если муж неверующий что делать

Адриан и Наталия: Что делать, если твой муж — неверующий?

если муж неверующий что делать. 4655045 large. если муж неверующий что делать фото. если муж неверующий что делать-4655045 large. картинка если муж неверующий что делать. картинка 4655045 large.

Фото: ZvonkovR, photosight.ru

Какую огромную роль сыграли женщины в Русской Православной Церкви в XX, мы все помним. Тысячи восстановленных заботливыми руками прихожанок храмов, сотни спасенных от смерти (да и от нищеты) священников.

Но был еще один подвиг, которому причастны наши «мироносицы». Приходя из заботливо украшенного своими руками храма домой, верующие женщины попадали в атмосферу атеизма, которая, чаще всего, царила в их семьях. Редко когда верующая девушка могла найти себе единоверца-жениха. Но ведь не вековать же в одиночестве, да и любви не прикажешь. Выходили замуж, хоть и по любви, но за неверующих. И несли нелегкий свой крест жизни с человеком, для которого вера супруги была, чаще всего, помехой.

Да что супруг, даже детей и то нельзя было воспитывать в вере, разве что совсем тайно, строго наказуя никому о Боге не говорить. В храм водили детей подальше от дома, чтобы, не дай Бог, никто не увидел из знакомых. Ведь даже в начале 80-х могли за такое определить ребенка для воспитания в интернат, а до этого и в детдом забрать… Нелегка была доля христианок в советские годы.

если муж неверующий что делать. andrian natalia. если муж неверующий что делать фото. если муж неверующий что делать-andrian natalia. картинка если муж неверующий что делать. картинка andrian natalia.Мученица Наталия прожила всего год со своим супругом Адрианом, но весь этот год не знал любящий супруг, что его жена — христианка. Как же нелегко было скрывать от любимого то, что для Наталии было самым дорогим на свете! И какова была ее радость узнать, что Адриан исповедал себя христианином и готов жизнь отдать ради Христа!

Но это исключение, не жизнь, а житие. Как редко подобное происходит в обычной жизни! Однако проповедь христианства не словом, но делом всегда приносила свои плоды, и очень часто мужья, видя добродетельность своих жен, постепенно и сами приходили к Православию. Крестились, венчались, воспитывали детей в вере.

История Нины произошла уже в 90-е годы. Муж ее, Рустам, происходил из глубоко ортодоксальной мусульманской семьи. Жили они небогато, и когда подросла дочь, а Нина захотела еще ребенка, Рустам подарил ей… собаку, так как считал, что еще один ребенок станет обузой в однокомнатной хрущевке. Но Нина забеременела, и во всей полноте узнала восточный характер своего мужа. Терпеливо пережила издевательства, побои, измены. Как-то незаметно стала верующей. Пошла со своей скорбью в храм, и что-то шевельнулось в ее душе. Вскорости без храма, без ежедневной молитвы она уже не могла жить. А Рустам души не чаял в своем сыне. Впрочем, и сынок любил папу. Еще не успевал Рустам въехать во двор, как Ренатик уже бежал к окну — чувствовал скорое возвращение папочки.

Сначала Рустам разрешил крестить детей. Потом и сам стал иногда ходить в храм, несмотря на то, что крещение не принял. Причина в том, что он боится обидеть родителей, правоверных мусульман. А тайно креститься не хочет, ведь тогда придется снимать крест, посещая родителей. Однако семье обещал, что непременно крестится, если родители умрут. Не совсем правильно, конечно, с точки зрения христианства, так поступать, да иначе Рустам не может. А Нина благодарит Бога и за это. Ведь ее жизнь теперь совсем иная, нежели до того, как она познала Христа.

Много происходит в мире такого, что находится далеко за пределами строгих канонов и недвусмысленных правил. Каждая эпоха накладывает свой неповторимый отпечаток на людей. Сейчас христианкам не посоветуешь выходить замуж за неверующего. Очень уж нелегка жизнь в семье, где в главном нет единодушия. Но, с другой стороны, для кого-то брак с неверующим — возможность спасти еще одну душу для Царства Небесного.

Источник

Как жить с неверующим супругом — свящ. Константин Пархоменко

О чем эта книга

Вот уже 6 лет про­шло, как вышла эта кни­жеч­ка, родив­ша­я­ся в содру­же­стве с жур­на­ли­стом Анной Ершо­вой. Такая про­стая и неза­тей­ли­вая… Но и сего­дня мож­но встре­тить ее на при­лав­ках петер­бург­ских книж­ных магазинов.
Знаю людей, кото­рым она помог­ла. Могу сооб­щить, что изме­ни­лась жизнь и у авто­ров сви­де­тельств об их супру­же­ской ситу­а­ции, кото­рые здесь напе­ча­та­ны. У кого-то жизнь нала­ди­лась, и их вто­рая поло­вин­ка воцер­ко­ви­лась. А кто-то из авто­ров, пови­ну­ясь семей­ной ситу­а­ции, пере­стал ходить в храм, отда­лил­ся от Церк­ви. Наде­юсь, что пока.
В любом слу­чае, надо идти впе­ред. В духов­ной жиз­ни. В сози­да­нии семьи, в вос­пи­та­нии детей.
При­зы­ваю бла­го­сло­ве­ние Божие на всех бого­лю­би­вых чита­те­лей этой кни­ги и желаю сил, тер­пе­ния и люб­ви, чер­пать кото­рую мы можем из неис­ся­ка­е­мо­го источ­ни­ка – Бога.
Как жить супру­гам, если один из них – неве­ру­ю­щий? Так про­сто мож­но сфор­му­ли­ро­вать тему нашей брошюры.
Отправ­ной точ­кой всех рас­суж­де­ний долж­но быть Свя­щен­ное Писа­ние Ново­го Заве­та. И имен­но здесь мы нахо­дим исчер­пы­ва­ю­щее и лако­нич­ное утвер­жде­ние: «А всту­пив­шим в брак не я пове­ле­ваю, а Гос­подь: жене не раз­во­дить­ся с мужем, – если же раз­ве­дет­ся, то долж­на оста­вать­ся без­брач­ною или при­ми­рить­ся с мужем сво­им, – и мужу не остав­лять жены сво­ей. Про­чим же я гово­рю, а не Гос­подь: если какой брат име­ет жену неве­ру­ю­щую, и она соглас­на жить с ним, то он не дол­жен остав­лять ее; и жена, кото­рая име­ет мужа неве­ру­ю­ще­го, и он согла­сен жить с нею, не долж­на остав­лять его. Ибо неве­ру­ю­щий муж освя­ща­ет­ся женою веру­ю­щею, и жена неве­ру­ю­щая освя­ща­ет­ся мужем веру­ю­щим. Ина­че дети ваши были бы нечи­сты, а теперь свя­ты. Если же неве­ру­ю­щий хочет раз­ве­стись, пусть раз­во­дит­ся; брат или сест­ра в таких слу­ча­ях не свя­за­ны; к миру при­звал нас Гос­подь. Поче­му ты зна­ешь, жена, не спа­сешь ли мужа? Или ты, муж, поче­му зна­ешь, не спа­сешь ли жены? Толь­ко каж­дый посту­пай так, как Бог ему опре­де­лил, и каж­дый, как Гос­подь при­звал. Так я пове­ле­ваю по всем церк­вам» ( 1 Кор. 7, 10–17 ).
Эти сло­ва апо­сто­ла Пав­ла как нель­зя луч­ше харак­те­ри­зу­ют под­ход Пра­во­слав­ной Церк­ви к про­бле­ме семей, в кото­рых кто-то из супру­гов – неве­ру­ю­щий. Брак, в кото­ром кто-либо из супру­гов явля­ет­ся неве­ру­ю­щим, – воз­мо­жен! Но как воз­мо­жен? Как вести себя мужу или жене, если дру­гой не при­ем­лет тво­ей веры.

Бог обра­ща­ет­ся к каж­до­му из людей. Он Сам гово­рит: «Се, стою у две­ри и сту­чу: если кто услы­шит голос Мой и отво­рит дверь, вой­ду к нему, и буду вече­рять с ним, и он со Мною» ( Откр. 3, 20 ). Бог, через сте­че­ние обсто­я­тельств, через скор­би, болез­ни сту­чит­ся в серд­це каж­до­го из людей. Наша зада­ча – услы­шать, понять, что это имен­но Бог обра­ща­ет­ся к нам. И тогда рож­да­ет­ся вера.
Но если вера как след­ствие слы­ша­ния, чув­ство­ва­ния Бога роди­лась у тебя, это не зна­чит, что вера роди­лась в ком-то из близ­ких тебе людей. Хоро­шо, если в семье есть вза­и­мо­по­ни­ма­ние и ува­же­ние к инте­ре­сам и внут­рен­ней жиз­ни чле­нов семьи. Тогда веру­ю­щий супруг может молить­ся, соблю­дать посты и цер­ков­ные празд­ни­ки, ходить в храм и читать цер­ков­ную лите­ра­ту­ру. Страш­но, когда кто-то из супру­гов пре­тен­ду­ет на авто­ри­тар­ное прав­ле­ние. Тогда жизнь «вто­рой поло­ви­ны» жест­ко регла­мен­ти­ру­ет­ся. Храм, посты, молит­вы запре­ща­ют­ся. Зато раз­ре­ша­ют­ся насмеш­ки и издевательства.
Я мно­го раз видел сле­зы жен­щин, кото­рым мужья запре­ща­ют ходить в храм. Видел и сму­ще­ние муж­чин, жены кото­рых пре­зри­тель­но тре­ти­ру­ют мужа за его «фана­тизм» и «ста­ру­ше­чью богомольность».
Что делать им, людям, внут­рен­няя жизнь кото­рых рас­пла­ни­ро­ва­на за них. И как сосу­ще­ство­вать людям, душев­но близ­ким, но дале­ким духовно.
Об этом наша неболь­шая кни­га, кото­рую мы постро­и­ли в виде про­стых чело­ве­че­ских сви­де­тельств и ком­мен­та­ри­ев священника.

Свящ. Кон­стан­тин Пархоменко

О том, что такое брак в понимании Православной Церкви

В Биб­лей­ском рас­ска­зе о Сотво­ре­нии мира опи­са­ние каж­до­го дня Свя­щен­ный автор закан­чи­ва­ет сло­ва­ми «и уви­дел Бог, что это хоро­шо». Те же сло­ва зву­чат и после тво­ре­ния чело­ве­ка. Одна­ко во вто­рой гла­ве, когда гово­рит­ся о раз­де­ле­нии еди­но­го чело­ве­ка на муж­ской и жен­ский пол, Гос­подь усмат­ри­ва­ет в этом некую непол­но­ту: «Не хоро­шо быть чело­ве­ку одно­му…». Пото­му что чело­век не дол­жен быть оди­но­ким. И далее Гос­подь про­дол­жа­ет: «…сотво­рим ему помощ­ни­ка, соот­вет­ствен­но­го ему» ( Быт. 2, 18 ). Еврей­ское сло­во, пере­ве­ден­ное у нас как «соот­вет­ствен­но­го», вер­нее было бы пере­ве­сти как «вос­пол­ня­ю­ще­го». Таким обра­зом, суще­ство­ва­ние жен­щи­ны необ­хо­ди­мо было для вос­пол­не­ния бытия Ада­ма (муж­чи­ны).
Далее Биб­лия в корот­ких, но емких сло­вах гово­рит о том, что вхо­дя­щие в тай­ну супру­же­ства ста­но­вят­ся одним суще­ством: «оста­вит чело­век отца и мать свою и при­ле­пит­ся к жене сво­ей; и будут одна плоть» ( Быт.2.24 ). «Плоть» (по-евр. басар) озна­ча­ет некое цело­куп­ное суще­ство, с еди­ны­ми мыс­ля­ми, чув­ства­ми… Как в Свя­той Тро­и­це Три Лица (Отец, Сын, Св. Дух) явля­ют­ся Еди­ным Богом, так и в супру­же­стве две лич­но­сти – одна плоть, одно суще­ство. «Когда муж и жена соеди­ня­ют­ся в брак, они не явля­ют­ся обра­зом чего-то неоду­шев­лен­но­го или чего-то зем­но­го, но обра­зом Само­го Бога», – пишет св. Иоанн Зла­то­уст (Бесе­да 26 на 1 Кор., гл. 2. Тво­ре­ния. М. 1994. С. 473.).
Отныне толь­ко вдво­ем долж­ны идти по жиз­ни муж­чи­на и жен­щи­на, соеди­нив­шие себя уза­ми бра­ка, и этот брак не толь­ко нико­гда не закон­чит­ся, но даже перей­дет в веч­ность. «Любовь нико­гда не пере­ста­ет, хотя и про­ро­че­ства пре­кра­тят­ся, и язы­ки умолк­нут, и зна­ние упразд­нит­ся» ( 1 Кор. 13, 8 ).
Бла­го­сло­ве­ние Церк­ви на это веч­ное соеди­не­ние двух совер­шен­но раз­лич­ных людей в одно суще­ство про­ис­хо­дит в Таин­стве Вен­ча­ния. В самые пер­вые века хри­сти­ан­ской исто­рии брак был тес­но свя­зан с Евха­ри­сти­ей. Вооб­ще, брак заклю­чал­ся по язы­че­ским обы­ча­ям (напри­мер, при сви­де­тель­стве двух людей и в при­сут­ствии рим­ско­го кон­су­ла; или про­сто в рим­ском суде), и, соб­ствен­но, хри­сти­ан­ское таин­ство состо­я­ло в том, что моло­дые люди испо­ве­ды­ва­ли свое жела­ние жить сов­мест­но перед хри­сти­ан­ской общи­ной в при­сут­ствии епи­ско­па. После сего они сов­мест­но при­ча­ща­лись, и их брак счи­тал­ся заключенным.

