как понять что человек святой

О главном признаке человека Божьего

как понять что человек святой. 272359.p. как понять что человек святой фото. как понять что человек святой-272359.p. картинка как понять что человек святой. картинка 272359.p.

Вера человека проверяется особенно в трудных жизненных ситуациях. В трудные моменты христианину нужно более ревностно обращаться к Богу, Божией Матери и святым. Об этой благодатной помощи и человеке, как вместилище благодати рассказывает Блаженнейший Владыка Онуфрий, Митрополит Киевский и всея Украины. Информационно-просветительский отдел УПЦ публикует интервью Предстоятеля Церковной Православной газете.

— Ваше Блаженство, как Вы считаете: почему многие люди не желают обращаться к Богу? Разве они не понимают, что Господь всегда помогает?

— Проблема в том, что люди боятся ограничений, к которым призывает христианство: мол, в Церкви много запретов. На самом же деле это не так. Апостол Павел говорит: все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1 Кор. 6: 12). Все должно быть в меру и с рассуждением. Многие святые на собственном примере показывают, насколько мало человеку необходимо для жизни. Этого не понимают те, кто живет без Бога. Им кажется, что счастливыми нас делают сокровища. Но, к сожалению, зачастую все происходит иначе: чем усерднее человек трудится над собиранием земных благ, тем больше приходит в отчаяние.

— Почему так получается?

— Прежде всего потому, что материальные блага не приносят духовной радости. Можно собрать все сокровища земли и быть самым несчастным. Это, кстати, одна из причин, почему человечество пребывает в страхе. Оно особенно обеспокоено тем, что количество населения растет, а природные ресурсы уменьшаются. Многие забывают, что Господь пятью хлебами накормил пять тысяч человек. Тот, кто живет с Богом, не будет чрезмерно волноваться и подсчитывать природные ресурсы. Если чего-то не хватает, то Господь приумножает и дает всего в достатке.

— Когда Господь накормил пять тысяч человек, они хотели провозгласить Его царем. Почему же Он отказался от царской славы?

— Господь наш Иисус Христос пришел не ради славы. Он родился в бедной пещере, показывая этим призрачность земных благ и Свое великое смирение. Пришествие в мир Спасителя было необходимо для нашего спасения. По замыслу Творца люди должны были своей благочестивой жизнью подняться от земли к небу. Но они начали впадать в грехи. И тогда Бог Сам нисходит к людям. Господь приходит на землю не для того, чтобы быть земным, политическим царем, как того хотели те, кого Он насытил пятью хлебами и двумя рыбами (см.: Мф. 14: 13–21; Мк. 6: 31–44; Лк. 9: 10–17; Ин. 6: 5–15). Спаситель пришел в мир для того, чтобы дать человеку гораздо больше – освободить его от рабства греха, диавола и вечной смерти. Он пришел в мир для того, чтобы помочь людям обрести внутреннюю свободу и власть быть чадами Божиими (Ин. 1: 12).

Приняв на себя нашу греховную природу, Спаситель Своим крестным страданием и воскресением вернул человеку утерянное Божественное сыновство, и мы от всего сердца и души смиренно благодарим Господа за такую безграничную любовь. В этом и состоит цель жизни каждого человека — увидеть Бога, Его любовь, и почувствовать Его присутствие в своей жизни.

— Как же достигнуть такой высокой цели?

— Надо проявлять внимательность к себе, жить по заповедям Божиим. Тогда почувствуешь Божие присутствие не только рядом с собой, но и во всей Вселенной. Все, что живет на земле, в море и в небе, живится Божией силой. Если человек это осознает, то ему не нужно забираться на небо, чтобы увидеть Господа. Достаточно лишь оглянуться вокруг и заглянуть вглубь себя. Разумеется, речь идет о глазах не телесных, а духовных. Каждый из нас — сосуд благодати Божией. Прикоснись к человеку, и ты прикоснешься к благодати Божией.

