как бог наказал онана и за что
Как бог наказал онана и за что
Вячеслав Перков запись закреплена
Блудной страсти три вида. Первый совершается через совокупление одного пола с другим. Второй производится без смешения с женщиной, за что, как сказано, от Господа был поражен Онан, сын патриарха Иуды, и что в Священном Писании называется нечистотой.
В этой связи апостол: Безбрачным же и вдовцам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться (1 Кор. 7:8-9). Третий вид совершается в уме и в сердце, об этом Господь сказал: кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем (Мф. 5:28). Эти три вида блаженный апостол указал в следующем стихе: умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, похоть и т.д. (Кол. 3:5)
Прп. Никодим Святогорец
Малакия столь ненавистна Богу, что за нее Он умертвил Онана, сына Иуда, сына Иакова, который первый явил это зло на земле. От него малакия и стала называться онанизмом. «Зло же явися пред Богом, яко сотвори сие: и умертви и сего». По мнению некоторых дидаскалов, Бог, ненавидя столь сильно гордых философов-эллинов, попустил им быть одержимыми этим грехом в наказание за их идолопоклонство. Ибо, зная Бога, они не прославили Его как Бога. Такой вывод делается из тех слов, что говорит о них божественный Павел: «То и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела» (Рим. 1, 24). Потому в них явилась малакия, во время которой тело действует и страдает само в себе. Малакия, говорит преподобный Иоанн Лествичник (Слово 15), это блуд, происходящий без другого тела. От нее пал тот великий отшельник, о котором сказал божественный Антоний, что великий столп пал. Малакию он называет смертью и погибелью (слово 15), которая всегда находится и вращается рядом с нами, особенно во время юности. Поэтому трудно отстать от нее и покаяться тому, кто уловлен был ею хотя бы один раз. Почему и один дидаскал уподобляет ее великой диавольской и адской сети, которой увлечен в погибель мир. И многие уловляются ей, но лишь немногие освобождаются от нее. И радуется сердце диавола об улове, который он совершает благодаря этой сети. Он совершает каждение этой сети, потому что поймал ею много еды и много душ, как говорит Аввакум: «Скончания удою восхити и привлече его мрежею и собра его сетьми своими: сего ради возвеселится и возрадуется сердце его: сего ради пожрет мрежи своей и покадит сеть свою, яко теми разблажи часть свою и пищи своя избранныя» (Авв. 1, 15-16). Что и говорить много? Малакия причиняет не только вечный вред душе, но и вред телесному здоровью. Вред душе, потому что лишает ее Царства Небесного и осуждает ее на вечную муку, как говорит Павел: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии… Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 9). И хотя Златоуст под малакийцами понимает распутных, а Феофилакт (Болгарский – переводчик) – тех, «над которыми совершается постыдное» (Толкования на Новый Завет Блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. Спб., изд. Сойкина, без года, с. 430), но многие дидаскалы толковали это в буквальном смысле. Потому что по вине малакии душа теряет девство, которое драгоценнее всего в мире. Если потеряешь его один раз, то уже не вернешь никогда. Потому что по ее «вине душа приносит диаволу жертву – семя своего тела, как говорит святой Мелетий Исповедник. Причиняет она вред и телу, потому что, как говорят врачи, малакийцы а) желтеют; б) желудок их становится слабым; в) слабеет зрение их глаз; г) они теряют голос; д) теряют сообразительность и остроту ума; е) теряют память; ж) теряют сон, который бывает с какими-то смущающими сновидениями; з) их тело начинает дрожать; и) теряют все мужество тела и души; к) за этим следует апоплексия; л) затем – частое истечение во сне, даже когда не спят; м) они быстро стареют и умирают злой и жалкой смертью. Итак, этот грех – как чума и погибель человеческого рода. Она и здесь толкает малакийцев проводить жалкую и окаянную жизнь, и в иной жизни мучиться вечно в огне геенны. Для малакийцев есть два лекарства: 1) принять твердое решение в своем сердце не совершать более этого греха; 2) не прикасаться рукой и вообще не смотреть на тайные уды без великой нужды.
Грех Онана в Библии и ограничение рождаемости
В чем состоял грех Онана, описанный в Библии? Есть ли что-то неправильное в ограничении рождаемости? Я читал Бытие 38:8-10, где сказано о грехе Онана:
Тогда Иуда сказал брату Ира Онану: «Иди и спи с женой твоего покойного брата, стань ей мужем, и если родятся дети, то они будут детьми твоего брата Ира». Онан знал, что дети от этого союза не будут его детьми, и потому, когда входил к Фамари, не оставлял своё семя внутри у неё. Этим он прогневал Господа, и Господь умертвил также и Онана. (Бытие 38:8-10)
Грех Онана в Библии
Грех Онана состоял в том, что он отказывался исполнять свои обязанности по отношению к брату. Онан должен был дать ему наследника согласно Библии:
Если живут вместе два брата, и один умрёт, не имея сына, то жену умершего не выдавай замуж за члена другой семьи, пусть брат мужа возьмёт её в жёны и имеет с ней половые сношения, это долг мужчины по отношению к жене умершего брата, и тогда первый ребёнок, который у неё родится, займёт место умершего брата того человека, чтобы имя умершего брата не исчезло в Израиле. Если же кто не захочет взять жену брата, то пусть жена брата пойдёт на площадь к старейшинам города и пусть скажет старейшинам: “Брат моего мужа отказывается сохранить имя своего брата в Израиле, не хочет исполнять обязанности брата мужа моего и жениться на мне”. И тогда пусть старейшины города позовут того человека и поговорят с ним. Если тот человек заупрямится и скажет: “Я не хочу брать её”, пусть невестка его подойдёт к нему перед старейшинами, снимет у него с ноги сапог, плюнет ему в лицо и скажет: “Так поступают с тем, кто не воссоздаёт семью брата своего!” И семья того человека будет тогда известна в Израиле как “семья разутого”. (Второзаконие 25:5-10)
Отрывок, который вы приводите в своем вопросе, на самом деле не имеет никакого отношения к вопросу об ограничении рождаемости, хотя Католическая церковь традиционно использует его в качестве обоснования запрета на предохранение.
Правомерность контроля над рождаемостью – по большей части вопрос, относящийся к категории мнения. Этическая сторона этого вопроса не представляет трудностей, если речь идет о контроле до зачатия. Однако после того как произошло оплодотворение, эмбрион уже является человеческим существом. Аборты, химические методы прерывания беременности и тому подобное – это уже совсем другое дело.
Сама Библия ничего не говорит о методах предохранения от беременности. Позиция Римской Католической Церкви по этому вопросу хорошо документирована (почитайте сочинения отцов церкви). Однако мы не руководствуемся авторитетом церкви. Позиция церкви может быть ошибочна и изменяется со временем. Единственное надежное основание – Библия, Слово Бога.
Могут ли христиане использовать презервативы и таблетки для ограничения рождаемости
Библия ничего не говорит о контроле рождаемости. Контроль рождаемости в древнем мире сводился к абортам, использованию яда в не смертельных дозировках и хирургическим операциям, в ходе которых убивался плод в теле матери. Это было очень жесткое время и методы контроля рождаемости, доступные в наши дни, не были доступны тогда. Это может объяснить, почему эта тема не покрыта в Библии.
Римская Католическая церковь пыталась использовать в качестве доказательства греховности ограничения рождаемости отрывок из книги Бытие 38:8-10.
Поступок Онана в Библии назван злым, но это почти наверняка не из-за его практики ограничения рождаемости, а из-за его эгоизма. Причина, по которой у него были сексуальные отношения с женой его умершего брата, заключается в требовании в Законе Моисея, с целью оставить жене брата наследников. Это было сделано из-за сострадания к евреям. Но этот себялюбивый человек хотел просто заниматься сексом с женой брата, а не оставлять ей наследников. Этот отрывок вовсе не против ограничения рождаемости, а против эгоистичного использования женщины для удовлетворения своих сексуальных желаний!
Большинство христиан не считают использование презервативов для предотвращения беременности (как впрочем и заболеваний в некоторых случаях) греховным. Такие методы предотвращения беременности, как аборт, считаются греховными и отрицаются всеми, или почти всеми, христианами. Лишь небольшое число христиан считает использование презервативов и таблеток греховным. Я верю, что мы должны уважать выбор этих людей, несмотря на то, что он не совпадает с тем, во что верим мы.
Грех Онана
Существует неверное понимание вопроса греха, совершенного Онаном. Христианская церковь, не зная еврейского понимания танахических вещей, исказила смыл события, в котором повествуется об Онане. Церковь считает, что грех Онана – это онанизм. Именно эта трактовка данного библейского события стала называть рукоблудие — грехом Онана. Но действительно ли Онан, занимался рукоблудием?
Грех Онана – это не онанизм
Конечно, чтобы более существенно рассмотреть это событие, нужно прочитать больше, чем ниже приведенный отрывок, но мы постараемся в этом кратком отрывке увидеть грех Онана.
1 В то время Иуда отошел от братьев своих и поселился близ одного Одолламитянина, которому имя: Хира.
2 И увидел там Иуда дочь одного Хананеянина, которому имя: Шуа; и взял ее и вошел к ней.
3 Она зачала и родила сына; и он нарек ему имя: Ир.
4 И зачала опять, и родила сына, и нарекла ему имя: Онан.
5 И еще родила сына и нарекла ему имя: Шела. Иуда был в Хезиве, когда она родила его.
6 И взял Иуда жену Иру, первенцу своему; имя ей Фамарь.
7 Ир, первенец Иудин, был неугоден пред очами Господа, и умертвил его Господь.
8 И сказал Иуда Онану: войди к жене брата твоего, женись на ней, как деверь, и восстанови семя брату твоему.
9 Онан знал, что семя будет не ему, и потому, когда входил к жене брата своего, изливал на землю, чтобы не дать семени брату своему.
10 Зло было пред очами Господа то, что он делал; и Он умертвил и его.
11 И сказал Иуда Фамари, невестке своей: живи вдовою в доме отца твоего, пока подрастет Шела, сын мой. Ибо он сказал: не умер бы и он подобно братьям его. Фамарь пошла и стала жить в доме отца своего.
Теперь давайте обратим внимание на центральный стих, который повествует нам о святой обязанности, которую должен был выполнить Онан.
8 И сказал Иуда Онану: войди к жене брата твоего, женись на ней, как деверь, и восстанови семя брату твоему.
Что должен был сделать Онан? Исполнить заповедь. Какую заповедь? Заповедь о восстановлении семени первенца в своем доме. В данном случае первенцем в их доме был Ир, который умер не оставив потомства – первенца, который возглавил бы родословную Иуды.
5 Если братья живут вместе и один из них умрет, не имея у себя сына, то жена умершего не должна выходить на сторону за человека чужого, но деверь ее должен войти к ней и взять ее себе в жену, и жить с нею, —
6 и первенец, которого она родит, останется с именем брата его умершего, чтоб имя его не изгладилось в Израиле.
7 Если же он не захочет взять невестку свою, то невестка его пойдет к воротам, к старейшинам, и скажет: «деверь мой отказывается восставить имя брата своего в Израиле, не хочет жениться на мне»;
8 тогда старейшины города его должны призвать его и уговаривать его, и если он станет и скажет: «не хочу взять ее»,
9 [тогда] невестка его пусть пойдет к нему в глазах старейшин, и снимет сапог его с ноги его, и плюнет в лице его, и скажет: «так поступают с человеком, который не созидает дома брату своему».
10 и нарекут ему имя в Израиле: дом разутого.
Можно возразить и сказать, но событие с Онаном происходило еще до того, как Израилю был дан Закон?
Вообще, кто такой Израиль? Израиль – это Иаков. Поэтому, Израиль, как народ – это дети Иакова, дети Израиля.
Другой вопрос, почему Бог его умертвил, ведь Закон не приговаривал человека к греху, если он отказывался брать жену брата в жены.
Вернемся к греху Онана
Если Онан отказался бы от жены брата своего, то все было бы намного лучше в его жизни. Проблема его была в том, что он опорочил жену брата своего. Каким образом? Он взял ее, спал с ней, но не давал ей возможности забеременеть. Почему?
9 Онан знал, что семя будет не ему, и потому, когда входил к жене брата своего, изливал на землю, чтобы не дать семени брату своему.
Давайте рассмотрим в этом тексте коварное преступление Онана. Используя ее для своих сексуальных утех, Онан не желал того, чтобы она забеременела. Почему? Потому что ребенок, которого она родит (речь идет о ребенке мужского рода, который будет главой рода после Ира), будет главой рода Ира, но его. Он не желал восстановить семя брату, при этом используя его жену для сексуального удовлетворения.
Исходя из этого, грех Онана – это и нежелание восстановить семя брату своему и осквернение жены брата своего. Если он не желал с самого первого дня совместной жизни, давать семя для продолжения рода своего брата, значит, он коварно использовал Фамарь, чтобы использовать ее для сексуальных утех.
Поведем итог о грехе Онана. Онан умер не за то, что он, занимался рукоблудием, а за то, что он совершал тяжкий грех, против брата своего и его жены.
Неужели, тогда рукоблудие это не грех, если Онан этим занимался, но умер не за это?
Онан не занимался рукоблудием. Это так преподнесла христианская церковь. На самом деле, все выглядит совершенно по другому. Сказано, что Онан «изливал на землю». Изливать семя на землю, не означает совершать это путем рукоблудия. Просто, во время семяизвержения, он вынимал половой орган из влагалища и изливал семя на постель, где они лежали. Это тождественно, что изливал семя на землю, хотя бы по той причине, что постели стелились в шатрах на земле.
Библейские истории 9
«И сказал Иуда Онану:войди к жене брата твоего,женись на ней,как деверь, и восстанови семя брату твоему.
Онан знал, что семя будет не ему;и поэтому, когда входил к жене брата своего,изливал на землю, чтобы не дать семени брату своему.
Зло было пред очами Господа то,что он делал,и Он умертвил и его»
Бытие,гл.38, ст.8-9-10
И зачатие и рождение и уход за мальчиком, все было необычным. Или, скорее сказать, странным.
Уже в возрасте годика, Онан обратил внимание взрослых в семье на себя своим неуёмным любопытством. Ему все было интересно.И еще одно качество обращало внимание: мальчик выглядел всегда серьезным. Это тоже было странно.
Детей в его родне было много.Кто-то чуть старше его, кто-то чуть младше. Они проводили много времени вместе. Забавы их и игры были разнообразны. От игры в камешки до игр в дочки-матери.
Онан сразу же обратил внимание на разное строение тел мальчиков и девочек. Затем, на совершенно разное поведение и реакцию мальчиков и девочек на прикосновения «доктора».
Год за годом, взрослея,Онан обнаруживал у себя непреодолимое желание наблюдать за людьми,их поведением; речью и поступками. От своих сверстников отдалялся. Ему были интересны взрослые. Онан, улучив любой удобный момент, приставал к старшим людям, задавая им вопросы. Иногда взрослые смеялись его любопытству, иногда отмахивались, но чаще всего они разговаривали с мальчиком, как с равным. В меру их понимания жизни и событий. Странным было то, что он выслушивал взрослых внимательно, но, оставшись один «проигрывал» в памяти их слова. Сопоставлял с тем, что он видел вокруг его глазами и очень быстро убедился, что слова людей и их поступки далеко не всегда одно и то же. Онан взрослел.
Другая юность Онана.
Болезнь ушла так же, как и пришла.Онан проснулся совершенно здоровым, чем сильно удивил близких.Его желание понять людей превратилось в настоящую страсть.
Его стали интересовать женщины!
В их селении женщин было много. Все они были очень разными. От девочек в его родне, до взрослых женщин. Многие ходили с большими животами.Многие женщины ходили по селению, держа за руку совсем маленьких детишек.Видел он и совсем дряхлых старушек.
В селении все взрослые мужчины относились к Онану очень хорошо. Им нравилось, что юноша задает им вопросы, на которые было приятно отвечать.Но был один особенно близкий мужчина, его родственник.К нему и отправился юноша за ответами.
Выслушав Онана, мужчина долго не отвечал. Взгляд его был приветливым и спокойным.Первое что произнес он, был вопрос.
-Тебе действительно хочется это знать?-
Юноша с такой страстью замотал головой, что мужчина рассмеялся.
Говорил мужчина долго. Не спеша. Обдумывал каждое слово.
Онан очень внимательно слушал.
И вот, мужчина замолчал.Сделав небольшую паузу, добавил:
-Женщина, Онан,одновременно и огромное удовольствие для мужчины и страшная опасность!-
В глазах юноши вспыхнуло такое удивление, что его взрослый друг добавил,ласково улыбнувшись:
-Да, да.Ты тоже скоро станешь взрослым.Не трать сил, пытаясь понять женщин, просто помни эти мои слова.
Взросление Онана.
Последний день жизни Онана.
Грех Онана
Толкование прп. Ефрема Сирина: Брат Иров, Авнан, любил Фамарь и взял ее себе в жены. Но поскольку ненавидел брата своего, то не захотел восставить ему семя. Когда же Бог, за умышленное Авнаном лукавство, умертви и сего, тогда представилось Иуде, что оба мужа Фамари погибли за ее грехи, и послал он ее в дом к отцу ее в надежде, что выйдет она замуж, дондеже велик будет Силом.
Свт. Кирилл Иерусалимский: Затем отец убеждает Авнана сожительствовать с женою его брата и восстановить семя умершему. А тот, поскольку говорил, не ему принадлежать будет рождаемое, нарушал закон обыкновенного способа деторождения, проливая семя на землю, и не давал оного ей. Погиб вскоре и этот от Божественного гнева (ст. 8-10).
Прп. Иоанн Кассиан: Блудной страсти три вида. Первый совершается через совокупление одного пола с другим. Второй производится без смешения с женщиной, за что, как сказано, от Господа был поражен Онан, сын патриарха Иуды, и что в Священном Писании называется нечистотой.
В этой связи апостол: Безбрачным же и вдовцам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться (1 Кор. 7:8-9). Третий вид совершается в уме и в сердце, об этом Господь сказал: кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем (Мф. 5:28). Эти три вида блаженный апостол указал в следующем стихе: умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, похоть и т.д. (Кол. 3:5).
Прп. Никодим Святогорец: Зло было пред очами Господа то, что он делал; и Он умертвил и его
Малакия столь ненавистна Богу, что за нее Он умертвил Онана, сына Иуда, сына Иакова, который первый явил это зло на земле. От него малакия и стала называться онанизмом. «Зло же явися пред Богом, яко сотвори сие: и умертви и сего». По мнению некоторых дидаскалов, Бог, ненавидя столь сильно гордых философов-эллинов, попустил им быть одержимыми этим грехом в наказание за их идолопоклонство. Ибо, зная Бога, они не прославили Его как Бога. Такой вывод делается из тех слов, что говорит о них божественный Павел: «То и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела» (Рим. 1:24). Потому в них явилась малакия, во время которой тело действует и страдает само в себе. Малакия, говорит преподобный Иоанн Лествичник (Слово 15), это блуд, происходящий без другого тела. От нее пал тот великий отшельник, о котором сказал божественный Антоний, что великий столп пал. Малакию он называет смертью и погибелью (слово 15), которая всегда находится и вращается рядом с нами, особенно во время юности. Поэтому трудно отстать от нее и покаяться тому, кто уловлен был ею хотя бы один раз. Почему и один дидаскал уподобляет ее великой диавольской и адской сети, которой увлечен в погибель мир. И многие уловляются ей, но лишь немногие освобождаются от нее. И радуется сердце диавола об улове, который он совершает благодаря этой сети. Он совершает каждение этой сети, потому что поймал ею много еды и много душ, как говорит Аввакум: «Скончания удою восхити и привлече его мрежею и собра его сетьми своими: сего ради возвеселится и возрадуется сердце его: сего ради пожрет мрежи своей и покадит сеть свою, яко теми разблажи часть свою и пищи своя избранныя» (Авм. 1:15-16). Что и говорить много? Малакия причиняет не только вечный вред душе, но и вред телесному здоровью. Вред душе, потому что лишает ее Царства Небесного и осуждает ее на вечную муку, как говорит Павел: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии… Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6:9). И хотя Златоуст под малакийцами понимает распутных, а Феофилакт (Болгарский – переводчик) – тех, «над которыми совершается постыдное» (Толкования на Новый Завет Блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. Спб., изд. Сойкина, без года, с. 430), но многие дидаскалы толковали это в буквальном смысле. Потому что по вине малакии душа теряет девство, которое драгоценнее всего в мире. Если потеряешь его один раз, то уже не вернешь никогда. Потому что по ее «вине душа приносит диаволу жертву – семя своего тела, как говорит святой Мелетий Исповедник. Причиняет она вред и телу, потому что, как говорят врачи, малакийцы: а) желтеют; б) желудок их становится слабым; в) слабеет зрение их глаз; г) они теряют голос; д) теряют сообразительность и остроту ума; е) теряют память; ж) теряют сон, который бывает с какими-то смущающими сновидениями; з) их тело начинает дрожать; и) теряют все мужество тела и души; к) за этим следует апоплексия; л) затем – частое истечение во сне, даже когда не спят; м) они быстро стареют и умирают злой и жалкой смертью. Итак, этот грех – как чума и погибель человеческого рода. Она и здесь толкает малакийцев проводить жалкую и окаянную жизнь, и в иной жизни мучиться вечно в огне геенны. Для малакийцев есть два лекарства: 1) принять твердое решение в своем сердце не совершать более этого греха; 2) не прикасаться рукой и вообще не смотреть на тайные уды без великой нужды.
Комментарий А.П. Лопухина: Но последний заклеймил себя мерзким грехом, отселе получившим его имя (онанизм); тяжесть его греха увеличивалась низким недоброжелательством его к памяти брата, имя которого должен был получить лишь 1-й сын, и корыстолюбивым расчетом — самому наследовать удел брата. Кара Божия постигла и его.
Из достопамятных сказаний: Авва Антоний услышал об одном молодом монахе, что он сотворил на пути такое чудо: увидев некоторых старцев, которые путешествовали и от пути утомились, он велел диким ослам подойти и на себе нести старцев, пока дойдут до Антония. Старцы рассказали об этом авве Антонию. А он отвечал им: монах этот, как мне кажется, есть корабль, полный груза; но не знаю, взойдет ли он в пристань. Спустя несколько времени авва Антоний вдруг начал плакать, рвать на себе волосы и рыдать. Ученики спросили его: о чем плачешь, авва? Старец отвечал им: сейчас пал великий столп Церкви! — это он говорил о молодом монахе. — Но пойдите сами к нему, продолжал он, и посмотрите на случившееся! Ученики идут — и находят монаха сидящим на рогоже и оплакивающим сделанный грех. Увидев учеников старца, монах говорит им: скажите старцу, чтобы он умолил Бога дать мне десять дней жизни, и я надеюсь очистить грех свой. — Но не прошло и пяти дней, как он скончался.