Суще­ству­ю­щий сего­дня обряд Таин­ства Вен­ча­ния сло­жил­ся око­ло VIII века, хотя отдель­ные его эле­мен­ты име­ют гораз­до более древ­нюю дати­ров­ку. Каж­дый из эле­мен­тов Таин­ства, каж­дое дей­ствие Вен­ча­ния несут на себе глу­бо­кую смыс­ло­вую нагрузку.
Два сло­ва ска­жем об основ­ных обря­дах Таинства.
Одним из древ­ней­ших, еще дохри­сти­ан­ских, обря­дов явля­ет­ся тра­ди­ция обру­че­ния. Вооб­ще круг, коль­цо – сим­вол веч­но­сти. Коль­цо обру­ча­ю­щих­ся – это сим­вол обе­ща­ния хра­нить вер­ность и любовь веч­но. Коль­цо так­же – знак вни­ма­тель­но­сти и готов­но­сти дарить. Что или, вер­нее, кого нуж­но дарить в бра­ке? Само­го себя!
Воз­ло­же­ние вен­цов на соче­та­ю­щих­ся бра­ком – так­же очень древ­ний обряд. На Запа­де (о чем сооб­ща­ет Тер­тул­ли­ан) уже в сере­дине II века на бра­чу­ю­щих­ся воз­ла­га­ли рас­ши­тое покры­ва­ло, сим­во­ли­зи­ру­ю­щее «дев­ство и чисто­ту» жени­ха и неве­сты. Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст писал: «воз­ла­га­ем вен­цы… в знак побе­ды над сла­до­стра­сти­ем». У свя­ти­те­ля Мефо­дия Патар­ско­го в его зна­ме­ни­том «Пире деся­ти дев» опи­сы­ва­ет­ся небес­ное тор­же­ство дев­ствен­ниц. При­чем, как отме­ча­ют спе­ци­а­ли­сты, очень мно­гие обра­зы взя­ты им из прак­ти­ки Таин­ства Бра­ка его вре­ме­ни. «Вот, – гово­рит свя­ти­тель Мефо­дий, – наше тор­же­ство, пре­крас­ные дев­ствен­ни­цы! Вот награ­да за чистый подвиг цело­муд­рия. Обру­ча­юсь Сло­ву и при­ем­лю в дар веч­ный венец нетле­ния; воз­ло­жив венец на гла­ву укра­ша­юсь свет­лы­ми и неувя­да­ю­щи­ми цве­та­ми муд­ро­сти. Обхо­жу со Хри­стом, воз­да­ю­щим награ­ду на небе­си, окрест без­на­чаль­но­го и бес­смерт­на­го Царя, ста­нов­люсь све­ще­но­си­цею непри­ступ­ных све­тов и вос­пе­ваю новую песнь с ликом анге­лов». Здесь свя­ти­тель Мефо­дий под­чер­ки­ва­ет роль вен­цов в аспек­те тор­же­ства, радо­сти, но, преж­де все­го, венец – это награ­да за сохра­нен­ное для дру­го­го целомудрие.
Бра­чу­ю­щим­ся пода­ет­ся общая чаша вина, из кото­рой они по оче­ре­ди пьют. В древ­но­сти, когда Таин­ство Вен­ча­ния было соеди­не­но с Таин­ством Евха­ри­стии, общая чаша была Евха­ри­сти­че­ской. Моло­до­же­ны вме­сте при­ча­ща­лись, что очень точ­но выра­жа­ло их жиз­нен­ную уста­нов­ку: вме­сте идти по путям духов­но­го совер­шен­ства, при­звать в свои спут­ни­ки по супру­же­ской жиз­ни – Хри­ста. Сего­дня, когда вен­ча­ние отде­ле­но от Евха­ри­стии, общая чаша – лишь сим­во­ли­че­ское напо­ми­на­ние о сов­мест­ном испи­тии чаши жизни.
Моло­до­же­ны три­жды обхо­дят вокруг ана­лоя, на кото­ром лежит Еван­ге­лие. Впе­ре­ди них идет свя­щен­ник, неся в пра­вой руке крест, левой рукой свя­щен­ник скреп­ля­ет руки моло­до­же­нов. По соглас­но­му тол­ко­ва­нию св. отцов, сей путь изоб­ра­жа­ет, что отныне жизнь этих людей будет (долж­на быть) шестви­ем за Христом.
Часто, к сожа­ле­нию, даже обвен­чав­шись, люди ухо­дят в мир и про­дол­жа­ют жить без Бога, тогда как Цер­ковь при­зы­ва­ет к ино­му. Она при­зы­ва­ет всю свою жизнь пре­вра­тить в горе­ние (све­чи в руках), в пред­сто­я­ние (бра­чу­ю­щи­е­ся сто­ят), в шествие за Христом.
Мы пред­ла­га­ем вни­ма­нию заин­те­ре­со­ван­но­го чита­те­ля сви­де­тель­ства людей, на самих себе испы­тав­ших все слож­но­сти сов­мест­ной жиз­ни дво­их, из кото­рых веру­ет лишь один, мучи­тель­но ищу­щих и чаще все­го нахо­дя­щих выход из кажу­ще­го­ся тупика.
Рас­ска­зы этих людей запи­са­ла жур­на­лист Анна Ершова.

