как понять что человек врет на собеседовании
О чем чаще всего лгут в резюме и как это обнаруживается
Служба исследований HeadHunter опросила с 8 по 14 октября 232 представителя российских работодателей о том, как часто им приходится сталкиваться с ложью в резюме соискателей.
Оказалось, что подавляющее большинство (87% работодателей) хотя бы раз сталкивались с ложью в резюме. Но нельзя сказать, что это очень частое явление.
Как часто опрошенные работодатели сталкиваются с ложью в резюме
27% опрошенных — очень часто;
20% опрошенных — редко и очень редко;
53% опрошенных — иногда.
О чем чаще всего лгут в резюме
Опрошенные рекрутеры чаще всего сталкиваются с тем, что должность, указанная в резюме кандидата, не соответствует имеющимся у него компетенциям. Проще говоря, люди приписывают себе более высокую квалификацию, чем есть на самом деле.
На втором месте по «популярности» — то, что соискатели не указывают в резюме некоторые свои места работы. Возможно, это связано с конфликтным увольнением с тех работ или с подмоченной репутацией кандидата в той компании, о которой он умолчал.
Третья по популярности — ложь о стаже работы, а четвертая — о возрасте кандидата.
Реже опрошенные сталкивались с тем, что соискатели указывают в резюме места, в которых на самом деле не работали, или лгут насчет образования.
Мы попросили опрошенных работодателей указать свои варианты ответа, если они сталкивались с ложью относительно чего-то другого, кроме описанных выше вариантов. Среди свободных ответов, например, были:
Когда работодатели обнаруживают ложь в резюме
Большинство опрошенных (83%) заявили, что обнаруживали ложь в резюме в ходе собеседований. Еще 31% респондентов указали, что выявляли ложь после сверки резюме с трудовой книжкой либо после запроса информации о кандидате с прежних мест работы. Напомним, в ходе другого нашего опроса каждый второй представитель компании отметил, что проверяет кандидатов перед тем, как оформить их на работу.
Можно предположить, что в процессе собеседования чаще всего выявляется несоответствие указанной в резюме должности реальной компетенции кандидата, а такая ложь, как приписывание себе мест работы, которых не было в реальности, или, наоборот, умолчание о некоторых местах работы, ложь о стаже, возрасте, образовании, выявляется в ходе проверки документов кандидата.
При этом регулярно сверяют информацию из резюме кандидата с информацией из его трудовой книжки 52% работодателей. А проводят такую сверку еще до того, как сделать кандидату предложение о работе, 62% из них.
Кандидата поймали на лжи: какие последствия?
Подавляющее большинство опрошенных представителей работодателей (69%) считает, что ложь в резюме — достаточный повод отказать кандидату в приеме на работу. Не вполне согласны с этим 21% опрошенных (они выбрали вариант «Скорее нет»), а вот таких, кто однозначно не согласен с тем, что ложь в резюме — повод для отказа, не нашлось.
Давайте откровенно! Почему кандидаты лгут и что с этим делать
⏱ Время прочтения — 6 минут
Во многих компаниях для этого нанимают психолога-полиграфолога, который проверяет соискателей на детекторе лжи — специальном устройстве, регистрирующем целый ряд физиологических параметров испытуемого: частоту дыхания, сердечный пульс и другие с целью выяснить, насколько достоверна сообщаемая информация.
Но, во-первых, полиграф — это довольно дорогостоящее удовольствие. Во-вторых, проверка на полиграфе не дает однозначного ответа на вопрос, лжет ли человек (нет никаких серьезных научных исследований, подтверждающих это). В-третьих, соискатели крайне негативно относятся к детектору лжи, и их можно понять: сидеть более двух часов, будучи обвешанным несколькими датчиками, и отвечать на однообразные и не всегда приятные вопросы… Как будто они сделали что-то ужасное, и теперь необходимо провести тщательное расследование-эксперимент.
Существуют ли более гуманные способы распознать неправду?
Лжец, лжец
Всемирно известный исследователь лжи, американский психолог Пол Экман, в своей книге «Психология лжи» определяет обман как действие, с помощью которого один человек умышленно вводит в заблуждение другого, не сообщая о целях этого действия. Экман выделяет две формы лжи: искажение и умолчание. При искажении человек выдает ложную информацию за истинную, а при умолчании — скрывает правдивую информацию, но и не сообщает ложной.
Применительно к собеседованию чаще всего приходится иметь дело с умолчанием: все-таки большинство фактов из резюме можно при желании проверить (образование подтвердят дипломы; возраст — паспорт; заслуги на прошлом месте работы — бывшие коллеги; профессиональные качества — собеседование с будущим руководителем; отсутствие судимости — служба безопасности), поэтому искажать информацию довольно глупо. А вот умолчать соискатель действительно может о многом, но другой вопрос — в том, что именно вам необходимо о нем знать.
При этом распознать ложь во время интервью также довольно трудно. Пытаясь соответствовать определенным социальным стереотипам, кандидаты надевают эмоциональные маски, и чаще всего, по мнению Экмана, в качестве маски люди «надевают» улыбку. Считается, что благодаря радостному выражению лица гораздо легче обмануть, к тому же улыбка является традиционным элементом приветствия. Еще радость проще изобразить, чем какую-либо другую эмоцию (попробуйте, к примеру, убедительно изобразить гнев или испуг), тем самым скрыв истинные переживания.
Что скрывают?
Причины скрыть определенную информацию у каждого кандидата могут быть свои. Если обобщить, то соискатели банально не хотят, чтобы какая-либо информация могла помешать их трудоустройству. К тому же желание казаться лучше, чем они есть, свойственно подавляющему количеству людей. Смешные случаи на собеседованиях мы собрали в одной из наших статей.
Что же важного могут утаить от вас соискатели?
Отсутствие мотивации. У кандидатов обычно есть представление о том, что на собеседовании надо проявить себя человеком, который всю жизнь мечтал работать именно в этой компании. Стараются порой чересчур, пытаясь показать чувства, которых может и не быть.
Пробелы в карьере. Если между разными местами работы у кандидата были перерывы, вряд ли вы услышите что-то достоверное. Даже если соискателю важно было просто передохнуть несколько месяцев, он может скрыть этот факт, чтобы вы не подумали, к примеру, будто он слишком быстро утомляется. К сожалению, проверить это вы вряд ли сможете.
Причины увольнения с прошлого места работы и уровень дохода. Говорить плохо о бывших работодателях не принято. Если были серьезные конфликты, от вас это скроет в том числе и сама компания — никто не хочет портить репутацию. Здесь будет важно во время собеседования рассказать о правилах компании и том, что бывает, если эти правила нарушаются. Что касается размера зарплаты на последнем месте, то здесь кандидат может солгать, чтобы не было большой разницы между уровнем прошлого и предлагаемого дохода. Согласно исследованиям HeadHunter, большинство работодателей уверены, что кандидаты приукрашивают свою зарплату. Так зачем говорить правду, если вам все равно не поверят?
Профессиональные навыки и знание программного обеспечения. Тот случай, когда умение построить таблицу в Excel кандидат может выдать за навыки работы с большими данными, а основы пользования графическим редактором — за уверенное владение цифровым дизайном. Понять, что из резюме соискателя реально ему по силам, поможет грамотно составленное вместе с руководителем подразделения тестовое задание. На собеседовании же стоит расспросить о том, как кандидат подходил к решению задачи, почему сделал именно так, а не иначе, что ему помогло в работе. Так вам будет проще понять, выполнил ли соискатель задание сам.
Негативные качества и вредные привычки. Если у соискателя есть проблемы с алкоголем, вы легко выясните это на ближайшем корпоративе, и будет здорово, если он выпадет на испытательный срок кандидата. А если без шуток, то вряд ли кто-то прямо скажет, что много курит или любит выпить, и никакие проверки тут не помогут. То же самое и с негативными качествами: от вас будут скрывать вспыльчивость, раздражительность, неуверенность в себе. Ситуация собеседования слишком напряженная, чтобы делиться такими нюансами.
Инкубатор для правды
Повлиять на степень искренности кандидата сложно, но можно. Расскажем об основных моментах, которые могут вам помочь создать необходимую атмосферу для того, чтобы кандидат был с вами настолько честен, насколько он может себе это позволить.
❶ Следует принять тот факт, что люди врут. Так и есть. Давая человеку право на ложь, вы прежде всего снимаете с себя роль следователя, который разыскивает преступника. Эта позиция не отменяет того, что вам необходимо найти наиболее подходящего кандидата и задать ему все необходимые вопросы, зато здорово помогает снять напряжение в процессе интервью, из-за которого соискатель только больше закрывается. Нет — допросу, да — профессиональной беседе.
❷ Проверьте, не врете ли вы кандидату. Иногда соискатели, увидев вакансию, просто пытаются себя на нее «натянуть», редактируя резюме и искажая факты на собеседовании. Возможно, уже в самой вакансии есть не вполне честные ожидания или требования, которые на самом деле не понадобятся при исполнении обязанностей (шутка про знание английского языка в вакансиях именно по этой причине стала избитой). Честное и открытое общение с кандидатом может вызвать встречную искренность.
❸ Многие соискатели думают, что специалисты по подбору персонала — машины, которые делают все, чтобы помешать им устроиться на работу. Стресс при поиске работы играет на руку подобным фантазиям, поэтому рвите шаблоны и дайте кандидату понять, что вы живой человек, испытываете эмоции, но при этом профессионально выполняете свою работу. Когда у вас на лице дежурная улыбка-маска, то вы наверняка встретите то же самое и на лице соискателя, поэтому буквально пара слов «за жизнь» здорово понизит градус напряжения. А ваши искренние ответы на вопросы кандидата о внутренней кухне компании поспособствуют встречному доверию, благодаря чему можно услышать от соискателя чуть больше, чем он планировал вам сообщить.
Возможно ли вычислить обман?
Нельзя сказать о том, что существуют универсальные признаки лжи, так как, к примеру, один человек может теребить мочку уха от сильного волнения, а другой — из-за привычки с детства. Зато выражение эмоций универсально даже для людей из разных культур, что тщательно исследовал вышеупомянутый американский психолог Пол Экман. Так, одинаково отразятся страх, гнев или удивление на лицах жителей Папуа — Новой Гвинеи, России и Японии.
О том, как выражаются эмоции на лицах людей, известно очень много, поэтому лучшее, что можно сделать, чтобы увереннее «считывать» кандидатов, — научиться как можно точнее распознавать эмоции других. Как правило, начинается этот процесс с умения хорошо понимать свои эмоции.
Изучение литературы по психологии эмоций и эмоционального интеллекта, а также соответствующие курсы помогут лучше понимать, что происходит между вами и соискателем, когда вы беседуете. К примеру, заметив, что ваш вопрос напугал или удивил кандидата, вы сможете вежливо об этом поинтересоваться.
Также стоит помнить о техниках настройки с собеседником: к примеру, отзеркаливание позы или подстройка к ритму его дыхания. Благодаря этим несложным приемам проще наладить доверительный контакт с кандидатом.
И, конечно, доверяйте интуиции. Если что-то настораживает вас в соискателе, выражайте ваши сомнения, задавая тактичные вопросы, например: «Вы уверены, что такие объемы работы вам по силам?»
И не забывайте, что собеседование — это всегда стресс для человека. Поэтому легкое волнение, дрожащие руки, горящие щеки — это нормально. Не зацикливайтесь на проявлениях психосоматики, не делайте вывод на основании проявлений беспокойства или одного неудачного ответа — рассматривайте совокупность всех факторов.
Как понять, что соискатель врет на собеседовании? 3 главных правила
Эти рекомендации помогут докопаться до истины.
Здесь и далее фото unsplash.com
Многие соискатели во время собеседований приукрашивают информацию о себе, чтобы добиться желаемой позиции. Иногда их ложь безобидна и не влияет на дальнейшую работу, но порой неточные сведения могут создать неприятную ситуацию, когда компетенция сотрудника оказывается недостаточной и вредит компании.
Недавно профессиональный дознаватель Майкл Реддингтон рассказал изданию Fast Company о трех главных правилах, помогающих распознать ложь кандидатов во время собеседования.
Следуя им, раскусить человека будет намного проще и быстрее.
1 Выяви стандартную модель поведения человека
С самого начала беседы постарайся обратить внимание на тон соискателя, скорость его ответов, интонации и манеру речи. Таким образом у тебя получится определить его модель поведения, которую можно условно считать «нормальной».
Усвоив эту информацию, по ходу беседы ты сможешь заметить, какие его ответы будут отходить от этой нормы.
По мнению Реддингтона, некоторые люди могут изменить скорость своих ответов, либо тон голоса, когда врут. Однако далеко не всегда изменения в поведении человека свидетельствуют о том, что он обманывает. Как бы то ни было, за его подачей надо внимательно следить.
Возможно, в эти моменты стоит зацепиться за ответы собеседника и задать ему несколько уточняющих вопросов.
Как распознать ложь соискателей на собеседовании
Чтобы определить ложь соискателя на собеседовании не нужно обладать развитой интуицией и сверхспособностями. Существуют так называемые факторы лжи: т.к. мимика, жесты и вербальные сигналы. Поведенческие факторы, помогут работодателю в борьбе с лжецами чтобы не допустить ошибку при принятии решения о трудоустройстве в компанию такого соискателя.
Следует упомянуть о том, что определить ложь соискателей на сегодняшний день не так просто, как это было несколько лет назад.Сегодня все читают интернет, а многие тренируются перед собеседованием. Поверьте, за несколько часов интенсивных тренировок, соискатель может научиться врать прямо в глаза и открыть в себе доселе невиданные «чакры» ктерского мастерства. Поэтому, то что мы будем описывать в этой статье, следует воспринимать как посильную помощь при проведении собеседований, а не как панацею избавления от лживых соискателей.
Итак, всем давно известно, что ложь – имеет тесную взаимосвязь психикой и физиологией человека. Другими словами, когда он пытается Вам солгать, то испытывает стресс, и как бы ему не хотелось этого скрыть, его организм будет реагировать на напряженное состояние. Он будет беспокоиться.
Косвенные проявления беспокойства:
— все это можно считать симптомами лжи, которые можно легко заметить, если пристально наблюдать за поведением соискателя.
Конечно, если Вы, как работодатель, будете с усердием академика Павлова, отмечать все косвенные причины беспокойства соискателя и делать выводы о личности соискателя исходя из факторов стресса, то существуют риски не взять на работу никого и никогда. Например, в формате «стрессоустойчивого интервью», у многих соискателей будет дрожать голос, или они часто начинают моргать. Следует рассматривать совокупность проявлений беспокойства, как фактор потенциальной лжи, а не делать выводы относительно каждого проявления беспокойства и записывать потенциального сотрудника в лжецы.
Мимика и жесты.
Научиться понимать язык жестов – задача нетрудная, но тем не менее необходимая для любого работодателя. Зачастую жесты говорят больше о соискателе, чем он расскажет Вам о себе на собеседовании. Если Вы задаете интересующие или провокационные вопросы соискателю, то следите за его движениями.
Если соискатель Вам лжет, то он может:
По аналогии с факторами стресса, не стоит делать выводы основываясь на одном невербальном жесте. Например, представители творческих профессий, программисты (из которых далеко не все стрессоустойчивые люди), могут иметь свой язык жестов. Однако это совсем не значит, что они лжецы. Талантливые люди как правило живут в своем мире, а Вы отвлекаете своими вопросами его от мыслей о Великом. С талантливыми и не стрессоустойчивыми соискателями язык жестов «не работает» и сделать выводы относительно их правдивости, только на этом методе, работодателю не удастся.
Вербальные сигналы
Вполне логично, что определить ложь, основываясь на косвенных проявлениях беспокойства и странном поведении кандидата на вакантное место, недостаточно. Для этого существуют Вербальные сигналы, которые проявляются в высказываниях соискателя и его ответах на вопросы. Он и не предполагает того, что когда он неискренен, то он сам же и скажет, что врёт. Конечно, это происходит косвенно.
Фразы, которые произносит соискатель, по которым можно косвенно определить ложь:
Можно прибегнуть и к такому способу: Вы запомните отдельные ответы соискателя, а через некоторое время задайте свои вопросы, которые Вы уже задавали еще раз, с другой формулировкой. Если человек врёт, то он не сможет мгновенно сориентироваться и в точности повторить свою ложь.
После проведенного собеседования, можно проводить соискателя к выходу и понаблюдать за ним. Как правило, неискренний соискатель быстро покинет место собеседования, как преступник, который пытается скрыть улики.
Последнее и самое главное: и вербальные и невербальные факторы по которым можно определить ложь, являются хорошими, но не исчерпывающими способами оценки соискателей. Это часть оценки, а не всесторонняя оценка личности соискателя. Менеджер по персоналу всегда отталкивается от задач, стоящих перед потенциальным сотрудником, а не только от личного впечатления и нескладных жестов соискателя.
Некоторым работодателям в принципе не нужны честные соискатели. Впрочем, это уже совсем другая история…
5 признаков, что кандидат лжет на собеседовании
Ex-редактор направления «Истории».
Большинство кандидатов на работу честны во время собеседований. Но время от времени вам будет встречаться плохой актер. Издание Fast Company рассказало, как можно определить, лжет ли вам человек о своем опыте.
1. Его ответы расплывчаты или не по теме
Все встречались с этим прежде: вы задаете кандидату серьезный, продуманный вопрос, а он отвечает на него расплывчато или не по теме. Это не только признак того, что он плохо подготовился, но и того, что он вас обманывает.
«Нечеткие и неполные ответы на вопросы говорят о том, что человек либо приукрасил свое резюме, либо солгал о своих обязанностях. Кандидат, не использующий жаргон своей сферы и не перечисляющий процессы, метрики, роли команды, также скорее всего преувеличивает значимость своей работы», – утверждает Тэмми Коэн, основатель компании InfoMart.
В такой ситуации рекрутеры должны определить, действительно ли он преувеличивает или просто нервничает.
«Интервьюеру стоит промолчать, когда кандидат дал размытый или ограниченный ответ, чтобы тот продолжил. И хотя это довольно неловко для обеих сторон, этот метод вероятнее всего приведет вас к искреннему диалогу», – считает Ларс Хэррем, исполнительный директор в рекрутинговом агентстве Nigel Wright Group.
2. Его выдает язык тела
Вы, наверное, видели людей, которые могут сразу отличить правду от лжи, по телевидению. Нет, они не волшебники. На самом деле, этому можно быстро научиться.
«Беспокойные движения, бегающий взгляд, избегание зрительного контакта», – перечисляет признаки лжи Коэн.
Но не забывайте, что эти же признаки могут говорить о том, что кандидат нервничает, поэтому контекст здесь играет большое значение.
3. Он слишком детально рассказывает о групповых достижениях
Действительно, работа в команде очень важна, но если кандидат говорит только о групповых достижениях, он не такой хороший специалист, как вам хотелось бы.
«Местоимения вроде “я”, “меня”, “мой” – отображение индивидуального опыта», – продолжает Хэррем. Не позволяйте впечатляющим командным достижениям себя обмануть.
«Если человек упоминает групповой проект, спросите о его конкретной роли или о том, что он сделал самостоятельно», – советует составитель резюме Донна Свей.
4. Он держит оборону
Время от времени кандидаты будут занимать оборонительную позицию после того, как вы спросите об их опыте. Согласно Сьюзан Хосэдж, коучу в OneSource HR Solutions, это один из главных показателей того, что они лгут.
«Я помню двоих кандидатов, с которыми у меня были проблемы на собеседовании. Один злобно сказал: “Кто составил эти глупые вопросы?”. На что я ответила: “Я”. Он сразу же изменил свое отношение, но все равно очень плохо справился с оставшимися вопросами. Второй кандидат после рассказа о своем опыте сказал мне: “Теперь я хочу задать вам несколько вопросов, на которые вы не сможете ответить”».
Не всегда ситуации будут настолько очевидными, как эти примеры, но если кандидат уклоняется от ответа или начинает грубить, не стоит его нанимать.
5. Его навыки не соответствуют результатам тестового задания
Чаще всего соискатели преувеличивают свой опыт работы с определенным навыком. К счастью, это легко можно проверить.
«Люди любят приукрашивать свои умения работать с ПО. Например, человек в резюме указал “продвинутый пользователь Excel”. Я прошу его рассказать о самой сложной вещи, которому ему приходилось делать с Excel», – объясняет Свей.
Еще один способ проверить компетентность кандидата в определенной области – дать ему тест или провести небольшой экзамен.
«Зачастую навыки, указанные в резюме, не соответствуют результатам тестового задания. Иногда трудно поверить в то, что человек с таким опытом может провалить тест. Но если это произойдет, хорошо подумайте, прежде чем брать его на работу», – говорит Кетан Капур, генеральный директор и сооснователь компании Mettl.