ель символ чего у славян

«Прогуляться по ёлочкам». Благословенные и проклятые деревья у древних славян

Ель по славянской традиции считалась деревом священным, «тихим». Она одновременно была благословлена Богом и проклята им. Обычно российскую традицию наряжать на Рождество ель объясняют заимствованием из Германии, которому поспособствовали то ли Пётр I, то ли немецкие принцессы XIX века, выходившие замуж за русских императоров и великих князей. Однако история почитания ели на Руси имеет глубокие корни, уходящие в века дохристианских верований.

ель символ чего у славян. 355036164069.7885. ель символ чего у славян фото. ель символ чего у славян-355036164069.7885. картинка ель символ чего у славян. картинка 355036164069.7885.

ель символ чего у славян. 142695226775.25928. ель символ чего у славян фото. ель символ чего у славян-142695226775.25928. картинка ель символ чего у славян. картинка 142695226775.25928.

Это представление древние славяне переносили на деревья, которые росли в лесу. Каждый вид имел свои особенности. Трепетание осины связывали с жизненной силой, крепость и красоту липы — с тем, что на ней проживает царица всех змей, а бузина славилась тем, что забирала на себя лихорадку.

ель символ чего у славян. 780267715957.0771. ель символ чего у славян фото. ель символ чего у славян-780267715957.0771. картинка ель символ чего у славян. картинка 780267715957.0771.

В.Е. Маковский. «Девичник», 1882. Киевский национальный музей русского искусства, Украина. Фото © liveinternet

Ель же в глубокой древности была у славян «тихим» деревом, которое почиталось особо: её считали «деревом пророчеств». На традиционных вышивках тверичей часто изображались «женщины-окликальщицы», которые возносили к небу еловые ветви. Иногда центральное место в вышивке занимала огромная женщина, украшенная еловыми ветвями, с четырьмя руками-ветками.

Известно, что в Тверском княжестве был распространён свадебный обряд «выкупа ёлочки». Для него наряжали ель, невесту сажали под ней, пели обрядовые песни, а жених или дружки жениха платили «за ель» выкуп. На Русском Севере во время сватовства слово «ель» всегда означало согласие невесты, в то время как слово «сосна» значило отказ.

ель символ чего у славян. 909101490711.476. ель символ чего у славян фото. ель символ чего у славян-909101490711.476. картинка ель символ чего у славян. картинка 909101490711.476.

Уникальный обряд сохранился под Тверью и в наши дни — там на Масленицу парни поднимают на ели шины от автомобилей и поджигают их. Это отголосок древней традиции сжигать на священном дереве бочку с дёгтем или колесо.

Иногда для масленичного обряда выбирают высокое дерево и под ним разводят костёр либо поднимают к верхушке чучело Масленицы и сжигают его. Собравшиеся у дерева селяне приговаривают: «Ах, сгорели наши блинки и оладушки!»

Даже чучело Масленицы — чудище из еловых дебрей — славяне старались сделать из еловых лап. Использовали ель и во время зимних христианских праздников. Целое дерево в дом не заносили, из леса приносили наломанные еловые лапы и устилали ими пол в избе, сенях, а также крыльцо и даже двор. Несколько из них ставили в красный угол, под иконы.

Еловые колья использовали во время святочных беснований молодёжи — ими подпирали двери соседям, которые давали мало сладостей. Этнографы считают, что хулиганство (когда молодёжь вставляла ёлки соседям в печную трубу) свидетельствует о древнем обряде, во время которого в центре действия славяне устанавливали срубленную ель. При этом «хулиганы» все должны были быть в масках.

Скорее всего, священная ель играла в жизни древних славян большую роль. В Верхневолжье (граница Ярославской и Тверской губерний) в деревнях во время строительства домов в центр сруба обязательно ставили ёлку. Наравне с хлебом, солью и серебром она должна была защитить строение.

Возможно, ель представала перед древним русским человеком как огромное дерево жизни, основа вселенского дома: «Лежит брус во всю Русь; в этом брусу двенадцать ёлок, в каждой ёлке четыре вершинки».

Источник

Древо жизни и смерти (3 фото)

Все знают, что вечнозеленые ели – это символ Нового года. Но у наших предков это дерево олицетворяло собой еще и загробный мир – мир смерти. Как же так получилось?

ель символ чего у славян. c01ba417fe9335992b01182ec8e89562. ель символ чего у славян фото. ель символ чего у славян-c01ba417fe9335992b01182ec8e89562. картинка ель символ чего у славян. картинка c01ba417fe9335992b01182ec8e89562.

Во времена язычества славяне верили не только в основных богов, но и в то, что каждый объект природы обладает собственной душой. Вечнозеленая хвоя деревьев сопоставима с вечной жизнью. Так было уже у очень древних народов – греков, кельтов и не только. Елям приносили жертвы, считая их сакральным деревом, облегчающим переход от жизни к смерти. Что, в общем, логично, поскольку зимой жизнь в природе останавливается, а весной продолжается. Все цветет, зеленеет, благоухает, и только строгая хвоя остается в одной поре.

ель символ чего у славян. 43f20bceacbed37ed5bd054d277edcbf. ель символ чего у славян фото. ель символ чего у славян-43f20bceacbed37ed5bd054d277edcbf. картинка ель символ чего у славян. картинка 43f20bceacbed37ed5bd054d277edcbf.

Дары, преподносимые елям и соснам, должны были задобрить лесных существ, которые могли легко отобрать жизнь или, наоборот, одарить человека. Древние кельты верили, что в самой старой и могучей ели скрывается древний дух. И приносили ему жертвы в день солнцестояния. Внутренности убитого животного развешивали на лапах, а хвою обливали жертвенной кровью. Именно этот ритуал стал отправной точкой создания праздничного убранства ели. Скорее всего, появление рождественского дерева стало результатом переосмысления древних языческих ритуалов в христианском миропонимании.

На смену жертвам пришли более нейтральные дары: плоды, фрукты, орехи, кусочки хлеба, разноцветные тряпочки. То есть во время обряда люди как бы намекали задабриваемому божеству, что желают получить в следующем году. Изначально рубить дерево было запрещено, только срезать ветки. Но со временем деревца стали приносить домой, ставить на стол, украшать сладостями, фруктами, свечами. После прихода христианства ритуал приобрел уже религиозный оттенок. И деревья, устанавливаемые в домах, стали элементом рождественского сочельника.

Новогодняя ель в России

ель символ чего у славян. ee65ad325eba32b499ce37913d29030f. ель символ чего у славян фото. ель символ чего у славян-ee65ad325eba32b499ce37913d29030f. картинка ель символ чего у славян. картинка ee65ad325eba32b499ce37913d29030f.

На Руси в этом качестве ель выступила в 1700 году благодаря молодому императору-реформатору Петру I. Он повелел перенести празднование Нового года с 1 сентября на 1 января и распорядился украшать городские улицы и площади по западному образцу – хвойными деревьями.

Традиция прижилась, в том числе, и благодаря тому, что нововведение наложилось на другой праздник – Колядки. Поэтому гуляния, проказы ряженых, катания на санях вполне органично и мирно стали сосуществовать с украшением праздничного дерева, салютами, фейерверками и прочей атрибутикой обновленного праздника.

После революции установку ели запретили, поскольку она выступала в качестве отсылки к религии. Но народ полюбил эту традицию. И спустя примерно 20 лет она начала постепенно возвращаться. Сейчас ель – это обязательная составляющая праздника наряду с мандаринами, шампанским и Дедом Морозом. Многие люди без ущерба для традиций перешли на искусственные ели, чтобы сберечь природу для потомков и не губить ради пары недель праздника дерево, которое росло несколько лет. Их украшают в соответствии с самыми разными вкусами и предпочтениями: стеклянными шарами, бусами, мишурой, пластиковыми или пенопластовыми фигурками, сверкающими гирляндами, сладостями.

А вы ставите дома елку на Новый год? Какое деревце – живое или искусственное предпочитаете?

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Музыка

Метки

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Новогодняя ёлка – дерево смерти

1. На Руси Новый год праздновали весной, в день весеннего равноденствия – начало возрождения Природы. Новогодним деревом была берёза (древо жизни, любви и благоденствия). Берёза первой распускается весной, и считается средоточением животворящих сил, отпугивает зло и приносит здоровье. После крещения Руси Новый год стали считать 1 марта по юлианскому календарю.

2. С распространением христианства, основой для праздников стали не Природа и сельскохозяйственные работы, а «священное писание», поэтому с XIV-XV века Новый год перенесли на 1 сентября (православное новолетие / Семёнов день). Считается, что украшать стали вишню, которую к Новому году выращивали в специальных кадках.

В 1818 году мертвые ёлки начали устанавливать в домах петербургские немцы, как рождественское дерево.
К середине XIX века «немецкое обыкновение» начинает стремительно распространяться среди столичной знати, чему способствовали модные произведения немецких писателей «Щелкунчик» и «Повелитель блох». Само дерево «Weihnachtsbaum» начали называть «рождественским деревом» (калька с немецкого), а затем просто «ёлка».

В СССР с религией боролись, поэтому в 20-х годах рождество и ёлку запретили. День Рождества стал обычным рабочим днем. В 1935 году решили сделать детишкам праздник по-советски, рождественское дерево превратили в привычную сегодня Новогоднюю ёлку, увенчанную пентаграммой, с которой и встретили Новый 1936 год.

* На рождественском дереве была восьмиконечная Вифлеемская звезда

Складывается впечатление, что Новый год – это панихида по русской культуре. Заканчивается общим песнопением Джингл белс «Jingle bells, jingle bells, jingle all the way!» и выносом тела усопшей ёлочки.
Советская ёлка (новогодняя)
В Российской империи календарный Новый год был лишь эхом великого праздника Рождества Христова, и ёлка первоначально была атрибутом Рождества.
В СССР богоборческие власти День Рождества запретили, сделали обычным рабочим днем, а Новый год стал одним из основных советских праздников наряду с Октябрём и Первомаем.

* Карикатура «Ёлка — приманка для простачков» (1930 год)

В 1935 году ёлку решили реабилитировать. 28 декабря 1935 года в газете «Правда» появилась заметка кандидата в члены политбюро ЦК ВКП(б) Постышева П.П.
«В дореволюционное время чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям ёлку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями ёлку и веселящихся вокруг нее детей богатеев.
Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею.
Итак, давайте организуем весёлую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую ёлку во всех городах и колхозах»

31 декабря 1935 года появился новый праздник с формулировкой: «Новогодняя ёлка – праздник радостного и счастливого детства в нашей стране». Ёлка стала не просто атрибутом советского праздника Нового года, но и всей советской жизни.
В 1947 году 1 января вновь стало праздничным и выходным днем.

«Ёлочной комиссии» была поставлена задача – превратить рождественскую ёлку в новогоднюю, «наполнить ее советским содержанием».
Если на рождественской ёлке главным событием было Рождество Христово, которое и наполняло смыслом все происходящее, определяло сценарий, то для новогодней ёлки надо было придумывать новые «традиции», причем стремление идеологизировать новый советский праздник не знало границ.

Ель традиционно считалась у русских деревом смерти, о чем сохранилось множество свидетельств. Существовал обычай: удавившихся и вообще — самоубийц зарывать между двумя елками, поворачивая их ничком [154,91; 340,312>. В некоторых местах был распространен запрет на посадку ели около дома из опасения смерти члена семьи мужского пола [427, 18-19>. Из
52

ели, как и из осины, запрещалось строить дома [153,13>. Еловые ветви использовались и до сих пор широко используются во время похорон. Их кладут на пол в помещении, где лежит покойник (вспомним у Пушкина в «Пиковой даме»: «. Германн решился подойти ко гробу. Он поклонился в землю и несколько минут лежал на холодном полу, усыпанном ельником» [347,348]). Еловыми ветками выстилают путь похоронной процессии:

Ельник насыпан сутра по дороге.
Верно, кого-то везут на покой!

[270, 830]

. темный, обильно разбросанный ельник
Вдоль по унылой дороге, под тяжестью дрог молчаливых.

[396,1]

Веточки ели бросают в яму на гроб, а могилу прикрывают на зиму еловыми лапами. «Связь ели с темой смерти,— какпишетТ.А.Агапкина,— заметна и в русских свадебных песнях, где ель — частый символ невесты-сироты» [3, 5]. (Ср. в фольклоре остарбайтеров, советских людей, угнанных на работу в Германию во время Второй мировой войны:

Может быть под елкою густою
Я родимый дом сибе найду,
Распрощаюсь с горькою судьбой
И к вам я, может, больше не прийду,

[339,57])
53

Время возникновения (или же усвоения от южных славян) обычая устилать дорогу, по которой несут на кладбище покойника, хвойными ветками (в том числе и можжевельником) неизвестно, хотя упоминания о нем встречаются уже в памятниках древнерусской письменности: «И тако Соломон нача работати на дворе: месть и песком усыпает и ельником устилает везде и по переходам такожде» («Повести о Соломоне», XVI-XVII вв. [цит. по: 394,49]). На православных кладбищах долгое время не принято было сажать елки возле могил. Однако в середине XIX века это уже случалось. «. Две молодые елки посажены по обеим ее концам», — пишет Тургенев в «Отцах и детях» о могиле Базарова [436,188>.

Смертная символика ели была усвоена и получила широкое распространение при советской власти. Ель превратилась в характерную деталь официальных могильников, прежде всего — мавзолея Ленина, около которого были посажены серебристые норвежские ели:

Ели наклоняются старея,
Над гранитом гулким мавзолея.

[480, 603]

Источник

Ель символ чего у славян

Здесь я постараюсь описать дерево Ель, как неотъемлемую часть похоронной обрядности наших предков. Это очень интересные обычаи, которые связанны с вечнозелёным деревом, и которые удивительным образом, хоть и небольшой своей частью, дошли до наших дней.

Вообще вечнозелёные растения относились к разряду символов и образов, которые несли в себе информацию о вечности жизни.

Этого нельзя сказать о еловом лесе, так же, как и о дубовом. Здесь всегда царит полумрак, много теней, появляется ощущение чего-то таинственного, запредельного, даже пугающего. Соотношение вечнозелёного, как неумирающего, и мрачная атмосфера елового леса и ели, как его составляющей, отвели этому дереву именно роль символа Нави или Потустороннего Мира.

Как мы уже успели понять: ель напрямую связана с культом предков, которые ушли в иной мир. Как дерево, оно имеет ещё и некую связь с Древом Мира, которое соединяет Навь, Явь и Правь.

Таким образом, роль ели в традиции славян имела огромное культовое значение. Ельник называли тёмным лесом, туда запрещали ходить как детям, так и многим взрослым (тот самый дремучий бор из древнерусских сказок).

В стародавние времена ельник или еловый лес был кладбищем. Хоронили в еловом лесу таким образом: аккуратно приподнимали живую ель вместе с корневищем, ложили туда покойника и опускали ель обратно. Ель накрывала собой умершего человека и становилась его могилой. Позже, когда людей перестали так хоронить, а просто закапывали в земле, то для места расположения кладбища продолжали выбирать еловый лес.

Даже в наше время многие действующие кладбища находятся именно в еловом лесу. Так же до нас дошёл обычай выстилать дорогу еловыми ветками, по которой на похоронах несут гроб с умершим. Такая дорога, устланная еловыми ветками, как бы открывает коридор в иной мир, по которой душа может уйти из этого мира.

Похоронные обряды славян очень тесно связаны с елью. Кроме того, что кладбища располагались в еловом лесу, на дороге расстилали еловые ветви, часто сами носилки делали именно из еловых досок, помелом из еловых веток опахивали могилы, для изготовления гроба использовались еловые доски (иногда сосновые). Еловые ветки, которые застилают могилу, являются традиционным обычаем у славян, так же во время похорон ими застилают пол в доме и метут еловыми ветками за собой, возвращаясь с церемонии похорон (заметают), что бы покойник не увязался.

Также ель слушали. Для этого человек, который желал получить ответ, ложился спать под кроной ели, которая находилась возле его жилища.

Из всего этого можно сделать вывод: Ель, как непосредственно связанная с миром духов и мёртвых, является одним из самых важных деревьев в обрядности, обычаях и традициях, магии и миропонимании Славян.

Источник

Как-то именно в этом году захотелось погрузиться в изучение символики, связанной с Елью и вообще хвойными в русской, славянской традиции. Сначала хотела осветить тему ели только в связи со свадебными обрядами и ее символику, а когда начала изучать, то поняла, что смыл сильнее, глубже. Поэтому немного погрузимся в роль Ели в народной традиции.

Ель в свадебных обрядах

Также она была символом перехода и помогала невесте перейти из состояния девицы в состояние жены. Вся свадебная обрядовость была направлена на то, чтобы облегчить молодым и их родам непростой энергетический и духовный процесс слияния сил двух родов, процесса вхождения девушки в Род доброго молодца. Трудно представить, насколько энергетически тяжелыми являются эти процессы и все действо свадьбы было призвано облегчить это. Каждая деталь, каждый оберег, каждое действие призвано было поспособствовать процессу перехода. Девица «умирала» энергетически в своем Роду, доме и возрождалась в роду Мужа. Это ли не переход? Она умирала как непорочная, чистая девица и рождалась в новой ипостаси. Именно поэтому иногда, наряду с радостными торжествами, параллельно предполагалось оплакивание и процесс расставания с семьей, в которой она выросла и с подругами, которые были ее верными спутницами до замужества. Ель же во всем этом действе олицетворяла невесту, не ведающую женской жизни, являлась символом добрачного периода и девичьей чистоты.

Вспомним множества песен, которые мы до сих пор поем, но не понимаем глубинного их смысла.

«Калинка» (слова и музыка: Иван Ларионов)

Калинка, калинка, калинка моя!
В саду ягода малинка, малинка моя!

Ах! Под сосною под зеленою
Спать положите вы меня;
Ай, люли, люли, ай, люли, люли,
Спать положите вы меня.

Калинка, калинка, калинка моя!
В саду ягода малинка, малинка моя!

Ах! Сосёнушка ты зелёная,
Не шуми же надо мной!
Ай, люли, люли, ай, люли, люли,
Не шуми же надо мной!

Калинка, калинка, калинка моя!
В саду ягода малинка, малинка моя!

Ах! Красавица, душа-девица,
Полюби же ты меня!
Ай, люли, люли, ай, люли, люли,
Полюби же ты меня!

Калинка, калинка, калинка моя!
В саду ягода малинка, малинка моя!

В песне явно описан переход из спящего, невинного состояния девицы в чувства, которые пробуждают к жизни другие силы внутри девицы. Не зря считалось плохой приметой сажать ель рядом с домом, где жила полноценная семья, потому что ель обнуляла женскую дородную энергетику, связанную с замужней жизнью. Считалось, что либо эта женщина потеряет своего мужчину, либо он умрет раньше положенного. Вот вдовам жить недалеко от еловых лесов не воспрещалось.

Другие сферы применения ели

Помимо свадебной символики Ель имеет отношение к потустороннему Миру и к обрядам, связанным со смертью. Если первую часть статьи я полностью создала сама, то в этой буду также использовать некоторые интересные факты из разных источников. Пришлось кое-что перечитать и пособирать. Именно особенности энергетики Ели заставляли интуитивно многих реагировать тревогой в душе, и смутными переживаниями. Вспомним даже примеры из поэзии и литературы.

ель символ чего у славян. 433 3. ель символ чего у славян фото. ель символ чего у славян-433 3. картинка ель символ чего у славян. картинка 433 3.

В отличие от лиственных пород, хвойные деревья, по мнению А.А. Фета, «пору зимы напоминают», не ждут «весны и возрожденья»; они «останутся холодною красой / Пугать иные поколенья». Лев Толстой в «Войне и мире», описывая первую встречу Андрея Болконского с дубом, также говорит о том неприязненном впечатлении, которое «задавленные мёртвые ели» производят на героя: «Рассыпанные кое-где по берёзнику мелкие ели своей грубой вечной зеленью неприятно напоминали о зиме». Вечнозеленые — вечноживущие. В древней Греции ель была священным деревом Артемиды, у кельтов, хантов, вотяков, удмуртов и многих других народов елям поклонялись и приносили жертвы.

В древности у финнов существовал ритуал слушания ели: крестьянин, чтобы получить нужную ему информацию, проводил ночь под кроной ели, которая находится возле его дома, и дух сообщал её. При строительстве дома крестьянин на месте строительства должен был провести ночь под елью, и если ему приснится дух, то строительство дома ему угодно, в противном случае откладывали. Или по шуму кроны пытались определить — можно ли здесь строить, иногда даже рожали под корнями ели.

Известный искусствовед В.Г.Брюсова, обследуя часовню в карельской д. Маньга (памятник XVII—XVIII вв.), констатирует: «Иконы местных писем большей частью писали на сосновых или еловых досках. » Это же явление отмечается и в Сибири — народные иконы там также писались на ели. Случайно ли народные часовенные иконы писались на еловых или сосновых досках? Имела ли порода дерева сакральное значение?

Ель как часть крестьянского дома

При закладке нового дома для нижнего венца выбирали ёлку, которой придавалась символика «души предков», а потому они получили прозвища — «ельники». Надо отметить, что верх дома венчали особые крюки — «курицы», на которых держалась безгвоздевая крыша. Делались курицы из корневища ели. В сакральном осмыслении крестьянского дома как храма ель есть его аналог, вертикаль, соединяющая мир предков и небо. Причём крюк курицы иногда вырезался в форме дракона, связь которого с миром мёртвых хорошо изучена. Если учесть, что обильные этнографические материалы постоянно напоминают о соотношении курицы с Велесом, миром мёртвых, то, видимо, название это не случайно. Однако, из ели, как и из осины, запрещалось строить дома целиком, только отдельные его элементы. И это правильно.

О принадлежности ели к иному миру и её связи с предками красноречиво свидетельствуют священные рощи старинных кладбищ в Карелии, Коми, Архангельской области и др. регионах, состоящие из хвойных пород, преимущественно из ели. «В мировоззрении печорских староверов, — пишет исследовательница старообрядчества в Коми Т.И.Дронова, — хвойный лес ассоциировался с потусторонним миром. На это указывают выбор места для кладбища — ельник, запрет на одиночное хождение в хвойный лес, который называли тёмным». На карельских кладбищах нередко можно увидеть ель (космическую вертикаль), увешанную тряпочками и полотенцами.

Сохранился до сих пор обычай устилать еловыми лапками пол помещения, в котором прощаются с умершим, дорогу, по которой несут гроб. Еловые ветви кладут на пол в помещении, где лежит покойник (вспомним у Пушкина в «Пиковой даме»: «…Германн решился подойти ко гробу. Он поклонился в землю и несколько минут лежал на холодном полу, усыпанном ельником»).

Еловыми ветками удмурты стегали друг друга, возвращаясь с кладбища, чтобы воспрепятствовать духам следовать за живыми к дому. Еловые ветки были материальным знаком животворной силы обрядового дерева (ели), аналога или заместителя мифологического мирового древа, в них было средоточие животворной природной силы» (Конка). На обрубленных ветках карсикко сидели во время ритуальной трапезы, помелом из хвойных пород опахивали могилы в северных районах Карелии, зеленые хвойные ветки бросали в подол молодой хозяйке, что должно способствовать семейному счастью и рождению детей. Хвойную ветку, украшенную лентами, возили в санях с чучелом масленицы, или в дровнях возили еловое дерево в праздник масленицы (Максимов). Самоубийц Рода, как правило, закапывали не на кладбище, а именно в хвойном лесу, у дороги или за оградой кладбища. Этому были множества причин, которые современные люди уже перестали осознавать. Я как-то пару лет назад делала большое занятие по похоронным обрядам на Руси. Очень много интересного и важного, что нужно бы знать каждому человеку. Подробнее о нем можно посмотреть здесь.

ель символ чего у славян. 433 2. ель символ чего у славян фото. ель символ чего у славян-433 2. картинка ель символ чего у славян. картинка 433 2.

В современном сознании за Елью закрепились новые смыслы, потому что не так давно, всего несколько веков назад, было введено празднование Нового Года, связанное с украшением елки. В России елку на Новый Год стали наряжать довольно поздно по сравнению с другими странами Европы, раньше этой традиции совсем не было. Произошло это при императоре Петре I, который перенял этот обычай у своих немецких товарищей, которыми во время его правления было заполнено все российское государство, даже в Российской Академии наук того времени из 34 членов Академии русскими были только 3 человека. Это Ломоносов, Устяров и Ярцов.

Оплату заказа можно произвести любым указанным ниже способом:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *