если вашего ребенка обижают в школе что делать родителям
Ребенка обижают в школе. Что делать?
Приблизительное время чтения: 7 мин.
С первого класса детям традиционно объясняют, что школа — это второй дом. Отчасти это так и есть, учитывая, сколько времени дети в школе проводят. Однако что там, в этом втором доме, происходит, зачастую неизвестно ни родителям, ни учителям. Ведь детский коллектив — это сложный живой организм, живущий по своим законам. Но предположим, вы все же узнали, что ребенка обижают в школе. Что делать?
Давайте разбираться вместе с педагогом-психологом Глебом Ткаченко, победителем всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России ― 2020» в специализированной номинации «Покорение вершин профессиональной культуры».
А есть ли проблема?
Прежде всего стоит выяснить, существует ли проблема в действительности. Иногда родители делают вывод о том, что ребенка обижают, на основании слов учителя. Сразу отмечу, что по любым школьным проблемам желательно держать связь с классным руководителем, потому что он знает свой класс, видит взаимодействие детей и порой может рассказать вам больше, чем ребенок. Разумеется, это не означает, что надо верить всему, что говорит учитель, но он может помочь вам увидеть более или менее целостную картину происходящего. Заранее запаситесь терпением и пониманием: вы можете столкнуться с раздражительностью. Главное — помните, что чаще всего классный руководитель искренне заботится о детях из своего класса, просто работа у него действительно сложная и утомительная. Во всяком случае, лучше верить в это, чем в то, что ему просто все равно. Кроме того, классный руководитель тесно взаимодействует со школьным психологом и при необходимости может устроить вам встречу. Школьный психолог — это ваш второй союзник в решении проблем ребенка. На первом этапе он как минимум поможет разобраться, насколько реальны опасения классного руководителя.
Вы также можете решить, что ребенка обижают, увидев синяк под глазом или услышав его рассказ о конфликте с кем-то из ребят. Помните, что «ребенок повздорил» и «ребенка обижают» — это далеко не всегда одно и то же. Конфликты могут быть разовыми, и причины у них могут быть самые разные. Нередко родители удивляются, что зачинщиком оказался их ребенок. Это нормально, что родители непоколебимо верят в духовную чистоту и нравственность своего отпрыска, но иногда стоит вспомнить, что он все же ребенок и может что-то сказать или сделать не подумав, просто в силу возраста. Защищать доброе имя своего ребенка необходимо, когда его пытаются опорочить, но не тогда, когда вам предлагают посмотреть на ситуацию под иным углом с целью помочь разобраться.
В любом случае стоит поговорить лично с ребенком, но не в формате вопроса «как дела в школе», ответом на который в 90 % случаев будет короткое и неинформативное «нормально». Лучше выразить свою обеспокоенность, прямо ссылаясь на то, что вы увидели или услышали, но без давления. Ребенок должен видеть, что вы осведомлены и заинтересованы. Если после разговора с учителем, психологом или самим ребенком у вас не осталось сомнений в том, что проблема существует, то…
Выдыхаем
Понятно, что родитель всегда беспокоится о своем ребенке, особенно когда есть повод. Но делать из этого семейную трагедию — последнее, что нужно ребенку в данной ситуации, да и метод, честно говоря, малоэффективный. Здесь нужно осознать два важных момента. Первый заключается в том, что вы уже узнали о существовании проблемы, а значит, ее можно решать. Вы в гораздо более выгодном положении, чем могло бы быть, ведь ваш ребенок не остался с проблемой наедине. Второй важный момент — спокойствие. Ребенок нуждается в поддержке сильного взрослого, а родитель, который мечется в панике, не выглядит достаточно надежным. Безусловно, вы тоже живой человек, и если у вас не получается быть сильным взрослым, то хотя бы изобразите его для ребенка.
В самолете, терпящем крушение, есть такое правило: сначала кислородную маску надеваем на себя, потом — на ребенка. В семье точно так же: вам будет сложно помочь ребенку, если вы сами нуждаетесь в помощи. Поэтому позаботьтесь сначала о себе: встретьтесь с друзьями, почитайте книгу, выберитесь с ребенком на природу. За один день проблему все равно не решить, а отдохнуть и набраться сил — вполне реально.
Иногда случается, что родитель переживает подобную ситуацию гораздо сильнее, чем сам ребенок, и не всегда это адекватно происходящему. В таком случае не зазорно обратиться за помощью к психологу, чтобы выяснить, не стоят ли за внешними переживаниями за ребенка ваши собственные психологические проблемы, например, травмирующие воспоминания вашего детства.
Если вы помните про них и без психолога, то будьте осторожны, рассказывая ребенку о своем детстве. Дети хорошо чувствуют эмоциональное состояние родителей, и, если ребенок увидит, что вы до сих пор переживаете из-за того, что вас обижали, он может принять решение не рассказывать вам о своих проблемах, чтобы не причинять боль. Если же вы рассказываете о своих школьных трудностях, то пусть это будет спокойный рассказ об успешном преодолении проблем. Это поможет ребенку удостовериться в том, что вы понимаете его переживания, а также добавит вам надежности в его глазах.
Кто виноват и что делать?
Для решения проблемы необходимо прояснить ее основные аспекты, а именно: кто и за что обижает вашего ребенка. Разберем их по порядку.
Для начала необходимо выяснить, является ли данная ситуация групповой травлей или в этом замешаны один-два человека. Это важно, потому что травля — болезнь всего коллектива и лечится она только совместными усилиями педагогов, психологов и родителей. Более подробно про травлю можете прочитать в статье психолога Людмилы Петрановской и педагога Ирины Лукьяновой.
Если при травле основной задачей является корректировка взрослым человеком «правил игры», которые составили сами дети, то во втором случае достаточно поставить в известность классного руководителя и настоять на воспитательной беседе в присутствии вас и родителей обидчиков. При необходимости — повторить, чтобы родители обидчиков понимали: родители обиженного ребенка контролируют ситуацию и в случае новых обид начнут активно действовать.
Важный момент: родители обиженного ребенка часто опасаются, что их вмешательство лишь раззадорит хулиганов, поэтому предпочитают не вмешиваться. Но это как раз то, на что рассчитывают задиры. Уверенность в том, что «жертва» не обратится за помощью, гарантирует им безопасность и развязывает руки, поэтому подобные поступки должны пресекаться жестко и бескомпромиссно. Обидчики должны осознать, что за этим ребенком стоят взрослые люди, знающие об их развлечениях и настроенные серьезно.
Ребенку же следует объяснить, что любые принципы вроде «ябедничать плохо» придуманы как раз обидчиками с конкретной целью: не дать обратиться за помощью.
Но вот что важно: нельзя отчитывать обидчиков при остальном классе, так как желание вернуть свой авторитет в группе может оказаться сильнее страха последствий. Такие воспитательные беседы следует вести в узком кругу: обидчики и их родители, родители обижаемого ребенка, классный руководитель, представители школьной администрации, школьный психолог.
За что обычно обижают ребенка, мы рассмотрим более подробно в следующей статье, а пока необходимо отметить очень важный момент. Часто сталкиваются два противоположных мнения: одни говорят, что ребенок сам провоцирует травлю, другие — что виноваты только обидчики. Важно понимать, что у обидчиков своя ответственность, которую они должны нести, а у «жертвы» может быть своя. Если ребенок сильно отличается от остальных и это спровоцировало травлю, то это не снимает ответственности с тех, кто травит, но не стоит игнорировать и поведение самого ребенка. Решать проблему надо с обеих сторон. Если ребенок, которого обижают, ходит в школу неряшливым, то надо и его в порядок привести. Не потому, что он «сам виноват», а для того, чтобы снизить риск дальнейшего «внимания» со стороны класса. Разумеется, эта рекомендации касается лишь тех случаев, когда факторы риска можно уменьшить.
Если же обижают за врожденные признаки (веснушки, рост, голос), то обидчикам следует дать отпор, а ребенку — поддержку. Не утешение, потому что утешение — это прерывание переживания. Не жалость, потому что жалость — это признание поражения. А именно поддержку: «Я вижу твои чувства. Ты переживаешь, и это нормально. Ты можешь плакать, если тебе больно, и злиться, если ты зол. Я рядом с тобой, и мы преодолеем все трудности. Я верю в тебя, и ты всегда можешь рассчитывать на мою поддержку и защиту».
Ребенок в школе обижает одноклассников
Приблизительное время чтения: 6 мин.
Плохо, когда твоего ребенка травят в школе. Ты грудью встаешь на его защиту. Но ничуть не лучше, когда твой ребенок сам принимает участие в травле одноклассника, а то и становится ее инициатором. Тут родители должны решительно вмешаться. Но как это сделать правильно? Отвечает педагог-психолог Глеб Ткаченко, победитель всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России ― 2020» в специализированной номинации «Покорение вершин профессиональной культуры».
Людям в принципе сложно сосуществовать без конфликтов. Пожалуй, каждый из нас неоднократно наблюдал ссоры между взрослыми людьми. Мы видим их в магазине возле кассы, на работе, на улице. А порой случается и так, что мы сами в силу обстоятельств становимся участниками этих конфликтов. И если уж взрослым людям не всегда удается мирно решать возникающие проблемы, то что говорить о детях? Ведь поведение ребенка определяется не осознанным выбором, а большим количеством факторов, которые он пока не в силах контролировать в полной мере. Поэтому если ребенок в школе обижает одноклассников, это вовсе не означает, что он законченный негодяй, который перешел на сторону зла. Чаще это означает, что ему нужна помощь на этом сложном пути взросления.
Агрессивное поведение
В наше время часто говорят о школьной травле, применяя этот термин едва ли не к каждой ситуации, где один ребенок обидел другого. Но буллинг — это достаточно узкое понятие, которое не охватывает всех разновидностей агрессивного поведения, поэтому сейчас речь пойдет именно о детской агрессии.
Подробнее о буллинге можно прочитать здесь:
Прежде всего, замечу: агрессия — это не эмоция, а форма поведения, содержащая угрозы или наносящая ущерб. Это означает, что она существует не сама по себе и может быть вызвана совершенно разными причинами, о которых мы поговорим чуть позже. Агрессия может быть физической или вербальной. Физическая агрессия — это подзатыльники, пинки, порча школьных принадлежностей или одежды, а вербальная — оскорбления, угрозы, дразнилки и так далее.
Кроме того, существует прямая агрессия, когда один ребенок открыто оскорбляет или бьет другого, и косвенная, при которой ущерб наносится исподтишка. К примеру, дождаться, пока одноклассник выйдет из класса, и выкинуть его рюкзак в мусорное ведро — это косвенная агрессия.
В этих примерах обидчик проявляет активность, физическую или словесную, открыто или тайком. Но агрессия может быть и пассивной и выражаться, например, в намеренном игнорировании одноклассника.
Наконец, агрессия может быть реактивной, то есть возникать в ответ на действия других детей, или спонтанной, возникающей из-за внутренних причин, о которых окружающие даже не догадываются. Зачастую не знает об этих причинах и сам ребенок. Давайте же разберемся, что влияет на формирование детской агрессивности.
Родители
Еще одна распространенная причина детской агрессивности — телесное наказание ребенка. В этом случае он не просто усваивает такое поведение, но еще и копит обиду, невыраженную злость, которую впоследствии может перенаправить на того, кто послабее.
В этих примерах речь шла о проявлении прямой агрессии, но бывает и косвенная, которая свойственна семьям, в которых царит дух интриги. Часто такое можно наблюдать в общении ребенка с разведенными родителями, каждый из которых пытается переманить его на свою сторону. Если у ребенка перед глазами есть пример агрессивного поведения, то объяснять ему что-либо практически бессмысленно. Хоть ранее я и указал, что влияние родительского примера особенно сильно до пятого класса, оно остается и в средней школе, пусть и в меньшей степени.
Поэтому один из доступных родителям способов скорректировать детскую агрессию — это минимизировать проявление агрессии дома. Если между супругами назревает скандал — лучше провести его вне поля зрения ребенка. Физические наказания и оскорбления также необходимо исключить. И вообще, помните, что любое ваше слово или действие может быть усвоено ребенком и воспроизведено в школьной среде.
Школа
Разумеется, дети учатся не только на примере своих родителей, хоть он и наиболее весомый. Общение со сверстниками также формирует стиль поведения ребенка. В начальной школе это менее заметно, так как влияние родителей и классного руководителя еще слишком велико. Но тем не менее в этом возрасте дети учатся обращаться со своей агрессией, и происходит это, как правило, посредством шумных игр. Дети целыми табунами бегают по этажам, борются, залезают друг другу на плечи, кричат. Это необходимый этап в освоении собственной агрессивности: ведь агрессия может быть и полезной. Дать отпор обидчику, отстоять свои права, защитить слабого — все это требует способности быть агрессивным.
Однако если кто-то из детей в ходе игры начинает воспроизводить то, что видел дома, то игра меняется. Тот, кто умеет материться, кажется более взрослым и успешным в словесных баталиях, и остальным приходится либо адаптироваться к новым правилам, либо искать себе других соперников. Как раз те, кто подстраивается под эти условия, и становятся обидчиками тех, кого устраивает мирное сосуществование.
В подростковом возрасте ситуация осложняется тем, что формируется социальная иерархия класса. Авторитет родителей и классного руководителя ослабевает, а авторитет сверстников возрастает. И в этот момент ребенок может перейти на сторону обидчиков только для того, чтобы принадлежать к определенной группе. Ребенок может до конца не осознавать этих механизмов и воспринимать это как игру или шутку, но тем, кого он обидит, легче от этого не станет. А если в классе кого-то травят, то перейти на сторону обидчиков ребенок может также из-за страха оказаться под прицелом.
Как бы там ни было, главное средство предотвращения и коррекции агрессии ребенка — это обозначение четких границ его поведения. В идеале этим следует заниматься еще с дошкольного возраста, но, даже если момент упущен, ребенка надо удерживать в рамках дозволенного.
Что делать?
В этой статье я постарался описать проблему, а не дать ее готовое решение по той причине, что его попросту нет. Но тем не менее есть ряд рекомендаций, которые логично вытекают из общего понимания ситуации.
Во-первых, необходимо минимизировать проявление агрессии дома. Любые крики, выяснения отношений, битье посуды и мебели, физические наказания, злые анекдоты, оскорбления и все прочее должны быть исключены из жизни ребенка. Неважно, дошкольник это или подросток. Понятно, что взрослым хочется побыть на своей взрослой волне, но нужно помнить об ответственности за своего ребенка.
Во-вторых, это обозначение границ допустимого поведения для ребенка. Опять же, в любом возрасте. Доносить словами и показывать примером, что можно, а что нельзя. Если папа говорит, что нельзя обижать девочек, но сам может обидеть маму, то ребенок в лучшем случае ему просто не поверит.
В-третьих, в основе агрессивного поведения ребенка могут лежать физиологические нарушения. В том случае, если ребенок внезапно и беспричинно стал агрессивен, есть смысл пройти обследование у невролога. Конечно, это не такая частая причина, но все же следует подстраховаться.
Нередко говорят о вреде агрессивных компьютерных игр. Отчасти это действительно так, но важно понимать, что игра — это чаще всего способ ребенка разрядиться, спустить пар. Прежде чем отнимать у него этот способ, необходимо придумать здоровую замену. Например, спортивную секцию, которая может его заинтересовать.
И главная рекомендация: обратитесь за помощью к детскому психологу. Внутренний мир ребенка сложен и непонятен не только для вас, но и для него самого. Разобраться в истинных причинах чаще всего очень непросто, а уж решить проблему самостоятельно — и подавно. Конечно, бывает так, что родители находят нужные слова, чтобы вернуть ребенка на правильный путь. Но если вы чувствуете, что не справляетесь самостоятельно, то обратитесь за помощью к профессионалам.
Что делать, если ребенка обижают в школе?
В этой статье:
Проблемы с принятием в детском коллективе типичная ситуация, и решать ее надо взрослым. Если ребенка начали травить или обижать одноклассники, то родители должны помочь ему с этим справиться. К любым ситуациям лучше быть готовыми заранее, что среагировать быстро и правильно.
Если ребенка обижают в школе действия родителей должны быть продуманными и зависеть от ситуации и отношений в семье и школьном коллективе.
Каких детей в школе обижают чаще всего?
Родители любят своего ребенка, и это мешает нам увидеть в нем представителя психологического типа, который чаще всего подвергается нападкам и травле со стороны одноклассников. Но в реальности можно выделить типы детей, которых чаще всего обижают агрессивные ровесники, которые понимают, что им не дадут отпор, потому что ребенок не может постоять за себя и дать сдачи. Так какие же дети чаще всего становятся жертвами школьной агрессии?
Как понять, что ребенка обижают в школе?
Если ребенок открыто говорит о школьных обидах и травле, вы можете оперативно отреагировать и принять меры. Но к сожалению, дети часто молчат о проблеме, и у этого может быть несколько причин:
В итоге ребенок может страдать молча, и вам нужно быть внимательней и обращать внимание на косвенные признаки травли.
Подозрения о том, что ребенка обижают в школе должны возникнуть, если вы замечаете следующее:
Как вести себя с ребенком, если он стал жертвой травли?
В доверительном разговоре с ребенком важно слушать все, что он рассказывает, и не подавлять его эмоции требованиями говорить короче, понятней или спокойней. Дорожите доверием ребенка и дайте ему выплеснуть эмоции и чувства, не критикуя.
После этого уже можно спокойно выяснять подробности ситуации. Задавайте конкретные вопросы и не давайте оценки другим людям. Но отмечайте и называйте своими именами чувства ребенка. Например, тебе обидно, ты чувствуешь страх и т.п.
Узнайте следующие детали ситуации:
Важно во время этого тяжелого разговора удерживаться от критики кого-либо из участников конфликта, поскольку это может спровоцировать страх ребенка и заставит его закрыться. Вам важно поддержать ребенка и собрать факты о происходящем.
Действия родителей, если ребенка обижают в школе
Даже если у вас сложилось подкрепленное фактами мнение о том, что в школе допустили травлю, не нужно действовать сгоряча. Допустившие травлю взрослые могут встать в защитную позицию вместо того, чтобы помочь ребенку и всему детскому коллективу справиться с ситуацией.
Если классный руководитель встает в защитную позицию и отвергает все ваши подозрения и конструктивные идеи и утверждает, что все в порядке, у вас есть несколько путей.
Можно обратиться в психологическую службу школы, если она есть и действует. Хороший школьный психолог владеет техниками разрешения конфликтов и может поработать с детским коллективом грамотно в игровой форме, чтобы помочь детям всем вместе справиться с ситуацией и наладить отношения в классе.
Важно, чтобы взрослый был наставником для ребенка, помогал ему не застревать в переживаниях и горе, а находить способы изменить свою жизнь.
Если вы встречаете стену холодности и равнодушия в школе и слышите, что ребенок сам виноват, а вам надо поменьше лезть в его жизнь, имеет смысл задуматься о смене школы и выбрать ту, где у ребенка есть хоть один друг, например, с кружка или из семейного круга.
Как научить ребенка постоять за себя
Очень часто постоять за себя не могут те дети, которых приучают подавлять гнев в разных ситуациях, в том числе, когда он был направлен на родителей. Если вам свойственно пресекать проявление воли и негативных эмоций у ребенка, измените стратегию поведения.
Ребенок, который уверен в своем праве на гнев и другие отрицательные эмоции, лучше умеет постоять за себя в школьной среде.
Как научить ребенка давать сдачи
Научить отвечать другому на агрессию проще, если вы не приучаете ребенка отступать, делиться и другими путями нарушать свои границы просто всегда. Да, нужно уметь делиться, но это должен быть свободный выбор из любви к ближнему или обмен. В противном случае, ребенок впитает мысль, что его интересы всегда менее важны, чем интересы других людей. С такой установкой он легко станет жертвой травли.
