как написать заявление что нет трудовой книжки для пособия
Работаю неофициально. Что мне положено, если родится ребенок?
Мне 29, отцу ребенка 32. Я не работаю официально с 2016 года, он — с марта 2019 года. Последняя официальная зарплата — 12 тысяч рублей. Планируем скоро пожениться. Ребенок родится в феврале 2020 года. Есть свое жилье, на учете не состоим.
Сколько заплатит беременной государство, если она официально не работает? На какое пособие я могу рассчитывать? На 150 рублей? У меня нет претензий к государству, но хочу понять для себя. Все пишут про официально работающих и декретные выплаты. Но в моем регионе — я живу на юге — это редкость. В офисе работает до 100 человек, и все либо оформлены на половину прожиточного минимума, либо вообще официально не числятся.
Государство выплатит вам деньги после рождения ребенка, хотя вы официально и не работаете. Получится меньше, чем у тех, за кого работодатель платит взносы налоговую инспекцию, но больше, чем 150 рублей.
Тем, кто официально не оформлен на работе, положены:
К сожалению, вы не сможете получить выплаты за отпуск по беременности и родам. Поскольку официально вы не работаете, то и отпуска нет.
Теперь подробно про каждый пункт.
Разовая выплата при рождении ребенка
Кому — одному из родителей ребенка. Состоите вы в браке или нет, неважно. Главное, чтобы в свидетельстве о рождении ребенка был указан тот, кто будет получать пособие.
Где оформлять — в отделе соцзащиты по месту жительства одного из родителей. В разных городах они называются по-разному.
Вы пишете, что живете на юге, поэтому возьмем для примера Краснодарский край. В нем созданы управления социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края по районам или городам. Выбираете управление по месту прописки и идете за пособием, когда родится ребенок.
Реестр управлений соцзащиты в Краснодарском крае — в них можно получить пособия на ребенка, если нет официальной работы
Обратите внимание: нужна именно справка о рождении, а не свидетельство. Это разные документы. Оба документа выдает загс. Свидетельство оформляют на зеленой бумаге, а справку о рождении — на белой. Для разового пособия при рождении нужна именно справка. Не забудьте взять ее с собой.
Трудовую книжку нужно заверить по последнему месту работы. Но бывшим сотрудникам работодатели обычно трудовые не заверяют. В этом случае в орган соцзащиты можно принести оригинал трудовой и копии заполненных страниц.
Если трудовой вообще нет, в заявлении на выплату пособия надо написать, что по трудовому договору вы никогда не работали и сейчас не работаете. Так тоже можно. Пособие должны заплатить.
В приказе ничего не говорится о том, что надо делать, если потеряли трудовую или работодатель ее не отдал. Писать в заявлении, что вы никогда не работали, не стоит, потому что запрос сведений из ПФР покажет, что это не так.
Я советую написать, что в настоящее время вы не работаете по трудовому договору, с последнего места работы уволены такого-то числа, не осуществляете деятельность в качестве ИП, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, и не относитесь к другим лицам, чья деятельность подлежит регистрации или лицензированию.
Если трудовую раньше оформляли, попробуйте ее восстановить. Обращаться надо к последнему работодателю. Ни ПФР, ни МФЦ с этим не помогут. Если трудовая осталась у работодателя в архиве, надо ее забрать. Если отказывается отдавать — можно потребовать выдачи трудовой книжки через суд.
На практике, скорее всего, придется объяснять ситуацию сотруднику соцзащиты. Пособие соцзащита выплачивает тем, кто не работает прямо сейчас, поэтому факт предыдущей трудовой деятельности не так важен. Принесите копии трудовой книжки, если они сохранились. Если есть копия приказа об увольнении, она тоже может пригодиться.
В любом случае посоветуйтесь с сотрудником соцзащиты, который будет принимать у вас документы. И храните трудовую, если вам ее однажды завели.
Сколько ждать — 10 дней до назначения пособия и около месяца до его выплаты. Деньги должны прийти не позднее 26 числа месяца, следующего за месяцем, когда вы подали заявление.
Пособие выплачивают почтовым переводом или через банк, реквизиты надо будет указать при подаче заявления. Если хотите получать деньги на карту, придется оформить «Мир». Есть вариант указать счет, к которому не привязана карта.
п. 4 перечня, утв. постановлением Правительства № 1466, — выплаты за счет бюджета, которые должны переводить на карты «Мир»
Пособие по уходу за ребенком
Кому — одному из родителей, который прописан вместе с ребенком. Пособие ежемесячное, поэтому можно переоформить его в любой момент с мамы на папу или наоборот. Но если работать неофициально, особой необходимости в этом нет.
Как долго — 1,5 года. Безработным не оформляют пособие по беременности и родам, поэтому можно оформлять пособие по уходу сразу после рождения ребенка.
Если встать на учет по безработице, придется выбирать между этим пособием и пособием по безработице.
