как понять что говорит штурман в ралли
Что говорит штурман пилоту в ралли и зачем?
Автор: Сергей Сударев
В этой записи я постараюсь рассказать, что, как и зачем говорит штурман пилоту, и что такое «стенограмма».
Запись будет условно разделена на 2 части.
Первая часть обще развлекательная для тех кому любопытно. Отвечу на самые популярные вопросы.
Вторая для тех кто интересуется с практической точки зрения стенограммой и ее написанием.
Часть первая.
Начнем с простого, как же они слышат друг друга? И как мы слышим их на видео?
Дело в том, что у каждого раллиста в шлеме есть микрофон и наушники, специально раллийных шлемах они обычно уже встроены с завода. Некоторые шлемы не оснащены подобным, но такой комплект можно купить и установить.
Шлемы шнурами соединены с устройством связи – его называют «интерком», переговорное устройство или на сленге «переговорка».
Размещают ее обычно так чтобы оба члена экипажа могли дотянуться не отстегиваясь.
Так же из этого устройства сигнал поступает на камеру или на систему записывающую видео с нескольких камер установленных в автомобиле. Так чтобы потом это могли увидеть для разбора полетов после гонки, да и зрителям бывает интересно)
Для иллюстрации приведу видео Российских экипажей которые уже засветились на мировой арене своей скоростью. И хорошо известны в гоночных кругах. Ну и с юмором у них порядок)
Зачем вообще нужен штурман и зачем он что то говорит?
В отличие от кольцевых гонок по кругу (кольцевой трассе как Ф1) где пилоты заучивают каждый поворот и каждую ямку, в ралли все происходит по другому.
В ралли трасса может составлять к примеру более 500 км из которых 200 движение на время, то есть кто быстрей тот и выиграл. И это не по кругу.
Эти участки где на время длинной от 2 до 50км где надо ехать в режиме гонки или как раллисты порой на сленге говорят «на все деньги». Перед гонкой отведен специальный день или несколько дней когда экипажи ездят на обычных машинах соблюдая ПДД по этим участкам трассы, этот процесс называется ознакомление. Так вот ключевой момент в том что проехать по каждой дороге можно только 2 раза!
И как за 2 раза запомнить 100-200 км трассы с огромным количеством поворотов?! Да никак!
Поэтому и появилась так называемая «стенограмма». Это система записи которая позволяет условными обозначениями и словами как можно точнее описать дорогу, чтобы можно было потом в день гонки по этой записи ехать как можно быстрее. За эти 2 проезда пилот и штурман создают стенограмму. И потом уже в гонке штурман читает это пилоту по написанному.
В этом и есть одна из сложностей этого вида автомобильного спорта. Хорошо написать, вовремя понятно прочитать и только уже потом быстро проехать)
Что записывают в стенограмму?
Несколько основных пунктов которые обязательно записывают
1. Сложность поворота
Кто то пишет категорию цифрой, есть системы где это пишется словами
2. Расстояние до следующей позиции
И вот та большая цифра типо 60 или 120 которую вы слышите на приведенных мною видео это как раз расстояние в метрах, а не скорость как многие думают))
3. Препятствия типо трамплинов и горок за которыми ничего не видно или летишь
4. Смены покрытия, сужения расширения и тому подобное.
Как это записывают на ходу?
Если вы когда то пытались написать диктант в едущей по грунтовой не всегда ровной дороге машине то вы поймете о чем я. Писать все словами было бы неудобно долго и сложно. Поэтому родилось куча обозначений.
У разных штурманов они свои, но общая идея в сокращении часто встречающихся слов или превращении их в значки. Как пример приведу фото пары страниц нашей стенограммы.
Часть вторая
Здесь интересно будет только тем, кто занимается или хочет заниматься ралли.
Прежде чем я опишу свою стенограмму, хочу дать ссылки на быстрых, авторитетных, известных.
Многие известные и быстрые раллисты рассказывали про стенограмму. С частью этих рассказов можно ознакомится в ПЛЕЙЛИСТЕ на канале нашей команды. Там я собрал много часов рассказов лучших Российских раллистов о ралли (вождение, стенограмма, технические аспекты настроек автомобилей). Грязин, Лукьянюк, Брославский, Щукин, Васин — все там есть!
Некоторые из них описывали это письменно. Лучший труд на эту тему на мой взгляд у Станислава Грязина. Ознакомиться можно по ССЫЛКЕ. Несмотря на то что лично для меня такая система не подходит, как и у многих раллистов, у меня другая система. Читал, изучал очень подробно, кое что позаимствовал и всем заинтересованным рекомендую! Добавлю, что важно не какими словами и терминами описывать, а что именно записывать и зачем. И вот тут большинство быстрых пилотов пишут одно и тоже, просто разными словами.
Моя стенограмма.
Меня уже не раз спрашивали, что как у меня в стенограмме, я систематизировал все в как можно в меньшее количество листов. Основные аспекты здесь.
Как понять что говорит штурман в ралли
Продолжаем изучать штурманское дело.
ЧТО считать, ЗАЧЕМ считать, КАК считать, штурману и, главное, КАК по этим расчетам двигаться экипажу при различном «материально-техническом оснащении».
Вы хотите «только попробовать», еще не совсем уверены нужно ли вам это все и не хотите вкладывать средства семейного бюджета в различные «спортивные» и «околоспортивные» приборы, элементы конструкции автомобиля и предметы, составляющие набор фетишей уважающего себя раллиста 3-ей категории ;)))))))).
Это означает, что из приборов у вас ШТАТНЫЙ ОДОМЕТР; ЭЛЕКТРОНЫЫЕ ЧАСЫ, показывающие «часы, минуты, секунды», которые сделаны в подпольных мастерских Гонконга и куплены в ближайшем ларьке «Пиво-Соки» за 20 руб., СЕКУНДОМЕР и НЕПРОГРАММИРУЕМЫЙ КАЛЬКУЛЯТОР, одолженный у милой бухгалтерши на работе. (Как уже говорилось, это самый тяжелый вариант, но, надо заметить, что когда-то он был единственно возможным).
Научившись ездить с ЭТИМ набором вычислительно-измерительной техники, вы сможете со слезой благодарности оценить пользу, принесенную человечеству развитием и продвижением научно-технического прогресса в массы ;)))) и, главное, поймете что к чему на всю оставшуюся жизнь ;))). Настраивайтесь на одновременное решение многозначных задач.
Вы изучили Регламент, отважно посетили страшное место Административной Проверки, уплатили стартовый взнос, получили стартовый номер, увидели себя в стартовой ведомости и ведомости явки на ТИ. В числе прочих нужных и рекламных бумаг вам выдали (или вы перерисовали с «образца») первую в вашей жизни СХЕМУ с загадочным названием «ТАРИРОВОЧНЫЙ УЧАСТОК».
ОТТАРИРОВАТЬ ОДОМЕТР. Что это значит? Это значит последовательность следующих действий:
Пример: Составителем задано, что расстояние тарировочного участка (Sт) от точки А до точки N составляет 15,85 км. Ваш одометр показывает, что это расстояние, которое вы честно проехали на своей машине (Sвм) равно 18,2 км. Вычисляем тарировочный коэффициент К:
Для описанного случая он составит 18,2 / 15,85 = 1,1482649….
Округляем до 1,148 и пользуемся этим коэффициентом при расчетах.
1. ЧТО считать, КОГДА, ЗАЧЕМ, КАК и какие действия предпринимать после проведения расчетов:
DiRT Rally. Легенда штурмана. Объяснение
Мы собрали информацию, использую системы, общепринятые в реальном мире. 9-1 или 6-1, где, чем выше номер, тем резче поворот, но мы поняли, что игрокам Colin McRae Rally и DiRT нужно приспосабливаться заново.
Соединение поворотов словами «Into» (в), и «And» (и) означает, что между этими поворотами мало места и один переходит в другой. Еще мы используем числа типа 100 метров и добавочные числа, когда мы проходим отметку в 100 метров.
Помимо аудио озвучивания мы еще внедрили систему иконок, которые как раз таки позволяют визуально представить повороты. Иконки дают не так много информации, как аудио озвучивание, но они дают представление о стиле поворота, изгибы и провалы впереди идущей дороги.
Часто люди думают, что система 1-6 говорит о номере передачи, на которой тот или иной поворот проходится, но это не совсем так. Иногда нужно будет пройти по узкому Правый Один в быстрый Левый Шесть. После медленного поворота вы не сможете сразу оказаться на 6 передаче, и даже если сделаете это, это ведь будет неэффективно. Ведь так?
По ссылке на источник можно дочитать статью.
Ралли глазами штурмана
Копался я тут недавно в своей старой флешке, и нашел интереснейший документ. Открыл я его. И, что называется, с головой погрузился в чтение. Статья, написанная моим другом и просто талантливым человеком, Вадимом Ардашевым. Тогда он запрещал мне публиковать эту статью в связи с передачей эксклюзивных прав Калужскому журналу «Крутящий момент». Сейчас его высочайшее разрешение было получено, и я публикую сей документ на пикабу. Благодаря ему, уважаемые пикабушники могут на секунду почувствовать себя штурманом раллийной машины, и хоть немного прикоснуться к такому далекому и чуждому для пикабу миру раллийных гонок.
Правый один. Бров. На левый два. Финиш. Сто. Правый два…
Двигатель всё-таки запустился, но, не смотря на старания пилота, автомобиль не двигался с места. Привод или всё же колесо потеряли?
— Чего сидишь. Беги со знаком. У меня дверь заклинило.
Я хватаю знак SOS/OK и опрометью мчу назад по СУ, ведь всего в минуте позади нас очередной экипаж пытается выжать максимум из себя и своего автомобиля.
Вот так закончился мой первый старт в ралли в качестве штурмана. А началось всё немножко раньше.
В свободное от работы время я фотографирую, и в основном – фотографирую именно автоспорт. Постоянные читатели «Крутящего момента» уже не раз встречали мои снимки на страницах журнала. И вот, после очередной выездной съемки на ралли «Ростов Великий 2014» мне позвонил мой знакомый пилот Игорь и предложил поехать с ним штурманом «на 1-2 южные гонки». Его постоянный штурман, а по совместительству жена, не смогла поехать и правое кресло освободилось. Итак, в конце сентября на берегу Черного моря начался мой штурманский опыт.
Зачем штурман в ралли?
Иногда даже люди, хорошо знакомые с кольцевыми видами автоспорта, очень поверхностно понимают значение штурмана в ралли.
В отличие от любых кольцевых автогонок, раллийный экипаж едет по дороге, которую они видят – ну, конечно не в первый, но в третий раз точно. За день-два до начала очередной гонки пилот и штурман на обычной, «гражданской» машине производят ознакомление с трассой ралли. Экипаж едет по трассе будущей гонки, пилот диктует, а штурман записывает весьма подробное описание трассы ралли. На языке раллистов это называется «записать стенку». «Стенка», т.е. стенограмма – это символическое описание трассы будущей гонки. Именно это описание штурман будет зачитывать пилоту в ходе гонки.
И каково быть внутри?
Первое, что наверное чувствует любой, особенно начинающий, штурман – ответственность. Конечно, автомобилем управляет пилот – руками и ногами. А штурман – по сути – управляет пилотом своим голосом. Ошибиться – перепутать направление поворота, его крутизну, или попросту спутать его с другим – который был раньше, или будет позже – всё это может привести к очень печальным последствиям. Если скорость или дорога позволяют – пилот может скорректировать ошибку штурмана. А если нет? Сход? Повреждение автомобиля? Проигрыш гонки? Травмы экипажа?
Но почти гарантированно каждая ошибка штурмана приводит к потерям времени: пилот подстраховывается, едет медленнее, оставляет себе запас для маневра. Поэтому очень небольшое количество пилотов готово делить гоночный кокпит со штурманами-«первоходами».
