если заблудился в лесу что делать для детей

Инструкция для ребенка: что делать, если ты потерялся

Когда ребе­нок поте­рялся — вот так, вдруг, а только что был рядом, кровь сты­нет в жилах. Да, он нашелся — сразу же или позд­нее, или, не дай Бог, не нашелся, но ведь это могло не про­изойти! Доста­точно под­го­то­вить малыша к раз­ного рода ситу­а­циям. Напри­мер, что делать, если он поте­рялся. Как вести себя? Что пред­при­нять? Пред­ла­гаем несколько сове­тов, кото­рые помо­гут вам и вашему ребенку не теряться!

Нужно запом­нить одно, что пра­вильно под­го­тов­лен­ные роди­тели и дети могут мак­си­мально уско­рить свои поиски и сохра­нить свои нервы. Если ребе­нок поте­рялся, напри­мер, в мага­зине, вот что ему надо сделать.

Итак, самое глав­ное: ребё­нок дол­жен пом­нить наизусть, как его зовут, мамин (а жела­тельно ещё папин или чей-нибудь) теле­фон и свой адрес. Время от вре­мени про­ве­ряйте его – устра­и­вайте «пона­ро­шеч­ный» экза­мен или пусть он зво­нит вам с город­ского теле­фона по вашей просьбе – ему навер­няка понра­вится такое раз­вле­че­ние. Ещё один номер, кото­рый ребё­нок дол­жен знать, — это 112.

А теперь — в дета­лях обо всем этом.

Что делать в городе

Обсу­дите с ребён­ком раз­ные ситу­а­ции и научите его в каж­дой из них пра­виль­ному алго­ритму дей­ствий, при­чём пере­бе­рите все воз­мож­ные ситу­а­ции: что ты будешь делать, если поте­ря­ешься на улице, в мага­зине, уедешь один на авто­бусе, если я одна уеду на авто­бусе, если ты уедешь в метро, если я уеду в метро, что ты будешь делать в лесу?

В каж­дом из этих слу­чаев есть общие пра­вила и есть те, кото­рые отно­сятся непо­сред­ственно именно к этой ситу­а­ции. Общих пра­вила два: пер­вое – оста­ваться на месте, когда ты понял, что поте­рялся (в мага­зине, биб­лио­теке, на улице), не ходить и не искать самому роди­те­лей. Вто­рое пра­вило – знать, к кому можно обра­щаться за помо­щью, если ты потерялся.

Ответ: только к трём людям:

Ещё одно общее пра­вило – гра­мот­ный алго­ритм дей­ствий: в любой ситу­а­ции, поняв, что ты поте­рялся, надо сна­чала оста­но­виться, потом огля­деться по сто­ро­нам – вдруг мама рядом, а потом громко её позвать. Неко­то­рые дети стес­ня­ются кри­чать в обще­ствен­ном месте, потому что сна­чала мы их учим не шуметь, а потом ждём, что они позо­вут – это же совсем дру­гое дело! Объ­яс­ните ему, что это тот самый слу­чай, когда можно и нужно. Поре­пе­ти­руйте в лесу, покри­чите вместе.

В транс­порте немного дру­гие пра­вила: если ребё­нок уехал на авто­бусе или в метро, а вы оста­лись на оста­новке, он дол­жен точно знать, что ему надо выйти на сле­ду­ю­щей стан­ции и, оста­ва­ясь на пер­роне или на оста­новке, ждать – вы при­е­дете к нему пер­вым же транс­пор­том. Если полу­чи­лось наобо­рот и уехали вы, то тут вклю­ча­ется пер­вое и глав­ное пра­вило поте­ряв­ше­гося: оста­ваться на месте. Дого­ва­ри­вай­тесь с ним обя­за­тельно каж­дый раз, как только сади­тесь в транспорт.

Как про­сить о помощи незна­ко­мого взрос­лого? Если это поли­цей­ский, то, конечно, он сам рас­спро­сит, позво­нит по номеру мамы, папы или кого-то из род­ных, ему можно дове­рять, это его работа – помо­гать детям в таких ситу­а­циях. Но если это кто-то дру­гой, надо соблю­дать осто­рож­ность. Если номер мамы этот чело­век наби­рал со слов ребёнка (не каж­дый взрос­лый даст сходу чужому ребёнку теле­фон в руки), то, когда он даст трубку, надо ска­зать: «Мама, пароль». И ваша с ребён­ком задача – при­ду­мать такой пароль, чтобы по нему ребё­нок мог точно понять, что это вы. Это будет нелиш­ним, если вдруг (не дай бог, конечно) вам как-нибудь позво­нят, когда ребёнка нет рядом, и дет­ским голо­сом ска­жут в трубку: «Мама, это я! У меня беда (вари­ан­тов много), срочно пере­числи денег туда-то», и тогда вы уже ска­жете: «Сын (дочь), пароль».

Очень важно научить ребёнка тому, что если он обра­тился к чужому взрос­лому, он всё равно дол­жен оста­ваться на месте, что бы тот взрос­лый ни пред­ла­гал. Совер­шенно не обя­за­тельно, что чело­век, к кото­рому ребё­нок обра­тился за помо­щью, пред­ло­жит ему пойти куда-то из каких-то пре­ступ­ных сооб­ра­же­ний – вполне может быть, что он искренне готов бегать с вашим ребён­ком по тор­го­вому цен­тру и искать вас. Однако ваш ребё­нок на любые пред­ло­же­ния дол­жен отве­чать: «Нет, я буду сто­ять здесь и ждать маму». Если он до вас дозво­нился, он дол­жен уметь опи­сать место, где он нахо­дится, — назва­ние мага­зина, оста­новка, стан­ция, что есть рядом, и оста­ваться на этом месте, что бы ему ни предлагали.

Что делать в лесу

Самое важ­ное в слу­чае с лесом – ребё­нок дол­жен быть пра­вильно туда собран. Если у него уже есть свой мобиль­ный теле­фон, это почти гаран­тия того, что вы с ним быстро най­дёте друг друга, однако пре­ду­пре­дите его, что если вдруг он поте­ря­ется, это вовсе не зна­чит, что надо садиться и играть на теле­фоне: теле­фон – шанс на то, что его быстро най­дут, поэтому заряд надо беречь. Теле­фоны, с кото­рыми идут в лес, должны быть пол­но­стью заря­жены, нелиш­ней будет запас­ная заря­жен­ная бата­рея и про­вод от неё.

Тре­тье – у ребёнка дол­жен быть с собой гром­кий и звон­кий сви­сток. (Этот пункт ему навер­няка осо­бенно понра­вится.) Объ­яс­ните ему, что сви­сток нужен на слу­чай, если он поте­ря­ется. Свист раз­но­сится намного дальше, чем чело­ве­че­ский крик. Если долго кри­чать, то голос сядет, и когда ребё­нок услы­шит, что его зовут, он не смо­жет ото­зваться, а сви­сток все­гда будет зву­чать громко и слышно.

Чет­вёр­тое и очень важ­ное – у ребёнка должна быть с собой буты­лочка воды, при­чём не сле­дует её сразу же, войдя в лес, выпи­вать. Беда в том, что 14 из 15 погиб­ших в при­род­ной среде детей нахо­дят уто­нув­шими. Чтобы предот­вра­тить необ­хо­ди­мость при­бли­жаться к воде, дайте ему воду.

Пятое – пусть у малыша в кар­мане лежит шоко­лад­ный батон­чик, тоже «на вся­кий слу­чай». Это необъ­ём­ный и хорошо под­дер­жи­ва­ю­щий силы пере­кус, его можно будет съесть на выходе из леса.

И снова вспо­ми­наем алго­ритм дей­ствий. Объ­яс­ните ребёнку, что пер­вое его дей­ствие в лесу, если он поте­рялся, то же, что и в городе: оста­ваться на том месте, где он понял, что поте­рялся. Сле­ду­ю­щий шаг – кри­чать или сви­стеть в сви­сток (если нет свистка, можно сту­чать пал­кой по дереву) и при­слу­ши­ваться, не отзы­ва­ются ли.

Очень важно объ­яс­нить ребёнку, чтобы он нико­гда, ни за чем, ни по какой при­чине не под­хо­дил близко к воде – даже если жарко, даже если хочется пить, даже если он хорошо пла­вает, даже если кажется, что за рекой – дорога, даже если поте­ря­лись двое детей и один из них начал тонуть, как это ни ужасно (к сожа­ле­нию, не так редки пар­ные про­пажи детей, когда один начал тонуть, вто­рой попы­тался спа­сти и тоже ушёл под воду). Если рядом нет взрос­лого, под­хо­дить к водо­ёму нельзя, и точка.

И ещё пра­вило – в лесу нельзя спать. Дет­ский сон очень кре­пок, и если ребё­нок заснёт, дозваться до него будет почти невоз­можно. Объ­яс­ните, что как только вы пой­мёте, что он поте­рялся, то вы, ваши дру­зья, близ­кие, соседи и куча незна­ко­мых людей нач­нут его искать и звать, и ему надо будет при­слу­ши­ваться, чтобы ото­зваться, когда он услы­шит, как его зовут. Поэтому, если его застала ночь в лесу, надо выбрать сухое место и там петь, рас­ска­зы­вать стихи, повто­рять таб­лицу умно­же­ния, про­гу­ли­ваться вокруг, счи­тая шаги, — что угодно, но только не спать.

Чтобы не запу­ги­вать излишне ребёнка, объ­яс­ните ему, что «таин­ствен­ные» ноч­ные звуки в лесу – это обычно птицы (осо­бенно часто совы), мел­кие живот­ные; что звери не ста­нут напа­дать про­сто так, но если страшно, надо шуметь, топать, хло­пать в ладоши, сту­чать пал­кой по дереву, чтобы про­гнать лес­ных жите­лей. Самые опас­ные звери в нынеш­нем лесу – это лисы и ежи. Они раз­но­сят бешен­ство. Поэтому тро­гать ника­ких зве­рей нельзя. Даже малень­ких и без­обид­ных. Даже – и осо­бенно! – зве­ри­ных детё­ны­шей.

И ещё кое-что очень важ­ное: объ­яс­ните ему, что поте­ряться может любой чело­век, в том числе и взрос­лый, и если это слу­чится, никто потом ругать его не будет: дети, кото­рых ищут в лесу, ино­гда не отзы­ва­ются на крик, потому что боятся нака­за­ния. И объ­яс­ните, что в лесу пра­вило «обра­щаться к чело­веку в форме, работ­нику или жен­щине с ребён­ком» не дей­ствует – в лесу тебе помо­жет любой встре­чен­ный взрос­лый – а воз­можно, он именно тебя и ищет.

Обя­за­тельно в игро­вой форме повто­ряйте с ребен­ком ситу­а­ции, когда он поте­рялся в том или ином месте, чтобы убе­диться, что он пом­нит алго­ритм дей­ствий. Это можно делать на кук­лах, на игруш­ках, можно повто­рять прямо на улице: «А что ты будешь делать, если я сей­час зайду в авто­бус, а ты не успе­ешь?», «А если мы сей­час слу­чайно разой­дёмся в парке в раз­ные сто­роны, что ты будешь делать?». Пусть он устроит экза­мен дру­гому ребёнку, бабушке, дедушке. И помните, что он забы­вает пра­вила и алго­ритмы, поэтому их надо снова и снова осве­жать в памяти.

Источник

Если ребёнок потерялся в лесу

Каждый год с наступлением весны и до середины осени нас тянет в лес на пикники, в походы за грибами. Каждый год случается так, что дети теряются в лесу во время похода, прогулки, пикника или похода за грибами. К сожалению, без навыков выживания дети умирают, как правило, от переохлаждения, даже если погода ночью в лесу значительно выше нуля. Гипотермия является одной из наиболее распространенных причин гибели маленького ребёнка в лесу, дети гибнут от голода или тонут в близлежащих водоёмах. Но можно избежать такого исхода, научив своих детей простым навыкам выживания, даже если они заблудились в лесу.

Научите любимое чадо правильно действовать в трудной ситуации. Сначала психологический настрой. Главное – чтобы, оставшись один, ребенок не растерялся и не поддался панике. Как доходчиво объяснить это малышу и при этом не напугать его?

Посмотрите с ребенком фильмы о приключениях. Или почитайте сказки. Выберите произведения, где происходят события, из которых надо найти выход, проявив смекалку.

Поделитесь впечатлениями. Обсудите, как действовали главные герои, попав в сложные ситуации.

Акцентируйте внимание на том, что герой не сидел, сложа руки, не плакал, а пытался найти выход из трудного положения. Объясните ребенку, что он тоже должен в затруднительной ситуации не растеряться и правильно себя вести.

Для того чтобы ребёнок лучше усвоил ваши уроки, организуйте совместный поход в лес. Можно всё устроить в виде игры «Если я потерялся». Так вы наглядно покажете ребенку, как нужно вести себя в экстремальной ситуации.

Правила для родителей

Первое что Вы должны запомнить: одевайте ребёнкав яркие вещи, это поможет вам не терять его из виду, так как в таком случае его будет легко заметить. Не используйте одежду зеленых или темных цветов в летнее время года, бежевых или коричневых – осенью и весной, белых или серых – зимой. Пришейте светоотражатели на рукава одежды и на брюки – это увеличивает шансы быть замеченным в темноте.

Поговорите с ребенком и убедите его, что он не должен отходить далеко от взрослых. Старайтесь удержать его возле себя в первую очередь – но иногда это невозможно, потому что дети очень легко отвлекаются.

Следующие правила относятся к должному поведению детей в лесу. Расскажите и объясните их необходимость.

2.Остановись в одном месте или районе.

Это САМОЕ важное правило из всех. Важно, чтобы ребенок оставался на одном месте. Если он будет бежать или идти без цели, то может зайти слишком далеко. Люди, которые ищут ребёнка в лесу, двигаются очень медленно, ища следы и подсказки. Также во время движения можно упасть и причинить вред здоровью, последствия могут быть трагическими.

