как нарисовать то что у тебя в голове
Рисовать «из головы» — как? И, главное, ЗАЧЕМ?
Друзья, мне часто задают один и тот же вопрос. Про то, как рисовать по воображению, то есть «из головы». Чтобы не повторяться в отдельных письмах, в этот раз я отвечу на сайте. Надеюсь, мой ответ будет полезен для художников, которых тревожит та же проблема.
А начну с последнего письма на эту тему.
Прошлой осенью я уже писал Вам в виде «крика души», на который Вы на мое удивление даже ответили 🙂 Спасибо за это!
Хочу сказать, что большинство основных проблем в моем творчестве я преодолел, но возникла очередная, которая раздражает очень и очень сильно: я не могу (почти) рисовать «из головы». То есть если поставить передо мной гипс, или хозяйскую утварь с фруктами, или даже пейзаж, то сформировать более менее адекватное изображение у меня выходит.
Но вот если я сажусь и хочу нарисовать то, что у меня в голове — … тут начинает ад. Как будто я держу кисть или карандаш в руках первый раз. То есть что сложного — представить в своей голове дерево на фоне реки и нарисовать его акварелью даже в одном цвете. Если бы я видел перед собой этот сюжет то написание наброска у меня заняло пара минут и несколько движенью кистью (в идеале), но представляя в голове, выходит как будто мне 4 года, и родители подарили мне краски с кистями на новый год, лишь бы я перестал бегать по коридорам.
Иногда, разумеется получается, но все равно гораздо ниже уровнем нежели если бы я рисовал с натуры…
Как я понимаю тут дело уже не в умении и не в технике рисования, а именно в «таланте» или «мозге»… Можно конечно продолжать рисовать с натуры, но порой хочется нарисовать что-то иное, что в душе, но не выходит…
На мой взгляд, описанная ситуация не только типична, но и НОРМАЛЬНА.
«Из головы» замечательно писать абстрактные картины, тут пространство для воображения безгранично. Ну в крайнем случае, нечто фантастическое. Какого-нибудь не известного науке Чебурашку или портрет лунатика.
Но если хочется изобразить что-то, что может существовать в реальном мире, да еще и сделать это достаточно правдоподобно, то зачем мучить голову, пытаясь достать из нее то, чего там нет?!
Не верите? В порядке эксперимента… Представьте себе какой-нибудь овощ или фрукт, который найдется у вас в холодильнике. Нарисуйте его «из головы», так подробно, как можете себе представить. А потом достаньте из холодильника настоящий и нарисуйте его с натуры. Какой из этих рисунков выглядит более правдивым?
(В книге «Искусство рисунка» Берт Додсон предлагал рисовать перец. Замечательное упражнение! Моя рецензия к книге ЗДЕСЬ).
Понимаете, каждый предмет в природе уникален, он существует только в одном экземпляре.
В голове у нас хранится некий обобщенный образ, набор характеристик. Морковка выглядит как вытянутый конус оранжевого цвета. А она может быть такой:
Окружающий мир намного разнообразнее того, что мы можем себе вообразить…
Помимо биологической вариативности есть ведь еще и другие переменные. Тени и рефлексы, которые носят случайный характер. Цвет, в зависимости от общего освещения. Руанский собор в полдень и Руанский собор в серую погоду — два разных по цвету собора.
Художники всегда относились к натуре с большим уважением. И в том, чтобы писать с натуры или писать то, что в душе, нет на самом деле никакого противоречия. Можно писать то, что в душе с натуры — стоит лишь найти подходящую натуру.
Возьмем для примера «Явление Христа народу» А. Иванова.
Понятно, что идея картины взята «из головы», и автор не писал эту сцену с натуры. И замысел здесь действительно монументален. Вот как видел художник свою задачу: «Нужно представить в моей картине лица разных сословий, всяких скорбных и безутешных, проглядывающее горестное чувство, желание свободы и независимости».
Но лица эти не выдуманные, как и детали пейзажа. Известно, что Иванов выполнил для этой картины около 400 предварительных этюдов и эскизов. Работа над полотном продолжалась 20 лет.
И этюды писались с реальных людей. Например, прототипом одного из персонажей был Гоголь.
Часть этих этюдов можно видеть в собрании Русского музея.
Любая реализация любого замысла предполагает сбор материала, и пропускать эту стадию не желательно. В вашей копилке могут быть наброски, эскизы, какие-то подходящие фотографии по теме. И тогда реализованная идея будет весомой и правдоподобной.
Но еще хочу сделать небольшую ремарку. Рисование «по воображению» отличается от рисования «по памяти». Со стороны разница не заметна, художник рисует что-то не глядя на натуру. Однако, по памяти можно нарисовать что-то действительно более-менее убедительное.
Конечно, в этом случае необходим достаточно большой опыт. Если вы нарисовали тысячу портретов с натуры, вы сможете нарисовать лицо, которое вполне может принадлежать реальному человеку. Ваша память будет подсказывать вам какие-то отдельные черты и нюансы лиц, уже вами нарисованных.
Чтобы рисовать по памяти недостаточно просто представлять себе знакомый объект. Его необходимо тщательно изучить, с карандашом в руке, делая наброски и подробные рисунки.
Я время от времени для разминки рисую свой автопортрет. В результате я могу не глядя в зеркало нарисовать лицо, похожее на мое… А вот лица родных или друзей я по памяти нарисовать не смогу, особенно тех, кого никогда не рисовала раньше.
По воспоминаниям современников, многие известные художники обладали уникальной цепкой памятью. Думаю, это не врожденный талант, а результат тренировки, каждый из этих художников имел большой опыт рисования с натуры.
Поэтому, если есть желание рисовать «из головы» — обязательно нарабатывайте опыт в рисунках с натуры, делайте наброски — чем больше, тем лучше. И вскоре эта проблема перестанет быть для вас проблемой)
«Для меня вполне очевидно, что привычка точно рисовать, что мы видим, дает соответствующую способность точно рисовать то, что мы задумываем»…
Джошуа Рейнольдс
Почему так сложно рисовать из головы? Часть 1
Вы хватаете карандаш или планшет, чувствуете, как энергия творчества проходит сквозь пальцы и… все не так. Просто не так. Было бы понятно, если бы вы плохо рисовали, но нет, вы спокойно рисуете в реализме, пока перед глазами референс, правда? Линии чистые, вы контролируете карандаш, и пропорции правильные, но только до тех пор, пока есть что-то реальное, к чему можно обратиться.
Рисование из головы – это более высокий уровень, нежели просто перерисовывание того, что существует реально. Рисуя, вы оживляете то, чего раньше никто не видел, это ли не созидание в чистом виде? Все эти удивительные существа и фантастические истории в вашей голове только и ждут, когда вы выпустите их на свободу. Вам охота увидеть, как они появятся на листе бумаги, станут взаправдашними, чтобы все ими восхищались, как вы. Почему же это так сложно? Как установить четкую связь между картинкой в голове и рисунком?
Как вы рисуете?
На этот вопрос нужно ответить в первую очередь. Рисование не так-то просто, как можно подумать, оно включает в себя множество аспектов (именно так создается куча стилей при всем при том, что реальность у нас только одна). Таким образом, процесс вашего рисования по референсам может полностью отличаться от того, как вы рисуете из головы. Если это так, то не удивляйтесь, почему что-то из этого вам дается легче, а другое представляется невозможным, хоть и обе эти вещи зовутся рисованием.
Тот же эффект может быть достигнут несколькими путями. Например, можно получить реалистичное изображение лошади четырьмя способами:
— сделать фото лошади
— вылепить скульптуру лошади и сфотографировать её при нужном свете
— использовать капли пигмента и нарисовать картину лошади
— использовать точки света и создать компьютерный рисунок лошади
Все эти методы, если действовать с умом и прямыми руками, приведут к одному результату – реалистичному изображению лошади. То же самое с вашими рисунками – хоть даже и рисование по референсу и из головы было выполнено теми же руками, теми же линиями, с помощью одних и тех же мозгов, нарисованы они по-разному. Другими словами, в вашем мозгу происходят два разных процесса — созидание и воссоздание.
Рисование по референсу: копирование
Выберите референс, попробуйте порисовать и понаблюдайте, как вы это делаете. Как это работает? Что вы, по сути, делаете, помимо рисования? Следите за процессами в вашей голове, анализируйте их. Какие вопросы вам бы хотелось задать самим себе и как бы вы на них ответили?
Самый популярный способ использования референса – скопировать контур. Чтобы это правильно сделать, нужно набить руку в копировании пропорций – видеть расстояния и воспроизвести их в другом ключе. Это относительно легко, даёт быстрый результат, а так же создаёт впечатление, что вы неплохо рисуете.
Однако вы всего лишь учитесь лучше копировать линии и пропорции. Если у вас хорошая память, вы можете даже их запомнить и рисовать один и тот же объект без референса и потом, только это не имеет ничего общего с навыками, которые нужны для рисования из головы. Не говоря уже о том, сколько линий приходится запоминать и как легко их потом забыть.
Референс (1), визуально превращенный в линии (2), а затем скопированный (3)
Точное копирование контура искажает ваше понимание предмета – со временем оно буквально распадается на части в памяти и чтобы заполнить белые пятна, приходится работать наугад.
Рисование из головы: Вѝдение
Попробуйте теперь нарисовать что-нибудь из головы. Какие возникают вопросы? Что вы делаете, чтобы на них ответить?
Типичный процесс рисования из головы происходит примерно так: в мыслях появляется какая-нибудь картинка, вы ее чувствуете, вы принимаетесь за рисование. Идея в вашей голове прозрачна и неуловима: вы не видите ее целиком как реальную картинку, но есть ощущение, что стоит только взять карандаш и эти пробелы в вашем воображении автоматически заполнятся. А когда этого не происходит, ощущается полная безнадёга.
Идея в голове не может быть превращена в контур, как в случае с референсом.
Вот почему эти два способа рисования разнятся. Нельзя скопировать пропорции и контуры того, что вы еще не видите. Только после того, как рисунок закончен можно увидеть, то это получилось или не то. Но… почему? Почему картинка в голове ощущается такой четкой, когда это на самом деле не так?
Изображения в воображении
Воображение – это черта вашего разума, позволяющая смешивать разные части реальности, чтобы создать их новые версии. В этом плане ваши творческие способности отображают ваш навык. Чем более вы творческий, тем оригинальнее вы можете преобразовать уже существующие вещи.
Воображение позволяет создать новую реальность из «кусков» нашей реальности
Все мы в какой-то мере творческие, кто-то больше, кто-то меньше. Отметим, что большинство детей очень креативны, потому что у них нет понятия об абсурде. Они просто воплощают свои идеи, не судя их и не отказываясь от самых безумных. С возрастом мы узнаем все больше разных вещей и наша креативность от этого часто страдает, потому что мы боимся неудачи, боимся выставить себя дураком.
Подсказка: если хотите развить свои творческие способности, найдите партнера и позадавайте друг другу сложные вопросы, на которые нельзя ответить «я не знаю». Чем страннее вопросы с ответами, тем лучше!
Иметь способности к творчеству достаточно, чтобы воображать что-то, но не достаточно, чтобы воплотить это что-то. Нужно иметь понятие об определенных элементах реальности, которые вы использовали, чтобы вообразить вашу задумку.
Не важно, что вы хотите нарисовать дракона, а их нет в природе. Существует общее понятие, т.е. концепт дракона (например, в западной культуре это большая чешуйчатая рептилия с крыльями), живые существа, клыки, челюсти плотоядных животных, наглядное строение крепких ног, крыльев и так далее. Огромное количество информации, которой, как вы думаете, вы обладаете, но так ли это на самом деле?
Память
Существует два типа памяти – пассивная и активная. Пассивная память используется только чтобы распознать что-то. Например, объект-1 сохранен в пассивной памяти с характеристиками A, B и C, и когда вы видите объект с характеристиками A, B, и C, он обозначается как объект-1. Запомнить что-то посредством пассивной памяти не требует много усилий и сохраняется оно в ней долгое время, но в то же время у вас нет к этому предмету прямого доступа – вам нужно увидеть что-то, что приведёт вас к нему. Без этого информация об объекте для вас просто не существует.
Пассивная память собирает информацию вокруг вас и не нуждается в том, чтоб её об этом «попросили». Она очень подробна, но по сути недоступна. Вы можете только принять информацию из окружающего мира, а потом все просто, как в уравнении (Имеет ли какой-нибудь объект в моей памяти характеристики A, B и C?).
Активная память это нечто большее. Она содержит информацию, которую вы однажды получили и решили сознательно сохранить. Когда вы пытаетесь что-то вспомнить, вы, в сущности, воспроизводите копию этой информации. Однако со временем она блёкнет, поэтому приходится к ней возвращаться, чтобы обновлять ее каждый раз. Это механизм запоминания и повторения.
Пассивная память
Давайте поближе рассмотрим процесс вспоминания. Пассивная память полностью бессознательна – вы смотрите на вещь (1), затем ее характеристики сохраняются в вашей памяти (2). Вы об этом даже не догадываетесь. Таким образом, к примеру, вы помните прически и лица ваших друзей, не задумываясь об этом специально.
Пассивная память дает чувство ознакомленности с объектом, который уже был сохранен. Это потому что ваше подсознательное пробивает его по базе данных, есть ли он там. Вот почему ребенок очарован всем, что видит вокруг (его пассивная память почти пуста), а взрослый этих вещей даже не замечает. Когда мы видим что-то впервые в жизни, оно привлекает наше внимание, чтобы мы могли сохранить его в пассивной памяти. Потом интерес к этому предмету угасает.
Пассивная память, хоть и «ленивая», но полезная и быстрая. Она позволяет вам распознавать вещи вокруг, не обращаясь к сознательному разуму, на автомате. Вы просто смотрите на что-то, глаза доносят информацию до мозга, и вы внезапно понимаете, на что смотрите – вы даже не знаете, что был этот самый короткий миг незнания. Вы понятия не имеете, что у вас был вопрос, потому что вы уже получили ответ на него.
Можете ли вы достать из закромов пассивной памяти информацию, не пользуясь всем этим сравнительным механизмом? Да, но только подсознательно. Подумайте о своих снах: в некоторых из них, в особенно четких, вы видите невероятное количество деталей и они почти настоящие. Весь мир снов построен на ваших пассивных воспоминаниях, хотя они могут быть и смешанными. Это также одна из причин, почему вы вспоминаете о чем-то, о чем долгое время не думали: ваше подсознание старается ответить на вопросы, даже если сознательно вы «сдались».
Активная память
Активная память более сложно устроена. Она работает под руку с вашим сознанием, чтобы что-либо запомнить. Она включается всякий раз, когда вы пытаетесь запомнить имя или номер, когда вы хотите что-то запомнить.
Усилия того стоят: активная память позволяет вам воспроизвести что-то из своей головы, пользуясь тем же «рецептом», что вы использовали для запоминания этой вещи.
Активная память, как и подразумевает название, работает с вами в сознательном состоянии, поэтому она медленнее. Вы осведомлены и о вопросе, и об ответе (или его отсутствии). Вам нужно сделать усилие, чтобы достать информацию из глубин памяти.
Допустим, ваш друг постригся. Ваша пассивная память говорит, что что-то не так (что-то не вписывается в шаблон). Теперь вам нужно вспомнить, как ваш друг выглядел раньше, используя активную память. Если вы никогда этим вопросом не задавались раньше, то вполне вероятно, что у вас в голове нет сохраненной копии этой информации – только шаблон, созданный вашим бессознательным, недоступный сознательному. Так, пассивная память говорит вам, что вы это знаете, но в то же время вы не можете сказать, что вы знаете.
Я не знаю, что я знаю
Итак, активная и пассивная память в сущности одинаковы. Их различает только то, каким образом происходит запоминание и вспоминание.
Вообразим, что воспоминания могут быть помещены в контейнер с органической мембраной. В ней нет никаких отверстий, так что если вы хотите положить туда еще воспоминаний, то придется их сделать. Если вы делаете это бессознательно, это будет очень легко. Однако вы не можете сознательно достать воспоминание обратно через «бессознательное» отверстие. Единственное, что может через нее пройти – это короткая информация: «да» или «нет», как ответ на вопрос «есть ли внутри нужная мне информация Х?». Это наша пассивная память.
Разместить внутри память, работая бессознательно, легко — ведь об этом даже думать не надо!
«Что такое Х?», спросите вы. «Ты знаешь, что это», отвечает пассивная память. И у вас нет выбора, кроме как поверить этому.
Если вы хотите сохранить какую-то информацию сознательно, то это займет больше сил и времени. Каждый кусочек-воспоминание должен пройти через свой собственный вход в тот самый контейнер и если вы с этим справитесь, то сможете доставать их обратно с тем же успехом. Это наша активная память.
Вам нужно понимать, что происходит запоминание, чтобы запомнить информацию сознательно. Если это просто, то ничего не получится
Теперь вы можете достать информацию в том виде, в каком вы её положили в наш контейнер-память.
Проблема в том, что с каждым разом, когда вы обращаетесь к контейнеру, мембрана самоисцеляется, т.е. вам становится все труднее достать из него информацию. Потому что бессознательные отверстия для «да» и «нет» настолько малы, что вы можете обращаться к ним спустя долгое время после последнего использования. Сознательные, хоть и исцеляются с такой же скоростью, но они становятся слишком мелкими для той быстрой информации, что в них хранится, поэтому снова к ней обратиться становится невозможно. Единственный способ сохранять отверстия «неисцеленными» — это доставать из них информацию до того момента, как они станут слишком маленькими для этого. Чем чаще вы это делаете, тем медленнее зарастают отверстия.
Чем больше времени прошло с момента запоминания, тем меньше можно будет извлечь информации, пока у вас не останется ничего, кроме ощущения того, что она просто есть.
Конечно, это только один из множества способов упрощенного изображения того, что происходит в наших мозгах. Человеческая память до сих пор не изучена полностью, но она гораздо сложнее устроена, чем то, было написано выше. Но, метафора, описывающая пассивную и активную память — это все, что нам нужно для решения проблемы рисования из головы.
Что нужно, чтобы рисовать из головы? Как научиться рисовать, используя собственную фантазию. Часть I.
Часто фантазия ценится выше, чем мастерство художника, умение придумывать нравится больше, чем одарённость или качественное классическое обучение рисованию. Но так ли важна фантазия и в ней ли самой дело?
1) Любые первые уроки рисования начинаются с изучения натуры, с умения видеть не только красоту, но и конструкцию, цвет, форму, освещение.
2) Чтобы рисовать из головы, необходимо научиться рисовать с натуры, освоить азы изобразительной грамоты. А как ещё вы собираетесь рисовать свои фантазии, которые, как мы выяснили, уже существуют в реале в том или ином виде? Чтобы нарисовать фантазийный портрет, стоит понять, как вообще рисовать портрет, с чего начать, на что обратить особое внимание при рисовании глаз и губ? Чтобы придумать пейзаж, придётся написать пейзажи маслом, акварелью, гуашью, освоить линейную перспективу, научиться намешивать цвета и так далее.
3) Важно научиться применять разные изобразительные средства в рисунках.
4) Особенно важно изучать законы зрительского восприятия и применять их на практике.
В двух словах всё и не расскажешь, могу посоветовать книги на эту тему:
+ Р. Арнхейм “Искусство и визуальное восприятие”
+ И. Иттен “Искусство формы”
Отсутствие той же грамоты очень заметно при разглядывании рисунков художников-самоучек и выдаёт дилетантов на фоне профессионалов. Зрителю же будет просто сложно понять, что хотел сказать художник, как сложно читать текст, написанный человеком, не владеющим мастерством письменной речи.
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже 🙂
Как начать рисовать и не бояться?
Как рисовать из головы и не бояться?
⠀
У меня был период жизни когда я практически не рисовала, несколько лет. Возвращать навыки, а главное — свободно придумывать и воплощать идеи на бумаге сложно. И не только технически, хотя и это тоже. Детям немного легче, взрослым сложнее. Что мешает и как это преодолеть? По образованию и по сфере деятельности я не только художник, но и педагог и достаточно часто сталкиваюсь с тем, что человеку сложно придумывать свои сюжеты. Кто-то начинает рисовать сразу, кому-то нужно время и бывает, что рисовать хочется, но что-то не дает делать это свободно.
Это только пара моментов, тема гораздо шире. Все это подходит как для взрослых, так и для детей.
⠀
1. Страх, что ничего не получится и выйдет ерунда. И пусть не получается, главное — рисуйте. Вся эта ерунда и есть обучение. Постепенно количество переходит в качество. Результат — это всегда результат процесса, погружайтесь в процесс, результат будет потом. Не нужно создавать себе границы — у искусства их нет. Если хочется изучить основы рисунка, точные области изобразительного искусства — отлично. Вы также можете не следовать правилам и делать то, что хочется вам. Тут очень важно постоянство, пусть это 10 минут, но три раза в неделю. Можно рисовать не только дома, но и в транспорте, в перерывах на работе, в кафе.
⠀
2. Быстрые зарисовки идеи, увиденного сюжета — прекрасное упражнение. Тут не должна стоять цель — красиво, правильно. Цель — изобразить идею возможными способами, в формате эскиза. А вот после можно из нее что-то делать, доводить до конца. Главное, чтобы материалы всегда были под рукой — блокнот, карандаш, фломастер, то, что вам нравится.
⠀
3. Иногда ступор возникает из-за того, что не получается включить фантазию в нужный момент. Желание есть, а вот мозг ничего не выдает. Ступор и определенный страх — это совершенно нормальный этап. Попробуйте понять откуда идет этот страх. Может кто-то что-то сказал когда-то или есть какая-то неуверенность. Отпустите эти чувства. Главное из этой точки двигаться дальше, по чуть-чуть и это состояние пройдет.
⠀
Про фантазию. Она работает на основе нашего визуального, акустического, чувственного опыта. Из всего многообразия того, что мы видим, какие-то вещи мы запоминаем, какие-то забываются.
Мозг использует то, что мы знаем и помним, смешивая, сочетая, трансформируя образы во что-то новое. Так получается то, чего еще не было.
⠀
Но в основе — наш прошлый опыт, наша память. Поэтому так полезно расширять визуальную (и не только) память. Разглядывать и запоминать увиденное. Детально, целенаправленно. Это просто интересно, оказывается столько всего проходит незамеченным. Можно наблюдать за позами, мимикой людей и как следствие — будет значительно легче их рисовать. Брать материалы для рисования в путешествия, в походы. Мы привыкли фотографировать, попробуйте добавить быстрые, хотя бы минутные зарисовки. Это очень захватывающее занятие, вы увидите и заметите намного больше.
⠀
4. Если задача — реалистичное изображение объектов, но не с натуры, а из головы. То тут только это — нужно изучить натуру, ее строение, как она меняется в перспективе, как ложатся тени и свет, почувствовать ее форму.
То есть, чтобы реалистично рисовать из головы нужно сначала достаточно много наблюдать и рисовать с натуры, изучая ее. Копировать работы мастеров, изучить основы рисунка.
Кто-то делает это сам, кому-то необходим учитель или специализированные курсы. Сейчас очень много материалов, книг, видео-уроков. Берите то, что подходит именно вам.
5. Если привлекает иллюстрация, декоративное, абстрактное, наивное — свободное в своем проявлении искусство, то стоит выходить за рамки привычных приемов, ставить необычные и новые задачи. Например: составить рисунок используя только геометрические формы, линии разной толщины, попробовать совместить совершенно разные материалы (ткань, графику, акварель, пластилин, вышивку и т.д), создание коллажей — безграничная тема. Экспериментировать с композициями и перспективой. Смотреть какие приемы, техники, композиции используют другие художники, фотографы, иллюстраторы и т.д. Брать эти приемы, использовать, придумывать свои. Использовать цифровые возможности создания иллюстраций.
Но и тут все начинается с понимания формы, цветовых отношений, построения композиции.
Поэтому игнорировать рисование с натуры и изучение основ рисунка не стоит — это поможет во всем остальном.
6. Найти тех, кто поддержит. Конечно, нужно самим быть опорой для себя, но и вовремя сказанные слова другого человека могут сыграть свою роль. Не бойтесь делиться своими работами в соцсетях или сообществах.
7. Подумайте зачем Вы все это делаете, зачем рисуете или только начинаете. Думаю ответы могут быть разными, но уверена, что в основе лежит радость от самого творческого процесса. В творчестве скрыты большие ресурсы, рисуя (сюда можно отнести все другие виды творчества) мы узнаем себя с другой стороны, ум успокаивается и это отражается на жизни в целом. Рисование способствует психическому и физическому здоровью, как-нибудь расскажу об этом подробнее. Это уже самодостаточная цель для того, чтобы начать рисовать.
А может быть это принесет что-то еще о чем Вы сейчас даже и не знаете. Поэтому не бойтесь и беритесь за то, чем хочется заниматься, будь то акварель или еще какой прекрасный материал 🙂