Второе чувство – страх. Скажем так, не много взрослых мужчин готовы честно признаться в том, что им страшно. Если вы водитель, то вам наверняка знаком «страх пассажира», который произрастает из недоверия к умениям, навыкам того человека, который сидит за рулем. Многим водителям даже в маршрутках ездить некомфортно. А теперь представьте, что вы – да в шлеме, да в ремнях, да в каркасе – но по обычной грунтовой или гравийной дороге мчите прямо и ощутимо вниз, перед вами еще около 50 метров дороги, а за ней – десятиметровый обрыв и сине-зеленые осенние воды Черного моря. И вот за эти 50 метров надо оттормозится с весьма приличного хода и суметь повернуть направо на 90 градусов всё по тому же грунту-гравию с небольшой колейностью в самом повороте, чтобы более спокойно поехать вдоль этого самого обрыва.
Или вы сидите в автомобиле, который изо всех сил разгоняется по очень крутому подъему, приближается к вершине, вы видите перед капотом только небо… Да, у вас в руках стенограмма, и в ней черным по белому написано что будет за этим перевалом, но слабенькое сомнение где-то в глубине души всё же не отпускает.
В такие моменты дыхание замирает, а желудок и сердце уходят в пятки.
Жаль, у меня не было с собой камеры, но я попробую всё же нарисовать вам палитру этих чувств.
Вечер. Начало октября. Таманский полуостров. Низкое закатное солнце едва пробивается из-за большого облака над сопкой справа от нас. Мы едем к третьему не сегодня спецучастку. Широкая гравийная дорога идет вдоль виноградников. Местами на дороге лежат поваленные недавним штормом небольшие деревья. Закат по-привычке окрасил все вокруг в теплые красноватые оттенки. Перед нами еще два раллийных экипажа. Ветер уносит густые хвосты пыли от впередиидущих машин.
Мы останавливаемся перед пунктом Контроля Времени в ожидании «своей» минуты. Шутим с пилотом «ни о чем», пытаясь снять нервное напряжение перед стартом. Вот уже следующий перед нами автомобиль встает на старт. Его пилот – молодой парень – постепенно, почти синхронно с обратным отсчетом – усиливает нажатие на педаль акселератора. Мотор раскручивается, чем-то напоминая набор оборотов двигателя «Боинга». Старт! В кубах пыли тёмно-синий Рено исчезает за правым поворотом.
Теперь наша очередь. Судья возвращает контрольную карту, желает счастливого пути. Затягиваем ремни, включаем интерком. 5-4-3-2-1…
— Правый один длинный. Пятьдесят…
За минувшую неделю за плечами нашего экипажа более тысячи километров по горным и степным дорогам. Но финальные 110 км еще ждут нас завтра.
Как записывают голос штурмана для раллийной игры: рассказ создателей DiRT Rally 2.0
Разработчики гоночных игр из британской студии Codemasters, которые работают над DiRT Rally 2.0, поделились тонкостями работы по записи голоса штурмана и продемонстрировали, как она проходит.
Читающий стенограмму штурман – одна из наиболее важных деталей раллийной игры. Без мини-карты и какой-либо навигации не существует способа узнать, что ждет гонщика за следующим поворотом, и только своевременные и точные указания штурмана имеют решающее значение для того, чтобы игрок и его виртуальный автомобиль добрались до финиша спецучастка в целости и сохранности.
Еще голос штурмана очень важен, когда дело касается погружения в игру, чтобы игрок чувствовал себя частью виртуального мира. По словам разработчиков игры Dirt Rally 2.0, которая выйдет в продажу в январе 2019 года, они старались сделать голос штурмана максимально приближенным к реальности.
В блоге разработчиков студии Codemasters Олли Джонсон, который отвечает за голосовое сопровождение, рассказал, что запись голоса штурмана в играх DiRT Rally проходила с помощью специальной установки d-box, имитирующей тряску и перегрузки.
Сначала для первой части DiRT Rally реплики были записаны только один раз, но вскоре стало очевидно, что нюансов в записи стенограммы гораздо больше. «Дрожание в его голосе поначалу звучало немного забавно, когда вы только начинали гонку или возвращали машину на трассу кнопкой «сброса», – рассказал Джонсон. – Мы сразу поняли, что нам нужно будет записать реплики несколько раз, чтобы добиться нужного уровня перегрузок [в голосе] для разных ситуаций».
Это привело к тому, что запись реплик для DiRT Rally проходила три раза: один раз без перегрузок или воздействия на диафрагму, второй – со средним уровнем перегрузок (он чаще всего слышен в игре), и третий – максимальный уровень с работающим практически на максимуме d-box. Как это выглядит, показано в видео ниже:
В DiRT Rally 2.0 разработчики стремились сохранить тот же уровень реалистичности, однако попытались отразить работу штурмана еще детальнее. «Штурманы – это не актеры озвучки, – отметил Олли. – Когда в предыдущих играх мы просили их сказать «удачи» перед стартом спецучастка, это казалось немного неестественно. В DiRT Rally 2.0 наши штурманы перед стартом рассказывают о первой паре поворотов, что кажется гораздо более естественно как для штурмана, так и для гонщика.
Когда мы разговаривали об этом с Филом [Миллсом, который озвучивал англоязычного штурмана DiRT Rally 2.0], он сказал, что действовал так с Петтером [Сольбергом, чемпионом WRC сезона-2003]. И Джон [Армстронг, раллийный консультант в Codemasters] также сказал, что так делает его штурман до старта спецучастка. С точки зрения опыта и того, сколь реально все это звучит, это определенно более реалистично, чем все реплики штурманов перед стартом в прошлых играх».
Поскольку игра выходит на различных языках, разработчики приглашают для озвучки игр носителя определенного языка, который и в обычной жизни работает штурманом. Одна из них – Таня Гееилхаузен, которая озвучила для игры немецкого штурмана. Ниже запись того, как это происходило.
«Наблюдать за Таней и Филом во время записи реплик просто потрясающе. Кажется, что они делают это очень легко, однако на самом деле им приходится делать множество вещей одновременно – они пытаются читать с листка бумаги, когда их в разные стороны швыряет симулятор движения, пытаются следить за дорогой, а их тела испытывают перегрузки, очень схожие с теми, какие происходят во время настоящего ралли», – продолжил Джонсон.
В процессе разработки игры спецучастки могут меняться – например, на входе в один из поворотов разработчики установят большой камень или дерево. И там, где штурман обычно говорит «срезай», он должен будет сказать «не срезай». После записи всех реплик звуковые дорожки разрезаются на небольшие куски, а на спецучастках устанавливаются невидимые триггеры, которые активируют ту или иную дорожку, чтобы голос штурмана звучал более естественно с нужным уровнем перегрузок в голосе.
Создатели игры отметили, что в процессе записи звука используют всю ту же экипировку, которые штурманы используют в реальности. Например, гоночный комментатор Нейл Кол записывал реплики споттера для гонок WordlRX через такую же звуковую гарнитуру, с какой работают споттеры в реальной жизни.
Также Джонсон рассказал о впечатлениях штурмана Миллса от работы по записи звука: «Фил просто в восторге. В конце записи каждого спецучастка он делал паузу и говорил: «Блестяще!» Мы просим его записать 18-20 раллийных СУ в неделю, и он совсем не ошибается, демонстрируя, какой он профессионал.
Когда мы рассказали ему, что с Ники [Гристом, бывшим штурманом Колина Макрея и штурманом из DiRT 4] мы несколько раз врезались в деревья и скалы, чтобы записать на это его реакцию, то Фил просто не мог этого дождаться.
Релиз DiRT Rally 2.0 состоится 26 февраля 2019 года для PC, PS4 и Xbox One. В игре появятся раллийные спецучастки из Новой Зеландии, Аргентины, Испании, Польши, Австралии и США, а также восемь трасс чемпионата мира по ралли-кроссу, машины класса Supercars и младших серий.