если клиент испачкал салон яндекс такси что делать
Если клиент испачкал салон яндекс такси что делать
Последнее обновление 26 ноя 2021
Напишите в поддержку в тот день, когда был испачкан ваш автомобиль. Опишите подробно, что произошло. Специалист поможет быстрее, если отправите фотографию, на которой будет видно СТС автомобиля на фоне загрязнения.
Поддержка может дать вам промокод, если вы ещё не получили максимальное количество промокодов от сервиса. Их количество зависит от числа успешных поездок.
Если салон сильно испачкан и потребовалась химчистка, вы можете получить промокод на 12 часов. За загрязнения, которые можно удалить с помощью мойки и чистки пылесосом, — промокод на 3 часа.
В тех случаях, когда профессиональная чистка не нужна — например, в салоне остался сухой мусор, крошки или песок — промокоды не предусмотрены.
Правила для заказов в линейке премиальных тарифов
Для водителей, которые выполняют заказы в премиальных тарифах, предусмотрена специальная система.
Сделайте 2 фотографии: на одной ваше свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС) на фоне загрязнений, на другой — только грязные элементы салона. Затем сделайте химчистку, и в течение 72 часов после этого напишите в поддержку, приложив фотографии и чек. В чеке должны быть прописаны дата, время чистки, модель и номер автомобиля, а также стоять печать.
После химчистки вы можете выйти на линию. Пожалуйста, не выполняйте новые заказы, если ваш салон испачкан.
В тех случаях, когда профессиональная чистка не нужна — например, в салоне остался сухой мусор, крошки или песок — компенсация не предусмотрена.
Правила для заказов в тарифе «Детский»
Поддержка может дать промокод: его размер зависит от степени загрязнения салона.
Сделайте 2 фотографии: на одной ваше свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС) на фоне загрязнений, на другой — только грязные элементы салона. В некоторых случаях вас попросят прислать чек за химчистку.
Пожалуйста, не выполняйте новые заказы, пока не очистите автомобиль.
Бесправное такси: что делать, если агрегатор отключил от сервиса, а клиент испачкал салон
Агрегатор может отключить таксиста от сервиса по своей инициативе. Например, недавно «Ситимобил» заблокировал нескольких таксистов без права на восстановление, потому что они устроили драку на дороге с другими водителями. Пассажиры в потасовке не участвовали, но «Ситимобил» решил, что не хочет сотрудничать с неуравновешенными таксистами. СМИ писали, что агрегатор передал в таксопарки информацию о драчунах, чтобы они больше не смогли работать. А «Яндекс.Такси» отключило таксиста, который пропустил звонок компании. Оказалось, что водитель глухой и физически не мог услышать звонок. В итоге «Яндекс» пообещал вернуть доступ к системе.
Поэтому Розенблат рекомендует внимательно читать договор с агрегатором еще до того, как начнете с ним работать.
Как правило, агрегатор оставляет за собой право изменять условия соглашения в одностороннем порядке через публикацию новой редакции на сайте в интернете и/или в приложении. То есть таксисту желательно взять за правило хотя бы раз в неделю мониторить такие изменения.
Формально соглашение с платформой – договор присоединения. Это значит, что все его условия определяет агрегатор, а водитель не может на них повлиять. Ему остается или соглашаться на них, или искать другой сервис с более выгодными правилами. По закону, если таксист считает, что условия явно обременительны для него, после присоединения к договору можно потребовать изменить их в более честную сторону. Но Карпухин предупреждает: это достаточно сложная категория споров, где нужны серьезные усилия юриста. Победу никто не гарантирует.
Розенблат советует в претензии агрегатору упомянуть и об убытках, которые водитель несет из-за того, что его неправомерно отключили от сервиса. Те поездки, которые таксист не совершил из-за блокировки, можно считать упущенной выгодой.
Если водитель работает с агрегатором не напрямую, а через таксопарк, то деньги за поездки «по безналу» агрегатор перечисляет на счет таксопарка в банке. После этого таксопарк должен перевести водителю ту сумму, которая ему причитается в срок, установленный договором. Не все таксопарки выполняют свои обязательства вовремя.
«Яндекс.Такси» рекомендует водителям писать в техподдержку этого агрегатора, если таксопарк не отдал деньги в течение 5 дней после обращения за ними.
Розенблат предлагает «утяжелить» претензию в таксопарк обещаниями в судебном споре взыскать не только долг, но и проценты за пользование чужими деньгами, и убытки, и судебные издержки. Есть шанс, что таксопарк захочет избежать лишних трат и отдаст деньги добровольно и поскорее.
Некоторые таксопарки используют приложения, которые перечисляют деньги водителю в любое время. Резервные средства уходят со счета таксопарка, а затем компенсируются поступлениями от агрегатора за другие поездки. Но таких примеров немного.
Агрегаторы и таксопарки не всегда подробно разъясняют в своих правилах, что делать водителю, если пассажир испортил машину. Например, «Такси 956» обошлось лаконичной формулировкой: если клиент испачкал салон, он должен оплатить химчистку. А если он откажется? И что делать, когда проблема не решается химчисткой? Например, пассажир порвал обивку сиденья или серьезно поцарапал машину.
Машину можно застраховать, но обычно по договору КАСКО компенсация предусматривается только за повреждения на внешней части машины. Например, в правилах «Тинькофф Страхования» указано, что ущерб внутренней отделке салона – страховой случай только в исключительных ситуациях (пожар, ДТП и тому подобное). «Ингострах» регулирует ситуацию еще детальнее: повреждения внутренней части салона не возмещаются, даже если они возникли из-за «противоправных действий».
С клиентом надо попытаться обменяться контактами, узнать его фамилию и имя. Если за компенсацию ущерба придется судиться, нужно знать, кто повредил машину. Если пассажир отказался назваться, данные можно запросить и у агрегатора, но готовьтесь к отказу, предупреждает Ялынычев. Все дело в законодательстве о персональных данных, сервис не вправе распространять эти сведения. Но если они нужны вам для взыскания денег через суд, агрегатор может передать эту информацию, говорит Климов (см. п. 3 ч. 1 ст. 6 закона о персональных данных).
Как вариант, если машина ваша, можно через суд потребовать агрегатора возместить ущерб и одновременно попросить суд истребовать у агрегатора данные пассажира, рассуждает Ялынычев. После того, как узнаете их, можно указать клиента как соответчика.
По словам юриста, в таких делах суды устанавливают следующие обстоятельства:
Бремя доказывания по закону распределяется так, что это должен доказать водитель. Отсутствие вины должен доказать клиент такси (п. 2 ст. 1064 ГК).
Самый простой способ — устранить повреждение за свой счет. А потом взыскать с пассажира стоимость ремонта. Еще можно обратиться в экспертную или оценочную организацию, чтобы она оценила размер ущерба.
Если машина не ваша, есть риск, что ее собственник взыщет компенсацию ущерба с вас, предупреждает Ялынычев. При оплате без суда зафиксируйте все документально. После оплаты у вас возникнет право получить эти деньги с виновного пассажира, в том числе и через суд.
Большинство таксистов сотрудничают с агрегаторами и таксопарками по гражданско-правовым договорам, рассказывает Климов. Это значит, что у водителей нет отпусков и больничных. Такие гарантии полагаются только тем, кто работает по трудовым договорам. В отдельных случаях можно признать трудовыми как отношения по гражданско-правовому договору, так и отношения, в которых никакого договора не было.
Но российские суды отказываются считать отношения таксистов с агрегатором трудовыми, отмечает Белицкая. Так, в одном случае Мосгорсуд не стал удовлетворять иск водителя в том числе потому, что по договору с «Яндекс.Такси» водитель не был обязан что-то делать для агрегатора. Наоборот, «Яндекс» должен был предоставить доступ к своему сервису за плату (дело № 33-53437/2019). В другом споре Замоскворецкий районный суд Москвы решил, что «Яндекс» – это информационный сервис, а не работодатель для таксистов (дело № 02-2792/2019). Против таксистов сыграло то, что у «Яндекса» грамотно сформулирован договор, по которому работают водители.
Представители агрегаторов считают, что признание их отношений с таксистами трудовыми повысит стоимость поездок для пассажиров. Ведь компаниям придется платить страховые взносы за водителей.
Если речь идет об отношениях напрямую между таксистом и таксопарком, есть больше оснований признать их трудовыми. Но и здесь в судах мало кому удается доказать, что агентский договор или договор аренды автомобиля маскируют трудовой договор.
Помочь, по ее словам, могут такие обстоятельства:
Например, Шестой кассационный суд общей юрисдикции признал Андрея Димина* работником индивидуального предпринимателя Алисы Петраковой*. Они заключили договор аренды транспортного средства. Каждое утро Димин приходил в таксопарк Петраковой, брал свободную машину и ехал на смену. Суд решил, что это трудовые отношения, а не арендные (дело № 88-5523/2021).
По закону о банкротстве из конкурсной массы исключается имущество, на которое Гражданский процессуальный кодекс не разрешает обращать взыскание. По общему правилу у банкрота нельзя забрать нужные для профессиональной деятельности вещи, которые стоят не больше 10 000 руб. Но «в исключительных случаях» Пленум Верховного суда разрешает оставить банкроту и более ценное имущество (п. 2 постановления от 25 декабря 2018 г. № 48).
Например, в деле № А60-31181/2019 АС Свердловской области оставил машину должнику потому, что его работа связана с разъездами. Мужчина устанавливал сигнализацию, а потом регулярно проверял, все ли с ней в порядке. Добиться положительного решения помогли трудовой договор и справка с работы.
* Имена и фамилии изменены редакцией.
Бесправное такси: что делать, если агрегатор отключил от сервиса, а клиент испачкал салон
Агрегатор может отключить таксиста от сервиса по своей инициативе. Например, недавно «Ситимобил» заблокировал нескольких таксистов без права на восстановление, потому что они устроили драку на дороге с другими водителями. Пассажиры в потасовке не участвовали, но «Ситимобил» решил, что не хочет сотрудничать с неуравновешенными таксистами. СМИ писали, что агрегатор передал в таксопарки информацию о драчунах, чтобы они больше не смогли работать. А «Яндекс.Такси» отключило таксиста, который пропустил звонок компании. Оказалось, что водитель глухой и физически не мог услышать звонок. В итоге «Яндекс» пообещал вернуть доступ к системе.
Поэтому Розенблат рекомендует внимательно читать договор с агрегатором еще до того, как начнете с ним работать.
Как правило, агрегатор оставляет за собой право изменять условия соглашения в одностороннем порядке через публикацию новой редакции на сайте в интернете и/или в приложении. То есть таксисту желательно взять за правило хотя бы раз в неделю мониторить такие изменения.
Формально соглашение с платформой – договор присоединения. Это значит, что все его условия определяет агрегатор, а водитель не может на них повлиять. Ему остается или соглашаться на них, или искать другой сервис с более выгодными правилами. По закону, если таксист считает, что условия явно обременительны для него, после присоединения к договору можно потребовать изменить их в более честную сторону. Но Карпухин предупреждает: это достаточно сложная категория споров, где нужны серьезные усилия юриста. Победу никто не гарантирует.
Розенблат советует в претензии агрегатору упомянуть и об убытках, которые водитель несет из-за того, что его неправомерно отключили от сервиса. Те поездки, которые таксист не совершил из-за блокировки, можно считать упущенной выгодой.
Если водитель работает с агрегатором не напрямую, а через таксопарк, то деньги за поездки «по безналу» агрегатор перечисляет на счет таксопарка в банке. После этого таксопарк должен перевести водителю ту сумму, которая ему причитается в срок, установленный договором. Не все таксопарки выполняют свои обязательства вовремя.
«Яндекс.Такси» рекомендует водителям писать в техподдержку этого агрегатора, если таксопарк не отдал деньги в течение 5 дней после обращения за ними.
Розенблат предлагает «утяжелить» претензию в таксопарк обещаниями в судебном споре взыскать не только долг, но и проценты за пользование чужими деньгами, и убытки, и судебные издержки. Есть шанс, что таксопарк захочет избежать лишних трат и отдаст деньги добровольно и поскорее.
Некоторые таксопарки используют приложения, которые перечисляют деньги водителю в любое время. Резервные средства уходят со счета таксопарка, а затем компенсируются поступлениями от агрегатора за другие поездки. Но таких примеров немного.
Агрегаторы и таксопарки не всегда подробно разъясняют в своих правилах, что делать водителю, если пассажир испортил машину. Например, «Такси 956» обошлось лаконичной формулировкой: если клиент испачкал салон, он должен оплатить химчистку. А если он откажется? И что делать, когда проблема не решается химчисткой? Например, пассажир порвал обивку сиденья или серьезно поцарапал машину.
Машину можно застраховать, но обычно по договору КАСКО компенсация предусматривается только за повреждения на внешней части машины. Например, в правилах «Тинькофф Страхования» указано, что ущерб внутренней отделке салона – страховой случай только в исключительных ситуациях (пожар, ДТП и тому подобное). «Ингострах» регулирует ситуацию еще детальнее: повреждения внутренней части салона не возмещаются, даже если они возникли из-за «противоправных действий».
С клиентом надо попытаться обменяться контактами, узнать его фамилию и имя. Если за компенсацию ущерба придется судиться, нужно знать, кто повредил машину. Если пассажир отказался назваться, данные можно запросить и у агрегатора, но готовьтесь к отказу, предупреждает Ялынычев. Все дело в законодательстве о персональных данных, сервис не вправе распространять эти сведения. Но если они нужны вам для взыскания денег через суд, агрегатор может передать эту информацию, говорит Климов (см. п. 3 ч. 1 ст. 6 закона о персональных данных).
Как вариант, если машина ваша, можно через суд потребовать агрегатора возместить ущерб и одновременно попросить суд истребовать у агрегатора данные пассажира, рассуждает Ялынычев. После того, как узнаете их, можно указать клиента как соответчика.
По словам юриста, в таких делах суды устанавливают следующие обстоятельства:
Бремя доказывания по закону распределяется так, что это должен доказать водитель. Отсутствие вины должен доказать клиент такси (п. 2 ст. 1064 ГК).
Самый простой способ — устранить повреждение за свой счет. А потом взыскать с пассажира стоимость ремонта. Еще можно обратиться в экспертную или оценочную организацию, чтобы она оценила размер ущерба.
Если машина не ваша, есть риск, что ее собственник взыщет компенсацию ущерба с вас, предупреждает Ялынычев. При оплате без суда зафиксируйте все документально. После оплаты у вас возникнет право получить эти деньги с виновного пассажира, в том числе и через суд.
Большинство таксистов сотрудничают с агрегаторами и таксопарками по гражданско-правовым договорам, рассказывает Климов. Это значит, что у водителей нет отпусков и больничных. Такие гарантии полагаются только тем, кто работает по трудовым договорам. В отдельных случаях можно признать трудовыми как отношения по гражданско-правовому договору, так и отношения, в которых никакого договора не было.
Но российские суды отказываются считать отношения таксистов с агрегатором трудовыми, отмечает Белицкая. Так, в одном случае Мосгорсуд не стал удовлетворять иск водителя в том числе потому, что по договору с «Яндекс.Такси» водитель не был обязан что-то делать для агрегатора. Наоборот, «Яндекс» должен был предоставить доступ к своему сервису за плату (дело № 33-53437/2019). В другом споре Замоскворецкий районный суд Москвы решил, что «Яндекс» – это информационный сервис, а не работодатель для таксистов (дело № 02-2792/2019). Против таксистов сыграло то, что у «Яндекса» грамотно сформулирован договор, по которому работают водители.
Представители агрегаторов считают, что признание их отношений с таксистами трудовыми повысит стоимость поездок для пассажиров. Ведь компаниям придется платить страховые взносы за водителей.
Если речь идет об отношениях напрямую между таксистом и таксопарком, есть больше оснований признать их трудовыми. Но и здесь в судах мало кому удается доказать, что агентский договор или договор аренды автомобиля маскируют трудовой договор.
Помочь, по ее словам, могут такие обстоятельства:
Например, Шестой кассационный суд общей юрисдикции признал Андрея Димина* работником индивидуального предпринимателя Алисы Петраковой*. Они заключили договор аренды транспортного средства. Каждое утро Димин приходил в таксопарк Петраковой, брал свободную машину и ехал на смену. Суд решил, что это трудовые отношения, а не арендные (дело № 88-5523/2021).
По закону о банкротстве из конкурсной массы исключается имущество, на которое Гражданский процессуальный кодекс не разрешает обращать взыскание. По общему правилу у банкрота нельзя забрать нужные для профессиональной деятельности вещи, которые стоят не больше 10 000 руб. Но «в исключительных случаях» Пленум Верховного суда разрешает оставить банкроту и более ценное имущество (п. 2 постановления от 25 декабря 2018 г. № 48).
Например, в деле № А60-31181/2019 АС Свердловской области оставил машину должнику потому, что его работа связана с разъездами. Мужчина устанавливал сигнализацию, а потом регулярно проверял, все ли с ней в порядке. Добиться положительного решения помогли трудовой договор и справка с работы.
* Имена и фамилии изменены редакцией.
Что делать, если пассажир испачкал салон
Напишите в поддержку в тот день, когда был испачкан ваш автомобиль. Опишите подробно, что произошло. Специалист поможет быстрее, если отправите фотографию, на которой будет видно СТС автомобиля на фоне загрязнения.
Поддержка может дать вам промокод, если вы ещё не получили максимальное количество промокодов от сервиса. Их количество зависит от числа успешных поездок.
Если салон сильно испачкан и потребовалась химчистка, вы можете получить промокод на 12 часов. За загрязнения, которые можно удалить с помощью мойки и чистки пылесосом, — промокод на 3 часа.
В тех случаях, когда профессиональная чистка не нужна — например, в салоне остался сухой мусор, крошки или песок — промокоды не предусмотрены.
Правила для заказов в линейке премиальных тарифов
Для водителей, которые выполняют заказы в премиальных тарифах, предусмотрена специальная система.
Сделайте 2 фотографии: на одной ваше свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС) на фоне загрязнений, на другой — только грязные элементы салона. Затем сделайте химчистку, и в течение 72 часов после этого напишите в поддержку, приложив фотографии и чек. В чеке должны быть прописаны дата, время чистки, модель и номер автомобиля, а также стоять печать.
После химчистки вы можете выйти на линию. Пожалуйста, не выполняйте новые заказы, если ваш салон испачкан.
В тех случаях, когда профессиональная чистка не нужна — например, в салоне остался сухой мусор, крошки или песок — компенсация не предусмотрена.
Правила для заказов в тарифе «Детский»
Поддержка может дать промокод: его размер зависит от степени загрязнения салона.
Сделайте 2 фотографии: на одной ваше свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС) на фоне загрязнений, на другой — только грязные элементы салона. В некоторых случаях вас попросят прислать чек за химчистку.
Пожалуйста, не выполняйте новые заказы, пока не очистите автомобиль.
Сообщества Яндекс.Водитель в социальных сетях: ВКонтакте, Ютуб, Инстаграм, Вайбер, Телеграм, ТикТок
© 2009–2021 ООО «Яндекс.Такси»
К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:
Бесправное такси: что делать, если агрегатор отключил от сервиса, а клиент испачкал салон
Агрегатор может отключить таксиста от сервиса по своей инициативе. Например, недавно «Ситимобил» заблокировал нескольких таксистов без права на восстановление, потому что они устроили драку на дороге с другими водителями. Пассажиры в потасовке не участвовали, но «Ситимобил» решил, что не хочет сотрудничать с неуравновешенными таксистами. СМИ писали, что агрегатор передал в таксопарки информацию о драчунах, чтобы они больше не смогли работать. А «Яндекс.Такси» отключило таксиста, который пропустил звонок компании. Оказалось, что водитель глухой и физически не мог услышать звонок. В итоге «Яндекс» пообещал вернуть доступ к системе.
Поэтому Розенблат рекомендует внимательно читать договор с агрегатором еще до того, как начнете с ним работать.
Как правило, агрегатор оставляет за собой право изменять условия соглашения в одностороннем порядке через публикацию новой редакции на сайте в интернете и/или в приложении. То есть таксисту желательно взять за правило хотя бы раз в неделю мониторить такие изменения.
Формально соглашение с платформой – договор присоединения. Это значит, что все его условия определяет агрегатор, а водитель не может на них повлиять. Ему остается или соглашаться на них, или искать другой сервис с более выгодными правилами. По закону, если таксист считает, что условия явно обременительны для него, после присоединения к договору можно потребовать изменить их в более честную сторону. Но Карпухин предупреждает: это достаточно сложная категория споров, где нужны серьезные усилия юриста. Победу никто не гарантирует.
Розенблат советует в претензии агрегатору упомянуть и об убытках, которые водитель несет из-за того, что его неправомерно отключили от сервиса. Те поездки, которые таксист не совершил из-за блокировки, можно считать упущенной выгодой.
Если водитель работает с агрегатором не напрямую, а через таксопарк, то деньги за поездки «по безналу» агрегатор перечисляет на счет таксопарка в банке. После этого таксопарк должен перевести водителю ту сумму, которая ему причитается в срок, установленный договором. Не все таксопарки выполняют свои обязательства вовремя.
«Яндекс.Такси» рекомендует водителям писать в техподдержку этого агрегатора, если таксопарк не отдал деньги в течение 5 дней после обращения за ними.
Розенблат предлагает «утяжелить» претензию в таксопарк обещаниями в судебном споре взыскать не только долг, но и проценты за пользование чужими деньгами, и убытки, и судебные издержки. Есть шанс, что таксопарк захочет избежать лишних трат и отдаст деньги добровольно и поскорее.
Некоторые таксопарки используют приложения, которые перечисляют деньги водителю в любое время. Резервные средства уходят со счета таксопарка, а затем компенсируются поступлениями от агрегатора за другие поездки. Но таких примеров немного.
Агрегаторы и таксопарки не всегда подробно разъясняют в своих правилах, что делать водителю, если пассажир испортил машину. Например, «Такси 956» обошлось лаконичной формулировкой: если клиент испачкал салон, он должен оплатить химчистку. А если он откажется? И что делать, когда проблема не решается химчисткой? Например, пассажир порвал обивку сиденья или серьезно поцарапал машину.
Машину можно застраховать, но обычно по договору КАСКО компенсация предусматривается только за повреждения на внешней части машины. Например, в правилах «Тинькофф Страхования» указано, что ущерб внутренней отделке салона – страховой случай только в исключительных ситуациях (пожар, ДТП и тому подобное). «Ингострах» регулирует ситуацию еще детальнее: повреждения внутренней части салона не возмещаются, даже если они возникли из-за «противоправных действий».
С клиентом надо попытаться обменяться контактами, узнать его фамилию и имя. Если за компенсацию ущерба придется судиться, нужно знать, кто повредил машину. Если пассажир отказался назваться, данные можно запросить и у агрегатора, но готовьтесь к отказу, предупреждает Ялынычев. Все дело в законодательстве о персональных данных, сервис не вправе распространять эти сведения. Но если они нужны вам для взыскания денег через суд, агрегатор может передать эту информацию, говорит Климов (см. п. 3 ч. 1 ст. 6 закона о персональных данных).
Как вариант, если машина ваша, можно через суд потребовать агрегатора возместить ущерб и одновременно попросить суд истребовать у агрегатора данные пассажира, рассуждает Ялынычев. После того, как узнаете их, можно указать клиента как соответчика.
По словам юриста, в таких делах суды устанавливают следующие обстоятельства:
Бремя доказывания по закону распределяется так, что это должен доказать водитель. Отсутствие вины должен доказать клиент такси (п. 2 ст. 1064 ГК).
Самый простой способ — устранить повреждение за свой счет. А потом взыскать с пассажира стоимость ремонта. Еще можно обратиться в экспертную или оценочную организацию, чтобы она оценила размер ущерба.
Если машина не ваша, есть риск, что ее собственник взыщет компенсацию ущерба с вас, предупреждает Ялынычев. При оплате без суда зафиксируйте все документально. После оплаты у вас возникнет право получить эти деньги с виновного пассажира, в том числе и через суд.
Большинство таксистов сотрудничают с агрегаторами и таксопарками по гражданско-правовым договорам, рассказывает Климов. Это значит, что у водителей нет отпусков и больничных. Такие гарантии полагаются только тем, кто работает по трудовым договорам. В отдельных случаях можно признать трудовыми как отношения по гражданско-правовому договору, так и отношения, в которых никакого договора не было.
Но российские суды отказываются считать отношения таксистов с агрегатором трудовыми, отмечает Белицкая. Так, в одном случае Мосгорсуд не стал удовлетворять иск водителя в том числе потому, что по договору с «Яндекс.Такси» водитель не был обязан что-то делать для агрегатора. Наоборот, «Яндекс» должен был предоставить доступ к своему сервису за плату (дело № 33-53437/2019). В другом споре Замоскворецкий районный суд Москвы решил, что «Яндекс» – это информационный сервис, а не работодатель для таксистов (дело № 02-2792/2019). Против таксистов сыграло то, что у «Яндекса» грамотно сформулирован договор, по которому работают водители.
Представители агрегаторов считают, что признание их отношений с таксистами трудовыми повысит стоимость поездок для пассажиров. Ведь компаниям придется платить страховые взносы за водителей.
Если речь идет об отношениях напрямую между таксистом и таксопарком, есть больше оснований признать их трудовыми. Но и здесь в судах мало кому удается доказать, что агентский договор или договор аренды автомобиля маскируют трудовой договор.
Помочь, по ее словам, могут такие обстоятельства:
Например, Шестой кассационный суд общей юрисдикции признал Андрея Димина* работником индивидуального предпринимателя Алисы Петраковой*. Они заключили договор аренды транспортного средства. Каждое утро Димин приходил в таксопарк Петраковой, брал свободную машину и ехал на смену. Суд решил, что это трудовые отношения, а не арендные (дело № 88-5523/2021).
По закону о банкротстве из конкурсной массы исключается имущество, на которое Гражданский процессуальный кодекс не разрешает обращать взыскание. По общему правилу у банкрота нельзя забрать нужные для профессиональной деятельности вещи, которые стоят не больше 10 000 руб. Но «в исключительных случаях» Пленум Верховного суда разрешает оставить банкроту и более ценное имущество (п. 2 постановления от 25 декабря 2018 г. № 48).
Например, в деле № А60-31181/2019 АС Свердловской области оставил машину должнику потому, что его работа связана с разъездами. Мужчина устанавливал сигнализацию, а потом регулярно проверял, все ли с ней в порядке. Добиться положительного решения помогли трудовой договор и справка с работы.
* Имена и фамилии изменены редакцией.