3.Обними дерево, как только ты понял, что потерялся.

Суть этого правила в том, чтобы сохранить тепло: необходимо прижиматься к собаке или другу. Постоянно разговаривать с ними, это поможет сохранить ясность ума и не поддаться панике.

5.Найди уютное для ожидания, нескрытое место.

Уютные места ожидания означают, что это теплое место, защищённое от ветра и дождя, а не место, где вас никто не увидит. Найдите в лесу пушистую елку, под ветками которой есть немного свободного места. Расскажите, что ель может защитить от ветра или дождя, что здесь можно посидеть, однако земля под елью должна быть сухая. Пусть ребёнок построит себе укрытие под елкой.

Потом задайте вопрос: «Смогут ли я тебя увидеть, если ты будешь спать внутри своего укрытия?». Нет. Значит, рядом с укрытием надо оставить специальные знаки.

6.Не лежи на голой земле.

7. Не ешь ничего, в чем ты не уверен.

8.Никогда не подходи и не гладь диких животных.

Это тяжело дается детям, так как большинство малышей обожают животных и с радостью поискали бы какую-то маленькую пушистую зверушку в лесу. Дети должны знать, что нужно держаться на расстоянии от лесных зверей, чтобы не получить травму. Дикие звери могут поцарапать и укусить ребенка, заразив его бешенством или другой опасной инфекцией. Также при виде детёныша какого-либо лесного зверя нельзя к нему подходить, так как поблизости обязательно ходит его мама.

9.Встреча с дикими животными.

10.Постарайся подать знак, где ты находишься.

Кричите или свистите, если есть такая возможность. Свист громче, чем голос ребёнка, и требует меньше энергии, чтобы подать знак, где он. В лесу совместно с ребёнком попробуйте. Отойдите на небольшое расстояние друг от друга и покричите «ау», а затем подуйте в свисток. Пусть ребенок сам сделает выводы, что лучше слышно. И свистеть легче, чем криком напрягать голосовые связки. Поэтому у ребёнка при походе в лес всегда должен быть свисток. Свисток – своеобразная психологическая поддержка для ребенка. Если он боится темноты, свисток «отпугнет» мнимых чудовищ, «живущих во тьме».

Если ребёнок услышит шум в ночное время, пусть кричит в ответ на него или свистит. Если это животное оно убежит, чтобы защитить себя. Если это поисковик, то есть шанс, что малыш будет найден. Страх темноты, львов, тигров и медведей становятся причиной начала паники детей, поэтому никогда не пугайте их животными, которые живут в лесу. Им нужна уверенность, что они должны оставаться на месте и быть в безопасности.

Вся проблема в том, что с вертолета людей трудно заметить, когда они стоят или когда они находятся в группе деревьев, или носят темную и серую одежду. Необходимо найди себе место на небольшой полянке, если это возможно, лечь, когда вертолет летит над нами, это сделает потерявшегося более заметным. Можно также выложить крест или SOS из сломанных веток, камней или ещё из чего-либо, разложить на земле яркие вещи. Если вертолёт нас не заметил сразу, встать, земля может быть очень холодной.

13.Родители, не сердитесь на меня.

Естественная реакция у детей, испытывающих чувство страха, – спрятаться. Ребенок может сидеть в тиши леса часами, слышать, как его зовут по имени, но не отзываться. Это типичная реакция, ребенок не хочет показываться, поскольку считает себя причиной большого переполоха, боится наказания.

Обнаружив заблудившегося ребенка, встречайте его с радостью.

Дополнительная информация, которая может быть полезна:

• Старайтесь предупредить возможность того, чтобы ребенок заблудился в лесу. Дети очень легко отвлекаются от группы, так что учите их, чтобы они всегда оставались с группой. Никогда не позволяйте вашему ребенку прогулки в одиночку. Выберите высокий холм или другое приметное место, чтобы ребёнок мог увидеть его издалека, если потерялся, и ориентироваться на него.

• Вызовите полицию быстро: если ваш ребенок потерялся, то область поиска расширяется быстро из-за передвижений потерявшегося. Поэтому быстрое реагирование является критически важным. Медленная реакция опасна, особенно, если из-за плохой погоды (дождя, снега) уничтожается след. Обратите на это внимание.

• Будьте доступны, не скрывайте информацию. Подсказки, которые приводят к нахождению ребенка живым и здоровым, обычно исходят из семьи и друзей, которые остаются и говорят открыто и искренне с лидером поиска или его представителем. Любая личная информация будет храниться в тайне.

Родители, пожалуйста, отработайте эти правила вместе с детьми. Возможно, этим вы спасёте ему жизнь в будущем!

Источник

Если ребёнок потерялся в лесу

Каждый год с наступлением весны и до середины осени нас тянет в лес на пикники, в походы за грибами. Каждый год случается так, что дети теряются в лесу во время похода, прогулки, пикника или похода за грибами. К сожалению, без навыков выживания дети умирают, как правило, от переохлаждения, даже если погода ночью в лесу значительно выше нуля. Гипотермия является одной из наиболее распространенных причин гибели маленького ребёнка в лесу, дети гибнут от голода или тонут в близлежащих водоёмах. Но можно избежать такого исхода, научив своих детей простым навыкам выживания, даже если они заблудились в лесу.

Научите любимое чадо правильно действовать в трудной ситуации. Сначала психологический настрой. Главное – чтобы, оставшись один, ребенок не растерялся и не поддался панике. Как доходчиво объяснить это малышу и при этом не напугать его?

Посмотрите с ребенком фильмы о приключениях. Или почитайте сказки. Выберите произведения, где происходят события, из которых надо найти выход, проявив смекалку.

Поделитесь впечатлениями. Обсудите, как действовали главные герои, попав в сложные ситуации.

Акцентируйте внимание на том, что герой не сидел, сложа руки, не плакал, а пытался найти выход из трудного положения. Объясните ребенку, что он тоже должен в затруднительной ситуации не растеряться и правильно себя вести.

Для того чтобы ребёнок лучше усвоил ваши уроки, организуйте совместный поход в лес. Можно всё устроить в виде игры «Если я потерялся». Так вы наглядно покажете ребенку, как нужно вести себя в экстремальной ситуации.

Правила для родителей

Первое что Вы должны запомнить: одевайте ребёнкав яркие вещи, это поможет вам не терять его из виду, так как в таком случае его будет легко заметить. Не используйте одежду зеленых или темных цветов в летнее время года, бежевых или коричневых – осенью и весной, белых или серых – зимой. Пришейте светоотражатели на рукава одежды и на брюки – это увеличивает шансы быть замеченным в темноте.

Поговорите с ребенком и убедите его, что он не должен отходить далеко от взрослых. Старайтесь удержать его возле себя в первую очередь – но иногда это невозможно, потому что дети очень легко отвлекаются.

Следующие правила относятся к должному поведению детей в лесу. Расскажите и объясните их необходимость.

2.Остановись в одном месте или районе.

Это САМОЕ важное правило из всех. Важно, чтобы ребенок оставался на одном месте. Если он будет бежать или идти без цели, то может зайти слишком далеко. Люди, которые ищут ребёнка в лесу, двигаются очень медленно, ища следы и подсказки. Также во время движения можно упасть и причинить вред здоровью, последствия могут быть трагическими.

3.Обними дерево, как только ты понял, что потерялся.

Суть этого правила в том, чтобы сохранить тепло: необходимо прижиматься к собаке или другу. Постоянно разговаривать с ними, это поможет сохранить ясность ума и не поддаться панике.

5.Найди уютное для ожидания, нескрытое место.

Уютные места ожидания означают, что это теплое место, защищённое от ветра и дождя, а не место, где вас никто не увидит. Найдите в лесу пушистую елку, под ветками которой есть немного свободного места. Расскажите, что ель может защитить от ветра или дождя, что здесь можно посидеть, однако земля под елью должна быть сухая. Пусть ребёнок построит себе укрытие под елкой.

Потом задайте вопрос: «Смогут ли я тебя увидеть, если ты будешь спать внутри своего укрытия?». Нет. Значит, рядом с укрытием надо оставить специальные знаки.

6.Не лежи на голой земле.

7. Не ешь ничего, в чем ты не уверен.

8.Никогда не подходи и не гладь диких животных.

Это тяжело дается детям, так как большинство малышей обожают животных и с радостью поискали бы какую-то маленькую пушистую зверушку в лесу. Дети должны знать, что нужно держаться на расстоянии от лесных зверей, чтобы не получить травму. Дикие звери могут поцарапать и укусить ребенка, заразив его бешенством или другой опасной инфекцией. Также при виде детёныша какого-либо лесного зверя нельзя к нему подходить, так как поблизости обязательно ходит его мама.

9.Встреча с дикими животными.

10.Постарайся подать знак, где ты находишься.

Кричите или свистите, если есть такая возможность. Свист громче, чем голос ребёнка, и требует меньше энергии, чтобы подать знак, где он. В лесу совместно с ребёнком попробуйте. Отойдите на небольшое расстояние друг от друга и покричите «ау», а затем подуйте в свисток. Пусть ребенок сам сделает выводы, что лучше слышно. И свистеть легче, чем криком напрягать голосовые связки. Поэтому у ребёнка при походе в лес всегда должен быть свисток. Свисток – своеобразная психологическая поддержка для ребенка. Если он боится темноты, свисток «отпугнет» мнимых чудовищ, «живущих во тьме».

Если ребёнок услышит шум в ночное время, пусть кричит в ответ на него или свистит. Если это животное оно убежит, чтобы защитить себя. Если это поисковик, то есть шанс, что малыш будет найден. Страх темноты, львов, тигров и медведей становятся причиной начала паники детей, поэтому никогда не пугайте их животными, которые живут в лесу. Им нужна уверенность, что они должны оставаться на месте и быть в безопасности.

Вся проблема в том, что с вертолета людей трудно заметить, когда они стоят или когда они находятся в группе деревьев, или носят темную и серую одежду. Необходимо найди себе место на небольшой полянке, если это возможно, лечь, когда вертолет летит над нами, это сделает потерявшегося более заметным. Можно также выложить крест или SOS из сломанных веток, камней или ещё из чего-либо, разложить на земле яркие вещи. Если вертолёт нас не заметил сразу, встать, земля может быть очень холодной.

13.Родители, не сердитесь на меня.

Естественная реакция у детей, испытывающих чувство страха, – спрятаться. Ребенок может сидеть в тиши леса часами, слышать, как его зовут по имени, но не отзываться. Это типичная реакция, ребенок не хочет показываться, поскольку считает себя причиной большого переполоха, боится наказания.

Обнаружив заблудившегося ребенка, встречайте его с радостью.

Дополнительная информация, которая может быть полезна:

• Старайтесь предупредить возможность того, чтобы ребенок заблудился в лесу. Дети очень легко отвлекаются от группы, так что учите их, чтобы они всегда оставались с группой. Никогда не позволяйте вашему ребенку прогулки в одиночку. Выберите высокий холм или другое приметное место, чтобы ребёнок мог увидеть его издалека, если потерялся, и ориентироваться на него.

• Вызовите полицию быстро: если ваш ребенок потерялся, то область поиска расширяется быстро из-за передвижений потерявшегося. Поэтому быстрое реагирование является критически важным. Медленная реакция опасна, особенно, если из-за плохой погоды (дождя, снега) уничтожается след. Обратите на это внимание.

• Будьте доступны, не скрывайте информацию. Подсказки, которые приводят к нахождению ребенка живым и здоровым, обычно исходят из семьи и друзей, которые остаются и говорят открыто и искренне с лидером поиска или его представителем. Любая личная информация будет храниться в тайне.

Родители, пожалуйста, отработайте эти правила вместе с детьми. Возможно, этим вы спасёте ему жизнь в будущем!

Источник

Ребенок потерялся в лесу. Что нужно знать, чтобы избежать трагедии

Осень — время гулять в лесу и любоваться природой. Тем не менее почти каждый из нас хотя бы раз в жизни терял ориентиры на прогулке. Чаще всего это заканчивается хорошо и становится отличной историей для друзей, но бывают случаи, когда человек не может выбраться из леса несколько дней.

Особенно опасно, когда теряются дети, — они чаще поступают необдуманно из‑за страха, тяжелее переносят холод, отсутствие еды и питьевой воды.

По данным Южного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России, в сезон с 1 мая по 13 сентября 2018 года спасатели выезжали в горы и лес в Краснодарском крае 74 раза. 126 человек удалось спасти, погибло 5 человек.

Сотрудник МЧС, председатель совета краевой федерации спортивного туризма и представитель краснодарского отделения поискового отряда «Лиза Алерт» рассказали Эволюции Юга.ру о том, что нужно знать, если ваш ребенок хочет пойти в поход или вы берете его с собой на природу.

Зачем регистрировать поход в МЧС

Регистрация похода в МЧС нужна, чтобы спасатели начали работать мгновенно, если кто-то потерялся. Спланировать действия гораздо проще, зная, куда пошла группа и когда планировала вернуться.

Специалист Южного поискового спасательного отряда Юлия Сызранцева рассказала о том, как регистрируются походы. Если ваш ребенок идет в поход от школы с одноклассниками, регистрацию, как правило, делает учитель, руководитель группы. Но это полезно делать даже для семейных походов, и зарегистрироваться в МЧС вы можете самостоятельно.

Юлия Сызранцева: Прежде чем туристическая группа выйдет на маршрут, мы рекомендуем оставить в МЧС заявку о том, где будет проходить маршрут, из какой точки группа стартует и куда собирается прийти, кто руководитель группы, обязательно дать несколько контактных номеров телефонов и сообщить количество участников. Заявку можно подать по номеру 8 (861) 268-03-03.

Дежурные операторы могут даже рассказать о маршрутах, так как часто ходят по ним сами. При необходимости оператор посоветует перенести поход из-за погодных условий.

Мы рекомендуем регистрировать в МЧС даже однодневные походы, когда группа уходит утром, а возвращается вечером.

Обычно мы советуем регистрироваться за 14 дней до начала похода, но нам можно позвонить и за несколько дней, потому что за две недели может многое поменяться, например погода. В день выхода на маршрут необходимо позвонить снова и подтвердить выход, а в день выхода группы с маршрута руководителю группы нужно позвонить в МЧС еще раз и сообщить, что все вернулись благополучно.

Что делать, если человек уже потерялся в лесу

Юлия Сызранцева: Если человек уже потерялся, в первую очередь нужно позвонить по телефону 112, дальше вызов перераспределят на ближайший спасательный отряд. Сообщите, когда человек ушел, когда должен был вернуться. Поиски начинаются мгновенно, быстрее, чем в полиции, — не нужно ждать несколько дней.

Когда есть контактный номер телефона и человек берет трубку, тогда все гораздо проще — спасатели иногда выводят людей по телефону, если они теряются рядом с какими-то туристическими объектами.

Помимо МЧС позвоните сразу в поисковой отряд «Лиза Алерт» по номеру 8 (800) 700-54-52. Телефон работает круглосуточно. Отряд занимается поисками как детей, так и взрослых.

Как понять, что ребенка можно отпускать в поход

Юлия Сызранцева: Сначала у ребенка должен появиться опыт небольших однодневных походов, чтобы он вообще понял, как это — идти по лесу с рюкзаком. Учитывайте, готов ли он физически к таким нагрузкам. Если до этого он не ходил далеко в горы, то с ночевкой отпускать его в первый раз нельзя — не важно, насколько ответственный у группы руководитель и какой у него опыт.

Обычно поход на несколько дней организуют не школьные учителя, а инструкторы из секций спортивного туризма. Поэтому если вы уверены, что ребенок идет в поход от туристической секции школы, у вас должно быть меньше поводов для беспокойства.

Кто может водить в походы несовершеннолетних

О том, как сейчас организовано обучение инструкторов по туризму, могут ли водить в походы детей учителя и как проверить квалификацию инструктора, рассказал Николай Коваленко, председатель Совета региональной общественной организации «Федерация спортивного туризма Краснодарского края».

Николай Коваленко: Любой человек, официально задействованный в системе образования и имеющий соответствующую подготовку, по решению руководителя организации может быть привлечен к организации похода либо выступить инициатором такого похода.

У нас в федерации обучают инструкторов спортивного туризма, которые могут водить спортивные походы. Цель таких походов — не отдых, а спортивные достижения. Минимальная протяженность спортивного похода составляет 25 км.

Чтобы стать инструктором детско-юношеского или спортивного туризма, нужно пройти соответствующую подготовку в Центре туризма — организации, с которой взаимодействует федерация спортивного туризма в крае. Во время обучения человек проходит часы теоретический подготовки, практические занятия на местности, а потом выходит в зачетный поход. Для совершения походов со школьниками нужны именно такие категории инструкторов: инструктор детско-юношеского туризма, инструктор спортивного туризма.

К сожалению, не все организации, взявшиеся за подготовку инструкторов, готовы учить качественно, так как не все педагоги, читающие лекции, — практики. В туризме основное преимущество любого инструктора — опыт проведения походов разной сложности. Сейчас непростая ситуация с инструкторами-проводниками. Профессия есть, но кто именно должен обучать таких инструкторов и выдавать им соответствующие документы, не совсем понятно.

Тем не менее в России существует единый реестр всех, кто проходил подготовку инструктора по туризму через отделения федерации спортивного туризма. В нем вы можете по имени и фамилии проверить квалификацию интересующего вас человека.

Что нужно знать взрослым, если ребенок гуляет в лесу

Из-за того, что мы живем в больших городах, даже хорошо знакомый лес остается зоной повышенной опасности, считает представитель краснодарского регионального отделения поискового отряда «Лиза Алерт» Екатерина Корольчук. Она поделилась рекомендациями для родителей:

— не отпускайте ребенка в лес одного. Никогда. В истории нашего отряда есть поиски, когда потерялся ребенок, отправившийся через лес в магазин на велосипеде известной ему дорогой. Как и почему он съехал с дороги — неизвестно, но двое суток сотни человек искали его в лесу;

— с осторожностью отправляйте в лес маленького ребенка с пожилым человеком, особенно если у взрослого есть серьезные хронические заболевания, которые могут давать острые состояния. Если с ним что-то случится, четырехлетний ребенок не сможет ему помочь и не сумеет самостоятельно выбраться из леса. В любом случае, если кто-то из пожилых взрослых собирается идти в лес (с ребенком или один), вы обязательно должны знать, куда именно они направляются и когда планируют вернуться;

— научите своих родственников, во-первых, ходить в лес только в ярком, во‑вторых, всегда брать с собой «аварийный запас» (нож, спички, свисток, полностью заряженный мобильный телефон — можно и самый дешевый кнопочный) воду, еду. Объясните, что позвонить в 112 можно, даже когда нет сети, — на телефоне тогда появится надпись «экстренный вызов» или «SOS»;

— одевайте ребенка в лес правильно: в яркую одежду, лучше со светоотражающими полосками или рисунками. Учитывайте, что в лесу значительно холоднее и мокрее, чем на дачном участке. Обязательно одевайте ребенка в непромокаемую обувь — резиновые сапоги или специальные походные ботинки;

— у ребенка в рюкзачке обязательно должны быть: полностью заряженный телефон, вода, шоколадка и свисток. Если все эти вещи взяты с собой, но лежат в сумке у взрослого, никакого смысла для ребенка в этом нет.

Комментарий от специалиста Теле2:
«По номеру экстренных служб можно позвонить даже в том случае, если сеть недоступна, баланс равен нулю или в телефоне нет SIM-карты. Если сигнал оператора, который обслуживает абонента, недоступен, устройство подключится к любой активной сети. Вызов не пройдет только в том случае, если абонент находится вне зоны покрытия кого-либо из операторов»

Что должен знать ребенок на случай, если потеряется

— если ребенок заблудился, он должен знать, что нужно остановиться и не ходить дальше. Если совсем рядом есть полянка, можно выйти на нее. Нужно найти рядом сухое место или возвышенность — пусть это будет «штаб», пока его ищут;

— нужно сразу позвонить родителям, объяснить, что потерялся. Если нет приема — звонить в 112;

Поговорите с ребенком о том, как разговаривать с оператором 112. Чтобы у оператора не возникло ощущения, что ребенок звонит из озорства, необходимо представиться, а если оператор повесит трубку, перезвонить еще и еще раз, пока не поверят. Объясните, что после этих звонков следует беречь заряд телефона — не играть, не слушать музыку, не фотографировать.

— нужно помнить, что залезать на дерево бесполезно — это повышает риск травмы и не дает никакой ценной информации: на самую верхушку самого высокого дерева, откуда может быть действительно что-то видно, забраться все равно невозможно;

— идти «на звук» в лесу опасно, особенно по темноте. Далеко не всегда можно правильно угадать, где находится его источник, а вот травмироваться в темноте можно запросто;

— если ты в лесу, но не в походе со спальником, надо стараться не спать: спящий ребенок не слышит, как его зовут, и рискует переохладиться. Поэтому если наступает ночь, надо прыгать, танцевать, повторять стихи, петь песни и делать что угодно, чтобы продержаться без сна;

— на шум нужно отвечать шумом. Если кто-то рядом шуршит в кустах, надо стучать палкой по дереву, кричать и показывать свое присутствие;

— ребенку нужно отзываться всегда, если его зовут в лесу, даже чужими голосами. Это значит, что его уже ищут;

— без взрослых категорически запрещено подходить к воде.

Причина гибели более 80% детей в природной среде — это вода. Поэтому если в лесу пропал ребенок, а рядом есть вода, в «Лизе Алерт» сразу предполагают худшее. Дети на природе, особенно рядом с водоемами, должны каждую минуту быть под присмотром взрослых.

Бурные горные реки и ручьи имеют, как правило, уклон и сильное течение. Поэтому их не стоит переходить вброд самостоятельно даже взрослым, так как поток может сбить с ног и утащить.

Кратко о рекомендациях для родителей

• Приучайте маленького ребенка к отдыху в лесу постепенно. Старайтесь первое время бывать с детьми на природе недалеко от дома и дорог, чтобы познакомить их с азами пребывания в этой среде. Не стоит пугать их, чтобы они не боялись выходить в лес.

• Одевайте ребенка ярко, чтобы его было хорошо видно среди листвы. У ребенка обязательно должен быть заряженный телефон. Объясните, что ему нужно позвонить вам, как только он потеряется.

• Расскажите, что если ребенок заблудился, его обязательно будут искать, поэтому лучше оставаться на одном месте. Не нужно залезать на дерево, чтобы оглядеться.

• Если ребенок потерялся, ему важно сделать себя видимым. Необходимо найти открытое место, лучше на возвышении, например полянку или одиночное заметное дерево.

• Очень важно, чтобы дети знали, что их не будут наказывать за то, что они заблудились. Страх наказания может привести к сильной панике и необдуманному поведению.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *