить от Него помощи, заниматься рукоделием и не быть в праздности, от которой не только скука, но и многие пороки приходят».
Преподобный Антоний учил разогревать свой дух чтением духовным, памятью вечности, молитвой:
«Вы жалуетесь, что неспокойны в духе и рассеянны. В таком случае не должно вовсе расслабевать, но дух свой разогревать то чтением духовным, то памятию вечности, то молитвою хотя краткою, говоря ко Господу: “Рассеянный мой ум собери, Господи, и ожесточенное сердце мое страхом Твоим смири и помилуй мя!” Ибо мы без помощи Божией ничего не сильны сделать, даже и с мухами не сладим, не точию с невидимыми врагами».
Те же духовные лекарства прописывал преподобный Макарий:
«…предлагаю совет против уныния: терпение, псалмопение и молитва».
Преподобный Амвросий также советовал для борьбы с унынием использовать труд и молитву, терпение и смирение. По своему обыкновению старец наставлял своих чад меткими и образными присказками:
Причащение апостолов |
«Скука унынию внука, а лености дочь. Чтобы отогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись, тогда и скука пройдет, и усердие придет. А если к сему терпения и смирения прибавишь, то от многих зол себя избавишь».
Преподобный Амвросий учил при унынии думать о том, что мы и недостойны лучшего, от чего сразу же чувствуется облегчение брани:
«Когда найдет хандра, не забудь укорять себя; вспомни, сколько ты виновата пред Господом и перед собою, и сознай, что ты недостойна ничего лучшего, и ты тотчас почувствуешь облегчение. Сказано: многи скорби праведным; и: многи раны грешным. Такова жизнь наша здесь: всё скорби и скорби; а ими-то и достигается Царствие Небесное. Когда будешь непокойна, повторяй чаще: взыщи мира и пожени и».
Старец Амвросий предлагал также в помощь от печали, тоски и уныния прочесть письма святого Иоанна Златоуста к его духовному чаду диаконисе Олимпиаде:
«В помощь избавления от безотчетной печали советую вам прочесть письма святого Златоуста к Олимпиаде… Если сумеете написанное там приложить к своим обстоятельствам, великую получите пользу духовную».
Унывающему чаду преподобный Иосиф писал:
«От рассеянности и празднословия воздерживайся трудом с молитвою Иисусовой, а от уныния спасайся плачем о грехах».
Старец Варсонофий наставлял всячески гнать от себя уныние и рассказать о нем своему духовному наставнику:
«Нужно укорять себя за свои немощи и смириться, но всячески гнать от себя уныние, расслабление. Что бы ни случилось, унывать не нужно, а сказать всё старцу».
Не поддаваться искушению
Иногда человек, мучимый унынием, отказывается даже от посещения храма Божия, от причастия под предлогом недостоинства своего. Поступать так нельзя ни в коем случае. Это бесовское искушение. Преподобный Макарий наставлял унывающего, который писал о том, что недостоин причащаться:
«Вы жалуетесь на уныние и безнадежие, коими считая себя недостойным священнослужения и приобщения святых таин. О сем, сколько мог, лично с вами беседовал и теперь скажу в ваше утешение: кто посмеет считать себя достойным столь великого служения величеству славы Божией и приобщения пречистых Его таин тела и крови?»
Старец напоминал слова святых Василия Великого и Иоанна Златоуста:
«Когда уже великие мужи и святые Василий Великий и Иоанн Златоуст не краем языка, но в чувстве сердца взывали к Господу, первый: “Веем, Господи, яко недостойне причащаюся пречистого тела Твоего и честныя крове Твоея”; второй: “Вем, яко несмь достоин, да под кров мой внидеши”, то что мы можем о себе сказать или помыслить?»
Такие советы давали Оптинские старцы для борьбы с унынием, тоской и леностью. Наставления Оптинских старцев полезно всегда иметь под рукой и при необходимости перечитывать.
54. ДУШЕВНАЯ ЛЕНЬ
54. ДУШЕВНАЯ ЛЕНЬ
Если человек верит в предсказания своей судьбы или принимает сновидения всерьез, он невольно запускает мыслеформу, которая – для него – вполне может быть реализована как программа. Реализация происходит лишь потому, что человек действительно верит во всю эту чушь. Мы всегда получаем в реальности то, во что верим. Но до чего же все-таки это по-детски глупо и наивно – обращаться ко всяким дядям и тетям, которые якобы способны предсказать будущее, – вместо того, чтобы самим творить свою судьбу, на свое усмотрение. Вы – истинный Вершитель своей судьбы, если намерены быть им. Не отдавайте свою судьбу зеркальщикам!
В гороскопы верят лишь инфантильные личности, для которых жизнь – бессознательное сновидение. Если же вы намерены управлять своей судьбой, услуги зеркальщиков для вас не имеют смысла. Ну, а кем же являются астрологи, толкователи, предсказатели, если не зеркальщиками? Ведь они представляют не просто безобидный прогноз, а суррогатную часть вашей судьбы – кусочек зеркала, в которое вы будете вынуждены смотреться. Вы взяли своего рода установку на будущее, и она останется сидеть в подсознании, программируя дальнейшую вашу судьбу. Даже если не говорить о деньгах, неужто вы полагаете, что можете получить кусочек будущего просто так? В Книгу судьбы нельзя заглянуть без последствий. И плата за этот товар всегда одна: вам придется взять его с собой и сделать частью своей жизни, хотите вы этого или нет. Интересуясь прогнозом, вы приобретаете зеркало и спрашиваете зеркальщика, можно ли вам сегодня туда улыбаться. Но ведь у вас уже есть зеркало – слой вашего мира, с которым можно творить все, что угодно. Со своим зеркалом я свободен: если захочу, могу своей волей Вершителя обратить любое поражение в победу, – и так оно и будет. И плевать мне на прогнозы.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
ЛЕНЬ-МАТУШКА
ЛЕНЬ-МАТУШКА А теперь у меня такой к вам вопрос: что мешает нам жить хорошо (кроме нашей кармы и наших мыслей)?Ответ простой: лень.Можно ли побороть ее? Вполне. И сейчас мы выполним одну великолепную технику, которой многие пользуются. Мы вызовем свою лень (у кого-то это –
Лень – Обычно она проявляется, как душевная вялость, сопровождаемая недостатком внутренней силы и способности продолжать начатое. Во время засыпания часто хочется просто отключиться и уже не думать ни о каких сновидениях и практиках. Эти идеи подкидывает тебе эго. Ему
Часть I Лень
Часть I Лень Лентяям посвящается. Потерянные и обозленные, мир всегда под рукой, на него можно списать любую неудачу.Современный художник Василий Шульженко пишет очень удачные портреты лени (рис. 1). Рис. 1. Упавший. Василий Шульженко1. Естественный отборИ все же она
Лень Душа: Лень — первооснова всего. Если Бог — Отец, тогда Лень — это Мать. Вначале было слово? Нет, с самого начала была только Лень! Богу было так лениво, что он ничего не предпринимал. А потом однажды проснулся, потянулся и сказал, зевая… Что же он сказал… Наверно: «Щас
92. Лень
Метод 25. Лень да и только!
Метод 25. Лень да и только! Правило лени: это правило применяется тоже очень часто. Люди отмахивается от любой возможности в жизни, вводя себя в состояние ленивца, замершего на дереве между ветвей и не в состоянии двигаться дальше. Состояние приятное и сонное, но при
Многие из нас рассматривают внутреннюю работу как второстепенную по отношению к продуктивности, которую сегодня принято ассоциировать с набором конкретных действий, ведущих к материально проявленному успеху. Однако ирония в том, что первый шаг для того, чтобы настроить себя на продуктивный лад, состоит как раз в том, что человек должен произвести львиную долю внутренней работы! Поскольку значимость такой работы обесценена, то и мотивация заниматься ею, что абсолютно естественно, стремится к нулю.
Если пребывая в коллективе, человек ощущает необходимость отыгрывать роль, то пребывая наедине с собой, он может слегка подрасслабиться. Истощенный поддержанием статуса, человек не находит в себе свободной энергии уделять время регулярным техникам в чертогах своего ума.
Иногда люди говорят, что позитивное мышление дается непросто по той причине, что кажется им неестественным. Негативные установки и реакции, напротив, мы воспринимаем как естественные. Нарочитое переиначивание своего образа мышления воспринимается нами как шаг против своей природы. И это чувство закономерное, естественное! Ведь мы проводим всю свою жизнь, оттачивая мастерство негативного мышления. С раннего детства мы учимся подавлять значимые части себя, вылепливая из себя приемлемую для коллектива скульптуру. Со временем сформированные в семье установки перенимают штурвал и начинают руководить нашей жизнью.
Итак, три основных причины, по которым мы пренебрегаем работой над собственной психикой, следующие:
Малая значимость духовной работы по сравнению с внешними проявлениями успеха.
Недоверие к эффективности практик.
Быстрые решения, предлагаемые тренерами-мотиваторами по всему миру, часто служат поверхностным фильтром или “пилюлей счастья”, которую мы принимаем, дабы сбежать от зачастую болезненных и некомфортных копаний.
Индивидуальность человека диктует наиболее эффективные внутренние техники для психического роста этого конкретного человека. Только если мы научимся любить себя, уважать себя и ясно слышать свои эмоциональные потребности, для нас откроется возможность роста в других сферах жизни.
Лилия Карденас, интегральный психолог, психотерапевт
Душевная лень — один из 7 смертных грехов
«Душевная лень» звучит красиво! Но не попытка ли это просто назвать ярким словосочетанием самое заурядное чувство? Или всё же есть некое состояние, когда человек действительно испытывает внутреннюю немочь совершить какое-либо полезное деяние? Давайте поговорим об этом.
Сознательная душевная лень, или леность, — это грех
Сразу оговоримся, что лень может быть следствием психических расстройств. Отсутствие инициативы бывает связано с какими-то нарушениями, и тогда человек нуждается не в порицании, а в медицинской помощи.
Мы же говорим про леность исключительно, как про грех. Это не вынужденное из-за недуга бездействие, а сознательный отказ от того, чтобы стать лучше.
При этом лень — это не желание отдохнуть, а отсутствие действий от человека, который уже полон сил.
В чём же преступность такого греха?
Дело в том, что жизнь — это великий дар Божий. Господь поставил человека не хозяином, но руководителем на Земле. То есть, тем, кто должен заботиться о благополучии нашего мира.
Можно ли доставить Творцу большее оскорбление, чем пренебречь его даром и впустую потратить своё время ни на что?
Во многих списках смертных грехов часто фигурирует лень. Фото: bubomix.narod.ru
Бездействием мы идём наперекор божественному замыслу, отнимаем у мира те положительные вещи, которые могли бы в нём совершить. Оттого Библия сравнивает лентяя с разрушителем:
«Ленивый работник — все равно что разрушитель».
Из-за этого лень включена в разные списки 7 смертных грехов. Само число 7 использовано потому, что людское сознание всегда почитало семёрку (семь светильников, семь цветов, семь нот, семь чакр, семь дней недели и т.д.), а списки грехов варьируются. Но лень — частый гость среди них.
Но не только в Божественном промысле кроется опасность лени. Даже на человеческом уровне она приносит разрушительные последствия. Рассказывает протоиерей Александр (Салтыков):
«Лентяй — активный потребитель, но он ничего не хочет созидать. Только получать, только брать. А когда нечего взять, потому что своего нет, что делать лентяю? Он берет чужое. Возможен и другой сценарий: он очень легко становится алкоголиком, развратником, совершенно ничтожной личностью».
Усталость в православии — это не леность, приравнивать их не следует
Путать лень и усталость нельзя. Грубо говоря, в большинстве случаев лень — чувство душевное, а усталость чаще — физическое. Можно назвать её также утомлением.
Впрочем, человек бывает измождён и морально.
Главная отличительная черта лени и усталости такова:
Усталость требует отдыха и им же излечивается. Приятные эмоции, хороший сон, занятие любимыми занятиями — всё это эффективные средства от усталости.
Ясно, что отдых в первом случае помогает, а во втором — лишь потворствует пороку.
Усталость в православии никогда не считалась и не могла считаться грехом. В некоторых трудах святых отцов Церкви можно встретить не самые приятные высказывания об усталости, но это ошибка употребления слова. Под усталостью в таких случаях подразумевают уныние.
Уныние — это тяжёлое последствие лени
Уныние — это неприятное состояние человеческого духа. Оно выражается в не желании что-то делать из-за сильной грусти.
При этом уныние может быть трёх видов:
Болезненное уныние. Это недуг, он требует лечения специалистом.
Временное уныние. Это огорчение из-за каких-то обстоятельств. Человеку нужно лишь время, чтобы отстрадать негативные эмоции и снова вернуть себя к жизни. Верующий человек может на короткое время переживать такие чувства, в них нет ничего предосудительного.
Картина Питера Брейгеля Старшего «Страна лентяев» иллюстрирует ужасный, унылый, аморфный мир, в котором все ленятся. Фото: lh4.googleusercontent.com
Сознательно продлеваемое уныние. Вот это уже грех. Человек имеет силы и возможности преодолеть свои трудности, но предпочитает сидеть и жалеть себя. Это состояние близко по своей природе к лени, но более тяжёлое. Преподобный Амвромсий Оптинский писал об этом:
«Уныние значит ту же лень, только хуже. От уныния и телом ослабеешь, и духом. Не хочется ни работать, ни молиться; в церковь ходишь с небрежением; и весь человек ослабевает».
Соответственно, уныние становится преградой между человеком и Богом. А это влечёт за собой более тяжёлые последствия. Отказавшийся от помощи Божией, унылый или ленивый человек имеет лишь одну дорогу — в грех, где он будет искать способы отвлечь себя от тоски.
Хорошо бы так: поленился, полежал, взял себя в руки и пошёл жить праведно. Но в действительности ленивый человек страдает от того, что ничего не делает своей жизни.
В какой-то момент это становится невыносимым, а совесть грызёт за зря потраченные дни, месяцы, годы. Осознание своей бесполезности способно привести к глубокому унынию и болезненным депрессивным состояниям.
Потому с ленью лучше бороться на первых парах.
3 духовные причины лени: переутомление, безразличие, разочарование
Диакон Валерий (Духанин) считает, что для борьбы с ленью нужно хорошо понимать те духовные причины, которые лежат в её основе. А они бывают разными.
Переутомление. Иногда просто нет духовных сил по той простой причине, что человек перетрудился или перенервничал. Если это произошло по неподконтрольным обстоятельствам, это одно. Но бывает, что человек просто культивирует в себе трудоголизм. Это пагубная противоположность лени. В нём тоже нет ничего хорошего:
«человек погрешает не только бездельем, но и погружением с головой в мирскую суету и работу, не оставляя полноценного времени для вечного спасения души»
Безразличие к духовным вопросам. Как ни крути, лень получает негативную оценку преимущественно от людей с духовными ценностями. Мирское сознание большого вреда в лени не видит. Одно дело, когда ты беспокоишься о спасении души.
Тут надо шевелиться! А если решительно всё равно, пойдёшь ты сегодня на прогулку, либо полежишь в кровати, то такой человек вполне может позволить себе леность. Это неверно рассталвенные акценты:
«Допустим, заболел зуб, хочешь — не хочешь, но станешь лечиться. Беда наша в том, что многие наши душевные недуги скрыты от взора, точнее, мы сами стремимся скрыть их от себя — у нас вроде бы всё в порядке, и значит, не так обязательно молиться, ходить в храм, участвовать в Таинствах.
Только сильные жизненные скорби способны пробудить такого человека и привести его к духовно активной жизни».
Омертвение чувства. Можно назвать это разочарованием в духовной жизни, либо кризисом веры. Через подобное состояние проходят многие.
«Леность ко всякому доброму делу относится к страсти уныния. Уныние — это внутренняя апатия, безжизненность, нерадение. Оно происходит от потери надежды на Бога и от пассивности жизни.
Унывающий человек никому не делает добро, в его поступках нет ничего жертвенного, никакой духовной активности, и потому он закисает. Еще духовная расслабленность происходит от саможаления. Человек акцентирует внимание на себе и на своих немощах и от этого лишь больше расслабляется»
С ленью надо бороться трудом и молитвой
Никто не приходит в наш мир душой, ленивой до невозможности. Но борьба с ленью — мера вынужденная, без которой никак не обойтись. Искушение, ведущие к лености, очень велико. Поэтом полезно знать, что же помогает справиться.
Игумен Нектарий (Морозов) советует:
«Необходим постоянный труд, работа над собой, направленная на приобретение крайне ценного навыка: концентрироваться на главном, отодвигая в сторону второстепенное. Необходимо понуждение себя: надо не ожидать, пока в нас пробудится желание делать то, что должно христианину, а просто брать себя «за шкирку» и тащить в нужном направлении. Это на самом деле практически всегда возможно, за очень-очень редким исключением. И так же практически всегда приносит рано или поздно свои плоды: мы очень зависим именно от навыков, и если навык преодолевать себя нами приобретается, то в дальнейшем он превращается в своего рода духовную палочку-выручалочку. А самое главное: Господь, видя, что мы не сидим сложа руки, а боремся, пытаемся хоть крошечными шажками, но двигаться вперед, Сам помогает нам, подает Свою благодать, и уже она наполняет нас такой нужной, такой необходимой нам силой. Ведь это лишь Он, как когда-то, так и сейчас восставляет расслабленных от одра…»
Господь протягивает руку помощи тем, кто борется с ленью
«И еще никогда не надо забывать о таком универсальном средстве для выхода из состояния расслабления, как молитва.
Не обязательно храмовая, не обязательно даже в предстоянии перед иконой в молитвенном углу (хоть это и очень важно), пусть хоть самая краткая, но постоянная, искренняя, болью сердца наполненная:
«Выведи меня, Господи, из этого состояния, помоги стать живым для Тебя, научи творить волю Твою, дай силу, цельность, крепость душевную и телесную…»
И она тоже не останется без плода».
От лени помогает молитва мученику Александру Римскому
Лень побеждает воля. А потому разумно обращаться за помощью к святым, которые прославились выдающимися волевыми качествами.
Один из таких святых — Александр римский.
Александру Римскому можно молиться с просьбой избавить от лени. Фото: 2.bp.blogspot.com
Так выглядит молитва Александру Римскому от лени:
«О преславный угодниче и мучениче Христов, доблий воине Царя Небеснаго, Александре блаженне, милостиваго Бога подражателю, иже Христа на земли дерзновенно исповедав
и многообразныя муки Его ради претерпев, неувядаемый приял еси венец на небеси: ныне же вкупе с материею твоею Пимениею, предстоя
у Престола Славы Божия, моли о нас человеколюбное благоутробие Божие, да сотворит с нами по неизреченней Своей благости, во еже не погибнути нам во гресех наших.
Ей, мучениче святый, вемы бо, яко имаши многое дерзновение ко Господу еже молитися о всех притекающих к Тебе с верою.
Вознеси молитву теплую Церкве Зиждителю о мире всего мира, благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех верных чад Церкви Христовы, в чистоте и честнем жительстве пребывающих, и о еже избавити паству православную от тяжких бурь житейских и всех наветов духа злобы поднебесныя.
Дыханием же Всесвятаго Духа да умягчатся сердца сынов противления, раздирающих хитон единства Церкви Христовой, силою Божественнаго мира и любви во исцеление кровоточащей раны Его во вселенней, и во спасение всех живущих на земле.
Нам же, верный друже Христов, буди убо Заступник и Покровитель во вся дни жития нашего, избавляя нас от врагов видимых и невидимых,
паче же по исходе нашем защити от лукавых духов, и на Страшнем Суде Христове не забуди нас убогих теплым ходатайством твоим, да спасаемых часть улучивше, прославим Отца и Сына и Святаго Духа во веки».