Все это вопрос выбора личных стратегий, которые выбирает ребенок. Большинству детей важно реагировать на агрессию, даже если их побьют еще сильней. А если их с обидчиком еще и вместе отвели к директору, отругали, то они оба, получается, в одной лодке против взрослых. Родителям это может показаться неадекватным, но через такие испытания многие дети завязывают дружеские отношения и повышают свой авторитет в классе.
Как научить ребенка давать отпор в школе
Давать отпор обидчику можно не только физически, но и всем своим поведением и морально. Дети, которые знают, что могут дать сдачи и имеют такой опыт, меньше подвергаются травле и умеют ее предотвратить или пресечь на корню. Если вы не можете научить ребенка давать сдачи, покажите ему другие способы давать отпор обидчикам в школе.
Стратегия 1. Не обращать внимания. Она работает, когда ребенок это делает с чувством собственного достоинства и сохраняет внутреннее спокойствие. То есть ему на самом деле плевать.
Как научить ребенка не обращать внимания на обидчиков?
Стратегия 2. Отвечать обидчику. Очень часто ребенок, которого обижают, недооценивает свой ресурс и способность ответить на оскорбления или когда его дразнят. Например, ребенок может придумать дразнилку в стихах, которая убьет посильней пушкинской эпиграммы.
Как научить ребенка отвечать обидчику?
Стратегия 3. Переключить фокус одноклассников. Ребенок может увлечь одноклассников не той своей особенностью, на которую напирает обидчик. Ребенка дразнят за лишний вес или сильную худобу и обзывают? Если он не будет реагировать на это, но при этом демонстрировать свою силу в чем-то другом, у него появится группа поддержки.
Как научить ребенка завоевывать симпатии одноклассников?
Как сделать ребенка более уверенным в себе?
Этому всему учат актерские курсы и прочие занятия, где ребенок может перевоплотиться. Не в компьютерной игре, где он это делает в уме, а на сцене, прилюдно, чтобы в создании образа участвовало все тело. Поищите не профессиональные театральные школы, а именно камерные театральные студии или психологические клубы, где дети и подростки овладевают такими навыками и становятся более уверенными по жизни.
Неадекватный ребенок в классе: что делать
Все эти способы работают тогда, когда ситуация со школьной травлей возникает между обычными детьми, которым взрослые не помогли научиться дружить, признавать значимость отличий людей друг от друга и силу сообщества. Но иногда в классе может появиться неадекватный ребенок, который не является популярным, от которого стонут учителя, а ваша проблема в том, что он именно вашего ребенка выбрал объектом своей агрессии и неадекватного поведения.
Если учителя признаются, что обидчик вашего ребенка достал всех, но они ничего не могут поделать ни с ним, ни с его родителями, то это тот самый случай. Не будем строить домыслы о том, почему неадекватный ребенок так ведет себя в классе, когда ваша задача обезопасить своего ребенка от опасного ровесника.
Как ведет себя неадекватный ребенок?
Под неадекватным ребенком мы понимаем такого, который:
Что делать, если в классе есть ребенок неадекватного поведения?
К сожалению, без согласия родителей помочь такому ребенку ни школа, ни медицина не могут. Несмотря на то, что сам ребенок страдает, потому что понимает, что он не нравится ровесникам, никто не хочет быть его другом, его только боятся. Чтобы защититься, детям нужно вступить в коалицию и отвечать агрессору не поодиночке, а коллективно, как только он обидит кого-то. Даже если ты стал свидетелем того, как агрессор задирает того, с кем ты не дружишь близко.
Как поставить на место неадекватного ребенка
Когда так будут делать 3-4 человека в классе, к ним присоединятся и остальные. Просто потому, что всем детям хотелось бы прекратить неадекватное поведение одноклассника. Но им надо показать, что делать, если в классе рядом с ними есть неадекватный ребенок.