как понять что команда мотивирована
6 советов для мотивации команды
От себя: Советы из статьи, перевод которой я представлю, подходит скорее для начинающих руководителей, так как опытные, скорее всего, большую часть этих советов уже используют в своей практике.
Если вы управляете группой людей, вы должны научиться мотивировать других. Если вы сконцентрируетесь на понимании того, что мотивирует других людей и как удовлетворить их потребности, вы будете на правильном пути к позитивному и поучительному опыту.
Когда основные потребности человека удовлетворены, он начинает работать для самоудовлетворения. К примеру, если человек голодный, у него не получится сконцентрироваться на критическом задании, в котором надо думать. В этом случае вам стоит убедиться, что человек пообедал до того, как давать ему задание.
Для того, чтобы мотивировать кого-то, попробуйте следующие варианты:
Относитесь к людям хорошо
Как лидер, вы должны относиться с предельным уважением и добротой к людям, которые вам помогают. Хвалите их, если они заслужили этого. Ты мог и не знать этого, но это серьезно помогает, когда относишься к людям правильно. Людям приятно знать, что они делают свою работу хорошо и наслаждаются работой с теми, кто хорошо относится к другим.
Дайте людям ответственность
Если у вас есть задачи, которые можно делегировать другим, выберите кого-то, кто будет отвечать за них. Когда на человеке лежит ответственность, он с большей вероятностью найдет для себя мотивацию выполнить задание. Поэтому в составе группы человек может не почувствовать, что его работа важна, когда же он ответственный за это сам, он это понимают. Ответственные также понимают, что отчитываться за успех или провал проекта будут также они.
Будьте хорошим слушателем
Никто не любит чувствовать себя бесполезным. То, что за вами последнее слово, еще не значит, что не стоит принимать помощь в принятии важного решения. Людям нравится чувствовать себя нужными. Всегда держите ухо востро и прислушивайтесь к остальным, и вы сможете мотивировать свою команду своими решениями и креативными идеями.
Ставьте правильные цели
Хорошо подумайте, как установка цели поможет вам мотивировать остальных. Не стоит устанавливать слишком простые цели, так как ваша команда быстро достигнет их и потеряет мотивацию, перестав прогрессировать. Не стоит ставить невыполнимых целей, так как ваша команда быстро потеряет мотивацию, так как поймет, что им никогда не достигнуть цели. Старайтесь ставить цели, которые немного сложнее тех, которые вы ставили раньше.
Интересуйтесь своей командой
Вы можете не быть друзьями со своими коллегами, но это не значит, что вы не можете интересоваться ими, как людьми. Будьте открытыми и интересуйтесь командой, обращая внимание на их желания и нужды. Люди не дураки и понимают, когда их лидер заботится о них, а когда нет, и конечно они будут более мотивированы работать с тем, кто думает о них.
Держите всех в курсе дел
Никто не хочет оставаться один в темноте. Убедитесь в том, что ваши размышления и решения донесены до команды, которую вы мотивируете. Естественно, что иногда есть вещи, которыми, возможно, не стоит делиться. Вам просто нужно доносить информацию, когда вы общаетесь на важные темы.
Когда вы работаете над мотивацией других людей, помните – очень важно усилить у них чувство причастности к делу. Вы руководите маленькой семьей, и когда каждый из них счастлив, они мотивированы творить великие дела.
Об авторе: Марк Фу – соавтор книги «77 характерных особенностей успешных людей», которая разбирает секреты успеха многих известных людей.
Как мотивировать команду на достижение целей
Инструменты мотивации команды от управляющего партнера юридической компании O2 Consulting и одного из основателей технологического консорциума KEY ICO Ольги Сорокиной
В современных реалиях быстро растущего и постоянно меняющегося мира многие осознали, что мотивированная команда может сделать намного больше, чем собранные вместе лучшие профессионалы своего дела с недостаточной мотивацией. Поэтому одной из главных задач и навыков лидера стало формирование и сохранение высокоэффективной команды.
Как правило, в команде любого успешного бизнеса много талантливых профессионалов, каждый из которых обладает яркой индивидуальностью, востребованностью на рынке и набором впечатляющих достижений. Многолетний опыт работы с яркими и талантливыми людьми позволил сформировать список основных инструментов мотивации, которые позволяют сохранить команду и добиться высокой эффективности.
1. Денежная мотивация
2. Поддержание интереса к работе
Периодически в своей компании мы, как партнеры, принимаем решение заняться низкомаржинальным проектом, если понимаем, что он окажется крайне интересным и мотивирующим для команды.
3. Инвестиции в развитие и обучение
При формировании команды нужно всегда делать выбор в пользу людей, желающих развиваться. Успешная компания и мудрый руководитель должны такие инициативы не только поддерживать, но и самостоятельно их инициировать. Пассивные люди, не заинтересованные в развитии, будут со временем терять свою ценность, будут проигрывать более активным в этом плане коллегам и в итоге сами потеряют конкурентность на рынке и внутри компании.
4. Привлечение команды к формированию целей и принятию решений
Любые инициативы, которые ‘спускаются сверху’, как правило, очень тяжело приживаются внутри команды и часто являются демотивирующими. Если руководитель хочет, чтобы задача была исполнена быстро и эффективно, необходимо подключать представителей команды к формированию задачи и процесса ее исполнения. Если решение было принято при участии самого человека, выполнение данного решения всегда будет даваться проще и легче.
5. Доверие и уважение
У сотрудника должна быть уверенность, что он может доверять, что его выслушают и что его мнение будет учтено. И не должно быть патологического страха быть ‘затоптанным’ из-за любой нестандартной идеи или даже ошибочного подхода. Доверие должно быть взаимным.
Со стороны руководителя важно быть информированным по ключевым вопросам, но также важно избегать тотального контроля за исполнением задач. Если человек будет чувствовать доверие со стороны лидера, то у него будет возникать больше ответственности и больше мотивации выполнить задачу качественно. Руководитель должен уметь делиться своими проблемами, страхами, несовершенством. Это даёт возможность создания крепких вертикальных связей внутри команды на базе не только авторитарной, но и эмоциональной.
6. Оценка деятельности и обратная связь
Даже самый уверенный в себе человек нуждается в поддержке и оценке того, что он делает. Инициатива и энтузиазм, проявляемые без обратной связи очень быстро перестанут приносить свои плоды. Часто, интенсивно работая и погружаясь в множество проблем и задач, руководитель забывает о том, чтобы дать обратную связь сотруднику по результатам его труда.
7. Умение расставаться
Внутри команды огромное значение имеет общая атмосфера, отношения между людьми, отношение каждого из них к работе и компании. Если внутри команды появляются демотивированные, нелояльные люди, то есть большой риск, что это как заразная болезнь распространится и на других людей.
С такими членами команды нужно уметь быстро расставаться. Если сотрудник не разделяет общие ценности, общие цели и общие подходы, то в долгосрочной перспективе результаты его работы в компании будут крайне негативными.
8. Умение слышать и принимать
Каждый хочет оставаться собой и каждому важно делать хорошо то, что у него хорошо получается и не тратить энергию на то, чтобы прятать какие-то свои недостатки или недоработки, а наоборот открыто о них говорить и вместе с руководителем думать о нивелировании негативного влияния, с этим связанного.
Кроме инструментов мотивации, есть большой перечень инструментов демотивации, которые также могут очень быстро привести команду к негативному результату.
Для иллюстрации можно привести пару примеров:
1. Постановка невыполнимых задач
Если изначально ставится задача, выполнить которую невозможно, то сам процесс будет абсолютно бессмысленным. А нет ничего более демотивирующего, чем бессмысленность усилий.
2. Пренебрежение к человеческим потребностям
Если к сотруднику относиться исключительно как к ‘ресурсу’ без того, чтобы видеть за ресурсом ‘человека’, это будет сильно демотивирующим фактором в работе. Счастливый человек с удовлетворёнными потребностями будет работать намного эффективнее.
Мотивация команд в ставках на футбол
Ставки на футбол принесут прибыль, если учитывать мотивацию команд. Часто победы одерживают предельно мотивированные коллективы, которые не имеют в составе много звезд. Положение в турнирной таблице заставляет их идти вперед и забивать голы. Как делать ставки на спорт правильно?
Когда команда играет на пределе своих возможностей
Бетторы всегда следят за клубами на финишном отрезке чемпионата. Акцент делается, в основном, на аутсайдеров. Лидеры по определению всегда играют первым номером и добиваются побед. Ставить на них нет особого смысла в виду низких коэффициентов.
Искать выгодные предложения в росписях букмекерских контор лучше с участием аутсайдеров. Особенно перспективными являются чемпионаты стран бывшего союза. Чем ближе к окончанию соревнований, тем четче просматривается закономерность, когда очки набирают более мотивированные коллективы. Они могут даже уступать в классе оппонентам, это не является преградой для пополнения копилки очками.
Искать валуи следует в заключительной четверти первенства. Особое внимание следует уделить поединкам, в которых андердог встречается с середняком. В таких случаях можно рискнуть и поставить на аутсайдера, играющего на выезде. Хороши ставки с плюсовой и нулевой форами. Бетторы в таких матчах ловят жирные кефы. Они могут достигать 1,8 и даже более.
Матчи между середняками и аутсайдерами
Простой пример. До конца сезона остается 4 игры. Середняк уже прочно обосновался на какой- нибудь 10-ой или 9-ой позиции и уже не претендует ни на что. Вылететь он уже не сможет, даже если все оставшиеся встречи проиграет. Еврокубковая зона для него уже не доступна даже при 4 подряд победах.
В этой ситуации опытные наставники поступает по-разному. Некоторые вводят в состав молодежь, предоставляя возможность отдохнуть ключевым футболистам. Иные тренеры доигрывают чемпионат основным составом. Мотивация команды уже явно не на высоте. Многие футболисты уже думают об отпуске и не стремятся показывать свои лучшие качества.
Задача игрока БК – находить такие поединки и делать правильные ставки. Лучше всего заключать пари после просмотра первых 30 минут игры. Если в течение этого времени аутсайдер создал несколько опасных моментов и угрожал воротам сопернику, то можно ставить на него. Особое внимание следует уделить противоборствам на фланге.
Если полузащитники немотивированной группы спортсменов не стараются доминировать на своих бровках, больше стараются избавиться от мяча, выполняя поперечные передачи или отдавая пасы защитникам и голкиперам, значит они не настроены в этой игре показывать максимум своих возможностей. В этой ситуации не стоит ждать, пока андердог забьет первым. Нужно ставить на него при равном счете, когда кэф еще высокий.
Более того, в подобных встречах можно ставить после гола, забитого середняком. В конце сезона много так называемых странных игр, когда команды договариваются сыграть определенным образом. Часто так бывает, что тот, кто должен проиграть, забивает первым. После пропущенного гола коэффициент на победу андердога увеличивается. Наиболее вероятными результатами игр будут 2-1 или 3-2. Об этом хорошо знают не только бетторы, но и футбольные специалисты, и болельщики. Поэтому хорошим вариантом являются ставки на эти варианты счетов.
О повышенной мотивации андердога можно судить по таким действиям футболистов:
Стимулирование третьей стороной: ставки на фору
Часто случается так, что команду, перед которой не стоят турнирные задачи, стимулирует лидер. Это происходит в тех случаях, когда на первое место претендует несколько клубов. Чтобы середняк отдавал все силы и даже больше против одного из претендентов, второй претендент предлагает хорошее материальное вознаграждение. Задача – сыграть хотя бы в ничью.
Подобные поединки иногда можно видеть в российском и украинском чемпионатах. Чаще всего они проходят на заключительном отрезке чемпионата. Бетторы изучают календарь и отмечают для себя подобные матчи. Заходят на игру в лайве и после 20-30 минут матча заключают пари. Если видно, как мотивированные игроки стелятся в подкатах и стараются любой ценой прервать прорывы нападающих и полузащитников, то можно поставить на андердога с плюсовой форой. Как правило, в таких встречах фаворит если и побеждает, то с минимальным преимуществом.
Мотивация в кубковых матчах: ставки на плюсовые и нулевые форы
В национальных кубках коллективы из низших лиг показывают запредельную мотивацию. Игроки буквально костьми ложатся, чтобы добиться положительного для себя результата. В таких матчах выгодно ставить ставки в онлайне.
Часто спортсмены из второй, первой и любительских лиг не имеют хорошего газона. В данном случае этот фактор играет на их стороне. Соперничать с более мастеровитыми футболистами на хорошем поле всегда сложно. Разница в техническом оснащении сразу же становится очевидной. Если посмотреть результаты кубковых противостояний между коллективами высшей лиги с клубами из низших лиг, то можно найти много неожиданных исходов. Особенно в тех случаях, когда матч проходит на поле андердога. Бетторы нередко ставят на коллективы из низших лиг с плюсовыми и нулевыми форами. Котировки на них весьма высоки и позволяют получать прибыли. Ставить на андердога в кубковом мачте можно в таких случаях:
Если во время просмотра матча хотя бы несколько перечисленных признаков присутствуют, то можно предположить, что в основное время хозяева не проиграют. В крайнем случае проиграют с минимальной разницей. Поэтому ставка на них с плюсовой форой будет вполне разумной.
Иные причины повышенной мотивации футбольных клубов: ставки на желтые и красные карточки
На боеспособность игроков часто влияют разные события: день города, день рождения президента или тренера клуба. В такие дни можно ожидать от коллектива максимальной отдачи и, как следствие, положительного результата.
Высокая мотивация всегда имеет место быть в дерби или во встречах непримиримых соперников. Такие матчи — хорошая возможность поставить на тотал жёлтых и красных карточек. Статистика неумолимо свидетельствует о том, что число желтых и красных карточек заметно возрастает во встречах двух мотивированных соперников, которых не устраивает ничья. Поэтому если беттор пользуется одной из стратегий для желтых и красных карточек, то подобные поединки для него находка.
Из самых ярких противостояний следует выделить матчи между Динамо К и Спартаком во времена СССР, поединки Ромы и Лацио, Интера и Милана, Селтика и Глазго Рейнджерс, Баварии и Боруссии.
Когда у спортсменов низкая мотивация: ставки на фору
Снижается мотивация у футболистов после еврокубковых поединков. Команда обычно оставляет все свои силы и к очередному поединку внутреннего первенства подходит в не очень хорошем тонусе. Этим правильно пользуются бетторы, которые ставят на более мотивированных андердогов с плюсовыми или нулевыми форами.
Если изучить статистику матчей клубов после еврокубковых поединков, то можно увидеть, насколько часто в них побеждают аутсайдеры. Этот пункт обязательно следует взять на заметку клиентам БК, чтобы использовать его в свою пользу.
Самые немотивированные с точки зрения турнирной борьбы — середняки. Эти клубы представляет так называемое болото. Они не претендуют на призы и на место в еврокубках. Их основная задача заключается в том, чтобы не вылететь в низший дивизион. С ней они успешно справляются в первом круге. В дальнейшем играют по своему усмотрению. В домашних матчах стараются сыграть перед своими зрителями хорошо, а на выезде – как получится. Ставить на эти команды во втором круге не резон. Как упоминалось выше, эти коллективы могут спокойно проиграть более мотивированному аутсайдеру. Особенно часто подобное происходит в конце сезона.
Выводы: как ставить ставки по мотивации игроков
Беттор должен научиться определять уровень мотивации команд по турнирной таблице и в ходе игры. Иногда легче ставить в онлайне после просмотра первых 20-30 минут игры. За это время можно определить настрой игроков и понять, насколько они желают забить.
Следует учитывать календарь и влияние третьей стороны, которая может простимулировать середняка в поединке с прямым конкурентом.
Почему бетторы порой неправильно понимают слово мотивация
В любом явлении, в основу которого заложено соперничество, решающую роль играет мотивация. Что касается, спорта, то уже ни у кого не возникает сомнения, что уровень мотивации должен поддерживаться постоянно высоким, если команда хочет добиваться поставленных перед ней целей. Кроме инстинктов изначально человека ничто не мотивирует ни на какую деятельность. Успешная формула беттора – мотивация плюс хороший коэффициент.
Как руководство клуба мотивирует игроков
1. Премиальные по личному контракту
Кроме зарплаты, которую футболист будет получать ежемесячно, клуб предлагает систему бонусов, призванную стимулировать игрока отдаваться игре полностью. Нередко премия зависит от числа матчей, сыгранных в соревнованиях, в которых принимает участие команда. Например, бомбардирам устанавливается планка минимального количества забитых голов, превышение которой оплачивается дополнительно. У вратарей – это количество пропущенных мячей.
В состоятельных клубах футболист предельно мотивирован на успешное выступление. Этот фактор, помноженный на более высокий потенциал всей команды, даёт хорошие шансы футболисту лидировать в одной из индивидуальных категорий – лучший бомбардир, ассистент, голкипер, и игрок чемпионата вообще. Вера в такого спортсмена трансформируется в ставку на его удачное выступление.
Для беттора это отличная подсказка. Можно рассмотреть такие варианты ставок, как гол определённого игрока или «сухой» матч одной из команд.
2. Премиальные для всей команды
Кроме предусмотренного регламентом выступления в чемпионате и кубке страны, руководство топовой команды всегда ставит перед ней задачу выхода в еврокубки и успешного выступления в них. Выполнение первой задачи приносит команде дополнительные бонусы, которые растут по мере того, как она проходит всё дальше через горнило континентального соревнования.
Дело в том, что от УЕФА клуб получает премиальные за успешное выступление. Причём деньги приносит каждое добытое очко. В Лиге чемпионов 2016/17 «Реал» и «Ювентус» заработали на двоих 190 миллионов евро. Немалая часть этих денег пойдёт на выплату футболистам бонусов. В итоге заинтересованы все – УЕФА зарабатывает на телетрансляциях и рекламе, клубы на премиальных и снова на телетрансляциях, футболисты на успешной индивидуальной игре. Для болельщиков и любителей ставок на спорт – бескомпромиссность такого футбола.
Стоит только одному винтику в команде выпасть из общего гармонично работающего механизма, стоит какой-нибудь, пусть даже трижды звезде, не вписаться в игру – и единый организм даст сбой. Поэтому вся тактика команды построена на максимально успешной игре, из которой тут же выпадают неработающие детали. В успехе финансово заинтересованы все – от тренера до запасного игрока.
Делая ставку на команды в Лиге чемпионов, нужно учитывать этот фактор, ведь футбол это не только развлечение, но и бизнес.
Почему команды второго эшелона не имеют такой мотивации
Ответ всё тот же – деньги. Казалось бы, киевское «Динамо» в равной степени с «Манчестер Юнайтед» заинтересовано в успешном выступлении. Но копнём глубже. Даже если личная зарплата динамовца примерно равна заработку манкунианца (что, конечно, не так), он всё же заинтересован получить больше на бонусах за удачное выступление, скажем, в Лиге Чемпионов. Но именно в бонусах и кроется ответ на вопрос. Точнее в их размере. На Украине нет платного телевидения, клубы дома не получают существенной прибыли от трансляции. И размер премии имеет предел.
Другое дело в Англии, где за то, чтобы смотреть матчи любимых команд, болельщик должен ежемесячно платить телеканалу. Именитая английская команда получает за трансляции более ста миллионов долларов в год! Больше денег от телевидения, больше денег в качестве бонусов игрокам. Чем больше любых матчей, тем больше показов на ТВ, тем выше прибыль и бонусы. Игроки и руководство заинтересованы, чтобы публика смотрела на их команду, плохое выступление приведёт к падению продаж телетрансляций.
Обыватель порою дивится тому, как «убиваются» футболисты в Англии. Опытный беттор знает почему, и поэтому его ставка будет отражать его веру, что тот же «Манчестер Юнайтед» в каждом своём матче за кубок чемпионов будет биться до последнего.
Вся Европа смотрит топовые чемпионаты
Трансляцию любого из чемпионатов первой пятёрки, за исключением, может быть, Франции, с удовольствием покупают за границей. По кабельному телевидению в Швеции, Беларуси или Румынии предпочитают смотреть матчи Премьер-Лиги и Серии А, нежели матчи местного первенства. Нехватка внимания к внутреннему чемпионату сковывает инициативу игроков. Такой футбол не привлекает денег, так что рассчитывать на то, что клуб из Румынии вдруг удачно выступит хотя бы в группе Лиги чемпионов, беттор не станет. Он не поставит на команду из Румынии.
В Англии матч между скромными «Уотфордом» и «Бёрнли» прикуёт внимание местных фанов, где бы они ни были – на стадионе, дома или в баре. Матч румынского чемпионата между «Ботошань» и «Волунтарь» пройдёт незамеченным, хотя бы по той причине, что за их трансляцию никто не заплатит, а стадионы их на двоих вмещают всего десять тысяч. Поэтому сомнения в личной мотивации в подобных матчах всегда будут стоять перед беттором, в отличие от проходной встречи Премьер-Лиги, где знаешь, что не только домашнее поле и место в таблице определяют рвение команд к победе.
Фактор родного стадиона
В Англии за посещения стадиона платят огромные деньги с точки зрения болельщика из Восточной Европы. Билет на «Олд Траффорд», где выступает «Манчестер Юнайтед», может стоить свыше ста евро, в зависимости от дополнительных условий. При покупке абонемента цена в расчёте на один матч будет ниже, но всё равно это внушительные деньги. Стадион забивается под завязку, и футболист «Красных дьяволов» не может себе позволить не выложиться на поле. Футболист всегда помнит, что частично деньги болельщиков перетекают в его собственный карман.
Киевское «Динамо» существует на деньги споноров и выручку от продаж игроков, и подобная английской система ценностей не свойственна клубу. С точки зрения ставок английский клуб более интересен, так как сильнее мотивирован.
В Англии так играют все. Но в еврокубках ситуация несколько другая. Любитель ставок на спорт может рассчитывать, что гости на стадионе «Олд Траффорд» вряд ли выиграют свой матч. «Манчестер Юнайтед» сейчас не тот грозный монстр, который претендовал на самые высокие места при Алексе Фергюссоне. Но и позволить себе дома играть спустя рукава он не может. Последний раз манкунианцы проигрывали на своём поле в сезоне Лиги чемпионов 2012/13 годов самому мадридскому «Реалу». Нелегко выигрывать в Италии и Испании не только потому, что там сильный футбол, но и по причине крайней неприязни местных болельщиков к домашним поражениям, на которые они смотрели за весьма солидные деньги. Ставить в надежде, что «Барселона» прохладно отнесётся к встрече – как минимум авантюрно.
Как понять что команда мотивирована
Путь к идеальной команде, которая помогает достичь выдающихся результатов, — перманентный процесс. Что же зажигает огонь в людях? Дает им энергию генерировать идеи, с рвением приниматься за новые задачи и брать больше ответственности? Ответы мы нашли в книге «Путь бизнеса». Приводим размышления основателя более 10 успешных проектов Галии Бердниковой о мотивации команды. Вы не только получите представление о системе вознаграждений (материальных и нематериальных), но и узнаете оригинальные примеры, как мотивировать сотрудников.
Денежная мотивация
Путь бизнеса
Есть несколько типов денежной мотивации.
1. Fix, или «фикс».
Постоянная, или фиксированная. Это зарплата в обычном понимании, которая состоит только из постоянной части — оклада. Например, 30 тыс. рублей в месяц.
Фиксированная зарплата подходит сотрудникам, которые не влияют на продажи и закрывают рутинные процессы в бизнесе: офис-менеджер, охранник, бухгалтер и так далее.
2. Flex, или «флекс».
Это более интересная денежная мотивация, гибкая. Именно сюда относятся проценты от выручки, бонусы, премии и система поощрений за достижение ключевых показателей эффективности (key performance indicator, KPI).
Чем интересна гибкая денежная мотивация?
Все просто: сотрудник получает доход в зависимости от своих результатов. Представим, что вы поставили фиксированную зарплату, только оклад, менеджеру по продажам. Важно ли ему, реализует он больше продукта или меньше? Поначалу рвение будет, но через несколько месяцев человеку станет понятно, что независимо от того, сколько усилий он прикладывает и сколько продает, доход у него одинаковый. Так зачем лишний раз напрягаться?
«Флекс» жизненно необходим тем, чьи действия непосредственно влияют на бизнес-показатели: руководителям компании и отделов, маркетологам, продавцам, создателям контента и так далее.
Гибкая часть может быть представлена в следующих форматах.
1. Бонусы и премии.
Например, премия раз в квартал при достижении целей компании. Или 1000 рублей к зарплате лучшему официанту недели. Или 500 рублей за каждую успешную сделку.
Бонусную систему можно превратить в увлекательную игру. Так, в кафе «Свитер» мы делали карточки наподобие лото. Одна карточка включала 9 секторов, в каждом из которых находились разные блюда или напитки с указанным количеством: 3 капучино, 5 фермерских бургеров и так далее. Выигрывал тот официант, который первым «закрыл» все ячейки, то есть продал все блюда из своих карточек. За закрытие карточки полагался денежный бонус. Игру можно сделать еще интереснее, если приготовить карточки разного «номинала» и сложности. Простые карточки дают бонус 300 рублей, средние — 500, а сложные — 1000. Кстати, карточки были полезны не только для мотивации официантов, но и для акцента на определенных продажах. Например, нам завезли фермерские продукты и было важно быстро их продать, пока они свежие. Блюда именно из этих продуктов размещались в карточках. Или маржинальность одного кофейного напитка была выше, чем другого, и стоило сделать акцент именно на нем.
А в компании «Лайк Центр» мы использовали совсем другую бонусную систему, не менее увлекательную. В воздушные шарики разных цветов поместили купюры следующих номиналов: 500 рублей, 1000 рублей и 5000 рублей. Цвет шарика соответствовал типу или сумме сделки, которую провел продавец. Шарики надули и развесили по офису — согласитесь, праздничная картинка. Как только продажа была зафиксирована в системе, продавец лопал шарик и доставал свой мгновенный бонус. Весь день в комнате колл-центра раздавались звуки взрывающихся шариков и поздравления. Так что получилось все в одном: сильнейшая мотивация мгновенным бонусом, внутренняя конкуренция между менеджерами, наглядный пример результата коллег и позитивное настроение на весь день!
2. Процент от выручки / чистой прибыли.
Такая мотивация очень важна для менеджеров высшего звена и управленцев, ведь они непосредственно влияют на эти показатели. Для генерального директора лучше сделать бонус в виде процента от чистой прибыли, ведь его задача не только рост выручки компании, но и контроль над себестоимостью. А вот менеджеры по продажам, наоборот, никак не влияют на чистую прибыль, расходы компании от них не зависят, поэтому им важно ставить процент от выручки компании, а еще лучше — от личных продаж. Каким будет этот процент, решать вам, но сотрудники должны получать доход, соразмерный результатам их деятельности.
3. Бонус за достижение KPI.
В каждом бизнес-процессе огромное число показателей успешности. Ключевые показатели эффективности, или KPI, позволяют оценить результативность как компании, так и действий, выполняемых сотрудником или отделом. Главное — возможность этот показатель измерить. Например, самые простые показатели эффективности всей компании и ее руководителей — выручка и чистая прибыль. Для отдела маркетинга — число привлеченных заявок или стоимость одной заявки. Для отдела продаж — конверсия в закрытие сделки или средний чек и так далее. KPI можно проработать и для каждого конкретного сотрудника.
Неверно для продавца определять KPI в виде количества заявок, ведь он непосредственно эти заявки не привлекает, это делает маркетолог. Или привязывать мотивацию для мастера по маникюру к общей выручке салона (он может повлиять на средний чек, возвращаемость клиента, отзывы), а для копирайтера KPI — к количеству покупок (он влияет на заявки, клики, вовлеченность читателей). Кроме того, чтобы такая мотивация работала, сотрудник должен иметь доступ к тем показателям, которые отражают его эффективность и были приняты как KPI.
Так, менеджер по продажам влияет на средний чек и объем продаж конкретного продукта. Значит, KPI может быть повышение среднего чека на 100 рублей в этом месяце. При достижении показателя зарплата увеличивается на 10 тыс. рублей.
Колл-центр влияет на количество исходящих звонков, длительность разговора с клиентом, число продаж. KPI может быть процент успешных звонков от общего количества.
От работы администратора зависят отзывы посетителей и правильность составления графика. Может быть, допродажи, если клиент стоматологии купил зубную пасту или щетку. KPI может быть и десять положительных отзывов в TripAdvisor.
Охранник отвечает за безопасность, за то, чтобы все было в порядке, никто не воровал и не дрался. Если в прошлом месяце было две драки в баре, то KPI этого месяца — их отсутствие.
Вам нужно решить, кому из сотрудников правильнее ставить «флекс», а кому «фикс», затем определить критерии «флекс»-зарплаты, обсудить их с сотрудником и четко прописать показатели на бумаге.
Безусловно, чисто гибкая денежная мотивация бывает редко, например у руководителей. Обычно это все же микс из фиксированной и гибкой оплаты. В маленьких компаниях один сотрудник может брать на себя разный функционал, оплата за который суммируется, — получается тоже микс.
Итак, мы разобрали денежную мотивацию, с которой начинается работа любого сотрудника в команде. Но, к сожалению, многие маленькие компании на ней и заканчивают. А деньги — это лишь часть мотивации к работе. Если вы хотите обеспечить мотивацию на 100%, важно обращаться и к другим способам, в том числе выяснять личные мотивы каждого члена команды.
Другие ключи к мотивации
Существует материальная, но не денежная мотивация. В первую очередь, это улучшение условий труда. Например, стильный офис, удобное рабочее место, зона отдыха, бесплатные обеды. Если сам офис не позволяет производить большое количество улучшений, можно дарить отличившимся сотрудникам абонемент в тренажерный зал или сертификаты на покупку электроники или поход в SPA.
Хорошая зарплата, бонусы и гибкая система денежного стимулирования — это отлично, но чаще всего они воспринимаются как должный обмен работы на деньги, а не как стимул.
Повышение денежного вознаграждения быстро принимается как должное. Источник
Давайте рассмотрим нематериальные формы мотивации.
Помимо этого, я выделяю пять ключей к комфортной работе команды.
Ключ № 1. Вы
Ваши мысли, ценности, стереотипы и картина мира — то, что непосредственно влияет на команду.
Реальность лидера трансформирует его окружение. Например, команда Стива Джобса создавала невероятные продукты, которые, казалось бы, невозможно было разработать в заданные сроки.
Но бывает и обратная ситуация. Если реальность наполнена негативными установками, они «просачиваются» наружу и формируют настоящее.
Приведу несколько примеров.
«Все глупые. Я же сто раз объяснил. Бездари!»
Что здесь заложено? «Я умнее, трудоспособнее и лучше». Этот посыл отражается на команде, люди это чувствуют. Кто-то, конечно, может уйти, потому что ему такой подход не нравится, но большинство подумают так: «Слушайте, если меня считают глупым, зачем мне напрягаться, зачем что-то доказывать, все равно же платят зарплату?» Лидер формирует реальность, сотрудники под нее подстраиваются, работая на 10–20% своих возможностей.
«Украдут. Нельзя оставить без присмотра. Из кассы возьмут. В путешествие уеду — точно что-то произойдет».
Вопрос доверия крайне серьезный. Мы уже обсуждали, как доверие воздействует на скорость развития компании. Но есть и другая составляющая: влияние на вашу команду. Как вы себя чувствуете, если на выходе из магазина вас останавливает охранник и просит открыть сумочку? Вы чувствуете и гнев, и недовольство: «С какой стати? Я что, выгляжу как-то не так? Почему ко мне такие претензии?» Такие же чувства рождаются и в команде. Ваши подозрения и недоверие провоцируют бурю негативных эмоций. Кто-то в отместку даже может умышленно пойти по негативному сценарию и подвести вас, ведь доверия все равно нет. И ваша установка мгновенно станет реальностью. Так что учитесь доверять команде, будьте открытыми. Это эффективно.
Ключ № 2. Вовлечение
Вовлечение — это когда команда говорит «наш бизнес» или «наш проект». Например, к вашей сотруднице подходит подруга и спрашивает: «А ты где сейчас работаешь, что нового?»
И та, показывая на вас, говорит: «Я вот на него работаю».
А теперь представьте, что на тот же вопрос она отвечает: «Слушай, мы делаем офигенный проект. Он такой-то и такой-то. Зайди на сайт или вот тебе хештег, посмотри».
То, как ваш сотрудник отвечает, говорит и ведет себя по отношению к проекту, показывает его вовлеченность. В первом и втором случае — совершенно разные уровни вовлеченности.
Ваша задача как руководителя — донести до команды, что этот проект — и их тоже, что они — его часть.
Речь здесь не столько о ведении социальных сетей, сколько об открытости перед командой. Так, бо́льшая часть команды проекта Womenbz имела доступ к транзакциям, платежам, могла посмотреть аналитику, сколько мы зарабатываем каждый день.
Первое возражение, которое я слышу в ответ: «Но ведь сразу возникнет негатив, зависть. Я получил всего 50 тыс. рублей, а компания заработала миллион». Опять же, такие мысли возникают, только если компания закрыта со всех сторон и никто не понимает, что происходит внутри, какие расходы может нести проект, какова его маржинальность и прочее.
А почему бы вам не открыть и расходы? Сообщите, сколько денег в этом месяце вы инвестировали в развитие, сколько отведено на маркетинг и так далее. И вообще расскажите про маржинальность бизнеса, про точку безубыточности. Например, точка безубыточности при пяти миллионах — у нас три миллиона рублей. Следовательно, три миллиона, ребята, мы тратим, два зарабатываем, из которых один идет на команду. А если мы делаем больше пяти миллионов, то каждый из вас получает крутые бонусы.
Что еще такое открытость? Это знание, как и что происходит. Очень часто люди не понимают, какой отдел и что делал, не знают ничего о результатах компании. Они говорят: «Я отвечаю за маленькую часть и не понимаю, что происходит в остальном бизнесе». Как вы думаете, какой будет вовлеченность вашей команды, если она знает, сколько работает, но не в курсе, каков эффект от ее труда, как двигается вся компания, кто и что сделал, кто молодец, а кто — нет?
Сотрудники, как роботы, будут выполнять одну функцию. И им это, между прочим, скоро надоест.
Создавайте атмосферу, где каждый сможет смело делиться своими достижениями не только в рамках команды, но и в жизни. Например, у меня в команде есть член совета города, кто-то постоянно участвует в международных соревнованиях. Почему бы об этом не рассказать, не поделиться? Именно такой открытости должно быть как можно больше. Благодаря ей вы получаете вовлечение людей в происходящее.
Ключ № 3. Миссия и ценности компании
Когда у компании нет вектора развития, нет миссии и ценностей, то нет и долгосрочной стратегии. Нет стратегии — нет вовлечения команды в результаты работы, остается только рутина.
Например, миссия портала Womenbz: создать новое женское предпринимательство в России и мире. Дополнить существующую бизнес-среду женским подходом: искренностью, этичностью, балансом между гармоничной жизнью и бизнесом, энергией сохранения и приумножения. Этой идеей зажигались не только мы сами. За ней были готовы идти и те, у кого она откликнулась в душе: наши ученицы, предприниматели, девушки с активной жизненной позицией и многие другие. Общая идея зажигает внутренний огонь. Ради этого гораздо приятнее и интереснее работать, чем просто ради денег.
Ключ № 4. Внимание
Сколько времени вы уделяете своей команде и каждому ее члену, даете ли возможность высказаться и поделиться соображениями?
Внимание можно показать через оценку деятельности, признание сообщества, грамотную финансовую мотивацию.
1. Оценка деятельности.
Нередко бывает так, что человек работает, вроде все нормально, а потом раз — и уходит. Многим, кто уже работал с людьми, знакома такая ситуация. Оказывается, что мы не замечаем или не выражаем свое мнение по поводу успеха сотрудника, хотя на самом деле нам все очень нравится. В итоге чувство недооцененности заставляет человека сменить коллектив.
Это не значит, что похвалы должны литься через край и быть постоянными. Пусть ваше слово будет ценным, а похвала редкой, но меткой. Ни в коем случае не забывайте оценивать и позитивные результаты труда, а не только указывать на негативные.
2. Признание сообщества.
Здорово, если работа в вашей компании — уже ценность. Повышайте уровень, чтобы у вас было приятно работать, чтобы общество любило вашу компанию и вашу команду и в том числе давало ей признание.
Ключ № 5. Деньги
Финансовая мотивация — на пятом месте. Не самое главное, но несомненно то, чего ждут по умолчанию. Выше мы разобрали ее детально.
Например, вам абсолютно непонятно, как можно хотеть путешествовать круглый год, а для вашего маркетолога это основная мотивация.
Совет: лучше подбирать в команду людей, чья мотивация совпадает с вашим вектором.
В наших проектах с удаленной командой можно вообще где угодно жить и работать, и мы ищем людей, для которых именно эти условия будут сильнейшей мотивацией.
Важна и синергия в ценностях.
Например, вы за здоровый образ жизни (самое простое) и не переносите запах сигарет. Значит, вам сложно будет с курящими сотрудниками. Или вы за постоянное развитие, а кто-то из вашей команды совсем не хочет учиться. Вам нужно, чтобы все векторы были направлены в одну сторону. Тогда они складываются, усиливаются, и вы двигаетесь вместе.
Из книги «Путь бизнеса». Под обложкой вы найдете еще больше советов, как начать бизнес и вывести его на новый уровень.