как называется чем покрывают покойника
Погребальный текстиль: материал и виды
Современный похоронный обряд, как светский, так и религиозный, не обходится без разнообразных текстильных изделий. Сообразно их назначению, подбирается гладкая, фактурная, белая, цветная ткань, изготовленная из натуральных, смешанных или искусственных волокон.
Материалы, применяемые для изготовления ритуальных текстильных изделий
Для оформления гроба, шитья погребальных одежд и покрывал, создания драпировок в зале прощания, декорирования могилы, дополнения венков применяются следующие ткани:
Выбирая ритуальные товары человек сосредотачивается на своём долге по отношению к усопшему. Ведь организация достойных похорон в Минске – единственное, что ещё может сделать живущий для ушедшего в мир иной.
Виды погребального текстиля
При организации похорон используется следующий ассортимент текстиля:
Вопрос и ответ
Самый полный. В этом убеждает раздел «Ритуальные товары» нашего сайта. По телефону +375 (44) 782 97 76 можно круглосуточно получить подробную консультацию и заказать требуемые изделия.
Да, такие платья даже шьют на заказ. Правда, об одежде для похорон заранее заботятся в основном пожилые женщины или родственницы неизлечимо больных.
В нашей погребальной культуре это глубокий чёрный, насыщённый красный и сочетание этих цветов.
Ритуальное покрывало и его назначение в похоронном процессе
Когда умирает близкий человек, невзирая на боль утраты нельзя забывать о мелкой ритуальной атрибутике, такой как ритуальное покрывало, которое является важным аксессуаром на похоронах.
Для чего используется саван?
Покрывало белого цвета популярно в исламе, индуизме и христианстве. По церковным канонам, считается, что саван позволяет очистить душу от смертных грехов, во время отпевания, после чего она предстанет перед своим Создателем. Многие верят, что саван ритуальный защищает упокоенную душу на том свете от зла.
Усопшего принято накрывать покрывалом только до груди, однако если у покойника имеются раны от каких либо болезней, то его тело накрывают полностью.
После того, как ритуал отпевания будет проведен, батюшка собственноручно накрывает саваном усопшего, и лишь затем заколачивают гроб, и проводится обряд погребения. Однако перед тем как накрыть умершего человека, с ним должны попрощаться его близкие люди. Исходя из выше описанного, ясно, что саван – один из важнейших атрибутов для похорон, поэтому экономить на нем не нужно.
Из какой ткани шьется саван?
Покрывало может шиться из разных тканей, однако самыми востребованными являются покрывала на похороны из атласа, парчи и шелка, но они будут стоить гораздо дороже, чем саваны, пошитые из льняной ткани и хлопка. Самыми дешевыми по стоимости считаются покрывала пошитые из синтетической ткани: нейлон, тюль и полиэстер.
Стоит отметить, что такой атрибут обычно продается в комплекте с небольшой подушкой, которую укладывают под голову покойнику.
На покрывалах может отображаться религиозная символика, они могут быть разного фасона, также допускается украшения бусинами.
В нашем магазине представлены саваны из шелка для похоронной церемонии в разной пастельной цветовой гамме, а также комплекты, пошитые из разных материалов, которые вы можете приобрести прямо сейчас, заполнив простую форму заказа.
Отметим, что покрывала не шьются из темной ткани, а рисунок выполняется на них только золотистой или серебристой нитью.
Ритуальный саван, важный атрибут в похоронной церемонии, поэтому желая достойно провести усопшего в последний путь, не стоит экономить на покупке аксессуара из синтетических тканей, если у вас нет финансовых проблем.
Символика атрибутов на православных похоронах
Православный похоронный обряд подчинён строгой последовательности. При этом большое значение придаётся деталям убранства и одеяний. Каждый атрибут наделён особым смыслом и призван дополнить целостность церемонии.
Особое значение подготовки к похоронам
Сразу после смерти полагается совершить омовение тела, таким образом подготовив покойного к будущему воскресению, когда он предстанет перед Господом. Затем усопшего облачают в чистую, лучше новую одежду. В некоторых регионах принято надевать поверх одежды саван – белый наряд, который служит напоминанием о крещении.
Нательный крест
На усопшего принято надевать нательный крест, который означает приверженность человека к христианству. Крестик можно приобрести в церковном магазине, но лучше использовать тот, с которым покойный принял крещение. Этот атрибут призван символизировать крест, который, исполняя заповеди Господа, христианин несёт всю жизнь так же, как Христос нёс свой крест на Голгофу.
Венчик
Когда тело уложено в гроб, на лоб умершего кладут венчик – бумажную или тканевую ленту с изображениями Иисуса Христа, Богородицы и Иоанна Крестителя, а также текстом Трисвятого песнопения («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас»). Венчик служит символом венца славы, который, согласно церковному учению, христианин получает в Царствии Небесном за жизнь по законам Божьим.
Организация похорон требует комплекса действий, которые выполняются оперативно, внимательно, с учётом конкретных обстоятельств.
Небольшая икона
В руки покойного вкладывают икону. Она символизирует просьбу к небесным покровителям о заступничестве за усопшего. Как правило, мужчинам кладут образок с ликом Христа или Николая Угодника. Женщинам принято класть икону Богородицы. Допускается вкладывать иконки с ликами святых, к которым покойный обращался чаще других.
Разрешительная молитва
После отпевания в руки покойного вкладывают лист с разрешительной молитвой. Она служит просьбой даровать покойному спасение и отпустить ему грехи. Этот лист носит название разрешительной или подорожной грамоты.
Покров (плащаница)
Перед погребением тело усопшего полностью закрывают покровом. Нередко в церковных магазинах приобретают плащаницу – особую освящённую ткань, на которой изображены крест, слова молитв и лики святых. Поверх покрова священнослужитель крестообразными движениями высыпает землю, символизируя таким образом возвращение тела к праху, из которого оно было создано.
Надмогильный крест
Гроб с закрытой крышкой опускают на верёвках в могилу и закапывают, формируя надмогильный холм. После над могилой устанавливают крест – символ христианства. Первые погребения христиан не сопровождались воздвижением креста над местом захоронения. Эта традиция пришла позже и призвана напомнить живущим о том, что земная жизнь конечна и даётся для того, чтобы на духовном пути спасти себя через Христа для жизни вечной.
Свечи и лампадки
Свечи и лампадки, которые используют в погребальной церемонии, символически предназначены для того, чтобы осветить душе умершего путь к Царству Божьему. Огарки обычно оставляют на кануне — столике с рядами углублений для свечей. Следует учитывать, что эти огарки, как и гребешок, которым расчёсывали покойного, мыло, оставшееся после омовения тела, простыни, на которых лежал усопший, последователи оккультных наук считают мощными магическими предметами и всячески желают заполучить. Лучше всего внимательно относиться к посторонним посетителям на похоронах и все подобные предметы сжигать или закапывать в землю, чтобы не поощрять такого рода манипуляции.
Атрибуты похорон при заочном отпевании
В силу ряда обстоятельств случается, что отпевание совершается при отсутствии тела умершего, то есть, заочно, согласно церковному уставу. Подробнее об этом написано в соответствующей статье на нашем сайте.
Над горстью земли, которая символизирует тело при заочном отпевании, священник читает положенные молитвы. После этого землю доставляют к гробу, если покойный ещё не захоронен, и крестообразно сыплют поверх покрова. Если погребение уже состоялось, землю относят на могилу и рассыпают там крестообразными движениями.
В том случае, когда тело было кремировано без отпевания, то землю, над которой читали молитвы, ссыпают в урну, после чего проводят захоронение.
Вопрос и ответ
Нет, для духовенства предусмотрен особый чин отпевания, при котором лик почившего покрывают ритуальным платом.
Да, и это тоже символично: нательный крест остаётся с верующим как при жизни, так и после смерти.
Нет, это скорее принадлежности гражданского, светского погребения.
Отзывы
Выражаю огромную благодарность Благушу Виктору Валерьяновичу За высокий профессионализм, качественную работу, великолепное обслуживание. Быстрое решения всех вопросов все оперативно, тактично.
Выражаю огромную благодарность Федосееву Александру Александровичу и всей его команде за помощь в организации похорон моей мамы. Спасибо за корректность, неравнодушие, вежливость! Вся работа была.
Когда и как хоронят в саване
Саван — это отрез погребальной ткани, который используется для обертывания тела усопшего. В различных конфессиях существуют свои собственные традиции, касающиеся погребения умершего человека. Похоронные покрывала отличаются по используемому материалу, размерам, цвету, назначению.
Страницы истории
Слово «саван» произошло от арабского города Сабана, где мастера изготавливали особый материал белоснежного оттенка. Однако погребальная ткань использовалась с древности. Археологи во время раскопок находят массу свидетельств того, что люди захоранивались в простом посмертном одеянии.
В восточных странах можно было редко встретить деревянные изделия, поэтому изделия из ткани были альтернативой гробам. Точно так же поступали на Руси те семьи, которые не могли себе позволить достойное прощание со всеми ритуальными атрибутами.
Ученые обнаружили официальные доказательства того, что Петр I ввел запрет на применение соснового и дубового сырья для производства гробов. Он утверждал, что «казенное добро» нельзя тратить впустую, подвергая бессмысленному гниению. С этой целью в 1723 году был даже принят специальный указ. После этого умерших людей стали хоронить в недорогих гробах из еловой доски или вовсе только в материи.
Из чего изготавливают саван
По традиции изделие создается исключительно из натуральных материалов (льна, хлопка, шерсти и др.). Ткани брали обычно отбеленные и неокрашенные. Это нужно было для того, чтобы впоследствии на них можно было нанести рисунки и узоры. К примеру, расшить православными крестами, если покойный исповедовал христианство.
Тип ткани, который используется при погребении, зависит от региона проживания и захоронения, существующих обычаев. Например, на европейском континенте с этой целью брали преимущественно льняное полотно. В азиатских странах пользовались шелком и хлопком. На австрийских и датских территориях встречаются нестандартные покрывала, изготовленные из дорогостоящего сырья — волокон дикорастущей крапивы. Использование такого изделия свидетельствовало о знатном положении умершего и его окружения.
Особенности погребения
Перед тем как похоронить усопшего, его тело необходимо освободить от одежды и вымыть. В некоторых странах его также смазывают маслами, особыми ритуальными пряностями, травяными сборами. После проведения всех манипуляций покойный заворачивается в тканевое полотно.
Саван в различных конфессиях
Религиозная принадлежность определяет размеры погребального полотна, тип материала и другие особенности.
Православный обряд
После смерти тело усопшего омывается и облекается в новую чистую одежду. Поверх стелется белоснежное полотно в длину тела. Он символизирует белое одеяние, используемое при крещении.
Ткань представляет собой простыню либо пелену с нанесенным распятием. Когда близкие прощаются с покойным и во время отпевания материя откидывается таким образом, чтобы были обнажены только лицо и руки. Непосредственно перед погребением саваном снова покрывается все тело.
Старообрядчество
У староверов во время погребальных обрядов ясно прослеживаются следы язычества. Саван изготавливают в длину по росту усопшего, увеличенному вдвое. Материал складывается пополам и сшивается с одного края. Так имитируется так называемая ладья, которая будет переносить умершего человека в загробный мир.
Покойный укладывается таким образом, чтобы его голова располагалась со стороны сгиба, а ноги находились со свободного конца. В изголовье шьют наметку крупными стежками, для того чтобы впоследствии стянуть ткань вокруг лица. Со стороны кажется, будто на человека надели капюшон.
Края, как правило, обшиваются, кружевами, подрубаются, наносятся изображения крестов и других узоров. Руки покойного размещаются на груди. Под шеей продевается узкая ленточка, которая после перекрещивания оборачивается вокруг всего тела в области грудной клетки, бедренной части, икр.
Исламские традиции
Усопшего не хоронят в одежде, используя только саван. Исключение составляют шахиды, которые предаются земле в том одеянии, в котором они умерли.
Если человек был обеспеченным и не имел при жизни долгов перед другими людьми, используют 3 отреза материи. Одно полотно применяется только в ограниченном перечне случаев, например, если ребенок родился мертвым, или произошел выкидыш.
Для погребения мужчин нужны 3 слоя ткани:
Дополнительно используется лоскут для создания импровизированной чалмы на голову.
У женщин, кроме традиционного савана, также добавляются следующие одеяния:
Использование савана — древнейшая традиция, применяемая в разных странах и в наше время. В каждой религии существуют свои особенности оборачивания усопшего погребальным полотном. Ритуальные службы предлагают различные услуги погребения в зависимости от требований близких усопшего, в том числе предоставление савана.
Посмертный макияж. Кто, как и зачем красит покойников
Современная культура дистанцируется от телесного присутствия смерти. Нам тяжело смириться со смертью близких и друзей — и мы хотим видеть их тела как можно более похожими на живые, а помогают нам в этом танатокосметологи. Анна Андреева разбирается, как современные работники ритуальной сферы сохраняют мертвые тела и так ли уж сильно нынешние бьюти-практики для мертвых отличаются от древнеегипетской мумификации.
Посмертный макияж в современной ритуальной практике — весьма стандартная процедура. Перед тем как умерший «предстанет» перед скорбящими родственниками, танатокосметолог сделает всё возможное, чтобы вид покойного не только не напугал присутствующих на похоронах, но и заставил их хотя бы на несколько минут представить, что он просто спит. Восприятие мертвого как спящего сглаживает наши переживания и помогает чуть легче перенести утрату.
Зачем вообще мы красим мертвых?
То, что люди стали красить мертвых, обусловлено не только объективными эстетическими причинами (иногда тела могут быть обезображены болезнью, авариями или гнилостными изменениями). В первую очередь появление подобной практики — это следствие сформированного в обществе отношения к мертвому телу. Характер ритуальных практик, как правило, обусловлен восприятием смерти в той картине мира, которая превалирует на данный момент.
Так, о посмертном макияже в эпоху раннего Средневековья вряд ли задумывались: бушующие эпидемии и повальная смертность не оставляли времени на то, чтобы придать мертвым хоть какой-то достойный вид.
Отношение к мертвому телу меняется с приходом Реформации: научные открытия в области естественных наук и медицины заставили общество обратить внимание на тело человека, отношение к которому постепенно становилось более гуманным (конечно, гуманность врачей XVI века не сравнится с современной врачебной этикой, но тем не менее это был большой шаг к заботе о физическом теле).
Интерес к мертвому телу в Новое время, как и в Средневековье, был построен на идее бессмертия, только теперь бессмертие воспринималось как физическое воскрешение. А для этого нужно было сохранять тела: так в ритуальной практике распространилось бальзамирование не только святых мощей, но и тел богатых горожан и аристократов (всем остальным по-прежнему оставалось уповать на молитвы).
Позитивизм XIX века идет еще дальше. Изобретение дагеротипа спровоцировало появление особого вида фотографий — post mortem, посмертных изображений, на которых члены семьи позировали с недавно усопшим родственником. Для убедительной «нетленности» фотографы придавали мертвым телам подобие естественных поз.
Дальнейшее распространение бальзамирования и его качественное улучшение (открытие формальдегида и изобретение артериальной бальзамации) привели к эстетизации смерти: благодаря новым методикам сохранения тело больше не вызывало отвращения, на него даже стало приятно смотреть.
Сегодня мы научились обеззараживать мертвые тела и больше не боимся к ним прикасаться, а специалисты в области посмертного макияжа стараются сделать прощание с усопшим не таким трагичным, обманывая взгляд горюющего родственника румянцем и едва заметной улыбкой на лице покойника.
Читайте также
Тот, кто лечит смертью. Чем занимаются танатотерапевты и как символическое умирание помогает бороться с депрессией, справляться со страхами и полнее ощущать жизнь
Как это происходит
Посмертный макияж начинается с бальзамирования. Еще в V веке до н. э. существовали бальзаматоры (предшественники современных танатокосметологов), которые могли подготовить тело покойника, причем качество бальзамации напрямую зависело от финансовых возможностей родственников усопшего.
Одно из самых известных на сегодняшний день бальзамирований древности — египетское, которое включало пять последовательных операций:
1) извлечение мозга через глазницы или ноздри;
2) извлечение внутренностей (применялось не всегда, а почки и сердце вовсе не извлекались по религиозным соображением);
3) обработка натроном — погружение тела в смесь солей натрия (по сути высаливание);
4) извлечение из натрона;
5) пеленание с использованием благовоний.
В современных моргах уход за телом начинается с дезинфекции и временной остановки гнилостных изменений (бальзамации) с помощью химических веществ. Скорость гниения зависит от многих факторов (температуры окружающей среды, болезней умершего, места, на котором умер человек и др.). Универсального препарата для консервации не существует, поэтому используют спирт, глицерин, формалин, глутаральдегид и смеси солей, зачастую комбинируя препараты. Кроме того, каждое из этих веществ обладает бактерицидным действием.
Чаще всего консервирующий раствор вводят внутриартериально, хотя существуют и другие техники: полостное введение (в грудную или брюшную полость), внутрикостное, инъекционное (в мягкие ткани), поверхностное (обтирание трупа) и даже «окунание» в раствор. В среднем при артериальном бальзамировании на одного человека тратится около шести—семи литров раствора.
Уже с момента введения консерваторов в сосудистое русло начинаются косметические изменения тела: например, при добавлении в раствор ледяной уксусной кислоты восстанавливается естественный цвет кожи, а эозин, спиртовой краситель, придает коже розоватый оттенок.
После введения бальзамирующей жидкости трупные пятна исчезают, пальцы и губы как бы округляются, кожа окончательно теряет эластичность: если труп ущипнуть и оттянуть немного кожи, то на место она будет возвращаться очень медленно.
Помимо внешних признаков бальзамирование убирает трупный запах, особенно выраженный при гнилостных изменениях, например, когда труп долго не могли обнаружить.
Более щадящим методом сохранения тела является криобальзамирование. В сосудистое русло вводятся криопротекторы, которые защищают ткани от воздействия низких температур, а затем тело охлаждают до −186 °С и помещают в жидкий азот. Такой способ сохранения, конечно, значительно дороже традиционных методов.
Может быть интересно
Когда бальзамация не проводится, эксперты используют физические методы остановки гнилостных изменений: приподнимают голову для оттока крови и предотвращения появления трупных пятен на лице, укрывают лицо влажной ветошью, органы изолируют в плотный полиэтиленовый пакет и зашивают в брюшную полость, видимые части тела (лицо, руки) могут протирать бальзамирующей жидкостью, иногда раствор локально вводят в лицо. Кровь и содержимое кишечника стараются извлечь из трупа как можно раньше, поскольку именно они являются основными средами размножения бактерий — одних из главных виновников гнилостных изменений. В местах хранения трупов (моргах, секционных залах) всегда пониженная температура: холод тоже помогает остановить гниение.
После того как тело будет продезинфицировано, забальзамировано и вымыто, а все естестественные отверстия затампонированы (тампонада предотвращает отток жидкостей и помогает держать форму лица, чтобы оно не «растеклось» во время прощальной церемонии), санитары морга начинают туалет трупа. Волосы мертвого тщательно и аккуратно промывают, мужчин бреют.
Затем к работе приступают танатокосметологи. (Не в каждом морге есть специалист-косметолог, занимающийся исключительно макияжем трупов. Минимальный уход могут обеспечить обученные санитары или работники морга, похоронного бюро). Все детали желаемого внешнего вида усопшего заранее обсуждаются с родственниками. Перед тем как приступить к работе, специалист уже знает, какие оттенки нужно использовать в макияже, какая будет укладка и в какой цвет красить ногти.
Часто косметологи ориентируются на прижизненные фотографии, так что шанс удивить скорбящих родственников смоки-айс или красной помадой сводится к нулю, если при жизни человеку это было не свойственно.
В посмертном макияже используется косметика, специально разработанная для работы на мертвой коже, — танатокосметика. В основном это зарубежные марки: Dodge, EEP, Post Mortem Restorative Cosmetics. В России производством танатокосметики занимается Новосибирский завод специальных изделий.
Такая косметика обладает консервирующими и дезинфицирующими свойствами, которые, как и предшествующий уход за телом, направлены на сохранение лица усопшего. Танатокосметика плотнее ложится на кожу, помогая скрыть ее бледность и посмертные изменения: трупные пятна или пожелтение, вызванное повышением в крови билирубина при ряде заболеваний.
В арсенале танатокосметолога обычно много тонирующих средств разных оттенков, румяна, база под макияж, палетки и кисти. Иногда специалисты предпочитают кистям аэрокосметику, так как она ложится равномернее и не может травмировать кожу. В некоторых случаях используют накладные брови, усы или накладки для век.
В сложных случаях может потребоваться не просто косметическая работа, а целая реконструкция тела. При ярко выраженных гнилостных изменениях, после ДТП, падения с высоты, утоплении и других насильственных смертях специалистам приходится сшивать кожные лоскуты и части тела, восстанавливать кости черепа с помощью гипса и 3D-печати, использовать дополнительные методы бальзамирования. Сложнее всего восстановить целостность человеческого тела после обширных ожогов: перед бальзамацией кожу очищают, снимают кожные лоскуты, дополнительно обрабатывают поверхности (но и такой комплекс мер не всегда помогает при сильных ожогах).
Экономика бьюти-индустрии для мертвых
Стандартные услуги морга (транспортировка тела покойного, омовение, вынос покойного в зал) в России предоставляются бесплатно. Бальзамирование и посмертный макияж в основные услуги морга не входят, поэтому за них в Москве придется заплатить около 12–20 тысяч рублей, тонировка и макияж в Петербурге будут стоить около двух тысяч рублей (без учета подготовки лица к нанесению грима и, например, укладки волос). В Самаре макияж покойному обойдется в тысячу рублей.
Частные танатопрактики берут за свои услуги больше, но, справедливости ради, косметический набор танатолога может стоить несколько сотен тысяч рублей.
Читайте также
В современных реалиях к помощи танатокосметологов и других специалистов по нанесению макияжа мертвым люди прибегают довольно часто. И дело не только в том, что ритуальная сфера, стремясь повысить средний чек, предлагает всё больше сопутствующих товаров и услуг, в том числе нанесение макияжа.