если в страховке ошибка в фамилии что делать
Как исправить ошибку в полисе ОСАГО в 2021 году
При оформлении ОСАГО вся информация должна переписываться с документов и проверяться как агентом СК, так и клиентом. Однако человеческий фактор никто не отменял. Бывают случаи, когда ошибка при оформлении все же допущена.
В статье разберемся, какие могут быть последствия неправильного заполнения бланка, как их избежать, какие есть способы исправления неточностей и придется ли платить за изменение документа.
Какие проблемы доставит ошибка в ОСАГО
При наступлении страхового случая водитель имеет право требовать выплату, даже если в полисе допущена ошибка или опечатка. Но перед этим придется вносить изменения в документ. Учитывая, что после аварии будет много других дел и бюрократических проблем, лучше заранее позаботиться об исправлении всех неточностей в полисе.
Ошибка при оформлении – не повод для отказа в выплатах! Штраф за опечатку в ОСАГО при проверке документов сотрудниками ДПС также не накладывается.
Если при оформлении е-ОСАГО будут допущены неточности в водительском стаже, мощности двигателя, адресе регистрации или другие ошибки, уменьшающие стоимость страховки, на автовладельца могут подать в суд за мошенничество.
Будет сложно доказать, что он сделал это умышленно, с корыстными целями. Но лишние судебные разбирательства, трата нервов и времени не нужны никому, поэтому лучше исправить опечатку сразу после обнаружения, даже если придется доплатить.
Основные типы ошибок при оформлении ОСАГО
При оформлении документа страховщик может допустить ошибку в любом поле, заполняемом вручную, например:
Агент СК должен самостоятельно переписывать информацию с документов, а потом дать клиенту возможность проверить все поля. Если автовладельцу не предоставили полис для контроля правильности заполнения, это нарушение правил. В случае оформления е-ОСАГО страхователь сам вносит все данные и несет ответственность за их достоверность лично.
Где и как исправить ошибку
Как исправить ошибку в полисе ОСАГО? Ни в коем случае нельзя самостоятельно вносить изменения в документ. Бланк заполняется только страховщиком.
Исправления производятся несколькими способами:
Алгоритм действий
Разберем последовательность действий, необходимых для исправления ошибки в случае стандартной версии полиса и электронной.
Для обычного ОСАГО
Эта схема действий подойдет, даже если водитель является владельцем e-ОСАГО. Для исправления ошибки нужно приехать в офис компании, предоставить все документы, необходимые для получения полиса, заполнить заявление на переоформление.
Для е-ОСАГО
Если допущена ошибка в электронном полисе ОСАГО, то есть два варианта ее исправления. Первый – описан выше: прийти в офис и подать заявление. Второй (предоставляют не все организации) – через личный кабинет на сайте страховой компании. Для этого следует сделать следующее:
Подводим итоги
Ошибка в официальном документе – неприятная находка, однако ничего страшного в этом нет. Придется потратить немного времени на переоформление полиса. Заполнение нового бланка – формальность, поэтому этот процесс бесплатный. Но если опечатка допущена при расчете стоимости страховых взносов, то деньги либо вернут (если клиент внес больше), либо придется доплатить (если СК недополучила сумму).
Ошибка вышла: страховая оставит без полиса и не вернет деньги
Из-за ошибок при оформлении ОСАГО в режиме онлайн автомобилисты могут остаться без полиса и потраченных на него денег. Страховщики предупредили: если клиенты спутают категорию своей машины, ошибутся в мощности двигателя, договор можно правомерно аннулировать, а премию не возвращать. Каких ошибок нельзя допускать и как автовладельцам доказать, что они не мошенники, разбирались «Известия».
Проверять стали тщательнее
Страховые компании стали тщательнее проверять данные, вносимые при оформлении электронных полисов ОСАГО. Если раньше проверки велись чаще всего выборочно, то теперь практически каждый договор проходит тотальное изучение после подписания по всем параметрам.
Оказалось, что не все знают о ловушке при оформлении страховки в режиме онлайн — если в данные даже случайно закрадется ошибка, страховая компания оформит полис, а вот когда неточность вскроется, расторгнет договор в одностороннем порядке.
«В таких случаях расторжение страховщиком полиса является правомерным. При этом уплаченная страховая премия возврату не подлежит в соответствии с правилами ОСАГО», — объяснили «Известиям» в Центробанке. Одновременно регулятор подтвердил и наличие жалоб на односторонние расторжения полисов ОСАГО с удержанием уплаченных средств. При этом в пресс-службе Центробанка отметили, что отдельной статистики по таким обращениям не ведут.
«В период с декабря 2020 по февраль 2021 года в Банк России поступило несколько десятков обращений от заявителей из различных регионов, часть которых может быть связана с расторжением договоров ОСАГО в связи с намеренным представлением страхователями ложных сведений для уменьшения размера страховой премии», — сообщили в Центробанке.
В ЦБ объяснили, что недобросовестные страхователи могут указывать недостоверные сведения в отношении мощности транспортного средства, а также целей его использования.
«Вместе с тем в ходе рассмотрения обращений выявляются факты неправомерного расторжения договоров ОСАГО в одностороннем порядке. В этих случаях со страховщиками проводится надзорная работа с помощью различных инструментов поведенческого надзора по устранению нарушений и недопущению их в последующем», — уточнили в Центробанке.
Что говорят страховщики
В ПАО СК «Росгосстрах» рассказали «Известиям», что механизм расторжения договоров страхования автогражданской ответственности за предоставление ложных сведений работает уже очень давно. Перерыв на пару месяцев был сделан только на период перехода на АИС ОСАГО 2.0.
Проверку проходят все полисы: указанные клиентом данные сверяют с теми, которые содержатся в государственных базах данных.
«К сожалению, пока не налажен прямой информационный обмен между страховщиками и органами исполнительной власти. Поэтому нельзя делать проверку в течение того времени, пока оформляется договор. Приходится делать проверки уже постфактум», — посетовал директор департамента моделирования и анализа ПАО СК «Росгосстрах» Алексей Володяев.
По словам представителя «Росгосстраха», чаще всего причиной для расторжения договоров становятся неверные сведения о цели использования автомобиля.
«Например, страхователи «случайно» забывают про оформленную накануне лицензию такси. Или неверно указана категория ТС — не все автолюбители помнят, что некоторые внедорожники входят в категорию C, а микроавтобусы с числом сидячих мест свыше восьми — в категорию D, не говоря уже о том, что иногда в категорию А пытаются отнести популярные кроссоверы. Бывают ошибки и в указании мощности двигателя — в том числе и ее сознательное занижение», — поделился примерами Володяев.
В «Росгосстрахе» также рассказали, что расторгают договоры тогда, когда «очевидно идет речь о сознательном и преднамеренном искажении предоставляемых данных, либо в случае серьезных ошибок — например, если мощность двигателя занижена сразу на несколько лошадиных сил». На таких основаниях компания расторгает не более 1,5% договоров ОСАГО. При этом восстанавливается из-за ошибочного расторжения примерно 0,03%.
Иногда водители редких или модифицированных автомобилей не имеют возможности выбрать на сайте подходящие параметры, в том числе и по мощности двигателей своих транспортных средств. И тут снова есть риск попасться в ловушку. В случае если параметры автомобиля не соответствуют данным, которые предлагает калькулятор ОСАГО, в «Росгосстрахе» советуют выбрать опцию «Другое ТС» и ввести все данные вручную либо обратиться в офис или к агенту страховщика.
Практика тотальных проверок
В «Страховом доме ВСК» система выборочной проверки полисов ОСАГО на соответствие информации, указанной в полисе/заявлении о страховании, работает с 2020 года.
«Частота расторжений договоров носит единичный характер. Такие случаи связаны в основном с искажениями в указанной категории/типе транспортного средства, а также с занижением мощности, информации о территории преимущественного использования, — рассказал представитель страховой компании. — Чтобы избежать расторжения договора, необходимо тщательно заполнять документы, а при использовании услуг посредника — внимательно относиться к его выбору».
В «АльфаСтраховании» сообщили, что из-за ложных сведений в среднем в месяц расторгается всего 1–2% от общего числа заключаемых договоров е-ОСАГО.
«Такой показатель достигается за счет тщательной проверки данных при заключении договоров и разъяснительной работы с партнерами, агентами компании, — сообщили «Известиям» в пресс-службе компании. — Проверки проходят с лета 2020 года в автоматизированном режиме. Их цель — выявление случаев, когда страхователи намеренно занижают размер страховой премии по ОСАГО».
Страховщик также заверил, что ошибочные расторжения полисов с добросовестными страхователями единичны и рассматриваются в индивидуальном порядке.
Как обманывают посредники
Водители могут остаться без денег и страховки не только из-за собственных ошибок. Иногда оформить ОСАГО по низкой цене предлагают недобросовестные посредники, якобы имеющие связи в страховых компаниях. Нередко оказывается, что такие помощники вовсе не связаны со страховым бизнесом. От имени владельца они просто заполняют заявку, занижая ключевые параметры и внося ложные данные о самом страхователе.
«После получения от страховщика подписанного договора е-ОСАГО в формате PDF такой посредник с использованием специальных программных средств указывает в нем правильные данные автовладельца. После этого он направляет автовладельцу договор е-ОСАГО с его данными, а разницу в страховой премии забирает себе. Больше всего таких недобросовестных посредников работает в «красных» регионах с высокими рисками мошенничества в ОСАГО», — предупредили в Российском союзе автостраховщиков (РСА).
В «Росгосстрахе» подтвердили, что сталкивались с такой практикой.
«Автомобилист даже не догадывается, что его ответственность не застрахована — узнать об этом сегодня он может, только обратившись с таким полисом в компанию после страхового случая для урегулирования убытка. И отказ становится для него неприятной неожиданностью. По нашим данным, количество обращений в «Росгосстрах» с подобными полисами колеблется от нескольких десятков до сотни случаев ежемесячно», — предупредили корреспондента «Известий».
Причина «ошибок»
Эксперт и юрист в области автострахования Сергей Беляков в разговоре с «Известиями» высказал мнение, что подавляющее большинство ошибок, связанных с расторжением договоров, возникает из-за умышленных действий страхователей. При этом Беляков считает, что некоторым водителям приходится идти на такие шаги, потому что иначе страховые компании им просто отказывают — в первую очередь это относится к таксистам и жителям проблемных регионов.
«Такси — это убыточный сегмент, их многие просто не страхуют, — объясняет Беляков. — Есть также проблемные регионы, например Ульяновск, Ингушетия, Владивосток — там страховщики ни в какую работать не хотят и пробуют отменять договоры в надежде, что с ними не будут долго разбираться или судиться. Но в основном водители действительно пытаются занизить премию осознанно, и самый простой способ — уменьшить количество лошадиных сил. Округляют их в меньшую, а не большую сторону в надежде, что этого не заметят. Еще одна распространенная ошибка — смена адреса регистрации. Например, водитель оформил полис в Костроме, застраховался и переехал в Москву, где прописался. Конечно, в Костроме коэффициент будет ниже, но страховка работает по адресу регистрации страхователя, а не машины».
Беляков уточнил, что некоторые водители несерьезно относятся к заполнению анкеты, хотя она ничем не отличается от составления договора в офисе компании. «Проблема это не массовая, но поводов для страховых давать нельзя. По моей оценке, раньше так строго за ошибками в ключевых параметрах следили не все страховщики, но после либерализации тарифов ОСАГО в сентябре 2020 года водителей стали проверять тщательнее», — заключил эксперт.
Что делать добросовестному автовладельцу
В РСА признают, что водители действительно жалуются на случаи расторжения полисов е-ОСАГО, но пока такие случае единичны. Как объяснили в ассоциации «Известиям», если при заполнении данных на сайте страховщика автомобилист по ошибке ввел неверные данные, то ему предлагается их скорректировать на стадии заключения договора е-ОСАГО.
Внести последующие изменения в договор е-ОСАГО можно с доплатой части премии страховщику — если правильные данные привели к ее увеличению. Если же окажется, что с правильными данными полис ОСАГО стоит меньше, то часть премии, напротив, вернут. В случае если договор расторгли по причинам, с которыми водитель не согласен, сами страховщики советуют обращаться к ним в офис, чтобы разобраться в ситуации.
«При ошибочном расторжении договора автомобилист, безусловно, может его восстановить. Для этого необходимо обратиться в ближайший офис страховой компании и представить оригиналы документов. Также ВСК всегда становится на сторону клиента, если ситуация носит неоднозначный характер или клиент опечатался при заполнении некритичных параметров», — высказали в ВСК свою позицию.
А вот в Центробанке предлагают действовать более жестко и обращаться сразу к ним.
«Если гражданин считает, что его права нарушены, он может обратиться с жалобой в Банк России любым удобным способом», — посоветовали в ЦБ.
В полисе ОСАГО допущена ошибка в государственном номере
Сотрудник ГИБДД при обнаружении ошибки в страховом полисе не имеет права привлекать вас к административной ответственности, так как КФ об административных правонарушениях не предусматривает такого правонарушения, как наличие ошибки в страховом полисе.
Согласно положениям КоАП РФ сотрудник ГИБДД может привлечь вас к ответственности при установлении следующих правонарушений:
1) управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения, в том числе страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства (ст. 12.3);
2) управление транспортным средством в период его использования, не предусмотренный страховым полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, а равно управление транспортным средством с нарушением предусмотренного данным страховым полисом условия управления этим транспортным средством только указанными в данном страховом полисе водителями (ч. 1 ст. 12.37);
3) неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует (ч. 2 ст. 12.37).
Согласно п. 7 ст. 15 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об обязательном страховании гражданской ответственности) при заключении договора обязательного страхования страховщик вручает страхователю страховой полис, являющийся документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования. Страховщик не позднее одного рабочего дня со дня заключения договора обязательного страхования вносит сведения, указанные в заявлении о заключении договора обязательного страхования и (или) представленные при заключении этого договора, в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со ст. 30 указанного закона. Бланк страхового полиса обязательного страхования является документом строгой отчетности.
В соответствии с п. 16 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 22 июня 2016 г., страховой полис является доказательством, подтверждающим заключение договора ОСАГО, пока не доказано иное.
Согласно пп. «а» п. 2 ст. 6 Закона об обязательном страховании гражданской ответственности отказ в выплате страхового возмещения возможен в том числе в случае причинения вреда при использовании иного транспортного средства, чем то, которое указано в договоре обязательного страхования.
Вместе с тем страховой полис является документом строгой отчетности, ошибок в нем быть не должно, поэтому во избежание возможных споров со страховой компанией в случае наступления страхового случая необходимо добиться замены страхового полиса.
Если сотрудники страховой компании не осуществляют замену в добровольном порядке, вам необходимо обратиться в страховую компанию с претензией, составленной в произвольной форме.
Если и это не приведет к нужному вам результату, вы можете обратиться в следующие организации для защиты своих нарушенных прав, которые осуществляют контроль над деятельностью страховых организаций: Федеральную службу по финансовым рынкам и Российский Союз Автостраховщиков.
Какие ошибки по осаго можно исправить в ЛК страховых компаний?
Прежде чем аннулировать полис, попробуйте внести изменения через личный кабинет страховой компании. Чаще всего вход происходит через телефон, почту клиента или по номеру полиса.
Для входа по почте используется сгенерированная почта, которая указана на 3-м этапе оплаты и получения полиса.
Альфастрахование
Вход по логину или почте (задается при регистрации, не обязательна как при оформлении):
— ФИО страхователя, собственника, водителя (с загрузкой сканов документов)
— вин, марка, модель, год выпуска, мощность (с загрузкой документов)
— гос номер, птс, Дк (без загрузки документов)
— цель использования, аренда авто (без документов)
— класс (кбм) на начало страхования (с загрузкой скана ву)
— срок страхования, период
Ингосстрах
Вход по логину или почте либо можно зарегистрироваться по номеру полиса.
— Водители
— Данные по ТС
— Период использования
— Собственник
Росгосстрах
Вход по почте.
— добавить/удалить/изменить водителя
— увеличить/уменьшить период использования ТС
— данные собственника
— ФИО или док-ты страхователя
— номер кузова или регистрационных документов
— гос.номер
— добавить/убрать прицеп
— перевести полис на без ограничение
СОГАЗ
Вход по почте
— данные ТС (тип серия, номер выдача)
— гос.номер
— добавить/убрать прицеп
— Документ ТО
— добавить/удалить водителя
— данные водителей
— увеличить/уменьшить период использования ТС
— данные собственника
— ФИО или док-ты страхователя
Ренессанс
Вход по почте
— ФИО страхователя, собственника, водителя (с загрузкой сканов документов)
— вин, марка, модель, год выпуска, мощность (с загрузкой документов)
— гос номер, птс, Дк (без загрузки документов)
— цель использования, аренда авто (без документов)
— класс на начало страхования (c загрузкой ву)
— срок страхования, период
— добавить водителя/сделать без ограничений
МАКС
Вход по номеру телефона
Согласие
Через обращение в чат поддержки, а мы через куратора страховой компании.
— период
— добавить/удалить водителя/без ограничений
— гос номер
— марка/модель
Тинькофф-страхование
Вход в ЛК по номеру телефона
Внесение изменений по телефону горячей линии 88007558000 или 88005551010
ВСК
Вход по указанному телефону
— период
— добавить/удалить водителя/без ограничений
— гос номер
— марка/модель
Ошибки в полисе ОСАГО приравняют к его отсутствию
Уже сейчас в случае предоставления недостоверных сведений не только по электронным полисам ОСАГО, но и по бумажным договорам, если это повлекло необоснованное уменьшение премии, страховщик получает право регрессного требования. Это означает, что предприниматели возместят вред пострадавшему, но после этого будут взыскивать размер убытка с виновника ДТП.
«В ряде документов содержатся недостоверные данные о транспортном средстве или регионе, которые приводят к занижению цены полиса. Экономия одной-двух тысяч рублей на этапе покупки полиса за счёт внесения в него недостоверных данных может обернуться убытком в сотни тысяч рублей», — уверен адвокат по административным делам Вячеслав Лоскутов.
Масштабный эксперимент по поверке полисов ОСАГО с помощью камер на дорогах, который проводится в Москве, показал, что половина обратившихся в союз страховщиков получателей «писем счастья» с информацией об отсутствии бланка не знали, что стали «счастливыми» обладателями поддельного полиса ОСАГО. Курьер привозит либо фальшивый, либо реальный бланк, но с неправильным номером. Чаще всего «автогражданка» с таким номером уже оформлена на какую-то реальную машину и конкретного владельца. То есть в базе он числится как настоящий, но в случае аварии его обладатель никакого возмещения не получит.
«Ряд изменений, которые вступили в силу, касаются непосредственно электронных полисов ОСАГО. К примеру, из закона исключена норма о необходимости выдачи автовладельцу электронного договора ОСАГО на бланке. Предусмотрено, что он может быть распечатан на бумаге. Что касается проверки, то по новым правилам такой полис может быть представлен как на бумаге, так и в виде электронного документа», — поясняет адвокат по административным делам Вячеслав Лоскутов.
Изменения в ПДД по этому поводу пока не внесены, так что автовладельцам есть смысл держать при себе бумажный вариант электронного договора. То, что происходит с договорами страхования в последние несколько лет, вызывает большую тревогу у предпринимателей, работающих на этом рынке. По некоторым данным, число фальшивых полисов перевалило за четыре миллиона. Примерно каждый десятый владелец авто на самом деле не застрахован. То есть документ на руках у них есть, а страховки нет.
«Гражданам рекомендуется проверить свои полисы на подлинность через сервисы Российского союза автостраховщиков (РСА) либо обратиться в свою страховую компанию. Самый простой и надёжный способ оформить ОСАГО — сделать это самостоятельно онлайн. Этот сервис сейчас предоставляют многие страховые компании. Если нет желания заполнять всё на сайте, лучше приехать в офис, но ни в коем случае не доверять эту услугу сторонним лицам или курьерам», — советует адвокат по административным делам Вячеслав Лоскутов.