Источник

Беседы с батюшкой. Если один из супругов неверующий

если муж неверующий что делать. besedy s batyushkoj. esli odin iz suprugov neveruyushhij. если муж неверующий что делать фото. если муж неверующий что делать-besedy s batyushkoj. esli odin iz suprugov neveruyushhij. картинка если муж неверующий что делать. картинка besedy s batyushkoj. esli odin iz suprugov neveruyushhij.

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Когда в 1-века христианство только еще насаждалось и распространялось по миру, во многих семьях появлялась большая трудность того времени, заключающаяся в неверии супруга (реже супруги). Сейчас, после 70-летия безбожной советской власти, история повторяется. У многих женщин возникают вопросы, как жить с неверующим супругом?

Ниже прилагаемый выпуск передачи “Беседы с батюшкой” телеканала “Союз”, отвечает на сей вопрос, проливая свет на многие сложности, возникающие в семьях, где один из супругов живет далекой жизнью от православия.

Гость телепередачи – клирик храма святых равноапостольных Константина и Елены священник Алексий Володин.

если муж неверующий что делать. okonchanie. если муж неверующий что делать фото. если муж неверующий что делать-okonchanie. картинка если муж неверующий что делать. картинка okonchanie.

Ведущий Михаил Проходцев
Записала Нина Кирсанова

– Отец Алексий, мы с Вами не так давно встречались и беседовали о добрачных отношениях. Сегодня мы тоже будем говорить на непростую тему об отношениях между людьми, когда в семье есть неправославный супруг: как здесь быть? Хотелось бы начать разговор с того, что Церковь, Евангелие говорят о таких отношениях?

– Прежде всего, наверно, нужно обратиться к тексту Священного Писания, где вообще впервые говорится о жене. Это самое начало Ветхого Завета, где говорится про Еву, что она плоть от плоти, кость от кости Адама. И это на самом деле фундаментальная характеристика женщины в парадигме супружеских отношений. Не только в иудаизме, христианстве, православии, но во всех культурах, во всех цивилизациях всегда женщина шла в культуру мужа, в парадигму мужа. Это было фундаментально. Даже если посмотреть нашу страну Россию: у нас живут не только русские, а много народностей, национальностей, бывает даже, что они добрососедски проживают на одной территории, но они никогда не перемешивались. То есть чтобы в одной семье супругами были, например, православный человек и мусульманин – такого не было никогда. Всегда православные были с православными, у представителей других культур браки были внутри этой культуры. И так было во всей человеческой цивилизации.

если муж неверующий что делать. svyashhennik aleksij volodin. если муж неверующий что делать фото. если муж неверующий что делать-svyashhennik aleksij volodin. картинка если муж неверующий что делать. картинка svyashhennik aleksij volodin.

Но сейчас мы живем в новое, особенное время, когда человечество действительно пытается построить мультикультурную модель отношений. Мы видим Европу, где это происходит. Сейчас встречается много людей, которые пытаются попробовать, возможно ли это в рамках отдельно взятой семьи. И нужно понимать, что опыта такой жизни нет не только в Церкви, но и вообще внутри цивилизации. Это абсолютно уникальное время и абсолютно уникальный опыт. Нам нужно решить задачу, которую мало того что никто не решал, но вообще неизвестно на самом деле, есть ли у нее решение. В этом особенность.

Если говорить о том, как относится Церковь к отношениям, к браку православного человека с неправославным, то здесь нужно разделить два принципиально различных случая. Первый случай – это когда православный человек, который принял Христа, является членом Церкви, причащается Тела и Крови Христовых, вдруг вступает в брак с неправославным, неважно кто он: мусульманин, иудей, язычник, буддист или просто атеист. Здесь не нужно придумывать решения, оно есть в канонах, оно четкое, и мы не можем его отменить. В канонах четко написано, что такие отношения невозможны. Более того, такой христианин отлучается от Причастия до тех пор, пока он не расторгнет свое беззаконное сожительство. Я ничего другого здесь пожелать или сказать не могу, иначе я выхожу за рамки Церкви.

Но этот случай не нужно путать с другим случаем, про который говорит апостол Павел, когда люди вступили в брак, не будучи христианами. Под этот случай подпадает также такой, когда кто-то из них, может быть, был крещен (например, в детстве бабушкой), но понятия не имеет ни о Христе, ни о Евангелии, ни о Церкви, ни о Причастии – по сути, это неверующий человек. Когда люди вступают в брак, будучи неверующими людьми, но потом вдруг в браке один из них открывает для себя духовное измерение, открывает для себя Церковь, Евангелие и становится православным христианином – это уже совсем другой случай. Это как раз то, о чем говорит апостол Павел: муж неверующий спасается женой верующей, а жена неверующая спасается мужем верующим, такие люди могут и должны, если они хотят, жить вместе и идти по жизни вместе.

Поэтому давайте сразу договоримся, что сегодня мы будем говорить только о втором случае. Потому что первый случай подпадает под действие канонов, и мы не можем ничего придумывать, кроме того, что нам предлагают каноны. Второй случай более распространенный для нашего мира. Большинство семей действительно смешанные, и как правило, женщина верующая, муж неверующий. Тема эта очень актуальная: как именно в такой ситуации строить отношения и жить. Но еще раз повторю, что здесь нет каких-то готовых решений. Мы вступаем в зону того, чего никогда не было, и пытаемся найти решения. Но я хочу сказать, что поскольку это глобальный процесс (это происходит по всей Земле), то все-таки я вижу в этом движении (а оно большое) то, что это от Бога. И то решение, которое мы должны найти, оно тоже есть у Бога, иначе Он не благословил бы это движение. Поэтому нужно стараться смотреть на это все-таки светлыми глазами, здесь есть Дух Божий.

– Такая модель не то чтобы очень распространена, но встречается: когда один из супругов воцерковляется, другой – нет, возникает конфликт, противоречие, и брак распадается.

– Или не распадается.

– То есть не вариант и не решение – прекратить такие отношения? Ведь если люди любят друг друга и сталкиваются на этой почве, будут ли они счастливыми после этого?

– Мы не можем за других людей решать: прекращать им отношения или нет. Как правило, если возникает какой-то конфликт на почве Церкви, церковных практик или какой-то другой, то он имеет под собой другую основу. Сама по себе Церковь, практика церковной жизни на самом деле не являются подлинной причиной конфликта между супругами. Если они конфликтуют, то это только верхушка айсберга, а на самом деле между ними есть какие-то более глубокие противоречия, и нужно смотреть туда: что не так между ними? Эти противоречия действительно могут быть полностью антагонистическими, могут быть непримиримыми. Тогда действительно люди разводятся; не то чтобы надо разводиться, они не смогут жить вместе. Но это не православие их развело, хотя иногда такой упрек бросают. Как правило, обращение женщины уже вторично, она просто ищет где-то поддержку, и где она может ее найти, как не в Церкви? А потом возникает такая иллюзия, что это православие людей развело. Такого не бывает. Православие – это не то, что людей разводит.

– Так получилось, что один из супругов уверовал. Какие здесь могут быть дальнейшие варианты развития отношений? Я уже не говорю о расторжении брака.

– Расторжение брака нет смысла обсуждать, потому что понятно, что это люди решают. То, что мы сейчас пытаемся обсудить, – это какое-то конструктивное решение, когда люди хотят быть вместе и хотят быть счастливы вместе (потому что быть несчастными вместе – не думаю, чтобы кто-то это осознанно выбрал). И здесь на практике выстраиваются две стратегии.

Первая стратегия, которой очень многие придерживаются, – это попытка обратить супруга в веру. То есть можно назвать эту стратегию миссионерской: сделать мужа (если это муж) тоже верующим, чтобы он тоже ходил в храм, тоже исповедовался и причащался. То есть верующая женщина осознанно ставит себе такую цель.

Вторая стратегия – принципиально другая – создать подлинную духовную мультикультурность, то есть разрешить мужу быть другим, быть таким, какой он есть, без желания его обратить, и выстраивать отношения именно в таком ключе. Вот есть такие две стратегии. Они принципиально различны, и каждая из них имеет свои плюсы и минусы, которые сейчас можно обсудить.

Если говорить о первой стратегии, ее плюс заключается в том, что безусловно подлинное единство между супругами, единство, которое можно назвать родством душ (собственно, мы и хотим видеть близкого человека родным, чтобы это была родная душа), возможно тогда, когда их мировоззрения совпадают. Поэтому совершенно очевидно желание обратить супруга и сделать его таким же. Другое дело, что нужно понимать: возможно ли это?

Ведь, как правило, что происходит? Женщина начинает заставлять мужа (иногда мужья соглашаются) поститься, молиться, посещать храм. Но бывает, что поведение мужа и его состояние становятся от этого только хуже. Я помню случай, как женщина рассказывала: «Вот мы с мужем уже по утрам молимся, я его заставляю (она употребила именно это слово), он тоже постится. Но что-то не так, что-то в нем все-таки неправильно. Помогите мне его «починить», посоветуйте, как мне его полностью сделать правильным?»

Я поговорил с ее мужем. Муж – совершенно свободный человек, он мне сказал: «По сути, мне это не надо, у меня свои духовные представления, но я свою жену люблю, и я по любви к ней соглашаюсь на эту игру». У меня возник вопрос: кто из них более духовен? Очевидно, что муж. Он настолько выше и соглашается на это, именно потому, что любит ее. Насколько его поведение достойно уважения! А она этого абсолютно не видит. Такое бывает. Либо муж может не согласиться на это, и тогда это будет поводом для развода; не причиной, потому что подлинная причина в чем-то другом.

Либо бывает так, что муж соглашается (как правило, это ситуация, когда супруги более-менее пожилые, не о молодежи идет речь), но их отношения нельзя назвать счастливыми. То есть явно ведущая роль достается женщине, мужчина встает даже не на второе место, а на детское место, к нему относятся как к ребенку. И самый большой недостаток здесь в том, что в нем тогда не видят самостоятельную личность. Он становится не субъектом (субъект – это тот, кто имеет собственное мнение, с которым считаются), а объектом: им можно манипулировать, его можно вести в храм, заставлять поститься, заставлять молиться, можно переделывать, делать более «правильным».

Конечно, это дисфункциональные отношения. Самое страшное, что здесь может быть, если в подобную парадигму вовлекаются дети. Любой ребенок, рождаясь, находится рядом с матерью, и для него самая значимая фигура на определенном этапе – мать. И мать может не пустить его к отцу и вовлечь в эту игру, например: «Давай будем вместе молиться за папу. Наш папа неправильный, нехороший, давай будем его переделывать». Ребенок не может встать над этим, он беззащитен перед такой манипуляцией (а она очень травмирующая, и чтобы исцелиться от этого, подчас нужны годы). И если он начинает играть в эту игру с матерью против отца «Давай переделаем отца», то для ребенка это заканчивается всегда крахом. Крах наступает в его отношениях, когда он потом попытается вступить в свои отношения.

Поэтому, конечно, во-первых, детей в это вовлекать нельзя, потому что это подло. Во-вторых, все-таки если ты желаешь видеть второго человека христианином, то прежде всего нужно видеть в нем личность, видеть в нем человеческое достоинство. А это значит, что он такой же человек, как и ты, это значит, что его Бог точно так же ведет, как и тебя. А порой женщина (не только женщина, а тот, кто верующий) ведет себя так, будто Бог про второго человека забыл, не знает про него вообще и только верующая супруга единственная, кто о нем печется. Но это же не так. Бог, Который ведет верующего, его точно так же ведет. На самом деле у вторых половинок подчас духовная жизнь бывает гораздо более глубокой, потому что она как раз внутренняя. Стоит различать внешнюю религиозность и внутреннюю. Попытка «всунуть» вторую половинку именно во внешнюю религиозность очень ущербна.

Что можно посоветовать, если человек выбрал, скажем так, миссионерский путь в развитии отношений? – Увидеть во втором человеке, партнере, образ Божий. Величайшее свойство Бога – это свобода; Бог свободен. Мы не можем манипулировать Богом, мы Богу молимся именно поэтому. Магия позволяет манипулировать злыми духами, еще чем-то. А Богом манипулировать мы не можем, мы можем Его только просить. Вот второй человек – неверующий муж или неверующая жена – это тоже свободный человек. И по-хорошему мы не можем им манипулировать, даже если считаем, что мы делаем правильно. И если мы даем ему внутреннюю свободу, то возвращаем ему его достоинство. Если мы вот так о нем думаем (здесь ключевое слово «уважение»), если мы его уважаем на самом деле, то тогда диалог может сложиться, и сложиться именно в правильном русле.

Если отношение ко второй половинке как к какому-то недочеловеку, как к неправильному человеку, как к чему-то, что должно быть преодолено, изменено, исправлено («он неправильный», «он не понимает»), в любом случае это крах, даже если внешне нам кажется, что мы втиснули человека в какую-то парадигму. Например, говорят: «Он уже целых полгода причащался, но потом почему-то со мной развелся». Почему так происходит? А потому, что человек понял, что на самом деле ты его не любишь. Поэтому и развелся с тобой.

Уважение – первая ступень к любви. Если ты человека не уважаешь, ты его и не любишь, и не нужно никого обманывать. Если человека уважаешь, он это чувствует, тогда ты даешь ему свободу. Если ты даешь ему свободу, тогда он и тебе будет давать свободу. Ведь основная проблема, что муж запрещает ходить в храм или еще что-то, – потому что ты его не уважаешь. Поэтому и он тебя не уважает и не уважает твою жизнь. Если ты будешь давать ему пространство в его жизни, право на свое видение, то и он тебе тоже будет давать. Этот баланс невозможно нарушать.

– То есть функциональные отношения естественно будут основаны на уважении и на каких-то, может быть, компромиссах, исходя из этого уважения?

– Да. Можно разделить женщин, у которых неверующие мужья (или исповедующие какую-то другую парадигму, например йогой занимающиеся, то есть необязательно человек должен быть атеистом), на две группы: у одних – гармоничные отношения с мужем, а у других – дисгармоничные (мужья ругаются, выкидывают иконы, запрещают ходить в храм). Вроде бы мужья одинаковые – неверующие, женщины – верующие, в чем отличие отношений?

Есть разница между этими группами женщин, и эта разница такова: где отношения в браке гармоничные, там женщины внутренне более зрелые, они берут больше ответственности за отношения на себя, пытаются идти на компромисс там, где это нужно, и не впадают в какой-то фанатизм там, где это не нужно. И они склонны к подлинной религиозности – внутренней прежде всего. Потому что подлинная религиозность внутренняя, не внешняя. Другая группа женщин склонна больше к внешней религиозности.

Если говорить о детско-родительских отношениях, которые мы обсуждали в нашей предыдущей передаче, то у женщин, имеющих гармоничные отношения с неверующим мужем, скорее всего завершены детско-родительские отношения, они не выполняют никаких функций в родительской семье, не пытаются что-то делать для родительской семьи, не пытаются помочь, например, маме в несении ее тяжелой судьбы.

Женщины, которые имеют дисфункциональные отношения с неверующим мужем, как правило, застряли в детско-родительских отношениях, поэтому они и не могут полностью быть здесь. Еще важная характеристика: женщины в функциональных гармоничных отношениях полностью здесь, то есть когда они смотрят на мужа, они целиком здесь и видят его. А женщины, имеющие дисфункциональные отношения, когда смотрят на мужа, не целиком здесь, а большей частью своей души где-то там, в какой-то родительской трагедии (например, если родители развелись), которую они еще как-то пытаются вылечить. И потому когда они смотрят на мужа, они его не видят; возможно, они смотрят глазами матери (как мать смотрела на отца), а это бывает очень страшно.

Например, приходят ко мне два человека – мужчина и женщина. Женщина говорит про этого мужчину, и видно, что она не про него говорит. Я вижу этого мужчину, он не такой на самом деле, со стороны мне это видно, она про кого-то другого рассказывает. Скорее всего, она рассказывает про своего отца, который бросил маму. Наверное, он такой и был. Но это не этот мужчина; она его не видит. Это очень важный момент.

– Хотелось бы уточнить важный момент о роли священника в таких отношениях. Мы упомянули про зрелость и незрелость. Является ли признаком незрелости постоянное, по любому поводу, обращение к священнику с любым вопросом? Например, муж что-то не так сделал, по мнению женщины, и она сама ничего не решает, а постоянно идет к священнику за советом, как будто он член семьи…

– Безусловно, это так и есть. Почему многие мужья, собственно, запрещают женщине ходить в Церковь? Потому что они проявляют все признаки ревности. Образуется обычный треугольник: муж, жена и некий третий, к которому женщина уходит. И мужчина чувствует, что ее сердце там. Это то, о чем я говорил: женщина не целиком здесь, когда она с ним. Муж чувствует, что сердце жены где-то в другом месте, и конечно, он ревнует и что-то запрещает. Поэтому я прихожанам говорю, что муж должен быть самый близкий человек, ближе никого не должно быть. Это не может быть подруга (когда с подругой обсуждают мужа), ни даже священник. Жена должна с мужем обсуждать приходского священника, а не с приходским священником обсуждать мужа.

Когда женщина делает так, как Вы сейчас сказали, и священник позволяет ей так делать, то это уже вопрос к священнику: чем он занимается? Священник, конечно, не может позволять так делать, отца ей замещать он не должен. Есть много женщин, у которых нет отца или они почему-то не нашли с ним контакт; они находят батюшку и играют в эту игру. И бывает, что батюшки соглашаются. Играть в эту игру можно долго, но весь вопрос в том, что тогда человеку невозможно помочь, он останется таким же.

То есть задача священника – развернуть женщину, помочь ей найти сначала своего отца, и только потом она сможет увидеть Отца Небесного правильно. Священник должен сказать: «Я всего лишь священник, а не твой отец. Я могу тебе где-то подсказать, но то, что ты сейчас делаешь, разрушает брак». Это его пастырская зона ответственности, он должен такие случаи отслеживать и корректно помогать. На каком-то этапе он, безусловно, может оказать поддержку как отец, но только на каком-то этапе. Если он делает это уже пять или десять лет, тогда человек остается таким же инфантильным ребенком, не могущим принимать свои решения.

– В Вашей пастырской практике Вы наверняка имеете опыт общения и с людьми, у которых отношения сложились функционально, и с теми, у которых дисфункциональные браки. Сегодня любят статистику: проценты браков, проценты разводов и так далее. Можно ли здесь говорить о какой-то статистике: например, что функциональных отношений в браке верующего с неправославным больше, чем дисфункциональных, или же наоборот?

– Понятно, что между функциональностью и дисфункциональностью есть какой-то градиент, то есть это не просто два каких-то крайних случая. Большинство случаев лежат где-то посредине, с той или иной степенью, то есть конфликт есть, но он какой-то тлеющий. Конечно, так или иначе, больше проблемных случаев, потому что подлинной близости между людьми нет. Другое дело, насколько они могут найти какие-то обходные пути. И постепенно, если человек становится более зрелой личностью, он выстраивает эти отношения правильно.

– А если человек видит вокруг себя позитивные примеры, а у него самого в семье все летит, что называется, в тартарары, что ему делать? Чему он может поучиться, и может ли он вообще научиться на других примерах, чтобы, пообщавшись с другими людьми или просто наблюдая, нормализовать отношения в своей семье?

– Безусловно, этим вопросом надо заниматься. Люди почему-то живут в таком представлении, что отношения между супругами – это что-то такое, что течет само по себе. Люди вступили в брак, как-то живут и думают, что этому не нужно уделять внимание. Это не так. Сколько люди учатся, чтобы работать: учат язык и много чего, получают какие-то навыки. Здесь то же самое, это то, в чем нужно постоянно развиваться, особенно если человек чувствует, что что-то не так. И на этом пути не нужно стесняться обращаться за помощью к тем, кто имеет опыт. Это может быть та пара, у которой есть нормальные отношения.

Я, кстати, с радостью могу сказать, что на моей практике есть опыт, когда именно к таким людям обращаются; это всегда очень отрадно. Потому что пара, которая состоялась, у которой хорошо сложились отношения, может очень многое дать. И если есть такой пример, то хорошо у них поучиться. Но, естественно, на этом пути может помочь и психолог, и священник тоже. Поэтому не нужно стесняться обращаться за помощью, она может последовать.

– Мы сегодня говорим преимущественно о ситуациях, когда супруга уверовала, а муж остается неверующим. А если наоборот: муж стал верующим, супруга – неверующая, как тогда развиваются отношения и что в такой ситуации делать?

– Как правило, таким парам тяжелее, скажу честно. И чисто статистически у них больше шансов разойтись. Хотя есть примеры обратные, где люди тоже находят компромисс. Но мужчине здесь тяжелее. Когда женщина верующая, почему-то все проще происходит.

– Мы с Вами говорим о путях решения, какие они могут быть. Тот, кто пристрастился к водке, уходит от проблем, погружаясь в алкогольный дурман. А здесь может быть так, что человек просто уходит от проблемы, совершенно замыкается в себе, то есть «дома все плохо, пойду в церковь, буду молиться». И вот он ходит в церковь, молится, молится, а ситуация-то в семье, собственно, не меняется. В таких случаях как быть, ведь они тоже известны?

– Такие случаи действительно известны. И тут задача священника – развернуть этого человека в сторону семьи. Но никто не может заставить человека сохранять семью. Потому что, по сути, то, о чем Вы сейчас говорите, означает, что человек не хочет иметь семью, он идет в сторону развода, только не решается сказать: «Я с тобой развожусь», а делает это таким путем, чтобы это сказала вторая половинка и была бы виновата в этом. Но это путь в развод.

– Мы знаем, что в христианстве, православии есть четыре многодневных поста, есть среда и пятница – постные дни, и еще есть такое понятие, как литургический пост. Что касается интимных отношений в семье, когда один супруг верующий, другой – нет… Необходимо ли настаивать на том, что «сейчас пост, поэтому извините…»?

– Опыт подобного настаивания хорошо известен. Многие женщины пошли по этому пути, и сейчас они замечательно «постятся» в полном одиночестве, без мужа; мужья с ними развелись. И я хочу сказать, что они добились того, чего хотели. Это тоже латентный путь в развод. Если женщина этого не понимает, она может и дальше себя обманывать, но тем не менее это так. Бывает, конечно, что мужья на это соглашаются, но только потому, что они глубже, любят жен и ради этого готовы терпеть такие вещи. Но это подвиг со стороны мужа, и не каждый готов на это пойти.

Естественно, если человек неверующий, то как он может соблюдать пост? Это нонсенс. Православные посты созданы для православных пар, для двух верующих людей, они не могут быть применимы к нехристианам. Поэтому если женщина мужа любит, она находит правильный компромисс. И этот компромисс заключается в том, что и муж остается доволен, и жена, что самое главное, получает возможность готовиться к Причастию тогда, когда ей это нужно. Муж ее в этом поддерживает, понимая, что у нее есть в этом потребность, и на близости не настаивает, действительно с уважением это делает. Это правильное решение.

– Мы с Вами уже затронули вопрос внешней и внутренней религиозности. Известно, что когда женщина приходит к вере, она и в облике своем меняется (например, начинает носить другую одежду, пересматривает свой гардероб, свое отношение к макияжу), начинает читать молитвенное правило утром и вечером и так далее. То есть ее образ жизни начинает меняться, бывает, что даже очень резко. Супруга это может начать раздражать, он может к этому относиться негативно. Возможны ли какие-то жертвы со стороны уверовавшей женщины, чтобы супруги пришли к семейной гармонии, к функциональным отношениям?

– Здесь мы опять возвращаемся к тому, что раньше такого не было, когда представители разных духовных культур живут вместе. Поэтому те решения, которые каждый раз вырабатываются, – уникальны. Человек пытается на свой страх и риск пробовать и так, и так. Бывают случаи, когда, например, женщина читает молитвенное правило в ванной, потому что муж этого не терпит. Я не знаю, является ли это решением, у меня серьезный вопрос к этому, но опыт показывает, что все-таки возможна выработка такого ритма духовной жизни, когда это становится приемлемым для обоих супругов.

Ведь, как правило, если женщина делает что-то, что мужа раздражает, это означает, что его изначально раздражает что-то другое, конфликт глубже. И если конфликт решен, тогда все происходит по-другому. Не нужно делать того, что мужа раздражает, это же некорректно, это просто путь к разводу. Всегда внутренняя религиозность, глубокая и подлинная, прежде всего состоит в принятии другого человека таким, какой он есть.

– Да, конечно.

Поэтому подлинная мультикультурность тоже возможна. Но она тоже начинается с уважения другого человека, с принятия его таким, какой он есть. То есть «я принимаю тебя таким, какой ты есть, без желания тебя изменить». Тогда действительно будут возможны совсем другие отношения. И вот та практика, о которой Вы спрашивали – как поститься, молиться, – приходит как-то сама собой. И тогда, наоборот, другой человек с пониманием относится: «Я знаю, что сейчас пост, и купил специально для тебя постную еду». Это дорогого стоит. А жена говорит: «Спасибо, а я ради тебя готова была уже и мяса поесть». – «Да нет, не надо, я знаю, что для тебя это важно». Это то, к чему нужно стремиться.

То же самое касается и молитвенных правил. Есть люди, которые привыкли к определенному ритму до брака, к определенному правилу, которое может быть длинным. Потом у них рождаются дети, или даже если еще дети не родились, а они просто вступили в брак, то уже это правило должно быть пересмотрено, потому что в браке все по-другому, не так, как когда ты жил один (или одна). Потом рождается один ребенок, второй, третий, а человек пытается воспроизводить то же правило. Не получится. Все уже совершенно по-другому. Все должно быть разумно.

– По поводу детей. Можно подумать, что отношения выходят на новый уровень, когда появляется ребенок и возникает вопрос: крестить его или нет? Например, супруг в любой из моделей стратегий может утверждать: «Пусть он выберет сам, как выбрала ты, моя дорогая жена». А жена говорит: «Ну как же? Грех не покрестить ребенка». И здесь снова появляется ситуация, которую нужно решить. Как?

– Собственно говоря, это и есть ключевая проблема. Проблема не в том, поститься или не поститься, отказывать мужу в близости или нет; ключевая проблема – это дети. Почему, собственно, мультикультурные браки во всех цивилизациях были запрещены? Именно потому, что возникает резонный вопрос: куда пойдут дети, какими они будут? И это серьезнейшая проблема. По крайней мере, очевидно из той практики, которая есть, что если верующая мать перетягивает ребенка на свою сторону, то это отражается на его душевном здоровье очень плохо, потому что ребенок состоит из двух частей. Иногда верующая мать ведет себя по отношению к ребенку так, как будто он ей полностью принадлежит. А на самом деле насколько он ей принадлежит?

– Так же, как и отцу.

– Наполовину он ей принадлежит. И она здесь не может полностью распоряжаться, так же как и муж. Если мать втягивает ребенка в эту игру, то он разрушается, потому что это игра одной половины ребенка против другой половины ребенка. Это самое худшее, что только можно придумать, врагу этого не пожелаешь. Родители должны это понимать.

Поэтому люди, которые живут в браке с неверующим, должны на все модели, которые они строят, и на все свои действия смотреть глазами детей. Это первично: как это отразится на детях? Кстати, опыт такого противостояния, когда верующая женщина перетягивает ребенка на свою сторону, как правило, приводит к тому, что рано или поздно ребенок вырывается из-под влияния матери, перебегает на сторону неверующего отца, и оттуда обратно она его уже не «выцарапает», по крайней мере в ближайшие двадцать лет точно. Может быть, когда он уже сам родит своих детей, поймет что к чему и придет к вере. Но в ближайшее время этого не произойдет, он будет там, на стороне отца. И тогда он точно возьмет от отца все самое худшее, чтобы только позлить мать. И чем больше она его возле себя держит, тем с большей энергией он от нее убежит. Поэтому так точно не надо делать.

Вариант, который напрашивается, – это когда ребенку разрешают брать от второго человека все, что он хочет от него брать. И это начинается с отношений самих родителей. Если женщина мужа уважает не просто на словах, а на самом деле уважает, тогда между ними не будет острого конфликта по отношению к ребенку. Тогда отец разрешит его крестить, потому что у него же жена – христианка, и почему бы ребенка не покрестить? И жена скажет: «Я разрешаю ему быть похожим на тебя». А если мать ребенку говорит: «Отец неправильный, только мы с тобой правильные», то, конечно, муж будет так себя вести, что конфликт в конечном итоге приведет к разделению.

– Что бы Вы хотели пожелать нашим телезрителям в рамках нашей сегодняшней беседы?

– Если говорить о людях, которые находятся в таких смешанных отношениях, где приходится делать то, что никто никогда не делал, то все-таки нужно помнить, что Бог есть, что Он привел вас и вашего супруга в эти отношения. На самом деле Он и дальше ведет вас обоих. Не все вещи мы можем сделать своими силами, да вообще очень мало что можем. И здесь нужно четко осознавать, что есть что-то, что мы можем отдать Богу, так и сказав: «Господи, я не могу сделать этого человека христианином, я не могу его изменить в этом». И просто довериться в этом движении Богу. Тогда мы становимся, во-первых, более спокойными, а во-вторых, более свободными для того, чтобы действительно видеть другого человека, любить его таким, какой он есть. А может быть, увидеть то, что и его-то на самом деле Бог тоже ведет и у него-то на самом деле тоже есть духовная жизнь; может быть, она немножко другая, но она тоже есть. И видя это, найти какую-то более глубокую точку единства, которая так нужна детям.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *