где родился цой адрес
Где Цой жил в Москве? Давайте рассмотрим поближе…
Как известно, лидер группы «КИНО» Виктор Цой родился и вырос в Ленинграде и практически всю жизнь прожил в городе на Неве. О квартире в которой Виктор Цой жил с Марьяной Родованской мы рассказывали здесь. Однако с 1988 года Цой проживал в столице. В декабре 1986 году на съемках фильма «АССА» Цой познакомился с дочерью дипломата Эмиля Разлогова – Наталией Разлоговой. Поскольку брак Виктора с Марьяной к тому времени стал лишь формальным – Виктор переехал жить в Москву.
Девятиэтажный дом, в котором жили Цой с Наташей, расположен в Москве, недалеко от метро «Беляево», по адресу Профсоюзная улица, дом 116, корпус 1. Это типовой четырёхподъездный панельный жилой дом серии II-49П с нежилой пристройкой. Построен в 1973 году. Количество квартир: 144. Есть многочисленные мнения, что данный дом был построен на месте бывшего кладбища, однако это не так. Дом стоит частью на бывшей Калужской дороге, частью в противоположную от храма Живоначальной Троицы сторону. Расположение дороги отлично прослеживается по старым вязам стоящим от 4 подъезда в направлении дома 118к2. А кладбище было рядом с церковью, ориентировочно на месте расположенных там ныне хоккейной коробки, автосервиса и виллы настоятеля церкви.
Жили Виктор с Наташей в обычной трёхкомнатной квартире, под номером 92, с Евгением – сыном Наташи от первого брака, Наташиной сестрой Еленой и ее детьми, и ее матерью. Вопреки легендам, в этой квартире никогда не случалось квартирников и громких вечеринок. Посиделок в Беляево никогда не устраивали, заходили только близкие друзья Наташи, Андрей Хорев и Алексей Макушинский, и иногда общие знакомые, такие как Рашид Нугманов.
Кстати, злополучный «Москвич», на котором разбился музыкант, недолгое время после покупки был припаркован во дворе дома на Профсоюзной улице. Отсюда же Цой с Наташей и уехали в отпуск в Латвию…
Найти дом, в котором жил Цой, очень легко. Во-первых, его видно прямо с Профсоюзной улицы. Во-вторых, рядом находится известный ориентир — Храм Живоначальной Троицы. Мы попробовали попасть в подъезд, где проживал Цой и нам это удалось…
Как видим – в подъезде сделан ремонт, на лестничной площадке и у лифта нет никаких надписей напоминающих о Цое..
Попасть ближе к входной двери квартиры мешает установленная в проеме решетка.
Позвонив в квартиру, мы выяснили, что квартира давно продана и проживают там совершенно чужие люди, в квартире сделан капитальный ремонт и совсем ничего там больше не напоминает о прежних жильцах…Хотя купившие эту квартиру люди знают, кто проживал там ранее и с теплотой отзываются о Цое…
Выйдя на улицу мы сделали снимок окон снизу…
Периодически поклонники Виктора Цоя возвращаются к идее установить на стене панельного дома мемориальную доску, но сделать это им пока не удалось…
Прогулка по адресам Виктора Цоя в Петербурге
Жизнь музыканта Виктора Цоя неразрывно связана с Ленинградом. Здесь он родился, и здесь его похоронили. Его имя знает любой, кто любит рок-н-ролл.
Приглашаем на прогулку по памятным местам, культовым для поклонников «Кино».
Родильный дом
Кузнецовская ул., д. 25
Здание коммерческого кардиоцентра с 1938 по 1979 год было роддомом. Именно здесь 21 июня 1962 года появился на свет Виктор Цой. Будущий музыкант родился неподалёку от СКК — спустя много лет он соберёт здесь огромный полный зал на последних концертах группы «Кино» в Ленинграде. Именно во время этих выступлений певец пообещает выпустить новый альбом осенью 1990 года. Но пластинка, получившая название «Чёрный альбом», вышла уже после смерти Цоя.
Виктор Цой в детстве. Фото: liveinternet.ru
«Генеральский дом», или Дом со шпилем
Московский пр., д. 190 / ул. Бассейная, д. 41
«И способен дотянуться до звёзд, Не считая, что это сон», — пел Виктор Цой. Один из самых известных адресов музыканта — первый небоскрёб города.
Здание на пересечении Московского проспекта и Бассейной улицы было крупнейшим долгостроем своего времени. Дом со шпилем начали возводить ещё в 1940 году, но строительство остановили из-за войны и завершили только в 1953-м. Потом ещё два года доделывали шпиль, благодаря которому новостройка высотой 76 метров стала самым высоким зданием Ленинграда того времени.
Проект шести этажей готовили архитекторы Григорий Симонов, Борис Рубаненко и Владимир Васильковский. Башню-бельведер со шпилем, как считается, планировал Олег Гурьев. Авторами скульптур на башне стали архитектор Лазарь Хидекель и скульптор Игорь Крестовский.
Здесь Виктор Цой жил с 15-летнего возраста — с 1977 года по 1982 год — в проходной комнате, а съехал тогда, когда им с Марианной, будущей супругой, понадобилось отдельное жильё.
«Генеральский дом» или Дом со шпилем. Фото: alkopona.livejournal.com/314066.html
СГПТУ Реставрационно-строительное № 61
Ул. Стойкости, д. 30/2
Именно здесь, на окраине города, в середине 1981 года Виктор Цой совместно с Алексеем Рыбиным и Олегом Валинским создал музыкальную группу «Гагарин и гиперболоиды», которая вскоре стала известна как «Кино».
Теперь это отделение № 2 реставрационного колледжа «Кировский». В художественном музее образовательного учреждения до сих пор хранится дипломная работа Цоя — резной дверной наличник с солнцем. В резьбе по дереву Виктор делал успехи, его даже показали в популярной программе «Монитор» ленинградского телевидения — как лучшего учащегося.
Цой умел профессионально вырезать фигурки нэцкэ из дерева, а своим друзьям он регулярно дарил пепельницы и другие поделки из дерева. Какое-то время Виктор даже работал в мастерской Екатерининского дворца в Пушкине.
Работа по резьбе Виктора Цоя. Фото: vk.com/rozhdenie_dnya
Парк «Тихий отдых»
В этом парке Виктор Цой работал резчиком по дереву во время летней практики. Он должен был следить за состоянием деревянных скульптур, а при необходимости их оперативно ремонтировать. Музыкант часто гулял здесь с женой и писал песни, вошедшие потом в его первый магнитоальбом.
Вид парка сверху. Фото: citywalls.ru
Психиатрическая больница «Пряжка»
Сюда Виктор Цой лёг в 1983 году на месяц под предлогом обострения маниакально-депрессивного психоза, чтобы получить белый билет и «откосить» от армии. Условия пребывания оказались весьма жёсткими. Под впечатлением от пережитого Цой написал песню «Транквилизатор». Сейчас это психиатрическая больница Святого Николая Чудотворца.
Больница. Фото: google maps
Котельная «Камчатка»
Виктор Цой трудился здесь в должности кочегара с 1986 по 1988 год. Котельная отапливала один-единственный дом женского общежития 1-го ремонтно-строительного треста Ленинграда. Это вторая котельная в трудовой биографии Цоя. Виктору нравилось здесь работать не потому, что на большее его не хватало, а потому что никто не мог придраться, что он тунеядец. При таком раскладе музыканту не грозила уголовная статья, а ещё подобная работа освобождала массу времени для выступлений на неофициальных концертах. В 1987 году здесь прошли съёмки документального фильма «Рок», в котором участвовал и Цой.
«Камчатка» — культовое место для поклонников ленинградского рок-н-ролла. Именно в этих стенах родились на свет многие песни музыкальных групп «Кино», «Аквариума» и «Алисы». Теперь здесь работает клуб-музей Виктора Цоя.
Сквер Виктора Цоя
Зверинская ул. / Любанский пер., д. 2
Название присвоили скверу в 2012 году: участники движения «Рок-Петроград» собрали несколько тысяч подписей под инициативой увековечить имя Виктора Цоя в одном из городских топонимов. Это место было выбрано в связи с тем, что неподалёку находится котельная «Камчатка» — и, без сомнения, Виктор Цой бывал на этом тогда ещё пустыре. Сквер частично расположен на крыше бомбоубежища, и после присвоения ему имени музыканта, не раз становился площадкой уличных фестивалей. Лидер движения «Рок-Петроград» и музыкант Сергей Елгазин активно выступает за создание в бомбоубежище центра искусств им. В. Цоя.
21 июня 2012 года, в день 50-летия певца, Любанский переулок на Петроградской стороне был переименован в переулок Виктора Цоя — правда, всего на один день.
Ленинградский рок-клуб
Ул. Рубинштейна, д. 13
Это легендарное место стало первой площадкой, где власти официально разрешили исполнять рок-н-ролл. Музыканты играли здесь в те годы, когда о больших залах, а тем более стадионах, представители молодёжной субкультуры могли только мечтать. Здесь выступали ставшие знаменитыми и культовыми группы «Аквариум», «Поп-механика», «Кино», позже «АлисА», «ДДТ». Теперь на этом месте находится детский театр «Зазеркалье».
У входа в клуб. Фото: Валентин Барановский
Сквер «Эльф»
Ул. Стремянная, д. 11
На углу Стремянной улицы и Дмитровского переулка в 1980-е годы собирались будущие легенды отечественного андеграунда — в том числе и Виктор Цой, когда «время есть, а денег нет, и в гости некуда пойти». Народ называл сквер Эльфийским (Эльфовским), поскольку в примыкающем к нему доме находилось кафе «Эльф».
Здесь снимали некоторые сцены документальной короткометражки о жизни ленинградских рок-музыкантов «Йя-Хха». В настоящее время этот сквер — едва ли не единственная зелёная зона во Владимирском муниципальном округе.
Сквер «Эльф» в наши дни. Фото: sites.google.com/site/zoovit
Последняя квартира
Пр. Ветеранов, д. 99, кв. 101
Этот дом стал последним местом, где жил Виктор Цой со своей женой Марианной, маленьким сыном Сашей и скотчтерьером Биллом, — с 1985 по 1987 год. В этой квартире музыкант написал песни для альбомов «Это не любовь» и «Ночь», принесших группе «Кино» всесоюзную славу.
Памятник Виктору Цою
Памятник Виктору Цою установили 14 августа 2020 года у станции «Проспект Ветеранов» — там, где снимали финальные кадры фильма «Игла». Автором скульптуры стал выпускник петербургской Академии художеств Матвей Макушкин.
Фото: Ирина Иванова
Богословское кладбище
Пр. Мечникова, Бестужевская ул.
Виктор Цой был похоронен на Богословском кладбище 19 августа 1990. Его могила на Центральной аллее почти сразу стала местом паломничества для многих людей, которые приносят цветы, свечи, атрибутику группы. Поклонники «Кино» собираются здесь по сей день.
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга»
Не только «Камчатка». Адреса Виктора Цоя в Петербурге
15 августа 1990 года не стало Виктора Цоя. Он погиб в автокатастрофе. Тридцать лет, как певца нет, но его песни до сих пор с нами. Эта музыка и сейчас звучит современно, а сама личность Цоя вызывает интерес у тысяч его поклонников.
ФОТО Сергея ВДОВИНА/ИНТЕРПРЕСС
Сегодня многие из них приезжают в наш город посетить места, связанные с именем кумира. Это и дом на проспекте Ветеранов, в котором Виктор жил со своей семьей, и, конечно же, легендарная котельная «Камчатка». Однако на самом деле подобных отметок на карте города – бесчисленное множество. Ведь Виктор Цой родился в Ленинграде, здесь учился, работал и прожил до 1988 года, когда переехал в Москву.
Большая часть жизни Виктора прошла в Московском районе. Он появился на свет 21 июня 1962 года в роддоме № 9 (Кузнецовская ул., 25). Отсюда новорожденного привезли на Московский проспект, 193, где тогда жили его родители. Это здание в стиле сталинского ампира на Московской площади. Рядом, стоит лишь перейти Ленинский проспект, детский сад, куда он ходил.
В 1966 году родители купили однокомнатную кооперативную квартиру в типовом девятиэтажном кирпичном доме, опять же в Московском районе, – на пр. Космонавтов, 76. Отсюда Виктор отправился в первый класс школы № 362, находившейся в пяти минутах ходьбы, на Витебском пр., 85. Забегая вперед, скажем, что Виктор сменил четыре школы, и все – в Московском районе.
В 1973-м родители Виктора развелись. Квартиру разменяли. Отец, Роберт Максимович, уехал в комнату в коммуналке, а Вера Васильевна с сыном – в квартиру на Пулковской ул., 17. Затем – вновь переезд, на этот раз в знаменитый «Дом со шпилем» на Московском пр., 190. Там Виктор Цой прожил с 1975-го до начала 1980-х годов. Рядом, на улице Фрунзе, 22, – школа (сейчас № 507, а тогда 378-я), в которой он окончил седьмой и восьмой классы.
Здесь, в здании на углу Московского проспекта и Бассейной улицы, Виктор пережил подростковый возраст. Первые аккорды на гитаре, первый опыт вокала, первая влюбленность. Он не любил проводить время дома: у него была средняя проходная комната – все время на виду, не укрыться. Отсюда и прогулки по городу, и курение на крыше соседнего дома, откуда был виден казавшийся бесконечным парк Победы. Кто знает, может, из подобного досуга впоследствии и родилось: «Гуляю, я один гуляю. ».
Отсюда Виктор ездил в художественную школу на наб. канала Грибоедова, 2б, и в училище им. Серова на площади Пролетарской Диктатуры, 5, в которых, правда, проучился недолго. Из последнего учебного заведения Виктора отчислили за неуспеваемость. Виной тому, надо полагать, послужил растущий интерес к музыке.
Родители, в особенности отец, придерживались строгих жизненных правил: учеба, армия, работа. Видимо, под их влиянием Виктор сначала устроился штамповщиком на завод, а затем поступил в вечернюю школу № 147 у станции метро «Электросила» (Московский пр., 164). Здесь он учился два года, а затем поступил в ПТУ № 61 на ул. Стойкости, 30, где осваивал специальность «резчик по дереву». В этой профессии он делал успехи, и его даже показали в популярной программе «Монитор» ленинградского телевидения – как лучшего учащегося.
В музее бывшего ПТУ, а ныне лицея хранится дипломная работа Виктора – резной наличник. Многие знают, что он делал и нэцке. Он вообще любил все восточное. Многим своим друзьям он дарил пепельницы и прочие поделки из дерева. После смерти певца лицей стал объектом паломничества его фанатов. Многие стремились пройти по стопам Виктора и даже поступали сюда учиться.
Еще в стенах ПТУ он был гитаристом в студенческой группе «Ракурс», а после двух курсов бросил учебу и полностью посвятил себя творчеству.
С 1985-го по 1987 год Цой жил в доме-корабле на пр. Ветеранов, 99. Это была квартира его жены Марианны и ее мамы Инны Николаевны. Известны фотографии счастливой молодой семьи на прогулке в соседнем парке «Александрино» и Виктора с собакой, скотч-терьером Биллом, возле дома. После смерти музыканта деревянная дверь в квартиру № 101 была вся исписана поклонниками.
Осенью 1986 года он устроился кочегаром в котельную на Петроградской стороне. В ту пору именно котельные для многих творческих людей служили своего рода «внутренней эмиграцией». Во-первых, график работы – сутки через трое. Можно меняться сменами. Во-вторых, на работе всегда было время для гостей, написания песен, стихов или картин. И, наконец, платили зарплату.
Котельная на улице Блохина, 15, в начале 1980-х была богом забытым местом с «классическим» пьющим персоналом. Все изменилось с назначением туда бригадиром Анатолия Соколкова. Он и стал набирать команду из непризнанных официально музыкантов.
Котельная отапливала один-единственный дом – женское общежитие 1-го ремонтно-строительного треста Ленинграда. Есть кадры из фильма Алексея Учителя «Рок», где Цой грузит в тележку уголь, а затем бросает его в топку. Известна также шутливая музыкальная зарисовка Виктора «Я хочу быть кочегаром».
Будет несправедливо не упомянуть и других музыкантов, работавших в разное время в котельной. Это Святослав Задерий, Александр Башлачев, Андрей Машнин, Олег Котельников, Виктор Бондарик.
Название «Камчатка» прижилось почти сразу. Дело в том, что Анатолия Соколкова все называли «начальник». Естественно, всем сразу на ум приходил известный советский фильм «Начальник Чукотки». А к тому времени у Цоя уже была написана песня «Камчатка» и альбом «Начальник Камчатки». И по аналогии и созвучию с фильмом все стали называть Соколкова именно так – «начальник Камчатки», а саму котельную – «Камчатка».
Цой проработал там сравнительно недолго. Его популярность стремительно набирала обороты. Начались гастроли, съемки в кино и на телевидении.
Певцу не удавалось оставаться инкогнито. К тому времени в прокате уже вовсю шли фильмы «Асса», «Игла», по телевидению крутили клипы, выходили передачи с участием музыканта. Порой, вернувшись домой, Цой находил под дверью своей квартиры цветы от поклонников.
Впрочем, его ленинградские адреса – это и дома, где жили его многочисленные друзья, и рок-клуб на улице Рубинштейна, 13, и студии, где в разное время Виктор Цой и группа «Кино» записывали свои песни.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 143 (6741) от 14.08.2020 под заголовком «Не только «Камчатка»».
Виктор Цой
В иктор Цой с самого детства увлекался музыкой и рисованием, в совсем юном возрасте уже играл на бас-гитаре в рок-группе «Палата №6». Музыкант, автор множества песен, актер и художник — он стал настоящей легендой 1980-х годов. Его песни пользовались бешеной популярностью, фильм «Игла» с участием Цоя стал одним из лидеров проката, а молодые люди всего Советского Союза подражали манерам известного музыканта и старались даже внешне походить на него.
Резчик по дереву и фронтмен группы «Кино»
Виктор Цой родился в Ленинграде в июне 1962 года. Его мать преподавала физкультуру, а отец работал инженером. Таланты Цоя проявились уже в детском саду: он хорошо рисовал и к тому же легко мог повторить любую мелодию, даже самую сложную, отстукивая такт ладонью. Воспитатели советовали отдавать мальчика в художественную или музыкальную школу. Но учиться рисованию Цой начал только в 12 лет. До этого он сменил несколько школ: каждый раз, когда мать меняла работу, мальчик переходил в новое учебное заведение вместе с ней. В 1970-х годах Цой впервые поучаствовал в рок-проекте — группе «Палата №6», — где он играл на бас-гитаре.
Спустя четыре года Цой поступил в художественное училище имени Серова, но вскоре его отчислили за неуспеваемость. Цой перешел в вечернюю школу, устроился работать на завод, а позже учился в ПТУ по специальности «резчик по дереву». От учебы у него на всю жизнь осталась привычка вырезать деревянные японские фигурки нэцке. Профессию Виктор Цой выбрал неслучайно: он по-прежнему увлекался изобразительным искусством. Впрочем, как и музыкой. Круг его общения 1970–80-х годов — знаковые для ленинградского андеграунда фигуры: Алексей Рыбин из группы «Пилигримы», Андрей Панов из «Автоматических удовлетворителей», Майк Науменко из коллектива «Зоопарк» и Борис Гребенщиков.
Виктор Цой и сам участвовал в московских рок-квартирниках: в разное время он играл в нескольких группах. А летом 1981 года Цой впервые выступил на сцене в ленинградском кафе «Трюм». Считается, что после этих концертов образовалась группа «Гарин и Гиперболоиды», ее название возникло по аналогии с романом Алексея Толстого «Гиперболоид инженера Гарина». В коллектив входили Виктор Цой, Алексей Рыбин и Олег Валинский. Однако вскоре Валинского призвали в армию, и состав поменял свое название: так появилась группа «Кино».
«Начальник Камчатки»
Первый альбом коллектив выпустил в 1982 году. Его записывали полтора месяца. Трудились в разное время дня: музыкантам то и дело приходилось пропускать работу и учебу. Первую пластинку «Кино» назвали «45» — именно такой, 45 минут, была суммарная длительность всех песен альбома. С записью помогал Борис Гребенщиков: в роли сессионных музыкантов выступили участники группы «Аквариум». А спустя год музыканты двух советских рок-групп выступили вместе на сцене — в большом совместном концерте.
В это время в группе «Кино» сменился гитарист. Алексей Рыбин ушел из коллектива после ссоры с Цоем, а на его место взяли Юрия Каспаряна. Все лето 1983 года группа репетировала: музыканты готовились к Ленинградскому рок-фестивалю. После выступления песню Цоя «Я объявляю свой дом безъядерной зоной» признали лучшей, а сама группа стала лауреатом фестиваля. Песни фестивальной программы позже вышли отдельным альбомом: его назвали «Начальник Камчатки».
В 1984 году Виктор Цой женился на Марианне Родованской — они познакомились еще в то время, когда музыканты группы «Кино» записывали свой первый альбом. На их с Цоем свадьбе гуляли легенды Ленинградского рок-клуба: Борис Гребенщиков и Александр Титов, Георгий Гурьянов и Юрий Каспарян. Спустя год у Виктора и Марианны родился сын Александр.
На рок-фестивале 1985 года группа «Кино» снова выступила с триумфом. Вдохновленный успехом, Цой вместе с музыкантами начал записывать следующую пластинку. Вскоре появился альбом «Это не любовь», который разошелся по всему Советскому Союзу. Имя Виктора Цоя стало известно молодежи. Музыкант закончил работу над альбомом «Ночь» и выступил с новыми песнями на совместном фестивале Ленинградского рок-клуба и Московской рок-лаборатории. В это время Цой, уже известный исполнитель, работал в бане на проспекте Ветеранов. А позже он устроился угольщиком в котельную, сейчас там находится клуб-музей «Котельная. Камчатка».
Виктор Цой — актер, художник и рок-легенда
Виктор Цой не только писал и пел песни, но и снимался в кино. Его кинодебютом стала дипломная работа режиссера Алексея Учителя — документальный фильм «Рок». В нем снялись также Олег Гаркуша, Борис Гребенщиков, Антон Адасинский, группы «Аквариум», «АВИА», «Аукцыон», «ДДТ», «Кино». Позже Цоя приглашали на съемки все чаще. Он снялся в фильмах «Йа хха!» Рашида Нугманова, «Асса» Сергея Соловьева. В картине Нугманова «Игла» музыкант сыграл главную роль — Моро. За год фильм посмотрели больше 14 миллионов советских зрителей, а журнал «Советский экран» признал Виктора Цоя лучшим актером 1989 года.
Параллельно с музыкой и съемками в кино Виктор Цой продолжал рисовать. Он входил в группу «Новые художники», которая обращалась к наследию авангарда 1920-х годов и зарубежным проектам — поп-арту, комиксам, граффити американских художников. Это сказывалось и на работах Виктора Цоя — ярких, экспрессивных, с нарочито упрощенными формами. Своей мастерской у него не было, и он рисовал где придется и на чем придется. Зачастую — на кусках бумаги, картона и даже полиэтилена. Виктор Цой участвовал в выставках своего творческого объединения и даже в нью-йоркской выставке ленинградских художников — всего в Америку отправились 10 его картин.