как понять что ребенок не наедается грудным молоком новорожденный ребенок
Как понять что ребенок не наедается грудным молоком новорожденный ребенок
Ответить заботливой маме на этот вопрос можно, опираясь на ряд показателей:
Моча и стул малыша
При нехватке грудного молока малыш мочится меньше 6-8 раз в сутки и при этом моча у него бывает более концентрированной, чем обычно. Количество мочеиспускания необходимо считать по количеству мокрых пеленок. Если цвет мочи имеет ярко выраженный желтый цвет и резкий запах, то это свидетельствует о том, что малыш получает недостаточно жидкости. Безусловно, этот только показатель не подходит тогда, когда родители пользуются подгузниками. В этом случае затрудняется подсчёт количества мочи, а также трудно оценить этот показатель, если младенца дополнительно допаивают водой или он болен дисбактериозом и в результате чего у него жидкий стул.
Если ребенок получает недостаточно молока, у него отмечается так называемый «голодный стул». Нормальный кал малыша бывает в виде кашицы, по внешнему виду и консистенции напоминает негустую сметану, а при «голодном стуле», кал становится более плотным, и имеет темно-коричневый или темно-зеленый цвет. Малыш может испытывать трудности при опорожнении кишечника, или как это называют при запорах. Обычно младенцы в первые месяцы опорожняют кишечник около 8-10 раз в сутки, практически сразу после каждого кормления, в последующие месяцы стул может быть реже.
Вес тела малыша
Поведение малыша и частота кормления
Если грудного молока недостаточно и малыш не наедается, то это проявляется на поведении малыша. Если ребенок бодрый, активный, веселый и его ничего не беспокоит, значит,то количество молока, сколько он получает его вполне устраивает. В норме малыш, насытившись, к концу кормления засыпает, и последние порции доедает уже фактически во сне. Если же молока у мамы мало и малыш остался голодным, тут опорожнив одну грудь, он начинает «протестовать», хныкать и начинает плакать, отказывается дальше сосать, так как ему не нравится, что молоко не поступает ему в ротик струей. В этом случае не надо прекращать кормление грудью и начинать докармливать из бутылочки, а надо переложить ребенка к другой груди, а если он и так не успокоится докормить его из чашки.
Нормой считается, если перерыв между кормлениями составляет 2,5-3 часа, а если малыш не наедается, то он не выдерживает этот промежуток и начинает требовать грудь раньше. Но маме надо учесть, что малыш может просыпаться не только от голода, но и когда у него плохое самочувствие и что-то болит, или ему просто не хватает маминого тепла и ласки.
Если даже вы по некоторым признакам установили, что ваш малыш получает недостаточно молока, не стоит паниковать. Это не значит, что все потеряно, ведь выработку молока можно повысить.
Есть несколько способов повышения лактации:
1. Кормление грудью по первому требованию. Прикладывайте малыша к груди всякий раз, как он проснется и заплачет, также позволяйте ему находиться у груди столько, сколько он сам пожелает.
2. Правильное прикладывание к груди. Малыша надо научить, чтобы он правильно захватывал сосок, вместе с около сосковым кружком, при этом нижняя губа малыша должна быть отвернута наружу.
3. Кормление поочередно из двух грудей и ночью. Если малыш не наелся из одной груди, надо переложить его к другой. Кормить надо и ночью. Кормление из обеих грудей и кормление ночью значительно стимулирует лактацию.
4. Правильный режим питания и отдых. Для увеличения выработки молока мама должна много отдыхать, полноценно питаться, достаточно спать и пить до 2 литров жидкости в день.
— Вернуться в оглавление раздела «Акушерство.»
Хватает ли грудного молока ребенку
Содержание статьи
Материнское молоко – лучший продукт для новорожденного и грудного ребенка. При этом большинство мам волнует вопрос – хватает ли ребенку грудного молока? Многие мамочки переживают, если грудь не наполняется, малыш начинает часто сосать, плакать даже после кормления. Разберемся, что из этого – миф, а что на самом деле свидетельствует о недостаточной лактации.
Основные признаки
Ложные признаки недостатка молока
Хватает ли ребенку молока? Спустя несколько недель после родов эти сомнения одолевают практически всех молодых мам. Напуганные нехваткой молока, они начинают докармливать кроху смесью, что в итоге может привести к полному отказу от груди. Не спешите так поступать, даже если появились следующие признаки.
Отсутствие ощущений приливов в груди. Со временем ваш организм приспосабливается к запросам вашего ребенка, поэтому молоко начинает прибывать равномерно, и вы не ощущаете наполнения груди.
Уменьшение частоты дефекаций у ребенка. Это нормальный процесс: с возрастом испражнения становятся реже. Однако при отсутствии стула в течение нескольких дней следует обратиться к врачу, чтобы вовремя диагностировать запор и начать лечение.
Внезапное повышение аппетита у малыша. Во-первых, ваш ребенок растет и его потребности – тоже. Во-вторых, такое поведение может быть вызвано лактационным кризом – временной нехваткой молока. Позвольте малышу проводить у груди столько, сколько он хочет, и через некоторое время все должно наладиться.
Техника поведения при нехватке молока
Если вы понимаете, что молока все-таки недостаточно, обратите внимание на следующие моменты.
Кормите чаще, уменьшая промежутки между кормлениями. Частые прикладывания стимулируют выработку молока, постепенно его количество увеличится.
Предлагайте обе груди в каждое кормление. Если малыш полностью высосал одну грудь и не наелся, обязательно предложите ему вторую. Это также поспособствует увеличению лактации.
Заканчивайте кормление, когда захочет ребенок. Сытый кроха может заснуть сразу у груди и не проснется, если переложить его в кроватку. Если малыш продолжает сосать, не прерывайте его, дождитесь, когда он сам отпустит грудь.
Прикладывайте правильно. Поза мамы и ребенка может быть любой, главное, чтобы малыш верно брал грудь. При этом сосок и часть ареолы должны быть во рту у крохи, а его нижняя губка – вывернута наружу.
При вялом сосании часто меняйте грудь. Активное сосание стимулирует выработку окситоцина и пролактина, отвечающих за лактацию. Чем чаще вы будете менять грудь, тем выше вероятность увеличения количества молока.
Не давайте крохе ничего, кроме груди. Здоровый малыш не нуждается ни в пустышках, ни в бутылочках с сосками. Сосать их гораздо проще, чем мамину грудь, поэтому ребенок может и вовсе отказаться от нее, а это приведет к снижению лактации.
Как узнать, хватает ли ребенку грудного молока? Прислушивайтесь к себе и своему крохе и не забывайте, что ребенку нужна спокойная и отдохнувшая мама. Даже если молока пока недостаточно, не нервничайте, соблюдайте рекомендации специалистов, чтобы наладить процесс лактации.
Достаточно ли молока получает ваш малыш
Все признаки, указывающие на то, достаточно ли малыш получает молока, можно разделить на достоверные и возможные (вероятные). К достоверным признакам, указывающим на недостаточное количество молока относятся:
1. Недостаточная прибавка в весе.
Показатель прибавки в весе ребенка – это первый и самый важный критерий, на который Вам нужно обратить внимание. Взвешивать ребенка необходимо еженедельно или, по крайней мере, не реже одного раза в месяц.
Оценивать изменение веса, роста и других показателей должен медицинский работник. Можно ориентироваться на средние показатели нормальной динамики увеличения массы тела грудного ребенка: 1-й месяц +600 г, 2-й месяц +800 г, 3-й месяц +800 г, 4-й месяц +750 г, 5-й месяц + 700 г, 6-й месяц + 650 г.
Но не забывайте, что каждый малыш уникален и может прибавлять в весе по-своему, поэтому не паникуйте раньше времени. Ваш педиатр обязательно даст Вам рекомендации по коррекции питания малыша, если ребенок будет плохо прибавлять в весе на протяжении более чем двух месяцев подряд. Кроме того, имеет важное значение наличие других признаков нехватки молока.
2. Выделение небольшого количества концентрированной мочи.
Количество актов мочеиспускания за сутки – второй признак, который поможет понять, достаточно ли малышу молока. Проведите так называемый «пеленочный тест», отказавшись на сутки от одноразовых подгузников.
В норме ребенок до двух недель после рождения должен намочить пеленки на один раз больше количества дней своей жизни. Ну а после 12-14 дней жизни нормальным количеством будет считаться около 12 раз. Обращайте внимание на внешний вид и запах жидкости. Она должна быть практически бесцветной и не пахнуть. Если ребенок мочится менее 6 раз в день, а моча желтая с резким запахом, следует обратиться к педиатру.
3. Посоветовавшись с Вашим педиатром, можно провести серию контрольных кормлений в течение 1-2 суток.
Ребенка взвешивают перед кормлением и после него в той же самой одежде, и не меняя подгузников. Разница в массе будет равна объему молока, полученному ребенком за одно кормление. Подобные измерения проводят во время нескольких кормлений, среднее арифметическое и будет нужным показателем. Недостаточный объем молока, высосанный ребенком при повторных кормлениях, также свидетельствует о том, что малышу не хватает питания.
Также обращайте внимание на наличие вероятных признаков того, что ребенок не наедается. Промежутки между кормлениями, выдерживаемые малышом, достаточно короткие – менее двух часов, и поэтому Вы часто прикладываете его к груди. А после кормления он кажется неудовлетворенным, часто плачет. Малыш плохо спит по ночам. У него «голодный» стул: редкий, небольшой по объему, плотный, сухой или зеленый.
Итак, подведем итоги – Вашему малышу достаточно грудного молока, если:
При наличии у ребенка признаков того, что он получает недостаточно молока, врач-педиатр даст рекомендации по увеличению лактации, а при необходимости поможет Вам выбрать детскую смесь для докорма.
Материал подготовлен на основании Пособия по естественному вскармливанию детей. Санкт-Петербургское отделение Межрегионального общественного объединения «Союз педиатров России».
Установление контакта между матерью и ребенком при грудном, смешанном и искусственном вскармливании
Грудное вскармливание обеспечивает возможность гармоничного развития, которое определяется не только составом женского молока, но и контактом между матерью и ребенком (визуальным, тактильным, вербальным), являющимся важной составляющей процесса грудного вскармливания. Именно поэтому грудное вскармливание является продолжением связи между матерью и ребенком, установившейся во время беременности и прерванной в процессе родов. Сформированный в процессе вскармливания грудью контакт между матерью и ребенком оказывает влияние на развитие материнско-детских отношений в дальнейшие возрастные периоды.
Связь матери и ребенка начинает формироваться еще во внутриутробный период: на 3–5 месяце гестации появляется амниотрофное питание [1]. В третьем триместре беременности неродившиеся младенцы пьют от 15 до 40 мл амниотической жидкости в час [2]. Именно амниотрофное питание является механизмом адаптации к постнатальному лактотрофному питанию. Запах околоплодной жидкости сходен с запахом секрета желез ареолы материнской груди, что позволяет ребенку узнавать свою биологическую мать [2].
После рождения ребенка связь мать–плод, осуществляемая через пуповину, обрывается, что обозначается в настоящее время в психологии термином «кризис рождения». Этот кризис связан с тем, что после рождения и перевязывания пуповины ребенок получает свободу, но физиологически «теряет» мать [3]. Ребенок попадает в среду, отличающуюся от среды обитания во внутриутробный период. Меняется все: привычная водная среда — на воздушную, которая отличается температурой, влажностью, освещенностью, концентрацией свободного кислорода, микробной и антигенной нагрузкой, наличием прямого сенсорного воздействия. На ребенка действует сила тяжести. Непривычно интенсивными становятся тактильные, зрительные, слуховые ощущения. Ощущение тепла матери, ее запаха, голоса, биения сердца связывает новорожденного с прежней внутриутробной жизнью и делает рождение не травмирующим [3, 4]. Постнатальным эквивалентом плаценты является грудное вскармливание [5, 6].
Имеются данные, что от того, сколько времени проводит ребенок в контакте с матерью после родов и в первые дни жизни, а также от качества этого контакта зависит частота его плача в первые два года, привязанность к матери и некоторые психологические проблемы в старшем возрасте [7]. Следует подчеркнуть, что телесный контакт присущ только млекопитающим. В последние годы большое внимание психологи и педиатры уделяют контакту «кожа к коже» [4, 8, 9]. Нахождение ребенка рядом с матерью помогает ему регулировать температуру собственного тела, метаболические процессы, уровень ферментов и гормонов, частоту сердечных сокращений и дыхательных движений.
Полагают, что тесная связь c матерью начинает формироваться с первых минут, с первого взгляда. Это положение о важности бондинга (связывания) впервые высказано педиатрами Marshall Klaus и John Kennell [10]. Эти исследователи указывают, что плач ребенка увеличивает приток крови к груди матери. Разделение матерей и младенцев Д. Чемберлен [10] рассматривает как эмоциональное испытание.
Согласно новым перинатальным технологиям по поддержке грудного вскармливания первый контакт матери и ребенка должен быть не менее 30 минут. При этом ребенка не следует сразу прикладывать к соску матери. Ребенка следует выложить на живот матери, после этого у него проявляется поисковый рефлекс: новорожденный находит сосок, начинает сосать и дает старт лактации [4, 11].
Считается, что именно первый час жизни ребенка имеет решающее значение для фенотипической реализации материнского чувства и полноценной, длительной лактации. Это связано с тем, что состояние наибольшей активности головного мозга новорожденного приходится на вторые полчаса жизни. Состояние матери после родов, характеризуемое как стрессовое по интенсивности эмоций, однако переживаемое как эйфория, высокий уровень возбуждения ребенка являются физиологической основой возникновения между матерью и новорожденным сильной эмоциональной связи. Чрезвычайно важным для ребенка является также восприятие биологической матери, которое дает старт чувству привязанности к матери, что оказывает несомненное влияние на гармоничное развитие ребенка [7]. Грудное вскармливание имеет большое значение для психического развития ребенка, поскольку оно является формой общения матери и ребенка. Это одна из отличительных черт грудного вскармливания.
Несмотря на все неоспоримые преимущества грудного вскармливания, к шести месяцам на грудном вскармливании находится, в среднем по России, чуть более половины детей. По нашим данным 4% детей с рождения начинают получать искусственные смеси [12]. Имеют также место случаи, когда младенцы при сохраненной лактации отказываются от груди матери; в этих случаях прибегают к вскармливанию сцеженным молоком из бутылочки. Однако грудное вскармливание является формой общения матери и ребенка [13], и это одно из принципиальных отличий вскармливания из бутылочки (даже если это сцеженное грудное молоко). При вскармливании младенца сцеженным грудным молоком из бутылочки ребенок получает все необходимые пищевые вещества и защитные факторы, но может лишиться возможности общения с матерью во время кормления, если сцеженным молоком кормит ребенка бабушка, папа, няня, а не мама.
Техника установления контакта с ребенком при вскармливании сцеженным женским молоком
Что же делать, если мать хочет кормить грудью, но грудное вскармливание либо не состоялось, либо состоялось, но не той продолжительности, как бы этого хотелось матери, либо имеет место бутылочное вскармливание сцеженным женским молоком? Нередко у этих матерей развивается «чувство вины» перед ребенком, т. к., по их мнению, будет потеряна связь с малышом. Врачи должны убедить мать, что она не виновата в сложившейся ситуации, а любовь, общение с ребенком способны сохранить контакт с ним. Следует изменить технику вскармливания ребенка. В исследованиях [14] было показано, что частота кормлений новорожденных, вскармливаемых по требованию, к концу первого месяца составляла в среднем 8,0 ± 2,7 раза в сутки. Средняя продолжительность кормления грудью в период новорожденности может составлять 30–40 минут и более, затем сокращается до 15–20 минут на втором-третьем месяце жизни ребенка, а время кормления ребенка из бутылочки нередко бывает менее 10 мин. Таким образом, при грудном вскармливании ребенок имеет возможность общаться с мамой только во время дневных кормлений около 7–8 часов в период новорожденности и около трех часов в первые месяцы жизни, а при искусственном вскармливании — немногим более часа.
Традиционно техника вскармливания из бутылочки состоит в том, что ребенок берется на руки и ему дают бутылку с соской или же кормят ребенка, не вынимая его из кроватки. Как показывают наблюдения, очень часто кормление ребенка из бутылочки мать поручает няне, бабушке, отцу. Так решается поставленная задача — накормить ребенка. Но вскармливание ребенка первого года жизни имеет не только нутритивное значение. Это было уже отмечено как общение матери и ребенка. Следует отметить, что среди аксессуаров для грудного вскармливания уже в 80?е годы ХХ века было предложено специальное приспособление (SNS (Supplementary Nutrition System) — дополнительная система кормления, разработанная швейцарской компанией Medela для докорма ребенка сцеженным женским молоком или заменителями женского молока [15, 16].
Это приспособление представляет собой градуированную емкость для смеси/сцеженного молока и мягкие капилляры. В комплект входят капилляры трех различных размеров.
К сожалению, этот способ докорма редко используется из-за отсутствия информации, как у кормящих матерей, так и у медицинских работников.
В последние годы общепризнанным является докорм детей сцеженным грудным молоком с помощью ложки. Мягкие ложечки SoftCup для докорма используются как альтернатива бутылочке с соской [16]. Мягкая нижняя ложкообразная часть обеспечивает лучшее дозирование, чем при использовании кружечки или поильника, — ложечка заполняется автоматически при сжатии резервуара. В начале кормления малышу не нужно втягивать воздух, так как между бутылочкой и наконечником расположен мембранный клапан, который также не допускает проливания молока.
Этот способ является профилактикой отказа ребенка от груди и наиболее подходящим для докорма сцеженным грудным молоком или смесью. Приспособление с успехом используется также при кормлении недоношенных детей, детей с различными расстройствами сосания, с челюстно-лицевыми (расщелины верхней губы и мягкого неба) патологиями.
