екатерининский дворец питер адрес
Екатерининский дворец
Экспозиция Екатерининского (до 1910 года — Большого Царскосельского) дворца-музея охватывает более чем 300-летнюю историю выдающегося памятника и знакомит с творчеством архитекторов, которые участвовали в его строительстве и отделке в XVIII–XIX веках, а также с достижениями реставраторов, возродивших дворец после Великой Отечественной войны. Из 58 залов дворца, разрушенных в годы войны, воссоздано 32.
В 1717 году, когда на берегах Невы создавался Санкт-Петербург, в Царском Селе под руководством архитектора И.-Ф. Браунштейна началось строительство первого каменного царского дома, вошедшего в историю под названием «каменных палат» Екатерины I. В августе 1724 года, в знак завершения строительства, во дворце устроили празднество, во время которого «палили из 13 пушек трижды». На торжестве присутствовали царь и крупные государственные деятели. В то время дворец представлял собой типичное для русской архитектуры начала XVIII века небольшое двухэтажное сооружение.
С конца 1748 по 1756 год строительство царскосельской резиденции возглавлял обер-архитектор императорского двора Ф. Растрелли (1700–1761). 10 мая 1752 года Елизавета Петровна подписала указ о капитальной перестройке старого здания, и уже 30 июля 1756 года Растрелли демонстрировал свое новое творение венценосной заказчице и иностранным послам.
Дворец, возведенный в стиле барокко, восхищал своими размерами, мощной пространственной динамикой и «живописностью» декора. Широкая лазоревая лента фасада с белоснежными колоннами и золоченым орнаментом выглядела празднично. Дворцовые фасады Растрелли украсил фигурами атлантов, кариатид, львиными масками и другими лепными украшениями, выполненными по моделям скульптора И.-Ф. Дункера (1718–1795). Над северным корпусом возвышались пять золоченых глав Дворцовой церкви, над южным, где находилось парадное крыльцо, — купол с многоконечной звездой на шпиле. На позолоту наружных и внутренних украшений ушло около 100 килограммов червонного золота. Тогда же был окончательно оформлен парадный плац, огражденный дворцовыми флигелями и расположенными полукругом одноэтажными служебными корпусами — циркумференциями.
Столь же роскошно Растрелли украсил и апартаменты дворца. Созданная им Парадная анфилада, декорированная золоченой резьбой, получила название «золотой». Анфиладное расположение залов, не известное в России до середины XVIII века, Растрелли вводил и в других дворцах, но только в Царском Селе протяженность парадных комнат равнялась длине всего здания — от Парадной лестницы до Дворцовой церкви.
Следующий этап в оформлении парадных и жилых залов дворца относится к 1770-м годам. Новая хозяйка резиденции, императрица Екатерина II, увлеченная античным искусством, пожелала украсить свои апартаменты в соответствии с модными вкусами и поручила их отделку шотландскому архитектору, знатоку античной архитектуры Ч. Камерону (1743–1812). Созданные им интерьеры — Арабесковая и Лионская гостиные, Китайский зал, Купольная столовая, Серебряный кабинет, Синий кабинет (Табакерка) и Опочивальня — отличались утонченной красотой, строгостью декоративного оформления и особым изяществом отделки. К сожалению, эти залы погибли в годы Великой Отечественной войны и до сих пор не восстановлены.
Комнаты, предназначавшиеся для великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I) и его супруги Марии Федоровны, оформленные Ч. Камероном в эти же годы, ныне воссозданы: Зеленая столовая, Официантская, Парадная голубая, Китайская голубая гостиные и Опочивальня позволяют познакомиться с уникальными интерьерами, созданными шотландским зодчим, творчество которого так любила Екатерина II.
В 1817 году по заказу императора Александра I архитектор В. П. Стасов (1769–1848) создал Парадный кабинет и несколько смежных с ним комнат, оформленных в едином стиле — все в этих помещениях было посвящено прославлению блестящих побед, одержанных русской армией в Отечественной войне 1812 года.
Последним аккордом в анфиладе дворца стала Парадная лестница, созданная в 1860–1863 годах И. А. Монигетти (1819–1878) в стиле «второго рококо».
Екатерининский дворец в Пушкине
Екатерининский дворец в Пушкине (Царское село) — это музейный и дворцово-парковый комплекс, основанный в 1717 году, в период царствования Екатерины I. В последующие годы переходил во владение императриц Елизаветы Петровны и Екатерины II и неоднократно перестраивался. В 1752—1756 гг. Большой Царскосельский дворец был перестроен по проекту архитектора Б. Ф. Растрелли в стиле позднего барокко. Именно этот великолепно выверенный архитектурный ансамбль в отреставрированном виде можно увидеть в наши дни. Дворец включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Панорама Екатерининского дворца и парка на Google:
Екатерининский дворец в Царском селе был сильно поврежден в период Великой Отечественной войны — интерьеры были разграблены, а здание сожжено. Последняя масштабная реставрация завершилась в 2015 году.
Сейчас для посетителей открыты полностью восстановленные залы:
Янтарная комната в Екатерининском дворце
Пожалуй, самой знаменитой комнатой дворца, можно назвать Янтарную комнату. Панели из янтаря были подарены Петру I прусским королем Фридрихом I в. 1717 году и установлены в Людских палатах в Летнем саду Санкт-Петербурга. По приказу императрицы Елизаветы Петровны, архитектор Б. Ф. Растрелли и мастер А. Мартелли в 1770 году перенесли Янтарный кабинет в Царское село и создали знаменитую комнату.
К сожалению, этот шедевр архитектуры XVIII века, был утерян в период Великой Отечественной войны. Многие годы велось расследование по поиску пропавшей комнаты, но найти ее так и не удалось. В 1981 году началась масштабная работа по ее восстановлению, которая завершилась только в 2003 году — экспозиция открылась к 300-летию Санкт-Петербурга. Для реконструкции был использован калининградский янтарь, работы финансировались российской и немецкой сторонами.
Цены на билеты в Екатерининский дворец в Пушкине
Входной билет в Екатерининский дворец включает групповую экскурсию с русскоговорящим гидом. Для иностранных граждан доступна услуга аудиогида на четырех иностранных языках. Стоимость аудиогида — 200 рублей + 1000 рублей залог.
Для льготных групп посетителей стоимость экскурсионного обслуживания составляет 3000 рублей за группу от 10 до 30 человек. Телефон справочной службы Екатерининского дворца: +7 (812) 465-20-24.
Пушкин. Екатерининский дворец
Аудиогид
Фотографии
Режим работы 2021
Стоимость билетов 2021
Продажа билетов онлайн по сеансам. Нераспроданные билеты на текущую дату поступают в продажу в кассы Информационного центра музея (у Лицейской арки). Продажа именных билетов только при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность.
В осмотр включены: Парадная лестница, Первая выставочная комната, Большой зал, Антикамеры, Кавалерская столовая, Белая парадная столовая, Малиновая столбовая, Зелёная столбовая, Портретный зал, Янтарная комната, Картинный зал, Малая Белая столовая, Китайская гостиная, покои Александра I, выставка «Династия Романовых в Царском Селе».
Базовый тариф
Льготный тариф
* Государства-члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС): Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Армения, Кыргызская Республика.
Посещение объектов по льготной цене
Продажа льготных билетов осуществляется только при предъявлении документа удостоверяющего льготу таким гражданам, как:
Бесплатное посещение музея-заповедника
Право бесплатного посещения объектов Музея-заповедника предоставляется следующим категориям граждан при предъявлении соответствующего документа:
Бесплатный день в ГМЗ «Царское Село»
Имеют право на бесплатное посещение объектов ГМЗ «Царское Село» один раз в месяц в следующие дни следующие категории граждан:
Во второе воскресенье каждого месяца
По пятницам
Адрес и как добраться из Петербурга
Екатерининский дворец входит в состав Государственного музея-заповедника «Царское село», который со своим выдающимся архитектурно-парковым ансамблем служит символом, формирующим современный образ города Пушкина.
До музея-заповедника можно доехать
До ГМЗ «Царское Село» можно доехать на электричке и автобусным сообщением, не более, чем за полчаса. Всё зависит от выбора способа. Если на автобусе или маршрутном такси добираться, то время в пути будет зависеть от загруженности дороги. Пробки бывают в выходные дни.
Официальный сайт и другая информация
Соцсети
Контакты
Для посетителей с ограниченными возможностями
Требования Роспотребнадзора
История Екатерининского дворца
Строительство началось в 1717 году под предводительством архитектора Иоганна-Фридриха Браунштейна. По плану это должен был быть двухэтажный летний императорский дворец, выполненный в стиле позднего барокко. Строительство было закончено к 1724 году и здание назвали «каменные палаты Екатерины I».
После вступления на престол Елизаветы Петровны, дворец ждали большие перемены. Императрица пожелала расширить летнюю резиденцию. Для этих целей в Царское село был вызван архитектор Бартоломео Растрелли. Под его руководством деревянные конструкции были укреплены камнем, при этом общая длина дворца увеличена. Основным цветом для внешней отделки был выбран небесно-голубой, а окна и балконы украсили белой и золотой лепниной. К дворцу прилегали живописные парки, уставленные множеством скульптур. Самые знаменитые из них: Эрмитаж, Грот, Верхняя и Нижняя ванны.
Во времена правления Екатерины II лепнина с фасада исчезла, а позолота была спрятана под краской. В семидесятые годы XVIII века на должность главного архитектора был назначен Чарльз Камерон. Будучи уроженцем Лондона, он прибыл в Царское село по особому приглашению императрицы и подарил Екатерининскому дворцу атмосферу древнего Рима.
Под его руководством в восточной части был построен корпус с Холодными банями на первом этаже и Агатовыми комнатами на втором. Корпус был украшен висячим садом и галереей-колоннадой. Помещения были выполнены в стиле классицизма и отделаны драгоценными камнями и позолоченной бронзой.
В девяностые годы XVIII века Камерон принялся за отделку остальных корпусов. Некоторые его работы уцелели во время Великой Отечественной войны. К ним относятся Зелёная и Купольная столовые, а также Зубовский корпус, где находились Опочивальня, Диванная и Табакерка Екатерины II. Эти апартаменты были уничтожены позднее, уже после войны, когда началась переделка здания под санаторий.
Создание
В истории, внешнем облике и внутреннем убранстве дворца в Царском Селе нашли своё отражение архитектурные тренды практически всех эпох, во время которых формировался дворец, а также личные притязания каждого царствующего правителя Российской империи.
Сначала дворец представлял собой небольшое двухэтажное строение, выполненное в голландском стиле, — «на 16 светлиц», что было типично для русской архитектуры начала XVIII века.
Взошедшая на престол императрица Елизавета Петровна, дочь Петра Великого, в 1743 году поручила русским архитекторам Михаилу Земцову и Андрею Васильевичу Квасову расширить и благоустроить дворец. Одновременно с Квасовым был приглашён Савва Чевакинский, осуществивший расширение дворца до современной длинны.
Именно при Елизавете Петровне дворец приобрёл свой современный вид и стиль. В мае 1752 года государыня поручила архитектору Бартоломео Франческо Растрелли снова перестроить дворец. Грандиозная перестройка длилась 4 года и появился нынешний дворец, выполненный в стиле Русское барокко.
На позолоту изощрённой отделки нового фасада и многочисленных статуй на кровле пошло свыше 100 килограммов золота. Перед дворцом был разбит величественный парк. В 1756 году императрица с гордостью презентовала 325-метровый дворец потрясённым российским вельможам и иностранным гостям.
Сегодня немало туристов ошибочно связывают Екатерининский дворец и с именем Екатерины Великой. Сама же Екатерина II считала старомодным и называла его «взбитым кремом». Желаю исполнить волю покойной императрицы Елизаветы, Екатерина II распорядилась позолотить статуи в парке.
Однако после обработки части из скульптур, когда царица узнала о стоимости этих работ, то сразу же приказала приостановить работы. В своих мемуарах Екатерина Великая пожурила предшественницу за расточительство.
Императрица Екатерина II увлекалась античным искусством, поэтому она пожелала украсить свои апартаменты в соответствии с модными вкусами и поручила их отделку шотландскому архитектору, знатоку античной архитектуры Чарльзу Камерону.
Им были созданы — Арабесковая и Лионская гостиные, Китайский зал, Купольная столовая, Серебряный кабинет, Синий кабинет (Табакерка) и Опочивальня. Интерьеры этих залов отличались утончённой красотой, строгостью декоративного оформления и особым изяществом отделки. Эти залы погибли в годы Великой Отечественной войны и до сих пор не восстановлены.
Комнаты, предназначавшиеся для великого князя Павла и его супруги Марии Федоровны, оформленные Чарльзом Камероном в эти же годы, ныне воссозданы – это такие, как Зелёная столовая, Официантская, Парадная голубая, Китайская голубая гостиные и Опочивальня, что позволяют посетителям познакомиться с уникальными интерьерами, созданными шотландским зодчим, творчество которого так любила Екатерина II.
Перестройка в XIX веке
По заказу императора Александра I в 1817 году талантливый русский архитектор Василий Петрович Стасов создал Парадный кабинет и несколько смежных с ним комнат. Все они оформлены в едином стиле. Интерьеры и всё убранство в этих помещениях посвятили прославлению блестящих побед, одержанных русской армией в Отечественной войне 1812 года.
В 1841 году в связи с предстоящей женитьбой наследника престола Александра Николаевича, будущего императора Александра II, русский архитектор Ипполит Антонович Монигетти получил распоряжение перестроить помещения Зубовского флигеля Екатерининского дворца.
Апартаменты в первом этаже отводились для великого князя, а бывшие комнаты императрицы Екатерины II — для его супруги Марии Александровны. В состав личных покоев императора Александра II входили Передняя, Приемная, Штандартная (Знаменная), Арсенальная, Буфетная, Азиатская, Кабинет, Туалетная (Уборная), Камердинерская, Гардеробная.
Три из них — Кабинет, Приемная и Туалетная — предназначались для государственных приёмов и деловых встреч. Этажи сообщались двумя лестницами: первая, Боскетная, вела из коридора в Купольный зал. Из того же коридора в первом этаже можно было пройти в маленькую Переднюю, с которой начинались покои Александра II.
Вторая, внутренняя, лестница соединяла личные комнаты императрицы с Камердинерской императора. Последним и завершающим этапом формирования дворца стало появление в его анфиладе Парадной лестницы. Её создал в 1860–1863 годах И. А. Монигетти в стиле «второго рококо».
ХХ столетие и война
Большой (Екатерининский) дворец в Царском Селе был любимой резиденцией Елизаветы Петровны и Екатерины II – и в XIX, и в начале ХХ столетия оставался местом пребывания членов императорской фамилии.
После Октябрьской революции Екатерининский дворец был превращен в музей.
В период фашистской оккупации во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов дворцово-парковый ансамбль Царского Села сильно пострадал. Здание дворца было практически полностью уничтожено, внутренняя и внешняя отделки на 80% утрачены. Многие залы были разрушены.
Их возрождением начали заниматься реставраторы ещё при СССР, и этот процесс продолжается по сей день. Уже в нашем веке был открыт восстановленный Лионский зал — один из самых парадных интерьеров дворца. Своё название он получил благодаря отделке стен шёлком, изготовленном в Лионе.
Восстановление и реставрация
В период Великой Отечественной войны Екатерининский дворец был сильно повреждён. Его восстановление ведётся долгие годы и ещё не закончено. Реставрация производится на строго научной основе. Благодаря колоссальной работе учёных Ленинградской школы реставраторов, из 58 разрушенных помещений дворца восстановлены 32.
В войну пожар уничтожил декоративное убранство Парадной лестницы. Частично сохранилась лишь коллекция фарфора, вывезенная в эвакуацию, а также фрагменты мраморных ваз и балюстрад, найденные среди руин.
Лепной декор стен и обрамляющие дверные проёмы кариатиды были восстановлены реставраторами по обнаруженным деталям и довоенным изображениям. Ныне на площадках лестницы установлены реставрированные мраморные скульптуры «Спящий амур» и «Просыпающийся амур», исполненные В. П. Бродзским в 1860 году.
Лионский зал в Екатерининском дворце последний раз был открыт 22 июня 1941 года. В годы Великой Отечественной войны были уничтожены декор стен и роспись потолка Лионского зала. Сохранились лишь 25 предметов мебели, выполненных с использованием лазурита. К счастью, аутентичный паркет из наборного дерева с перламутровыми вставками, вывезенный фашистами в Германию, был возвращён в 1947 году.
Реконструкция Лионского зала проводилась на основе сохранившихся дворцовых описей, архивных документов и фотографий зала. Шёлковая ткань была изготовлена на лионской мануфактуре, лазуритовые элементы отделки были воссозданы специалистами Царскосельской янтарной мастерской. Спустя почти 80 лет, 6 июня 2019 года Лионский зал снова открыли для посетителей.
Во время Великой Отечественной войны комнаты Зубовского флигеля, до того сохранявшие отделку середины XIX века, пострадали при сильном пожаре и в 1950-х годах были перестроены под службы Военно-морского училища, располагавшегося тогда в части Екатерининского дворца. В результате этих работ исторические объемы покоев были нарушены, а остатки сохранившихся фрагментов отделки сняты и переданы в фонды музея.
После реставрационных работ 2001–2004 годов планировка Зубовского флигеля обрела первоначальный вид, и ныне комнаты первого этажа используются для временных выставок.
Дворец в Пушкине в наши дни
Екатерининский дворец в городе Пушкине знаменит благодаря своей красоте и привлекает к себе туристов со всех уголков страны и мира. Его посещение входит в обязательную туристическую программу в рамках знакомства с Санкт-Петербургом и его окрестностями. Дворец в Пушкине считается одним из самых больших в пригородах Северной столицы. А расположен он всего в 26 километрах от центра Петербурга.
Город Пушкин раньше назывался Царским Селом, отсюда и второе название дворца — Царскосельский. Ещё он известен как Большой Царскосельский дворец, Большой Екатерининский дворец, Большой дворец и Старый дворец, в целом, это бывшая летняя императорская резиденция 3-х российских царствующих государынь — Екатерины I, Елизаветы Петровны и Екатерины II.
Безусловно, Екатерининский дворец охраняется государством, является объектом культурного наследия народов РФ, выдающимся памятником и ярким образцом позднего барокко. А в составе «Дворцово-паркового ансамбля города Пушкина» и «Исторического центра Санкт-Петербурга» входит в список Всемирного наследия Юнеско.
Восстановление дворца длится по сей день и проводится Ленинградской школой реставраторов на строго научной основе. Однако, сейчас большая часть интерьеров доступна для осмотра. Обязательно планируйте посещение Екатерининского дворца и восхитительного парка с шедеврами архитектуры: от готики до классицизма и великолепными античными скульптурами.
В нём можно получить огромное удовольствие от любования живописными прудами, каменными мостиками, аллеями под сенью старинных деревьев. Посетить главный символ города Пушкина — Екатерининский дворец с воссозданной Янтарной комнатой мечтают многие туристы со всего мира и ежегодно его посещают порядка миллиона и даже более гостей.
В 2019 году «Царское Село» попал в ТОП-15 самых посещаемых музеев мира. Его посетили свыше 4,5 млн человек.
Архитектура
Величественный объём Екатерининского дворца виден издалека и очень впечатляет. Помимо всего прочего, симметричная осевая система накладных портиков фасада сооружения соответствует основным пространственным координатам плана парка.
Архитектор
Архитектурный стиль Царскосельского дворца характеризуется как «елизаветинское барокко», ярчайшим представителем которого был гениальный архитектор Бартоломео Франческо Растрелли. Его другим великим творением является Большой Петергофский дворец. В том же повествовании можно подробно узнать о жизни и творчестве гениального зодчего.
Памятник-бюст Растрелли
Бюст Франческо Бартоломео Растрелли был создан по инициативе Государственного музея-заповедника «Царское Село». Памятник расположен рядом с Екатерининским дворцом, построенным зодчим.
Скульптор Мария Литовченко выполнила скульптуру в традициях парадных портретов XVIII века. Иконографическим материалом послужил живописный портрет Ф. Б. Растрелли из фондов музея. Его написал ранцузский художник П. Ротари в 1750-х годах.
Авторы
Надписи и подписи
Франческо / Бартоломео / Растрелли
Бюст был отлит из бронзы на заводе «Монументскульптура» и открыт 22 ноября 1991 года.
Интерьеры
Интерьеры Екатерининского дворца впечатляют не меньше чем его фасады и внешний облик. На первом этаже дворца находится вестибюль. Все залы располагаются на втором этаже, куда можно подняться по Парадной лсетнице.
Дворец внутри: фото
Войдя во дворец, попадаешь на Парадную лестницу, которая занимает всю высоту и ширину дворца и освещается с востока и запада окнами, расположенными в три яруса.
Парадная лестница
На стенах интерьера, украшенных лепным орнаментом, размещены декоративные вазы и блюда китайского и японского фарфора XVIII–XIX веков — в память о располагавшемся здесь в середине XVIII века Китайском зал.
Белые мраморные ступени Парадной лестницы поднимаются с двух сторон к средней площадке, с которой четыре марша ведут на второй этаж, к парадным залам.
Два помещения Екатерининского дворца, в которые можно войти, поднявшись по Парадной лестнице, ныне используются как выставочные. Прежде здесь располагалась Буфетная, где хранилось дворцовое столовое серебро, белье и посуда, предназначенные для сервировки столов, в том числе и в расположенной рядом Кавалерской столовой.
В первом из них представлен один из уникальных элементов внутренней отделки середины XIX века, сохранившийся в годы Великой Отечественной войны, — фрагмент падуги Большого зала дворца.
Большой зал
Самое большое парадное помещение Екатерининского дворца, что можно судить и по названию, — это Большой зал, или Светлая галерея, как это помещение называли в XVIII веке. Большой зал был создан по проекту архитектора Франческо Растрелли в 1752–1756 годах.
Этот нарядный зал площадью более 800 квадратных метров предназначался для проведения официальных приёмов и торжеств, парадных обедов, балов и маскарадов.
Антикамеры
Гости, которые приезжали в Царское Село в XVIII веке, сперва попадали в антикамеры, что с итальянского языка (anticamera) переводится как — передняя, или прихожая. Они расположены у Парадной лестницы в южном крыле здания. Своё название эти помещения получили потому, что находились перед Большим залом и предназначались для ожидания приёмов и выхода императрицы.
В результате перестроек конца XVIII века, когда на месте двух антикамер появились Арабесковый и Лионский залы, их осталось только 3. Южная часть дворца, в которой находятся антикамеры, сильно пострадала в годы войны.
От пышного убранства залов на пепелище уцелели только некоторые фрагменты закопченной деревянной резьбы: среди них две позолоченных фигурки путти, ныне реставрированные и помещенные над окном Первой антикамеры.
Реставрационные работы в антикамерах начались в конце 1990-х годах. Были воссозданы живопись и паркет. Восстанавливалась, дополнялась и золотилась деревянная резьба. Сегодня в антикамеры вернулось их былое великолепие, и они заняли подобающее им место в ряду парадных залов Золотой анфилады.
Арабесковый зал
Одним из самых эффектных парадных залов, созданных Чарльзм Камероном в Большом Царскосельском дворце для императрицы Екатерины II, служил Арабесковый зал. Во время войны комнаты Екатерины II подверглись значительным разрушениям.
Во время реставрации в начале 1950-х годов они были приспособлены для нужд Военно-морского училища, которое временно расположилось в здании дворца, а позже в южном крыле здания размещались база отдыха и художественная школа.
В результате реконструкции, завершённой в 2005 году, комнаты Екатерины II приобрели исторические объёмы. Работы по воссозданию Арабескового зала начались в 2006 году. Арабесковый зал стал первым из воссозданных залов на половине Екатерины II.
Кавалерская столовая
Кавалерская столовая, также созданная по проекту Ф. Растрелли, расположена рядом с Большим залом. Её размеры невелики, поэтому на стенах архитектор разместил зеркала и ложные зеркальные окна, что сделало зал просторнее и светлее.
Решение интерьера характерно для стиля барокко: в нем доминирует золочёный резной орнамент из стилизованных цветов и раковин; великолепны позолоченные композиции над дверьми — десюдепорты.
Лионский зал
Лионский зал или «Комната лионских обоев» – уникальная интерьер, созданный по проекту архитектора Ч. Камерона в 1781‒1783 годах на месте барочного интерьера Пятой Антикамеры. Увлеченная новым архитектурным стилем, классицизмом, Екатерина II приняла решение преобразовать дворец согласно последним художественным веяниям.
Из 32 предметов лазуритовой меблировки Лионского покоя во время Великой Отечественной войны были утрачены простеночные зеркала с консолями и двухъярусная жардиньерка для комнатных цветов. Сохранившиеся 27 предметов ныне относятся к уникальной части музейной коллекции и вновь представлены в Лионском зале.
Воссоздание уникального декоративного убранства дворцового интерьера стало возможным благодаря финансовой поддержке благотворителей. Несмотря на все усилия, отделка Лионского зала восстановлена не полностью. Впереди завершение работ по реставрации паркета, воссоздание двух угловых печей-каминов, простеночных зеркал в лазуритовых рамах с консольными столиками, лазуритовых порталов балконных дверей, а также трех полотнищ дверей, ведущих в зал, инкрустированных, как и паркет, перламутром.
Белая парадная столовая
Пройдя Парадную лестницу, попадаем в Белую Парадную столовую. Она предназначалась для торжественных обедов и «вечерних кушаний» императрицы в узком кругу приближённых.
Мебельное убранство Белой Парадной столовой составляют резные золочёные консоли и стулья, как подлинные, так и выполненные по образцам середины XVIII века. В центре зала — овальный стол с изящным сервизом, изготовленным на знаменитой Мейсенской фарфоровой мануфактуре.
Малиновая и Зелёная столбовые
В отделке двух расположенных одна за другой Малиновой и Зелёной Столбовых Растрелли применил оригинальные для того времени материалы: затянутые белым штофом стены он украсил прозрачными стеклянными пилястрами — «столбами», с подложенной под стекло малиновой и зеленой фольгой, которые и дали название комнатам.
В Малиновой Столбовой привлекают внимание печь, изразцы которой украшены сценами с персонажами в костюмах XVIII века. Зелёная Столбовая при Екатерине II служила буфетной, в которой хранились столовое серебро и фарфор, поэтому часть помещения была отгорожена ширмой, выполненной в 1770-х годах в «готическом» стиле.
При реставрации зала было принято решение не восстанавливать перегородку и вернуть Зелёной Столбовой тот облик, который был задуман архитектором Растрелли.
Портретный зал
В Портретном зале Екатерининского дворца, декорированном по проекту Растрелли и сохранявшем первоначальное убранство на протяжении двух столетий, издавна демонстрировались парадные изображения царственных особ. Полностью разрушенный во время войны, интерьер воссоздавался по фотографиям и сохранившимся фрагментам отделки.
Янтарная комната
Жемчужиной Екатерининского дворца является Янтарная комната, вполне обоснованно называемая одним из чудес света. В неё можно пройти из Портретного. Возникновение Янтарной комнаты овеяно легендами и мифами. Авторство создания приписывали немецкому архитектору и скульптору А. Шлютеру, который, как считалось, спроектировал её для Литценбурга — пригородной резиденции прусской королевы Софии-Шарлотты.
Некоторые авторы утверждали, что янтарные панели так и не были установлены в Берлине и перешли в качестве подарка к российскому императору Петру I неполными, так что собрать их в Санкт-Петербурге сразу не удалось. Вновь обнаруженные документы позволяют пролить свет на историю создания этого уникального произведения искусства.
Курфюрст Фридрих II, в 1701 году коронованный как король Пруссии Фридрих I, сразу после вступления на престол взялся за перестройку своей столицы, и прежде всего королевской резиденции — комплекса зданий XVI–XVII столетий.
Его супруга, королева София-Шарлотта, ещё до этого вынашивала планы относительно принадлежавшего ей небольшого летнего дворца Литценбурга, построенного в 1695–1699 годах И.-А. Нерингом и М. Грюнбергом.
По замыслу хозяйки, он должен был превратиться в изысканное здание с парковым фасадом по версальскому образцу. В декабре 1701 года проект, представленный архитектором И.-Ф. Эозандером королевской чете, был утверждён, и мастер стал любимым архитектором королевы.
Сегодня известно, что именно Эозандер является автором проекта оформления Янтарного кабинета, долгое время считавшегося созданием Шлютера. Два любимых дворца прусского короля, с которыми связана судьба Янтарной комнаты, — Литценбург и Ораниенбург — стали с 1707 года, после ухода Шлютера с поста дворцового зодчего, исключительно сферой деятельности Эозандера.
Янтарная комната представляет собой уникальное творение. Настенные панели были полностью выложены из янтаря, и оформлены украшениями и панно. Кабинет перешёл во владения Петра I от прусского короля Фридриха I. В России она была выставлена в Большом дворце и получила статус жемчужной императорской резиденции.
Размеры янтарного кабинета были несколько малы для помещения, где планировалось его установить. В связи с этим были добавлены золоченая деревянная резьба, зеркала и мозаики из драгоценных камней. Комната приобрела ещё более роскошный вид.
Во время Великой Отечественной войны Янтарная комната была похищена немецкими войсками. О её местонахождении ходит множество легенд.
Реконструкция Янтарной комнаты проводилась Журавлевым Александром Александровичем, членом Мирового совета янтаря Союза художников России. Для этих целей была основана «Царскосельская янтарная мастерская». К трёхсотлетию Санкт-Петербурга в 2003 году работы по восстановлению были окончены.
Картинный зал
Парадный зал дворца получил свое название благодаря оригинальной отделке — живописным полотнам, размещённым в нём по принципу шпалерной развески. Его создали по проекту Ф. Растрелли в 1750-х годах.
Картинный зал простирается на всю ширину дворца. Его площадь составляет около 180 квадратных метров. В войну Картинный зал сгорел, однако большинство картин удалось эвакуировать: из 130 полотен сохранилось 114.
Для замены 16 погибших композиций в фондах Государственного Эрмитажа, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств и других музеев Санкт-Петербурга были подобраны полотна, близкие по стилю и сюжету. Воссозданный Картинный зал был открыт для посетителей музея в 1967 году.
Малая Белая столовая
Малая Белая столовая примыкает к Картинному залу. Именно с этой столовой начинались личные покои императрицы Елизаветы Петровны, а позднее — Екатерины II, в свою очередь передавшей их любимому внуку —великому князю Александру Павловичу, будущему императору Александру I. Отделка столовой была выполнена по проекту архитектора Ф.-Б. Растрелли в 1752–1756 годах.
Китайская гостиная Александра I
Китайская гостиная Александра I относилась к личным императорским покоям. Она была создана по проекту архитектора Ф. Растрелли в 1752–1756 годах. Её интерьер выделялся среди комнат Золотой анфилады дворца шёлковой обивкой стен с росписью акварельными красками в китайской манере.
При реставрации гостиной после войны утраченный китайский шёлк был заменен белым штофом. В наши дни расписные шёлковые обои зала были воссозданы по уцелевшему образцу шёлка. Живопись и предметы убранства Китайской гостиной Александра I, сохранённые в эвакуации, заняли свои исторические места. На стены вернулись выполненные неизвестными художниками первой. Воссоздание росписи по шёлку в мае 2011 года.
Буфетная
Буфетная относилась к личным покоям императрицы и до 1761 года составляла часть Уборной на половине Елизаветы Петровны.
В середине XIX века комната была разделена белой штофной перегородкой, за которой во время приемов устраивался служебный буфет для сервировки столов.
Комната перед чугунной лестницей
Эта комната служила уборной императрицы Елизаветы Петровны. В 1768 году она была разделена на два помещения с одним и двумя окнами, выходящими на дворцовый плац.
В настоящее время интерьер этого небольшого помещения воссоздан: стены обтянуты белым штофом в резных золоченых рамах, напротив окна размещено ложное окно с зеркальными стеклами, зрительно расширяющее пространство.
Овальная передняя
Проходная комната ведёт из личных покоев великой княгини Марии Федоровны на личную половину императора Александра I. Эта небольшая комната не имеет окон; её стены почти полностью заняты четырьмя дверными проёмами, в двух из которых установлены зеркальные двери.
Одна из них ведёт к чугунной винтовой лестнице, соединяющей комнаты императора с помещением третьего этажа, где при Александре I размещался его личный камердинер. Овальная передняя, созданная в 1817 году по проекту архитектора В. П. Стасова, в различные периоды называлась также Передней, Овальной комнатой у чугунной лестницы, сохраняя служебное назначение. Нынешний интерьер Овальной передней восстановлен в ходе реставрации, завершенной в 1974 году.
Сводчатая проходная
Сводчатая проходная была создана в 1817 году по проекту В. П. Стасова. По её коробовому перекрытию называлась также Арковой комнатой. Она ведёт посетителей в Парадный кабинет императора.
Две Малые проходные комнаты
Эти небольшие по размеру комнаты с видом на Екатерининский парк, расположенные в стороне от Парадной анфилады: Малая Проходная — первая из них, создавались в 1773 году по проекту архитектора В. И. Неелова для первой жены будущего императора Павла I.
Уборная Натальи Алексеевны, освещавшаяся двумя окнами, занимала место нынешних Живописного и Скульптурного кабинетов. За ней шла Опочивальня (называемая так и сегодня), а на месте Камер-юнгферской (комнаты дежурной придворной дамы) во времена Натальи Алексеевны находился «Кабинетец уборный».
В годы оккупации эти покои пострадали не так значительно, как другие помещения дворца; их реставрация началась в 1957 году, и уже в 1959-м они были открыты для осмотра.
Парадный кабинет Александра I
В Парадный (Мраморный) кабинет императора можно пройти из Сводчатой проходной. Парадный кабинет был создан по проекту В. П. Стасова в 1817 году и предназначался для важных официальных аудиенций. Эффектное архитектурное решение кабинета подчёркивается строгой простотой отделки.
Значительные разрушения, нанесённые кабинету во время войны, потребовали новых реставрационных работ. В 1974 году Парадный Кабинет предстал перед посетителями в прежнем виде.
Официантская
Интерьер одного из служебных помещений XVIII века — Официантской после войны восстанавливали по 2-м сохранившимся пилястрам остальные 18; сохранившийся паркет реставрировали. В 1959 году зал открыли для посетителей.
Зелёная столовая
С Зеленой столовой начинаются личные покои в северной части дворца. Их создавали в 1770-х годах по указу Екатерины II для великого князя Павла Петровича, будущего императора Павла I, и его первой супруги Натальи Алексеевны.
Эти помещения возникли на месте висячего сада — огромной террасы, сооруженной Ф. Растрелли. Архитектурно-художественное убранство новых интерьеров в 1779 году выполнил Камерон. В это время покои занимала вторая супруга будущего императора Павла I — великая княгиня Мария Федоровна.
В годы оккупации залы Камерона были частично разрушены и разграблены. В 1957 году именно с этих залов начались реставрационные работы во дворце по проекту А. А. Кедринского. Лепное убранство столовой реставрировали скульпторы Г. А. Михайлова и Э. Г. Масленников. Двери были расписаны по образцу одной из сохранившихся створок.
Паркет набрали по старому рисунку из дуба, светлого клена и красного дерева. Потолок же, за неимением подлинных живописных композиций и иконографии плафонов, оставили белым.
Парадная голубая гостиная
Парадная голубая гостиная была создана Камероном в 1779–1783 годах. Её парадное назначение подчеркивает богатый и разнообразный декор. Во время войны шелковая обивка стен, живописный плафон и вставки, а также большая часть живописных медальонов фриза погибли или были похищены, двери, каминные и стенные зеркала — уничтожены, архитравы каминов — разбиты, а кариатиды лишились голов и рук. Реставрационные работы вернули Парадной Голубой гостиной её первоначальный облик.
Китайская голубая гостиная
Из Парадной Голубой гостиной можно пройти в Китайскую Голубую гостиную. Она была названа так из-за того, что её стены в течение полутора веков были затянуты голубым китайским шёлком, украшенным пейзажами и жанровыми сценками.
Интерьер гостиной был создан в 1783 году Камероном, в основном сохранившим ее первоначальное решение, принадлежащее В. И. Неелову. В годы оккупации гостиная подверглась разрушениям: китайский шёлк был снят и вывезен, стенное зеркало, мраморный камин, живописный плафон и медальоны погибли.
Сейчас стены зала вновь затянуты изготовленным шелком, расписанным художником-реставратором Р. Слепушкиной. Основой для его воссоздания послужил фрагмент подлинного шёлка, найденный за рамой каминного зеркала, а также довоенные фотографии, сохранившиеся в музейном архиве. Китайская Голубая гостиная была открыта для посетителей в 1959 году.
Предхорная
Предхорная — последняя комната Парадной анфилады Большого Царскосельского дворца — получила свое название благодаря соседству с хорами Дворцовой церкви. После войны интерьер Предхорной был воссоздан по чертежам XIX века.
Воскресенская церковь
Для строительства церкви на территории дворца был приглашён архитектор Чевакинский Савва Иванович. Возведение началось в 1746 году с установки флигеля. В этом же году произошла закладка церкви архиепископом Санкт-Петербургским и Шлиссельбургским Феодосием Яновским.
Спустя 10 лет церковь была освящена Санкт-Петербургским архиепископом Сильвестром. В честь этого события отгремел салют из 51 пушки. На фасаде церкви была установлена двухъярусная колоннада. Также здание было украшено фигурками ангелов и херувимов. Кровля была увенчана пятью золотыми куполами.
Внутренне убранство включало 114 икон в позолоченных рамах, надпрестольная сень, также покрытая золотом, и шестиярусный иконостас с 45 образами. В результате двух пожаров 1820 и 1863 годов церковь сильно пострадала. Её пришлось восстанавливать и повторно посвящать.
31 октября 1845 года к ней примкнула Знаменская церковь, этот союз стали называть Большой придворной Царскосельской церковью. В 1922 году был отдан приказ о её ликвидации, а во время Великой Отечественной войны помещение было разграблено и разрушено.
В 1941–1944 годах город Пушкин был оккупирован фашистами. Живописное убранство храма было почти полностью утрачено – из 114 образов сохранилось только три, от плафонов остались фрагменты, резьба сильно пострадала.
Церковь Воскресения Христова является не только памятником архитектуры, представляя собой образец барочного решения православного храма, но и памятником духовной культуры, связанным со многими значимыми для России и семьи Романовых событиями.
В её стенах в течение двух веков проходили торжественные богослужения во время пребывания императорского Двора в Царском Селе. В 1768 году был отслужен молебен в знак выздоровления Екатерины II от недомогания, вызванного первой в России прививкой от оспы, в 1796 году состоялось крещение будущего императора Николая I, в 1826 году в дворцовой церкви был выставлен для прощания гроб с телом скончавшегося в Таганроге императора Александра I.
Как и многие здания Большого дворца, храм к сегодняшнему дню до конца не восстановлен. Тем не менее, в нем с 1993 года вновь проходят службы. В 2015 году директором музея Екатерининского дворца был объявлен конкурс на лучший реставрационный план церкви.
Камер-юнгферская
В Камер-юнгферскую ведет еще одна проходная комната, в которой можно осмотреть фарфоровые изделия знаменитой английской мануфактуры Д. Веджвуда и английские раскрашенные гравюры второй половины XVIII века из собрания музея-заповедника «Царское Село».
На фоне окрашенных в зеленый цвет стен Камер-юнгферской — комнаты с одним окном, выходящим в Екатерининский парк, которая первоначально предназначалась для дворцовых горничных — выделяются лепной золоченый фриз и створки дверей с красочной орнаментальной росписью.
Опочивальня
Поначалу эта комната служила опочивальней великой княгини Натальи Алексеевны, первой жены Павла I. Она была оформлена в начале 1770-х годов В. И. Нееловым, это была комната с двумя окнами, двумя дверными проёмами и альковной нишей.
Позднее её перестроил для второй жены Павла Петровича, великой княгини Марии Федоровны, Чарльз Камерон. Причём, созданная им в 1780-х годах отделка сохранилась до наших дней с некоторыми изменениями, внесёнными архитектором В. П. Стасовым при восстановительных работах после пожара 1820 года.
В мебельном убранстве Опочивальни выделяются стальной столик и каминная решётка, изготовленные тульскими кузнецами специально для Екатерины II, а также изящный туалетный стол наборного дерева, созданный охтинскими плотниками Насковыми в 1770-х годах для великой княгини Марии Фёдоровны.
Здесь же экспонируется часть мебельного гарнитура, исполненного по заказу Екатерины II французским мастером Ж. Жакобом, а также стеклянный столик из Синего кабинета императрицы (Табакерки) на её личной половине в южной части дворца.
Живописный кабинет
«Уборная Ее Высочества» великой княгини Натальи Алексеевны, созданная В. И. Нееловым, в 1781–1783 годах была разделена по проекту Камерона деревянной перегородкой. На её месте возникли два небольших кабинета великой княгини Марии Фёдоровны.
Первый из них предназначался для занятий живописью и получил название Живописного; во втором великая княгиня занималась лепкой и резьбой по кости, и он именовался Скульптурным.
Скульптурный кабинет
Скульптурный кабинет был оформлен в 1781–1783 годах по проекту Камерона, одновременно с Живописным. Тогда же архитектор соединил Парадную Голубую гостиную и Скульптурный кабинет небольшим коридором.
Церковная (Стасовская) лестница
Церковная, или Стасовская, лестница была построена в 1843–1846 годах архитектором В. П. Стасовым, откуда и появилось — её современное название. А название Церковная она получила благодаря соседству с залом, ведущим в Дворцовую церковь. К лестнице можно попасть из Официантской комнаты.
До войны осмотр Екатерининского дворца начинался от первого крытого подъезда главного фасада здания, расположенного сразу за церковным флигелем, и, войдя в церковный подъезд, посетители оказывались перед Церковной лестницей.
Во время оккупации Церковная лестница была разрушена, а картины — похищены. Работы П. Лемера в 1947 году обнаружили среди множества вывезенных из СССР в Германию произведений искусства в Кенигсберге и наряду с другими царскосельскими шедеврами вернули в музей.
Три из недостающих полотен Г. Роббера были получены (как и первоначально) из Эрмитажа и, наконец, четвёртую картину реставраторы воссоздали по довоенной иконографии.
Зубовский флигель
Флигель получил название по имени одного из фаворитов императрицы Екатерины II – конногвардейца Платона Зубова. Флигель пристроили к Царскосельскому дворцу в 1779–1785 годах по проекту архитектора Ю. М. Фельтена; строительными работами руководил И. В. Неелов.
Спроектированные и отделанные Ч. Камероном и Д. Кваренги помещения 2-го этажа составляли личную половину императрицы Екатерины Великой, в которые входили Купольный зал, Китайский зал, Серебряный кабинет, Опочивальня, Синий кабинет (Табакерка), Зеркальный кабинет, Рафаэлевская комната, Камерюнгферская и Уборная. Интерьеры Камерона, образующие единый комплекс, соединялись висячим садом с павильоном «Холодная баня».
Созданные также Камероном и Кваренги помещения нижнего этажа предназначались для фаворитов, где поочередно размещались Г. А. Потёмкин, А. Д. Ланской, А. М. Дмитриев-Мамонов и П. А. Зубов. Впоследствии в этой части дворца жили родственники и приближённые императорской семьи. Флигель имел отдельный подъезд, также получивший название Зубовского.
В состав личных покоев императора Александра II вошли: Передняя, Приемная, Штандартная (Знаменная), Арсенальная, Буфетная, Азиатская, Кабинет, Туалетная (Уборная), Камердинерская, Гардеробная. Три из них — Кабинет, Приемная и Туалетная — предназначались для государственных приемов и деловых встреч.
Онлайн экскурсии по дворцу
Пройтись по Царскому Селу теперь можно и онлайн – музей-заповедник разместил обзорную экскурсию на своём YouTube-канале (youtube.com/channel/UCkDoV9Mch7nxoL19OkM5mlA) и многие другие познавательные видео-туры.
Экспозиция Екатерининского (до 1910 года — Большого Царскосельского) дворца-музея охватывает более чем 300-летнюю историю выдающегося памятника и знакомит с творчеством архитекторов, которые участвовали в его строительстве и отделке в XVIII–XIX веках, а также с достижениями реставраторов, возродивших дворец после Великой Отечественной войны.
Пройти экскурсию по Екатерининскому дворцу, ослепляющему великолепием декоративного убранства, также возможно онлайн – Государственный музей-заповедник «Царское Село» разместил на своём YouTube-канале и её:
Всё великолепие Екатерининского дворца открывается в записи онлайн-трансляции экскурсии с Ольгой Щербановской, подготовленной музеем-заповедником. Кроме того, по Царскосельскому дворцу можно прогуляться и благодаря виртуальному туру (tzar.ru/virtual_tour), который также сопровождается аудио-комментариями.
Интересные факты
Местонахождение Янтарной комнаты неизвестно, но есть несколько версий на этот счёт. Первая из них гласит о том, что она сгорела во время налета английских летчиков на Кенигсберг, где была спрятана немецкими войсками.
По второй версии комната была вывезена в Кенигсберг и впоследствии разрушена неподлежащими условиями хранения. Также существуют источники, подтверждающие, что Янтарная комната перемещена из Кёнигсберга в Южную Америку, где попала в руки коллекционеров.
Но 29 апреля 2000 года в Россию министром по делам культуры Федеральной Республики Германии были переданы некоторые фрагменты с панелей — комод из янтаря и мозаика «Обоняние и осязание». Они были конфискованы у одного нотариуса, который пытался их продать.