езидизм что это за религия
Почему езидов называют самым странным и закрытым народом, и Какие тайны хранят потомки вавилонян
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Где можно встретить езидов
Езидизм, объединяющий зороастризм, иудаизм, христианство и ислам
Самой большой святыней езидов считается храм Лалеша Нурани в Северном Ираке. Каждый езид стремится совершить в это место паломничество хотя бы раз в жизни. Там находится гробница основателя и реформатора езидизма Шейха Ади ибн-Музаффара. Проводя параллели, можно утверждать, что Лалеш соизмерим для потомков вавилонян с Иерусалимом у христианина или Меккой у мусульманина.
Когда религиоведы заводят речь о происхождении езидизма, то выдвигается несколько версий. Согласно первой езидизм основывается на древней религии месопотамских курдов, но до нас дошел в обновленной форме. Вторая вариация склоняется в пользу того, что религия езидов абсолютно самобытная, зародившаяся в 11 веке и к курдам отношения не имеющая. Есть и другие предположения, ни одно из которых пока не доказано научно.
Езиды зовут свое верование «Шарфадин». Эта религия содержит в себе сразу несколько древних черт вероучений междуречья. К примеру, кровлю езидского храма не отличить от древних армянских церквей. Приводят историки и исламские элементы космологии, культ поклонения авраамическим пророкам (Иисусу, Мухаммеду, Аврааму), святым именным храмам. Одним из главных божеств езидов является павлин, параллельно религия предусматривает солнцепоклонничество. Подобно исламу езидизм использует арабские чины духовенства (пеш имам, мулла, факир), обряд обрезания, некоторые идентичные посты и праздник жертвоприношения. Езиды цитируют мусульманских пророков. Езидское богослужение вращается вокруг святой Троицы, обличенной в Боге, архангеле Малик Таус (ангел-павлин) и шейхе Ади.
Подобно христианам, езиды помнят о Судном дне, когда душе придется отчитываться за все содеянное перед Богом. Но четко разделенных понятий рай-ад не существует. Крест у езидов тоже присутствует, только выступает символом 4-х сторон света.
Причины конфликтов с мусульманами и езидские касты
Подобно иудеям, езиды считают, что стать их представителем нельзя, только по рождению. Не предусмотрен и переход в езидскую веру. Езидам запрещено вступать в браки с иноверцами и даже представителями иных каст. Но все же бывают случаи рождения детей вне брака и чистых союзов. Если отец ребенка езид, то кровная линия продолжается. Если же только мать езидка, ребёнок считаться таковым не может.
Главные долги и запреты каждого езида
Первостепенный долг представителя национальности – праведность. Езиду нельзя убивать, воровать, совершать подлость, одеваться в синее (этот цвет считается божественным) и, как уже упоминалось, бракосочетаться с иноверцами. Много в езидизме пищевых запретов. Например, запрещено употребление свинины, петуха, капусты, алкоголя. По средам нельзя принимать ванны и бриться. Копать могилу умершему езиду позволено только представителю его религии.
Нельзя произносить слова, корни которых фонетически сопряжены с «дьявол». Их принято заменять синонимами. Известны и запреты, связанные с тремя стихиями: огнём, землёй, водой. Корни таких предписаний тянутся из зороастрийского учения, воспрещающего осквернять вышеупомянутое.
Место женщины в езидском обществе
В езидизме женщины почитаются едва ли не больше мужчин. При этом хозяином в доме выступает последний. На нем лежит вся ответственность за семейное благополучие. Часто случается, что езидки ходят на работу, чаще в том случае, если финансов недостаточно. В далеком прошлом супруги-езиды усаживались за стол отдельно, сегодня по согласованию сторон допускается традиционный вариант совместного приема пищи. На крупных банкетах по-прежнему сохраняется гендерное разделение. Женщина может свободно посещать богослужения, но молится на своей стороне. Одежда езидки обязана быть строгой и закрытой. Правда, молодежь не всегда придерживается вековых традиций.
Не только солнцу поклонялись все народы земли: Почему богини со змеями существуют во всём мире.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
ИНСТИТУТ ЕЗИДСКОЙ ИСТОРИИ И РЕЛИГИИ
ИНСТИТУТ ЕЗИДСКОЙ ИСТОРИИ И РЕЛИГИИ
О религии
Религия езидов — езидизм. Религия изначально монотеистическая, езиды являются последователями единобожия.
Езидизм – одна из древних мировых религий, основанная на вероучении, изложенном в священных гимнах. У религии нет основателя и нет пророков, есть только покровитель – архангел Малик Таус, назначенный Богом. Религиозное учение напрямую связывает человека с Богом, включает в себя свод моральных норм, правил поведения, культовых действий и обрядов составляющих совокупность духовных представлений езидов, основанных на вере в сверхъестественные силы и существа – Бога и семи ангелов, которые являются культами поклонения.
Религиозное учение возникло в незапамятные времена и на протяжении многих тысячелетий формировалось на территории Междуречья, называемой также Месопотамия. Езиды считают свою религию одной из первых на планете. Согласно мифологии, религия берет свое начало со дня сотворения человека Богом. Главным символом религия является солнце. Солнце для езидов – блаженный свет, исходящий от Бога, первоисточник жизни, поэтому езидов также называют «солнцепоклонниками».
Езиды как их древние предки по сей день придерживаются кастово-теократического устройства общества. Почти в неизменном виде сохранился религиозный институт духовных лиц и верующих мирян, религиозный ритуал в виде обрядов, церемоний, молитв, табу, культа святых, почитания святых мест, а также особые отношения адептов друг с другом и с иноверцами.
Традиционно езидское общество делится на две основные эндогамные касты – духовное и светское сословие. Духовная каста делится на две группы – шейхи и пиры. Без участия шейхов и пиров невозможно проведение ни одного ритуала (рождения ребёнка, свадьба, похороны и т. п.). Светскую касту составляют мюриды (миряне), которые делятся на родоплеменные группы и объединяются в союзы племен.
Вступать в брак могут только представители одной касты. Браки между мюридами и священниками категорически запрещены, кроме того шейхи и пиры тожене имеют права родниться между собой, а браки с иноверцами вовсе запрещены. Сан священника передается по наследству – священнослужителем может стать только тот, кто родился в семье священнослужителя.
Форма правления – теократия. Высшим представителем светской и духовной власти является мир (эмир). В настоящее время обе эти должности совмещены в одном лице — Мир шейхана и всех езидов, которым с 1944 года является Тахсин Саид бег.
Несмотря на толерантность и миролюбивость своей религии, езидына своей исторической родине постоянно подвергаются религиозной дискриминациисо стороны мусульманского большинства,с целью уничтоженияих веры и их древней культуры.И, несмотря на жестокие и бесчеловечные преследования, езиды самоотверженно придерживались и продолжают придерживаться религии своих предков.
Езиды среди нас: о жизни в кастах, смешанных браках и поклонении павлину
Мы постарались максимально сохранить стиль речи нашего рассказчика. Записала Юлия Островская.
Кто такие езиды
Езидизм: Бог, солнце, павлин и отсутствие дьявола
В 2009 году Минюст РФ признал езидизм официальной религией на территории России.
В виде павлина изображается Малак Тавус – верховный в иерархии семи езидских ангелов. Он – посланник между землёй и Богом. Павлин – самое чистое и красивое существо на земле, его мясо не портится даже на солнце. В доме каждого езида обязательно есть изображения павлина. Однако в езидизме нет икон – мы не молимся изображениям.
Езид не должен убивать, красть, делать подлости, надевать синюю одежду, так как это божественный цвет, и заключать браки с иноверцами – это основные заповеди езидизма.
Мы очень уважаем крест. Конечно, это не христианский крест, для езидов это символ четырёх сторон света. Это нужно уважать, потому что Бог разбросал людей по свету, чтобы земля была везде заселена. В стенах древнего Лалеша – единственной святыни езидов, расположенной в Ираке – стоит крест, который мы чтим. К слову, возраст креста до сих пор не определен.
Жизнь в кастах
Среди езидов есть три касты – пиры, шейхи и мриды. Пиры и шейхи – это высшие касты, их составляют религиозные служители. «Пиры» в переводе на русский – «наставники». Мриды – это мирская каста, основа народа. То есть, примерно как у христиан: есть народ и есть священнослужители.
Мир-шейх – это глава езидов. Его семья живёт в Лалеше и возглавляет наш народ. В Тверской области живут только пиры и мриды. Никакого различия между людьми разных каст нет, однако во главе стола всегда садятся шейхи и пиры. Есть пиры, которые обладают священными знаниями древних молитв, без их участия невозможно провести ритуалы по случаю рождения ребенка, свадьбы, похорон. Эти знания передаются из поколения в поколение.
Функции членов этих каст передаются по наследству, браки можно заключать только внутри своей касты. Человек не может вступить в другую касту. Равно как и невозможно принять езидизм – езидом можно только родиться. Поэтому мы никогда не насаждали свою веру другим людям. Когда исламисты заставляли езидов в Ираке принять ислам, езиды все до одного отказались и были убиты.
Это выживший народ, который столько веков сохраняет и не теряет свою веру, в изгнаниях, наверное, имеет какую-то высшую божественную силу. Иначе как?
Письменность и язык
В исторические времена у езидов были собственная письменность и литература. Однако в течение веков они были утрачены по самым разным причинам, а вера, язык и культура передаются до сих пор только устно. Язык родители передают своим детям также в устной форме. Практически все езиды его знают, но уже есть молодёжь, которая языком не владеет.
Во всем мире езиды говорят на одном языке – езидском. Но на разных диалектах. Поэтому речь езидов в Ираке, например, и в России, отличается и часто они не могут понять друг друга. Считается, что езиды в постсоветском пространстве говорят на так называемом «материнском» языке – самом правильном.
Кстати, в древности езиды были голубоглазыми и светловолосыми. И рождаются такими до сих пор, в основном, среди мридов, – генетическая память сильна.
О смешанных браках и обрезании
Обрезание – это древнейший обряд у езидов, сейчас в России его практически никто не делает – упустили. А в Ираке обрезание строго обязательно для всех мальчиков.
Езидский Новый год и Пасха
Празднование езидского Нового года проводится в первую среду месяца нисана (март-апрель) и напоминает христианскую Пасху. Мы красим яйца, печём лепешки и куличи, обмениваемся ими с соседями. Традиционно в тесто кулича кладут либо монету, либо бусину. Кому достанется кусок с «сюрпризом», у того год будет удачным.
Езидская Пасха празднуется в третье воскресенье декабря, празднику предшествует трёхдневный пост. Ещё один пост езиды держат в честь Святого Георгия на третьей неделе феврале. Постящиеся езиды не принимают пищу днём, есть разрешается только после заката. Пост соблюдается по желанию.
Конечно, мы отмечаем и христианские праздники, потому что живём в России, иначе никак.
Езидская свадьба: попасть яблоком в голову невесты, дерево счастья и национальные танцы
Свадьбе предшествуют смотрины и сватовство: невесту ищут через знакомых, родственников и даже через Интернет – время-то не стоит на месте (смеётся). Езидов мало, поэтому часто невесту выбирают из других городов и даже стран. Образование женщины получают по возможности, но часто выходят замуж до учёбы. Браки заключаются по взаимному согласию пары. Сначала пара регистрирует брак в ЗАГСе, затем венчается.
Браки заключаются по любви и если парень и девушка не хотят быть вместе, родители их не заставляют. Бывают случаи, когда родители настаивают на выборе спутника жизни, но они крайне редки. Все родители хотят, чтобы их дети были счастливыми.
Возможны и разводы, но обязательно по веской причине. И женщина, и мужчина могут подать на развод. Женщина может ещё раз выйти замуж, если кто-нибудь возьмет.
Езидские свадьбы в основном многочисленные и проводятся с обязательными национальными обрядами, песнями и танцами. Например, бросание яблок в невесту: жених поднимается на возвышенное место и оттуда бросает яблоки, чтобы попасть невесте по голове. Яблоко – это символ плодородия и девственности. А меткость жениха – символ мужественности. Ни одного несчастного случая на свадьбах не было – свидетели прикрывают голову невесты подносами.
Когда невеста заходит в дом, свекровь ставит на порог тарелку, которую девушка должна разбить одним ударом ноги – к счастью. Затем на плечи молодым ставят хлеб, чтобы жизнь была богатой и изобильной.
На свадьбе танцуют национальные езидские танцы: женщины и мужчины, взявшись за мизинцы, ходят по кругу, слегка притопывая.
Свадьба езидов в Тверской области:
Положение женщины в обществе
Женщин в езидизме почитают и уважают даже больше, чем мужчин. Однако хозяин в доме – однозначно мужчина. Благополучие семьи – это его обязанность. Езидские женщины часто работают – здесь все зависит от материальной обеспеченности семьи.
Раньше мужчины и женщины садились за стол по отдельности. Сейчас сидит ли женщина за одним столом с мужчиной, зависит от семьи: где-то садятся вместе, где-то врозь – по-разному. В банкетных залах на праздниках женщины и мужчины по возможности садятся за разные столы.
Женщины могут свободно входить в храм, но молятся отдельно от мужчин. Что касается одежды, то она должна быть закрытой и строгой. Естественно, молодежь сейчас одевается обыкновенно – так же как русские парни и девушки.
О похоронах
Покойников, в отличие от христиан, выносят головой вперед – у езидов считается, что человек в последний путь должен уйти так же, как и родился. И хоронят с запада на восток – так каждое утро солнце поднимается над кладбищем и озаряет его.
О еде
Если мы хотим помянуть усопших или приснится покойник, мы готовим еду и раздаём по домам соседей, малоимущим. Если покойник курил – раздаем сигареты. Считается, что так усопшему на том свете будет хорошо и спокойно.
В родительский день все езиды собираются на кладбище, готовят еду и садятся за один стол. Еду с кладбища выносить с собой запрещается.
Имена и фамилии езидов
Исконные окончания езидских фамилий на –и. То есть моя фамилия звучала бы как «Джнди». Однако исторически езидские фамилии были ассимилированы под армянские и сейчас в основном оканчиваются на –ян или –ев. Что касается имён, то они самого разного происхождения, наиболее распространенные назвать трудно. Мне имя, например, дала бабушка-армянка. Я родился в ночь с 6 на 7 января, на Рождество Христово, поэтому меня назвали Задо, что и означает «Рождество». В России детям-езидам даже дают русские имена. А если имя сложное в воспроизведении, заменяют на созвучное русское.
Об отношении к русским и мечте
Я родился в Ереване, в Россию переехал в 22 года. С детства я уважаю русский народ. Помню, когда маленьким сидел за столом со своими дедами и прадедами, второй тост всегда был за великий русский народ. Я не понимал, почему великий – со временем начал понимать. Это уважение и благодарность народу-освободителю мы впитали с материнским молоком. Грибоедов, Суворов – это герои, которых нужно почитать – они сыграли большую роль в жизни езидского и армянского народов. Советский народ единственный смог остановить фашизм.
Я почти всю свою жизнь отдал России, здесь живу, работаю, пытаюсь что-то сделать на благо родины. Никаких конфликтов между езидами и людьми других национальностей здесь нет, да и не будет. Мы очень дружелюбный народ.
Самое важное – это стабильность в государстве, чтобы все народы жили мирно и дружно. Каждый человек рождается на семи путях, а куда уходит его последний путь, там и есть его родина. Для меня моя родина – это Россия.
Езидизм: религия с элементами зороастризма, христианства и ислама
Религия с элементами зороастризма, христианства и ислама. Источником зороастризма считается учение пророка Спитамы Заратустры (не ранее X века до н. э.). Зороастризм — одна из первых религий, провозгласивших ответственность души за земные деяния. И в зороастризме, и в езидизме свет и огонь являются символом бога в материальном мире. Отсюда почитание солнца и огня. Как и в зороастризме, в езидизме бога окружают несколько архангелов. Главный архангел в езидизме — Мелеки Тавус изображается в виде павлина или человека с павлиньим хвостом. Считается, что езидизм сформировался как отдельная религия в XII веке под влиянием реформ шейха Ади ибн Мусафира.
Храмы езидов имеют собственную архитектуру, в народном творчестве езидов тесно переплетены религиозные и этнические элементы. В мире насчитывается около 1,5 млн езидов, большая часть которых (около 650 тыс.) проживает на территории Иракского Курдистана. Основной язык — курманджи (севернокурдский). Несмотря на то, что езиды и курды — родственные народы, между их политическими лидерами иногда возникают разногласия. На территории Ирака езидские общины пытаются отстаивать свою самобытность, чтобы противостоять ассимиляции с курдами-мусульманами.
Односельчане говорят о них «армяне». У них действительно армянские фамилии — большинство из них приехали в Украину из Армении в начале 90-х. Несколько сот езидских семей живут сегодня в Херсонской области. Называют себя народом в пути домой, в Ирак, и последователями древнейшей монотеистической религии. Спрашиваю, можно ли называть их солнцепоклонниками. Кивают: конечно, именно так. Кто они, украинские езиды?
В дороге
Сто лет назад его семья бежала из Османской империи в соседнюю Армению. В 1937 году отец пытался организовать курдское восстание в Турции, затем провёл 15 лет в сталинских лагерях. Уже в середине 90-х он сам с женой чуть не присоединился к партизанам Рабочей партии Курдистана — организации, которая с 1984 года ведёт вооружённую борьбу против Турции. Не сложилось — родился первенец.
Историю своей семьи Мурад Авдоян, неофициальный глава общины езидов в Херсонской области, может рассказывать бесконечно. 400 семей — столько своих соплеменников он насчитал во время последней переписи населения. Говорит, что знаком с каждой.
Мы встречаемся в одном из херсонских кафе. Мурад пришёл на интервью с дочерью. Немолодой грузный мужчина в пиджаке и рубашке без галстука и 17-летняя хрупкая Бериван (сокращённо — Белла). На вид старшеклассница из хорошей семьи. Стильные джинсы, блузка, неброский макияж. Тёмные волосы заплетены в «колосок» и открывают высокий красивый лоб. Отец выжимает сок половины лимона в чашку с чаем. Дочь сдержанно улыбается и слушает.
Рассеянные по миру, езиды считают именно Синджар (его ещё называют Шингал) своей исторической родиной, корнем дерева. Глава общины говорит: «Ветки могут засохнуть, но мы живём, пока есть корень. Мы — нация в дороге. Нам ещё домой возвращаться».
25 лет назад неженатый Мурад выехал из Армении. Уезжал с родителями, по той же причине, что и все:
— Молодёжь — чтоб избежать войны. А старики без молодёжи не могут.
Уходили ночью. Взяли самое необходимое и дорогое сердцу. Фотографии, восемь шерстяных одеял и ручную кофемолку. В Карабахской войне, объясняет Мурад, со стороны Азербайджана воевали курды-мусульмане. Армения вооружала курдов-езидов (езидов и курдов он считает одним народом, исповедующим разные религии, но не все херсонские езиды с этим согласны). Убивать братьев за чужие интересы не хотелось. Мурад объясняет свою позицию поговоркой:
— Сильный баран должен находиться в отаре своего отца. Пришло время сказать: спасибо, что я здесь родился и вырос, но у меня своя отара.
Из Украины уезжать пока не собирается. Как обеспечивает семью? В прошлом году посадил 20 гектаров арбузов, но основной его бизнес — грецкий орех. Мурад закупает орехи в деревнях и отправляет в Иракский Курдистан.
Или учиться, или воевать
Когда речь заходит о 74-м геноциде езидов, спрашиваю, отпустил бы Мурад сегодня сына защищать Синджар от ИГ.
— Конечно. Недаром я его Мосулом назвал. Из Мосула (город в Ираке. — Фокус) происходили все исторические личности езидов.
Бериван назвали в честь героини курдского освободительного движения. Оказывается, отец был бы рад видеть её в женском военном отряде в Синджаре. Деталь: отпустить её на войну он готов, а разрешить ей самой гулять по херсонским улицам не решается. Девушку строго контролируют на каждом шагу: в школу — вместе с братом, никаких кружков и секций, самой по городу не ходить. Мурад растолковывает: для того, чтобы родственники его не упрекали, и для безопасности. Если девушку увидят одну в городе, начнут распускать слухи… А ещё могут украсть. В это сложно поверить, но обычай воровать невест у езидов существует по сей день.
Живя в украинском обществе, они стараются не утратить свою идентичность. И нередко цена за это — добровольная изоляция.
— Мы живём, как государство в государстве. Кроме себя, никого не замечаем. Иначе быстро потеряемся. Я не знаю, кто у меня сосед, не хожу ни на дни рождения, ни на свадьбы. Ты должен или раствориться в этой каше, или свою сторону держать.
И всё же изоляция езидов не абсолютна. В конце концов они украинские граждане со всеми вытекающими правами и обязанностями. Среди них есть, например, участники АТО. Не так давно община хоронила солдата.
— Весь мир живёт по законам, которые депутаты с корыстными целями создают. А езиды — по тем, которые наши предки оставили, — гнёт свою линию Мурад.
Не «раствориться в каше» езидам позволяют законы и традиции, связанные с семейным укладом, проще говоря — с женщинами. До сих пор браки организуют родители, часто — с родственниками. Получение образования девочками, мягко говоря, не поощряется.
Большинство жён — домохозяйки. Мурад объясняет, Белла слушает. В какой-то момент отец улыбается:
— А я революцию сделал. У нас обычно из 5–6 класса забирают девочек из школы. Замуж отдают в 15–16 лет. А я… — он делает небольшую паузу. — Мне директор угрожал. Не пустишь, говорит, в школу — к прокурору отправлю.
И в зороастризме, и в езидизме свет и огонь являются символом бога в материальном мире. Отсюда почитание солнца и огня
Мурад продолжает улыбаться, и по этой улыбке чувствуется, что внутренне он согласен с директором. В этот момент Белла включается в разговор:
— Из наших я, наверное, единственная, кто 11-й класс заканчивает.
Позже мне удалось пообщаться с учителями сельских школ, в которых учатся езиды. Выяснилось, что конфликт между педагогами и родителями-езидами не редкость. Но до милиции дело обычно не доходит. Родители пишут заявление и забирают из школы детей, на этом всё заканчивается. С каждым годом количество таких конфликтов уменьшается. Если первые переселенцы действительно прерывали обучение девочек после 5-го класса, то сегодня школьницы заканчивают минимум 9 классов, ездят на спортивные соревнования и олимпиады. Правда, в сопровождении отца или старшего брата.
«У езидов нет культа образования, — объясняет Лилия Решетняк, учитель истории из села Солонцы, где живут шесть езидских семей, — а мальчики редко поступают в университеты». Белла в этом смысле девушка особенная — ценность образования у неё есть. Она рассказывает, что у неё было две школы. Днём — обычная, украинская, а дома — «вечерняя». Отец задавал детям выучить не только курдский алфавит, но и курдские партии.
Когда на уроке всемирной истории классу задали подготовить доклад о какой-нибудь известной личности, Белла рассказывала об Абдулле Оджалане — лидере Рабочей партии Курдистана, который отбывает пожизненное заключение в турецкой тюрьме столько лет, сколько сейчас Бериван. Одна из самых известных фраз Оджалана: «Общество никогда не будет свободным, пока несвободны женщины».
Девушка планирует закончить школу и учиться на юридическом. Или на журналистике. Говорит, что поставила родителям ультиматум:
— Замуж пока не хочу. Буду или учиться, или воевать.
Три смертных греха
Семья Мурада переехала из села в Херсон недавно. Их родственники, как и большинство херсонских езидов, живут в деревнях. В Солонцах, Музыковке, Сагах, Слипушинском и других. Обычные неприметные дома, часто на окраине. В Слипушинском семь дней назад умер пожилой езид. Едем на поминки. За рулём — Гамлет. Из разговора выясняется, что Гамлету 38 лет, женился рано, старший сын уже заканчивает школу. Родовая профессия Гамлета — резник. Время от времени у него звонит телефон — односельчане сообщают, например, о том, что заболела корова, советуются, стоит ли резать.
В каком доме поминки, видно издалека. Десяток машин, мужчины в ожидании курят под фруктовыми деревьями. Женщин вижу мельком. Они снуют из кухни во двор, спешат накрыть два длинных ряда столов. Из обязательных блюд — «хашлама», или варёное мясо, плов с изюмом, солянка. Когда всё будет готово, мужчины рассядутся, женщины одна за другой займут места на своей половине. Таков обычай: даже на семейных праздниках мужчины и женщины сидят за разными столами. Часто — в разных комнатах.
Как женщине мне следует сразу же отправиться на кухню. Но я человек чужой, и у меня есть привилегии. Остаюсь поговорить с мужчинами в саду. Гамлет обещал, что в Слипушинском будет шейх.
Шейхи — каста езидского общества. Можно сказать, высшая. Кастовая система в наше время, да ещё и в селе на Херсонщине — это кажется неправдоподобным. Но среди езидов разделение на касты живо. Следующая после шейхов каста — пиры. Как и шейхи, пиры — священники и хранители исторической памяти народа. Впрочем, разницу между ними даже самим езидам объяснить нелегко. Гамлет говорит туманно: без шейха можно хоронить, а без пира — нет. Сам он из пиров. Третья каста — мриды, то есть миряне. Шейх, пир или мрид — это первое, что здесь узнают о человеке при знакомстве. Главная обязанность мридов — уважать шейхов и пиров. К мридам принадлежит семья Бериван.
Поднять руку на шейха — один из трёх непростительных грехов езидов. За такой проступок нарушителя отлучают от веры и всего езидского общества. С представителями другой касты браков не заключают. Такой союз — второй смертный грех.
Шейх оказался неразговорчив или, может, просто плохо говорит по-русски — между собой все езиды общаются только на курманджи. На этом диалекте говорят курды и езиды в Турции, Сирии, части Иракского Курдистана и в Синджаре. Свой язык херсонские езиды сохранили, живя двадцать лет в Украине, а до этого почти весь ХХ век в Армении.
Несмотря на все мои попытки, толком побеседовать с шейхом так и не удалось. В ответ на мои вопросы он отмалчивается — не зря говорят, что езиды скрытные, когда заходит разговор об их религии. К счастью, не все. Основы езидской веры мне объяснил один из присутствующих на поминках пиров. Представился:
— Шамоян Джезу Шамоевич. У меня семья большая, 15–16 внуков.
Пиру 63 года, он носит пышные усы, как и положено правоверному езиду. Говорит медленно, не обращая внимания на реплики окружающих мужчин. Каждый хочет дополнить его слова. А может быть, исправить. Понять сложно, ведь говорят на курманджи. Шейх же сидит рядом на лавочке и молчит.
— Бог в мире один. Но каждый по-своему его называет. Мы называем Бога Хаде. А поклоняемся солнцу. Когда ещё не было Христа и Мамеда (пророка Мухаммеда. — Фокус), все поклонялись солнцу. Пришли Христос и Мамед, и половина приняла то, половина — другое. А мы свой обычай не меняли.
Шейх Ади ибн Мусафир
Считается, что езидизм сформировался как отдельная религия в XII веке под влиянием реформ шейха.
Самый яркий символ езидизма — это ангел-павлин, Мелеки Тавус. Старший из семи ангелов, он отказался поклониться человеку. За что был изгнан с небес, но потом прощён. Из-за параллелей с падшим ангелом мусульмане и христиане обвиняли езидов в том, что те почитают дьявола. Таким был повод и массовых убийств синджарских езидов.
— Мелеки Тавус для нашей нации — второй Бог. Вот вы говорите, что Христос — сын Бога. А Мелеки Тавус — брат Бога.
— Что должен делать верующий человек?
— Должен делать только хорошее, — без улыбки отвечает пир Джезу Шамоян.
Он рассказывает об обрядах, запрете на свинину и езидских постах. О том, что священных книг нет, хотя когда-то были, и все молитвы священники обязаны знать наизусть. И что среди езидов принято ходить в церковь — не имеет значения, в какую. Там ставят свечи, молятся, кто как умеет, только не крестятся. Многие односельчане из христиан убеждены, что езиды — православные.
Слово за слово, мы подбираемся к третьему смертному греху езидов — браку с иноверцем.
Несогласные
Несмотря на строжайший запрет, бывает, что мужчины женятся на не-езидках. И вроде бы без всяких последствий для мужчин. А вот у женщин с этим строже. У женщин вообще строгость во всём. Они привыкли. Но покорны не все.
Зерин (имя изменено) вышла замуж в зрелом возрасте. Когда не заладилось в новой семье, она собрала вещи и вернулась к родителям. Во дворе родительского дома мы и общаемся. Едва успеваю задать первый вопрос, хозяйка просит прощения и выходит. Через минуту приносит кофе, сваренный по-турецки. Так готовят кофе на Кавказе, этот обычай езиды сохранили и здесь, в херсонских сёлах.
Не выйти замуж для девушки считается не только несчастьем, но и пороком, а уйти от мужа в семью родителей — это вообще позор. Но Зерин не очень волнует, что скажут священники и родственники. Её беспокоит другое:
— Лучше б осталась девственницей. Служила бы Богу…
Последние 15 лет Зерин посещает сельскую общину Свидетелей Иеговы, а о езидах и их вере говорит сегодня в третьем лице:
— Они в солнце верят. Папа, помню, встанет, куда солнце — моется, вот так делает, — женщина проводит рукой по подбородку. — И что-то шепчет. Но зачем солнцу молиться, если есть Бог?
Зерин вспоминает, как спорила с отцом:
— Папа был против, когда я на собрания ходила. Боялся, что скажут пиры. Он в Бога верил, — Зерин делает ударение на последнем слове, будто хочет и себя убедить в этом. — Но не верил, что у Него был сын. Мы же верим, что Бог Иегова воскрес из мёртвых. И мне хотелось бы всех близких увидеть в новом мире.
Зерин, как ей кажется, успешно скрывает от езидских священников, что сменила веру. А те, даже если в курсе, виду не подают. Хотя неофициальный глава общины Мурад Авдоян знает, что езиды часто становятся свидетелями Иеговы. Он считает, что священники — шейхи и пиры — не выполняют своих обязанностей и не подают хорошего примера:
— Если человек хочет молиться Богу, а собираться негде, никто его не призывает, он уйдёт в чужой монастырь, конечно. Наши священники упрекают людей в плохих поступках. Но сначала надо создать условия, чтобы этих поступков не было.
А вот таких молодых людей, как Бериван, традиция опутывает, не давая идти туда, куда подсказывает сердце. Мне удалось пообщаться с Беллой наедине. В ближайшие несколько лет замуж она, как уже говорилось, не собирается, хотя о том, какой должна быть её семья и в какой атмосфере должны расти её дети, думает уже сейчас: главное — равноправие между мальчиками и девочками. И это не просто девичьи искания, а попытка найти формулу выживания для себя и своего народа. Если коротко, то формула Беллы звучит так:
— Если девочки пойдут учиться, это будет колоссальное развитие для нации.
Когда она произносит эти слова, я вспоминаю улыбающегося «революционера» Мурада и верю: всё у них когда-то получится.