герцена дефектологический факультет адрес
Из истории института
Временным деканом факультета 8 октября 1918 г. был избран проф. А.С. Грибоедов, который принимал самое непосредственное участие в работе факультета на протяжении 11 лет. 20 ноября 1918 г. деканом факультета избран и утвержден проф. Д.В. Фельдберг, а его заместителем — проф. А.Н. Граборов.
В число специальных кафедр института вошли кафедра сурдопедагогики (заведующая кафедрой М.В. Адеркас) и кафедра логопедии (заведующий кафедрой Д.В. Фельдберг). Основание факультета связано с именами выдающихся ученых и общественных деятелей: профессоров Д.В. Фельдберга, А.С. Грибоедова, А.Н. Граборова, П.Г. Бельского, М.В. Адеркас.
В 1921 году дефектологический факультет переводится из Института дошкольного воспитания в Петроградский педагогический институт социального воспитания нормального и дефективного ребенка (ректор А.Н. Граборов). Позднее этот институт был переименован в Институт педологии и дефектологии, вошедший в 1925 году в Ленинградский педагогический институт им. А.И. Герцена (декан Д.В. Фельдберг).
До 1923 года кафедры сурдопедагогики и логопедии осуществляли подготовку специалистов-дефектологов широкого профиля, которые могли работать с глухими, слепыми, умственно отсталыми и трудновоспитуемыми детьми. Сложившаяся ситуация была обусловлена расширением в стране сети учреждений для аномальных детей. С 1923 года подготовка дефектологов широкого профиля была заменена дифференцированной подготовкой специалистов – сурдопедагогов, тифлопедагогов и олигофренопедагогов.
Важное значение в развитии дефектологического факультета имело создание в 1929 году уникальной (и до настоящего времени единственной в России) специализированной кафедры тифлопедагогики, руководителем которой стал ее организатор основоположник отечественной тифлопедагогики Б.И. Коваленко – доктор педагогических наук, профессор, а в последующем – член-корреспондент АПН СССР.
В 1936 году кафедру сурдопедагогики и логопедии возглавил замечательный ученый-сурдопедагог и сурдопсихолог, один из основоположников отечественной логопедии М.Е. Хватцев (1883–1977). Главной заботой начинающего руководителя сразу же стало укрепление учебно-педагогических и научных позиций кафедры. Особое внимание уделялось подготовке логопедов и практических работников для школы глухонемых.
С середины 30-х годов на факультете открылись вечернее и заочное отделения, значительно увеличился прием студентов, начала функционировать аспирантура.
Успешная учебно-методическая и научно-исследовательская работа сотрудников дефектологического факультета была прервана Великой Отечественной войной. Еще до окончания войны, сразу после разгрома врага на Ленинградском фронте, началась работа по восстановлению факультета, которой руководил исполняющий обязанности декана М.Е. Хватцев. 1945–1947 – это время возрождения Ленинградского государственного педагогического института и его подразделения – дефектологического факультета. В 1945 году создается объединенная кафедра дефектологии (заведующий кафедрой М.Е. Хватцев), осуществляется первый послевоенный прием студентов (28 человек). В 1947 году на базе кафедры дефектологии возрождаются две самостоятельные кафедры: сурдопедагогики и тифлопедагогики.
Период с конца 40-х по 70-е гг. очень важен в развитии факультета, и знаменуется расширением плана приема студентов на факультет, введением дополнительных специальностей: «Сурдопедагог. Учитель русского языка и литературы», «Тифлопедагог. Учитель русского языка и литературы», «Сурдопедагог. Учитель математики».
В 1965 году на факультете была создана кафедра психопатологии и логопедии, заведующим которой стал доктор медицинских наук, профессор Е.С.Иванов.
В то же время благодаря усилиям декана факультета Н.П. Долгобородовой начинает функционировать кафедра олигофренопедагогики, созданная в 20-х гг. выдающимся ученым–дефектологом А.Н. Граборовым и закрытая в конце 30-х гг.
Структурные изменения, происходившие на факультете дефектологии в 80-е годы (1980–1984 – декан Л.П. Назарова), привели к преобразованию кафедры психопатологии и логопедии и созданию на ее основе двух новых подразделений: кафедры логопедии (зав. кафедрой профессор Л.С. Волкова) и кафедры анатомо-физиологических основ дефектологии (зав. кафедрой профессор Л.М. Шипицына). Кроме того, в это же время была открыта кафедра русского языка для нефилологических специальностей (зав. кафедрой профессор В.П.Проничев).
С 1992 года на факультете внедряется многоуровневая непрерывная подготовка бакалавра и магистра образования по профилю «Коррекционная педагогика и специальная психология» в рамках направления «540600 — Педагогика». Под руководством декана проф. М.И. Никитиной в 1994 г. молодые сотрудники факультета (В.Н. Вовк, А.Зарин, Л.В.Лопатина, Г.В. Никулина и др.) разработали впервые в России государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальностям: «Тифлопедагогика», «Сурдопедагогика», «Олигофренопедагогика», «Логопедия», «Специальная психология», «Дошкольная педагогика и психология (специальная)», который был введен в действие в 1995 г.
С 1994 года факультет дефектологии меняет название, становясь факультетом коррекционной педагогики. Под руководством члена-корреспондента РАО, профессора, М.И. Никитиной (декана с 1994 г. по 2002 г.) создается концепция развития факультета в условиях многоуровневой подготовки специалиста, которая строится с учетом перспектив развития дифференцированной сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений России.
С 2002 по 2011 год факультетом руководит доктор педагогических наук, профессор В.З. Кантор. За эти годы реализуется концепция многоуровневой подготовки на базе федеральных государственных образовательных стандартов второго и третьего поколения, ведется работа по многим международным проектам, включая TEMPUS, по проблемам инклюзивного образования.
С 2011-2016 год факультетом коррекционной педагогики, возглавляется кандидатом педагогических наук, доцентом А.П. Антроповым,— самый большой среди других аналогичных факультетов педагогических вузов России.
С 1 сентября 2016 года решением ученого совета РГПУ им. А.И. Герцена факультет коррекционной педагогики преобразован в институт дефектологического образования и реабилитации.
С 1 декабря 2016 года институтом руководит доктор педагогических наук, профессор В.З. Кантор.
С 4 февраля 2019 года инстиутом руководит кандидат педагогических наук, профессор А.П. Антропов.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
Очная форма обучения
В институте осуществляется подготовка по следующим основным образовательным программам высшего образования:
— профиль: «Тифлопедагогика» («Начальное образование детей с нарушением зрения»);
— профиль: «Сурдопедагогика» («Начальное образование детей с нарушением слуха»);
— профиль: «Олигофренопедагогика» («Образование детей с интеллектуальной недостаточностью»);
— профиль: «Логопедия» («Начальное образование детей с нарушениями речи»);
— профиль: «Специальная психология» («Психологическое сопровождение образования детей с проблемами в развитии»).
Направление «44.04.03 — Специальное (дефектологическое) образование» с присвоением академической степени (квалификации) «магистр». Срок обучения – 2 года:
В рамках данного направления возможно обучение на магистерских программах:
— «Образование лиц с нарушением слуха»;
— «Образование лиц с нарушением зрения»;
— «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии»;
— «Психолого-педагогическая реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья»;
— «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с нарушениями в развитии»;
— « Логопедическая работа с лицами с нарушениями речи »;
— « Образование лиц с проблемами интеллектуального развития ».
Заочная форма обучения
В институте осуществляется подготовка по следующим основным образовательным программам высшего образования:
Направление «44.03.03 — Специальное (дефектологическое) образование» академической степени (квалификации) «бакалавр». Срок обучения — 5 лет:
— профиль: «Тифлопедагогика» («Начальное образование детей с нарушениями зрения»);
— профиль: «Олигофренопедагогика» («Образование детей с интеллектуальной недостаточностью»).
— профиль: «Сурдопедагогика» («Начальное образование детей с нарушением слуха»);
В рамках данного направления возможно обучение на магистерских программах:
— «Образование лиц с нарушением слуха»;
— «Образование лиц с нарушениями зрения»;
— «Логопедическая работа с лицами с нарушениями речи»;
— «Образование лиц с проблемами в интеллектуальном развитии»;
—«Вербальная и невербальная коммуникация вобразован ии лиц с нарушением слуха»:
— «Дошкольное образование детей с нарушением слуха».
Сокращенные сроки обучения
(на базе среднего профессионального образования соответствующего профиля)
В институте осуществляется подготовка по следующим основным образовательным программам высшего образования:
— профиль: «Тифлопедагогика» («Начальное образование детей с нарушением зрения»);
— профиль: «Сурдопедагогика» («Начальное образование детей с нарушением слуха»);
— профиль: «Олигофренопедагогика» («Образование детей с интеллектуальной недостаточностью»);
— профиль: «Логопедия» («Начальное образование детей с нарушениями речи»);
Аспирантура и докторантура
Специальности:
13.00.13 – коррекционная педагогика.
19.00.10 – коррекционная психология.
Основные сведения | Структура | Управление | Наука | Образование | Деятельность | Инновации | СМИ | Как нас найти | Работа в университете |
| ||
|
|