если заблудился в лесу что делать для детей
Инструкция для ребенка: что делать, если ты потерялся
Когда ребенок потерялся — вот так, вдруг, а только что был рядом, кровь стынет в жилах. Да, он нашелся — сразу же или позднее, или, не дай Бог, не нашелся, но ведь это могло не произойти! Достаточно подготовить малыша к разного рода ситуациям. Например, что делать, если он потерялся. Как вести себя? Что предпринять? Предлагаем несколько советов, которые помогут вам и вашему ребенку не теряться!
Нужно запомнить одно, что правильно подготовленные родители и дети могут максимально ускорить свои поиски и сохранить свои нервы. Если ребенок потерялся, например, в магазине, вот что ему надо сделать.
Итак, самое главное: ребёнок должен помнить наизусть, как его зовут, мамин (а желательно ещё папин или чей-нибудь) телефон и свой адрес. Время от времени проверяйте его – устраивайте «понарошечный» экзамен или пусть он звонит вам с городского телефона по вашей просьбе – ему наверняка понравится такое развлечение. Ещё один номер, который ребёнок должен знать, — это 112.
А теперь — в деталях обо всем этом.
Что делать в городе
Обсудите с ребёнком разные ситуации и научите его в каждой из них правильному алгоритму действий, причём переберите все возможные ситуации: что ты будешь делать, если потеряешься на улице, в магазине, уедешь один на автобусе, если я одна уеду на автобусе, если ты уедешь в метро, если я уеду в метро, что ты будешь делать в лесу?
В каждом из этих случаев есть общие правила и есть те, которые относятся непосредственно именно к этой ситуации. Общих правила два: первое – оставаться на месте, когда ты понял, что потерялся (в магазине, библиотеке, на улице), не ходить и не искать самому родителей. Второе правило – знать, к кому можно обращаться за помощью, если ты потерялся.
Ответ: только к трём людям:
Ещё одно общее правило – грамотный алгоритм действий: в любой ситуации, поняв, что ты потерялся, надо сначала остановиться, потом оглядеться по сторонам – вдруг мама рядом, а потом громко её позвать. Некоторые дети стесняются кричать в общественном месте, потому что сначала мы их учим не шуметь, а потом ждём, что они позовут – это же совсем другое дело! Объясните ему, что это тот самый случай, когда можно и нужно. Порепетируйте в лесу, покричите вместе.
В транспорте немного другие правила: если ребёнок уехал на автобусе или в метро, а вы остались на остановке, он должен точно знать, что ему надо выйти на следующей станции и, оставаясь на перроне или на остановке, ждать – вы приедете к нему первым же транспортом. Если получилось наоборот и уехали вы, то тут включается первое и главное правило потерявшегося: оставаться на месте. Договаривайтесь с ним обязательно каждый раз, как только садитесь в транспорт.
Как просить о помощи незнакомого взрослого? Если это полицейский, то, конечно, он сам расспросит, позвонит по номеру мамы, папы или кого-то из родных, ему можно доверять, это его работа – помогать детям в таких ситуациях. Но если это кто-то другой, надо соблюдать осторожность. Если номер мамы этот человек набирал со слов ребёнка (не каждый взрослый даст сходу чужому ребёнку телефон в руки), то, когда он даст трубку, надо сказать: «Мама, пароль». И ваша с ребёнком задача – придумать такой пароль, чтобы по нему ребёнок мог точно понять, что это вы. Это будет нелишним, если вдруг (не дай бог, конечно) вам как-нибудь позвонят, когда ребёнка нет рядом, и детским голосом скажут в трубку: «Мама, это я! У меня беда (вариантов много), срочно перечисли денег туда-то», и тогда вы уже скажете: «Сын (дочь), пароль».
Очень важно научить ребёнка тому, что если он обратился к чужому взрослому, он всё равно должен оставаться на месте, что бы тот взрослый ни предлагал. Совершенно не обязательно, что человек, к которому ребёнок обратился за помощью, предложит ему пойти куда-то из каких-то преступных соображений – вполне может быть, что он искренне готов бегать с вашим ребёнком по торговому центру и искать вас. Однако ваш ребёнок на любые предложения должен отвечать: «Нет, я буду стоять здесь и ждать маму». Если он до вас дозвонился, он должен уметь описать место, где он находится, — название магазина, остановка, станция, что есть рядом, и оставаться на этом месте, что бы ему ни предлагали.
Что делать в лесу
Самое важное в случае с лесом – ребёнок должен быть правильно туда собран. Если у него уже есть свой мобильный телефон, это почти гарантия того, что вы с ним быстро найдёте друг друга, однако предупредите его, что если вдруг он потеряется, это вовсе не значит, что надо садиться и играть на телефоне: телефон – шанс на то, что его быстро найдут, поэтому заряд надо беречь. Телефоны, с которыми идут в лес, должны быть полностью заряжены, нелишней будет запасная заряженная батарея и провод от неё.
Третье – у ребёнка должен быть с собой громкий и звонкий свисток. (Этот пункт ему наверняка особенно понравится.) Объясните ему, что свисток нужен на случай, если он потеряется. Свист разносится намного дальше, чем человеческий крик. Если долго кричать, то голос сядет, и когда ребёнок услышит, что его зовут, он не сможет отозваться, а свисток всегда будет звучать громко и слышно.
Четвёртое и очень важное – у ребёнка должна быть с собой бутылочка воды, причём не следует её сразу же, войдя в лес, выпивать. Беда в том, что 14 из 15 погибших в природной среде детей находят утонувшими. Чтобы предотвратить необходимость приближаться к воде, дайте ему воду.
Пятое – пусть у малыша в кармане лежит шоколадный батончик, тоже «на всякий случай». Это необъёмный и хорошо поддерживающий силы перекус, его можно будет съесть на выходе из леса.
И снова вспоминаем алгоритм действий. Объясните ребёнку, что первое его действие в лесу, если он потерялся, то же, что и в городе: оставаться на том месте, где он понял, что потерялся. Следующий шаг – кричать или свистеть в свисток (если нет свистка, можно стучать палкой по дереву) и прислушиваться, не отзываются ли.
Очень важно объяснить ребёнку, чтобы он никогда, ни за чем, ни по какой причине не подходил близко к воде – даже если жарко, даже если хочется пить, даже если он хорошо плавает, даже если кажется, что за рекой – дорога, даже если потерялись двое детей и один из них начал тонуть, как это ни ужасно (к сожалению, не так редки парные пропажи детей, когда один начал тонуть, второй попытался спасти и тоже ушёл под воду). Если рядом нет взрослого, подходить к водоёму нельзя, и точка.
И ещё правило – в лесу нельзя спать. Детский сон очень крепок, и если ребёнок заснёт, дозваться до него будет почти невозможно. Объясните, что как только вы поймёте, что он потерялся, то вы, ваши друзья, близкие, соседи и куча незнакомых людей начнут его искать и звать, и ему надо будет прислушиваться, чтобы отозваться, когда он услышит, как его зовут. Поэтому, если его застала ночь в лесу, надо выбрать сухое место и там петь, рассказывать стихи, повторять таблицу умножения, прогуливаться вокруг, считая шаги, — что угодно, но только не спать.
Чтобы не запугивать излишне ребёнка, объясните ему, что «таинственные» ночные звуки в лесу – это обычно птицы (особенно часто совы), мелкие животные; что звери не станут нападать просто так, но если страшно, надо шуметь, топать, хлопать в ладоши, стучать палкой по дереву, чтобы прогнать лесных жителей. Самые опасные звери в нынешнем лесу – это лисы и ежи. Они разносят бешенство. Поэтому трогать никаких зверей нельзя. Даже маленьких и безобидных. Даже – и особенно! – звериных детёнышей.
И ещё кое-что очень важное: объясните ему, что потеряться может любой человек, в том числе и взрослый, и если это случится, никто потом ругать его не будет: дети, которых ищут в лесу, иногда не отзываются на крик, потому что боятся наказания. И объясните, что в лесу правило «обращаться к человеку в форме, работнику или женщине с ребёнком» не действует – в лесу тебе поможет любой встреченный взрослый – а возможно, он именно тебя и ищет.
Обязательно в игровой форме повторяйте с ребенком ситуации, когда он потерялся в том или ином месте, чтобы убедиться, что он помнит алгоритм действий. Это можно делать на куклах, на игрушках, можно повторять прямо на улице: «А что ты будешь делать, если я сейчас зайду в автобус, а ты не успеешь?», «А если мы сейчас случайно разойдёмся в парке в разные стороны, что ты будешь делать?». Пусть он устроит экзамен другому ребёнку, бабушке, дедушке. И помните, что он забывает правила и алгоритмы, поэтому их надо снова и снова освежать в памяти.
Если ребёнок потерялся в лесу
Каждый год с наступлением весны и до середины осени нас тянет в лес на пикники, в походы за грибами. Каждый год случается так, что дети теряются в лесу во время похода, прогулки, пикника или похода за грибами. К сожалению, без навыков выживания дети умирают, как правило, от переохлаждения, даже если погода ночью в лесу значительно выше нуля. Гипотермия является одной из наиболее распространенных причин гибели маленького ребёнка в лесу, дети гибнут от голода или тонут в близлежащих водоёмах. Но можно избежать такого исхода, научив своих детей простым навыкам выживания, даже если они заблудились в лесу.
Научите любимое чадо правильно действовать в трудной ситуации. Сначала психологический настрой. Главное – чтобы, оставшись один, ребенок не растерялся и не поддался панике. Как доходчиво объяснить это малышу и при этом не напугать его?
Посмотрите с ребенком фильмы о приключениях. Или почитайте сказки. Выберите произведения, где происходят события, из которых надо найти выход, проявив смекалку.
Поделитесь впечатлениями. Обсудите, как действовали главные герои, попав в сложные ситуации.
Акцентируйте внимание на том, что герой не сидел, сложа руки, не плакал, а пытался найти выход из трудного положения. Объясните ребенку, что он тоже должен в затруднительной ситуации не растеряться и правильно себя вести.
Для того чтобы ребёнок лучше усвоил ваши уроки, организуйте совместный поход в лес. Можно всё устроить в виде игры «Если я потерялся». Так вы наглядно покажете ребенку, как нужно вести себя в экстремальной ситуации.
Правила для родителей
Первое что Вы должны запомнить: одевайте ребёнкав яркие вещи, это поможет вам не терять его из виду, так как в таком случае его будет легко заметить. Не используйте одежду зеленых или темных цветов в летнее время года, бежевых или коричневых – осенью и весной, белых или серых – зимой. Пришейте светоотражатели на рукава одежды и на брюки – это увеличивает шансы быть замеченным в темноте.
Поговорите с ребенком и убедите его, что он не должен отходить далеко от взрослых. Старайтесь удержать его возле себя в первую очередь – но иногда это невозможно, потому что дети очень легко отвлекаются.
Следующие правила относятся к должному поведению детей в лесу. Расскажите и объясните их необходимость.
2.Остановись в одном месте или районе.
Это САМОЕ важное правило из всех. Важно, чтобы ребенок оставался на одном месте. Если он будет бежать или идти без цели, то может зайти слишком далеко. Люди, которые ищут ребёнка в лесу, двигаются очень медленно, ища следы и подсказки. Также во время движения можно упасть и причинить вред здоровью, последствия могут быть трагическими.
3.Обними дерево, как только ты понял, что потерялся.
Суть этого правила в том, чтобы сохранить тепло: необходимо прижиматься к собаке или другу. Постоянно разговаривать с ними, это поможет сохранить ясность ума и не поддаться панике.
5.Найди уютное для ожидания, нескрытое место.
Уютные места ожидания означают, что это теплое место, защищённое от ветра и дождя, а не место, где вас никто не увидит. Найдите в лесу пушистую елку, под ветками которой есть немного свободного места. Расскажите, что ель может защитить от ветра или дождя, что здесь можно посидеть, однако земля под елью должна быть сухая. Пусть ребёнок построит себе укрытие под елкой.
Потом задайте вопрос: «Смогут ли я тебя увидеть, если ты будешь спать внутри своего укрытия?». Нет. Значит, рядом с укрытием надо оставить специальные знаки.
6.Не лежи на голой земле.
7. Не ешь ничего, в чем ты не уверен.
8.Никогда не подходи и не гладь диких животных.
Это тяжело дается детям, так как большинство малышей обожают животных и с радостью поискали бы какую-то маленькую пушистую зверушку в лесу. Дети должны знать, что нужно держаться на расстоянии от лесных зверей, чтобы не получить травму. Дикие звери могут поцарапать и укусить ребенка, заразив его бешенством или другой опасной инфекцией. Также при виде детёныша какого-либо лесного зверя нельзя к нему подходить, так как поблизости обязательно ходит его мама.
9.Встреча с дикими животными.
10.Постарайся подать знак, где ты находишься.
Кричите или свистите, если есть такая возможность. Свист громче, чем голос ребёнка, и требует меньше энергии, чтобы подать знак, где он. В лесу совместно с ребёнком попробуйте. Отойдите на небольшое расстояние друг от друга и покричите «ау», а затем подуйте в свисток. Пусть ребенок сам сделает выводы, что лучше слышно. И свистеть легче, чем криком напрягать голосовые связки. Поэтому у ребёнка при походе в лес всегда должен быть свисток. Свисток – своеобразная психологическая поддержка для ребенка. Если он боится темноты, свисток «отпугнет» мнимых чудовищ, «живущих во тьме».
Если ребёнок услышит шум в ночное время, пусть кричит в ответ на него или свистит. Если это животное оно убежит, чтобы защитить себя. Если это поисковик, то есть шанс, что малыш будет найден. Страх темноты, львов, тигров и медведей становятся причиной начала паники детей, поэтому никогда не пугайте их животными, которые живут в лесу. Им нужна уверенность, что они должны оставаться на месте и быть в безопасности.
Вся проблема в том, что с вертолета людей трудно заметить, когда они стоят или когда они находятся в группе деревьев, или носят темную и серую одежду. Необходимо найди себе место на небольшой полянке, если это возможно, лечь, когда вертолет летит над нами, это сделает потерявшегося более заметным. Можно также выложить крест или SOS из сломанных веток, камней или ещё из чего-либо, разложить на земле яркие вещи. Если вертолёт нас не заметил сразу, встать, земля может быть очень холодной.
13.Родители, не сердитесь на меня.
Естественная реакция у детей, испытывающих чувство страха, – спрятаться. Ребенок может сидеть в тиши леса часами, слышать, как его зовут по имени, но не отзываться. Это типичная реакция, ребенок не хочет показываться, поскольку считает себя причиной большого переполоха, боится наказания.
Обнаружив заблудившегося ребенка, встречайте его с радостью.
Дополнительная информация, которая может быть полезна:
• Старайтесь предупредить возможность того, чтобы ребенок заблудился в лесу. Дети очень легко отвлекаются от группы, так что учите их, чтобы они всегда оставались с группой. Никогда не позволяйте вашему ребенку прогулки в одиночку. Выберите высокий холм или другое приметное место, чтобы ребёнок мог увидеть его издалека, если потерялся, и ориентироваться на него.
• Вызовите полицию быстро: если ваш ребенок потерялся, то область поиска расширяется быстро из-за передвижений потерявшегося. Поэтому быстрое реагирование является критически важным. Медленная реакция опасна, особенно, если из-за плохой погоды (дождя, снега) уничтожается след. Обратите на это внимание.
• Будьте доступны, не скрывайте информацию. Подсказки, которые приводят к нахождению ребенка живым и здоровым, обычно исходят из семьи и друзей, которые остаются и говорят открыто и искренне с лидером поиска или его представителем. Любая личная информация будет храниться в тайне.
Родители, пожалуйста, отработайте эти правила вместе с детьми. Возможно, этим вы спасёте ему жизнь в будущем!
Если ребёнок потерялся в лесу
Каждый год с наступлением весны и до середины осени нас тянет в лес на пикники, в походы за грибами. Каждый год случается так, что дети теряются в лесу во время похода, прогулки, пикника или похода за грибами. К сожалению, без навыков выживания дети умирают, как правило, от переохлаждения, даже если погода ночью в лесу значительно выше нуля. Гипотермия является одной из наиболее распространенных причин гибели маленького ребёнка в лесу, дети гибнут от голода или тонут в близлежащих водоёмах. Но можно избежать такого исхода, научив своих детей простым навыкам выживания, даже если они заблудились в лесу.
Научите любимое чадо правильно действовать в трудной ситуации. Сначала психологический настрой. Главное – чтобы, оставшись один, ребенок не растерялся и не поддался панике. Как доходчиво объяснить это малышу и при этом не напугать его?
Посмотрите с ребенком фильмы о приключениях. Или почитайте сказки. Выберите произведения, где происходят события, из которых надо найти выход, проявив смекалку.
Поделитесь впечатлениями. Обсудите, как действовали главные герои, попав в сложные ситуации.
Акцентируйте внимание на том, что герой не сидел, сложа руки, не плакал, а пытался найти выход из трудного положения. Объясните ребенку, что он тоже должен в затруднительной ситуации не растеряться и правильно себя вести.
Для того чтобы ребёнок лучше усвоил ваши уроки, организуйте совместный поход в лес. Можно всё устроить в виде игры «Если я потерялся». Так вы наглядно покажете ребенку, как нужно вести себя в экстремальной ситуации.
Правила для родителей
Первое что Вы должны запомнить: одевайте ребёнкав яркие вещи, это поможет вам не терять его из виду, так как в таком случае его будет легко заметить. Не используйте одежду зеленых или темных цветов в летнее время года, бежевых или коричневых – осенью и весной, белых или серых – зимой. Пришейте светоотражатели на рукава одежды и на брюки – это увеличивает шансы быть замеченным в темноте.
Поговорите с ребенком и убедите его, что он не должен отходить далеко от взрослых. Старайтесь удержать его возле себя в первую очередь – но иногда это невозможно, потому что дети очень легко отвлекаются.
Следующие правила относятся к должному поведению детей в лесу. Расскажите и объясните их необходимость.
2.Остановись в одном месте или районе.
Это САМОЕ важное правило из всех. Важно, чтобы ребенок оставался на одном месте. Если он будет бежать или идти без цели, то может зайти слишком далеко. Люди, которые ищут ребёнка в лесу, двигаются очень медленно, ища следы и подсказки. Также во время движения можно упасть и причинить вред здоровью, последствия могут быть трагическими.
3.Обними дерево, как только ты понял, что потерялся.
Суть этого правила в том, чтобы сохранить тепло: необходимо прижиматься к собаке или другу. Постоянно разговаривать с ними, это поможет сохранить ясность ума и не поддаться панике.
5.Найди уютное для ожидания, нескрытое место.
Уютные места ожидания означают, что это теплое место, защищённое от ветра и дождя, а не место, где вас никто не увидит. Найдите в лесу пушистую елку, под ветками которой есть немного свободного места. Расскажите, что ель может защитить от ветра или дождя, что здесь можно посидеть, однако земля под елью должна быть сухая. Пусть ребёнок построит себе укрытие под елкой.
Потом задайте вопрос: «Смогут ли я тебя увидеть, если ты будешь спать внутри своего укрытия?». Нет. Значит, рядом с укрытием надо оставить специальные знаки.
6.Не лежи на голой земле.
7. Не ешь ничего, в чем ты не уверен.
8.Никогда не подходи и не гладь диких животных.
Это тяжело дается детям, так как большинство малышей обожают животных и с радостью поискали бы какую-то маленькую пушистую зверушку в лесу. Дети должны знать, что нужно держаться на расстоянии от лесных зверей, чтобы не получить травму. Дикие звери могут поцарапать и укусить ребенка, заразив его бешенством или другой опасной инфекцией. Также при виде детёныша какого-либо лесного зверя нельзя к нему подходить, так как поблизости обязательно ходит его мама.
9.Встреча с дикими животными.
10.Постарайся подать знак, где ты находишься.
Кричите или свистите, если есть такая возможность. Свист громче, чем голос ребёнка, и требует меньше энергии, чтобы подать знак, где он. В лесу совместно с ребёнком попробуйте. Отойдите на небольшое расстояние друг от друга и покричите «ау», а затем подуйте в свисток. Пусть ребенок сам сделает выводы, что лучше слышно. И свистеть легче, чем криком напрягать голосовые связки. Поэтому у ребёнка при походе в лес всегда должен быть свисток. Свисток – своеобразная психологическая поддержка для ребенка. Если он боится темноты, свисток «отпугнет» мнимых чудовищ, «живущих во тьме».
Если ребёнок услышит шум в ночное время, пусть кричит в ответ на него или свистит. Если это животное оно убежит, чтобы защитить себя. Если это поисковик, то есть шанс, что малыш будет найден. Страх темноты, львов, тигров и медведей становятся причиной начала паники детей, поэтому никогда не пугайте их животными, которые живут в лесу. Им нужна уверенность, что они должны оставаться на месте и быть в безопасности.
Вся проблема в том, что с вертолета людей трудно заметить, когда они стоят или когда они находятся в группе деревьев, или носят темную и серую одежду. Необходимо найди себе место на небольшой полянке, если это возможно, лечь, когда вертолет летит над нами, это сделает потерявшегося более заметным. Можно также выложить крест или SOS из сломанных веток, камней или ещё из чего-либо, разложить на земле яркие вещи. Если вертолёт нас не заметил сразу, встать, земля может быть очень холодной.
13.Родители, не сердитесь на меня.
Естественная реакция у детей, испытывающих чувство страха, – спрятаться. Ребенок может сидеть в тиши леса часами, слышать, как его зовут по имени, но не отзываться. Это типичная реакция, ребенок не хочет показываться, поскольку считает себя причиной большого переполоха, боится наказания.
Обнаружив заблудившегося ребенка, встречайте его с радостью.
Дополнительная информация, которая может быть полезна:
• Старайтесь предупредить возможность того, чтобы ребенок заблудился в лесу. Дети очень легко отвлекаются от группы, так что учите их, чтобы они всегда оставались с группой. Никогда не позволяйте вашему ребенку прогулки в одиночку. Выберите высокий холм или другое приметное место, чтобы ребёнок мог увидеть его издалека, если потерялся, и ориентироваться на него.
• Вызовите полицию быстро: если ваш ребенок потерялся, то область поиска расширяется быстро из-за передвижений потерявшегося. Поэтому быстрое реагирование является критически важным. Медленная реакция опасна, особенно, если из-за плохой погоды (дождя, снега) уничтожается след. Обратите на это внимание.
• Будьте доступны, не скрывайте информацию. Подсказки, которые приводят к нахождению ребенка живым и здоровым, обычно исходят из семьи и друзей, которые остаются и говорят открыто и искренне с лидером поиска или его представителем. Любая личная информация будет храниться в тайне.
Родители, пожалуйста, отработайте эти правила вместе с детьми. Возможно, этим вы спасёте ему жизнь в будущем!
Ребенок потерялся в лесу. Что нужно знать, чтобы избежать трагедии
Осень — время гулять в лесу и любоваться природой. Тем не менее почти каждый из нас хотя бы раз в жизни терял ориентиры на прогулке. Чаще всего это заканчивается хорошо и становится отличной историей для друзей, но бывают случаи, когда человек не может выбраться из леса несколько дней.
Особенно опасно, когда теряются дети, — они чаще поступают необдуманно из‑за страха, тяжелее переносят холод, отсутствие еды и питьевой воды.
По данным Южного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России, в сезон с 1 мая по 13 сентября 2018 года спасатели выезжали в горы и лес в Краснодарском крае 74 раза. 126 человек удалось спасти, погибло 5 человек.
Сотрудник МЧС, председатель совета краевой федерации спортивного туризма и представитель краснодарского отделения поискового отряда «Лиза Алерт» рассказали Эволюции Юга.ру о том, что нужно знать, если ваш ребенок хочет пойти в поход или вы берете его с собой на природу.
Зачем регистрировать поход в МЧС
Регистрация похода в МЧС нужна, чтобы спасатели начали работать мгновенно, если кто-то потерялся. Спланировать действия гораздо проще, зная, куда пошла группа и когда планировала вернуться.
Специалист Южного поискового спасательного отряда Юлия Сызранцева рассказала о том, как регистрируются походы. Если ваш ребенок идет в поход от школы с одноклассниками, регистрацию, как правило, делает учитель, руководитель группы. Но это полезно делать даже для семейных походов, и зарегистрироваться в МЧС вы можете самостоятельно.
Юлия Сызранцева: Прежде чем туристическая группа выйдет на маршрут, мы рекомендуем оставить в МЧС заявку о том, где будет проходить маршрут, из какой точки группа стартует и куда собирается прийти, кто руководитель группы, обязательно дать несколько контактных номеров телефонов и сообщить количество участников. Заявку можно подать по номеру 8 (861) 268-03-03.
Дежурные операторы могут даже рассказать о маршрутах, так как часто ходят по ним сами. При необходимости оператор посоветует перенести поход из-за погодных условий.
Мы рекомендуем регистрировать в МЧС даже однодневные походы, когда группа уходит утром, а возвращается вечером.
Обычно мы советуем регистрироваться за 14 дней до начала похода, но нам можно позвонить и за несколько дней, потому что за две недели может многое поменяться, например погода. В день выхода на маршрут необходимо позвонить снова и подтвердить выход, а в день выхода группы с маршрута руководителю группы нужно позвонить в МЧС еще раз и сообщить, что все вернулись благополучно.
Что делать, если человек уже потерялся в лесу
Юлия Сызранцева: Если человек уже потерялся, в первую очередь нужно позвонить по телефону 112, дальше вызов перераспределят на ближайший спасательный отряд. Сообщите, когда человек ушел, когда должен был вернуться. Поиски начинаются мгновенно, быстрее, чем в полиции, — не нужно ждать несколько дней.
Когда есть контактный номер телефона и человек берет трубку, тогда все гораздо проще — спасатели иногда выводят людей по телефону, если они теряются рядом с какими-то туристическими объектами.
Помимо МЧС позвоните сразу в поисковой отряд «Лиза Алерт» по номеру 8 (800) 700-54-52. Телефон работает круглосуточно. Отряд занимается поисками как детей, так и взрослых.
Как понять, что ребенка можно отпускать в поход
Юлия Сызранцева: Сначала у ребенка должен появиться опыт небольших однодневных походов, чтобы он вообще понял, как это — идти по лесу с рюкзаком. Учитывайте, готов ли он физически к таким нагрузкам. Если до этого он не ходил далеко в горы, то с ночевкой отпускать его в первый раз нельзя — не важно, насколько ответственный у группы руководитель и какой у него опыт.
Обычно поход на несколько дней организуют не школьные учителя, а инструкторы из секций спортивного туризма. Поэтому если вы уверены, что ребенок идет в поход от туристической секции школы, у вас должно быть меньше поводов для беспокойства.
Кто может водить в походы несовершеннолетних
О том, как сейчас организовано обучение инструкторов по туризму, могут ли водить в походы детей учителя и как проверить квалификацию инструктора, рассказал Николай Коваленко, председатель Совета региональной общественной организации «Федерация спортивного туризма Краснодарского края».
Николай Коваленко: Любой человек, официально задействованный в системе образования и имеющий соответствующую подготовку, по решению руководителя организации может быть привлечен к организации похода либо выступить инициатором такого похода.
У нас в федерации обучают инструкторов спортивного туризма, которые могут водить спортивные походы. Цель таких походов — не отдых, а спортивные достижения. Минимальная протяженность спортивного похода составляет 25 км.
Чтобы стать инструктором детско-юношеского или спортивного туризма, нужно пройти соответствующую подготовку в Центре туризма — организации, с которой взаимодействует федерация спортивного туризма в крае. Во время обучения человек проходит часы теоретический подготовки, практические занятия на местности, а потом выходит в зачетный поход. Для совершения походов со школьниками нужны именно такие категории инструкторов: инструктор детско-юношеского туризма, инструктор спортивного туризма.
К сожалению, не все организации, взявшиеся за подготовку инструкторов, готовы учить качественно, так как не все педагоги, читающие лекции, — практики. В туризме основное преимущество любого инструктора — опыт проведения походов разной сложности. Сейчас непростая ситуация с инструкторами-проводниками. Профессия есть, но кто именно должен обучать таких инструкторов и выдавать им соответствующие документы, не совсем понятно.
Тем не менее в России существует единый реестр всех, кто проходил подготовку инструктора по туризму через отделения федерации спортивного туризма. В нем вы можете по имени и фамилии проверить квалификацию интересующего вас человека.
Что нужно знать взрослым, если ребенок гуляет в лесу
Из-за того, что мы живем в больших городах, даже хорошо знакомый лес остается зоной повышенной опасности, считает представитель краснодарского регионального отделения поискового отряда «Лиза Алерт» Екатерина Корольчук. Она поделилась рекомендациями для родителей:
— не отпускайте ребенка в лес одного. Никогда. В истории нашего отряда есть поиски, когда потерялся ребенок, отправившийся через лес в магазин на велосипеде известной ему дорогой. Как и почему он съехал с дороги — неизвестно, но двое суток сотни человек искали его в лесу;
— с осторожностью отправляйте в лес маленького ребенка с пожилым человеком, особенно если у взрослого есть серьезные хронические заболевания, которые могут давать острые состояния. Если с ним что-то случится, четырехлетний ребенок не сможет ему помочь и не сумеет самостоятельно выбраться из леса. В любом случае, если кто-то из пожилых взрослых собирается идти в лес (с ребенком или один), вы обязательно должны знать, куда именно они направляются и когда планируют вернуться;
— научите своих родственников, во-первых, ходить в лес только в ярком, во‑вторых, всегда брать с собой «аварийный запас» (нож, спички, свисток, полностью заряженный мобильный телефон — можно и самый дешевый кнопочный) воду, еду. Объясните, что позвонить в 112 можно, даже когда нет сети, — на телефоне тогда появится надпись «экстренный вызов» или «SOS»;
— одевайте ребенка в лес правильно: в яркую одежду, лучше со светоотражающими полосками или рисунками. Учитывайте, что в лесу значительно холоднее и мокрее, чем на дачном участке. Обязательно одевайте ребенка в непромокаемую обувь — резиновые сапоги или специальные походные ботинки;
— у ребенка в рюкзачке обязательно должны быть: полностью заряженный телефон, вода, шоколадка и свисток. Если все эти вещи взяты с собой, но лежат в сумке у взрослого, никакого смысла для ребенка в этом нет.
Комментарий от специалиста Теле2:
«По номеру экстренных служб можно позвонить даже в том случае, если сеть недоступна, баланс равен нулю или в телефоне нет SIM-карты. Если сигнал оператора, который обслуживает абонента, недоступен, устройство подключится к любой активной сети. Вызов не пройдет только в том случае, если абонент находится вне зоны покрытия кого-либо из операторов»
Что должен знать ребенок на случай, если потеряется
— если ребенок заблудился, он должен знать, что нужно остановиться и не ходить дальше. Если совсем рядом есть полянка, можно выйти на нее. Нужно найти рядом сухое место или возвышенность — пусть это будет «штаб», пока его ищут;
— нужно сразу позвонить родителям, объяснить, что потерялся. Если нет приема — звонить в 112;
Поговорите с ребенком о том, как разговаривать с оператором 112. Чтобы у оператора не возникло ощущения, что ребенок звонит из озорства, необходимо представиться, а если оператор повесит трубку, перезвонить еще и еще раз, пока не поверят. Объясните, что после этих звонков следует беречь заряд телефона — не играть, не слушать музыку, не фотографировать.
— нужно помнить, что залезать на дерево бесполезно — это повышает риск травмы и не дает никакой ценной информации: на самую верхушку самого высокого дерева, откуда может быть действительно что-то видно, забраться все равно невозможно;
— идти «на звук» в лесу опасно, особенно по темноте. Далеко не всегда можно правильно угадать, где находится его источник, а вот травмироваться в темноте можно запросто;
— если ты в лесу, но не в походе со спальником, надо стараться не спать: спящий ребенок не слышит, как его зовут, и рискует переохладиться. Поэтому если наступает ночь, надо прыгать, танцевать, повторять стихи, петь песни и делать что угодно, чтобы продержаться без сна;
— на шум нужно отвечать шумом. Если кто-то рядом шуршит в кустах, надо стучать палкой по дереву, кричать и показывать свое присутствие;
— ребенку нужно отзываться всегда, если его зовут в лесу, даже чужими голосами. Это значит, что его уже ищут;
— без взрослых категорически запрещено подходить к воде.
Причина гибели более 80% детей в природной среде — это вода. Поэтому если в лесу пропал ребенок, а рядом есть вода, в «Лизе Алерт» сразу предполагают худшее. Дети на природе, особенно рядом с водоемами, должны каждую минуту быть под присмотром взрослых.
Бурные горные реки и ручьи имеют, как правило, уклон и сильное течение. Поэтому их не стоит переходить вброд самостоятельно даже взрослым, так как поток может сбить с ног и утащить.
Кратко о рекомендациях для родителей
• Приучайте маленького ребенка к отдыху в лесу постепенно. Старайтесь первое время бывать с детьми на природе недалеко от дома и дорог, чтобы познакомить их с азами пребывания в этой среде. Не стоит пугать их, чтобы они не боялись выходить в лес.
• Одевайте ребенка ярко, чтобы его было хорошо видно среди листвы. У ребенка обязательно должен быть заряженный телефон. Объясните, что ему нужно позвонить вам, как только он потеряется.
• Расскажите, что если ребенок заблудился, его обязательно будут искать, поэтому лучше оставаться на одном месте. Не нужно залезать на дерево, чтобы оглядеться.
• Если ребенок потерялся, ему важно сделать себя видимым. Необходимо найти открытое место, лучше на возвышении, например полянку или одиночное заметное дерево.
• Очень важно, чтобы дети знали, что их не будут наказывать за то, что они заблудились. Страх наказания может привести к сильной панике и необдуманному поведению.