евангелион чем все закончилось
Евангелион чем все закончилось
Всё меняется, когда город-крепость Токио-3 в Японии атакует загадочное существо, прозванное Ангелом. Сражаться с чудовищем, против которого оказывается бессильно обычное вооружение, приходится Синдзи Икари — сыну главы специального института NERV, созданного как раз на случай подобных ситуаций.
На протяжении всего сериала авторы показывают не только боевые будни героев, но и их простую жизнь вне сражений, где ставка делается на психологическую составляющую. Каждый из героев «Евангелиона» в той или иной степени сломан, у каждого есть свои проблемы. Например, троица главных героев страдает от депрессии, вспышек гнева или замкнутости и отчужденности.
Финал оригинального сериала, который «Канобу» включил в список худших финалов аниме, часто называют провальным. Из-за множества причин он оказался невнятным. Весь экшен остался за кадром, и два последних эпизода были целиком и полностью посвящены рефлексии персонажей. Безусловно, исследование психологии героев проходит через весь сериал, но финал выбивается из общей картины отсутствием какого-либо экшена. Персонажи просто общаются, и ничего больше.
Как аниме «Евангелион» стало культовым
Аниме-сериал «Евангелион» вышел в 1995 году — и с тех пор сериал не покидает всевозможных топов и списков «Какое аниме лучше всего посмотреть, если вы не знакомы с японской анимацией» (в топ-100 сериалов «Канобу», кстати, «Ева» тоже попала — на 37 место). История о подростке по имени Икари Синдзи, который пилотирует огромного человекоподобного механоида под названием «Евангелион», покорила множество зрителей по всему миру (50 место на MyAnimeList по популярности на момент написания материала, 159 место в топе лучших шоу на IMDb) — хотя «Еву» не никак не назовешь мэйнстримным меха-аниме. Да, мехи крайне важны для сюжета, но при этом выступают скорее фоном, на котором разворачиваются отношения героев.
Несмотря на спорную концовку, сериал оказался крайне успешным. В 1996 году и 1997 году он брал главный приз японского журнала Animage, в 98 это же место заняла полнометражка The End of Evangelion, а в 2007 году по результатам опроса Министерства культуры Японии, «Ева» взяла первое место в списке лучших аниме всех времен.
Директор японского канала TV Tokyo Кэйсукэ Ивата утверждал, что именно «Евангелион» спровоцировал популярность японской анимации по всему миру. Открывающая тема The Cruel Angelʼs Thesis немедленно стала хитом и до сих пор попадает во всевозможные чарты «лучших аниме-опенингов», Рэй и Аску (девушки-Пилоты, коллеги Синдзи) очень быстро возвели в статус «богинь» и до сих пор спорят, кто из них лучше. В общем, «Евангелион» очень быстро обрёл культовый статус.
Создатель сериала Хидэаки Анно очень удивлялся такому повороту событий — именно ему принадлежит известная фраза: «Странно, что „Евангелион“ оказался настолько популярен — ведь все его персонажи больны!».
Успех заставил создателей вновь взяться за «Еву» — сначала выпустили компиляцию оригинального сериала, Death and Rebirth, затем появился «Конец Евангелиона», переписывающий историю последних двух (тех самых спорных) серий. Затем последовал комедийный спин-офф Petit Eva: Evangelion@School, в 2003 году у авторов были планы на полноценный голливудский фильм по мотивам, но последняя информация о проекте появлялась в 2011 году.
О том, что вскоре сериал получит переосмысление, впервые стало известно в 2006 году. Фильмы планировали сделать «более понятными и доступными» для новой аудитории, выйти же все четыре фильма должны были в промежутке между летом 2007 и 2008 года. Премьера первого фильма из линейки Rebuild of Evangelion состоялась по графику, в 2007 году. Это был ремейк первых шести серий оригинального сериала — с новой графикой, рядом новых сцен и сокращением других. Вернее, он только прикидывался ремейком — финал первого «Ребилда» четко давал понять, что события квадрологии фильмов разворачиваются уже после событий сериала, и что на самом деле это продолжение, а не переиздание оригинала.
Фильм заработал более 16 миллионов долларов в мировом прокате. К сожалению, планам создателей на выпуск всех четырех фильмов за год не было суждено сбыться — второй фильм вышел 2009 году, а третий только в 2012. Причем уже во втором фильме знакомый фанатам сюжет оригинального аниме изменили до неузнаваемости. Дальше — в третьем и четвертом фильмах, — история уже практически не пересекалась с первоисточником, предлагая совершенно новую сюжетную линию.
Каким получился четвертый фильм
Героев же разбросало по миру — организация WILLE, пытающаяся остановить Комплементацию человечества, восстанавливает Париж и попутно защищается от атак Евангелионов, присланных NERV — людьми, которые и планируют Комплементацию. Синдзи, Аска и Рэй в это же время скитаются после финала третьего фильма. Тут стоит сделать важную оговорку — злоключения WILLE в Европе можно считать простым прологом, слабо связанным с последующим сюжетом, который развивается в течение часа. Фильм открывается эффектными боевыми сценами (одно только использование Эйфелевой башни в качестве гигантского копья чего стоит!), после чего нас переносят в небольшую деревушку, где троица героев встречает своих старых школьных знакомых.
Весь следующий час Studio Khara и Анно посвящают не сражениям гигантских роботов, а обычному рассказу о непростом быте людей, пытающихся выжить в условиях техногенного апокалипсиса. Здесь Анно возвращается к тому, что было в оригинальном сериале: там бытовые элементы позволяли подчеркнуть тот груз ответственности, который ложился на плечи юных Пилотов и взглянуть на мир «Евангелиона» не только в военное время. В четвертом «Ребилде» ситуация повторяется — нам снова показывают простую жизнь обычных людей, при взаимодействии с которыми глубже раскрываются и главные герои.
Синдзи постепенно приходит в себя после пережитой череды кошмаров, Рэй учится быть человеком, Аска пытается заставить Синдзи делать хоть что-то. Троица за час проходит больший путь, чем за весь третий фильм, который тоже пытался копаться у персонажей в головах.
А затем, после часового затишья, снова начинается экшен. Причем масштабы его растут с каждой минутой — в определенный момент вообще начинает казаться, что Анно вместо «Ребилда» «Евангелиона» решил снять очень вольный ремейк «Гуррен Лагана». Межпространственные переходы, путешествие буквально в Ад, сражения с миллиардами враждебных Евангелионов — вот лишь малая толика того, что ждет зрителей ближе к финалу четвертого фильма. А самое главное, что во время завершающего часа вас ждет еще очень, очень много психоанализа. Причем самокопанием теперь будет заниматься не только Синдзи, но и его отец — Гендо Икари, одна из самых неоднозначных личностей всея «Евангелиона».
Удался ли финальный фильм «Евангелиона»?
Сценарий для «Евангелиона» Анно написал после четырех лет депрессии, которая началась у него после работы над аниме «Надя с загадочного моря» (подробнее об этом можно прочитать на Википедии). Это, разумеется, нашло свое отражение в итоговом проекте. Синдзи, главный герой всего произведения — замкнутая личность, которой трудно уживаться с другими людьми. Он депрессивен, регулярно уходит в себя и думает о своей жизни, и ему очень сложно заводить отношения.
На протяжении всего сериала Синдзи постепенно растёт, как личность, хотя удары судьбы часто преподносят мальчику очень неприятные сюрпризы. К концу оригинала Икари-младший приходит к мысли о том, что вечно убегать ото всех — и от себя в том числе — невозможно, и принимает самого себя таким, какой он есть. Это важный шаг к взрослению персонажа, но всего лишь шаг.
В «Ребилдах» тема взросления показана ещё чётче. За счет немногочисленных мирных сцен нам демонстрируют, как меняется характер Синдзи в первых двух фильмах — он находит в себе силы сблизиться с совершенно незнакомым человеком (Рэй), его робость и стеснительность, пусть никуда и не исчезают, но становятся гораздо менее выраженными, а он сам становится способен на серьезные поступки.
В концовке второго фильма он даже идет на крайнюю меру и чуть не уничтожает мир ради попытки спасти Аянами от гибели. Это сложно назвать взвешенным поступком взрослого человека, конечно, зато можно назвать просто «поступком» — ярким, смелым, сильным. Таким, которого не ожидаешь от Синдзи.
Третий фильм вновь загоняет героя в оковы депрессии и непонимания. Почему к нему относятся так холодно? Почему Рэй ничего о нем не помнит? Что стряслось с миром? Икари-младшего разрывает от вопросов, и он, как и в оригинальном сериале, сближается с Каору Нагисой, видя в нем спасение от окружающей действительности.
Этот поступок в итоге приводит к неутешительным последствиям — Каору погибает на глазах у Синдзи, жертвуя собой, и парень проваливается в пучину депрессии, из который затем его пытаются достать половину четвертого фильма. Во второй же половине он сталкивается лицом к лицу с отцом, где зрители видят, что парень все-таки повзрослел, и готов не только безропотно подчиняться отцу, но и спорить с ним, бросать вызов ему и его идеям.
Через самокопания героев, через их взаимоотношения Анно также пытается донести до зрителей мысль о том, что Thrice Upon a Time — не просто последний фильм, а завершение. Заявление о том, что пора уже бросить жить в выдуманном мире — мире «Евангелиона», о том, что нужно двигаться дальше. «Ева» всегда рассказывала о непростых, сломанных персонажах, и в четвертой части с их помощью Хидэаки словно бы говорит зрителям: «Не нужно цепляться за прошлое. Не стоит жить в мире грез. Надо жить настоящим». Таким образом автор показывает, что повзрослел сам, «перерос» себя прежнего (во время производства четвертого фильма у Анно снова была депрессия) и хочет, чтобы все фанаты «Евангелиона» тоже выросли.
Финал четвёртого фильма демонстрирует это очень живо. Финальные кадры сняты на реальную камеру, в реальной Японии — так Анно, пусть и весьма своеобразно, прощается со своим творением, и предлагает фанатам сделать то же самое. Что, впрочем, в свете его заявления о том, что в будущем может появиться еще один фильм, рассказывающий о событиях между вторым и третьим «Ребилдами», выглядит немного издевательски.
Пара слов о переводе на русский
Всемирный релиз четвертого «Ребилда» состоялся на платформе Amazon Prime, и фильм оказался сразу переведен на русский язык — довольно скверно.Терминология хромает (проект Комплементации человечества тут называют «Проектом Человеческого потенциала»), фразы-идиомы переведены криво (Iʼll take it from here перевели прямо так, как подсказал Гугл-переводчик — «Я возьму это отсюда», хотя по смыслу сцены там прямо напрашивалось что-то вроде «Мой черед»), да и построение многих предложений вызывает вопросы.
«Евангелион 3.0+1.01: Как-то раз» — грандиозное, яркое и серьёзное завершение одной из самых известных аниме-серий в истории, которое в очередной раз расколет фанатский лагерь. Кому-то не понравится посыл фильма, кто-то возмутится тем, с кем все-таки Хидэаки Анно оставил Синдзи в финале, у других будут вопросы к выросшему до безумных значений уровню психодела.
Сложно сказать, как относиться к финалу, будучи фанатом «Евангелиона». Здорово, что Анно наконец-то закончил свою эпопею, круто, что он вложил настолько серьёзное послание в фильм и не постеснялся сказать фанатам, что он уже перерос «Еву». С другой стороны, если он действительно возьмется делать промежуточный фильм между вторым и третьим, то можно будет поднять закономерный вопрос: Анно, а к чему тогда все эти призывы «наконец повзрослеть» и «перестать жить „Евой“»? Если уж создатель этой вселенной до конца не может порвать с ней, то что уж говорить об обычных фанатах?
Но в целом это хороший финал всей истории, для всех ключевых героев, и просто очень красивый анимационный фильм с мощным музыкальным сопровождением. Если вы хотя бы немного любите «Евангелион», то пропускать Thrice Upon a Time просто нельзя.
Теории и анализ: Финальная сцена в «End of Evangelion»
Содержание
Течение времени
После отказа от совершенствования Синдзи появляется в море LCL. В следующей сцене Синдзи видит Рей и, кажется, он шокирован, увидев её там, и удивляется сильнее, поняв, что и Аска там. Когда Синдзи замечает девушку, он подходит к ней и начинает душить её, без ясной причины. Общепринятая интерпретация заключается в том, что он пытался определить, реальна ли она или они всё ещё проходили совершенствование. [1] Состояние Синдзи может показаться немного пошатанным, поскольку он казался довольным и готовым встретиться с будущим всего несколькими минутами ранее в фильме, когда он попрощался со своей матерью Юи, даже если он все еще не был уверен, что сможет достичь счастья.
Ржавчина на кресте Мисато. Справа сверху также можно заметить банку «Yebisu»
«Таинственные» куски дерева, причём один из них сломан пополам.
Лунные циклы изменяются между первой сценой после удара, когда Лилит умирает к заключительной сцене. Судя по всему, между этими сценами прошло не менее двух недель. По общему признанию, возможно, что Луна просто рассматривалась под другим углом, и это дало бы зрителю другое впечатление о фактическом цикле, в котором она находилась, поэтому это не очень сильное доказательство.
По-прежнему трудно определить конкретные сроки, но Синдзи потребовалось, по крайней мере, несколько часов, чтобы собрать дерево и установить могильные плиты. В отличие от лунных циклов, это действительно упоминается в раскадровках, поэтому мы можем быть уверены, что это произошло.
Отброшенные концовки
У «Конца Евангелиона» есть две отброшенных концовки, концовка A и концовка B. В то время как концовка B была гораздо более мрачной, чем конец, присутствующий в финальном фильме, концовка A всё ещё очень похожа на ту, что была в «EoE», с наиболее заметной разницей в том, что последние слова Аски были изменены.
Аска и Синдзи лежат на пляже.
В отличие от концовки B, концовка А вообще почти не отличается от концовки из «EoE», за исключением последних слов Аски, изменённых Анно по предложению Юко Миямуры (сэйю Аски), поскольку он всё ещё не был удовлетворён этой строчкой, в которой отсутствует двусмысленность и двойственность. [2] Однако, могилы всё также присутствуют. [3] [4] Таким образом, добавляя к представленным выше доказательствам, можно также экстраполировать значение этих элементов в сцене из концовки А, которые всё ещё присутствуют:
Что важно отметить, так это то, что сцена противоречит другим теориям о том, что Аска просто материализовалась из ниоткуда, потому что Синдзи захотел этого или потому, что Рей каким-то образом «дала» её ему в качестве друга, вместо этого она вернулась по своей собственной свободной воли, что усиливает предыдущее утверждение Юи о том, как каждый может вернуться, пока у него есть воля сделать это и представить себя в своей первоначальной форме (хотя согласно этому, [1] Аска была тем, на кого Синдзи «надеялся/желал») однако тот факт, что Аска вообразила себя с перевязанной рукой, похоже, указывает на то, что она ещё не полностью исцелена, как и психическое состояние Синдзи.
Заключение
В эпизоде 22 (верхнее изображение) Синдзи физически далёк от Аски, они разделены физическим объектом, и Синдзи явно напряжён, поскольку он не может успокоить плачущую и разъярённую Аску. Плакат «Конца Евангелиона» прямо соответствует этой сцене, за исключением того, что на этот раз Аска и Синдзи находятся близко друг к другу и кажутся гораздо более расслабленными и непринужденными друг с другом, барьер между ними, физический или любой другой, исчез. Возможно, это признак того, что грядут лучшие времена.
Тем не менее, тот факт, что она решила лечь рядом с Синдзи по своей собственной инициативе и решила реагировать на него с открытой любовью, а не агрессией и враждебностью, как она делала много раз раньше, символизирует, по крайней мере, начало её роста. Поскольку Аска теперь может принять себя, она теперь может принять и его, вместо того, чтобы отталкивать его и других людей из страха близости и отвержения, так же как Синдзи, неспособный принять себя, убежавший от людей, чтобы избежать боли, присущей человеческим взаимоотношениям. Это не только заставляет Синдзи остановиться, поскольку он понял, что это действительно Аска, и он действительно в реальной жизни, Синдзи понял, что он может найти ценность самого себя и теперь готов обратиться к другим людям, и его волнует этот знак сострадания, который отражает собственную ласку Юи несколькими минутами ранее в фильме, когда он покидает совершенствование, это также показывает, насколько он ошеломлён тем, что его приняли, и, может быть, ему стыдно за то, как он относился к Аске.
Последние слова Аски «kimochi warui» могут быть переведены как «мне противно» или «как отвратительно». Это выражение использовалось много раз прежде, чтобы выразить шок, тревогу или неодобрение — например, когда Синдзи впервые погружается в LCL в эпизоде 1 и в некотором смысле его обнимает Юи, и когда Аска жалуется на то, что ей приходится принимать ванну, в которой мылись Мисато и Синдзи в эпизоде 22). Аска, кажется, выражает неодобрение ситуации, в которой они находятся, и Синдзи снова начинает действовать. [6] Однако это не меняет того факта, что она просто решила проявить к нему сострадание, дать ему шанс и лечь рядом с ним. Когда враждебность была бы гораздо более легким выбором, она выбрала понимание и сострадание, она рискнула, как и Синдзи, решив вернуться к реальности. Амбивалентность и двойственность в этой сцене представляют собой тот факт, что они ещё не полностью здоровы и изменены, но начинают открываться для этого изменения. Фильм не говорит, что с ними будет, если они смогут вырасти и научатся ли они любить себя или нет, но даже после всех тяжёлых смертей и разрушений на протяжении всего фильма, и хотя они всё ещё только начинают расти, это всё ещё даёт им эту надежду, пока они следуют за ней.
Все возможности открыты: как узнал Синдзи (и, вероятно, Аска), даже если реальность сурова, если он не попытается вырваться из цикла страданий, отчаяния и эскапизма, который охватил его, у него будет только уверенность в большем провале и большем страдании. Однако, если он решит взглянуть в лицо реальности и столкнуться с риском отказа и неудачи, даже если у него не будет уверенности в успехе и достижении счастья, это всё ещё единственный способ, благодаря которому он может стать счастливым. [8]
Полное объяснение сюжета Evangelion
Продолжаете, должно быть, праздновать юбилей аниме Neon Genesis Evangelion? И правильно делаете! «Евангелион» — это произведение, каких мало. Такие появляются даже реже, чем раз в поколение. Поэтому этот сериал заслужил того, чтобы празднества в его честь продолжались целую неделю. Однако, к сожалению, есть немало тех, кто либо намеренно пропустили сериал мимо себя, либо не оценили его по достоинству, потому что не поняли его.
Не будем утруждать вас философским анализом сюжета Evangelion — для этого есть «Дом игральных костей» и Wisecrack. Для многих сюжет «Евы» непонятен и без углубления в её многослойные отсылки на Сёрена Кьеркегора, Артура Шопенгауэра, Зигмунда Фрейда и прочих классических философов. «Евангелион» мало что объясняет прямым текстом и многое говорит намёками и символами.
Поэтому если вы не поняли что-то в сюжете «Евангелиона» или боитесь браться за сериал, опасаясь чего-то не понять, то мы представляет вам полное сюжетное объяснение аниме Neon Genesis Evangelion. Разумеется, не без больших сюжетных спойлеров — а как вообще иначе можно?
В начале Бог сотворил небо и землю
В основе сюжета «Евангелиона» — сильно видоизменённая мифология из Ветхого Завета и иудейских апокрифов. В основном Neon Genesis Evangelion опирается на базовые понятия из христианства и каббалы, нередко сочетая их (Джованни Пико делла Мирандола, впрочем, такой синтез официально одобрил). В то же время местами авторы достаточно вольно обращаются с первоисточником — никто из них не был специалистом по христианской теологии или иудейскому мистицизму, так что удивляться здесь нечему. Но перейдём к сюжету.
Главную роль в повествовании «Евангелиона» играют Адам и Лилит — первые Ангелы и прародители жизни на Земле. Ангелами в «Евангелионе» называют монструозных гигантских существ, имеющих способность к проецированию АТ-поля. Каждый Ангел имеет уникальную форму: некоторые из них более человекоподобны (Адам, Лилит, Сакиил), другие подобны реальным животным (Самусиил — змея, Гагиил — рыба, Сандальфон — скат, Маториил — паук, Ариил — птица), некоторые бесформены (Бардиил и Игуил), а некоторые и вовсе выглядят как абстрактные геометрические фигуры (Рамиил и Лелиил). В дизайне некоторых ангелов используется множество человеческих глаз (Лилит, Маториил, Сахакиил) — прямая отсылка на описание ангелов в Книге пророка Иезекииля.
Тела Ангелов состоят из «твёрдого света», а некоторые из них и вовсе люминесцируют (Адам, Ариил, Алмисаил). Но при этом у них также есть кровь и некоторое подобие костей, иногда принимающее форму масок (у Лилит, Сакиила, Израфила или Зеруила). Но при всём этом физическая оболочка Ангелов не столь важна. Ангелы могут менять свою физическую форму произвольным образом благодаря мощным АТ-полям. Физические тела Ангелов отражают их психологическое состояние. Чем они абстрактнее, тем меньше разумы этих Ангелов имеют общего с человеческим.
«АТ-поле» означает «Поле абсолютного страха» (англ. Absolute Terror Field). Своим собственным АТ-полем обладают все существа во Вселенной — это некий метафизический барьер, отделяющий одни души от других. У людей и животных АТ-поле слабо и отвечает лишь за сохранение в целостности их физической формы — при разрушении АТ-поля человека его тело обращается обратно в первичный бульон, из которого происходит вся органическая жизнь на Земле. АТ-поля Ангелов намного сильнее и способны проецировать непробиваемый силовой барьер, который не пропускает никакой урон.
Как уже было сказано, первыми Ангелами являются Адам и Лилит. Адам существовал на Земле с момента возникновения планеты, тогда как Лилит прибыла туда заметно позже, в результате т.н. Первого Удара — столкновения Земли с гигантским планетоидом Чёрная Луна, являвшимся вместилищем Лилит. В результате этого столкновения, кстати, возникла Луна обычная.
Адам и Лилит в некотором роде конкурируют за среду обитания. Каждый из перворожденных Ангелов хочет заселить планету своими потомками, однако жить вместе потомки Адама и Лилит не могут. Первые Ангелы являются носителями друг разных Плодом Эдема: Плода Жизни и Плода Познания. Первый принадлежит Адаму — его потомки подобны ему самому и наделены бессмертием и мощными АТ-полями. Плод Познания же принадлежит Лилит — её потомки смертны, слабы, но также являются социальными существами, ориентированными на коммуникацию (тогда как Ангелы одиноки в своём бессмертии).
Несложно догадаться: потомки Адама — это и есть все остальные Ангелы, а потомки Лилит — это вся органическая жизнь на Земле и, в частности, человечество, называемое лилим. В иудейской мифологии Лилит была первой женой Адама, которая отказалась подчиняться мужу и была превращена Богом в ночную демоницу. От Адама или (по другой версии) Сатаны Лилит родила лилим — ужасных демонов, населяющих ад.
Так или иначе, но в конфликте между Лилит и Адамом за обладание планетой победила Лилит. Адам впал в спячку во льдах Антарктики на долгие миллионы лет, предварительно засеяв планету несколькими яйцами с зародышами будущим Ангелов. Лилит же породила жизнь на Земле, так как её кровь (LCL) стала первичным бульоном. Дав начало новой жизни, Лилит и сама в итоге впала в спячку на миллионы лет, а созданная ею жизнь эволюционировала, пока не дала начало человечеству.
Казалось бы, причём здесь масоны?
По прошествии миллионов лет эволюции возникло человечество. И не просто возникло, а преуспело в развитии. И даже слишком преуспело — развитой мозг и сознание познакомили людей с такими вещами, как экзистенциальный кризис, социальная тревожность, депрессия, одиночество и так далее. В результате люди начали искать избавление от страданий в самых разных вещах, а некоторые из них даже придумали для этого религию.
Важнейшую роль в сюжете NGE играет Seele — тайный религиозный орден, который ставит своей целью избавление всего человечества от страданий и восстановление божественной гармонии, предшествовавшей возникновению жизни. Долгое время планы Seele не сходили с мёртвой точки, но им удалось добиться небывалого политического влияния. После Второй мировой войны Seele учреждают ООН и с тех пор закулисно контролируют всю мировую политику — в лучших традициях иллюминатов и масонов.
В определённый момент Seele добывают Свитки Мёртвого моря — реальную, кстати говоря, археологическую раскопку из Израиля. В нашей скучной действительности Свитки Мёртвого моря (или Кумранские рукописи) — это свитки с текстами из Ветхого Завета, принадлежавшие некогда иудейской секте ессеев (кумранитов). В «Евангелионе» же Свитки Мёртвого моря также содержат информацию о том, откуда произошла жизнь на Земле и как можно откатить её обратно в состояние предвечного единства жизни и смерти.
Благодаря Свиткам Мёртвого моря, Seele находят во льдах Антарктики спящего Адама. Впрочем, не исключено (и даже более вероятно), что Свитки Мёртвого моря в NGE — это не аналог израильской находки. Мёртвым морем в NGE называют не только одноимённое озеро в Израиле (точнее, само озеро в аниме даже не упоминается), но и море из крови Адама, оставшееся на месте Антарктиды после Второго удара. Так что, вероятнее всего, и Свитки, и Адама Seele нашли на Южном полюсе, а не на родине Иисуса Христа.
С помощью Свитков Мёртвого моря Seele создают план по Комплементации Человечества — слиянии всех людей в единое богоподобное существо, что в теории должно избавить людской род от бессмысленных страданий, одиночества и прочих тягот жизни. Но для реализации своего плана Seele необходимо пробудить Адама и остальных Ангелов от многолетней спячки, а затем уничтожить их одного за другим.
На рубеже II и III тысячелетий от Рождества Христова Seele проводят «контактный эксперимент» — помещают в Адама человеческое ДНК. В результате на короткий срок Первый Ангел пробуждается, но его удаётся ввести в новую спячку с помощью Копья Лонгиния — найденного в Антарктике же особого артефакта, предназначенного для разрушения АТ-полей. Физическое тело Адама регрессирует до состояния эмбриона, тогда как душа Ангела оказывается помещена в тело человеческого клона. Так был рождён один из центральных персонажей сериала — Каору Нагиса.
Однако короткое пробуждение Адама не осталось без серьёзных последствий. Этот инцидент был прозван Вторым ударом, а его официальной причиной было объявлено столкновение с астероидом. В результате на месте Антарктиды появляется то самое Мёртвое море — море из крови убитого Ангела. Землю ожидают несколько лет катаклизмов и глобальное изменение климата. Примерно половина человечества погибает от последствий Второго удара. А мир после катастрофы окончательно оказывается в руках Seele.
Чтобы быть во всеоружии, когда проснуться Ангелы, люди создают Евангелионов. Технически они представляют собой генетических клонов Адама и Лилит, облачённых в механическую броню, придающую им вид человекоподобных роботов. Дизайн мех был навеян японскими демонами-людоедами они, что должно лишь подчёркивать их инфернальную роль в конфликте против Ангелов.
Но Евангелионы являются лишь бездушными оболочками — телами без душ. Чтобы мехи могли проецировать АТ-поля, им нужны души. Напрямую в сюжете раскрываются личности двух доноров душ для Евангелионов: Юй Икари и Кёко Цеппелин — матери главных героев Синдзи и Аски. Обе принимали участие в эксперименте по синхронизации человеческого сознания с сознанием Евы, после чего мехи поглотили их души.
Душа Юй была поглощена целиком с её телом — она фактически растворилась внутри ядра Евы. Кёко пережила свой эксперимент, но её сознание оказалось расщеплено. Та её часть, что содержала материнские чувства к дочери, оказалась заперта в мехе, тогда как физическое тело Кёко продолжило существовать, но уже в полубредовом состоянии.
Созданием Евангелионов занималась организация Gehirn, впоследствии переименованная в Nerv. Поиском же кандидатов для пилотирования мех занимался институт Marduk — подставная организация, за которой скрывается всё тот же Nerv. Коспирация такая нужна затем, чтобы скрыть тот факт, что никакого отбора пилотов не существует. Потенциальные пилоты Евангелионов — это одноклассники Синдзи, каждый из которых потерял мать. Так, аниме прозрачно намекает, что души матерей одноклассников Синдзи заперты внутри других Евангелионов.
Чтобы пилотировать Евангелиона, пилотам необходима синхронизация. Добиться её можно только поместив в меху ребёнка женщины, душа которой находится внутри Евангелиона. Крепкая эмоциональная связь женщины со своим ребёнком и создаёт синхронизацию пилота и его мехи. А она, в свою очередь, позволяет им проецировать АТ-поле и таким образом уничтожать Ангелов.
Моя команда по спасению моря: нытик, бревно и стерва
Центральное место в сюжете занимают три пилота: Синдзи Икари, Рей Аянами и Аска Лэнгли Сорью. Все трое — подростки с трудностями в завязывании эмоциональных связей и кризисами идентичности. Все трое — глубоко несчастны и травмированы. И все трое не видят в своей жизни никакого смысла, кроме пилотирования Евангелионов. Со временем к ним добавляются Тодзи Судзухара и Каору Нагиса, но они не столь долгое время носят на себе форму пилота.
Синдзи является сыном Гендо Икари — руководителя Nerv и доверенного лица Seele. Как и его сын, Гендо не умеет проявлять чувства по отношению к другим людям, из-за чего большую часть жизни он был одинок. Единственным человеком, который проявил к Гендо любовь и заботу была Юй — мать Синдзи. Предполагается, что Юй является дочерью одного из членов Seele и с организацией Гендо познакомился именно благодаря жене. Однако целью его отношений с Юй было вовсе не продвижение по карьерной лестнице. Хоть Гендо и привык использовать других в своих эгоистичных целях, Юй была единственным человеком, которого Гендо искренне любил, и чья потеря оставила на его душе глубокий след.
Гендо также любит и своего сына, но совершенно не умеет проявлять эту любовь. Поэтому он предпочитает дистанцироваться от него и проявлять себя в отношениях с ним холодно и отчуждённо. После смерти Юй Гендо бросает Синдзи, чем оставляет сына с психотравмой и острой боязнью быть брошенным. В итоге Синдзи был воспитан дядей и тётей и практически не виделся с отцом вплоть до старта событий NGE.
Вторым пилотом является Аска. Внешне она — полная противоположность Синдзи. Она активна, упряма и целеустремлёна. Но в действительности Аска также остро переживает потерю матери, хотя её история здесь даже несколько более драматична. Как было подмечено ранее, мать Аски не потеряла физическую форму после поглощения частицы её души Евой. Однако она помешалась и перестала признавать в Аске собственную дочь, что уже заметно ударило по психике маленькой девочки.
Кёко начинает заботиться о тряпичной кукле вместо Аски, а отец девочки начинает уделять ей всё меньше внимание и находит себе новую пассию. В конце концов, мать Аски совершает самоубийство, «убив» при этом и тряпичную куклу, которая символизировала для неё Аску. Маленькая девочка становится свидетельницей этого, что наносит ей столь же непоправимую психотравму, что и у Синдзи.
У Рей на их фоне нет столь же травмирующего прошлого. Отчасти потому, что у неё вообще нет прошлого. Рей — холодная пустышка, безэмоциональная кукла. Точнее, она только кажется такой на первый взгляд. У Рей есть чувства, но она совершенно не понимает, что ей с ними делать, так как эти чувства ей чужеродны. Рей — не человек, а Ангел в человеческом теле.
Как душа Адама была заключена Seele в теле Каору Нагисы, так и душа Лилит была заключена ими в теле Рей Аянами. Само же тело Аянами является генетической копией Юй Икари. Именно поэтому Гендо проявляет по отношению к Рей гораздо больше заботы, чем к собственному сыну, а самого Синдзи Рей непонятным образом привлекает. Да, в «Евангелионе» полно отсылок на фрейдизм и психоанализ, в том числе и на Эдипов комплекс.
Но в отличие от Каору, который сохраняет память о своём ангельском происхождении и истинной природе, Рей не помнит того, что является Ангелом. Поэтому для неё непонятны человеческие чувства, которые учит её испытывать Синдзи. И поэтому сам Синдзи в определённый момент становится для Рей центром её вселенной.
Каору вмешивается в сюжет в самый последний момент. Seele отправляют его в Nerv, чтобы перейти к запуску Комплементации Человечества. Не до конца понятно, должен ли сам Каору быть тем, кто запустит этот процесс, либо Seele планировали принести его в жертву как последнего живого (не считая Лилит) Ангела. Так или иначе, но Каору всё же успевает сделать нечто большее, чем просто раскрыть свою ангельскую сущность и умереть от рук Синдзи. Каору успевает подружиться с Синдзи.
Будучи Адамом, Каору является прародителем расы Ангелов. Люди — естественный враг его вида. Но в то же время его одолевает любопытство по отношению к потомкам Лилит. Непонятно, каким образом, но Каору выбирает Синдзи в качестве человека, через которого он пытается понять всю нашу расу. И он быстро проникается любовью к Синдзи, как до этого это сделала Рей.
Чем всё закончилось?
The End of Evangelion — самый малопонятный аспект аниме. Разбирать здесь следует каждую сцену и очень подробно. У нас нет на это времени, поэтому пробежимся по верхам.
К началу EoE Гендо разрывает связи с Seele, потому что вынашивает планы по собственной Комплементации Человечества. Не до конца понятно, чем сценарий Гендо отличается от Seele, но эти отличия достаточно существенны, чтобы привести к военному столкновению. Пытаясь помешать реализации сценария Гендо, Seele отправляют войска в штаб-квартиру Nerv и устраивают там кровавую баню.
Приоритетными целями уничтожения становятся пилоты Евангелионов: Рей, Аска и Синдзи. Аска находится в коматозном состоянии из-за потери синхронизации с Евой, а потому её прячут внутри самой мехи. Там Аска осознаёт, что всё это время её мать любила её по-настоящему и оберегала внутри Евангелиона. Синхронизация возвращается, а потому Аска использует своего робота, чтобы уничтожать японский ВМФ.
Крик ужаса Синдзи слышит Рей, которую в это же самое время Гендо пытается использовать, чтобы провести своей вариант Комплементации Человечества. Однако привязанность к Синдзи оказывается для Рей важнее, чем Гендо, а потому она бросает Икари-старшего и воссоединяется с изначальным телом Лилит, попутно поглотив эмбриона Адама. Слияние Адама и Лилит приводит к возникновению нового, поистине богоподобного существа — гигантской зефирной Рей Адама Кадмона (в самом аниме каббалистическое имя не используется).
В этот момент Синдзи окончательно поглощают его суицидальные наклонности, и он желает смерти всему живому на планете. Получившая силу Бога Рей слышит эту просьбу и послушно выполняет её. Она создаёт сверхмощное АТ-поле, которое нейтрализует АТ-поля всех людей. Люди теряют свою психическую и физическую целостность и превращаются в лужи LCL — крови Лилит и того самого первичного бульона, из которого возникла жизнь.
Души людей сливаются воедино внутри Лилит — происходит Комплементация Человечества. Не по сценарию Гендо и не по сценарию Seele, но по сценарию Синдзи. Разумы всех людей соединяются, что сопровождается массой психоделичных видений. Но самому Синдзи это слияние не приносит удовлетворения — он понимает, что хотел совершенно не этого. Синдзи осознаёт, как важны связи с другими людьми и что слияние с ними в единую сущность не заменит этих связей. Благодаря призраку своей матери, а также Адаму и Лилит (то есть Каору и Рей) Синдзи принимает судьбоносное решение: продолжать жить, даже если это будет причинять ему много боли.
Рей-Адам отменяет процесс Комплементации уже когда все люди потеряли свои физические оболочки, после чего тело самой Рей распадается на части. Синдзи удаётся материализоваться на берегу Мёртвого моря — океана из LCL, который образовался после растворения всех людей в первичный бульон. Рей объясняет Синдзи, что теперь каждый человек, если его воля-к-жизни будет достаточно сильна, может вернуть себе физическую форму в этом мире, но это может занять много времени.
Где-то за кадром проходит не меньше нескольких недель после того, как Синдзи вновь обрёл свою физическую форму. За это время он уже почти свыкся с мыслью, что остался последним человеком на Земле. Все, кого он знал, умерли, и никто не торопиться возвращать себе телесную оболочку. Синдзи оказывается обречён на одиночество в мёртвом мире на руинах цивилизации.
И в этот момент свою физическую форму себе возвращает Аска. Не веря собственным глазам, Синдзи начинает душить подругу, на что она отвечает нежным поглаживанием его лица. Синдзи плачет над Аской, она говорит ему: «Отвратительно», занавес. Синдзи и Аска остались новыми Адамом и Евой в мёртвом мире без людей. Вернёт ли кто-то ещё из людей своё тело, и будут ли это персонажи, уже знакомые зрителю — это всё каждый должен додумать самостоятельно.
Константин Морозов
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.