как определить что лодка вышла на глиссер
Глиссирование надувных лодок и всё что нужно знать об этом
Глиссирование является одним из самых экономичных вариантов передвижения плавательного средства, который стал доступен после появления мощных и в то же время легких двигателей внутреннего сгорания.
Варианты движения надувных лодок
Судна ПВХ, как и другие плавсредства могут перемещаться по поверхности воды в трех режимах, а именно:
Для глиссирования характерно уменьшение мощности, при этом скорость движения будет находиться на максимальном уровне. Данная особенность связана с тем, что сила, необходимая для перехода на глиссир значительно превышает силу, которая требуется для его сохранения.
Глиссирование ПВХ лодок
Глиссирование – это один из вариантов движения судна, при котором плавсредство удерживается на поверхности воды, за счет создаваемой им подъемной силы и скоростного напора воды. Иными словами, судно скользит по водной глади, при этом смоченная поверхность днища остается на минимальном уровне.
Основными условиями для выхода лодки ПВХ на глиссир являются:
Расчет выхода на глиссирование вычисляется индивидуально в каждом случае, при этом учитывается соотношение общей массы судна (совместно с грузом и пассажирами) и мощности мотора. Данный показатель измеряется в лошадиных силах, но даже корректность его определения не может выступать гарантом в беспроблемном переходе на глиссирующий режим.
На практике, большое влияние также оказывает длина лодки (чем она больше, тем быстрее и легче получиться развить нужную скорость), размещение груза, форма плавсредства, киля, конфигурация и объем баллонов, жесткость днища и пр.
Как перейти на глиссирование?
Для вывода ПВХ-лодки на режим глиссирования следует удалиться от береговой линии, а также объектов, которые могут преграждать путь во время движения. Затем необходимо плавно выдавить «полный газ», а после получения глиссирующего хода сбросить его до ½ (этого будет вполне достаточно для сохранения глиссирования).
Расчет скорости
Чтобы вычислить максимально возможную скорость глиссирования для конкретного плавсредства специалисты обычно используются специальную формулу Фруда — Fr= V/√ (g*L), где:
V – скорость движения судна;
g – ускорение свободного падения;
L – длина корпуса судна.
Как правило, для водоизмещающих судов значение Фруда варьируется в диапазоне 0, 2 – 0, 3, а для лодок, имеющих возможность глиссирования, оно превышает единицу.
Стоит учитывать, что минимальная скорость необходимая для перехода на глиссирующий режим также зависит от установленного двигателя, гребного винта, общего веса лодки, правильности распределения груза и конструкционных особенностей днища. В среднем для выхода на глиссирующий режим для поливинилхлоридных лодок достаточно скорости 19 – 20 км/ч.
Судно не выходит на глиссирование – возможные причины
Недоступность перехода на глиссирующий режим для ПВХ лодок может быть обусловлена следующими факторами:
Без взлёта нет полёта, как вывести лодку на глиссирование
Это изречение применимо и к владельцам моторных лодок.
Даже с маленьким, слабеньким мотором всегда задаётся вопрос: а возможно ли вывести лодку на глиссирование и лихо прогарцевать на воде!
Что такое глиссирование
Не отвечая за точность определения, скажу, что скольжение лодки по воде скачками, то отрываясь, то ударяясь об воду в заданном направлении, это и есть глиссирование. Напор воды удерживает судно на поверхности.
Более уверенно выходят на глиссер катера и лодки с жестким корпусом. Именно для них были проведены все расчеты и исследования.
Но и надувные ПВХ-шки хорошо скачут по воде при соблюдении баланса между характеристиками седока, лодки, мотора. Хотя научной базы для определения поведения этих транспортных средств в режиме глиссирования нет.
Надувные лодки ПВХ и судна с жёстким корпусом ведут себя по-разному выходя в режим глиссирования.
Различают три способа движения лодки с мотором:
Условия выхода на глиссер
Расчет выхода в режим глиссирования ведётся из соотношения веса лодки (вместе с пассажирами) и мощности мотора, определяемой в лошадиных силах. Но это лишь приблизительные отправные величины. В реальной жизни большое влияние оказывает форма плавательного средства: жёсткость пола, объём баллонов, конфигурация киля, правильность распределения груза по кокпиту.
Для надувных лодок ПВХ большое значение для глиссирования имеет длина, чем больше длина, тем легче выход. Более длинные надувные ПВХ лодки при одинаковой мощности мотора развивают большую скорость, а высокая скорость очень важный параметр.
Мощность мотора
Главным условием выхода в глиссирующий режим, это возможность мотора вывести вашу лодку на скорость 25 км/час. Если этого сделать невозможно, то нельзя сказать, что лодка двигается в этом режиме, а лишь в переходном. Вы сами почувствуете переход на глиссер, когда без прибавления газа, начнут прибавляться сами обороты.
Есть такое понятие «горб сопротивления», он появляется, когда лодка находится в переходном режиме. При всплытии лодки усиливается сопротивление воды, только после прохождения этой точки вы входите в режим глиссирования. Его можно пройти на определенной скорости.
Влияние веса
Обыкновенную ПВХ лодку под мотор 5 л\с собственным весом около 100 кг на глиссер не вывести, даже если сделать тюнинг, например, наклеить гидрокрыло.
В этом случае надо менять мотор на более мощный хотя бы на 8 л/с. Но даже при установке более мощного мотора при преодолении горба сопротивления (подъема гидродинамическими силами корпуса лодки) надо смещаться в носовую часть лодки, помочь ей перейти в режим глиссирования.
Особенности конструкции судна
Для успешного выхода лодки ПВХ в режим глиссирования на лодках, которые изначально предназначаются для больших скоростей, предусмотрены различные приспособления:
Всё, что уменьшает сопротивление воды, помогает набрать наибольшую скорость.
Длина лодки также способствует этому. Короткие лодочки очень тяжело выходят на глиссер, тогда как более узкие и длинные делают это легче. Для успешного выхода начинать надо с длины надувной лодки ПВХ от 320 – 330 и больше.
Лодка НДНД (с надувным дном низкого давления) благодаря своим гидродинамическим свойствам сможет вывести больший вес при одном и том же моторе на глиссирование.
Мягкий пол НДНД, это дело вкуса, не всем он нравится, предпочтение отдаётся пайолам.
К тому же управление НДНД сложнее, чем пайльной лодкой, мягкое дно увеличивает отскок, даже на небольшой волне.
Этот вариант судна более приближен к корпусному, чем надувная ПВХ. Ведь в лодке РИБ жёсткое дно, что позволяет при меньшей мощности мотора выводить её на глиссирование. Хотя все те же составляющие, как и у ПВХ будут актуальны и для РИБ.
Существует формула для расчета выхода на глиссер, она довольно сложная, так как помимо мощности двигателя, веса лодки, надо учитывать встречный ветер, коэффициент трения, возвышение или погружение лодки. Самый примитивный расчет, это соотношение мощности мотора к общему весу, находящемуся на судне, примерно 25 кг веса на 1 л.с.
Народная примета: Если у вас плохое настроение перед рыбалкой, то не ждите хорошего результата!
Что такое глиссирование лодки?
Такой максимально экономичный режим передвижения плавательных средств, как глиссирование, стал доступен суднам сравнительно недавно – с момента появления достаточно мощных, но в то же время самых лёгких двигателей внутреннего сгорания.
Что такое глиссирование
Глиссирование – это такой вариант передвижения плавательного средства по поверхности воды, при котором судно как бы скользит по её поверхности, не раздвигая воду, как при передвижении на небольшой скорости, а удерживаясь на поверхности за счет скоростного напора воды и создаваемой им подъемной силы. Одна из особенностей такого режима передвижения – затраты усилий на выход на глиссирование гораздо больше, чем усилие, нужное для поддержания такого состояния.
Основные условия, необходимые для возникновения глиссирования, это двигатель достаточной мощности и плоское днище плавательного средства. Существенный недостаток такой конструкции – низкая мореходность, особенно при значительном волнении. Частично это исправляется приданием днищу определённой формы, или, как говорят специалисты, килеватости.
Глиссирование лодок ПВХ
Поливинилхлоридные надувные лодки, как и любое другое плавательное средство, могут передвигаться по водной поверхности в трёх режимах:
Главная особенность ПВХ лодок заключается в пригодности подавляющего большинства моделей для глиссирующего режима – они легкие, могут оснащаться мощными навесными моторами, а также в большинстве своем имеют плоское дно.
Как выйти на глиссирование
В случае с поливинилхлоридными лодками, осуществляется выход на глиссирование достаточно просто – после удаления от берега, а также от разнообразных преграждающих путь объектов, нужно плавно дать «полный газ», а после достижения режима глиссирования можно сбросить газ до половины – благодаря экономичности этого будет вполне достаточно для поддержания нужной скорости.
Скорость
Максимально возможную скорость глиссирования для каждого конкретного плавательного средства можно вывести из формулы числа Фруда: Fr= V/√(g*L), под V подразумевается скорость передвижения плавательного средства, g – всем известное ускорение свободного падения, а L- длинна корпуса лодки вдоль ватерлинии.
Как правило, значение числа Фруда для небольших плавательных средств, имеющих возможность перемещаться в глиссирующем режиме, превышает единицу, для водоизмещающих судов оно чаще всего составляет 0,2-0,3.
Минимальная скорость
В зависимости от веса, нагрузки в конкретный момент установленного двигателя и гребного винта, расположения груза, конструкционных особенностей днища конкретного плавательного средства и даже от плотности воды минимальная скорость, необходимая для перехода в глиссирующий режим может несколько меняться.
Лодка не выходит на глиссирование
Причины недоступности для плавательного средства глиссирующего режима могут быть следующими:
Как улучшить
Существует несколько способов, позволяющих улучшить выход плавательного средства на глиссирующий режим передвижения:
Можно попробовать поискать гребной винт с большим дисковым отношением, например, четырехлопастной.
В случае если причиной плохого, неполного или долгого выхода лодки на глиссирующий режим является гребной винт, можно предложить следующие варианты:
Вопрос о глиссировании надувных моторных лодок находится в состоянии постоянного обсуждения и интересует всех владельцев этого типа маломерных судов. Но ситуация именно с надувными лодками осложняется тем, что до сих пор большинство специализированных гидродинамических исследований их обводов и поведения на воде в большинстве своём носят не теоретический, а, скорее, экспериментальный характер. Также в специализированной прессе и интернет-обсуждениях очень часто можно видеть, как вопрос о глиссировании надувных лодок рассматривается через призму судов с жёстким корпусом, что в результате даёт либо просто ошибочную и искажённую информацию либо откровенную ересь.
Если попытаться перевести что значит глиссер на простой и понятный язык, то получится примерно следующее.
Глиссирование — это движение по воде, при котором судно поднимается и удерживается над поверхностью за счёт встречного скоростного напора воды, то есть оно как бы скользит по водной глади. Но это определение опять будет верным для судов с жёстким корпусом, а не для надувных лодок, для которых самым точным определением будет следующее.
Глиссирование – это режим движения лодки, при котором наблюдается минимальная площадь смоченной поверхности днища.
Режимы движения лодки
Надувные моторные лодки имеют три основных режима движения:
Водоизмещающий режим наблюдается при остановке лодки, ходе на вёслах, а также при начальном режиме движения под мотором со скоростью до 15-16 км/час.
Переходный режим возникает при достижении надувной лодкой скорости 17- 18 км/час. При этом корма лодки может сильно проседать вниз на столько, что транец лодки с установленным на нём двигателем может оказаться на уровне воды, а нос – высоко задирается вверх. Многие начинающие водномоторники и владельцы надувных лодок именно этот режим ошибочно принимают за выход лодки на глиссирование.
Глиссирующий режим
Когда вы вышли на глиссер, происходит резкое уменьшение сопротивления движению и увеличение скорости движения лодки.
Особенность надувных моторных лодок и их отличие от судов с жёстким корпусом при выводе их в режим глиссирования заключаются в том, что они весьма чувствительны к развесовке внутри кокпита. Так, для уменьшения времени нахождения в переходном режиме рекомендуется максимально загрузить нос лодки. Некоторые владельцы надувных лодок решают это путем переноса и креплением бензобака в носовой части кокпита. Опытные водители надувных лодок при наборе скорости уменьшают время нахождения лодки в переходном режиме путем переноса массы собственного тела с кормы на середину кокпита лодки, как бы дополнительно придавливая её к поверхности воды своим весом. Эта тактика выхода на глиссер хорошо зарекомендовала себя для лодок длиной до 4 метров включительно, оборудованных ПЛМ соответствующей мощности и ручным управлением.
Что касается минимальной мощности двигателя, которой будет достаточно для вывода надувной лодки в режим глиссирования, то в отличие от хорошо изученных судов с жёстким корпусом здесь пока не существует единого подхода и мнения, а все данные носят экспериментальный характер.
Так, в водномоторной среде хорошо известен следующий постулат, который гласит, что «для того, чтобы судно вывести на глиссер, требуется мощность не менее 40-50 л.с. на тонну в зависимости от обводов корпуса».
Говоря простым языком, выход судна на глиссирование происходит, когда на каждые 20-25 кг. его водоизмещения имеется не менее одной лошадиной силы. Причём в этот расчёт берётся всё – вес лодки, мотора, пассажиров и груза. Но, как показывает практика – эта схема расчёта абсолютно не подходит для надувных лодок, показатель удельной массы для которых должен быть меньше.
Что показали наши тесты?
Комплект: килевая лодка «Ривьера 3400 КОМПАКТ» (вес по-паспорту 48 кг.) + ПЛМ Mercury 5 М (сухой вес 20 кг.) + топливо (4 кг.) + водитель (вес 115 кг). Итого общий вес 187 кг. – показал уверенный выход на глиссер и максимальную скорость 25 км/час. Хотя следуя вышеприведённым расчетам для судов с жёстким корпусом минимальная мощность двигателя для выхода этого комплекта в режим глиссирования должна составлять от 7.48 до 9.35 л.с.
Или вот другой пример: плоскодонная лодка АКВА 2800 ( 23 кг.) + /catalog/motors/lodochnyj-motor-mercury/2-taktnyje-motory-mercury/mercury_outboard_motor_5_m/ (20 кг.) + водитель (115 кг.). Итого общий вес 158 кг. Результат – выход на глиссирование и максимальная скорость 26.8 км/час. Хотя опять-таки следуя расчётам, мощность двигателя для этого комплекта должна находится в диапазоне от 6.32 до 7.9 л.с.
Экспериментальным путём был выявлен следующий алгоритм выхода классических надувных лодок (исключая надувные катамараны и лодки с НДНД) в режим глиссирования в зависимости от их длины, загрузки и мощности ПЛМ.
Расчет глиссирования
Длина лодки от 340 до 360 см. Для выхода в режим глиссирования с 1 человеком на борту достаточно мощности 8 л.с. Каждый следующий человек + 5 л.с. Пример: для лодки длиной 350 см. с загрузкой 2 человека – минимальная мощность двигателя для выхода на глиссер составит 10 л.с. для 3-х человек на борту – 15 л.с.
Длина лодки от 380 до 400 см. – 10 л.с. для одного человека и + 5 л.с. на каждого следующего пассажира.
При длине надувной лодки свыше 400 см. рекомендуется установка поста дистанционного управления и двигатели мощностью от 25 л.с.
Что такое глиссирование?
Глиссирование — это когда надувная или твердокорпусная лодка, преодолевая сопротивление воды, начинает скользить как бы только по ее поверхности. Практически без погружения. Глиссирование лодки с подвесным мотором может быть более или менее устойчивым. Стопроцентно устойчивым глиссированием можно назвать тот вариант, когда при волне около 40-50 см лодка стабильно идет по поверхности.
Как правило, маломерное судно выходит на глиссер на уровне 19-21 км/ч. Но бывает варианты, когда при легком корпусе, ничтожной загрузке и мощном подвесном моторе на глиссер может выйти лодка на уровне 12-16+ км/час.
Почему так часто и много говорят о глиссере? Почему вопросу о том, как выйти на глиссирование лодки с подвесным мотором уделяют столько внимания? Во-первых, это существенная экономия топлива. А во-вторых, это экономия времени, потому что на таких оборотах можно преодолеть гораздо более внушительные расстояния, затратив на эту задачу меньшее количество ресурсов.
Друзья, мы только что совсем кратко упомянули каждую тему, которую более подробно будем поднимать в нашем материале. А еще мы расскажем вам несколько хитрых приемов, которые используются для того, чтобы облегчить выход на глиссер маломерных надувных и твердокорпусных лодок. Мы расскажем о том, какого типа корпус более охотно может выйти на глиссирование и как этот процесс ускорить.
Мы постарались собрать для вас самую важную и актуальную информацию, которая в более или менее компактном виде может вам пригодится. Что ж, наше вступление подошло к концу. Давайте же скорее перейдем к сути вопроса.
Что такое выйти на глиссер — вспоминаем школьный курс физики
Выйти на глиссер — это заставить лодку скользить по глади воды, сведя к минимуму силу ее сопротивления. Выйти на глиссер — это значит снизить расход топлива, при этом не потеряв в скорости. Выйти на глиссер — это получить возможность пройтись по воде с ветерком и получить настоящее удовольствие от скорости и ощущения единения с природой.
Современной механике известно два способа передвижения по воде:
Что собою представляет Архимедова сила? Это закон, описывающий выталкивающее действие на любое погруженное в жидкую или газовую среду тело. Открыт этот закон был более 23 (!) веков тому назад. То есть ничего нового в нем нет, и именно на этом законе основываются все прочие статические константы.
Мы не будем утомлять вас формулами, которые вы, наверняка, помните из школьного курса физики. Просто опишем этот закон более простым языком. Например, возьмем обыкновенный камень и доску. Отправим обе эти экспериментальные модели в ванну с водой. Камень утонет, а доска останется плавать на поверхности. Правильно? Но и в том, и в другом случае, часть жидкости будет как бы “вытолкнута” погруженным в нее телом. Только в случае с камнем у воды не хватит плотности, чтобы удержать его на поверхности, а для кусочка дерева плотности будет вполне достаточно.
Когда любое плавсредство, плот, лодка, каноэ или огромное судно выходит на воду, определенное количество жидкости выталкивается. И когда это самое плавсредство начинает двигаться, оно вынуждено преодолевать сопротивление своеобразного водяного кармана. Но как только лодка сможет выйти на глиссер, с подвесным или навесным мотором, неважно, это сопротивление сходит практически на нет.
Определяем потенциал лодки, зная весовое водоизмещение
Любая лодка с подвесным мотором может выйти на глиссер, достигнув определенной скорости. Для того, чтобы определить, способна ли ваша лодка выйти на глиссер, вам нужно знать ее весовое водоизмещение. Расшифровываем формулу Fr= V/√(gхL):
Ускорение свободного падения умножаем на весовое водоизмещение плавсредства. После этого умножаем скорость движения лодки на квадратный корень из получившегося числа. Если итоговое число больше единицы, ваша лодка способна выйти на глиссер. Но опять же, здесь все очень условно. И эта формула, в любом случае, хорошо работает для твердокорпусных плавсредств.
А вот что касается маломерных надувных лодок, то здесь все гораздо проще. Скажем так, практически любая надувная лодка с подвесным мотором от 3 и выше лошадиных сил при благоприятных условиях способна выйти на глиссер. И, как правило, выход на глиссирование происходит на уровне 18 — 21 км/ч.
Вот, собственно и все, что мы должны знать о том, как подготовиться и помочь выйти на глиссер вашей надувной лодке-плоскодонке из ПВХ с подвесным мотором. Ее нужно просто разогнать до 18 километра в час и правильно распределить центр тяжести. А как это сделать, давайте поговорим в следующем разделе.
Виды глиссирующих плавсредств и варианты моторов
На самом деле, выйти на глиссирование со старенькой видавшие виды лодкой может быть довольно опасно. Такой вид скольжения — это однозначно основательная нагрузка на днище. Особенно, если мы говорим о скоростях выше 25 километров в час. И особенно, если на поверхности воды будут встречаться мелкие коряги и прочий мусор. На такой скорости повредить корпус ПВХ лодки очень просто. Именно поэтому выйти на глиссер лучше всего уже на большой воде.
Но такой режим как глиссирование часто используют не только на открытых широких водоемах, но и на мелководье, густо заросшем водорослями и прочей растительностью. Только здесь уже применяется не подвесной мотор, а система воздушного глиссирования. То есть, судно приводится в движение не с помощью мотора с погруженным в воду винтом, а с помощью воздушного “вентилятора”. Такой вот усовершенствованный парус.
Но мы сегодня говорим не о воздушном глиссировании, а о том, как выйти на глиссер с помощью обыкновенного подвесного мотора, установленного на надувной лодке. Поэтому давайте немножечко более подробно поговорим об идеальных параметрах корпуса надувной лодки для того, чтобы выйти на глиссер.
Идеальные параметры корпуса надувной лодки из ПВХ для глиссирования
Для того, чтобы надувная лодка или твердокорпусная модель могла выйти на глиссер, она должна обладать определенными параметрами. А именно:
Сегодня практически все надувные моторные лодки из ПВХ способны перейти эту черту. Если же у вас все никак не получается выйти на глиссер, можете попробовать снизить загруженность лодки, изменить угол наклона мотора, сместить центр тяжести вперед. Для последнего вы можете купить специальную ручку, с помощью которой легко управлять мотором, находясь по центру или даже в носовой части лодки. Кстати, такая ручка стоит совсем немного, порядка 200 грн или даже меньше.
Как быстро выйти на глиссер в надувной ПВХ или резиновой лодки
Как вы уже поняли, для того чтобы быстро выйти на глиссер в надувной лодке, ее нужно разогнать как минимум до 18 километров в час. Если мы говорим о небольшой мало загруженной лодке, то может понадобиться меньшая скорость. Если мы говорим о загруженном большом относительно наддувом судне, то скорость может понадобиться большая. В любом случае, за 3 минуты это сделать не получится.
Для того, чтобы выдать нужную скорость, вашему подвесному мотору нужно для начала хорошенько прогреться. Особенно, если мы с вами говорим о холодной погоде. Иногда для этого нужно не менее 15 минут работы на высоких оборотах. И только после этого можно постепенно повышать скорость до необходимых параметров. Вообще, со временем вы почувствуете то, как выйти на глиссер на вашей лодке с подвесным мотором. Это будет ощущаться буквально на интуиции.
Самое главное — практика. И не бойтесь экспериментировать. Да, и не забывайте о технике безопасности. Вода не терпит небрежного и неуважительного к себе отношения.