В окружающем мире и в ближних мы видим проявление Божественной благодати. Посмотрите на гармонию, которая есть в человеке! Нужно быть очень грубым, неразумным, чтобы не осознать, что такое совершенное творение может создать только Тот, Кто выше его. И, вглядываясь в то, что имеем в себе, что нас окружает, — мы убеждаемся — Бог есть любовь, Бог есть жизнь, которая наполняет все Свои творения, весь мир.

Признак человека Божия

— Когда верующий человек попадает в трудные обстоятельства, ему иногда кажется, что Бог его оставляет…

— Господь никогда не покидает человека. Каждый из нас, как я уже сказал, является сосудом благодати Божией. Другое дело, что мы недостойно ее носим. Если у кого-то отобрать Божию благодать, то он не сможет жить. Мы должны благодарить Бога за Его благодать, которую Он нам дает, и за все Его благодеяния, быть честными перед Ним и оказывать милосердие друг другу. Как сказано в Евангелии, на Страшном Суде каждый будет отвечать за свои дела. Тот, кто творил милосердие во имя Христа, унаследует вечное Царство, а тот, кто избегал этого, — разделит участь падших ангелов (см.: Мф. 25: 31–46).

— А как же духовные труды поста и молитвы?

— На Страшном Суде Господь не будет спрашивать: ты постился, молился, делал поклоны? Все эти действия направлены на воспитание в себе смирения, милосердия и любви. Тот, кто любит ближнего, уподобляется Богу. Любовь имеется в виду не обычная (какую имеет отец к сыну или жених — к невесте), а жертвенная, духовная. Будучи нелицеприятной, она направлена на каждого, кто нуждается в нашей помощи. Быть может, нам кто-то не нравится своим внешним видом, характером, привычками. Но если мы можем ему помочь, то мы должны это сделать. Такую любовь Бог проявляет ко всем. Он заповедал, чтобы мы любили друг друга. Это и есть тот признак, по которому определяется — человек Божий или не Божий.

— Посоветуйте, как стяжать такую любовь?

— В первую очередь, необходимо проделать определенную работу над собой. Нужно заставлять себя ненавидеть грех и уклоняться от него. Это тот спасительный путь, на котором мы будем всегда обогащать себя Божественной любовью и который приведет нас к вечной жизни во Христе Иисусе. Если есть настоящая любовь, то нет ни раздражения, ни злобы, ни ненависти — всего того негатива, которого никто не хочет иметь. К сожалению, многие люди, поддаваясь греховным побуждениям, получают даже некое кратковременное удовольствие от того, что им вредит. Мы не любим последствий греха, но сам грех иногда любим.

— Чем же вызвано стремление человека ко греху?

— Прежде всего, нежеланием осуществ­лять контоль над собой и вести духовную брань. Чтобы освободиться от греха, нужно через покаяние пригвоздить его ко кресту. К этому призывает нас апостол Павел: но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал. 5: 24). Освободившись от греха, мы становимся рабами Богу. И тогда плодом земной, временной жизни является святость, а наградой — жизнь вечная. Но, к сожалению, люди не хотят углубляться в учение Церкви, считая его не столь важным. В итоге, не имея правильного понимания о Боге, люди не могут правильно выстроить свою жизнь на земле. Чтобы вместить в себя дары Святого Духа, которые Господь ниспосылает каждому, нужно быть способными принять их.

Очищение малыми подвигами

— Вы говорите, что все мы являемся сосудами благодати Божией. А как это понимать?

— Божественная благодать присутствует в каждом. Только у одних — меньше, у других — больше. Все зависит от того, насколько усердно человек потрудился над очищением своей души. У святых Угодников души были полностью освобождены от духовного сорняка – страстей. Поэтому они наполнялись Божественным светом. Изучая их жития, мы удивляемся таким подвигам. В связи с этим каждый должен задать себе вопрос: а я в каком состоянии нахожусь? Наверное, мы видим, что очень далеко отстоим от евангельской чистоты и святости.

— Значит, быть святыми могут только немногие?

— Каждый человек имеет шанс стать святым. Для очищения своей души от страстей важно делать что-то небольшое, но постоянно. По этому поводу вспоминается пример из жизни молодого человека: получив задание отца выполоть поле от сорняков, он ужаснулся масштабам предстоящей работы и, впав в уныние, не решился даже начать свой труд. Вместо того чтобы трудиться, юноша приходил каждый день на поле и ложился спать. Увидев это, отец сказал: «Сын мой! Если бы ты каждый день полол ту площадь, которую занимаешь, когда лежишь на земле, то я уже увидел бы определенный участок земли выполотым. Встань и делай понемногу каждый день». Тот послушался и через некоторое время прополол все поле.

Отсюда вывод: уныние не позволяет нам совершить труд по исправлению самих себя. Иногда мы думаем так: чтобы очиститься, нужно совершить какой-то один великий подвиг. К примеру, 40 дней ничего не есть, сделать несколько тысяч поклонов, прочитать несколько сотен молитв. Взяв на себя огромную нагрузку, мы вскоре впадаем в такое расслабленное состояние, что уже не делаем ничего. Поэтому важно помнить: очищение души совершается малыми подвигами, никем не замеченными, часто никому не известными. В первую очередь — это внутренняя борьба с собой.

Мера святости

— Какие подвиги совершать людям семейным, которые стремятся к духовному совершенствованию?

— Каждому человеку, независимо от условий его жизни, необходимо трудиться над очищением своей души постоянно, совершая усилия над собою. Например, если возникает желание осудить человека, то нужно проявить терпение и любовь. В семье это очень просто осуществить. Когда муж приходит после работы, жена не должна встречать его укорами: дескать, я и готовлю, и детей воспитываю, а ты зарабатываешь мало и только телевизор смотришь. В таких случаях лучше сказать: «Мой дорогой, ты, наверное, устал. Отдохни немножко. А я приготовлю покушать».

Если же муж хочет очистить свою душу, то пусть не критикует жену: дескать, недосолила еду, не сделала уборку и на меня смотришь косо. Вместо укоров лучше простить и поблагодарить. Именно такие маленькие подвиги нужно совершать ежедневно. Так потихоньку очищается наша душа от злобы, гнева и прочих «сорняков», которые в нас прорастают.

— Но здесь возникает еще одна проб­лема: когда мы проявляем заботу о своих родных, то часто не хватает времени для длительных молитв…

— Не надо надеяться на то, что мы сразу начнем молиться, как святые Угодники. Порой мы ждем, когда появится время, чтобы молиться, как святитель Василий Великий: он вставал на молитву, когда солнце светило в затылок, а заканчивал, когда оно уже светило в лицо. Если мы будем ставить такие сверхзадачи, то так ничего и не достигнем.

— Как же нам быть?

— Для начала возьмите молитвослов и станьте на молитву хотя бы на две-три минуты. Нет времени? Тогда прочитайте три-четыре стиха из Евангелия и столько же — из Псалтири. Это не займет много времени. Но если начнете понемногу питаться словом Божиим, то оно будет смирять вашу душу, просвещать и очищать ее. Пусть мы не достигнем меры преподобных Отцов, но зато каждый из нас достигнет необходимой меры святости: ее будет достаточно, чтобы иметь твердую надежду на спасение в жизни вечной, которую Господь уготовал всем любящим Его.

Источник

Святость обычных людей

Ко дню памяти святого мученика Лонгина сотника, иже при Кресте Господни

Иногда в разговорах с людьми, особенно на исповеди, приходится слышать слова: «Мы не святые, мы обычные люди…». И, правда — святые смотрят на нас с икон, мы обращаемся к ним в молитвах, просим помощи, заступничества. Но если задуматься — чем же таким особенным святые отличаются от нас? Может быть, Бог заранее выбрал их и сделал святыми — а нас нет — поэтому не нужно расстраиваться? Но, возможно, дело в чем-то другом. Что, если не только Бог делает Свой выбор?

как понять что человек святой. 141183.p. как понять что человек святой фото. как понять что человек святой-141183.p. картинка как понять что человек святой. картинка 141183.p.

Евангелие рассказывает о рыбаках, которые сначала боялись, долго сомневались и даже не верили, а потом вдруг обошли с проповедью весь мир. А еще Евангелие повествует о женщинах, шедших ранним воскресным утром ко гробу, чтобы помазать тело казненного Учителя благовониями. Они не знали, кто поможет им отвалить от входа в погребальную пещеру огромный камень. И вот вдруг оказалось, что камня уже нет, и благовония уже не нужны, потому что Господь воскрес… Можно продолжить примеры. Но самый главный пример: Евангелие говорит о Боге, Который стал Человеком. И как-то уж очень странно, на первый взгляд, может показаться, что Бог родился бедным и страдающим, Он голодал, жаждал, уставал, Его не понимали окружающие, над Ним смеялись. Как это все похоже на обычную жизнь, на то, с чем каждый из нас хотя бы раз сталкивался. Евангелие показывает нам реальность нашей жизни. И если Сам Бог не отличался в Своей земной жизни от обычного человека, что это означает для каждого из нас?

Ответ на самом деле прост: Бог стал таким, как мы, чтобы каждый человек смог победить свою греховность и стать таким, как Бог. И жития святых повествуют о таких, как и мы, людях, которые ответили на этот Божественный призыв. И удивительно во всем этом как раз то, что святыми часто становились люди, которые, по нашим человеческим меркам, не должны были ими стать.

Очень давно произошла такая история: жил в Римской империи один солдат, который дослужился до звания командира отряда из ста человек, иначе его называли — сотник. И вот отряд этого сотника был послан в числе других отрядов в Палестину, чтобы обеспечивать порядок в этой небольшой провинции. А с порядком в то время было очень сложно. Жители Палестины не любили римлян, да и было за что: немало зла причинили римляне во время завоевания, а потом еще и обложили непомерными налогами.

Главным символом этого зла были римские солдаты. Наверное, не один раз нашему сотнику, шедшему во главе отряда по улицам Иерусалима, приходилось ловить презрительные взгляды, а может быть, и слышать недобрые слова. Но и сами воины не жаловали местных жителей. Восстание против императорской власти могло вспыхнуть в одно мгновение, как загорается от маленькой искры сухая трава в засушливый летний день. А поводом могло стать все что угодно. Поневоле станешь жестоким — иначе как выполнять возложенные императором обязанности? В число же обязанностей входило, в том числе, и исполнение смертных приговоров… Неизвестно, сколько раз участвовал в казнях этот сотник, но про одну казнь, потрясшую весь Иерусалим, известно почти до мельчайших подробностей.

В Палестине нередко появлялись странствующие проповедники. Некоторые из них не только говорили о Боге, но и призывали к оружию и борьбе против ненавистной императорской власти. Поэтому правительство относилось к ним с осторожностью. И вот одного такого Проповедника сами же местные жители и предали властям. Римский наместник после недолгих неудачных попыток Его оправдать (потому что, как говорили, этот Проповедник был предан из зависти) приговорил Его к смерти. И только Мать Проповедника, несколько женщин и только один из учеников (остальные разбежались еще во время ареста, накануне) последовали за Приговоренным к месту казни.

Да, казнь была вполне обычным делом для римских солдат. И эта казнь не должна была отличаться от остальных… Но вдруг начали происходить необъяснимые вещи. Приговоренный к смерти не проклинал пригвождавших Его ко кресту воинов, Он молился, чтобы Небесный Отец простил им. Он отказался от предложенного одурманивающего напитка, который хотя бы ненадолго, но облегчал страдания. Он решил испить всю чашу страданий до конца. Очень быстро странный Распятый умер, громко произнеся: «Свершилось!». А люди, мгновение назад насмехавшиеся над Ним, стали расходиться, низко опустив головы и ударяя себя в грудь. Будто бы весь мир, небо и земля, все замерло и сосредоточилось на месте этой страшной и странной казни. Замер и сотник. Посмотрев на Крест, он воскликнул: «Воистину Он был Сын Божий!». Что же произошло с этим римским солдатом, для которого жестокость была частью жизни, который по долгу службы унижал и убивал людей, участвовал в самых жестоких казнях?

Сейчас история святого мученика Лонгина сотника очень хорошо известна. Но давайте попытаемся перенести себя в самое ее начало, забудем на минуту о том, что мы уже знаем. Давайте посмотрим на римского сотника Лонгина и его отряд: вот они поднимаются на Голгофу, все уже готово, начинается жестокая казнь… А теперь зададимся вопросом: поверили бы мы в тот момент, что пройдет всего три дня и Лонгин из распинателя станет свидетелем Христовым?

Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее (1 Кор. 1, 27–28) — эти слова написал святой апостол Павел, которому пришлось много сил приложить для того, чтобы окружающие его люди поверили, что он больше не преследователь и гонитель христиан, а ревностный ученик, готовый умереть, чтобы другие обратились ко Христу и спаслись. Думаю, что таких примеров можно привести очень и очень много. Люди не рождаются святыми. А часто ведут жизнь, совершенно противоположную какой-либо святости. Но невидимая рука Божия изменяет человека. Вопрос в том, хватит ли у нас сил это почувствовать? Святой мученик Лонгин сотник почувствовал прикосновение Христово, пронзая Его копьем… Тогда он еще ничего не знал о Нем, может быть, только слышал или даже видел Христа издалека, среди людей, увидел Его вблизи только на месте казни. И не усомнился, что вот перед ним не очередной приговоренный возмутитель порядка, а Сын Божий. Мы знаем Евангелие, знаем историю и мученика Лонгина, и апостола Павла, и многих-многих других. Что мешает нам стать такими же свидетелями славы Божией? Признавая себя «обычным человеком», мы не делаем открытия. Что отличает нас от других таких же обычных? По сути — ничего.

Среди мирской суеты, радостей и трудностей нашей жизни, потерь и приобретений всегда есть Тот, к Кому каждый может обратиться. Кто-то скажет — в Евангелии все так сложно и непонятно. Но если бы действительно было так, то Евангелия, то есть Благой вести Христовой, не понял бы, например, простой галилейский рыбак Симон, ставший апостолом Петром. Его жизнь озарилась Божественным светом Христа, но все же Петр остался таким же, как мы, человеком. Обычным человеком, в жизни которого был Христос. Нужно просто не забывать об этом. И не забывать, что святые, взирающие на нас с храмовых икон, были сначала самыми обычными людьми.

Газета «Православная вера» №20 (495)

Источник

Что значит быть святым?

Что значит быть святым? Что такое святость? Проповедь о святости и ответы на вопросы об этом от профессора Осипова Вы найдёте в данной статье!

Что значит быть святым?

Апостол Павел называл святыми всех христиан без исключения. Эти слова можно понимать как императив: «Каждый христианин обязан стремиться к святости». Но встречая нравственного или просто порядочного человека, мы тоже говорим: «Вот посмотрите, просто святой человек!» Об этой ли святости проповедовал апостол? Что значит — быть святым? На наши вопросы ответил профессор МДА, известный апологет и богослов Алексей ОСИПОВ.

как понять что человек святой. svjatost. как понять что человек святой фото. как понять что человек святой-svjatost. картинка как понять что человек святой. картинка svjatost.

Что такое святость?

Святость Православие рассматривает как самую высшую ступень духовного развития человека. Но эта категория включает в себя и две предшествующие ступени: начальную, которую условно можно назвать спасенностью, и вторую — праведность. Поэтому прежде чем говорить о святости, необходимо сказать о двух предыдущих ступенях.

Первая, низшая, ярко изображена в Евангелии, когда Христос разбойнику, справа от Него распятому, говорит: ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23, 43). Как понять эти слова Христа? Ведь, разбойник не только ничего праведного не сделал, но, напротив, у него, образно говоря, руки по локоть были в крови?!

Однако если мы посмотрим на евангельский контекст, то встречаемся не раз с тем же поразительным явлением. Так, фарисеям Христос ставит в пример мытаря, сборщика налогов, который налево и направо обманывает своих собратьев. А кто такие фарисеи? Их можно по принятым обетам сравнить, чтобы это было понятно для современного человека, с монашеством, — и те, и другие целью своей жизни ставят тщательное исполнение всего закона Божьего.

Христос оправдывает блудницу, взятую в явном грехе, а фарисеям говорит: «истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф. 21, 31). Фарисеев за их гордость и превозношение над прочими людьми, за их лицемерие Спаситель называет ехиднами, змеями, гробами окрашенными, которые снаружи кажутся святыми, а внутри исполнены мерзости и хищения. Что Христос называет мерзостью и хищением? Видение себя праведным.

Эта самовлюбленность, закрывающая от человека его грехи, прежде всего внутренние, такие, например, как тщеславие, зависть, лукавство, гордость и т.д., делает человека неспособным к принятию Божественной чистоты и святости. Для спасения же человеку, оказывается, нужно совсем другое — осознание своей духовной и нравственной нечистоты. Лишь способный увидеть и осознать свои мерзости и внутренне отвергнуть их, раскаяться, приобретает состояние спасенности и получает спасение, как видим это из случая с разбойником. В этом и заключается первая и важнейшая ступень духовного развития человека, ведущая его к полноценной святости.

Что из себя представляет вторая ступень, праведность? Мы видим людей, старающихся жить по совести, стремящихся никого не обижать, не угнетать. Все эти люди, которые искренно стремятся жить по совести и исполнять золотое правило человеческой жизни: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф. 7, 12), и есть праведные.

Однако такая жизнь до тех пор, пока в человеке еще живут страсти, не может иметь совершенной духовной чистоты. Страсти непременно искажают поведение и заставляют одних любить больше, других меньше, гневаться и раздражаться, осуждать, проявлять скупость и т.д. Поэтому, праведность еще далека от того, что именуется в Церкви святостью.

Святым является только тот человек, который не только не нарушает нравственных норм жизни (то есть живет праведно), но и приобрел то, что именуется чистотой сердца, которая является плодом правильной духовной жизни. Такая жизнь с необходимостью предполагает праведность, но далеко не исчерпывается ею. Духовная жизнь заключается в борьбе со своими страстями, в постоянном внимании к своим мыслям, чувствам, желаниям, настроению с целью очищения ума и сердца от всего злого, скверного, противного заповедям Христовым. Эта жизнь требует тщательного изучения Священного Писания и творений святых Отцов, преимущественно аскетических, и сопряжена с постоянной молитвой (большей частью Иисусовой: «Господи, Иисусе Христе, помилуй меня»), с постом и воздержанием всех своих чувств телесных и душевных. Духовная жизнь требует и особых внешних условий, которые всегда создавали себе ищущие духовного совершенства: отказа от семейной жизни, имущества (кроме самого необходимого), от связей с мирской деятельностью и мирскими людьми — вообще от всего, что рассеивает ум, мешает молитве, внутренней сосредоточенности. Такая жизнь издревле называется монашеской. Именно монахи-подвижники и достигали такого бесстрастия, совершенного смирения и богоподобной любви, которые делали их причастниками Духа Божьего.

