как нарисовать то что видишь
Мир глазами художника, как научиться видеть
Речь пойдет о простых практических навыках, способных помочь начинающему художнику лучше понимать натуру, чтобы потом ее изобразить более достоверно.
Как мы учимся рисовать
Основные два варианта, при которых Вы учитесь с кем-то (то есть у Вас есть определенный ориентир):
Но в обоих случаях Ваша работа протекает не самостоятельно, Вам помогают. И за пределами этого пространства Вам тяжело выполнить что-то самим, без постороннего вмешательства.
И тут как раз встает вопрос о том, что бы увидеть, как это применить на других объектах, на других своих рисунках, на другой натуре.
Например, в видео про светотень я показывала примеры светотени на определенных предметах. И моей целью было то, что бы Вы поняли основные принципы светотени, увидели все то же самое на другой натуре, на тех предметах, которые Вы собираетесь рисовать самостоятельно.
И тут как раз вот это «видеть» крайне важно. Ведь не всегда все так наглядно, как в уроках, натура бывает очень смутной, со странным освещением. И после урока Вы: «я все понял!». А потом садитесь за какой-нибудь натюрморт и опа! – «Ох! Ничего такого тут нет! И как это рисовать? А где та светотень, о которой было в уроке?» И все, начинается ступор.
Вы начинаете искать дополнительную информацию, у вас возникают вопросы.
Вопросы – это хорошо! Но они могут мучить Вас бесконечно. Вы разберетесь с одним, начинается другое, решите другое, возникают проблемы с третьим. И так может длиться бесконечно. Но если вы научитесь видеть натуру, вопросов станет определенно меньше.
Каким образом мы учимся видеть натуру
И тут все довольно просто и очевидно, однако требует терпения и внимательности.
То есть, прежде чем преступить к практике (непосредственно к рисунку), понаблюдайте за объектом, попробуйте мысленно его разложить по тем основам рисунка, которые Вы уже знаете.
Та же самая светотень, например. Действительно ли падающая тень от этого объекта, темнее, чем собственная? Я же знаю, что она должна быть темнее, чем собственная! Почему я здесь этого не вижу?
Почему я не вижу рефлекса, например.
И так далее.
Перспектива та же самая, как сильно объект уходит в перспективу, насколько он отклонен от горизонталей, почему мне кажется, что объект вытянутой формы, а он на самом деле круглый. И вот таких копаний очень много. И, кажется, что от них можно сойти с ума. Проще взять, сесть, нарисовать. Если не получилось, анализировать свои ошибки.
Но наблюдение за натурой, любование ею – это неотъемлемая часть творческого процесса. Художнику важно понять, как передать то, что он видит. Так что если Вы не озадачиваетесь этим, то результаты вашего труда, возможно, будут гораздо ниже, чем если бы Вы просто наблюдали за предметами вокруг.
И это хорошая практика для художника – смотреть на мир не обыденным взглядом, а с анализом. Даже если Вы ничего не собираетесь рисовать, не ленитесь иногда рассматривать предметы вокруг себя и при этом представлять, как это изобразить на листе.
Когда я еще училась, я ездила в общественном транспорте и часто залипала на лица людей. Мне кажется, что из-за меня многим было неловко, потому что мне нравилось смотреть внимательно, анализировать, что-то представлять в своей голове.
Ну что поделаешь – я изучаю натуру, люди, простите меня. Я, конечно, не призываю Вас пялиться на людей в общественном транспорте. Но если вы хотите стать портретистами, то наблюдать за натурой так или иначе придется.
И второе, что тренирует наше зрительное восприятие – это анализ собственных готовых работ.
Да! Критикуем себя, самостоятельно, без посторонней помощи. Сравниваем с натурой свою работу, а потом смотрим на нее без сравнения с натурой. Дело в том, что Вашу работу зритель не будет оценивать в сравнении с оригиналом, он будет смотреть на нее отстраненно. И смотрите, что в ней не так? Что в ней можно улучшить, что бросается в глаза, как нечто нехорошее.
И самое главное, смотрите, что у Вас вышло хорошо! Что у вас вышло классно, круто! И обязательно хвалите себя за это, и ни в коем случае не расстраивайтесь из-за ошибок, ведь все исправимо. Самое главное, Вы видите и понимаете, в чем промахнулись. И в следующий раз все выйдет обязательно лучше.
Как рисовать то, что видишь
Требуется время и упорство, чтобы научиться рисовать реалистично. Если перед вами стоит такая цель, то техники и приёмы, о которых мы расскажем далее, помогут вам приблизиться к её достижению и улучшат ваши навыки рисования.
1. Убедитесь в присутствии направленного источника света
Подготовьте материалы для натюрморта. Перед тем как начать работу, установите лампу в нескольких футах и направьте свет на то, что будете изображать. Избавьтесь от всех остальных источников света в комнате, чтобы увеличить контраст и сделать тени более чёткими.
Очень важно настроить хорошее освещение, когда вы рисуете дома.
Без направленного источника света вы не сможете увидеть тени и блики, что отразится на рисунке, и тогда он с большой вероятностью получится мрачным и серым. Кроме того, рисовать при сильном освещении гораздо легче.
2. Используйте видоискатель
Это удобный и простой инструмент, который поможет вам быстро найти удачную композицию. Все, что вам нужно сделать, это вырезать прямоугольник из куска картона (подойдет крышка от обувной коробки) и использовать его для визуального кадрирования объекта.Также видоискатель можно приобрести в магазине, если вам нужен более прочный и долговечный инструмент, но мы за экономию:)
Перемещайте видоискатель из стороны в сторону, пока не найдёте самую лучшую композицию, а затем закрепите его клейкой лентой. В кадре видоискателя находится всё, что вы будете рисовать, и вам будет просто игнорировать остальное. Это не только улучшит вашу композицию, но и поможет вам на следующих этапах рисования.
3. Начните рисовать объекты, пересекающие границы
Всегда начинайте рисовать с краёв. Такой подход “закрепит” ваш рисунок и убережет вас от нехватки места на полотне в дальнейшем.
Сделайте маленькие отметки на середине каждой границы рисунка (они обозначены красными стрелочками на фотографии выше), а потом нанесите их на те же места на картонном видоискателе. Эти отметки послужат ориентирами для определения нужного расстояния между предметами на границах, и помогут вам убедиться, что вы начинаете рисовать с правильного места. Эта техника похожа на использование сетки, только мы не наносим линии на рисунок.
Так, первой линией на изображении из примера выше была изогнутая линия с левой стороны. Художник посмотрел в видоискатель и обозначил место, где левую границу рамки пересекал контур апельсина. Без отметки художнику было бы гораздо сложнее определить, где нужно провести черту.
4. Проверяйте углы наклона линий с помощью карандаша
Чтобы убедиться, что вы нарисовали линии под правильным углом, возьмите карандаш и поверните его таким образом, чтобы степень его наклона совпадала с углом наклона предмета на натюрморте. Затем, держа карандаш под тем же углом, переместите руку к бумаге и сверьте правильность расположения ваших линий.
Это отличный способ получить правильные перспективные линии, контуры зданий и т.д. Вне зависимости от того, что вы рисуете, этот прием вам пригодится. Просто удостоверьтесь, что вы не меняете угол наклона карандаша так, чтобы он совпадал с вашим рисунком.
5. Завершите работу над краями, и продвигайтесь к центру рисунка
“Закрепив” рисунок, развивайте все нанесенные линии к центру, пока они не соединятся друг с другом.
Также рисуйте без сильного нажима. Когда вы ознакомитесь с советом № 9, то поймете, почему это полезная рекомендация.
6. Рисуйте негативное пространство вокруг объектов
Этот совет мы почерпнули из книги Бэтти Эдвардс «Правополушарное рисование».
Вместо того чтобы пытаться изобразить чашу или фрукт, нарисуйте негативные формы между объектами. Тут есть своя логика.
Проблема в том, что когда мы думаем: «Нарисовать апельсин!», наше сознание начинает генерировать невизуальные идеи об апельсинах, вместо того чтобы позволить вам сосредоточиться на определённых формах, находящихся у вас перед глазами.
7. Закройте один глаз
Наверняка многие из вас прищуривают глаз когда рисуют. Этот приём помогает вам, потому что устраняет восприятие глубины и визуально делает изображаемый объект более плоским. Однако, будьте последовательны в том, какой глаз вы используете. Если вы решите переключиться на другой глаз, то увидите, как объекты начнут немного двигаться, что может помешать вашей работе.
8. Как можно чаще смотрите вперёд и назад
Если вы будете слишком долго смотреть на бумагу, то это не принесет вам пользы, и легко понять, почему: вы не увидите того, что должны рисовать.
Поэтому, когда вы рисуете, не забывайте перемещать взгляд туда-сюда и никогда не позволяйте глазам слишком долго смотреть на одно место. Со временем ваши глаза будут делать это автоматически, но поначалу важно целенаправленно тренировать глаза, чтобы выработать привычку.
10. Наносите тени от тёмного оттенка к светлому
Как только контурный рисунок будет закончен, начните наносить на него самые темные тени. Не забывайте искать области отраженного света на теневых объектах и сторонах. Почти всё в разной степени отражает свет, и если изобразить участки, на которых это проявляется, более светлыми, ваши рисунки будут выглядеть объемнее. Когда вы нанесёте тёмные тени, продолжайте работу с более светлыми тонами вплоть до белого цвета.
11. Используйте полный спектр насыщенности
12. Сделайте перерыв перед тем как закончить работу
Когда рисунок будет почти закончен, переведите дух, пройдитесь, а затем вернитесь к работе.
После небольшой паузы вы сможете заметить упущенные из виду ошибки и места, которые следует исправить или доработать. Работая над ними, воспользуйтесь моментом и отполируйте ластиком самые яркие участки на вашем рисунке.