граффити на менделеевской адрес
Стрит-арт рядом с метро «Новослободская»
Соседние станции метро
Стрит-арт рядом с метро «Новослободская»
На Менделеевской
Последние отзывы на стрит-арт рядом с метро «Новослободская»
Тут ещё фото: http://flickr.com/mendelll
5 февраля 2017 Стрит-арт «На Менделеевской»
Больше всего запомнился Никулин, настолько реалистичен был. считаю варваром того, кто посмел его зарисовать.
15 декабря 2014 Стрит-арт «На Менделеевской»
любопытное местечко.) креативное
1 ноября 2012 Стрит-арт «На Менделеевской»
Иногда грабят людей и бухают калдыри
9 апреля 2013 Стрит-арт «На Менделеевской»
Здесь всегда можно увидеть как банальные, так и впечатляющие граффити: экспозиция работ меняется с завидной регулярностью (увы, слишком мало). Место характеризуется фразой:«О, неужели это Москва?»
15 декабря 2014 Стрит-арт «На Менделеевской»
любопытное местечко.) креативное
1 ноября 2012 Стрит-арт «На Менделеевской»
Иногда грабят людей и бухают калдыри
9 апреля 2013 Стрит-арт «На Менделеевской»
Здесь всегда можно увидеть как банальные, так и впечатляющие граффити: экспозиция работ меняется с завидной регулярностью (увы, слишком мало). Место характеризуется фразой:«О, неужели это Москва?»
Нашли на сайте опечатку? Выделите фрагмент текста и нажмите «Ctrl+Enter»!
Политика возвратов: возвраты предоплат осуществляются в любое время до получения услуги. Для возврата напишите нам на почту [email protected]
Граффити на менделеевской адрес
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Территории свободного граффити
1.Менделеевская. Собственно там так:
4.Сначала классные работы девушки Кс Кс:
6.Работа Поли:
7.Korea (команда DUPS):
8.Что-то космическое от Dasen:
9.Burok:
11.У Бодика интересный шрифт:
12.Листочки от Кости Августа:
14.Брюс Ли от Korea:
15.Опять Bodik:
16.Сова от не знаю кого:
17.А вот затэганная сова от Медного:
18.Рисунок Mag:
19.Ещё один его рисунок:
20.Уж очень фигуристо тэг сделали:
21.А это работа бразильца (!) Эдуардо Кобра:
25.Сами дворы представляют примерно вот такое, для киношников интересная фактура.
27.Sar:
28.Burok:
31.С Днём Рождения Вера:
Ну и немного Маяковской.
Граффити на Менделеевской.
. снято вечером 5 ноября 2019г.
Давно хотел посетить это место, а вот в тот вечер получилось.
Скажу сразу: я люблю красиво нарисованные работы, но не очень люблю надписи, так называемые «Шрифты», в основном относящиеся к старой школе #граффити, пошедшей от хип-хоп культуры.
Правда и они бывают разными. Например вот такими:
Когда помимо псевдонима / имени / логотипа / автографа (ненужное вычеркнуть) в написании присутствуют слова, и/или группы слов, когда есть сюжетная составляющая!
Различные элементы добавленные к символам, разбавляют надпись, добавляют какую-то сюжетную составляющую.
И вот, из надписи на тебя уже смотрят глазки.
А на одну из буков опирается рука персонажа, нарисованного в стилистике той же хип-хоп культуры.
Вот такие «шрифты» бывает мне нравятся.
Но дело в том, что негативное отношение к #граффити, у многих появилось от того, что многие эти надписи выполнены на скорую руку, без какой либо художественной составляющей, где попало, как попало, друг на друге, и по сути да!
Ибо само по себе #граффити как явление — протест. Протест в форме рисунка, там где это увидят, там где это заметят.
Вспомните те же «надписи из 3 букв» на заборе, те же «тут был Вася».
Такие работы я не фотографирую. В основном не фотографирую, хотя у меня есть серия фотографий с подобным, снятое совсем недавно, и я однажды выпущу об этом пост!
А сейчас я бы хотел вернуться к стене, именуемой «ХоФ на Менделеевской», приведу найденное в сети определение:
Hall of Fame/Hall (Хоф) – Зал славы – Куски, на которых рисовать законно, и место, где райтер, прежде всего, рисует качественно. Такие места часто бывают скрытыми. Залы славы имеют традицию и служат местом встречи для райтеров. Если такие места известны многим райтерам, то их порой часто посещают райтеры со всего мира. Чтобы рисовать на таких местах нужно одобрения влиятельных людей из этой среды.
Здесь, на заборе, близ станции метро Менделеевская как раз такое место:
Здесь уличные художники никуда не торопясь, не боясь быть «застуканными» органами правопорядка, творят своё #уличноеискусство, а вот какое оно?
— Это зависит от самого художника, полёта его фантазии.
Но вернёмся к стене. Например, вот эта надпись мне знакома:
У меня она в разных вариациях мелькала с постах про #граффити из Кемерово.
Это работа Кемеровского райтера — Никиты «PARIS», собственно свой псевдоним он всегда и рисует:
Правда не подготовленному зрителю зачастую бывает очень сложно понять, что же там написано. Но это не мешает им продолжать творить своё, зачастую понятное только им #искусство.
Асфальт рядом тоже не просто серый. тут встречаются какие-то надписи, пятна краски, какие-то «сатанисты» рисуют пентаграммы и число зверя.
Хорошо хоть не гадят на самой стене, однако и на асфальте есть изображения которые меня заинтересовали, например вот этот человечек:
В конце стены (ближе к станции метро Менделеевская) вот такой рисунок злодея из каких-то комиксов, по-моему про Бэтмена. Могу ошибаться, т.к. не увлекаюсь всей это «супергеройской» темой. Надоела она мне уже давно!
А вот рисунок понравился, хорошо выполнен, качественно!
В завершении покажу панораму, собранную из четырёх кадров.
В начале которой видно, что за углом то, о чём я и писал выше, каракули типа «тут был Вася», сделанные не качественно, по быстрому, друг на друге. То, из-за чего большинство воспринимает #граффити не как #уличноеискусство, а как вандализм!
А на этом я закончу сегодняшний #фоторассказ.
Но не переключайтесь, дальше будет ещё много интересного! 🙂
Понравилось? не забудьте поделиться с друзьями!
Следите за обновлениями там где удобнее:
PS: фото кликабельны и доступны для просмотра в разрешении 1920*1280 для горизонтальных фото, 1280*1920 для вертикальных, и 3700*1280 панорама.
Путеводитель по московскому стрит-арту: маршрут для инстаграма от Славы ПТРК
Уличный художник Слава ПТРК специально для «Афиши Daily» составил свой маршрут по яркому московскому стрит-арту — от нелегальных авторских работ до патриотичной заказухи.
Когда хочется поставить свое имя
Астраханский пер., 8
Здесь начинается маршрут. Два больших мурала расположены с противоположных сторон дома. Оба — легальные, нарисованы в рамках фестиваля «Лучший город Земли» в 2014 году. С одной стороны — работа Вовы Nootk, с другой — тандема Марата Морика и Андрея Абера.
Противоположный фасад здания выглядит совсем иначе. В отличие от полуабстракции Nootk, здесь пример фигуративного искусства. Девочка под большим листом лопуха, у ее ног стоит верный пес, а вокруг летают рыбы, которые отсылают к сюрреализму и работам Сальвадора Дали.
Патриотический мурализм
Большой Балканский переулок, 13
Поворачиваем на Большой Балканский переулок и заходим во двор. В глубине переулков расположились сразу две работы разных жанров.
Первая — представитель самого распространенного в Москве стрит-арта, безымянная роспись трансформаторной будки. Как правило, на них рисуют пейзажи или героев из советских мультфильмов. На этой — персонажи из мультфильма «Метеор на ринге». Такой вид стрит-арта в субкультуре называют «оформухой».
Большой Балканский переулок, 13к5
Повернув голову, на фасаде девятиэтажки можно увидеть огромный мурал с ракетной установкой «Тополь-М» и буквой С. Этот проект делали в год присоединения Крыма, ко дню рождения Путина. Поздравительный флешмоб охватил семь городов: слово «спасибо» разбросано по стране от Калининграда до Владивостока.
Стрит-арт за деньги
Обогнув переулок, выходим на проспект Мира и около торгового центра «Олимпик Плаза» видим огромный ботинок, а над ним — знакомый логотип. По словам ПТРК, форма рисованной рекламы, которая на Западе существует давно, в России получила широкое распространение около пяти лет назад.
Борьба с наружной рекламой в Москве началась в начале 2010-х: сначала запретили размещать баннеры на фасадах и строительных лесах, затем забанили рекламные конструкции на крышах.
Свернув на улицу Гиляровского, почти сразу упираемся в огромный мурал с изображением композитора Александра Скрябина. Работа московской команды ZukClub входит в серию портретов «Наследие» и тоже появилась в 2014-м на фестивале «Лучший город Земли».
Пройдя пару домов вперед и свернув налево, снова видим работы Вовы Nootk, которые сложно не заметить. Все те же полуабстракции и мультяшный сюжет, словно вырванный из игры про водопроводчика Марио.
«Чувство места»
3-й Самотечный пер., 9
Дальше выходим на Малую Сухаревскую, сворачиваем на Олимпийский проспект, идем до академического театра «Русская песня». Затем — налево, идем по улице Дурова и сворачиваем на 3-й Самотечный.
На фасаде дома номер 9 — работа художника Zoom. «Это российский Бэнкси», — отмечает Слава. Zoom тоже работает анонимно. Эта работа легальная — сделана для Музея истории ГУЛАГа: большой черно-белый портрет писателя Варлама Шаламова нанесен на трафаретные строчки о Колыме.
Достоевского, 1/21, стр. 2
На улице Достоевского расположилась разукрашенная трансформаторная будка. И это, по словам Славы, пример того, когда у художника этого «чувства места» нет. Автор работы — девушка-иллюстратор Саша Takloo.
«Правда здесь больше не живет»
Идем по направлению к ТТК. На Новослободской улице замечаем еще одну трансформаторную будку. На ней изображен юный почтальон, из рук которого выпадают советские газеты. Этой работе около пяти лет, поэтому она выглядит немного обветшалой. В глаза бросается слово «Правда» и сочная подпись снизу: «Здесь больше не живет». ПТРК приписывает авторство работы себе (серия «Upgrade»), хотя весь фасад расписал кто‑то до него.
Путешествие с помощью граффити
Сущевский Вал, 5, стр. 2
Если бы Слава не остановился около этой работы и не рассказал ее историю, то ее можно было бы легко пропустить: картина с облупившейся краской занимает всего треть стены; по бокам — реклама медцентра и хаотичные теги. Автор Stinkfish из Колумбии нарисовал портрет женщины, сопроводив его национальными мотивами.
Следующая часть маршрута пролегает через Савеловский вокзал и рынок. Проходя мимо железнодорожных путей, Слава обращает внимание на длинный ряд неиспользованных площадей для стрит-арта: часть из них испорчена тегами и «бомбами». В отличие от других нелегальных работ, их префектуры не закрашивают. Зато это полотно может служить пособием по терминологии стрит-арта, отмечает художник.
Слава отмечает, что с теггинга начинают абсолютно все уличные художники. Только одни потом переходят на качественно новый уровень и начинают рисовать сложные композиции или муралы, а другие так и продолжают тегать.
Складочная, 1, стр. 43
После грязных закоулков и торговых рядов картина Кости Zmogk кажется отлично вписанной в место. Пестрая девушка в футуристическом стиле занимает фасад помещения — яркий пример коммерческой работы. Владельцы комплекса заказали художнику оформить одно из зданий. Zmogk повезло: за ним оставили свободу и право нанести свой эскиз.
Обогнув комплекс, видим еще одну работу Zmogk. Пройти мимо сложно: его полуабстрактные росписи идентифицирует даже дилетант.
Чтобы увидеть этот мурал полностью, необходимо забраться на спортивную площадку, которая принадлежит ЖК «Савеловский». Но когда опускаешь глаза ниже, замечаешь маленькие цветные фигурки — эскизы, выполненные через трафарет, разбросаны на парапете, огибающем площадку.
На территории все того же ЖК «Савеловский» между домами разбросаны клумбы — на них еще одна коммерческая «оформушка», как ее нежно называет Слава.
Маленькие человечки — это снимки реальных людей. Слава фотографировал их в московских парках, затем разбивал изображение на четыре черно-белых цвета и через трафарет переносил на бетон. Если повезет, можно попробовать найти и свое фото.
Заповедник стрит-арта
Пройдя ЖК, попадаем на «Хлебозавод». Если идти не со стороны метро, то оказываешься сразу почти в самом конце кластера.
Рисунок португальского художника VHILS — яркий пример того, как работа сама создала вокруг себя место. Мурал с портретом Маяковского — точка притяжения поэтов: сейчас здесь часто проходят поэтические баттлы.
Дизайн-завод «Флакон», который располагается по соседству, Слава называет заповедником стрит-арта — местом, где муралы не закрашивают. Хотя большинство работ на территории завода коммерческие, а вместо реального автора здесь часто указываются хештеги магазинов. Но встречаются и авторские — например, здесь можно найти групповой рисунок от легендарной московской команды «Немы» (NOWE).
Во дворе «Флакона» есть и работа Славы ПТРК — еще один пример коммерческой росписи художника. На фасаде изображены смартфоны, которые поднимают вверх маленьких человечков, а под крышей спрятались сцена и софиты.
«Субкультурное гетто»
Возле метро «Дмитровская»
Маршрут заканчивается на выходе из «Хлебозавода». Рядом — небольшой закуток с забором и кучей мусора. На бетонных плитах красуются неряшливые граффити и теги. Это, как говорит ПТРК, «субкультурное гетто», а самое распространенное граффити — надпись «Парковка запрещена».
Стена славы: Граффити-карта Москвы
Идея составить такую карту наиболее примечательных граффити-мест Москвы пришла к нам во время приезда нью-йоркского граффити-ветерана Futura. Художник хотел своими глазами увидеть главные точки этой культуры в Москве, поэтому мы провели опрос московских художников, какие места ему стоило бы увидеть. Таким образом у нас появилась полноценная карта, которой было бы грех не поделиться с вами.
Составить карту московских граффити довольно непросто — многие старые места сегодня или полностью закрашены усилиями муниципальных властей, или перерисованы молодыми и не очень опытными любителями. Однако не упомянуть их было бы несправедливо, так же как и не написать про заслуживающие внимания куски (отдельные граффити-работы).
В данном материале экспертами выступили совершенно разные художники, каждый из которых знает о граффити не понаслышке.
Художник, один из основателей проекта Code Red
Продюсер, автор хип-хоп-фестиваля «Битва столиц», райтер
SNEKSY
Отрезок Тимирязевская — Дмитровская — Бутырская — Миусская улицы преодолевается на общественном транспорте.
Время в пути: 2 часа 35 минут
1 Яуза
Пересечение Ярославской ветки ж/д и речки Яузы, расположенное между станциями «Маленковская» и «Яуза»
Вдоль железнодорожных путей длится бетонная стена, традиционная для станционных территорий, пока дорога не становится наклонной и не выводит к огромным грязным воротам и большой куче мусора. Стоит пройти несколько шагов, и справа можно увидеть небольшой мост через Яузу, с обеих сторон разрисованный граффити.
В гниющей грязи и грязном снегу утопают пыльные железные ворота, на прошлогодней листве — пара измазанных краской кед, набитых углем. На внутренней стенке моста тонет нарисованный корабль. Молчаливый человек без лица бесшумно кормит уток. Солнца нет.
В 2003-м я учился в университете на Преображенской площади. С этого времени я начал активно рисовать, познакомившись с местными ребятами. Вместе мы излазили весь район, заброшенные стройки и заборы вдоль ж/д путей. Иногда мы садились на
11-й трамвай и ехали в сторону ВДНХ. Выходя на полпути, мы шли дворами, спускались вдоль гаражей вниз и оказывались под мостом железной дороги. Под этим мостом и в окрестностях мы сделали много продакшенов и отдельных кусков.
2 Hall of fame на ВДНХ
Вторая Останкинская улица, напротив дома № 8
Среди редких веток возвышается серый двухэтажный дом с множеством арок; стены дома в основном сырые, в окнах, давно простаивающих без стекол, виднеется ржавый каркас. Конструкция обращена ко Второй Останкинской улице боком и кругом обнесена забором. Через гнутые прутья пролезаю на территорию и принимаюсь идти в обход постройки, ни на что особенно не рассчитывая, сквозь грязный оконный проем вижу кусочек лестницы без перил, заворачиваю налево в дверь. И попадаю в рай.
Весь первый этаж забит и изрисован аккуратными свежими кусками; с верхнего этажа смотрит вниз гигантское сине-желтое лицо; сквозь пустые ставни проникает свет и местами высвечивает мастерски выполненные рисунки и плотно усеянный пустыми сигаретными пачками пол.
Один из старейших hall of fame’ов в Москве. В торговом центре, напротив которого находится стена с начала 2000-х, был расположен (а может быть есть и сейчас) магазин «21 шоп», где можно было купить краску, журналы, видео и прочие тематические атрибуты — один из первых магазинов подобного плана. Не знаю, что происходит со стеной сейчас.
В граффити-культуре «hall
of fame» называют стены, на которых уже на протяжении многих лет рисуют граффити.
3 Кусок Кио на «Флаконе»
Улица Большая Новодмитровская, 36
Стена пятиэтажного здания на дизайн-заводе «Флакон» графически решена художником и графическим дизайнером Алексеем Кио, больше известным в граффити-сообществе как Kiosk. В прямом смысле колоссальный рисунок производит гипнотическое впечатление, потому что кажется, будто перед тобою возвышается рельефный объект; возрожденный супрематизм, оптическая иллюзия. Определенно стоит путешествия к не очень удобно расположенной локации.
4 Бутырка, железная дорога
Ст. м. «Савеловская», развязка на Бутырской улице и Сущевском валу, прямо над ж/д путями
Автомобильные развязки Бутырского и Сущевского валов непреодолимо запутаны, и здесь главное — добраться до моста или возвышенности у железной дороги. Оттуда нужно смотреть вниз, на стены вдоль рельс: на всем своем протяжении и особенно на участке от Савеловского вокзала к аэропорту (здесь проходит дорога аэроэкспресса) эти стены покрыты граффити.
В сущности, наблюдать можно и по дороге сюда, отправляясь на монорельсе от «Телецентра» к «Тимирязевской», и на любом другом участке дороги. Для обывателя, отправляющегося на поезде, это радующие взгляд рисунки, для бомберов — большой вызов.
5 Стена на Миусской
Миусская улица перед домом № 23, где бизнес-центр
Здесь мы были прежде, когда приезжал Леонард МакГурр a.k.a. Futura 2000 — там, напротив куска райтера Bodik’а, он фотографировался и хвалил авторов.
Сейчас этот рисунок почти «закрошен» (от cross — кроссить, рисовать поверх), но новые работы впечатляют едва ли не больше. Мимо стены буднично спешат на работу ко всему привыкшие прохожие и ничего не замечающие бабушки.
Два-три года назад появилось место, где райтеры могут рисовать бесконфликтно, что большая редкость. Длинная хорошая стенка — я и сам на ней рисовал. К сожалению, вокруг стены началось «уничтожение»: молодые безграмотные артисты кроссят хорошие куски. Чует мое сердце, скоро место закроют.
6 Стена на Фадеева
Эта стена зажата между музеем музкультуры имени Глинки и магазином товаров для художников «Передвижник». Таким образом, расположение стены обязывает рисующих на ней к какому-то уровню, и, должно быть, поэтому она выглядит довольно уныло.
Подозреваю, мне просто не очень повезло застать «те самые куски».
Это старое место, ему точно лет пять-семь. Я его помню с 2007 года, наверняка оно было раньше. Там туса вся живет. Так совпало, что много чуваков из разных команд в том районе учились и жили. Go Vegas, BТК — Тверская репрезент прямо. Там стенка, и там на ней пять-шесть кусков.
7 Дворы на Пушкинской
Дегтярный и Воротниковский переулки
Это путешествие начинается еще в Воротниковском переулке, в который попадаешь с Садовой-Триумфальной. Место настолько древнее с точки зрения московского граффити, что можно завернуть в любую арку и гарантированно наткнуться на чужие скетчи. Что я и делаю, ныряя влево, и попадаю во двор, чью хмурость немного спасают красочные граффити, впрочем, тоже без особенных прорывов. За мусорными баками прячутся наиболее яркие из них, снося соседство и с развешанным на веревках исподним.
Выхожу на Воротниковский и иду дальше, к Дегтярному. Там через узкую арку ныряю в следующий двор. Проходя здесь в день своего приезда, Ленни был больше восхищен самим внутренним устройством двора, чем надписями, по большей части сводящимися к теггингу. Само по себе место кажется грязным и непримечательным, но я предпочитаю с почтением отнестись к истории и подробно фотографирую каждую стену.
Дегтярный переулок и наискосок к пушкинскому кинотеатру: дворы, арки и переходы, где еще можно встретить давние куски «ЗАЧЕМ», BTK, CGS — старейших граффити-команд. Кусочек живой истории.
Пешеходный маршрут. Время в пути: 2 часа 30 минут
1 Hall of fame на Арбате
Поварская улица, 14
В дневное время на территорию школы без лишних вопросов пускают всех желающих: мало ли, вдруг у вас там учится младший брат. Но уже на подходе к разрисованной стене начинается типичная московская история: граффити расположено как бы за забором, кажется, будто оно «арестованное», поскольку нормальным путем за территорию этого забора попасть нельзя, как, соответственно, нельзя и толком полюбоваться одной из стен.
Другие стены вполне доступны для обзора, но на них к моменту моего визита нет ничего выдающегося, и, как в случае с дворами на Пушкинской, уважение вызывает история места.
Здесь в начале нулевых первыми начали рисовать Дима Оскес и его товарищи по команде, которая тогда называлась «Абсурд мафия». Стены возле школы между Поварской улицей и Хлебным переулком за годы рисования покрылись солидным слоем краски. Мне кажется, что это одно из самых популярных полулегальных мест, в котором не порисовал только ленивый. На стене также рисовали известные иностранные граффити-райтеры, которые приезжали в Москву: например, всемирно известный немец Loomit, чех Point, француз Honet и другие. К сожалению, рисунки на этой стене долго не задерживаются.
2 Баскетбольная площадка в Козихинском
Малый Козихинский переулок, между домами № 9 и 11
Место выглядит действительно эффектно в любое время года, поскольку расписанная граффити площадка создает впечатление уютного двора, в котором собираются свои ребята. Это, учитывая место, задача труднодостижимая: движение по Трехпрудному, Малому и Большому Козихинским переулкам очень плотное, кругом бесконечно происходят громкие, освещамые в СМИ битвы за историческое наследие и жилищные условия — в общем, на фоне этого безумия на площадке царит относительное спокойствие.
Правда, сегодня калитка отходит, дно завалено щебнем и досками, кругом гигантские сугробы — зима не к лицу даже этому месту.
Там у меня ощущение, что я попадаю в Бронкс: вот эта баскетбольная площадка, кирпичная стена и в пять этажей граффити, которые вверх на 15 метров уходят. Я то же самое видел в нью-йоркской глуши. И там куски — классические flopp’ы. Cope 2 как будто там был вчера. Помню, NAMER’а был кусок, но я там давно был.
3 Закрытый двор в Палашевском
Большой Палашевский, 15
Пытаюсь попасть в этот двор всеми легальными способами: через арку в Трехпрудном (стена заканчивается тупиком), через арку в Мамоновском (часть стены «арестовано» забором, к которому вообще не подобраться, рядом тусуются абхазцы, чье посольство находится тут же за углом), через Тверскую тоже не получается, на домах Большого Палашевского стоят кодовые замки.
Подозреваю, ход туда есть через забор или школу искусств, но она в этот день закрыта.
Это вообще очень странный двор, очень прикольный, потому что он с двух сторон на кодовых замках. Так что туда можно попасть, если у тебя кто-то из друзей живет, ну или перелезть. Там есть куски «ЗАЧЕМ», каких-то питерских наших друзей. Через эту школу, мне кажется, туда можно через забор попасть. В одном из этих домиков живет ПОЗЕР, и там постоянно его туса все разрисовывает.
4 Hall of fame в Камергерском
Камергерский переулок, 4
Перед памятником родоначальнику русской драмы сверните вправо в арку, после арки сразу поднимитесь налево вверх и пройдите сквозь другую арку. Последняя — очевидно, единственное свидетельство ушедшей эпохи: больше в старейшем hall of fame Москвы рисунков вы, скорей всего, не увидите.
Люди с хорошей фантазией могут прогуляться вдоль двора, стены домов в котором густо закрашены бледной краской, и представлять, как там было раньше.
Это очень старое место, года с 2003-го. Там рисовали Озик, «ЗАЧЕМ». Вначале все рисовали только понизу, но эти ребята научились рисовать сверху. Я как-то рисовал там вместе с Шило из «Кровостока», но нас поймали. Потом туда стали стекаться наркоманы покурить, когда поняли, что это свободная зона. А это привлекло внимание полиции, и нас оттуда прогнали. Года три-четыре уже там не рисуют.
5 Площадка в Столешниковом
Столешников переулок, 17
Игровая коробка размером с баскетбольную, на которой стоят при этом футбольные ворота, — вот что из себя представляет площадка в Столешниковом. Разноцветными флажками к площадке присоединен заброшенный фургон с фастфудом, на котором выжжено «УАФ!», у металлических ворот барахтаются в снегу три маленьких мальчика.
Высоченная угловая стена покрыта тремя гигантскими надписями «ВАЕР!», «SѢЛО», и под самой крышей гигантское «ЗАЧЕМ».
Это явно старое место, там ролл-дауны сверху валиками делали лет пять-семь назад. На площадке всегда туса, можно всегда там порисовать, пока все играют. Классно, что это в самом сердце города, где вроде бы не должно быть уже никаких дворов.
6 7 Hall of fame на Чистых прудах
Мясницкая улица, 21, Огородная слобода, между домами № 6 и 12
Таких два: первый находится во дворе дома на Мясницкой, 21, строение 8, второй — во дворах Огородной слободы, между домами № 6 и 12. Старые, но живописные места славы. Первый представляет собой огромную футбольную коробку, со всех сторон которой расположены дома, их стены расписаны так подробно и плотно, что кажется, будто рисунки давно стали частью архитектуры.
Ходить интересно и вокруг домов внутри двора, там расписана всякая стена, и можно при желании провести здесь довольно много времени, пытаясь разглядеть все детали. Настоящий восторг в унылом районе Чистых прудов, давным-давно слившемся в моем сознании с пивными забулдыгами, оккупировавшими бульвары.
Что касается Огородной слободы, там больше новых кусков, поскольку, помимо коробки, там расположены гаражи, вдоль которых растянулись разноплановые граффити-работы.
Я не знаю точно, когда на этой стене на футбольной площадке появились первые работы, но рисовать относительно часто там стали во второй половине 2000-х. Это место хорошо тем, что там тихо и стена достаточно большая. Помню, в 2005 году мы с Димой Оскесом нарисовали там большую совместную работу, а в 2007-м я рисовал там вместе со Стасом Scheme. Эта стена на Чистых прудах отлично подходит, чтобы сделать какую-то серьезную работу.
8 Работа Алексея Луки
Переулок Васнецова, 9, строение 1
Работы Луки очень узнаваемы, и, раз уж выше мы говорили о супрематизме, здесь уместным будет также упомянуть этот вид абстрактного искусства, в особенности в связи с выбранной цветовой гаммой, напоминающей плакатную живопись начала прошлого века. Нет уверенности, что проживающие в соседних домах люди оценивают произведение Луки более благосклонно, чем приняли бы традиционный правительственный заказ на лубочный пейзаж, но приятно, что эта конкурсная работа Московского фестиваля уличного искусства существует.
9 Работа Вовы Nootk
Астраханский переулок, 8
Путь к дому № 8 на Астраханском переулке лежит через Грохольский, в котором расположены «Аптекарский огород» и пара любопытных казенных построек, так что скучать по дороге не придется. Работа NOOTK’а немного напоминает вещи канадских и французских уличных художников, московский стрит-арт обычно либо абстрактный, либо бескомпромиссный, отчего ему будто бы немного не хватает самоиронии.
Точки вне маршрутов
1 Hall of fame на Кутузовской
Необходимо выйти на станции метро «Студенческая» и пойти влево по Киевской улице до дома № 27, обойдя его по левой стороне. Там, под Третьим транспортным кольцом, искомое место славы.
Эта стена, расположенная на перегоне между станциями «Студенческая» и «Кутузовская» на открытой Филевской ветке метро, была одним из первых видных мест в городе, где в начале 2000-х часто рисовали московские граффити-райтеры старой школы, в том числе участники команд BTK, CGS, «ЗАЧЕМ» и другие. В 2001 году я каждую неделю ездил по этой ветке на занятия по русскому языку и с интересом следил за рисунками, которые там появлялись. В то время это был лучший способ увидеть свежие работы московских райтеров.
2 Заброшенная стройка на Калужской
Угол Профсоюзной улицы и улицы Бутлерова, рядом с домом № 11 по улице Бутлерова
Приезжаете на «Калужскую» и пытаетесь, преодолевая пыль, брести по Профсоюзной улице в сторону области до дома на углу Профсоюзной и улицы Бутлерова. Вы на месте.
3 Стена в Крылатском
Крылатская улица, в 200 м от остановки «Гребной канал»
Выходите на станции метро «Молодежная», ловите маршрутку № 229 и едете до остановки «Гребной канал». Там переходите дорогу и идете дальше по Крылатской улице до поворота налево в парк. Перед вами, в зарослях с правой стороны, знаменитая стена в Крылатском.
Возможно, кто-то помнит фестивали «Чистая энергия», которые проходили в самом начале 2000-х в Крылатском. Помимо сноубордистов и представителей прочих молодежных субкультур, туда приезжало много граффити-райтеров — это мероприятие было одним из основных мест знакомства. Так, например, известный московский граффити-художник Костя Zmogk, который рисует до сих пор, впервые заявил о себе именно там. Несмотря на то, что большинство рисунков на фестивале делалось на стенах из оргалита, на бетонном заборе на Крылатской улице, возможно, еще осталось что-то из рисунков, сделанных более десяти лет назад Марком, Червяком и другими звездами московского граффити первой половины 2000-х годов. Там иногда до сих пор появляются новые работы.