Техника установления контакта с ребенком при искусственном вскармливании
Если мать кормит ребенка смесью, задача педиатра состоит в том, чтобы обучить мать технике искусственного вскармливания. Это позволит компенсировать возможный дефицит внимания матери. Какова же должна быть техника вскармливания из бутылочки? Вскармливание ребенка из бутылочки необходимо проводить матери. Для кормления мать берет ребенка на руки. При этом ей следует поглаживать ребенка. Руки ребенка должны быть свободными, чтобы он мог прикасаться к матери. Очень важен контакт «глаза в глаза». После кормления, если ребенок не заснул, его следует подержать на руках, разговаривать с ним. Время контакта матери и ребенка при таком подходе будет составлять не менее 20–30 минут. Такой способ вскармливания особенно показан матерям, которые очень хотели кормить ребенка, но по независящим от нее причинам вынуждены были перевести его на искусственное вскармливание. «Чувство вины» у матерей может быть снято посредством общения с ребенком и использованием кормления для общения с ним.
Таким образом, грудное вскармливание имеет не только нутритивное значение, не только способствует гармоничному развитию ребенка, но, что очень важно, является продолжением контакта между матерью и ребенком, истоком которого является внутриутробный период. Контакт, сформированный в период грудного вскармливания, несомненно, оказывает влияние на формирование родительских отношений в последующие возрастные периоды и является предметом исследования психологов.
Литература
М. В. Гмошинская, доктор медицинских наук
НИИ питания РАМН, Москва
Режим кормления при грудном вскармливании
Освещая тему грудного вскармливания невозможно обойти стороной такое понятие, как режим кормления. Всем мамам известно, что современные врачи рекомендуют кормить ребенка по требованию. Однако что это значит, каждая женщина понимает по-своему. Одни мамы считают, что по требованию — это кормить 1 раз в 3 часа, другие уверены, что по требованию означает кормление по каждому шороху и т. д. Попробуем разобраться в этой нелегкой теме.
Если кормление рассматривать как акт питания, то «по требованию» означает кормить тогда, когда ребенок начинает хотеть кушать. Если ребенок сильно кричит — это значит, мама упустила нужный момент кормления и малыш хочет кушать уже длительное время.
Признаки голода
Ранние признаки голода:
1. У ребенка повышается активность — малыш просыпается, шевелится.
2. Совершаются поисковые движения — ребенок крутит головой вправо-влево, ища ртом грудь.
3. Появляются различные звуки, причмокивания.
Если мама игнорирует данные проявления, малышу ничего другого не остается, как истошно кричать. Крик младенца в данном случае будет сигналом для родителей, говорящим о том, что ребенку уже давно нужно было покушать.
В случае, если младенец плачет, но никаких признаков голода до этого не было заметно, то вполне вероятно, что малыш плачет по другому поводу — из-за грязного подгузника, слишком высокой или низкой температуры воздуха в помещении, боли в животике, потребности во сне и т. д. А может он просто соскучился по маме и хочет к ней на ручки.
Поэтому лучше сначала проверить, а нет ли иных причин для плача? Внимание! Все описанное относится исключительно к подросшим детям.
Как быть с новорожденными малышами?
У новорожденных младенцев еще нет сформированного чувства голода. Такие малыши пребывают в состоянии дискомфорта. За 9 месяцев внутриутробного развития они привыкли жить в спокойном и теплом мамином животе. После чего наш мир кажется им слишком громким, слишком ярким, слишком шумным и холодным. Единственное, что может уменьшить этот дискомфорт — вкус маминого молока и запах смазки, вырабатываемой железами на ареоле сосков. Такие вкусы и запахи напоминают малышам амниотическую жидкость, которую они заглатывали, находясь в утробе.
Именно поэтому кормление младенцев в первый месяц жизни — это и есть прикладывание к груди по каждому писку. И совершенно неважно как часто это происходит — раз в 5 минут или спустя 2 часа после предыдущего кормления. И тот, и другой вариант абсолютно нормальны.
Грудное вскармливание — это не только прием пищи, это важная психоэмоциональная связь мамы и малыша. Это гарант спокойствия и благополучия ребенка. Желательно кормить так часто и с такой длительностью, которые необходимы именно вам и вашему ребенку. Иногда малыш хочет кушать чаще и у груди находится меньше; иногда реже, но у груди дольше. И то, и другое является нормой. И вас не должны смущать мнения бабушек/подруг/соседей. Только вы, как мама, можете научиться понимать своего ребенка и правильно воспринимать его сигналы о готовности к принятию пищи или желании побыть рядышком с вами.