Пособие по безработице может быть выгоднее, но недолго: максимальные 8 000 рублей можно получать только 6 месяцев и только в том случае, если официально работать в течение года до оформления пособия. Иначе платить будут 1500 рублей и всего 3 месяца в году. При этом надо будет ходить в центр занятости и на собеседования.
Если хотите оформлять выплаты на себя, вам однозначно стоит выбрать пособие по уходу, так как последняя официальная работа у вас была в 2016 году. Пособие по безработице в вашем случае будет минимальное.
Где оформлять — в органе соцзащиты по месту прописки.
Что понадобится — заявление и пакет документов. Их больше, чем при разовом пособии, поэтому я дам его списком:
Сколько ждать — 10 дней для назначения пособия и до 26 числа каждого следующего месяца. Порядок выплаты такой же, как и при единовременном пособии.
Путинские выплаты
Сколько — в размере прожиточного минимума для детей по региону за второй квартал прошлого года. Это от 8247 Р в Белгородской области до 22 222 Р в Чукотском автономном округе. В 2020 году эти суммы вырастут, актуальные можно посмотреть на сайте пенсионного фонда.
Кому — одному из родителей. Доход семьи должен быть ниже двух прожиточных минимумов по региону, берется прожиточный минимум для трудоспособных граждан. Это правило действует с 2020 года, сейчас требуется получать не больше 1,5 прожиточных минимумов. Семья — это родители и дети, зарплаты и пенсии бабушек и дедушек считать не нужно.
Доходы семьи складываются и делятся на всех. Если нет официального дохода, складывать и нечего.
Давайте посмотрим на примере. В 2020 году ваши доходы будут сравнивать с прожиточным минимумом за II квартал 2019 года. В Краснодарском крае во II квартале прожиточный минимум такой:
Как долго — сейчас такие выплаты предусмотрены только пока ребенку не исполнится 1,5 года. С 2020 выплаты продлят до трех лет.
Где оформлять — все там же, в отделе соцзащиты. Если родите второго, надо будет идти в пенсионный фонд. Выплаты на второго ребенка идут из средств маткапитала, которыми распоряжается именно пенсионный фонд. Заявления можно подавать через МФЦ.
Что понадобится — заявление, паспорта родителей, свидетельство о рождении со штампом о гражданстве, документы о доходах обоих родителей, реквизиты счета. Могут попросить справку с места жительства и копии трудовых с записями об увольнении.
Доходы оцениваются за 12 месяцев до подачи заявления. Сюда включают выплаты по трудовым, гражданско-правовым договорам, а также государственные пенсии и пособия.
У вас нет официальной работы за последние 12 календарных месяцев. Поэтому вам нужно показать те доходы, которые у вас реально были и которые задекларированы в налоговой. Справку 2-НДФЛ можно скачать из личного кабинета.
Если будете оформлять пособие в феврале 2020 года или в марте, вашему мужу понадобится справка о доходах от последнего работодателя. На основании ст. 62 ТК РФ ее должны выдать по заявлению за три дня. Это правило применяется к бывшим сотрудникам. Иные легальные доходы также надо будет подтвердить.
Сколько ждать — до 26 числа месяца, следующего за месяцем приема заявления с документами, и так каждый месяц.
Материнский капитал
Можно потратить эти деньги на ежемесячные выплаты до трех лет, квартиру, постройку дома, обучение ребенка. Заявление нужно подавать в МФЦ или ПФР.
Региональные выплаты
Регионы вводят собственные выплаты на детей. В каждом субъекте РФ свои правила, поэтому лучше смотреть региональные законы. Если законы вам не интересны, спросите в отделе соцзащиты. Там точно знают.
Региональные выплаты требуют прописки по месту жительства. Еще часто нужно подтвердить доход ниже прожиточного минимума по уважительной причине или иметь больше двух детей.
Посмотрим, что есть в Краснодарском крае.
Компенсация на питание кормящим мамам и детям в возрасте до трех лет из малоимущих семей — 150 рублей в месяц. Чтобы получить, нужно заключение участкового педиатра.
В 2020 году выплаты увеличат. Как видите, в основном они предусмотрены для многодетных семей.
150 рублей на питание и 206 рублей пособия можно получить, если подтвердить доход семьи ниже прожиточного минимума. Берется прожиточный минимум по региону, например, для Краснодарского края среднедушевой прожиточный минимум — 11 107 рублей. Но рассчитывать надо отдельно для каждой семьи с учетом ее состава.
прожиточный минимум на душу населения по России во II квартале 2019 года
Обращаться надо в орган соцзащиты. Могут понадобиться копии трудовых с записями об увольнении.
Что делать с неофициальным доходом
Неофициальный доход — палка о двух концах. С одной стороны, небольшой доход по документам и налоговым декларациям — это основание оформить путинские выплаты на ребенка и даже получить статус малоимущих.
С другой стороны, неофициальный доход — тоже доход, хоть вы его не задекларировали. Если органы соцзащиты установят, что вы неверно указали данные о заработке, пособия отменят, а все выплаченное заставят вернуть. Перед тем как назначить пособие, отправят запросы в налоговую и ПФР. Если там будут сведения о том, что вы что-то заработали, но не сообщили — в выплате откажут.
По гражданско-правовым договорам ответственные заказчики платят налоги с доходов за все выполненные вами работы. Даже если это небольшой перевод или статья на 500 рублей. Будет обидно получить отказ из-за такой мелочи. Поэтому я не советую обманывать государство, а перед обращением за пособием рекомендую направить запросы в ПФР и налоговую самостоятельно. Вдруг кто-то заплатил за вас налог, а вы не в курсе.
Приведу примеры, как бывает.
Грустный пример. Семья с четырьмя детьми получала региональное детское пособие. Муж работал неофициально. Чтобы подтвердить его доход, жена взяла в органе соцзащиты бланк справки о доходах. ИП, у которого подрабатывал муж, заполнил эту справку. Через некоторое время выплаченное пособие попросили вернуть. Ни в налоговой, ни в пенсионном фонде не было сведений об отчислениях по доходам, указанным в этой справке. Соцзащита признала ее недостоверной, а это основание для отказа. По сути, официально муж вообще ничего не получал, но суд решил, что отказ в выплате пособия правомерен.
Радостный пример. Женщина родила ребенка и пошла оформлять путинские выплаты. Принесла справки о выплаченных государственных пособиях, а также справку 2-НДФЛ за последний год. Отдел соцзащиты ей отказал, так как не было справки с места работы. Женщина пошла в суд, и тот объяснил соцзащите, что она не работает, ее работодатель ликвидирован, поэтому справку дать не может. Какой-то особой формы справки о доходах нет. Представленные документы подтверждают доход женщины. Надо начислить ей пособие.
Должна предупредить: получать путинские выплаты и одновременно иметь неофициальный доход — уголовное преступление. Предоставление ложных, недостоверных сведений при получении социальных выплат законодатель признает мошенничеством. При этом не важно, какая сумма была скрыта от государства. Формально достаточно один раз подать неверные сведения о своих доходах и получить от государства деньги. Это уже состав преступления. Предусмотрены разные виды наказания: от штрафа до ареста на 4 месяца.
Если получить на основании недостоверных сведений больше 250 тыс. руб., мошенничество будет считаться крупным. За это могут лишить свободы до 6 лет.
Куда жаловаться, если что-то идет не так
Если в управлении соцзащиты вам отказываются платить, пишите жалобу на имя начальника этого органа примерно с таким содержанием:
Просите разобраться и дать письменный мотивированный ответ. С этим ответом уже можно идти в суд, если проблему не решат.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Добрый день! А можете рассказать, что ждет если родившая ИП? Какие тогда выплаты? И на что рассчитывать?
У меня возникло несколько вопросов:
1) «Давайте посмотрим на примере. В 2020 году ваши доходы будут сравнивать с прожиточным минимумом за II квартал 2019 года. В Краснодарском крае во II квартале прожиточный минимум такой:
для родителей — 12 030 Р;
для детей — 10 639 Р.
Приказ министерства труда и социального развития Краснодарского края о величине прожиточного минимума
Для семьи из двух родителей и одного младенца прожиточный минимум на месяц получается 34 699 Р. Умножаем на два, так как выплаты на ребенка вы будете получать уже в 2020 году, и получаем, что ваши общие доходы должны быть меньше 69 398 рублей.»
Подскажите на основании чего с 2020 года весь полученный прожиточный минимум умножается на 2?
2) Какой именно прожиточный минимум используется, если семья из 4 человек, 2 взрослых, 2 детей (1 и 3 года) имеют временную регистрацию, то подсчёте будет использоваться Прожиточный минимум по временной регистрации(Москве) или по Постоянной регистрации?
3) При подсчёте общих доходов, как именно учитываются доходы? до вычета Налога на прибыль или после вычета?
4) Для подачи на «Путинскую выплату» каким образом учитываются Дивидендные доходы или доходы по Облигациям? Если учитываются, то каким образом можно понять сколько прибавить к ежемесячному доходу? При этом учитываются только зафиксированная/зачисленная прибыль или же возможная при продаже ценных бумаг?
5) Супруга получает порядка 6000р пособия по уходу за 2-ым ребёнком до 1,5 лет, эту сумму необходимо суммировать и добавлять в ежемесячный доход при подаче заявлений на «Путинскую выплату»?
Заявление об утере трудовой книжки
Утрата трудовых книжек – не такое уж и редкое явление. Для того, чтобы получить новый документ, необходимо написать заявление об утере прежнего.
Правила содержания и хранения трудовой
В соответствии с действующим законодательством, трудовая книжка входит в перечень бланков строгого учета. Значит это то, что относиться к ней нужно крайне бережно и внимательно, не допуская ее попадания в посторонние руки. Связано это с тем, что на основе записей, внесенных в трудовую, в дальнейшем вычисляется общий трудовой стаж работника, начисляется пенсия.
В период, когда человек официально работает, трудовая хранится у его работодателя под присмотром специалиста по кадрам или у секретаря.
В это время данный сотрудник несет за документ полную ответственность, в том числе материальную, т.е. если трудовая внезапно исчезнет, восстанавливать ее представитель компании будет за свой счет.
Однако, иногда трудовая оказывается на руках гражданина. Это бывает, в первую очередь тогда, когда он находится без работы или же по каким-то причинам вынужден взять трудовую у работодателя. Надо отметить, что в большинстве случаев для предоставления информации из трудовой по месту требования достаточно взять с места работы заверенную выписку или копию книжки, но вот что касается некоторых государственных структур, например, Пенсионного фонда или же банковских кредитных учреждений, там зачастую просят только оригинал документа.
И вот в этот период никто не застрахован от утери трудовой или ее утраты (последнее может быть связано с каким-либо чрезвычайным обстоятельством – пожаром, затоплением, аварией и т.д.).
Никакого наказания за потерю или утрату документа по закону нет, но вот его восстановление – это в первую очередь забота и обязанность его владельца.
При этом даже частичное повреждение трудовой книжки – обгорание, нехватка листов, несмываемая грязь и т.п. служит основанием для ее замены и получения нового бланка.
Кому подавать заявление
Заявление об утере трудовой пишется всегда на имя руководителя компании или (если такое предусмотрено в локальной политике организации) – иного ответственного сотрудника, например начальника отдела кадров.
При этом само заявление передается либо кадровику, либо секретарю, либо бухгалтеру – на крупных предприятиях высшее руководство обычно недоступно для решения таких малозначительных дел. Если фирма небольшая, то заявление можно отдать напрямую директору.
Куда обращаться, если утрата трудовой произошла в период отсутствия работы
Если потеря трудовой книжки случилась в то время, когда человек нигде не работал, то обращаться нужно к бывшему работодателю или же к новому. В любом случае, после получения заявления работнику обязаны выдать дубликат документа.
В течение какого срока работодатель должен оформить новую книжку
После того, как заявление уйдет по месту назначения, новая трудовая книжка должна быть выдана в двухнедельный срок. А вот заниматься сбором предыдущих записей должен тот, по чьей вине произошла утрата прежнего документа. Если это сам владелец – то надо пройтись по бывшим местам работы и попросить, чтобы там поставили в трудовую нужные штампы. Если же утеря произошла по вине сотрудника компании – в тот период, когда книжка находилась на ответственном хранении у работодателя – заботиться о ее восстановлении должен уже он.
Можно ли купить трудовую и самому внести сведения о предыдущих местах работы
Такой вариант некоторым кажется самым простым и быстрым. Однако важно знать, что делать это не просто неразумно, но и небезопасно с точки зрения уголовного права. Оформление трудовой книжки лицами, не имеющими на то права, будет нелегальным и тому же может попасть под статью о подделке документов.
Как сформулировать заявление, особенности документа
Если вы читаете эту статью, значит перед вами наверняка стоит задача по составлению заявления об утере трудовой книжки. Прежде чем предоставить вам подробное описание документа, дадим некоторые общие сведения, которые имеют отношение ко всем таким бумагам.
Образец заявления об утере трудовой книжки
Теперь мы подошли к главной части нашей статьи – примеру. Нужно сказать, что этот документ не представляет особой сложности в составлении – на основе представленного ниже образца вам без особых проблем удастся написать свое заявление.
Итак, по порядку. В начале документа обозначьте, кому вы его адресуете: здесь надо указать должность, ФИО руководителя компании, в которой вы работаете (или работали), а также название самой организации. Далее внесите свои данные – также должность и ФИО. Затем, посередине строки, напишите слово «заявление» и поставьте точку.
С новой строки информируйте работодателя о собственно утере трудовой книжки. Причины утраты писать не обязательно – в законодательстве такое требование отсутствует. Далее сославшись на ст. 65 ч.5 ТК РФ попросите оформить новую трудовую. Напоследок поставьте под документом свою подпись и вручите его ответственному сотруднику.
Заявления на электронные трудовые книжки (образцы)
До 31.10.2020 работодатели должны были уведомить своих работников об изменениях в ведении трудовых книжек.
Образец уведомления можно скачать здесь. А тут вы найдете образец приказа о переходе на электронные трудовые.
РАЗЪЯСНЕНИЯ от КонсультантПлюс:
Сотрудник при трудоустройстве представил бумажную трудовую книжку. Сотрудник не помнит, сделал ли он выбор формы ведения трудовой книжки на предыдущем месте работы. Запись о подаче заявления о ведении трудовой книжки в электронном виде отсутствует в бумажной трудовой книжке. Справку СТД-Р не представил. Справку СТД-ПФР тоже не представил, сославшись на то, что не оформлен личный кабинет на сайте Госуслуг, в ПФР и МФЦ срок изготовления справки длительный (до 1 мес.). Как оформить прием сотрудника инспектору отдела кадров? Нужно ли просить работника при трудоустройстве оформить заявление о выборе способа ведения трудовой книжки? Как быть, если заявление было все же ранее написано и способы ведения трудовой книжки в ранее написанном и новом заявлениях не совпадут? Как работодатель может проверить при приеме на работу сотрудника, был уже сделан гражданином выбор по ведению трудовой книжки в электронном или бумажном виде (и какой)? Какие санкции могут быть применены к работодателю при некорректной подаче сведений в ПФР? Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно узнайте ответы на эти вопросы.
Решить, оставлять бумажный вариант трудовой или переходить на электронную версию, работники должны были до 31.12.2020. Свое волеизъявление они должны были оформить заявлением.
Чтобы они не занимались самодеятельностью, предлагаем вам готовые бланки таких заявлений. Просто распечатайте их и дайте им заполнить. Или сделайте на их основе образцы.
Заявление 1. Работник хочет оставить бумажную трудовую книжку.
Заявление 2. Работник согласен перейти на ведение трудовой в электронном виде.
Заявление 3. Работник просит предоставить ему сведения о трудовой деятельности (запрос на форму СТД-Р).
Заявление 4. Работник обнаружил ошибку в сведениях о трудовой деятельности и просит внести исправления.
Алгоритм действий по переходу на электронные трудовые книжки и примеры всех необходимых для этого документов вы можете найти в Типовой ситуации от КонсультантПлюс, получив бесплатный пробный демо-доступ к системе.
Подробнее о переходе на электронные трудовые книжки читайте здесь.
Электронная трудовая книжка: ответы на популярные вопросы
С какой даты вводятся электронные трудовые книжки на территории Российской Федерации?
 — Ведение сведений о трудовой деятельности в электронном виде началось с 1 января 2020 года.
Вместе с тем термина «электронная трудовая книжка» ТК РФ не содержит. Статья 66.1 ТК РФ говорит о сформированной работодателем в электронном виде основной информации о трудовой деятельности и трудовом стаже работника (сведения о трудовой деятельности). Сведения о трудовой деятельности ведутся работодателем только в электронном виде.
Какие сведения вносятся в электронную трудовую книжку?
 — Это информация о работнике, месте его работы, его трудовой функции, переводах работника на другую постоянную работу, об увольнении работника с указанием основания и причины прекращения трудового договора, об установлении второй и последующей профессии или иной квалификации, а также другая предусмотренная ТК РФ или иным федеральным законом информация.
При этом информация, содержащаяся в сведениях, в основном повторяет информацию, содержащуюся в трудовой книжке.
В трудовую книжку в бумажной форме сведения о награждении вносятся, а в ЭТК — нет. Почему?
 — В сведения о трудовой деятельности информация о награждении за успехи в работе не вносится, потому что такая обязанность работодателя законодательством РФ не установлена. Представляемая работодателем в ПФР форма «Сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица (СЗВ-ТД)» также не содержит раздела для указания сведений о награждении за успехи в работе.
Что должен сделать работодатель в связи с введением электронной трудовой книжки?
 — До конца 2020 года работодатели должны:
Источник: Ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде», п.2 постановления Правительства РФ от 19 июня 2020 № 887 «Об особенностях правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в 2020 году»
Нужно ли рассылать уведомление о формировании сведений о трудовой деятельности в электронном виде внешним совместителям, если трудовые книжки на них ведут на основной работе? Необходимо ли от них получать заявления на ведение бумажных трудовых книжек, если книжки ведутся в основной организации?
 — Нет, не нужно. При оформлении трудовых отношений по совместительству работник трудовую книжку не представляет. В связи с тем что работодатель не ведёт трудовые книжки работников-совместителей, уведомлять их о переходе на ЭТК и получать заявления на ведение бумажных трудовых книжек нет необходимости.
Уведомления о переходе на электронные трудовые книжки с подписью работника об ознакомлении нужно хранить в личных делах? Подшивать ли их к делу при увольнении сотрудника? Хранить ли их в отдельных папках?
 — Хранить уведомления работодатель вправе как в личном деле, так и в общей папке.
Разъясните порядок действий работодателя с заявлениями о выборе способа ведения трудовой книжки. После выдачи трудовой книжки на руки работнику заявление о выборе ЭТК вкладывается в трудовую книжку или хранится у работодателя, которому подано заявление? Какой срок и порядок хранения такого заявления? Где хранится заявление о выборе бумажной трудовой книжки? Если оно остается у прежнего работодателя, то как новый работодатель узнает о том, что работник уже сделал выбор о продолжении ведения бумажной трудовой книжки и дату этого заявления, ведь в данном случае СТД-Р работник не предоставляет?
 — Если гражданин не впервые поступает на работу, то при заключении трудового договора он обязан предъявить работодателю трудовую книжку или сведения о трудовой деятельности вместе с трудовой книжкой или взамен трудовой книжки.
Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения утверждён Приказом Росархива от 20.12.2019 № 23. В настоящее время заявления о выборе способа ведения трудовой книжки в этот перечень не внесены. Вероятно, работодателю следует определить срок хранения указанных заявлений самостоятельно — не менее 5 лет.
Что делать, если работник в отпуске или на больничном и поэтому не успевает обратиться к работодателю с заявлением о сохранении бумажной трудовой книжки?
 — Если работники, которые по состоянию на 31.12.2020 не исполняли свои трудовые обязанности, но за которыми сохранялось место работы, в том числе на период временной нетрудоспособности и отпуска, не имели возможности обратиться к работодателю с заявлениями о продолжении ведения работодателем трудовой книжки в соответствии со ст. 66 ТК РФ или о предоставлении работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ до 31.12.2020, они могут сделать это в любое другое время после этой даты.
Если работник не подаст до 31 декабря 2020 года заявление о выборе формата трудовой книжки и не подпадёт под категорию лиц, имеющих право написать заявление в любое время (ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ), означает ли это, что он в дальнейшем не сможет отказаться от ведения бумажной трудовой книжки?
 — Нет, не означает. Даже если работник не относится к тем лицам, которые могут написать заявление в любое время, возможность в последующем отказаться от ведения трудовой книжки у работника сохраняется.
В случае если работник до 31.12.2020 не подал работодателю заявление о продолжении ведения бумажной трудовой или о предоставлении сведений о трудовой деятельности, работодатель продолжает вести его трудовую книжку в соответствии со статьёй 66 ТК РФ.
Пунктом 4 статьи 2 Федерального закона № 439-ФЗ прямо предусмотрено, что для работника, воспользовавшегося своим правом на дальнейшее ведение работодателем трудовой книжки, это право сохраняется при последующем трудоустройстве к другим работодателям (пункт 4 статьи 2 Федерального закона № 439-ФЗ).
При этом работник, подавший письменное заявление о продолжении ведения работодателем трудовой книжки, имеет право в последующем подать работодателю письменное заявление о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности (пункт 5 статьи 2 Федерального закона № 439-ФЗ).
Источник: Письмо Минтруда РФ от 11.02.2020 № 14-2/В-141
Если работник решил перейти на электронную трудовую книжку и подал соответствующее заявление, может ли он впоследствии вернуться к бумажной версии?
 — Закон не предусматривает возможности отозвать заявление о предоставлении работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьёй 66.1 ТК РФ или обратиться с заявлением о продолжении ведения работодателем трудовой книжки в соответствии со статьёй 66 ТК РФ взамен ранее поданного заявления о предоставлении работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьёй 66.1 ТК РФ.
Вправе ли работник отозвать такое заявление в срок до 31 декабря 2020 года? Или выбор в пользу ЭТК уже нельзя изменить, даже несмотря на установленный в законе срок?
 — Отзыв заявления о переходе на электронную трудовую книжку законодательством не предусмотрен.
В какие сроки нужно выдать работнику бумажную трудовую книжку, если он выбрал ЭТК?
 — Действующим законодательством не предусмотрена специальная норма, регулирующая сроки выдачи трудовой книжки в случае подачи работником заявления на предоставление сведений о трудовой деятельности.
В случае выбора работником предоставления ему сведений о трудовой деятельности для выдачи трудовой книжки допустимо применение части 1 статьи 62 ТК РФ, согласно которой по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трёх рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику копии документов, связанных с работой.
При выдаче трудовой книжки в неё вносится запись о подаче работником заявления о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьёй 66.1 ТК РФ.
Источники: онлайнинспекция.рф и Письмо Минтруда РФ от 13.03.2020 № 14-2/В-260
Какую запись нужно сделать в бумажной трудовой книжке при её выдаче работнику при переходе работника на ЭТК?
 — В данном случае необходимо руководствоваться буквальным содержанием ст. 2 Федерального закона № 439-ФЗ и сделать следующую запись в трудовой книжке работника:
Кроме того, для целей инвентаризации рекомендуем издать приказ о прекращении ведения и хранения трудовой книжки и о выдаче её работнику. Реквизиты этого приказа в трудовой книжке указывать не нужно.
Как правильно внести запись в трудовую книжку о том, что подано заявление о ведении сведений о трудовой деятельности в электронном виде?
 — Минтруд рекомендует вносить запись в том же порядке, как и при увольнении.
Информация о поданном работником заявлении включается в сведения о трудовой деятельности, представляемые работодателем для хранения в информационных ресурсах Пенсионного фонда Российской Федерации.
Документом, подтверждающим выдачу трудовой книжки на руки, является заявление работника.
При выдаче трудовой книжки в неё вносится запись о подаче работником заявления о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьёй 66.1 Трудового кодекса.
В трудовой книжке записи осуществляются в следующем порядке:
Кроме того, в графе 13 «Расписка работника в получении трудовой книжки» книги учёта движения трудовых книжек, утверждённой постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69, делается запись: «Выдана на руки на основании письменного заявления (фамилия, имя, отчество) о предоставлении ему (ей) работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьёй 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации (часть 2 статьи 2 Федерального закона № 439-ФЗ)», а также работник расписывается в получении трудовой книжки.
Заявление о выбранном способе подается работником только после выдачи работодателем уведомления.
Источник: Письма Минтруда России от 12.02.2020 № 14-2/В-150, от 16 марта 2020 г. № 14-2/В-267
Как отразить в журнале учёта трудовых книжек и вкладышей в них выдачу бумажной трудовой книжки работнику на руки, если он пожелал перейти на электронную трудовую книжку?
 — В этом случае книга учёта движения трудовых книжек и вкладышей в них заполняется обычным способом: записи делаются в столбцах № 12 «Дата выдачи на руки трудовой книжки при увольнении (прекращении трудового договора)» и № 13 «Расписка работника в получении трудовой книжки».
Можно ли использовать свою форму журнала регистрации выдачи трудовых книжек работникам в связи с решением работника перейти на предоставление ему сведений о трудовой деятельности в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ? В унифицированной форме журнала учёта движения трудовых книжек нет соответствующей графы для внесения предложенной Минтрудом записи: «Выдана на руки на основании письменного заявления (фамилия, имя, отчество) о предоставлении ему (ей) работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьёй 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации».
 — Можно. В настоящее время ответственности за нарушение рекомендаций Минтруда в части оформления унифицированной формы журнала учёта движения трудовых книжек при выдаче трудовой книжки работнику в связи с его решением отказаться от ведения бумажной трудовой книжки не установлено.
Нужно ли заводить новый журнал учёта выдачи трудовых книжек для выдачи СТД-Р? Каким документом работодатель должен подтверждать выдачу СТД-Р работнику?
 — Нет, это не обязательно. Трудовое законодательство не устанавливает требования о ведении какого-либо журнала предоставления работнику сведений о его трудовой деятельности. Способ подтверждения предоставления указанных сведений зависит от способа их предоставления (на бумажном носителе или в форме электронного документа).
Должен ли работодатель вносить в электронную трудовую книжку сведения о работе по внутреннему совместительству?
 — Да, должен. Каких-либо исключений по внесению сведений в электронной форме о работе сотрудника по совместительству нормами действующего законодательства не установлено.
Как работнику получить сведения из своей электронной трудовой книжки?
 — Сведения о трудовой деятельности ведутся работодателем только в электронном виде. При необходимости сведения могут быть получены работником (лицом, имеющим стаж работы по трудовому договору) на бумаге. Предоставить их может нынешний или бывший работодатель (по последнему месту работы), а также управление Пенсионного фонда России или многофункциональный центр госуслуг (МФЦ). Услуга предоставляется бесплатно, без привязки к месту жительства или работы работника (лица, имеющего стаж работы по трудовому договору).
В какой срок работник имеет право получить у работодателя сведения ЭТК за период работы у данного работодателя?
 — В период действия трудового договора работник может получить сведения о трудовой деятельности в течение трёх дней после подачи заявления, а при увольнении — в день прекращения трудового договора.
Что делать, если работодатель указал неправильную информацию в электронной трудовой книжке?
 — Следует обратиться с письменным заявлением к работодателю, который обязан исправить или дополнить сведения о трудовой деятельности и представить их в Пенсионный фонд Российской Федерации.
До какого года работник имеет право на сохранение бумажной трудовой книжки?
 — Право работника на дальнейшее ведение работодателем трудовой книжки в соответствии со ст. 66 ТК РФ не ограничено во времени и сохраняется при последующем трудоустройстве к другим работодателям. Работодатель освобождается от обязанности по ведению трудовой книжки в соответствии со ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) только после её выдачи работнику, согласившемуся с формированием сведений о его трудовой деятельности в электронном виде. Поэтому непоступление от работника в срок до 31 декабря 2020 года письменного заявления о продолжении ведения его трудовой книжки в порядке ст. 66 ТК РФ не освобождает работодателя от выполнения обязанности по её ведению и хранению.
Если работник не подал заявление, сохраняется ли за ним право пользоваться трудовой книжкой при смене работы? Вправе ли новый работодатель отказать в ведении трудовой книжки?
 — Нет, новый работодатель отказать в ведении трудовой книжки на бумажном носителе не может.
За работником, воспользовавшимся своим правом на дальнейшее ведение работодателем трудовой книжки, это право сохраняется при последующем трудоустройстве к другим работодателям (п. 4 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ).
При этом работник, подавший письменное заявление о продолжении ведения работодателем трудовой книжки, имеет право в последующем подать работодателю письменное заявление о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности (пункт 5 статьи 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ).
Источник: Письмо Минтруда РФ от 10.02.2020 г. № 14-2/В-136
Как оформлять трудовые книжки работникам, которые устраиваются впервые?
 — Сведения о трудовой деятельности работников, устраивающихся впервые на работу с 1 января 2021 года, должны формироваться только в электронном виде. До этой даты работник, устраивающийся на работу впервые, вправе сделать выбор как в пользу трудовой книжки, которая ведётся в соответствии со ст. 66 ТК РФ, так и в пользу сведений о трудовой деятельности, формируемых в электронном виде.
В том случае если работник, проработавший у работодателя свыше пяти дней, не сделает такой выбор, работодатель обязан оформить ему трудовую книжку в порядке ст. 66 ТК РФ.
Должен ли работодатель вносить в электронную трудовую книжку сведения о работе по совместительству?
 — Да, должен. Работа по совместительству является одной из форм трудовой деятельности. В соответствии с положениями Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования», в сведения о трудовой деятельности работодатель обязан включить известную ему информацию о внешнем совместительстве работника.
При приёме на работу работодателю нужно предъявлять трудовую книжку в бумажном виде или только в электронном виде? Ведь работодатель освобождается от ответственности за её ведение и хранение.
 — Если работник перешёл на трудовую книжку в электронном виде, то работодатель, по нашему мнению, не обязан требовать трудовую книжку в бумажном виде. Но работник вправе предъявить работодателю трудовую в бумажном виде для исчисления трудового стажа работника.
Если на работника велась ЭТК, то что он должен предъявить новому работодателю при устройстве на новую работу?
 — При устройстве на новое место работы работник предоставляет сведения о трудовой деятельности либо в форме электронного документа с электронной подписью, либо на бумажном носителе, заверенные надлежащим образом.
Я бы хотела, чтобы на новом рабочем месте у меня уже велась электронная трудовая. Должна ли я предоставлять на новую работу старую трудовую в бумажном виде?
 — Да, вы должны предоставить работодателю бумажную трудовую книжку. Однако после внесения записи о том, что вы подали указанное заявление, он вам её вернёт.
В соответствии со ст. 66 ТК РФ работодатель ведёт трудовые книжки на сотрудников, проработавших свыше 5 дней. Нужно ли вносить информацию в ЭТК на сотрудника, который проработал 2 дня и уволился? Ведь получается, что в бумажную трудовую мы не вносим информацию об этом?
 — Факт того, что работодатель отразит в сведениях о трудовой деятельности работника в электронной форме информацию о его работе в том числе продолжительностью до 5 дней, не является нарушением части 3 статьи 66 ТК РФ, поскольку статья 66 ТК РФ не регулирует порядок заполнения сведений о трудовой деятельности работника.
Если работник решил сохранить бумажную трудовую, а потом поменял работу, нужно ли ему писать новому работодателю ещё одно заявление о сохранении трудовой книжки?
 — Нет, не нужно. За работником, воспользовавшимся своим правом на дальнейшее ведение работодателем трудовой книжки в соответствии со статьёй 66 Трудового кодекса Российской Федерации, это право сохраняется при последующем трудоустройстве к другим работодателям.
Что делать с книгой учёта движения бумажных трудовых книжек и вкладышей в них после перехода всех сотрудников на ЭТК?
 — Когда все записи в книге учёта движения трудовых книжек и вкладышей в них завершены, все учтённые в ней трудовые книжки и вкладыши в них выданы работникам, процедура их дальнейшего учёта и хранения подлежит прекращению, а книга – передаче на архивное хранение.
Порядок оформления прекращения ведения книги учёта законом не регламентирован. По мнению ведомства, для корректного оформления прекращения ведения книги учёта лицу, ответственному за учёт и хранение трудовых книжек, необходимо выполнить следующее:
Что делать, если работник устраивается на работу с бумажной трудовой книжкой, а книга учёта трудовых книжек и вкладышей в них «закрыта»?
 — В данном случае необходимо оформить новую книгу учёта движения трудовых книжек и вкладышей в них либо возобновить ведение старой книги (на усмотрение работодателя).
Работник выбрал бумажную версию трудовой книжки. Он увольняется. Обязан ли работодатель выдать СТД-Р такому работнику? Или СТД-Р выдаётся только при увольнении работнику, который отказался от бумажной трудовой и перешёл на электронную?
 — В этом случае выдавать работнику СТД-Р не требуется. СТД-Р выдаётся при увольнении работнику, который отказался от бумажной трудовой книжки и перешёл на ЭТК.
После сокращения для выплаты пособия за второй и последующий месяцы бывший работник предоставлял трудовую книжку без записи о трудоустройстве. Как бывший работник, в связи с переходом на ЭТК, будет подтверждать свой статус безработного, если он может устроиться на работу без записи в трудовой книжке, оформив её электронно?
Увольняемому в связи с сокращением работнику работодатель должен выплатить:
Для получения сохранённого среднего заработка (выходного пособия за второй месяц) требуется подтверждение, что вы не трудоустроены. В этом случае вы должны представить работодателю соответствующее письменно оформленное заявление и трудовую книжку, в которой отсутствует запись о трудоустройстве.
В случае представления решения службы занятости о сохранении среднего заработка за третий месяц у работодателя возникает обязанность выплатить вам этот заработок. Выплата среднего заработка за третий месяц производится только при условии, что вы встали на учёт в службу занятости в течение двух недель с момента увольнения.
В случае отказа работника от ведения трудовой книжки в бумажном формате в данном случае работник должен представить сведения о трудовой деятельности.
Формы и формат сведений о трудовой деятельности зарегистрированного лица утверждены Постановлением Правления ПФ РФ от 25.12.2019 № 730п.