как по клюву определить чем питается птица
Особенности строения клюва птиц в зависимости от способа питания
(Урок–практическая работа)
Оборудование: чучела птиц; таблицы и рисунки с изображением птиц разных экологических групп, их клювов и лап; энциклопедии и определители птиц; видеофильм о птицах.
I. Проверка знаний – опрос по предыдущей теме
В морозную погоду птиц в воздухе заметно меньше. Казалось бы, должно быть наоборот: работа мышц повышает теплопродукцию, и птицы должны стремиться больше летать. Почему же в мороз птицы чаще сидят нахохлившись?
Ответ. В мороз птицы сидят нахохлившись, распушив перья, и тем самым создают вокруг своего тела «воздушную рубашку». В полете успевший чуть нагреться воздух у тела птицы все время заменяется свежим – более холодным. Потеря тепла может быть настолько значительной, что летящая птица умирает от переохлаждения.
II. Изучение нового материала
«Всякая птица своим клювом сыта» – утверждает народная мудрость. Каков биологический смысл этой пословицы? Вот на этот вопрос мы и попытаемся ответить сегодня на уроке.
Запишем тему урока: «Особенности строения клюва птиц в зависимости от способа питания».
По способам питания и образу жизни птиц условно можно разделить на насекомоядных, зерноядных (в том числе и плодоядных), хищных и водных. Соответственно различаются у них и типы клюва.
(Класс делится на 4 группы – каждая будет готовить сообщение об одном типе клюва. Задание формулируется так: «Рассмотрите форму и строение клювов и сделайте выводы о характере питания птиц и способе добывания пищи». Учитель раздает дополнительную литературу. На выполнение задания отводится 10 мин.)
(После выступления каждой группы учащиеся записывают в тетрадях краткую характеристику представленного типа клюва.)
«Хищный» клюв – острый, загнутый вниз, позволяющий разрывать мясо на куски. Птицы с таким клювом – орлы, ястребы, соколы, грифы, совы.
Существует легенда о том, как воины Александра Македонского (IV в. до н. э.) дошли до Долины алмазов. Но заветное место охраняли ядовитые змеи, и спуститься туда было невозможно. Тогда полководец приказал бросать вниз куски жирного мяса. Алмазы прилипали к мясу, а прирученные орлы, планировали вниз, хватали мясо и клали к ногам царя. В чем здесь может быть ошибка?
Ответ. Орлы – хищники, а не падальщики, и вероятность того, что они схватят именно куски мяса, мала. Хотя помощники знаменитого полководца могли не только приручать орлов, но и дрессировать их.
Почему голова и шея грифа лишены перьевого покрова?
Ответ. Грифы питаются падалью. Отсутствие перьевого покрова облегчает им проникновение внутрь трупа животного и выгодно из гигиенических соображений.
«Водный» клюв – плоский, с роговыми пластинками и зубчиками. Птицы с таким клювом – гуси, утки, лебеди, фламинго.
(Показ видеофрагмента о фламинго.)
«Зерноядный» клюв – короткий, толстый и сильный, позволяющий развивать значительные сдавливающие усилия. Птицы с таким клювом – щеглы, чечетки, снегири, клесты, дубоносы.
На столе лежат следующие предметы: светло-синие матерчатые флажки, прямоугольные полоски из жести консервных банок, зеленые стрелки лука и шпагат. Какая связь между этими предметами и плодоядными птицами?
Ответ. Эти предметы развешивают в кронах деревьев во время созревания плодов для защиты от птиц, так как птицы не любят светло-синий цвет, их отпугивает блестящая поверхность, птицы не выносят запаха лука.
«Насекомоядный» клюв – острый, тонкий, различной формы и длины. Птицы с таким клювом – стрижи, ласточки, мухоловки, трясогузки и т.д.
Решите задачу. Ежедневно в период выкармливания птенцов стриж прилетает к гнезду 34 раза. За один раз он приносит 400 мелких насекомых (корм обволакивается слюной и имеет вид «пакетиков»). Период выкармливания птенцов составляет 33 дня. Сколько насекомых уничтожает пара стрижей за период выкармливания птенцов? Ответ: 400х34х33х2 = 897 600 насекомых.
III. Домашнее задание
Изучить особенности строения конечностей птиц в зависимости от среды обитания. Сравнить лапы хищных, водоплавающих, болотных, лесных птиц и птиц открытых пространств.
Литература
Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных. – Ярославль: Академия развития, 1997.
Демьянков Е.Н. Биология в вопросах и ответах: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, АО «Учеб. лит.», 1996.
Дмитров Е.Н. Познавательные задачи по зоологии позвоночных и их решения. – Тула: Родничок, 1999.
Жигарев И.А., Пономарева О.Н., Чернова Н.М. Основы экологии. 10 (11) класс: Сборник задач, упражнений и практических работ к учебнику под редакцией Н.М. Черновой «Основы экологии. 10(11) класс». – М.: Дрофа, 2001.
Задание №7 ОГЭ по Биологии
Царство Животные
Разбор типовых вариантов заданий №7 ОГЭ по биологии
Определить питание птицы по клюву
Вариант 7ОБ1
Определите по внешнему виду клюва птицы, чем она питается в естественной среде.
Изображенная на картинке птица питается рыбой. Клюв такого строения предназначен для того, чтобы в воде, подобно сачку, рыба зачерпнула воду вместе с рыбой. Затем птица выталкивает воду, прижимая клюв к груди. Потом пеликан запрокидывает голову и проглатывает добычу
Пеликан проглатывает добычу
Вариант 7ОБ2
Определите по внешнему виду клюва птицы, чем она питается в естественной среде.
Длинная шея, острый длинный клюв. Сразу вспоминаются цапли, которые охотятся на бесхвостых земноводных.
Вариант 7ОБ3
Определите по внешнему виду клюва птицы, чем она питается в естественной среде.
Птицы с коротким массивным клювом питаются орешками, семенами, косточками. Строение клюва обусловлено необходимостью раскалывать твердые скорлупки.
Дубонос с косточкой
Признаки класса
Вариант 7ОБ4
Какой признак позвоночных характерен только для представителей класса Звери (млекопитающие)?
Из названия класса очевидно, что железы, вырабатывающие молоко, — отличительный признак класса.
Вариант 7ОБ5
У какого животного газообмен между атмосферным воздухом и кровью происходит через кожу?
Через кожу происходит газообмен только у представителей класса земноводные. К земноводным из вышеперечисленных относится только тритон.
Головной мозг
Вариант 7ОБ6
Мозг представителя какой систематической группы изображён на рисунке?
До млекопитающего лучше всего развит мозжечок у птиц. У них он имеет большое количество извилин. Это можно запомнить исходя из того, что птицы очень ловкие, подвижны по сравнению с амфибиями, рептилиями и, тем более, рыбами.
Вариант 7ОБ7
Мозг представителя какой систематической группы изображён на рисунке?
Вариант 7ОБ8
На каком рисунке изображён головной мозг птиц?
Для успешной сдачи необходимо знать строение головного мозга представителя из каждого класса. Это не там сложно, как может показаться.
Внимательно рассмотрите схему внизу. Можете выбрать для себя не те признаки, которые будут перечислены в разборе.
Мозг млекопитающего : только у них есть извилины коры больших полушарий.
Мозг птицы : крупный мозжечок с извилинами, но
Мозг рыбы : самые крупные зрительные доли. У рыб плохо развиты
Мозг амфибии : самый маленький, едва заметный, мозжечок. Просто вспомните лягушек: они не охотятся активно. Они просто сидят на кувшинке или береге и ловят все, что пролетает мимо.
Мозг пресмыкающегося : обонятельные доли имеют продолговатую форму, крупный хорошо выраженный мозжечок.
Класс Рыбы
Вариант 7ОБ9
У каких рыб отсутствуют жаберные крышки?
Жаберных крышек нет у хрящевых рыб. Вспомните акул и скатов:
Вариант 7ОБ10
Основное значение слизи, выделяемой кожными железами рыбы, заключается в
Слизь прежде всего нужна для уменьшения трения тела об воду.
Вариант 7ОБ11
Имеющиеся у рыб органы боковой линии выполняют функции
Класс Земноводные (Амфибии)
Вариант 7ОБ12
Выделение из крови лягушки вредных продуктов обмена происходит, когда
Вариант 7ОБ13
Лёгочное дыхание у земноводных осуществляется благодаря
Лягушка совершает глотательные движения, воздух через ноздри попадает в ротовую полость, а затем – в легкие.
Обратите внимание на то, как сопряженно движется горло лягушки и часть ее тела, где расположены легкие.
Процесс дыхания у лягушки
Вариант 7ОБ14
Земноводные благодаря шейному позвонку способны
Шейный позвонок дает возможность опускать и поднимать голову.
Вариант 7ОБ15
Второй круг кровообращения возник у земноводных в связи с их приспособлением к
Амфибии стали первыми животными, способными дышать атмосферным воздухом. Второй круг кровообращения идет к легким.
Класс Пресмыкающиеся (Рептилии)
Вариант 7ОБ16
Пресмыкающиеся, в отличие от земноводных, настоящие сухопутные животные, так как они
Рептилии способны размножаться на суше, а вот амфибиям приходится размножаться в воде, так как им свойственен внешний тип оплодотворения. Яйца рептилий имеют плотную оболочку и большой запас питательных веществ, а
Оплодотворение — слияние половых клеток.
Класс Птицы
Вариант 7ОБ17
Мускульный отдел желудка образовался у птиц в связи с
Птицам необходим мускульный отдел желудка, т.к у них нет зубов, а пищу необходимо измельчать для ее усвоения. Если бы птицы имели челюсти, то они бы просто не могли летать. Их тело максимально приспособлено к воздушной среде. В этом мускульном отделе есть маленькие камушки. Желудок очень часто сокращается, пища перетирается камушками и стенками желудка, измельчаясь.
Вариант 7ОБ18
Перелёты птиц связаны с
Перелетными являются насекомоядные птицы и птицы, обитающие на водоемах. Смена их места жительства обусловлена отсутствием пищи в зимнее время. В городах с мягкими зимами птицы прибрежных районов могут не улетать, так как водоемы не замерзают.
Класс Млекопитающие
Вариант 7ОБ19
Летучие мыши в тёмных пещерах ориентируются в полёте с помощью
Летучим мышам свойственна
Эхолокация летучей мыши
Вариант 7ОБ20
Число позвонков в шейных отделах позвоночника жирафа и мыши
И жираф, и мышь относятся к классу Млекопитающие. Число шейных позвонков любого представителя этого класса равно 7 и не меняется с возрастом.
Задания на определение класса
Вариант 7ОБ21
На рисунке изображена зубная система животного. Представители какого класса обладают таким набором зубов?
Вполне очевидно, что эти челюсти принадлежат Млекопитающему. Только представители данного класса имеют дифференцированные зубы.
Вариант 7ОБ22
Позвоночных животных с трёхкамерным сердцем,
Трехкамерное сердце и размножение на суше – признаки представителей класса Пресмыкающиеся.
Вариант 7ОБ23
Тело представителей какой группы животных покрыто образованиями, изображёнными на рисунке?
На картинке изображены чешуи. Данным видом образований покрыто тело рыб и рептилий.
Вариант 7ОБ24
Какие органы дыхания характерны для изображённого животного?
Вариант 7ОБ25
У представителей какого класса хордовых артериальная и венозная кровь в сердце смешиваются?
Кровь смешивается у Земноводных, обладающих трехкамерным сердцем. По артериям большого круга кровообращения течет смешанная кровь, и только головной мозг снабжается артериальной кровью.
Птицы и их клювы
Клюв бывает только у птиц. Клювы у птиц разные, потому что пища у них тоже разная. У птиц, которые питаются насекомыми, клювы тонкие и острые. У тех, кто клюёт зёрна – толстые и тупые. Клювом птицы щиплют, хватают, копают, долбят. Без носа птица – как без рук.
Считается, что у страуса самый крепкий клюв. Им он может проломить череп врагу.
Самый большой клюв – у пеликана. Его длина сорок сантиметров. На нижней стороне клюва – сильно растяжимый кожаный мешок, используемый для ловли рыбы.
Внешний вид птиц, форма их клюва прямо зависят от среды обитания и условий существования.
Начни читать текст. По сигналу учителя поставь палочку после того слова, до которого дочитал. Дочитай текст до конца.
Постарайся выполнить все задания этой части.
Выполняй их по порядку.
О какой птице говорится во втором абзаце текста?
Ответ. В нем говорится о _______________________.
Найди в тексте ответ на вопрос: « Какие клювы у птиц, которые питаются насекомыми?»
Спиши это предложение. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь свою запись, если надо, исправь.
Найди и выпиши из текста названия всех птиц
Подчеркни в выписанных словах буквы мягких согласных.
У пеликана длина клюва равна 40 см, а у тукана – 30 см.
Запиши вопрос задачи, если она решается так:
Сосчитай и запиши ответ:_________________________
Задание №6 Внимательно еще раз прочитай текст и соотнеси картинки с названием птиц и описанием их клюва. (Зеленым карандашом соедини картинку с названием птиц, а красным – описание их клюва)
самый маленький клюв пеликан
ярко-окрашенный колибри
самый большой страус
самый крепкий тукан
Задания 7 – 11 можно выполнять в любом порядке.
Постарайся выполнить не меньше двух заданий.
Реши задачу, используя данные текста.
У пеликана самый большой клюв. А про какую птицу говорится, что у неё клюв в 40 раз меньше, чем у пеликана? Запиши название этой птицы. Ответ поясни вычислением.
Рассмотри названия птиц, найди общее и подчеркни лишнее:
Страус, колибри, тукан, пеликан.
Заполни таблицу, используя данные текста.
Кто на первом месте по длине клюва?
Какие места у остальных?
Ответь на вопрос и коротко поясни свой ответ. Если нужно, перечитай текст. Отметь ответ значком
Самый большой клюв – у пеликана. На нижней стороне клюва – сильно растяжимый кожаный мешок. Как ты думаешь, для чего нужен этот «мешок» на клюве пеликана?
А – им он пробивает череп врагу
Поясни, почему ты выбрал этот ответ?
Без носа птица – как без рук.
Как вы понимаете эту поговорку.
Как ты думаешь, что означает слово «нектар».
Исследовательская работа по окружающему миру «Птицы и их клювы»
1.1 Внешнее строение птиц 4
2.1 Многообразие птиц 5
2.2 Особенности строения клюва 5-6
2.3 Формы клювов 6-8
Список используемой литературы. 10
Объект исследования – видовой состав птиц.
Предмет исследования – клювы.
Цель работы – расширить и обогатить знания о птицах и их клювах.
Познакомиться с многообразием мира птиц;
Изучить образ жизни птиц;
Узнать, как и чем питаются птицы;
Какие формы клювов.
Гипотеза – мы предполагаем, что клювы птицам нужны не для красоты, они им необходимы для добывания пищи и связаны с условиями их жизни, поэтому они различны.
1.1Внешнее строение птиц.
Куда сейчас не пойдешь – везде встретишь птиц. А когда–то птиц на Земле совсем не было. Жили одни змеи и ящеры – была эра пресмыкающихся. Один из древних ящеров и стал предком птицы. Чешуя постепенно превратилась в перья, передние лапы – в крылья. И первоптица взлетела в воздух. Так появился класс птиц.
пищи и условий её добывания;
плотности населения и конкуренции.
Каждый вид живет в строго определенном районе. Пролетают они даже над покрытыми льдом полюсами. Так как птицы летают, а многие к тому же еще плавают и ныряют, их нередко можно видеть в открытых морях. Они охотятся, на морских животных, ныряя за ними или выхватывая живность из воды на лету.
ВЫВОД: Птицы обитают там, где им хватает корма и места для гнездования. В саду с высокими деревьями и буйной травой, заросшем кустарником, много удобных мест для гнезд и хватает разнообразных насекомых, семян и плодов.
2.2 Особенности строения клюва.
Остановимся на важнейших особенностях клюва птиц.
Птичий нос, как большинству животных, помогает ориентироваться в мире запахов.
Для поисков пищи носы используют все животные. Доказано, что морские птицы глупыши и буревестники чувствуют запах рыбы за три километра. А вот альбатросы чувствуют запах приманки (кусок сала) аж за тридцать километров.
Скворцы с помощью обоняния великолепно различают виды растений. А зачем им это нужно? Оказывается, они вплетают в свои гнезда стебли лекарственных трав. Эти травы могут уменьшить количество паразитов в гнезде. Каждый нос при своем деле.
Птичий нос не только нос, а еще и рот. Он у птиц выполняет ту же функцию, какую выполняют губы и зубы. Вывод: таким образом, у каждой птицы такой клюв, который лучше всего подходит для ее образа жизни.
Для исследования взяты птицы из разных видов. Питаются птицы и растительной и животной пищей.
Например у хищных птиц и у птиц-падальщиков, которые питаются мясом погибших животных, он мощный, изогнутый и острый, предназначенный для того, чтобы разрывать добычу на куски (приложение 1). Ястребу необходим именно такой клюв. У цапли и аиста, клюв – пика, длинный и тонкий, позволяющий добывать пищу со дна водоемов на мелководье, из-под камней и в густых зарослях кустарника (приложение 2).
У лесного кулика тоже клюв мало отличается. Он и шило, и щипчики. Запустит свой клюв сквозь опавшие листья в мягкую сырую землю, прихватит там червячка и вытащит (приложение 3).
Клюв колибри очень тонкий, что с его помощью они добывают из цветов нектар (приложение 4).
У мелких лесных птиц вроде воробья, синицы, зяблика, короткий и округлый – он им нужен для того, чтобы клевать семена растений (приложение 5).
Лесному доктору – дятлу клюв нужен, чтобы долбить деревья и добывать из-под коры вредных жучков и личинок. Он даже дупло для гнезда таким клювом выдалбливает в сухом дереве. Поэтому ему нужен очень крепкий клюв прямой и острый. Он толстый, короткий и прямой, приспособлен для долбления сухих деревьев (приложение 6).
Клёст имеет перекрещивающийся клюв (приложение 7). Муху им уже не поймаешь, зернышко с земли не склюешь. Но ведь клесту это и не надо, он своими «клещами» шишки потрошит.
Грач – ловит рыбу с лёта, погружает клюв в рыхлую землю.(приложение 9)
Фламинго – красивая птица, использует клюв как совок.(приложение 10)
Таким образом, у каждой птицы такой клюв, который лучше подходит для её образа жизни. Форма его зависит от способа добычи пищи, поэтому позволяет судить о кормовых повадках птицы (таблица 1)
Аист, цапля, тукан, топорок.
Толстый – добывать пищу из воды, из под камней
Тонкий – добывать нектар, цветочную пыльцу.
Сочком – ловить рыбу
Изогнутый разрывть пищу.
Широкий ловить на лету
Крепкий, прямой, острый – добывать из под коры
Синица, воробей, зяблик.
Округлый – клевать семена.
Перекрещивающийся – шишки потрошить.
Формы клювов различных птиц можно посмотреть в приложении 10.
В своей работе мы постарались изучить видовой состав птиц. Разобраться: почему форма клюва такая разнообразная?
Исследовав видовой состав, пришли к заключению, что необходимость питаться определенным видом пищи зависит от формы клюва. Клюв у птиц выполняет ту же функцию, какую выполняют губы и зубы у млекопитающих: с его помощью они хватают и поглощают пищу, копаются в земле, чистят перья, строят гнезда, кормят птенцов и защищаются.
Форма его зависит от характерного для вида способа добычи пищи, поэтому позволяет судить о кормовых повадках птицы.
Таким образом, у каждой птицы такой клюв, который лучше всего подходит для ее образа жизни.
Поэтому в нашу столовую прилетают только те птицы, которые питаются зерном, хлебными крошками и всем что можем им предложить. А это – синицы, воробьи и снегири.
1.Детская энциклопедия. Царство животных. Москва. Оникс 21 век. 2000.
2.Ильичев В.Д Жизнь животных. Том шестой «Птицы» М,ПРОСВЯЩЕНИЕ,1986
3.Кошурникова Р, Юрмин Г, Дмитрих А. ПочемучкаМ,ПЕДАГОГИКА 1990
4.Наумов Д.В. Зоология Учебник для 6-7 классов М,ПРОСВЯЩЕНИЕ,1985
5.Пол Беннет и Барбара Тейлор. Живая планета М,РОСМЕН 2008
6.Сладков Н. Птицы. Орнитология в картинках М,ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА,1984