как написать в автобиографии что работал неофициально
Неофициальная работа: указывать ли в резюме и как правильно это сделать
Часто ли вы сталкивались с предложениями неофициального трудоустройства при поиске работы?
Такой подход встречается в небольших частных конторах, на подработке, во фрилансе.
Только вот работодателям нужны гарантии и заполненная трудовая.
Поэтому неудивительно, что вопрос «как написать в резюме, что работал неофициально» один из самых частых при подготовке к собеседованию.
Нужно ли указывать неофициальную работу
Неофициальной считается работа без записи в трудовой и без оформления трудового договора.
Часто так происходит, если компания пытается сэкономить на налоговых отчислениях или не хочет брать людей в штат, боясь дополнительных издержек.
Нередко с «серыми» схемами трудоустройства сталкиваются фрилансеры и женщины, подрабатывающие в декретном отпуске. Неофициально трудятся также предприниматели, не зарегистрировавшие ИП или не получивших статус самозанятых.
Многие соглашаются на неофициальную работу из-за отсутствия альтернатив, однако жалеют об этом, как только дело доходит до новых поисков: рекрутер видит разрыв трудового стажа и задает неудобные вопросы.
Да и не все понимают, можно ли в резюме указывать неофициальное место работы. Например, считается, что тот же фриланс — «несерьезная» и не внушающая доверия деятельность.
Бытует даже мнение, что такое трудоустройство незаконно.
К тому же всегда есть опасения, что перед принятием решения работодатель будет выяснять, трудился ли кандидат в указанном месте или нет.
Подработка или фриланс развивает навыки, обогащает опыт, дает новые знания в профессии.
Именно эта информация в первую очередь интересует менеджера по подбору персонала, поэтому неофициальное трудоустройство нужно описывать наравне с официальным.
Что писать
Существуют негласные правила, как указать в резюме неофициальное место работы.
Рекрутеру важно понимать логику, по которой вы меняли рабочие места и двигались по карьерной лестнице.
Например, если вы трудились не по специальности, но приобрели нужный опыт – обязательно пишите об этом в резюме.
А вот если вы подрабатывали водителем, а устраиваетесь на должность менеджера по рекламе, такой опыт лучше пропустить.
Работодатели редко проверяют указанные данные, но если ложь раскроется, в трудоустройстве вам откажут.
Рекрутинговые агентства и HR-отделы крупных работодателей общаются между собой, обмениваясь перспективными кандидатами. Если попадетесь на лжи, есть шанс, что об этом узнают и другие работодатели.
Что писать в резюме, если работал неофициально, зависит и от вида деятельности.
По найму
Работа по найму без записи в трудовой указывается так же, как и официальная. Особенно если речь идет о срочном договоре, проектной деятельности или временной должности.
Но не спешите писать, что были устроены неофициально:
Просто распишите рабочие обязанности, должность, достижения, используемые навыки, приобретенный опыт.
А если рекрутер спросит об отсутствии записи в трудовой (что маловероятно), дайте контакты предыдущего работодателя и расскажите, о схеме трудоустройства.
К сопроводительному письму прикладывайте награды или сертификаты, полученные от руководства.
Для некоторых вакансий, например, фотографов, художников, СММ-маркетологов придется составлять портфолио.
В первую очередь работодателю важно убедиться, что у вас есть опыт и, главное, практические навыки, которые позволят решить все задачи на новом месте.
Если вы сможете это показать, отсутствие официального трудоустройства будет играть последнюю роль при принятии решения о найме.
На фрилансе
Во-первых, не используйте для описания удаленной работы слово «фриланс».
Укажите компании или сайты, для которых делали заказы. Приложите отзывы заказчиков. Делайте акцент на подробном описании решенных задач, полученного опыта, использованных навыков.
Хорошо было бы также указать результативность проектов:
Для копирайтера: охват аудитории, заинтересовавшийся статьями, аналитика и переходы.
Для IT разработчика: количество установок, просмотров, посещений, отзывы.
В декрете
Мы уже подробно рассказывали о том, как составлять резюме после декрета. Если вкратце, то здесь нет ничего сложного:
Как подтвердить неофициальную работу
Если записей в трудовой нет, всегда прикладывайте доказательства. Это поможет обратить внимание начальника отдела кадров, подтвердить профессионализм, доказать добросовестность.
В качестве подтверждения работы на фрилансе, в творческих профессиях или сфере разработки проектов подойдет портфолио. Так HR оценит ваш профессионализм на практическом примере.
Она может быть написана в произвольной форме. В этом случае работодатель может проверить информацию, поэтому к записке лучше приложить действующий номер телефона или адрес электронной почты.
Вывод
Неофициальная работа – не помеха официальному трудоустройству.
Фриланс, подработка или декрет не испортят впечатление, если правильно описать опыт, практические навыки и мотивацию.
Имидж подтвердит портфолио, характеристики, отзывы работодателей.
Не бойтесь неофициального трудоустройства:
Зная, как указать в резюме неофициальную работу, вы легко получите новую должность.
Карьерный консультант, хэдхантер, бизнес-тренер.
Сертифицированный бизнес коуч: профилактика выгорания, работа с конфликтными ситуациями на работе.
Как указать в резюме неофициальное место работы
Миллионы человек работают без оформления трудовых отношений. Из-за высокого показателя теневой занятости страдает экономика страны. А сами нелегальные работники лишают себя социальной защиты.
Что такое неофициальная работа?
При полноценном трудоустройстве работодатель заключает с новым сотрудником трудовой договор, делает запись о приеме на работу в трудовой книжке, издает соответствующий указ. С неофициальным работником есть только устные договоренности. Он лишает себя права пользоваться социальными гарантиями:
Почему существует неофициальное трудоустройство. На это есть несколько причин:
В каждом из вариантов свои условия трудоустройства и дальнейшей работы. И часто неофициальная деятельность – инициатива самого сотрудника, который, например, не хочет платить большие алименты.
Какой опыт нужен работодателю?
Большинство компаний ищут сотрудников с опытом работы, который соответствует конкретной должности и сфере. Ведь обучение нового сотрудника с нуля занимает много времени и не факт, что по окончанию стажировки или испытательного периода работодателя удовлетворят результаты потенциального кандидата.
Очень часто не так важно образование, как опыт. Ведь теория ничто без практики. Не важно, какой у вас стаж за плечами. Даже если вы работали всего месяц – этого срока вполне достаточно, чтобы разобраться с азами.
Указывать ли в резюме неофициальную работу?
Резюме – это краткая самопрезентация ваших возможностей. Работодателя интересует ваш реальный опыт, навыки, умения, обязанности, проекты, достижения. И его совершенно не волнует, официально или неофициально вы работали. Поэтому в своем резюме перечисляйте все фактические места работы в хронологической последовательности, не разделяя на официальные и неофициальные, и даже не указывая это.
Если на фрилансе вы научились писать статьи, продвигать страницы и создавать контент-план, то этот фактор будет решающим, когда речь идет о вакансии копирайтера в штате компании. Вы должны представить работодателю все свои сильные стороны и показать себя в лучшем свете.
Как написать в резюме что работал неофициально – пример
Если вы, например, неофициально работали страховым агентом и сейчас претендуете на должность менеджера по обслуживанию клиентов, вы должны указать в резюме этот опыт. Ведь вы можете дополнить его тем, что научились презентовать услуги и свободно общаться с людьми. Такой навык будет решающим фактором. Это выглядит примерно так:
«Январь 2018-октябрь 2019 – страховой агент компании «Инго-страхование». Консультирование потенциальных и обслуживание действующих клиентов, распространение информации об услугах. В ходе работы приобрел глубокие знания о сфере страхования, улучшил коммуникативные способности и научился выгодно презентовать продукт компании.»
Еще один случай – вы хотите устроиться интернет-маркетологом в крупной фирме. Вы уже год официально не работали в этой сфере. В этот период вы получали второе высшее образование и нелегально подрабатывали водителем такси.
В такой ситуации включать данный опыт не стоит. Это никак не повысит вашу квалификацию маркетолога и будет выпадать из основной тематики резюме. У работодателя возникнут вопросы, почему вы решили так кардинально сменить сферу, если могли удаленно подрабатывать в своем направлении – интернет-маркетинге.
В этом временном промежутке укажите только получение образования. А о наличие водительских прав и опыта вождения можно сообщить в дополнительной информации.
Как можно подтвердить неофициальный опыт работы?
Если для представления официального опыта достаточно показать соответствующую запись в трудовой книжке, то подтвердить нелегальное место работы сложнее. Такой работодатель вряд ли захочет стать вашим рекомендателем.
Но вы можете показать примеры своих работ и проектов, отзывы и рекомендации клиентов. Если нет такой возможности, попросите дать вам тестовое задание, чтобы вы могли подтвердить свою компетенцию.
Автобиография (составляем по образцу), оформление, подведомственные примеры
Вы попали в ситуацию, когда от вас потребовали предоставить документ, называемый автобиографией. Это могло произойти при посещении некоторых государственных учреждений, а также при поступлении на государственную службу.
По сути, не имеет значение куда вы будете представлять эту бумагу. Она должна быть написана с соблюдением определенных правил и норм, которые диктуются подведомственными актами госпредприятий, либо нормами, выработанными в результате многочисленных практик.
Аннота́ция статьи
Вы можете прямо сейчас взглянуть на представленные образцы и по ним описать историю свой жизни, начиная с учебной парты. А мы попробуем разобраться в нюансах и тонкостях составления автобиографии при трудоустройстве на госслужбу и не только.
Автобиография при трудоустройстве! Зачем?
Кадровику коммерческой организации достаточно будет узнать о ваших трудовых подвигах с помощью обычного резюме, а вот при поступлении на службу в некоторые государственные органы наверняка придется писать историю своей жизни, начиная со школьной парты. И другого варианта нет, так как этого требуют подведомственные акты многих госучреждений. Например, автобиография является обязательным для трудоустройства документом, если соискатель:
Тщательно изложенная история жизни может помочь работодателю отследить жизненный путь соискателя, сформировать верное мнение о его личных качествах, образе жизни за счет чего определить степень его служебного соответствия.
Правильно пишем и оформляем
Законодательством не предусмотрено единообразной формы, на основании которой должна быть составлен документ, а значит нет и единых правил его заполнения.
Но все же необходимо придерживаться основных требований к содержанию писем делового характера: мысли должны быть изложены четко и лаконично. Причем важна лаконичность не только содержания, но и формы: объем текста не должен превышать двух печатных листов – чересчур подробное изложение собственной биографии при трудоустройстве неуместно.
Должна ли быть автобиография представлена в печатном виде? Однозначно нет! Вы можете написать текст собственноручно и это будет даже предпочтительно, а в некоторых организациях и обязательно.
Еще один важный критерий – отсутствие пунктуационных, стилистических и грамматических ошибок. Повествование про себя должно быть логичным, а события должны излагаться в хронологическом порядке (то есть сначала необходимо рассказать об образовательных учреждениях, а потом – об опыте трудовой деятельности). Важно отметить, что организация, в которую устраивается соискатель, в праве убедиться в достоверности излагаемой потенциальным сотрудником информации. Грамотно, честно и лаконично написанная биография – хорошая возможность получить дополнительные баллы и увеличить шансы на получение желаемой должности.
Примечание: Если идеальная грамотность – не ваш «конек», проверьте свое изложение с помощью интернет сервисов. Таких сейчас предостаточно. Так-например, орфографию, пунктуацию и грамматику поможет привести в порядок сервис «Орфограммка» (www.orfogrammka.ru).
Как правило, в отсутствие у сотрудника отдела кадров готовых бланков для написания автобиографии, используются обычные листы формата А4. Обратиться за рекомендацией по составлению документа можно к этому же сотруднику.
В документе могут быть указаны:
Правильно, в нижней части документа указать ваши паспортные данные, адрес проживания и телефон. Под текстом необходимо поставить подпись с расшифровкой, а также дату ее написания.
Удачный образец
А теперь наглядный образец автобиографии мужчины!
Я, Ивашов Федор Федорович, родился 15 сентября 1996 года в городе Шарыпово. В 2002 году вместе со своими родителями переехал на постоянное место жительства в город Краснодар Краснодарского края, где проживаю в настоящее время.
В 2003 году поступил на обучение в среднюю образовательную школу №92 города Краснодара, после 7 класса перевелся в общеобразовательную гимназию №18 города Краснодара, которую успешно закончил в 2014 году.
За период учебы принимал активное участие в городских и краевых олимпиадах, в которых неоднократно побеждал. Так в 2011 году участвовал в городской олимпиаде по математике среди учеников старших классов и занял 2-е место. В 2012 году участвовал в олимпиаде по русскому языку и литературе, заняв 3 место. В активе диплом 2 степени за победу в общероссийском конкурсе по прикладной информатике в 2013 году.
В 2015 году был призван в армию. Службу в Вооруженных силах Российской Федерации проходил с 16.09.2015 по 15.09.2016 в Ракетных войсках в воинской части 203457 в городе Мурманск. Демобилизовался в звании «сержант», военно-учетная специальность (ВУС) – 837259.
В 2017 году поступил на заочную форму в Институт прикладной информатики им. Андреева города Краснодара, на факультет Информационные системы, где по настоящее время и учусь.
С 17 ноября 2017 по 04 мая 2018 года работал менеджером-консультантом в ООО «Полесье» (торгово-строительная сеть). Уволен в связи с ликвидацией предприятия.
С 01 июня 2018 года по настоящее время работаю в компании «Восток плюс» менеджером по обслуживанию корпоративных клиентов.
Увлекаюсь изучением иностранных языков, информатикой и программированием.
С 2006 года занимаюсь в секции бокса города Краснодара. В настоящее время имею второй взрослый разряд по указанному виду спорта, систематически участвую в российских и международных соревнованиях. В период с 2015 по 2020 год четыре раза становился призером городских соревнований по боксу.
Холост. Проживаю вместе с родителями и сестрой по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Новая, д. 4 кв. 11.
Отец: Ивашов Федор Павлович, 12.11.1969 г.р., работает начальником отдела кредитования ОАО «СтройсСервисБанк», города Краснодара.
Мать: Ивашова Татьяна Ивановна, 11.06.1970 г.р., работает тренером по лыжному спорту в детско-юношеской спортивной школе г. Краснодара.
Сестра: Ивашова Елизавета Федоровна, 11.12.2007 г.р., учащаяся средней общеобразовательной школы №92 г. Краснодара.
Не судим, к административной ответственности не привлекался. Близкие родственники к уголовной ответственности также не привлекались.
20.07.2021 г. подпись Ф.Ф. Ивашов
Если у работодателя свои требования и пожелания
Работодатель может попросить сотрудника составить биографию в соответствии с образцом, разработанным службой отдела кадров. При этом важно понимать, что, заполняя автобиографию, претендент не отвечает на поставленные вопросы (в таком случае речь шла бы о другом документе – анкете), а в сжатом виде представляет работодателю определенного вида информацию.
Если бланков нет, работодатель может попросить сотрудника кратко изложить в письменном виде основную информацию биографического характера, сконцентрировав внимание на особо интересующих вопросам, например, местах обучения и работы.
Примечание: Еще автобиография позволяет понять, насколько грамотно сотрудник способен излагать свои мысли, причем как в письменном, так и в устном виде, если какие-то положения автобиографии могут стать предметом дискуссии (например, соискатель не окончил обучение по одной специальности и выбрал другую; уволился из организации, в которой занимал определенную должность и т.п.). Также биография показывает уровень открытости и прямолинейности сотрудника, из-за чего с этим документом нередко работают психологи.
Важные моменты
Хотя в автобиографии обычно уделяется равное количество внимания всем аспектам жизни человека, все же рекомендуем в профессиональном разделе сделать акцент на тех компетенциях и навыках, в которых заинтересован ваш будущий работодатель. Небольшая и ненавязчивая реклама – не будет лишней.
Вкратце опишите успешные проекты, в которых вы участвовали, сделайте ссылку на личные достижения и успехи в работе. Помогите вашему будущему начальнику сформировать о вас положительное мнение, как ответственного профессионала, способного выполнять качественно работу по специальности.
Ошибки, о которых вы пожалеете
Не нужно писать неправду. Если недостоверные сведения станут известны, то как минимум вам будет неудобно перед своими новыми работодателями. А если недостоверная информация серьезного плана, то ваш обман может стать причиной увольнения с предприятия.
В самом крайнем случае лучше что-то забыть указать, чем писать откровенную ложь.
Не пишите про победы в детских конкурсах, участии в школьных кружках, новогодних елках и банкетах. Ну вы поняли. Эта информация не просто неинтересна, но еще и вредна. Пишем главное и важное.
Больше конкретики. Пишите о школе, обязательно город, номер; об учебном заведении – название вуза и факультет и т.д.
Если автобиографию придется писать на месте, от руки и вы об этом знаете, подготовьтесь. Выпишите место работы, учебные заведения, все даты заранее на листочек. Так будет проще и легче ориентироваться и излагать мысли.
Вообще никто не запрещает писать документ в спокойных домашних условиях, ведь это не диктант, или сочинение. Тем не менее нужно знать порядок на предприятии и заранее подготовиться к неожиданностям.
Почему автобиография – это не резюме
Читая статью вы уже поняли, что автобиография и резюме значительно различаются и имеют разные смысловые нагрузки.
В резюме вы делаете акцент на свои профессиональные качества, компетенции, уровень образования. Цель одна – понравиться работодателю и получить желаемую должность.
Автобиография часто пишется тогда, когда решение о трудоустройстве в отношении вас уже почти принято. Цель: получить о вас, ваших близких родственников больше общей и полезной информации. Оценить ваш образ жизни, увлечения, ваши благонадежность и честность, что имеет особое значение при трудоустройстве в государственные силовые структуры.
И поверьте, нет смысла превращать автобиографию в резюме.
Коротко о студентах и школьниках
Да, при тех или иных обстоятельствах этим категориям граждан то же приходиться излагать историю своей жизни.
Автобиография пишется по тем же основным правилам, но как вы понимаете, получиться значительно короче. Укажите свои личные данные, номер школы, либо название учебного заведения, информацию о родителях, брате, сестре и т.д. по изложенному выше плану. И не произойдет ничего страшного, если в этом случае вам немного помогут родители или старшие товарищи.
Ну и вот, образец для вас:
Я, Николаев Виктор Александрович, родился 4 октября 2001 года в городе Иркутске.
В период с 2009 по 2020 год обучался в средней образовательной школе №23 города Иркутска. За время обучения принимал активное участие районных и городских школьных олимпиадах по математике и физике. В 2020 году окончил школу с отличием.
С июля по август 2020 года работал продавцом-консультантом в сети мебельных магазинов «Мебелон» города Иркутска.
В сентябре 2020 года поступил на очное отделение СГКУ города Иркутска, на Экологический факультет по специальности Эколог. По данный момент прохожу обучение по выбранному направлению.
В 2020 году прошел обучение в Школе водителей «Водилон» города Иркутска и успешно сдал экзамены, получив права водителя категории В.
Мать – Николаева Елена Петровна, 1973 года рождения, Шеф-повар Кафе «Нива» города Иркутска.
Отец – Николаев Александр Васильевич, 1968 года рождения, водитель на предприятии ООО «Эстет» города Иркутска.
Брат – Николаев Игорь Александрович, 2010 года рождения, ученик 3 класса средней школы №23 города Иркутска.
Семейное положение: не женат.
Владею английским языком на базовом уровне.
С 2017 г. по настоящее время занимаюсь в спортивной секции вольной борьбы.
В свободное время увлекаюсь конструированием авто моделей.
Не судим. К административной ответственности не привлекался.
Проживаю вместе со своими родителями и братом по адресу город Иркутск, улица Верхняя, дом 10, кв. 75.
Телефон: +7 (090) 777-111-333
20 октября 2020 года (подпись) В.А.Николаев
Для военкомата
Если у вас потребовали автобиографию в военкомате, то садимся ее писать, опираясь на те принципы, о которых мы говорили выше. Что нужно указать в документе, помимо основных разделов?
1. Сведения о физическом состоянии, информацию о перенесенных заболеваниях, травмах, хронических болезнях.
2. Не забываем затронуть вопрос о вашем отношении с законом. Если вас привлекали к уголовной ответственности, пишем об этом, если нет, все-равно указываем этот факт.
3. Служил в армии? Хорошо! Отражаем род войск, номер части, звание военнослужащего, полученную специальность, участие в военных действиях, награды.
Накидаем примерный образец
Я, Сергеев Андрей Владимирович, родился 01.07.1999 г. в городе Новосибирске, Новосибирской области. В 2006 г. поступил в первый класс средней школы № 53 города Новосибирска, которую закончил в 2017 г.
Принимал активное участие в школьных олимпиадах по математике и химии.
В 2017 г. поступил на Технологический факультет Института цветных металлов и золота им. Светланова г. Новосибирска, специальность Инженер-металлург. В настоящее время продолжаю обучаться по выбранному направлению.
С 2015 г. по настоящее время занимаюсь в спортивной секции плавания, имею второй юношеский разряд. В активе первое место на городских соревнованиях г Новосибирска в 2018 г.
В 2019 г. был травмирован (вывих левого плеча), после чего лечился в Травматологическом отделении. В настоящее время полностью здоров, на больничном учете не состою.
К уголовной и административной ответственности не привлекался.
Отец: Сергеев Владимир Николаевич, 24.03.1971 г., родился в городе Красноярске. В настоящий момент прописан по адресу: г. Новосибирск, ул. Крылова, д. 10, кв. 10. Образование высшее, Инженер-механик. Работает Руководителем отдела снабжения в ООО «Эдельвейс» г. Новосибирска с 2005 г.
Мать: Сергеева Алена Викторовна, родилась 07.07.1975 г., уроженка г. Красноярска. Прописана по адресу: г. Новосибирск, ул. Крылова, д. 10, кв. 10. Образование высшее. Домохозяйка.
20.07.2021 г. подпись А.В. Сергеев.
Если запросили органы опеки
Если при усыновлении ребенка органы опеки потребовали помимо основных документов еще и Автобиографию обоих усыновителей, то пишем ее на общих основаниях.
Навряд ли указание в документе информации о вашей моральной устойчивости и благосостоянии будут уместны. Поверьте, надзорные органы найдут возможность проверить эти аспекты и без вашего участия.
Однако не забудьте вкратце упомянуть в изложении о семье и детях, об увлечениях и хобби, об отсутствии судимости. Т.е. о тех фактах, которые итак, должны быть в обычной автобиографии.
Для чего предоставляется автобиография?
Начало трудовых отношений сопровождается передачей в кадровую службу документов, содержащих сведения о работнике. Обязательный перечень таких документов перечислен в ст. 65 ТК РФ.
Некоторые учреждения при приеме на работу требуют предоставления дополнительной информации о будущем сотруднике. Помимо резюме иногда необходимо предъявить составленную автобиографию ― документ, отражающий важные этапы жизни соискателя. Автобиография при приеме на работу должна раскрывать подробную информацию о трудовой деятельности, полученных наградах, местах проживания, семейном положении и пр.
Составить автобиографию чаще всего требуют госучреждения ― таможенные службы, отделения ОВД. Но иногда это является и условием при поступлении на работу в коммерческие организации — таким образом руководство получает возможность более подробно ознакомиться с кандидатом при трудоустройстве.
Особенное значение уделяется автобиографии в учреждениях, чья деятельность связана с коммерческой тайной и защитой финансовых интересов.
Какие документы необходимо предъявить при приеме на работу? Оформите пробный бесплатный доступ к «КонсультантПлюс» и получите полный перечень требуемых документов и их образцы.
Что указывают в автобиографии?
К процедуре составления автобиографии соискателям на вакантные должности нужно отнестись ответственно. Нередко благодаря этому документу руководство при помощи штатных психологов получает дополнительную информацию о будущем работнике. Пристальное внимание уделяется следующим данным:
Немаловажное значение имеет и достоверность указанных сведений.
Прочую информацию о сведениях, характеризующих соискателя, можно прочесть в материале «Почему требуется справка о судимости при приеме на работу».
Образец заполнения автобиографии при приеме на работу
Многие учреждения самостоятельно разрабатывают образец автобиографии при приеме на работу, который содержит требования предоставить наиболее важную информацию, связанную со спецификой деятельности данной организации. Образец заполнения автобиографии при приеме на работу можно скачать на нашем сайте.
Итоги
Несмотря на то что автобиографические сведения, предоставляемые соискателем на вакантную должность, не являются обязательным документом при трудоустройстве, к предоставлению подобных данных стоит отнестись со всей ответственностью. С помощью автобиографии работодатели получают информацию не только о трудовой деятельности соискателя, но и составляют психологический портрет кандидата на должность. Недостоверно указанные сведения, скорее всего, станут причиной отказа при трудоустройстве.