Церковь канонизирует и некоторых не достигших подобного совершенного состояния. Но она это делает, чтобы показать верующим пример или подвига страданий и смерти за Христа (мученики), или доброй христианской жизни тех, кто среди мира сумел сохраниться от соблазна и греха (праведники). В последнем случае, конечно, всегда присутствует большая осторожность, чтобы не ошибиться, не поддаться мирским оценкам жизни человека, придав несвойственное значение его внешней церковной или социальной деятельности, забыв о духовных критериях. Ибо в таком случае святцы могут превратиться в пантеон, в котором «святыми» становятся славные мира сего: цари, князья, высшие иерархи, политики, полководцы, писатели, художники, музыканты… Но это уже другая тема.

Зачем молятся святым?

В состоянии святости многие получают дары чудотворения, прозорливости, исцелений. И часто, исходя из этих признаков, человека начинают считать святым. Но необходимо заметить, что это глубоко неверно — сами по себе никакие дары еще не являются показателем святости. Христос предупредил: «восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24, 24-25).

Особенно это нужно иметь в виду в наше время. Почему? Сейчас, к великому сожалению, очень многие верующие ищут именно чудес, прозорливости, предсказаний, а не спасения и святости. Потому обращаются к колдунам, экстрасенсам, лжестарцам, получая в результате вред и душе, и телу. Христианину нужно искать не чудес, а исцеления от страстей.

В настоящее время выпускается множество книг, которые буквально рекламируют отдельных святых в качестве помощников и целителей от конкретных болезней: кто помогает от печенки, кто от селезенки, кто в приобретении квартир — и так далее. Все это очень напоминает язычество, предлагающее помощь того или иного бога-специалиста в зависимости от возникшей проблемы.

В Православии молитвы святым носят совершенно иной характер. Каждый святой, к кому мы искренне обращаемся, является нашим сомолитвенником Богу. И каждый из них может быть нашим помощником. Нельзя специализировать святых, как врачей и адвокатов — это признак явного суеверия.

Почему и зачем мы молимся святым? Если я обращаюсь к другу: «Помолись, завтра мне предстоит трудное дело…», то почему же не могу обратиться с такой же просьбой к святителю Николаю? У Бога нет мертвых, у Него все живы. И к святым мы обращаемся, ибо их молитвы более действенны, чем у нас, грешных. Но при этом важно помнить, что святые — это наши сомолитвенники Богу, а не «спасители» сами по себе. Если мы забудем об этом, то превратимся в тех же язычников.

Каждый пятый — святой!

Итак, есть три ступени духовного развития человека. Но на пути к святости есть важное обстоятельство, без учета которого человек, даже праведно живущий, может оказаться в гибельном состоянии.

Вот такое непонимание сейчас очень глубоко заразило христианское общество во всем мире. Недавно в США был опрос, который дал поразительные результаты: двадцать один процент американцев назвали себя святыми — то есть каждый пятый! А ведь попробуйте задеть самолюбие или кошелек этого «святого»? Подавляющее число христиан замечают лишь самые грубые свои нравственные падения, то есть большие грехи. Они не видят ни глубины повреждения самой природы человека, ни силы своих страстей, ни своего бессилия искоренить их.

Но присмотревшись к своим словам, желаниям, чувствам и сопоставив их с голосом совести, с учением Евангелия, мы начинаем видеть и нечто другое. Оказывается, я не могу не осуждать, не завидовать, не объедаться… Даже когда делаю, как кажется, доброе дело — и то оскверняю его тщеславием, расчетом. Остается одно — воскликнуть вместе с преподобным Макарием Великим: «Боже, очисти мя грешного, яко николиже (никогда) сотворих благое пред Тобою». Это является и началом, и критерием правильной духовной жизни. Преп. Петр Дамаскин потому и сказал: «первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих, бесчисленных как песок морской».

Вы прочитали статью Святой, святость — что значит быть святым? Читайте также:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *