как объяснить ребенку что такое слова синонимы
Конспект занятия «Синонимы» для детей подготовительной группы
Надежда Греханина
Конспект занятия «Синонимы» для детей подготовительной группы
Образовательная цель: создать условия для знакомства детей с понятием «слова-друзья».
— обучающие: учить подбирать слова сходные по смыслу; учить составлять предложения с заданными словами;
— развивающие: развивать фонематический слух, связную речь, словарный запас, память, внимание, интерес к русскому языку;
— воспитательные:воспитывать: умение действовать согласно словесной инструкции; умение работать в паре, в группах, коллективно.
Планируемый результат:знать значение слов-друзей, уметь подбирать слова близкие по значению.
Личностные действия: имеют интерес к изучению русского языка,способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью и речью товарищей; умеют строить устные высказывания в связи с изученным материалом,участвовать в диалоге с педагогом и детьми, понимать чужую точку зрения и аргументировать свою,строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли, извлекать полезную информацию из занятия,ориентироваться в своей системе знаний: задавать вопросы, находить на них ответы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Основные понятия: слова-друзья (синонимы).
Словарная работа: улей, приятель.
Межпредметные связи: удивительный мир, физкультура, детская литература.
1.Дидактический материал: набор «Узнай настроение».
2.Аудиозапись: весёлый детский смех, любая спокойная музыка.
3. Ноутбук, проектор, экран, колонки.
5. Наклейки для детей.
Список используемой литературы:
1. Уроки для будущих первоклассников. О. С. Жукова. – М. : Астрель; СПб. Сова, 2008. (Клуб весёлых дошколят);
2. Развитие речи. Подготовка к школе. /Р. М. Хамидулина. – М. : Издательство «Экзамен», 2009. (Серия «Дошкольное образование»).
Тип урока:открытие нового знания.
Организация пространства: работа фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы: игровой, деятельностный, личностно-ориентированный, частично-поисковый.
Технологии: интерактивные, здоровьесберегающие.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Цель этапа: включение в деятельность.
Приветствие детей. Позитивный настрой на работу.
Слайд 1. Организация занятия.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Тихо сели все учтиво.
Мы с улыбочкой вздохнём
И занятие начнём!
Слайд 2. Настроение детей.
Проверка готовности к занятию.
— Прежде чем приступить к занятию, ребята, я хочу узнать ваше настроение.
— У кого хорошее настроение похлопайте в ладоши, а теперь у кого не очень хорошее потопайте в ладоши. Я надеюсь, что в конце занятия у всех будет хорошее настроение. Дети входят в кабинет, здороваются и занимают свои места.
Мотивация к учебной деятельности.
Цель этапа: определение содержательных рамок занятия.
— Наша речь очень богата красивыми словами. И чем больше мы их произносим, тем краше наша речь, тем интереснее общаться с нами другим людям, но для этого нужно ежедневно тренироваться. Лучше говорит тот, кто внимательно слушает людей, владеющих культурной речью.
3. Постановка цели (целеполагание).
Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).
— Сегодня мы совершим путешествие по стране новых слов, без которых наша речь не возможна. Нас ожидают веселые задания, игры и головоломки. И так, мы отправляемся в путешествие за новыми словами.
— Посмотрите, на чём мы отправляемся в путешествие?
— И так, наше путешествие в страну новых слов начинается. А самые активные получат интересные наклейки. Дети психологически готовятся к путешествию и понимают, что в конце занятия самые активные выберут себе в подарок интересные наклейки.
4. Актуализация знаний.
Цель этапа: организовать актуализацию действий для проблемного изложения нового материала.
Слайд 4. Смайлики плохого настроения.
— Рассмотрите смайлики и определите их настроение.
Слайд 5. Смайлики хорошего настроения.
— Какое настроение у смайликов на картинках расскажут…
(Трое детей у доски рассказывают, какое настроение на их картинках.)
Рассматривают смайлики, определяют их настроение.
А остальные проверяют их.
5. Открытие нового знания.
Цель этапа: построение проекта выхода из затруднения.
— Мы часто говорим об одном и том же, но по-разному. Оказывается, в русском языке есть слова-друзья. И хотя они и пишутся по-разному, и звучат по-разному, но обозначают одно и, то же.
— Кстати, в какой сказке был большой человек? (Гулливер)
-Это о какой сказочной девочке мы говорим? (Дюймовочка)
Слайд 7. Дюймовочка.
— А вы помните, кто спас Дюймовочку?
— И у слов есть друзья.
— К некоторым словам можно подобрать не одно слово, близкое по значению, а несколько.
Слайд 8. «Зайкина избушка».
— Давайте вспомним эту сказку
Слайд 9. Лиса обманщица.
— Кого обманула лиса?
-Какими другими словами можно заменить слово обманула?
Обманула – перехитрила – одурачила – провела.
— Храбрый – смелый – отважный – мужественный – бесстрашный.
— Если бы слов-друзей было меньше, то нам было бы скучно говорить одними и теми же словами.Послушайте: Человек бежит. Река бежит.
— Давайте заменим слово «бежит» в предложении «Река бежит» словом, близким по значению.
Река бежит, бурлит, журчит, шумит, льется.
— Как скучно звучало просто «река бежит», и как красиво получилось, когда мы использовали слова, близкие по значению.
Дети слушают, вспоминают сказки, называют героев сказок, называют слова-друзья.
Вспоминают сказку и находят ответ на вопрос.
Подбирают слова близкие по значению.
Слайд 12. Упражнение лодочка.
— Представьте, что перед нами река и нам нужно перебраться на другой берег. Мы садимся по двое в лодки и гребём вёслами.
(Дети, сидя, повернувшись, друг к другу лицом, взявшись за руки, потягивают друг друга на себя.)
6. Закрепление новых знаний.
Цель этапа: проверка понимания детьми нового материала.
Слайд 13. Берёзовая роща.
— Посмотрите, где мы оказались? В лесу.
— Сделаем привал и послушаем коротенькую историю.
Слайд 14. Медвежата и улей.
— Пошли два медвежонка гулять, и нашли пчелиный улей. Что такое улей?
Слайд 15. Медвежонок и медведица.
Одного медвежонка ужалила пчела, и он стал грустным.
— Как еще можно про него сказать? Подберите к слову «грустный» слова, близкие по значению.
— Печальный, невеселый, унылый, тоскливый.
Слайд 16. Веселая разминка.
А теперь мы разомнемся,
Наклоняйтесь ниже, ниже,
Головой к коленям ближе.
А теперь вы не ленитесь.
Хорошо назад прогнитесь.
Вы, ребята, не устали?
Все руками помахали
И на место побежали!
«Закрепление новых знаний».
Цель этапа: проверка понимания детьми нового материала.
Слайд 17. Зарядка для глаз.
— В путешествии нужно быть внимательными, поэтому зарядка для глаз нам не помешает.
Слайд 18. Пословица.
— А сейчас я вам прочитаю пословицу. В ней тоже есть слова-друзья.
Приятелей много, а друга нет.
— Назовите слова-синонимы.
— Расскажите, как вы понимаете эти слова?
Знакомятся с новым словом.
Объясняют смысл пословицы, находят слова-друзья.
Слайд 19. Зарядка для рук.
— Мы фонарики зажжём,
А потом гулять пойдём!
Вот фонарики сияют,
Нам дорогу освещают!
— А теперь пришло время найти друзей.
Слайд 20. Игра «Найди друзей».
— Поиграть хотите? Игра называется «Найди друзей». К заданному слову нужно подобрать слово-друг из следующих слов. Послушайте их и выберите нужные слова.
Аккуратный, огонь, чистый, скакать, прыгать, бросать, пламя, кидать.
— Нужны слова-друзья? Для чего?
— Мы используем слова-друзья, для того, чтобы наша речь стала точной, выразительной и яркой.
— Теперь не страшно идти по лесу.
— А с кем мы встретились в лесу, вы сейчас узнаете. Для этого нужно разделиться на две группы и собрать из частей картинки. (Дети собирают лису и зайца.)
Слайд 22. Заяц и лиса.
— Что у первой группы получилось?
— Что у второй группы получилось?
— Лиса и заяц друзья?
— Нет, недруги и слова бывают недруги. На следующем занятии вы узнаете, какие это слова. Выбирают слова-друзья.
Делают вывод совместно с педагогом.
Из пазлов собирают животных: лису, зайца.
Работают в группах.
7. Подведение итогов занятия.
— Вам понравилось путешествие?
— С какими словами вы познакомились?
— Назовите слова – друзья.
Слайд 23. Настроение.
-На занятии мне понравилось потому, что…
— Мне было трудно потому, что…
— Мне было грустно потому, что…
Дидактический материал для уроков русского языка в 3–4 классах «Синонимы» Упражнения с именами существительными – синонимами Упражнение № 1 Прочитайте, назовите слова, употреблённые в значении «дорога». Что общего.
Конспект физкультурного занятия для детей подготовительной группы Цели: Обогащение двигательного и познавательного опыта детей за счет выполнения игровых заданий. Задачи: Оздоровительные: Создать положительный.
Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы «Моё настроение» Занятие «Мое настроение» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное.
Конспект развивающего занятия для детей подготовительной группы Цель: развитие познавательных процессов детей подготовительной группы. Задачи: • Развивать мышление, память. • Развивать межполушарное.
Конспект занятия для детей подготовительной группы «Безопасность детей в холодный период года в группе и на улице» Программные задачи: 1) уточнить представление детей о правилах безопасности в холодный (зимний) период времени. 2) закрепить знания о нагревательных.
Конспект занятия для детей подготовительной группы «Моя малая Родина» Цель: воспитание у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма через ознакомление с историей родного города. Задачи: 1. Познакомить.
Конспект занятия для детей подготовительной группы «Дымковская барышня» Конспект занятия для детей подготовительной группы Тема: «Дымковская барышня». Цель: познакомиться с изготовлением дымковской барышни,.
Конспект занятия для детей подготовительной группы «Весной в деревне» Программное содержание: Цель: Закрепление и формирование математических представлений через игру Задачи на развитие познавательных способностей:.
Конспект занятия для подготовительной группы «География для детей» В. Колокольчик нам поет Всех друзей к себе зовет! (Дети становятся в круг) В. Я рада, что мы снова вместе, начнем, как всегда, с нашей дружной.
Конспект занятия «Мои ручки» для детей подготовительной группы. Цель: дать детям представление о том, что руки – это верхние конечности человеческого тела с присущими им специфическими функциями. Задачи:.
Особенности развития речи учащихся начальных классов при изучении синонимов
В начальной школе не дают детям представлений о том, что такое синонимы. Не рассматриваются в этом возрасте и иные лексико-семантические словесные группы. Однако на практике работа с синонимами все же проводится. И дети получают возможность наблюдать за этим лексическим явлениям родного языка.
Поэтому у них формируется правильное понятие о синонимах.
Виды упражнений на синонимы
В начальных классах педагоги используют комплекс упражнений, который может содержать в себе следующие компоненты:
а) необходимо обнаруживать синонимы в тех текстах, которые дети читают, также нужно учить их определять, какие оттенки значений передаются теми или иными синонимами;
б) нужно учить их подбирать синонимы, которые могли бы служить заменой для данного детям слова, а также нужно выяснить оттенки этих синонимов, определить, когда их употребляют;
в) нужно подобрать специальные упражнения для работы с синонимичными парами;
г) нужно активизировать синонимы, чтобы дети могли свободно ими пользоваться в связной речи;
д) нужно исправлять ошибки в речи детей при неудачном использовании синонимов, заменять их более удачными вариантами, которые могли бы быть более уместными в тексте.
Уже в первом классе необходимо начинать элементарную работу с синонимами. Например, можно сказать: «Маленький Ваня, а его ботиночки крошечные». И дети легко могут понять, в чем разница между словом «маленький» и «крошечный» [18].
Еще один пример. Ветер может быть либо холодным, либо ледяным. Младшие школьники могут объяснить, какие оттенки передают эти два синонима. Как они помогают более точно выразить мысль?
Во втором и третьем классах нужно представлять детям группы, состоящие из трех синонимов.
Для закрепления материала, нужно чаще использовать отрывки из интересных художественных произведений. Например, можно использовать диалогическую речь рассказа «В новой семье». Можно даже составить целый синонимичные ряд: шепнула – произнесла – ответила – сказала. Конечно, не все слова в этом рассказе синонимичны.
Однако в первых классах для упрощения работы иногда нужно немного расширять понимание тех или иных слов. Благодаря этому дети могут проводить тщательный анализ слов, которые входят в единую тематическую группу, связанную с речью человека.
Методы обучения синонимам
Подбор методов обучения по словам Н.Г.Савкиной, у школьников способствует развитию познавательных процессов, благодаря чему школьники способны научиться использовать избегать тавтологии и пользоваться синонимами как в письменной, так и в устной речи.
Вот несколько простых упражнений с синонимами, которые можно дать детям.
Таким образом, согласно программы по русскому языку в младших классах необходимо изучать с детьми лексические синонимы. Конечная цель – это обогащение лексического запаса учеников и изучение грамотного применения синонимов в речи. Нет сомнений, что способность использовать синонимы – это сложный навык, который развивается постепенно на протяжении долгого времени с помощью систематического использования его в упражнениях, подобранных специально для этого.
Многие исследователи также считают, что нужно использовать упражнение, позволяющее познакомиться с функциями синонимов в речи человека.
Что должны знать школьники о синонимах
Ознакомившись с работами Н.Г.Савкиной о сущности оказания школьникам педагогической поддержки, мы понимаем, что уже в начальной школе учащиеся успешно учатся использовать синонимы при поддержке педагога, благодаря правильно подобранным методам обучения.
Дети должны быт знакомы с замещением, с амплификацией и уточнением. Также они должны понимать, в чем заключается стилистическая функция. Это и определяет, в чем заключается задача преподавателя. Она проявляется в том, чтобы обучить школьников понимать, какая потребность существует в правильном применении синонимов в тексте и в собственных речевых высказываниях. Эти виды заданий не должны вызывать сомнений в актуальности предложенной работы.
К сожалению, упражнения, которые содержатся в большинстве современных учебных программ, настолько немногочисленны, что не позволяют добиться хотя бы минимального адекватного понимания детьми, что такое синонимия.
Поэтому у учеников часто возникают ошибки в применении синонимов в личных высказываниях. Проблема профилактики таких ошибок сегодня очень актуальна. Также остается актуальным и вопрос преодоления уже сформировавшихся ошибочных привычек. К сожалению, тема о типичных ошибка в использовании синонимов у детей младшего школьного возраста до сих пор не разработан подробно.
Проанализировав учебники по русскому языку, мы поняли, что сегодня нет такого учебника для начальных классах, который бы содержал достаточное количество заданий, обучающих детей выделять синонимы в рядах языковых явлений. Поэтому педагогу приходится самостоятельно находить решение имеющейся проблемы.
Более того, среди разнообразных методических материалов, посвященных синонимам русского языка, имеется лишь только две работы, который касаются типичных ошибок учеников во время работы с синонимами. И обе эти работы были изданы в далеком 1976 году. Это исследования К.И. Воиновой и Н.С. Смирновой. Первый автор исследует ошибки, которые допускаются учениками в средних классах, а автор второй статьи – учениками четвертого класса.
Таким образом, на сегодняшний день среди методической литературы полностью отсутствует полноценное исследование этой проблемы применительно к ученикам первых трех классов. И при этом методисты настойчиво призывают учителей исследовать синонимы, начиная с первого года обучения в школе.
Недостатки в обучении синонимам
В школе традиционно проводят много времени по работе с синонимами. Однако проанализировав методические источники, а также практический опыт работы педагогов, можно сделать вывод, что чаще всего работа ведется в направлении синонимики прилагательных и глаголов. А вот что касается существительных, то эта работа проводится значительно более слабо.
Исключением являются труды Н.К. Никитиной, которая предлагает ряд заданий по работе с синонимами для изучения существительных в третьем классе. Таким образом, большой лексический пласт у учеников остается неактуализированным.
М.Р. Львов составил словарик синонимов, в котором есть 206 синонимических рядов. И 77 из них – это существительные, которые необходимо прорабатывать с учениками.
Особенно органично синонимы можно включить в общую систему работы по разъяснению значений новых для учеников понятий. При этом существительные, имеющие конкретные значения обычно объясняются с помощью экстралингвистических факторов: предмет демонстрируется, изображается или показывается его муляж. Если же слова имеют более отвлеченное значение, то для их толкования используют синонимические замены.
Тестовые задания при изучении синонимов
Стоит отметить подходы Н.Г.Савкиной по использованию тестовых заданий на уроках в начальных классах, которые также способствуют лучшему усвоению школьниками синонимов.
Какие же группы существительных нужно использовать в этой работе? Мы считаем, что это:
а) слова, которые имеют отвлеченное значение;
б) слова, которые были заимствованы из книжного типа;
г) термины из всех областей знаний, особенно когда они заимствованы.
Школьники должны должны понимать, что между синонимами всегда можно найти различие, которое проявляется как в значении, так и в стилистике их использования. Если ребенок не может выбирать из синонимических рядов слова, которые лучше всего выражают понятия, это приводит ко множеству ошибок. Чтобы предупредить все подобные ошибки, нужно использовать упражнения по выбору синонимов.
Большая помощь педагогу оказывается в разграничении семантических синонимов в виде различных справочных пособий. К примеру, словарь, разработанный В.Н. Клюевой, который объясняет, в чем заключаются различия в значениях синонимов.
Другой важный аспект в работе с синонимами для существительных – это устранение тавтологии, когда одно и то же слово повторяется в одном предложении или в рядом стоящих предложениях.
Чтобы избавиться от этой распространенной ошибки, нужно не просто заменять слова с помощью лексических синонимов. Нужно также применять и различные описательные обороты, которые могут стать подходящими синонимичными заменами.
Также иногда слово заменяется на анафористичекое местоимение. Существуют и частные аспекты работы с синонимами. Например, нужно разграничивать паронимы, устранять просторечные термины, часто встречающиеся в речи младших школьников. Главное, чтобы подобная работа носила систематический характер. Ее необходимо включать в каждое занятие. Также используют специальные уроки интегрированного характера.
Изучение синонимов на уроках русского языка
Самый удачный предмет для работы с синонимами – это русский язык. И больше всего подходит для этой работы учебник для четвертого класса под редакцией Т.Г. Рамзаевой. Он содержит много текстов, которые позволяют не просто привлечь материал, но и проводить эффективную работу по поиску синонимов для существительных.
Работая над синонимами-существительными, нужно уточнять и расширять запас слов. Это способствует формированию вариативности мыслительных процессов школьников, что очень важно для их дальнейшего развития.
Межпредметные связи раскрывают большие возможности для того, чтобы развивать у детей потребность выражать свои мысли более четко и использовать синонимы.
Благодаря работе над синонимами ученики первого класса получают представления о них, как о слова, имеющих близкое значение. В это же время у школьников развивается понимание того, что эти слова имеют иные оттенки значений.
Во втором классе работу по развития понимания синонимии становится более глубокой и широкой. Ученики приобретают знания о новых синонимических рядах, закрепляют в памяти прежние, учатся определять, какие слова являются синонимами, а какие просто однокоренные. Также они учатся сочетать синонимы и использовать их в своей речи.
Также в этом возрасте уделяется достаточно много внимания функции синонимов. Дети наблюдают их в тексте художественных книг. Также развивается способность учеников наиболее точно подбирать слова для выражения своей мысли.
В третьем классе при анализе языковых материалов во время изучения частей речи у учеников происходит осознание того, что язык содержит разные слова, обозначающие одно и то же понятие, но передающие разные оттенки этого значения, имеющие иную эмоциональную и экспрессивную окраску, сочетаются с другими словами.
Поэтому мы должны быть более внимательными к тому, как выбирать слова, чтобы выражать свои мысли точно. Работая с синонимами в младших классах, нужно раскрывать лексическое богатство родного языка. Усваивая синонимические ряды, а также упражняясь в использовании синонимов, мы учимся овладевать этим богатством.
Комплекс упражнений
Работа с синонимами – это самая важная часть работы со словами.
Лексическое разнообразие языка определяется тем, как используются синонимы. Понятия о признаках и действиях, а также о предметах имеют разные оттенки и варианты. Чем больше синонимов в словаре, тем выразительнее язык человека.
В младшей школе детям не предоставляются теоретические знания о синонимах. Но на практике работа с этими языковыми единицами ведется активно. Дети наблюдают за ними и приобретают понятие о синонимах.
Комплекс упражнений может содержать следующие элементы:
Вот некоторые примеры для работы:
Ученики получают две группы слов. И они должны разместить их в порядке возрастания признака. Затем эти слова нужно использовать, чтобы составить предложения так, чтобы предложения эти уточняли значение каждого слова.
Наибольшую ценность несут упражнения лексического характера, которые относятся к синонимии. Очень важно побуждать детей работать активно с синонимами. Ведь способность подбирать наиболее подходящие синонимы:
Подбор синонимов
Задания на подбор синонимов полезны для формирования точности речи детей. Для этого иногда нужно брать отдельные слова.
Лучше всего, конечно, работу с синонимами проводить в рамках целых словосочетаний и предложений, а также с небольшими связными текстами. Ведь это позволит детям лучше понять связь слова с другими словами, учитывать контекст при подборе наиболее точного слова.
На самом деле, слово «чистый» имеет множество разных синонимов в зависимости от того, к какому существительному оно относится. Чистое полотенце – это белое полотенце. А вот чистая сделка – это честная сделка. Или, к примеру, слово «горячий». При использовании со словом «хлеб» оно имеет один список синонимов. Но при использовании со словом «человек» список синонимов значительно меняется.
Сначала, чтобы объяснить детям, что такое синонимы, можно брать отдельные слова и подбирать для них синоним. Но со временем, особенно во время упражнений, работать над синонимами нужно в рамках контекста. Дети должны научиться не просто подбирать синоним для заданного слова, находить наиболее подходящие к контексту слова с нужными оттенками значения и стилистики. Это уже полноценная словарная стилистическая работа.
Таким образом, в младшей школе детям не предоставляются теоретические знания о синонимах. Но на практике работа с этими языковыми единицами ведется активно. Дети наблюдают за ними и приобретают понятие о синонимах. Учащиеся начальных классов узнают, что язык содержит разные слова, обозначающие одно и то же понятие, но передающие разные оттенки этого значения, имеющие иную эмоциональную и экспрессивную окраску, сочетаются с другими словами.