если не удержать по исполнительному листу что будет работодателю
Подписка на обзоры и консультационные материалы.
Услуги
Каковы последствия неисполнения исполнительного листа на сотрудника, полученного работодателем
Вопрос:
В организацию пришел исполнительный лист на сотрудника. Какова ответственность работодателя в случае неисполнения требований исполнительного листа и сроки наступления административной ответственности?
Ответ:
Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе. Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, в трехдневный срок со дня выплаты обязаны выплачивать или переводить удержанные денежные средства взыскателю. Перевод и перечисление денежных средств производятся за счет должника.
При перемене должником места работы, учебы, места получения пенсии и иных доходов лица, выплачивающие должнику заработную плату, пенсию, стипендию или иные периодические платежи, обязаны незамедлительно сообщить об этом судебному приставу-исполнителю и (или) взыскателю и возвратить им исполнительный документ с отметкой о произведенных взысканиях.
О новом месте работы, учебы, месте получения пенсии и иных доходов должник-гражданин обязан незамедлительно сообщить судебному приставу-исполнителю и (или) взыскателю.
ст. 98, Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об исполнительном производстве»
(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 57-ФЗ)
ст. 17.14, «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 14.07.2015)
ст. 4.5, «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 14.07.2015)
Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Проверяя соблюдение срока давности привлечения к административной ответственности, необходимо учитывать, что КоАП РФ предусматривает единственный случай приостановления течения этого срока. Таким случаем является удовлетворение ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства, когда время пересылки дела не включается в срок давности привлечения к административной ответственности. В силу части 5 статьи 4.5 КоАП РФ течение названного срока приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган или должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу.
При удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела по месту жительства этого лица судья не должен выносить какой-либо процессуальный документ о приостановлении течения срока давности привлечения к административной ответственности, поскольку это не предусмотрено КоАП РФ.
Проверяя соблюдение срока давности привлечения к административной ответственности, следует также учитывать, что КоАП РФ не предусматривает возможности перерыва данного срока.
По смыслу части 1 статьи 4.5 и пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания.
Подборка материалов:
«Методические рекомендации по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов» (утв. ФССП России 19.06.2012 N 01-16)
Разъяснение дано в рамках услуг «ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ» консультантом по правовым вопросам ООО НТВП «Кедр-Консультант» Макшаковым Игорем Борисовичем, июль 2015 г.
При подготовке ответа использована СПС КонсультантПлюс.
На работника поступил исполнительный лист: что делать?
Автор: Новикова С., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Ситуации, когда в учреждение приходит исполнительный лист (чаще всего – для удержания алиментов на содержание несовершеннолетних детей) на работника-должника, нередки на практике. В таком случае учреждение, являющееся работодателем для должника, должно произвести удержание по исполнительному документу (исполнительному листу или судебному приказу) по каждой денежной выплате данному работнику. Как правильно это сделать, мы расскажем в настоящем материале.
Правила взыскания по исполнительным документам
Основным нормативным актом, регламентирующим порядок удержания по исполнительным листам, является Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 9 Закона № 229-ФЗ в учреждение, выплачивающее работнику-должнику заработную плату (стипендию или иные выплаты), исполнительный документ может поступить от непосредственного взыскателя в случае:
взыскания периодических платежей;
взыскания денежных средств, не превышающих в сумме 100 000 руб.
К примеру, от налоговых органов может поступить исполнительный документ о взыскании неуплаченных фискальных платежей. В этом случае ИФНС одновременно с исполнительным документом должна представить заявление с указанием банковских реквизитов, на которые нужно перечислить денежные средства в счет погашения долга (п. 2 ст. 9 Закона № 229-ФЗ).
Кроме того, исполнительный лист на работника учреждения может поступить от судебного пристава-исполнителя в случае (п. 1 ст. 98 Закона № 229-ФЗ):
взыскания периодических платежей;
взыскания суммы, не превышающей 10 000 руб.;
отсутствия или недостаточности у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме.
Наиболее распространенным исполнительным документом из поступающих от судебных приставов-исполнителей является исполнительный лист о взыскании алиментов.
В свою очередь, учреждение, выплачивающее должнику заработную плату или перечисляющее иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя в силу п. 3 ст. 98 Закона № 229-ФЗ обязано удерживать денежные средства из зарплаты и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе. Учреждение-работодатель в трехдневный срок со дня выплаты обязан выплачивать или переводить удержанные денежные средства взыскателю.
Итак, при поступлении учреждению исполнительного документа (исполнительного листа или судебного приказа), в котором работник учреждения указан в качестве должника, учреждение обязано удерживать обозначенные в исполнительном документе суммы из зарплаты (в том числе из аванса) и других денежных выплат, производимых в пользу работнику, независимо от его желания.
К сведению: в настоящее время Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержден Постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 № 841.
Доходы, на которые не может быть обращено удержание
Перечень выплат, из которых учреждение-работодатель не вправе производить удержания, поименован в ст. 101 Закона № 229-ФЗ. В него, в частности, включены такие выплаты:
компенсационные выплаты, установленные законодательством РФ о труде (в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность, с использованием личного имущества работников);
выплаты в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака;
пособия по уходу за ребенком и других пособий, выплачиваемых за счет средств ФСС (исключение – пособие по временной нетрудоспособности);
денежные суммы, выплачиваемые в качестве алиментов, а также суммы, выплачиваемые на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей;
денежные суммы, выплачиваемые в связи с возмещением вреда, причиненного здоровью, а также выплаты лицам, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей, и членам их семей в случае гибели (смерти) указанных лиц.
Правила осуществления удержаний
Размер удержания из заработной платы и иных доходов должника (в том числе если размер суммы, подлежащей удержанию, установлен в процентах (долях) от дохода работника) исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов (НФДЛ) (ч. 1 ст. 99 Закона № 229-ФЗ).
Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований (ч. 2 названной статьи), при каждой выплате денег работнику с учетом ограничений, показанных на схемах (ст. 138 ТК РФ, ч. 2 – 3 ст. 99 Закона № 229-ФЗ).
Добавим: названные ограничения размеров удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не применяются при обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах должника, на которые работодатель производит зачисление зарплаты (п. 4 ст. 99 Закона № 229-ФЗ). Исключением являются суммы последнего периодического платежа. По факту это исключение означает, что взыскание может быть обращено на накопления, то есть излишки, образовавшиеся даже на зарплатной карте (счете) к моменту взыскания, могут быть взысканы в полной сумме остатка. Лишь в отношении последнего поступления заработной платы будет действовать ограничение об удержании 50 или 70%.
К сведению: расходы на перечисление денег по исполнительным документам – комиссия банка (если сумму удержания организация перечисляет на расчетный счет взыскателя) или плата за почтовый перевод (если сумма удержания выплачивается взыскателю почтовым отправлением) – должны производиться за счет работника. Это следует из ст. 109 СК РФ.
Если в отношении работника-должника возбуждено сводное исполнительное производство, очередность удовлетворения требований взыскателей, предъявивших на день распределения соответствующей денежной суммы исполнительные документы, определяется положениями ст. 111 Закона № 229-ФЗ. Названной статьей установлено четыре очереди (см. таблицу).
Очередность
Вид взысканий
Максимальный размер (ст. 138 ТК РФ)
Алименты, суммы возмещения вреда, причиненного здоровью, суммы возмещения вреда в связи со смертью кормильца, суммы возмещения ущерба, причиненного преступлением, компенсация морального вреда
Не более 70% (ч. 3), за исключением компенсации морального вреда
Выходные пособия, оплата труда лиц, работающих (работавших) по трудовым договорам, вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности
Обязательные платежи в бюджет, обязательные платежи во внебюджетные фонды
Все остальные требования (например, долг по кредиту, административный штраф)
Когда и как учреждение заканчивает исполнительное производство в отношении работника?
Согласно п. 4 ст. 98 Закона № 229-ФЗ учреждение, выплачивающие должнику заработную плату или осуществляющие иные периодические платежи, заканчивает исполнение исполнительного документа:
после перечисления денежных средств в полном объеме;
при перемене должником места работы, учебы, места получения пенсии и иных доходов;
по заявлению взыскателя;
по постановлению судебного пристава-исполнителя о прекращении (об окончании, отмене) исполнения.
Как должен поступить работодатель при наступлении указанных обстоятельств, определено положениями п. 4.1 ст. 98 Закона № 229-ФЗ. В частности, не позднее следующего дня работодатель должен возвратить:
взыскателю – поступивший от него исполнительный документ с отметкой, указывающей основание окончания его исполнения и период, в течение которого он находился на исполнении, а также взысканную сумму, если имело место частичное исполнение;
судебному приставу-исполнителю – поступившую от него копию исполнительного документа с аналогичной отметкой.
Если взыскатель отозвал исполнительные документы
Исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, в силу п. 1 ст. 21 Закона № 229-ФЗ могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу.
Но если исполнение по ранее предъявленному исполнительному листу было окончено в связи с отзывом взыскателем исполнительного листа либо в связи с совершением взыскателем действий, препятствующих исполнению, период со дня предъявления данного исполнительного листа к исполнению до дня окончания по нему исполнения по одному из указанных оснований вычитается из соответствующего срока предъявления исполнительного листа к исполнению (п. 3.1 ст. 22 Закона № 229-ФЗ).
Иными словами, взыскатель, отозвавший исполнительный лист, не может продлить срок предъявления его к исполнению.
Что должно сделать учреждение при увольнении работника-должника?
В случае перемены работником-должником места работы (места получения пенсии и иных доходов) учреждение-работодатель обязано (п. 4, 4.1 и 5 ст. 98 Закона № 229-ФЗ):
1. Незамедлительно (на следующий день) известить об этом судебного пристава.
2. Возвратить судебному приставу исполнительный документ с отметкой о произведенных взысканиях. Информация об осуществленных взысканиях передается в произвольной форме. В ней необходимо отразить (см. Письмо ФССП РФ от 25.06.2012 № 12/01-15257):
номер платежного поручения (квитанции);
Данное сообщение заверяется печатью учреждения и подписью бухгалтера.
Ответственность учреждения за неисполнение предписаний, указанных в исполнительных листах
В случае нарушения законодательства РФ об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности на основании законодательства РФ (ст. 113 Закона № 229-ФЗ).
Вид ответственности
Наказание
Административная ответственность (ч. 3 ст. 17.4 КоАП РФ)
для должностных лиц – в размере от 15 000 до 20 000 руб.;
для юридических лиц – в размере от 50 000 до 100 000 руб.
Уголовная ответственность (ст. 315 УК РФ)
За злостное неисполнение исполнительных документов ответственные лица учреждений могут быть привлечены к уголовной ответственности, влекущей наказание в виде:
штрафа в размере до 200 000 руб. или в размере заработной платы (иного дохода осужденного) за период до 18 месяцев;
лишения права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность на срок до пяти лет;
обязательных работ на срок до 480 часов;
принудительных работ на срок до двух лет;
ареста на срок до шести месяцев либо лишения свободы на срок до двух лет
Удержания по исполнительному листу
baranq / Shutterstock.com |
Нередко бухгалтер сталкивается с необходимостью удерживать из доходов работника сумму его долга или иных платежей в пользу третьих лиц. На практике наиболее распространены удержания по исполнительным листам. Рассмотрим особенности оформления и учета удержаний по исполнительному листу.
Удержания по исполнительному листу (форма и образцы бланков утв. пост. Правительства РФ от 31.07.2008 № 579; приказ Минфина России от 17.06.2009 № 237) регулируют следующие нормативные акты:
Исполнительный лист может поступить в организацию как от самого взыскателя, в пользу которого должны производиться удержания, так и от судебного пристава-исполнителя.
Так, взыскатель направляет документ о взыскании:
При этом одновременно с исполнительным документом взыскатель должен представить заявление (ч. 2 ст. 9 Закона № 229-ФЗ) с указанием сведений (в частности, банковских реквизитов), без которых работодатель не может производить удержания.
Судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на зарплату и иные доходы работника-должника:
Без обязательных реквизитов, предусмотренных законодательством (ст. 13 Закона № 229-ФЗ), исполнительный лист недействителен. Бухгалтер не имеет права осуществлять удержания по нему.
Рассмотрим порядок удержания по исполнительным листам, направляемым в организации судебными приставами-исполнителями, так как это наиболее распространенный на практике случай.
Когда получен исполнительный лист
Отметим, если исполнительный лист поступил в организацию ошибочно (например, указанное в нем лицо никогда не числилось в ее штате), то, по мнению автора, документ необходимо вернуть отправителю в кратчайший срок. Хотя законодательно требование о возврате «чужого» исполнительного листа не установлено, Закон № 229-ФЗ предусматривает обязанность незамедлительного возврата документа в отношении, например, уволенного работника (ч. 4 ст. 98 Закона № 229-ФЗ).
Что касается организации документооборота исполнительных листов, то четких законодательных норм в отношении их учета и хранения не установлено. Однако за утерю исполнительного листа или за его несвоевременное отправление (например, при увольнении работника), а также за неисполнение требований по нему компания и ее должностные лица могут быть оштрафованы на суммы от 50 000 до 100 000 рублей и от 15 000 до 20 000 рублей соответственно (ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ).
Контроль за правильностью удержаний по исполнительным листам, направленным по месту работы должника, осуществляется судебным приставом-исполнителем посредством проведения проверок организаций (п. 16 ч. 1 ст. 64 Закона № 229-ФЗ).
Еще до получения первого исполнительного документа компании следует:
При получении Постановления необходимо проделать следующее.
Зарегистрировать его в специальном журнале (форма журнала сейчас не утверждена, поэтому компания вправе разработать ее самостоятельно (п. I Памятки)). В качестве примера можно воспользоваться старой формой журнала регистрации исполнительных листов (утв. приказом Минфина России от 15.05.2001 № 36н).
Заполнить и направить судебному приставу-исполнителю, указанному в Постановлении, отрывной корешок (уведомление к исполнительному производству), подтвердив таким образом, что исполнительный лист получен и принят к исполнению. Обратите внимание, срок возврата уведомления законодательно не установлен. В то же время в Памятке указано, что оно должно быть возвращено в день вручения. В уведомлении делают отметку о получении исполнительного листа (входящий номер и дата), указывают телефон. Также свою подпись ставит главный бухгалтер. Документ заверяют печатью организации.
Ознакомить работника-должника с содержанием исполнительного листа под подпись (ст. 136 ТК РФ; письмо Роструда от 19.12.2007 № 5204-6-0).
Передать под подпись зарегистрированное Постановление бухгалтеру, ответственному за расчет заработной платы.
Хранить Постановление как документ строгой отчетности (в сейфе) (п. I Памятки).
Как было отмечено выше, при увольнении работника-должника следует «незамедлительно сообщить об этом судебному приставу-исполнителю и (или) взыскателю и возвратить им исполнительный документ с отметкой о произведенных взысканиях» (ч. 4 ст. 98 Закона № 229-ФЗ).
Понятие «незамедлительно» не расшифровывается ни в одном нормативном акте. В то же время положения Семейного кодекса указывают, что работодатель обязан сделать это в трехдневный срок (при взыскании алиментов) (пп. 1, 2 ст. 111 СК РФ). Автор полагает, что того же срока следует придерживаться при возврате и иных исполнительных документов.
При этом в исполнительном листе должна стоять отметка о произведенных удержаниях (ее заверяют печатью организации и подписью должностного лица, на которого приказом возложена ответственность по оформлению исполнительных листов), содержащая следующие данные (письмо ФССП России от 25.06.2012 № 12/01-15257):
Исполнительный лист направляют в территориальный отдел судебных приставов ФССП России с сопроводительным письмом заказной корреспонденцией. О движении исполнительного документа одновременно извещают взыскателя. Порядок оповещения взыскателя не утвержден, однако при направлении ему письма с уведомлением о получении у компании остается доказательство извещения.
Общий порядок удержания по исполнительному листу
Удержание денежных средств из зарплаты и иных доходов работника-должника начинается с даты получения Постановления (ч. 3 ст. 98 Закона № 229-ФЗ).
Вместе с Постановлением о взыскании алиментов может поступить постановление о взыскании задолженности по ним (при ее наличии) (ч. 2 ст. 102 Закона № 229-ФЗ). То есть суммы, которые не были удержаны до получения исполнительного листа, удерживают из заработной платы сотрудника на основании этого отдельного исполнительного документа. В нем приводят расчет суммы долга.
Удержания производят при каждой выплате дохода работнику с учетом требований, приведенных ниже.
Расчет удержания по исполнительному листу
По общему правилу удержания из зарплаты, производимые работодателем в силу предоставленных ему прав, не могут превышать 20 процентов (ст. 138 ТК РФ).
Однако при удержаниях по исполнительным листам с работника не может быть удержано более 50 процентов от заработной платы и иных доходов до полного погашения взыскиваемых сумм (ст. 138 ТК РФ; ч. 2 ст. 99 Закона № 229-ФЗ; письмо Роструда от 19.12.2007 № 5204-6-0).
При взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением, удержание не может превышать 70 процентов (ст. 138 ТК РФ; ч. 3 ст. 99 Закона № 229-ФЗ).
Размер удержания рассчитывают из чистого дохода, то есть после обложения НДФЛ (п. 1 ст. 210 НК РФ).
При исчислении НДФЛ нужно учитывать, что работник, уплачивающий алименты на ребенка, имеет право на предоставление ему стандартного налогового вычета (подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ; письмо Минфина России от 11.10.2012 № 03-04-05/8-1179).
При определении базы для исчисления алиментов доходы, из которых они удерживаются, уменьшают только на ту сумму НДФЛ, которая является частью этих доходов.
За апрель 2017 г. работнику начислена зарплата в размере 12 000 руб. Сумма НДФЛ, подлежащая удержанию, равна:
12 000 руб. х 13% = 1560 руб.
Сумма удержания по первому исполнительному листу составила:
Размер взыскания по второму исполнительному листу составляет 50%:
Это максимально возможный размер удержаний по данному виду требований. Однако, учитывая, что 25% зарплаты должно быть удержано в качестве алиментов, в целях погашения задолженности по налогам следует удержать не более:
Ограничения на удержания по исполнительному листу
Удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей производят со всех видов заработной платы (денежного вознаграждения, содержания) и дополнительного вознаграждения, которые получают родители в денежной (рублях или иностранной валюте) и натуральной форме (Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утв. пост. Правительства РФ от 18.07.1996 № 841).
Однако взыскание не может быть обращено на закрытый перечень видов доходов должника (ч. 1 ст. 101 Закона № 229-ФЗ), в частности:
Кроме того, удержания не производят:
Расходы на перечисление денег по исполнительным листам (комиссии банка, плата за почтовый перевод) должны производиться за счет работника (ч. 3 ст. 98 Закона № 229-ФЗ; ст. 109 СК РФ). При этом рассмотренные выше ограничения по размеру удержаний из заработной платы не применяются.
Очередность удержаний по исполнительному листу
При удержании средств по нескольким исполнительным листам, пришедшим на одного сотрудника, необходимо соблюдать очередность удовлетворения требований взыскателей (ст. 111 Закона № 229-ФЗ):
Все прочие требования удовлетворяют в последнюю очередь.
При этом требования каждой последующей очереди удовлетворяют после погашения задолженности перед предыдущей очередью в полном объеме. При наличии нескольких исполнительных листов от разных взыскателей удержания одной очереди в пределах максимального размера удержания распределяют между всеми взыскателями этой очереди пропорционально причитающимся им суммам (ч. 1-3 ст. 111 Закона № 229-ФЗ).
Индексация удержаний по исполнительному листу
Периодические платежи, установленные в твердом размере (не в процентах от заработной платы), подлежат индексации. Так, индексируются установленные периодические платежи, выплачиваемые в целях возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, по договору пожизненного содержания и др., в порядке, установленном законодательством РФ. О такой индексации организации следует издавать приказ (распоряжение), на основании которого бухгалтерия будет осуществлять индексацию (ч. 4 ст. 9 Закона № 229-ФЗ).
Кроме того, индексируются алименты, определенные в твердой денежной сумме (ст. 117 СК РФ; ч. 1 ст. 102 Закона № 229-ФЗ). В случае если они уплачиваются по соглашению об их уплате, то индексацию производят в соответствии с этим соглашением (ст. 105 СК РФ).
Если алименты взыскивают по решению суда в твердой сумме, то индексация производится пропорционально увеличению установленного законом прожиточного минимума для конкретного региона, в котором проживает взыскатель. Индексация производится пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте РФ по месту жительства взыскателя. При отсутствии в субъекте РФ установленного прожиточного минимума необходимо брать данные о нем в целом по РФ (ч. 1 ст. 102 Закона № 229-ФЗ).
Работодатель обязан индексировать удерживаемые с работника суммы, установленные в твердой денежной сумме, даже при отсутствии специального указания на это в исполнительном документе или постановлении судебного пристава-исполнителя (ч. 1 ст. 117 СК РФ; ч. 1 ст. 102 Закона № 229-ФЗ).
Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, обязаны в трехдневный срок со дня выплаты переводить удержанные денежные средства взыскателю. При этом с перечисляемых сумм никакие налоги удерживать не нужно.
Таким образом, компания, получившая Постановление, должна:
В сумме удержания по этим двум исполнительным документам будут составлять более 50% от дохода должника после удержания НДФЛ.
Так, за апрель 2017 г. работнику начислена заработная плата в размере 24 000 руб.
Сумма дохода после удержания НДФЛ:
Сумма удержаний по первому исполнительному листу составляет:
20 880 руб. х 25% = 5220 руб.
Предположим, что величина прожиточного минимума для трудоспособного населения на апрель 2017 г. составляет 9962 руб.
Размер удержаний по обоим исполнительным листам будет равен:
9962 + 5220 = 15 182 руб.,
то есть более половины дохода должника (более 10 440 руб.). Так как оба требования удовлетворяются в первую очередь, каждое из них должно быть удовлетворено частично.
По первому исполнительному листу:
(5220 : 15 182 х 10 440) = 3589,57 руб.,
(9962 : 15 182 х 10 440) = 6850,43 руб.
Ольга Ткач, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