к чему стадам плоды свободы
Стихотворение и анализ «Свободы сеятель пустынный…»
Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя —
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды…
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.
Краткое содержание
Г. Мясоедов. Сеятель. 1888
Содержание стихотворения отличается простотой. Сюжет состоит из двух частей:
В качестве вывода следует воспринимать последнее четверостишие произведения.
История создания
История появления на свет данного стихотворения связана с революционными событиями в Западной Европе, а также жизненными проблемами самого Пушкина. Стихотворение было написано в 1823г. В это время поэт находился в Южной ссылке: на протяжении четырёх лет за Пушкиным велось пристальное жандармское наблюдение, угнетающее поэта. Он считал подобную слежку за собой крайне унизительной.
Революционные волнения на территории Западной Европы лишь подливали масла в огонь: там люди активно отстаивали свою свободу и права. Русский же народ категорически отвергал революционный путь решения социальных проблем, предпочитая оставаться в крепостном ярме. Своё личное отношение к возникшей ситуации Пушкин выразил в этом произведении. При жизни автора стихотворение ни разу не было опубликовано по причине того, что в нём поднималась чрезвычайно острая проблема.
Жанр, направление, размер
Стихотворение относится к жанру гражданской лирики. В то же время, во втором куплете присутствуют черты послания и сюжетной лирики. Стихотворение написано в рамках литературного направления «романтизм». Это отражается в наличии яркого конфликта личности с обществом, показанным в произведении. Бездействующая толпа противопоставлена активности творца, желающего одарить свободой людские сердца.
Поэтический размер – излюбленный поэтом четырёхстопный ямб. Пушкин применяет рифмовку двух видов: перекрёстную и кольцевую. Рифма женская/мужская.
Композиция
Композиция линейная: с её помощью в произведении отражается последовательное развитие сюжетной линии:
Образы и символы
Особую роль в произведении играют символы, отсылающие к сюжету евангельской притчи о сеятеле. Автор даёт указание на этот факт в эпиграфе: «Изыде сеятель сеяти семена своя». В притче говорится о том, что лишь часть семян, посеянных Христом, взойдёт. Но в притче хотя бы случился небольшой урожай, а в произведении Пушкина урожая не было вовсе: сеятель напрасно потратил своё время. В стихотворении представлена яркая палитра образов:
Темы и настроение
Основная тема произведения – разочарование творца не только в собственном даре, но и окружающем его обществе. Поэт не может повлиять на сердца людские, привнести в них жажду истинной свободы. Это осознание погружает его в пучину печали. Поэт понимает: все силы, отданные им во благо народа, не возымели никакого смысла.
Основная идея
Основная идея произведения заключается в том, что любое движение в сторону свободы должно быть всесторонним. Абсолютно бессмысленно ждать добросердечного сеятеля, который придёт, чтобы вырастить семя свободы и счастья. Необходимо затратить много сил, труда, а главное – личной воли, чтобы победить косность, безволие, ограниченность. Поэт доносит до читателей глубокую мысль о том, что рабство находится внутри нас, и никто не сможет победить его, кроме нас самих.
Средства выразительности
Пушкин ради раскрытия темы и реализации идеи стихотворения использует выразительные средства. Они позволяют автору интерпретировать библейский сюжет. В тексте представлены следующие средства выразительности:
Александр Пушкин — Свободы сеятель пустынный: Стих
Изыде сеятель сеяти семена своя.
Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя —
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды…
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.
Анализ стихотворения «Свободы сеятель пустынный» Пушкин
А. С. Пушкин всегда заявлял о высокой гражданской миссии поэта, который обязан обращать внимание людей на главные общественные пороки и беды. В 1823 г. он написал стихотворение «Свободы сеятель пустынный», в котором в аллегорической форме описал свое беззаветное служение обществу. В основу сюжета Пушкин положил библейское предание. Эпиграф взят из Евангелия от Матфея.
Пушкин сравнивает себя с древним сеятелем. Этот образ выбран поэтом не случайно. В далекие времена, да и во время Пушкина тоже, земледелие играло определяющую роль в человеческой деятельности. От благополучного посева и сбора урожая напрямую зависела жизнь человека. Поэтому простой сеятель выступал в качестве одного из жизненных символов. Его работа предварялась обрядами или чтением молитв. Сеятель выходит на поле очень рано («до звезды»). Его руки не могут быть осквернены никаким преступлением, а душа должна быть чистой и исполненной высоких помыслов.
«Живительное семя» ассоциируется со свободолюбивыми высказываниями Пушкина, которые были призваны пробудить в людях надежду на счастливое будущее и веру в свои силы. Но поэту так и не удалось достучаться до равнодушных сердец. Его призывы остались без ответа, на них откликнулись лишь единицы. Большинство подвергло поэта насмешкам и осуждению, а реакцией высшей власти стала ссылка. Поэтому автор заявляет, что «потерял… время… и труды». Его «семена» дали незначительные всходы, о которых поэт даже не упоминает, так как ждал богатого «урожая». Пушкин излишне самокритичен. Его произведения оказали большое воздействие на образованных людей, в частности, на будущих декабристов.
Вторая часть стихотворения напрямую обличает современное общество, к которому поэт относится с нескрываемым презрением. Он сравнивает его с безмозглым стадом, которое привыкло к своему рабскому положению и не желает никаких перемен. Стаду животных не нужны «дары свободы», оно покорно несет свое бремя. Любые насильственные действия власти («резать или стричь») воспринимаются как необходимые и полезные для общества. «Ярмо с гремушками» символизирует светские развлечения и торжественные праздники, которые отводят внимание от деспотизма. «Бич» — символ неотвратимого и сурового наказания за отступление от принятых правил и законов.
Произведение «Свободы сеятель пустынный» — одно из сильнейших стихотворений Пушкина, имеющих острую социальную направленность. Оно пользовалось большой популярностью как среди современников поэта, так и среди революционного движения впоследствии.
Анализ Свободы сеятель пустынный.
Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощённые бразды
Бросал живительное семя –
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды.
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.
* * *
Начиная свой анализ этого стихотворения А.С. Пушкина, я прежде остального полагаю необходимым привести полностью текст того произведения, в котором впервые появилось стихотворение. Это письмо А.С. Пушкина к А.И. Тургеневу:
1 декабря 1823 г. Одесса – Санкт-Петербург
Вы помните Кипренского, который из поэтического Рима напечатал вам в «Сыне отечества» поклон и своё почтение1. Я обнимаю вас из прозаической Одессы, не благодаря ни за что, но ценя в полной мере и ваше воспоминание и дружеское попечение, которому обязан я переменою своей судьбы2. Надобно подобно мне провести 3 года в душном азиатском заточении, чтоб почувствовать цену и не вольного европейского воздуха. Теперь мне было бы совершенно хорошо, если б не отсутствие кой-кого. Когда мы свидимся, вы не узнаете меня, я стал скучен, как Грибко3, и благоразумен, как Чеботарёв4.
Исчезла прежня живость,
Простите ль иногда мою мне молчаливость,
Моё уныние. терпите, о друзья,
Терпите хоть за то, что к вам привязан я5.
Когда надеждой озарённый
От рабства пробудился мир,
И Галл десницей разъярённой
Низвергнул ветхий свой кумир;
Когда на площади мятежной
Во прахе царский труп лежал,
И день великий, неизбежный –
Свободы яркий день вставал –
Тогда в волненье бурь народных
Предвидя чудный свой удел,
В его надеждах благородных
Ты человечество презрел.
В своё погибельное счастье
Ты дерзкой веровал душой,
Тебя пленяло самовластье
Разочарованной красой,
И обновлённого народа
Ты буйность юную смирил,
Новорождённая свобода,
Вдруг онемев, лишилась сил;
Среди рабов до упоенья
Ты жажду власти утолил,
Помчал к боям их ополченья,
Их цепи лаврами обвил.
Да будет омрачён позором
Тот малодушный, кто в сей день
Безумным возмутит укором
Твою развенчанную тень!
Хвала! ты русскому народу
Высокий жребий указал
И миру вечную свободу
Из мрака ссылки завещал.
Эта строфа ныне не имеет смысла, но она писана в начале 1821 года – впрочем, это мой последний либеральный бред, я закаялся и написал на днях подражание басни умеренного демократа Иисуса Христа (Изыде сеятель сеяти семена своя):
Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощённые бразды
Бросал живительное семя –
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды.
Паситесь, мирные народы!
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич 7.
«Свободы сеятель…» – это истинно и совершенно символистское стихотворение; хотя и написано за семьдесят лет до появления в России символистов. И анализ его целесообразно строить в первую очередь с позиций символизма.
Сам тот факт, что Пушкин впервые поместил это своё стихотворение не в ином документе, а в письме, в послании, написанном своею РУКОЮ, уже делает намёк на послания апостола Павла к НАРОДАМ (цитаты из посланий смотрите ниже).
Не случайно и то, что в этом же письме Пушкин помещает строфы из стихотворения о Наполеоне, которые написаны были более двух лет назад, в 1821 г. Напрашивается связь с излюбленной у Пушкина темой военных действий, сражений, и конкретно – наполеоновских войн.
Я уверен, что говоря «последний либеральный бред», «я закаялся», Александр Сергеевич лукавил – он продолжал думать о Наполеоне и в момент сочинения «Свободы сеятель. «
Что до меня, то в этом году я побывал в славном и скромном городке Фридланде, который ныне носит искажённое, но в целом верное, название Правдинск (Правда – это современное название речушки, протекающей там неподалёку).
Земля Мира, Поле Мира – как окрестили городок германцы, его исконные жители. Friedland. Вот домик, где останавливался двести с лишним лет назад сам император Франции и всего Запада.
Мир и свобода – практически однокоренные слова в германских языках. Frieden и Freiheit германского языка; free языка английского, со значениями «свободный», «чистый», «нейтральный», [«мирный»]. Более того, французское слово «franc» означает не только «свободный», «вольный», «откровенный», но и «франкский», «европейский» – очередной явный намёк на французов и на Наполеона. Конечно, не будем забывать, что liberte – это ещё и первое слово из девиза французских республиканцев, которым Бонапарт обязан возможностью прийти к власти.
Несомненно и сейчас уже доказанное исследователями влияние К.Н. Батюшкова на Пушкина. В сноске к другому своему стихотворению (которое так и названо – «К Батюшкову») А.С. Пушкин прямо ссылается на стихотворение Батюшкова «Воспоминание на 1807 год»; а Батюшков являлся непосредственным участником военной кампании 1807 г. в Восточной Пруссии, в одном из сражений (при Гейльсберге) с войсками Наполеона был ранен. Оба стихотворения, сначала Батюшкова, а затем Пушкина, считаю необходимым здесь привести:
1) Кому неизвестны «Воспоминания на 1807 год»? (Прим. А. С. Пушкина)
Иль, вдохновенный Ювеналом,
Вооружись сатиры жалом,
Подчас прими её свисток,
Рази, осмеивай порок,
Шутя, показывай смешное
И, если можно, нас исправь.
Но Тредьяковского оставь
В столь часто рушимом покое.
Увы! довольно без него
Найдем бессмысленных поэтов,
Довольно в мире есть предметов,
Пера достойных твоего!
Но что. цевницею моею,
Безвестный в мире сем поэт,
Я песни продолжать не смею.
Прости – но помни мой совет:
Доколе, музами любимый,
Ты пиэрид горишь огнём,
Доколь, сражён стрелой незримой,
В подземный ты не снидешь дом,
Мирские забывай печали,
Играй: тебя младой Назон,
Эрот и грации венчали,
А лиру строил Аполлон.
Далее анализ стиха «Свободы сеятель…» я попытаюсь вести по строкам.
Свободы сеятель пустынный,
О свободе сказано выше; также о свободе упоминается не раз в посланиях Павла. Но свобода может означать и лишение свободы для Наполеона, который был в итоге удалён на пустынный остров в одиночество.
Сеятель – под ним разумеются фактически и Пилат, и Павел, и сам Христос, и Бог-Отец; причём – таинственно – сеятели пшеницы оказываются менее удачливы на этом поле, нежели сеятели терний и волчцов; и Павел, и Пилат сожалеют об этом, каждый по-своему: один – что ему не удаётся проповедовать истинную свободу, освобождение от греха и от мелочного еврейского закона; второй – что ему не удаётся переманить христиан на свою сторону, пересадить на римскую почву, «разнуздать, чтобы взнуздать» еврейский народ – на место иудаизма поставить римскую веру, но на основе учения Иисуса…
Пустынный – одинокий; один в пустом поле; единичный; одиночный, обособленный (франц. isole, solitaire). Пустое поле, пустыня – довольно частая тема в поэзии Пушкина. Также Иисус, начавший проповедь в пустыне и часто удалявшийся в пустыню и в пустынные места.
О поле, поле, кто тебя
Усеял [мёртвыми костями] – намёк на войны Наполеона и на само имя императора (На поле он – то есть, Сеятель).
Примечательно, что именно в данном стихе у Пушкина нет слова «поле», и даже похожего слова (например, «нива») нет (в отличие от стихов на тему сеяния и сеятелей у Хомякова А.С., Некрасова Н.А., Мережковского Д.С., Брюсова В.Я., В. Хлебникова); только слово «бразды». Случайно ли? Если бразды понимать как окопы на поле битвы, то «семя» приобретает просто издевательски-мрачный смысл: пушечные снаряды и пули, которые разбрасывала армия Наполеона.
Кроме того, поэтому же ещё выразительнее становится связь «Сеятеля…» с пассажем из поэмы «Руслан и Людмила», где слово «поле» в самом начале употребляется два раза:
Пред ним открылся дол широкий
При блеске утренних небес.
Трепещет витязь поневоле:
Он видит старой битвы поле.
Вдали всё пусто; здесь и там
Желтеют кости; по холмам
Разбросаны колчаны, латы;
Где сбруя, где заржавый щит;
В костях руки здесь меч лежит;
Травой оброс там шлем косматый
И старый череп тлеет в нём;
Богатыря там остов целый
С его поверженным конём
Лежит недвижный; копья, стрелы
В сырую землю вонзены,
И мирный плющ их обвивает.
Ничто безмолвной тишины
Пустыни сей не возмущает,
И солнце с ясной вышины
Долину смерти озаряет.
Со вздохом витязь вкруг себя
Взирает грустными очами.
«О поле, поле, кто тебя
Усеял мёртвыми костями?
Чей борзый конь тебя топтал
В последний час кровавой битвы?
Кто на тебе со славой пал?
Чьи небо слышало молитвы?
Зачем же, поле, смолкло ты
И поросло травой забвенья.
Времён от вечной темноты,
Быть может, нет и мне спасенья!
Быть может, на холме немом
Поставят тихий гроб Русланов,
И струны громкие Баянов
Не будут говорить о нём!»
Но вскоре вспомнил витязь мой,
Что добрый меч герою нужен
И даже панцырь; а герой
С последней битвы безоружен.
Обходит поле он вокруг;
В кустах, среди костей забвенных,
В громаде тлеющих кольчуг,
Мечей и шлемов раздробленных
Себе доспехов ищет он.
Проснулись гул и степь немая,
Поднялся в поле треск и звон;
Он поднял щит, не выбирая,
Нашёл и шлем и звонкий рог;
Но лишь меча сыскать не мог.
Долину брани объезжая,
Он видит множество мечей,
Но все легки, да слишком малы,
А князь красавец был не вялый,
Не то, что витязь наших дней.
Чтоб чем-нибудь играть от скуки,
Копьё стальное взял он в руки,
Кольчугу он надел на грудь
И далее пустился в путь.
Я вышел рано, до звезды;;
До начала века – в 1799 г.; либо до Вифлеемской звезды, то есть, до знамения. Намёк на то, что слишком рано вышел, прежде знамения; соответственно, свидетельство такого Мессии не истинно.
Было ли Наполеону уже тридцать лет?
Да; 15 августа 1769 г. – 9 ноября 1799 г.
Тем не менее, 9 ноября это до Рождества, и до конца года.
Вышел рано – можно сказать и об Иуде, раньше вышедшем с вечери, до звезды; ведь день у иудеев начинался с вечера, с звезды вечерней.
Можно это сказать и про самого Пушкина, который тоже «вышел» в 1799 году (то есть, до звезды по году, до начала века, и одновременно с этим до звезды по месяцу, то есть, родился раньше (6 июня), чем Наполеон взял власть).
Рукою чистой и безвинной
Понтий Пилат, наместник Рима, вымыв руки перед всем народом, очистил вину с рук, как это было в обычае иудеев (Евангелие от Матфея, 27:24). Здесь же со словами «из рода в роды» – кровь и вина в убийстве Бога перешла на народ и на их детей.
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя –
Бразды правления, возможно (то есть, снова намёк на Бонапарта).
Тёмное место. О браздах также смотрите выше.
Не слышат и не разумеют – см. Евангелие от Матфея и книгу Исаии. Семя – слово Божие.
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды.
Цитата из книги Исаии (5:1) о винограднике, принесшем дикие ягоды. Здесь же сеятель – это виноградарь, вырастивший виноградник, из первой строки.
Благими намерениями вымощена дорога в ад. Пилат искал случая отпустить Иисуса, но в итоге пришлось умывать руки.
Также, сокрушается о потерянных напрасно трудах и Павел (см. ниже, Послание Галатам, глава 4).
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
См. книгу Исаии, 2 места (5:17 и 6:10) – стада пасутся по своей воле; не слышат и не видят.
Здесь нам может посодействовать словарь В.И. Даля, в котором «мирные» определяются также определяются и как «немирные» (снова намёк на войну); народ – одной страны, одного дома, хозяина (стадо тоже одного хозяина); чести клич – клич от слова «кликушество» (безумный крик, непонятный для толпы) или от клика лебединого, предсмертного… Честь (по Далю) связывается с цитатой (слова Христа): «не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своём и в доме своём» (Евангелие от Матфея, 13:57 – это та же самая глава, где содержится сама притча о сеятеле).
К чему стадам дары свободы?
Евангелие, Иисус, разъяснявший притчи только ученикам, и Пилат, презиравший народ иудейский; Пилат спрашивает – кого же отпустить, освободить: Иисуса или Варавву? здесь же как бы звучит обида Наполеона и самого Пушкина на народы, не принявшие свободы.
Не мечите бисер перед свиньями.
Их должно резать или стричь.
Резать – как в буквальном смысле «убивать», «закалывать», так и обрезание иудеев, не обрезание сердец, а телесное, сопряжённое с физической болью, но духовно само по себе бесполезное.
Стричь волосы – может быть, Самсон, из предков Иисуса, Назорей. Также, те цитаты, где Павел пишет о необходимости в ношении коротких волос на голове у мужчин.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.
Заканчивая анализ, я ещё раз хочу отметить, что тема войны – особо любимая Пушкиным в его стихах. Вот, для примера, стихотворение «Война»:
И, кто же может сказать, не стали ли подобные его стихи, в том числе, и «Война», воспитанные на стихах Батюшкова, сверхъестественной причиной того, что Пушкин, не участвовавший в военных сражениях и даже не бывавший рядом с полями брани, получит тяжёлое ранение и погибнет – так безвременно и скоропостижно – от пули молодого и дерзкого кавалергарда, сына 1812 года, родом франка, который хотел поначалу служить в армии прусского короля, да раздумал, и отправился в Петербург.
«то, что ты сеешь, не оживёт, если не умрёт».
Приложение.
Цитаты из Нового Завета:
http://days.pravoslavie.ru/Bible/B_rim2.htm
Послание к Римлянам, глава 2:
25Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием.
26Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание?
27И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании?
28Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;
29но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.
http://days.pravoslavie.ru/Bible/B_1_kor3.htm
Первое послание к Коринфянам, глава 3:
6Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
8Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
9Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение. ;;
16Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?
17Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы.
http://days.pravoslavie.ru/Bible/B_1_kor7.htm
Первое послание к Коринфянам, глава 7:
17Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам.
18Призван ли кто обрезанным, не скрывайся; призван ли кто необрезанным, не обрезывайся.
19Обрезание ничто и необрезание ничто, но всё в соблюдении заповедей Божиих.
20Каждый оставайся в том звании, в котором призван.
21Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся.
22Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов.
23Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков.
24В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом.
http://days.pravoslavie.ru/Bible/B_1_kor9.htm;
Первое послание к Коринфянам, глава 9:;
9Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог?
10Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое.
11Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?
12Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову.
http://days.pravoslavie.ru/Bible/B_1_kor11.htm
Первое послание к Коринфянам, глава 11:;
4Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову.
5И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая.
6Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается.
7Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа.
8Ибо не муж от жены, но жена от мужа;
9и не муж создан для жены, но жена для мужа.
10Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов.
11Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе.
12Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же – от Бога.
13Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою?
14Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него,
15но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?
16А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии.
http://days.pravoslavie.ru/Bible/B_2_kor9.htm
Второе послание к Коринфянам, глава 9:;
6При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет.
7Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.
8Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело,
9как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век.
10Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей,
11так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу.
http://days.pravoslavie.ru/Bible/B_gal2.htm
Послание к Галатам, глава 2:;
3Но они и Тита, бывшего со мною, хотя и Еллина, не принуждали обрезаться,
4а вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас,
5мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас.
7Напротив того, увидев, что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных
8(ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников),
9и, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным,
10только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнять в точности.
http://days.pravoslavie.ru/Bible/B_gal3.htm
Послание к Галатам, глава 3:;
16Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос.
17Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу.
18Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию.
19Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.
20Но посредник при одном не бывает, а Бог один.
http://days.pravoslavie.ru/Bible/B_gal4.htm
Послание к Галатам, глава 4:;
8Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
9Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. ;
11Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
http://days.pravoslavie.ru/Bible/B_gal5.htm
Послание к Галатам, глава 5:
1Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства.
2Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа.
3Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон.
4Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати,
5а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры.
6Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью.
7Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине?
8Такое убеждение не от Призывающего вас.
9Малая закваска заквашивает все тесто.
10Я уверен о вас в Господе, что вы не будете мыслить иначе; а смущающий вас, кто бы он ни был, понесет на себе осуждение.
11За что же гонят меня, братия, если я и теперь проповедую обрезание? Тогда соблазн креста прекратился бы.
12О, если бы удалены были возмущающие вас!
13К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу.
http://days.pravoslavie.ru/Bible/B_gal6.htm
Послание к Галатам, глава 6:
7 Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет:
8 сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную.
9 Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем.
10 Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере.
11 Видите, как много написал я вам своею рукою.
12 Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов,
13 ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти.
14 А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира.
15 Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь.
16 Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию.
http://days.pravoslavie.ru/Bible/B_ef2.htm
Послание к Ефесянам, глава 2:
11 Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками,
12 что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире.
13 А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою.
http://days.pravoslavie.ru/Bible/B_flp3.htm
Послание к Филиппийцам, глава 3:
1 Впрочем, братия мои, радуйтесь о Господе. Писать вам о том же для меня не тягостно, а для вас назидательно.
2 Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания,
3 потому что обрезание – мы, служащие Богу духом и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся,
4 хотя я могу надеяться и на плоть. Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я,
5 обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей,
6 по ревности – гонитель Церкви Божией, по правде законной – непорочный.
7 Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою.
8 Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: || для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа
9 и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере;
10 чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его,
11 чтобы достигнуть воскресения мертвых.
http://days.pravoslavie.ru/Bible/B_ewr2.htm
Послание к Евреям, глава 2:
15 и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству.
16 Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово.
http://days.pravoslavie.ru/Bible/B_ewr3.htm
Послание к Евреям, глава 3:
8 не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне
14 Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца,
15 доколе говорится: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота».
16 Ибо некоторые из слышавших возроптали; но не все вышедшие из Египта с Моисеем.
17 На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне?