как мерф поняла что отец ее призрак

Интерстеллар 2014: спасение утопающих — дело рук самих утопающих

В 2014 году вышел фильм Кристофера Нолана «Интерстеллар», смысл которого сразу же принялись анализировать не только критики, но и многие ученые. Позже была выпущена книга Кипа Торна, где давалось пояснение смысла научной составляющей сюжета «Интерстеллара». Но не все обладают глубокими знаниями физики и имеют время на чтение книги. Поэтому разобраться, в чем заключается в фильме Интерстеллар смысл сюжета, поможет подробный анализ показанного.

Краткое содержание

Структура картины довольно сложная. Чтобы вникнуть в смысл Интерстеллара, нужно сначала вспомнить содержание фильма.

Начало конца

Начальные кадры картины показывают Землю в недалеком будущем. Неизвестным патогенном уничтожено большинство растительности, в том числе и сельскохозяйственных культур. Человечеству грозит голод, а отсутствие растительности приведет к сокращению концентрации кислорода. Ситуация усугубляется пылевыми бурями, вынуждающими людей ходить в масках.

Интересно! Во время съемок фильма для создания облаков пыли использовались огромные вентиляторы, раздувающие синтетическую пыль.

Для предотвращения гибели человечества создана секретная лаборатория НАСА под руководством профессора Бренда. Цель исследований – нахождение пригодной для жизни планеты. Так как в Солнечной системе такие планеты отсутствуют, необходимо искать другую звезду. Отсюда становится ясно, в чем заключается в фильме Интерстеллар смысл названия. Interstellar переводится, как межзвездный.

Обнаружение червоточины в пространстве позволило ранее отправить первую экспедицию в другую галактику. Три астронавта из 12 посланных сообщили о перспективных для жизни планетах, названных в честь исследователей Манн, Эдмундс и Миллер.

Поиск нового адреса

Следующим этапом стал поиск способа переправки на них населения Земли. Для этого была создана вторая экспедиция. Исследовательскую группу, состоящую из биолога Амалии Бренд, физика Ромилли, географа Дойла, предложено возглавить бывшему пилоту, ныне занимающемуся фермерством, Джозефу Куперу.

У Купера на земле остаются дети: 15-летний сын Том и 10-летняя дочь Мерф. Именно в комнате Мерф периодически появляется призрак, чертящий непонятные узоры, смысл которых станет понятен к концу фильма Интерстеллар.

Корабль с добровольцами успешно проходит сквозь червоточину и начинает свои исследования с планеты Миллер Но планета затоплена водой. Спастись успевают не все члены команды, погибает Дойл. Следующий пункт назначения – Манн.

Параллельно показываются события на Земле. За те несколько дней, что астронавты пробыли в космосе, на земле прошло уже много лет. Дочь Купера выросла и стала ученым, продолжив дело умершего профессора Бренда.

Вопреки полученным данным, планета Манн также непригодна для жизни. Проснувшийся после искусственной спячки доктор Манн пытается захватить корабль, чтобы улететь на Эдмундс. В результате погибает и сам Манн, и Ромилл.

Купер и Амелия пытаются стабилизировать движение корабля. Их действия приводят к тому, что Джозеф падает в черную дыру.

Условное возвращение

Купер, оказавшись в пятимерном пространстве, видит перед собой комнату дочери и юную Мерф. Но возможности сообщить ей важные данные, собранные роботом внутри черной дыры, у пилота нет. Поэтому он пытается передать информацию, двигая стрелки часов, подаренных дочери перед экспедицей.

Это дает возможность уже взрослой Мерф использовать полученные сведения для решения проблемы. Миссия выполнена. Купер теряет сознание, которое возвращается к нему через много лет.

За это время человечество успело переселиться на станцию, основанную возле Сатурна, а пилота нашли в скафандре, плавающим в космическом пространстве возле планеты.

Купер видит постаревшую дочь. Мерф просит отца отправиться на помощь к Амалии, находящейся на Эдмундсе.

Объяснение сюжета

Научно-фантастическая лента разделила поклонников картины на два лагеря. Одни трактуют сюжет с точки зрения религии, другие – с точки зрения науки. Есть и те, кто рассматривает фильм со стороны человечности.

В фильме затронуто много научных тем:

Основой всего этого являются знания. Но Нолан не считает знания единственным инструментом для спасения человечества. Не менее важной составляющей является любовь.

Вера, надежда, любовь

По словам Нолана, смысл фильма Интерстеллар – во всепоглощающей силе любви. Без любви знания не принесут добра. Любовь мотивирует людей на преодоление трудностей, на самопожертвование.

Соединив обе темы, можно кратко выразить смысл фильма Интерстеллар – любовь и тяга к знаниям, к неизведанному – хорошо, инертность, равнодушие – плохо.

Однако некоторые критики усмотрели в фильме Интерстеллар и скрытый смысл, связанный с религиозной составляющей картины.

Судьба лавного героя Джозефа Купера во многом схожа с жизненным путем героев средневековых христианских сказаний. Родившись и прожив на земле определенный отрезок времени к пилоту приходит осознание своего призвания. Далее следует встреча с наставником и преодоление череды испытаний. Черная дыра, в которую попадает герой, ассоциируется с миром мертвых, а возвращение сознания в госпитале схоже с воскрешением.

Отсюда можно сделать вывод, что фильм настолько многогранен, что заставляет зрителя докапываться до сути, рассматривая картину с разных точек зрения.

В чем суть концовки

Пояснение истинного смысла Интерстеллара раскрывается в концовке картины. К финалу выясняется, что призрак, общающийся с Мерф – это сам Купер, пытающийся передать данные дочери с помощью гравитации. Да и появление червоточины, открывающей путь к другим галактикам – дело рук людей из будущего, а не представителей сверхразвитой цивилизации.

Таким образом, в финале фильма Интерстеллар смысл картины сводится к мысли, что спасение человечества в руках самих людей, верящих в себя и силу науки. Только от самого человека зависит собственное будущее и будущее всего человечества.

Любые фильмы со смыслом сводятся к тому, чтобы донести до зрителя основную идею картины. В Интерстелларе эта идея отличается глобальными масштабами. Картина наглядно показывает, как от каждого человека зависит судьба целой цивилизации, заставляя задуматься о себе и своей деятельности.

Источник

Мнение: вопросы и ответы «Интерстеллара»

как мерф поняла что отец ее призрак. Evgenij Peklo 003. как мерф поняла что отец ее призрак фото. как мерф поняла что отец ее призрак-Evgenij Peklo 003. картинка как мерф поняла что отец ее призрак. картинка Evgenij Peklo 003.

как мерф поняла что отец ее призрак. fb big. как мерф поняла что отец ее призрак фото. как мерф поняла что отец ее призрак-fb big. картинка как мерф поняла что отец ее призрак. картинка fb big.

как мерф поняла что отец ее призрак. tw big. как мерф поняла что отец ее призрак фото. как мерф поняла что отец ее призрак-tw big. картинка как мерф поняла что отец ее призрак. картинка tw big.

как мерф поняла что отец ее призрак. vk big. как мерф поняла что отец ее призрак фото. как мерф поняла что отец ее призрак-vk big. картинка как мерф поняла что отец ее призрак. картинка vk big.

как мерф поняла что отец ее призрак. tel big. как мерф поняла что отец ее призрак фото. как мерф поняла что отец ее призрак-tel big. картинка как мерф поняла что отец ее призрак. картинка tel big.

как мерф поняла что отец ее призрак. od big. как мерф поняла что отец ее призрак фото. как мерф поняла что отец ее призрак-od big. картинка как мерф поняла что отец ее призрак. картинка od big.

как мерф поняла что отец ее призрак. whats big. как мерф поняла что отец ее призрак фото. как мерф поняла что отец ее призрак-whats big. картинка как мерф поняла что отец ее призрак. картинка whats big.

как мерф поняла что отец ее призрак. start scaled. как мерф поняла что отец ее призрак фото. как мерф поняла что отец ее призрак-start scaled. картинка как мерф поняла что отец ее призрак. картинка start scaled.

Конечно, это происходит у тебя в голове, Гарри. Но кто сказал, что поэтому оно не должно быть правдой?

Дамблдор («Гарри Поттер и Дары Смерти»)

Читайте ещё:

как мерф поняла что отец ее призрак. start2. как мерф поняла что отец ее призрак фото. как мерф поняла что отец ее призрак-start2. картинка как мерф поняла что отец ее призрак. картинка start2.

«Интерстеллар» с точки зрения науки

Как падать в чёрную дыру и в чём Нолан приврал, а в чём нет. Разбираем с помощью книги Кипа Торна.

Даёшь символизм!

Зачастую критики упрекают фильм в том, что он их эмоционально не зацепил. Например, потому, что Нолан использует слишком очевидные приёмы эмоционального воздействия.

Спорить здесь, в общем-то, не о чем: на вкус и цвет фломастеры разные, а уж эмоции — тем более. Фильм не может одинаково воздействовать на всех зрителей, и уж тем более режиссёр многомиллионного блокбастера не может себе позволить использовать приёмы, которые работают лишь на искушённом меньшинстве. Это нормально. Поэтому сосредоточусь на куда более интересной претензии.

Многие критики утверждают, что у «Интерстеллара» нет ни скрытого символизма, ни второго дна. Вот у Кубрика были Фрейд и Ницше на каждом шагу, а здесь что? Сопливая история про любовь?

как мерф поняла что отец ее призрак. Cooper Bend. как мерф поняла что отец ее призрак фото. как мерф поняла что отец ее призрак-Cooper Bend. картинка как мерф поняла что отец ее призрак. картинка Cooper Bend.

Отношения между Купером и Бренд явно глубже банальной любовной линии.

Действительно, мы вправе ожидать от интеллектуала Нолана чего-то заметно большего, чем наукообразных приключений и семейной драмы. А многие критики никакого «глубокого смысла» и «второго слоя» не увидели. И радостно поспешили уведомить об этом весь остальной мир. Позиция не слишком объективная — если ты не увидел некоего второго смысла, это ещё не значит, что его там нет. Это может означать, что у тебя нет опыта, позволяющего прощупать второе дно. Стоит допускать возможность существования суслика, даже если ты его не видишь.

С символизмом у фильма полный порядок, просто он действительно не про Фрейда. Зато, например, есть восхитительная аллюзия на отношения с Богом. Купер — отец, который любит и пытается спасти своих детей. Чем не образ Бога-Отца из христианства? Он получает от них сообщения, но не отвечает — для них это очень похоже на молитву. А отношения с детьми постепенно переходят из плоскости любви и общения в область веры — особенно показательна в этом плане сцена, где Мёрф бросается на шею своему брату, держа часы в руках. Она только что поняла, что отец её любит и пытается спасти.

Нолан подготовил весьма хитрую ловушку — он снял фильм в жанре «твёрдой» НФ, и, конечно, все принялись рассматривать его исключительно с позиции науки. Но если выйти за эту логически оправданную рамку и посмотреть на фильм с другого ракурса, религиозно-мистического, получается не менее интересно. Вот лишь одна из возможных трактовок «двойного дна» «Интерстеллара» (уж простите, тут без спойлеров не обойтись!)

Что происходит в финале?

Фильм с самого начала намекает на мистику — уже на первой минуте нам говорят о призраках. Предположим, что Купер стал самым обыкновенным привидением. Насколько это укладывается в наши представления о призраках как о душах умерших, которые не уходят в мир иной, потому что им надо доделать дела? Вообще-то — на сто процентов!

как мерф поняла что отец ее призрак. tesseract. как мерф поняла что отец ее призрак фото. как мерф поняла что отец ее призрак-tesseract. картинка как мерф поняла что отец ее призрак. картинка tesseract.

Вы только что пережили катастрофу, вокруг свет и знакомые лица, с вами разговаривает бестелесный голос. Что бы это могло быть?

То, что Купер не задаётся столь простым вопросом, свидетельствует, что он не готов принять мысль о своей смерти, не допускает её. И, значит, всё его дальнейшее восприятие событий и окружения так или иначе будет подгоняться под мысль «я всё ещё жив». Такое явление уже было неплохо описано в литературе — в «Последней Битве» Клайва С. Льюиса, например. Посмертный опыт персонажей зависел от того, во что они верили. Дети видели Аслана и всевозможные чудеса, а гномы — тёмный хлев и объедки вместо райской пищи. В фильме с мощнейшими аллюзиями на отношения с Богом вполне может быть двойное дно про посмертные приключения и их специфическое восприятие.

Придя в себя, герой оказывается в месте, которое, по трактовке доктора Манна, он и должен видеть во время своей смерти — там, где лица его детей, конкретно — в комнату дочери. Причём нам недвусмысленно показывают, что он хоть и в комнате, но по ту сторону. Всё, что доступно в этой ситуации Куперу, — невинные шалости с гравитацией.

Отметим, что Купер разговаривает с чем-то невидимым, что воспринимается им как ТАРС. А с чем ещё, кроме робота, он мог общаться? Во время экспедиции роботы играли роль своеобразных ангелов-хранителей. То вытащат незадачливого астронавта из воды, то произведут стыковку, то скрасят десятилетия одиночества и спасут от безумия. С точки зрения символической логики фильма, в сценах с пятимерной комнатой Купер вполне мог общаться со своим ангелом-хранителем, воспринимая его как робота. Уж больно широкими категориями для робота мыслит в этот момент ТАРС, уж больно его поведение похоже на аккуратное руководство действиями Купера.

как мерф поняла что отец ее призрак. TARS. как мерф поняла что отец ее призрак фото. как мерф поняла что отец ее призрак-TARS. картинка как мерф поняла что отец ее призрак. картинка TARS.

Военное прошлое ТАРСа — ещё один штрих к его символической роли ангела-хранителя.

Почему только дочь? Потому что крепкой и настоящей взаимной любви с сыном у Купера не было. Обосновать это можно буквально тремя сценами — прощание, когда сын выпрашивает машину, видеописьмо, где он «отпускает отца», и его отказ расстаться с женой и сыном ради их спасения — поступок, противоположный выбору Купера. После передачи сообщения через стрелку часов Куперу позволяют увидеться со вторым человеком, которого он действительно любит (не в амурном смысле, конечно) — с доктором Бренд, во время прохождения червоточины.

Затем он попадает в идеальное место, буквально воплощённое представление Купера о райском мире будущего. Опять же, ни единого вопроса «а не умер ли я», безусловное принятие происходящего. Посмертные дела на Земле завершены, наступает передышка в идеальном месте. Передышка, цель которой — встретиться с дочерью.

И в странное же время происходит это встреча! Почему это стало возможным лишь на смертном одре, когда Мёрф сама «готовится стать призраком»? Почему, когда Купер входит в палату, на него не реагируют многочисленные потомки? Вскользь бросают взгляд — и всё! Ни попыток поздороваться, ни контакта глаз, ни желания показать детям прапрадедушку! Они смотрят словно не на живую легенду, а на дверь в палату, распахнувшуюся сама по себе, — сквозняк, наверное…

Что это за второе дно, если оно допускает только одну трактовку?

Финал тоже характерен для историй о посмертных приключениях, которые описывались у Льюиса. Купер берёт робота и отправляется дальше. Куда именно — нам скажут, но не покажут. На языке символов фильма это та часть посмертия, которая настолько выходит за рамки нашего мира, что даже религия не смеет представлять себе что-то конкретное. Совместное путешествие с ангелом-хранителем дальше, к тому, кого любишь, в место, которого представить не можешь.

Конечно, всегда можно допустить, что автор этого совсем не имел в виду, что всё это притянутые за уши совпадения. Но это очень скучная версия. Да и что это было бы за второе дно, если бы оно допускало прямую и однозначную трактовку, которая припирает тебя к стенке?

Кому и что должно искусство

Многие критики выразили своё недовольство тем, что фильм слишком много всего объясняет. Герои дают исчерпывающие ответы, не оставляя простора для поисков зрителям. А искусство, дескать, должно ставить вопросы, а не давать ответы.

Не поспоришь — объяснений в фильме много. Но просто ли это прихоть режиссёра, никак не обоснованная логикой повествования? Рискну утверждать, что нет. Объяснения героев — важная часть их характеров. Они учёные. Они не могут взаимодействовать с реальностью, не дав происходящему хоть какого-нибудь объяснения, не выдвинув теории. Они не верят в совпадения вроде того, что червоточина могла случайно открыться сама, когда это было нужно людям. И честно говорят: кто-то открыл, но кто — без понятия. Мы высказываем вот такую теорию — что это существа из пятого измерения, потому что…

Но верить в истинность объяснений нас никто не заставляет. Важно никогда не забывать, что высказывания персонажей далеко не всегда отражают авторскую позицию. Представим, что учёные в фильме и сам Купер ничего не объясняют — пострадают ли от этого их образы? Наверняка. Хорошие учёные зачастую зануды, редко упускающие случай поделиться своими идеями. И Купер явно из той же породы — с учёными из родного для себя NASA он очень быстро находит общий язык. Начни они молча воспринимать реальность, не пытаясь её понять, — я бы перестал верить в этих героев.

как мерф поняла что отец ее призрак. Bookshelf. как мерф поняла что отец ее призрак фото. как мерф поняла что отец ее призрак-Bookshelf. картинка как мерф поняла что отец ее призрак. картинка Bookshelf.

Купер — учёный, ему проще поверить в пришельцев из пятимерного будущего, чем в привидения.

Тезис, что искусство должно ставить вопросы, сомнителен. Кому должно?

Кроме того, неразрешённых вопросов в фильме вагон. Кто именно открыл червоточину? Люди из будущего? Бог (укажите основные религии по списку)? Инопланетяне? Иноизмеретяне? Ни единого аргумента в пользу какой-либо из версий нам не дают. Реально ли появление общества, которое не повторит ошибок землян? Сможет ли Бренд воплотить в жизнь план «Б»? Правильно ли поступил её отец, когда лгал? Был ли у него другой путь?

Даже сам тезис про то, что искусство должно ставить вопросы, очень сомнителен. Кому и почему должно? Кто запретил ему давать ответы и на каком основании? Искусство, задающее вопросы, пожалуй, интереснее того, которое даёт ответы. Только ведь каждый ответ порождает целый ворох новых вопросов. Пока творец переживает период бурного поиска истины, его творчество получается более энергичным, ярким и разнообразным. Но оно не перестаёт быть искусством в тот момент, когда творец уже что-то нашёл и просто делится находкой. Просто получается что-то другое.

Не пинайте гения

Есть и противоположная позиция — дескать, фильм оставляет массу вопросов, нестыковок. С нестыковками работать интересно — большинство из них лишь открывают новые грани фильма. Например, если выполнение плана «А» сильно затянулось, почему человечество не вымерло за это время? Вероятно, по той простой причине, что про скорое вымирание нам говорил персонаж Майкла Кейна, а он явно был заинтересован в сгущении красок. Да и лгал он не единожды — так что чему тут удивляться? Да, у человечества было мало времени — но значительно больше, чем он говорил Куперу.

Популярный вопрос — почему на ферме Купера простые окна, а не стеклопакеты, которые, по идее, лучше защищают от пыли? Но Нолан мастерски отгородился от подобных вопросов — любое «почему не» объясняется нищетой и необходимостью экономить. В старом деревянном доме, где трещина на трещине, ставить хорошие окна смысла нет — от пыли это не поможет. В городах — другое дело, но городское население нам не показывают. Если уж человечество отказалось от МРТ, чего вы ожидаете? Заботы о фермерах?

Свою лепту вносят и любители временных парадоксов — они указывают, что в фильме теряется причина событий. Дескать, Купер сшибает книги и делает то, что должен, потому, что он это уже делал. Но вообще-то нет. Причина действий Купера в пятом измерении — его эмоции. Он не знает координат NASA и просит ТАРСа их ему сообщить. Сначала он пытается переделать прошлое, а потом, напротив, помочь себе добраться до текущего настоящего. Он не передаёт «СТОЙ» потому, что это предопределено, — просто таков его эмоциональный порыв. Он пользуется часами для передачи информации, потому что их оставил, а вовсе не оставляет для того, чтоб потом с их помощью что-то передать. Причины его действий всегда лежат для него в настоящем. И это, на самом деле, довольно необычный выход из классического парадокса. Знание не даёт предопределения, источник не теряется, а кроется в эмоциях.

Безусловно, есть вопросы, от которых так просто не отмахнёшься. Но сценарий фильма пишет два-три человека, а слабые места в нём выискивают миллионы. Так что мелкие косяки и нестыковки найдутся в любом случае. Вопрос в их размере, количестве и тяжести. И как-то неудобно ругать гения за пару неаккуратных мазков на великолепном полотне.

как мерф поняла что отец ее призрак. christophernolan. как мерф поняла что отец ее призрак фото. как мерф поняла что отец ее призрак-christophernolan. картинка как мерф поняла что отец ее призрак. картинка christophernolan.

На съёмочной площадке есть один бог, и это режиссёр.

Вообще есть ощущение, что критика фильма растёт из двух основных источников — желания выделиться, критикуя «священную корову», и обиды за неоправданные ожидания. Ждали многослойный фильм, а второго дна не видно. Действительно, разглядеть его непросто — но не от того, что критики тупые, а мы в «Мире фантастики» самые умные. Это не вопрос интеллекта или мудрости — просто нужен определённый опыт, определённые познания в религии, чтобы увидеть нечто знакомое в фильме Нолана. И нет ничего страшного, если такого опыта у многих кинокритиков нет, — у каждого свой круг интересов.

Получается, что критика «Интерстеллара» неизбежна — именно потому, что он обращается к очень неожиданной для жанра области, знакомы с которой далеко не все. Нолан на самом деле раздвигает своей лентой рамки жанра, рвёт сложившийся в кинофантастике шаблон. И будет здорово, если вслед за фильмом рамки раздвинутся уже в головах у зрителей.

Источник

Скрытый смысл

Анализ фильмов и философская пропедевтика

Вы здесь

«Интерстеллар». Философский анализ. Смысл фильма

Фильм Кристофера Нолана «Интерстеллар» относится к особой категории фильмов, способных разделить зрителей на два противоположных лагеря, подобных тем, на которые делится человечество в самом Интерстелларе.

Что это за категория и почему этот фильм произвел на некоторых ошеломляющее впечатление, мы выясним в этом разборе.

Для начала рассмотрим мотивы, которые могут иметь особое эмоциональное воздействие на зрителя, а затем сведем их в единую систему.

Всё происходящее имеет смысл

Конечно, любой фильм подспудно содержит этот мотив, так как всё, показанное на экране служит раскрытию смысла фильма. Но в Интерстелларе эта идея подана в глобальном масштабе: всё во вселенной имеет смысл.

Истерики дочери, обиженной на отца; отец, бросающий дочь, ради самореализации; ложь профессора, жертвующего миллионами людей ради спасения человеческого рода — всё это в итоге оказывается значимым, получает свое осмысление. Ближе к концу фильма мы вдруг понимаем: без всех этих раздражающих и чудовищных поступков не случилось бы главного – человечество не было бы спасено.

Связь с умершими

В Интерстелларе драматически обыграна связь с близкими людьми, ушедшими из нашей жизни. Режиссер показывает нам, что эта связь односторонняя: со стороны ушедших сообщения не доходят. Но он даёт нам понять, что даже если мы не получаем ответа, ушедшим очень важно знать, что мы о них помним.

Потусторонний мир

В особых случаях обратная связь с ушедшими все-таки возможна: именно так в Интерстелларе объясняется явление полтергейста.

Тема призрака, духа, проходит через весь фильм, ассоциируясь с главным героем. Купер живет на земле, не верит в духов, но стремится в небо. Еще на земле он начинает понимать, что должен стать «призраком будущего» для своей дочери.

В космосе, т.е. на небе, он действительно становится духом. Но мало того: попав в тессеракт, построенный высшей цивилизацией, он становится посредником, вестником, передающим сообщения с неба на землю (по-гречески вестник будет ангел).

Земное и небесное, время и вечность

Красной нитью в фильме проходит мотив земного и небесного, времени и вечности. Земля и время – это песок; их в фильме символизирует желто-коричневый цвет. Вечность – это небо; они символизированы синим цветом. Понаблюдайте за сменой цветов одежды главных персонажей.

В начале фильма Купер «земной», а Мерф – «небесная».

Взрослая Мерф, потерявшая надежду на решение проблемы, становится «земной». Но когда решение находится, она снимает коричневую куртку.

На станции «Купер» главный герой уже носит синюю рубашку.

Любовь как физическая величина

Идея любви как внешней силы, действующей помимо человеческой воли интуитивно понятна каждому человеку, поэтому всегда вызывает сочувствие. Влюбляясь, человек как бы приобщается к чему-то высшему и могущественному, каковым он отнюдь не является в обыденной жизни.

Создатели фильма распространяют действие этого чувства сквозь пространство и время, делая его силой, сравнимой с гравитацией.

Другие мотивы

В фильме присутствуют и другие мотивы, которые способны эмоционально затронуть самые глубокие пласты нашего существа:

Становится ясно, что с фильмом Интерстеллар мы с вами переходим к рассмотрению особой категории фильмов, которую можно обозначить как фильмы-мифы.

«Вертикальная» структура мифа

Структура любого полноценного мифа предполагает наличие двух основных пластов бытия – идеального, вневременного и реального, исторического.

Идеальный слой содержит

Реальный слой состоит из

Мир, показанный в Интерстеллар, имеет точно такую же структуру – структуру классического мифа. Здесь у нас есть

«Горизонтальная» структура мифа. Путь героя

Если мы развернем эту вертикальную структуру во времени, то получим миф как чудесную историю.

Историческая структура мифа включает в себя следующие этапы:

В фильме Интерстеллар человечество проходит все эти этапы.

Райское состояние — это жизнь на земле до катастрофы; она осталась за кадром.

Борьба с хаосом – это борьба людей за выживание на взбунтовавшейся Земле.

Преодоление страданий – это спасение с земли на космических станциях.

Героем-спасителем в нашем мифе является Купер. Он тоже проходит все необходимые этапы мифического пути героя. В Интерстелларе это:

Мы видим много общего с христианским мифом, и это естественно. Вся мифология постхристианской культуры неизбежно будет представлять собой частичное воспроизведение средневековой христианской мифологии.

Зарождение культа

Если бы логика мифа продолжила в фильме свое развитие, то мы бы увидели даже зарождение культа Сверхлюдей и Купера как их посланника.

Первые признаки уже начали появляться. Дом Купера восстановлен и оберегается: это место начала священной истории.

Но в остальном что-то пошло не так.

Хотя Мерф получила свое знание из потустороннего мира от Купера и принесла людям благую весть, ей почему-то никто не поверил. По крайней мере, так она утверждает.

Поэтому ей пришлось взять на себя роль спасительницы человечества, а подлинный спаситель так и остался людям неизвестным. По непонятной причине Мерф сделала Купера «земным» в глазах других людей, сообщив им о том, что он обожал ферму. О мотивах ее поступка мы можем только догадываться.

Выводы

Таким образом, фильм Интерстеллар по самому своему смыслу – это миф. Думаю, что это главная причина того, что он может производить такое мощное воздействие на зрителя. Самой структурой повествования он заставляет резонировать самые глубинные слои человеческой души, относящиеся к коллективному бессознательному нашей цивилизации.

Особенность мифа Нолана в том, что личностью в нем является исключительно человек. Причем, это человек «естественный», т.е. миф Нолана не является мифом трансгуманизма. Такая деталь как подчеркнуто неантропоморфный робот призвана усилить эту идею.

В противоположность другим современным мифам, где на месте богов в иерархии мифа мы видим представителей иной цивилизации или искусственный интеллект, у Нолана это место занимает сверхразвитое человеческое общество.

Человеку, уже не верящему ничему, кроме науки, чувствующему себя никчемной песчинкой, затерянной в космическом пространстве, Нолан предлагает новый миф, делающий жизнь осмысленной, избавляющий от экзистенциального одиночества и дающий надежду на лучшее будущее для человечества.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *