если бы можно было представить что исчезла бы русская поэзия
ЛитЛайф
Жанры
Авторы
Книги
Серии
Форум
Тихонов Александр Николаевич
Книга «Словарь афоризмов русских писателей»
Оглавление
Читать
Помогите нам сделать Литлайф лучше
Сила воображения увеличивается по мере роста знаний.
Скрытая от всех работа писателя до выхода книги превращается после ее выхода в общечеловеческое дело.
Существует своего рода закон воздействия писательского слова на читателя.
Счастье дается только знающим. Чем больше знает человек, тем резче, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями.
Только люди, не помнящие своего духовного родства, люди, тупо равнодушные к культуре своей страны, к ее прошлому, настоящему и будущему, могут… безжалостно уничтожать ту высокую культурную ценность, что несут в себе природа, пейзаж и его красота.
Тот народ, который создал такой язык, — поистине великий и счастливый народ.
Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости.
Тот, кто лишен чувства печали, так же жалок, как и человек, не знающий, что такое радость, или потерявший ощущение смешного. Выпадение хотя бы одного из этих свойств свидетельствует о непоправимой духовной ограниченности.
У любви тысячи аспектов, и в каждом из них — свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание.
Человек должен быть умен, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание — Человек.
Чем больше знаешь, тем интереснее жить…
Чужое небо и чужие страны радуют нас только на очень короткое время; несмотря на всю свою красоту. В конце концов придет пора, когда одинокая ромашка на краю дороги к отчему дому покажется нам милее звездного неба над Великим океаном, и крик соседского петуха прозвучит как голос родины, зовущий нас обратно в свои поля и леса, покрытые туманом.
Шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе.
Эти строки — не только вершины поэзии. В них не только точность, душевная ясность и тишина. В них еще все волшебство русской речи. Если бы можно было представить, что исчезла бы русская поэзия, что исчез бы самый русский язык, а остались от него только эти несколько строк, то и тогда богатство и певучая сила нашего языка были бы ясны каждому. Потому что в этих стихах Пушкина собраны, как в магическом кристалле, все необыкновенные качества нашей речи.
Я пишу, превращаясь в книги, я даю себя всем.
Я понял, что лучше всего в природе — это сдержанность, мягкость, а не крикливый блеск небес, лакированных и жарких.
Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того, чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины.
ПЕЛЕВИН ВИКТОР ОЛЕГОВИЧ
Виктор Олегович Пелевин (р. 1962). Современный русский писатель. Работает в жанре фантастики. Произведения необычны по тематике и форме. Среди самых известных назовем «Омон Ра», «Жизнь насекомых», «Желтая стрела», «Затворник и Шестипалый», «Принц Госплана».
В этом и суть подвига, что его всегда совершает не готовый к нему человек, потому что подвиг — это такая вещь, к которой подготовиться невозможно.
Есть, видимо, какое-то странное соответствие между общим рисунком жизни и теми мелкими историями, которые постоянно происходят с человеком и которым он не придает значения.
ПЕРМЯК ЕВГЕНИЙ АНДРЕЕВИЧ
Евгений Андреевич Пермяк (1902–1982). Русский писатель. Перу Е. Пермяка принадлежат романы «Сказка о сером волке», «Старая ведьма», «Последние заморозки», «Горбатый медведь», «Яргород», «Очарование темноты»; повести «Счастливое крушение», «Бабушкины кружева»; пьесы, рассказы и сказки для детей, публицистика, книга «Долговекий мастер. О жизни и творчестве Павла Бажова» и др.
До всего доискивайся и все тайны до последнего узелка развязывай…
И всегда так: ищешь — не найдешь, не ждешь — явится.
Из всех красот, что есть на земле, женская красота всем венец. Богатыри перед ней никнут. Старухи молодеют. Мудрецы ума-разума лишаются. Олухи умнеют. Краснобаи немеют.
Какая в тебе трудовая жилка бьется, какая работа лучше других удается — та и твоя.
Лжа тоже свою черту знает. Переступи ее только раз, один маленький разок, и рухнет все солганное тобой. Рухнет, как бы искусно и даровито ни притворялось оно правдой, как бы до этого ни сияло ею в обманутых доверчивых глазах.
Лжа, как ржа, скоротечна. Сама себя съедает.
Мало ли печальных, несправедливых и грубых историй бывает на свете! Нельзя же позволять им зачеркивать всю жизнь. Прошедшее всегда заслоняется Настоящим, если оно большое, яркое и настоящее — Настоящее.
Но разве счастье в торжестве низменной страсти возмездия? Это жалкая радость слабых.
Пока жив человек, для него ничего не поздно.
Руки у головы — самые главные и самые надежные приказчики. Голова без рук — как отец без детей: есть что приказать, а некому.
Сегодня и вчера переплетаются в одном узоре так, что ты не можешь разлучить минувшее и наши дни.
Смерть свой распорядок знает, как и Жизнь. Она тоже своего не упустит, а что положено — получай сполна.
Стоит, обязательно стоит вспоминать старое: иначе люди забудут, откуда мы шли и как далеко мы ушли.
Счастье, как любовь, не знает ни края, ни меры.
Темным людям свет всегда глаза режет. У дураков от чужого ума всегда голова болит.
Человек в труде познается, а в отдыхе раскрывается.
Человек, любящий жизнь, никогда не бывает у нее пасынком.
Человеческое слово. И нет ничего дороже его. Нет ничего сильнее его. Город возьмет. Врага остановит. Сердце полонит. Мертвого воскресит. Живого умертвит. На путь наставит, с пути собьет. Ненавидеть научит. За собой позовет. Народы из темноты выведет. Солнцем им засветит. Крылья вырастит… Все подвластно ему… Ежели, конечно, это большое, настоящее слово, а не пустой балабольный звон…
ПЕТРУШЕВСКАЯ ЛЮДМИЛА СТЕФАНОВНА
Людмила Стефановна Петрушевская (р. 1938). Русский драматург, прозаик. Произведения Л. Петрушевской включены в репертуар многих современных театров. Ее перу принадлежат пьесы «Уроки музыки», «Чинзано», «Гаудеамус», «Любовь», «Квартира Коломбины», «Московский хор», «Анданте», «Стакан воды», «Изолированный бокс», «Песни XX века», «День рождения Смирновой», «Чемодан чепухи»; рассказы и повести, в числе которых «Приключения Веры», «История Клариссы», «Дочь Ксени», «Страна», «Кто ответит?», «Мистика», «Гигиена», «Время ночь»; цикл «Песни восточных славян», сказки для детей и взрослых и др.
Афоризмы русских писателей со словом «пушкин»
Русский публике нравится та манера писать прозой, которой держался Пушкин. Он любил в прозе простоту, чуждался витиеватости.
До Пушкина ещё никто не писал таким лёгким и живым языком, в котором соединялись и простота, и поэтическая прелесть, ещё никто не умел придавать русскому стиху столько точности, выразительности и красоты.
Молодой Пушкин черпает золотым ковшом народную речь, ещё не остывшую от пугачёвского пожара.
Ай-да Пушкин, ай-да сукин сын!
Эти строки (о вступлении к поэме»Медный всадник») — не только вершины поэзии. В них не только точность, душевная ясность и тишина. В них еще все волшебство русской речи. Если бы можно было представить, что исчезла бы русская поэзия, что исчез бы самый русский язык, а остались от него только эти несколько строк, то и тогда богатство и певучая сила нашего языка были бы ясны каждому. Потому что в этих стихах Пушкина собраны, как в магическом кристалле, все необыкновенные качества нашей речи.
Пушкин — самый любимый мною поэт. С каждым годом я воспринимаю его все больше и больше как гения…
Постичь Пушкина — это уже нужно иметь талант. Думаю, что только сейчас мы начинаем осознавать стиль его словесной походки.
Изгнанье Пушкина — признанье
Его чистейшей правоты.
Уместно будет напомнить, что язык создается народом. Деление языка на литературный и народный значит только то, что мы имеем, так сказать, «сырой» язык и обработанный мастерами. Первым, кто прекрасно понял это, был Пушкин, он же первый и показал, как следует пользоваться речевым материалом народа, как надобно обрабатывать его.
Пушкин первый настойчиво вводил в язык полногласность: он перестал писать брада, власа, глад и писал борода, волосы, голод; но иногда когда тема стихотворения требовала каких-то особенных, железных слов, он не стеснялся брать их из славянского языка…
Пушкин до того удивил меня простотой и музыкой стиха, что долгое время проза казалась мне неестественной и читать её было неловко.
Он был по-русски красноречив, и особенно подкупало меня блестящее умение, с которым он владел афоризмом, этой характерной особенностью подлинной русской речи. [Пушкин]
Он был изумительный мастер эпистолярного стиля, письма Пушкина до сего дня не утратили значения лучших образцов этого стиля.
Он (Пушкин) собирал песни и в Одессе, и в Кишиневе, и в Псковской губернии — для чего переодевался в платье мещанина, и, изучая народную жизнь, народную речь, ругает свое воспитание «поганым и проклятым». Он учится русскому языку у Крылова, ещё больше у своей няньки и всегда у ямщиков, торговок, в трактирах, на постоялых дворах, у солдат.
Начиная с Пушкина, наши классики отобрали из речевого хаоса наиболее точные, яркие, веские слова и создали «великий, прекрасный язык»…
Многие из современников Пушкина владели словом почти так же искусно, так же легко, как он, но никто из них не мог соединить в стихе простоты и ясности слова с музыкой его, никто из предшественников и современников его не мог возвыситься до таких стихов, какими написан, например, «Пророк».
При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте… В нем, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул ему границы и более показал все его пространство…
Никто из наших поэтов не был ещё так скуп на слова и выражения, как Пушкин, так не смотрел осторожно за самим собою, чтобы не сказать неумеренного и лишнего, пугаясь приторности и того и другого.
Ни один итальянский поэт не отделывал так сонетов своих, как обрабатывал он эти лёгкие, по-видимому, мгновенные создания. Какая точность во всяком слове! Какая значительность всякого выражения! Да так все округлено, окончено и замкнуто!
Стих Пушкина благороден, изящно прост, национально верен духу языка.
Стих Пушкина — это вековечный образец, неумирающий тип русского стиха: не было и не будет лучшего.
Справедливо сказал Гоголь, что «в Пушкине, будто в лексиконе, заключалось всё богатство, гибкость и сила нашего языка».
Пушкин не любил щеголять эпитетами, не бросался ни в сентименталь-ность, ни в таинственность, ни в надутость, ни в пустословие; он жив и стремителен в рассказе, употребляет слова в надлежащем их смысле, наблюдает умную соразмерность в разделении мыслей: все это действительно составляло неотъемлемые качества пушкинской поэзии, качества великие.
Определённость есть свойство великих поэтов, и Пушкин вполне обладал этим свойством.
Как верна у Пушкина всякая мысль, всякое чувство и всякое ощущение, так верен у него и всякий оборот, каждая фраза, каждое слово.
Стихи Пушкина дарили детям русский язык в самом совершенном его великолепии, язык, который они, может быть, никогда больше не услышат и на котором никогда не будут говорить, но который все равно будет при них, как вечная драгоценность.
Кто знает, что такое слово!
Какой ценой купил он право,
Возможность или благодать
Над всем так мудро и лукаво
Шутить, таинственно молчать
И ногу ножкой называть? [Пушкин]
Источник: Словарь афоризмов русских писателей. Составители: А. В. Королькова, А. Г. Ломов, А. Н. Тихонов
я уверен,что для полного овладения русским языком,для того,чтобы не потерять чувство этого языка,нужно не только постоянное обще
ние с простыми русскими людьми,но также общение с пажитями и лесами,водами,старыми ивами,с переснистом птиц и каждым цветком,что кивает головой из под куста лещины. должно быть,у каждого человека случается свое счастливое время открытий.случилось и у меня одно такоелето открытий и лесистой и луговой стороне Средней России. в это лето я узнал заново-на ощупь,на вкус,на запах-много новых слов,бывших до той поры хотя и известными мне,но далекими и непережитыми.раньше они вызывали только один обычный скудный образ.а вот теперь оказалось что в каждом таком слове заложена бездна живых образов. какие же это слова?их так много,что трудно решить даже,с каких слов начинать.легче всего,пожалуй,с «дождевых» я конечно,знал,что есть дожди моросящие,слепые,обложные,грибные,спорые дожди,идущие полосами-полосовые,косые,сильные окатные дожди и,наконец,ливни. но одно дело-знать умозрительно,а другое-испытать эти дожди на себе и понять,что в каждом из них заключена своя поэзия,свои признаки,отличные от признаков других дождей. тогда все эти слова,определяющие дожди,оживают,крепнут,наполняются выразительной силой.тогда за каждым таким словом видишь и чувствуешь то,о чем говоришь,а не произносишь его машинально,по одной привычке.
найдите диалектные слова
Если бы можно было представить что исчезла бы русская поэзия
К.Г. Паустовский писал: «Строки из вступления к поэме Пушкина “Медный всадник” – это не только “вершина поэзии”. В них не только точность, душевная ясность и тишина. В них еще все волшебство русской речи. Если бы можно было представить, что исчезла русская поэзия, что исчез сам русский язык, а остались от него только эти несколько строк, то и тогда богатство и певучая сила нашего языка были бы ясны каждому. Потому что в этих стихах Пушкина собраны, как в магическом кристалле, все необыкновенные качества нашей речи. Тот народ, который создал такой язык, – поистине великий и счастливый народ».
1. Определите тему, основные мысли текста.
2. С помощью каких языковых средств в высказывании Паустовского выражаются не только мысли, но и чувства, отношение, оценка?
3. Объясните значение слов магический, волшебство.
4. Подберите синонимы к словам поистине, необыкновенный.
5. Укажите предложение, в котором используется такое средство выразительности, как сравнение. Расскажите о средствах выражения сравнения в русском языке. Приведите примеры из произведений Пушкина.
6. Составьте схему одного из сложных предложений.
7. Объясните знаки препинания.
8. Какие орфографические правила можно подтвердить примерами из текста? 9. Выполните разные виды разбора.
10. Подготовьтесь к выразительному чтению и краткому пересказу текста. Что, по вашему мнению, можно назвать «необыкновенными качествами русской речи»? Напишите об этом.
Register
Do you already have an account? Login
Login
Don’t you have an account yet? Register
Newsletter
Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!
Мари Умняшка
К.Г. Паустовский писал: «Строки из вступления к поэме Пушкина “Медный всадник” – это не только “вершина поэзии”. В них не только точность, душевная ясность и тишина. В них еще все волшебство русской речи. Если бы можно было представить, что исчезла русская поэзия, что исчез сам русский язык, а остались от него только эти несколько строк, то и тогда богатство и певучая сила нашего языка были бы ясны каждому. Потому что в этих стихах Пушкина собраны, как в магическом кристалле, все необыкновенные качества нашей речи. Тот народ, который создал такой язык, – поистине великий и счастливый народ». 1. Определите тему, основные мысли текста. 2. С помощью каких языковых средств в высказывании Паустовского выражаются не только мысли, но и чувства, отношение, оценка? 3. Объясните значение слов магический, волшебство. 4. Подберите синонимы к словам поистине, необыкновенный. 5. Укажите предложение, в котором используется такое средство выразительности, как сравнение. Расскажите о средствах выражения сравнения в русском языке. Приведите примеры из произведений Пушкина. 6. Составьте схему одного из сложных предложений. 7. Объясните знаки препинания. 8. Какие орфографические правила можно подтвердить примерами из текста? 9. Выполните разные виды разбора. 10. Подготовьтесь к выразительному чтению и краткому пересказу текста. Что, по вашему мнению, можно назвать «необыкновенными качествами русской речи»? Напишите об этом.
Лучший ответ:
Онтонио Веселко
1.Тема в том что произведение Пушкина это «верщина поэзий»,мысль в том что без поэзий наш ликсикон был бы скучным и понятным для всех,а блогодаря поэзий наш лексикон улучшается.
3.Поэзия это само по себе волшебство,благодоря поэзий мы можешь расскзать про мир,такими прекрасными словами