как понять что с самолетом что то не так
Как опознать неисправный самолет: советы эксперта
«Обращайте внимание на закрылки и иллюминаторы»
Недавняя катастрофа самолета A321 в Египте, унесшая жизнь 224 человек, в момент сделала авиационную безопасность одной из самых обсуждаемых тем в России. Но пока эксперты и специалисты ломают копья в спорах о том, как посильнее «закрутить гайки» в отечественной авиации, для рядовых пассажиров волнующий вопрос о том, как обезопасить себя на время полета, остается открытым. На что стоит обратить внимание, садясь в самолет? Что должно настораживать на его борту? И как себя вести, заметив, что с самолетом что-то не так? Об этом «МК» побеседовал с авиаэкспертом, заслуженным летчиком-испытателем Виктором ЗАБОЛОТСКИМ.
Фото: Геннадий Черкасов
— Стоит ли спрашивать у экипажа, когда был выпущен самолет? Может, если срок годности превышен, то и лететь не стоит?
— Вы же понимаете, что если за любой машиной ухаживать, вовремя ее ремонтировать и обновлять, она может служить очень долго. Любой пассажир может поинтересоваться у экипажа, какого года выпуска то или иное воздушное судно, но это — лишь справочная информация, она ни о чем током не скажет даже авиационному эксперту. Тем более, что в некоторых случаях «возрастной» самолет — это даже хорошо. Скажем, в СССР все гражданские лайнеры строились по военным нормативам прочности; поэтому, к примеру, разрушить ТУ-154 — это целая проблема.
— Должны ли настораживать пассажиров какие-либо звуки во время полета?
— Они в них просто не разберутся без специальной подготовки. А по-настоящему «плохой» звук — к примеру, свист от разгерметизации — сразу же обратит на себя внимание каждого, кто находится на борту, из-за своей громкости и силы. То, на что стоит обращать внимание пассажирам — это, к примеру, иллюминаторы. Если на них есть трещины, надо сразу бить тревогу, и звать стюардессу: из-за перепадов давления во время полета они могут превратиться в дырки, а это уже приведет к разгерметизации.
— На что стоит обращать внимание снаружи самолета?
— Какие тревожные «симптомы» есть у двигателей?
— Двигатели — это, наверное, главное, на что стоит обращать внимание. Они, к примеру, могут дымиться — это должно настораживать. Однако, иногда дым от двигателей — это явление нормальное; такое происходит, когда воздух очень влажный — как в тропических странах Азии. Если же мотор дымит при перелете где-нибудь в центральной России — это плохо. Обращайте внимание на всевозможные протечки и утечки: никаких жидкостей на двигателях самолета быть не должно. Однажды я летел с женой из Парижа в Москву, и, когда мы подошли к самолету, я обратил внимание, что по одному из двигателей течет масло. Вначале — тонкой струйкой, но на глазах эта протечка начала усиливаться. Я немедленно обратился к персоналу аэропорта, они экстренно осмотрели самолет, течь устранили и только потом мы стали взлетать.
— К кому должен обращаться пассажир, заметивший неладное на самолете?
— Можно обратиться к персоналу аэропорта, можно — к членам экипажа самого воздушного судна. В авиации к теме безопасности относятся очень трепетно, и вы можете быть уверены, что ваша жалоба без внимания не останется. Главное — не молчать, заметив, что что-то не так: как говорится, «спасение утопающих — дело рук самих утопающих».
— Говорят, что безопаснее садится в хвосте самолета — якобы, при авариях эта часть страдает меньше.
— Это утверждение было бы верно, если бы все воздушные суда падали строго на переднюю часть. Но это — далеко не так, поэтому нельзя говорить, что в хвосте безопаснее. Да и центральная часть самолета, где сходятся все его основные конструктивные элементы, будет куда прочнее. Дело-то в другом: может, какой-то кусок воздушного судна при падении и уцелеет. Но шансы выжить у человека при падении с нескольких тысяч метров в любом случае минимальны, где бы он ни сидел. Если такое происходит, это — чудо.
«Вам этого лучше не знать»
Штурман гражданской авиации о том, как понять, что с самолетом что-то не так
Игорь Ободков помощник президента Шереметьевского профсоюза летного состава
— Где можно узнать, какой парк самолетов у авиакомпании?
— На сайте Росавиации должны быть данные о парке авиакомпаний. Некоторые компании, например «Аэрофлот», публикуют у себя на сайте данные о том, какие типы судов у них есть. Там же есть и средний возраст авиапарка. У того же «Аэрофлота» он не больше пяти лет. Но возраст судов — это не самое важное, на что стоит обращать внимание. В первую очередь нужно смотреть, чтобы рейсы выполнялись регулярно. Нужно смотреть историю компании, сколько лет она существует.
— Когда пилоты садятся в старый самолет, они наверняка понимают, что это развалина. Бывает ли такое, что экипаж отказывается лететь по этой причине?
— Такие случаи бывают. Есть пилоты принципиальные, но есть и те, которые думают, что если в прошлом полете все прошло нормально, то и в следующий раз обойдется. Есть список неисправностей, с которыми можно и с которыми нельзя лететь, но все равно многое зависит от пилота. Кто-то может отказаться лететь из-за трещины в один-два миллиметра.
Мы добиваемся, чтобы у пилотов была гарантированная оплата, поскольку сейчас все зависит от количества часов, проведенных за штурвалом. Понятно, что сдельная оплата часто заставляет пилотов пренебрегать и неисправностями, и усталостью. Ради денег многие летают на пределе, особенно когда речь идет о коротких рейсах — до Казани или Питера.
В заключении о тюменской катастрофе эксперты отметили, что у экипажа была задолженность по отпускам свыше ста дней. Международные ассоциации давно ввели систему контроля усталости пилотов. В России ее внедрять никто не спешит, хотя усталость — это и есть тот самый пресловутый человеческий фактор, который чаще всего называют в качестве причины аварий.
— Должен ли кто-то предупреждать пассажиров о том, что самолет уходит на второй круг?
— Об этом никто не предупреждает, поскольку ситуация штатная и уход на второй круг летчики отрабатывают на тренажерах. Причины разные: могли потерять скорость из-за сильного ветра, может быть, закрылки не выпущены, может быть, пилот понял, что не вписывается в зону посадки. Решение идти на второй круг пилот обычно принимает на высоте 30–60 м.
— Судя по кадрам камер видеонаблюдения, «Боинг» в Казани свалился в штопор при заходе на посадку. Почему это могло произойти?
— Для каждого положения крыла есть минимальная скорость. Как правило, самолет уходит в штопор, когда достигает критически малых скоростей. Чаще всего это происходит, если пилот неправильно выбирает положение самолета. Но сваливание может произойти и на большой скорости, если, например, пилот резко потянет штурвал на себя. Тогда скорость может достигнуть критического значения.
Понять, что вы падаете, почти невозможно. Когда человек летит в самолете, он теряется в пространстве
— Как обычному человеку, летящему на самолете, понять, что что-то пошло не так?
— Понять, что вы падаете, почти невозможно. Когда человек летит в самолете, он теряется в пространстве. Даже пилот не сможет четко определить положение самолета в воздухе, если не видно горизонта. А вот, например, тряска — это не показатель, поскольку это может быть обыкновенная болтанка. Плохой признак еще, если на борту пахнет горелым. Это уже более реально, нужно сразу вызывать проводников и выяснять, что случилось. Может быть, подгорело что-то на кухне, а может, дымится проводка.
— Должен ли пилот предупреждать пассажиров о нештатных ситуациях?
— Мое мнение — пилоту лучше не сообщать пассажирам о том, что что-то идет не так, им этого лучше не знать, потому что может начаться паника, которая только все усложнит.
— Каков уровень подготовки выпускников наших летных училищ?
— Нужно ли смотреть на прогноз погоды, выбирая рейс?
— Обращать внимание на погоду перед вылетом не имеет смысла. Экипаж сам иногда сообщает, например, что погода солнечная, но в конечном итоге от этого почти ничего не зависит. В основном безопасность полета зависит от уровня подготовки экипажа.
Чтобы определить, скажутся ли на полете погодные условия, нужно знать минимум самолета, аэродрома и экипажа — минимальную дальность видимости на полосе. Чем ниже видимость, при которой самолет может зайти на посадку, тем лучше. Минимум самолета зависит от уровня его автоматизации, минимум аэродрома от технической оснащенности, а экипажа — от опыта, количества часов и посадок, должны быть пройдены все тренажеры. Конечно, перед полетом никто вам эти показатели называть не будет.
— Отличаются ли по степени безопасности дневные и ночные рейсы?
— День или ночь — абсолютно неважно. Хотя ночью иногда лучше видны огни высокой интенсивности, по которым пилот ориентируется при заходе на посадку. Днем, особенно в туманную погоду, их труднее разглядеть. Правда, нужно учитывать, что пилоты тоже живые люди и им может хотеться спать.
— А по внешним признакам пассажир может определить неисправность самолета или проблемы с экипажем?
— Только если подходишь к самолету, а с него топливо течет. Или если видишь заметную трещину на самолете. Случается, что пассажиры начинают подозревать, что один из членов экипажа пьян. Я ни разу не сталкивался ни с чем из перечисленного, но теоретически это возможно. За тем, чтобы пилоты садились за штурвал трезвыми, авиакомпании строго следят, но ведь пилоты могут выпить и уже в полете. В Америке сейчас, например, пилоты проходят выборочный контроль после посадки. В «Аэрофлоте» такое право у администрации тоже есть.
За рубежом есть система добровольного оповещения, чтобы пилоты могли рассказать диспетчерам о неисправности, но во многих российских компаниях за такое сообщение последуют санкции в адрес сознавшегося пилота
— Какой самолет можно считать старым? Есть версия, что 30-летний самолет надежнее нового.
— Это не совсем так. Одно дело, если речь идет об уже обкатанной и утвержденной модели. Но процент вероятности отказов на старых самолетах действительно выше. Старая техника требует и больших затрат. У них лизинговые платежи меньше, но обслуживание значительно дороже, часто требуется замена деталей. Бывает, что авиакомпании, экономя на лизинге, просто вовремя не меняют детали.
— Как должны вести себя диспетчеры в ситуации, когда пилоты сообщают о неисправности. Есть ли какая-то общая схема, от которой они не отклоняются, или принимают решение самостоятельно?
— Пилоты принимают решение сами, а диспетчеры только могут освободить зону, если требуется срочная посадка, или дать указания по маршруту, если видимость плохая.
— Отражается ли как-то на табло тот факт, что с самолетом что-то случилось? Будет ли просто написано «задерживается» или есть еще какие-то формулировки для таких случаев?
— Обычно пишут один из двух вариантов — по техническим причинам либо из-за погодных условий. Но я бы не стал паниковать из-за формулировки «по техническим причинам», ведь это вовсе не значит, что обнаружили какую-то неисправность, — может быть, просто нет резервного самолета или нет топлива.
— В России пугающая статистика авиапроисшествий. Насколько вообще можно ей доверять?
— Статистика действительно плохая. И потом, не все происшествия попадают в статистику. Бывают неисправности, которые не успели зафиксировать диспетчеры. Допустим, колесо спустило на посадке, было снижение безопасной высоты или шасси не получилось выпустить с первого раза. Такие инциденты тоже влияют на рейтинг авиакомпаний. За рубежом есть система добровольного оповещения, чтобы пилоты могли рассказать диспетчерам о неисправности, но во многих российских компаниях за такое сообщение последуют санкции в адрес сознавшегося пилота.
Лететь или не лететь: 7 условий, при которых лучше отложить полет
Почему падают самолеты
Фото с места крушения Боинга в Перми, 2008 год. Источник: http://911tm.9bb.ru
Неисправность техники — другая сторона этого «человеческого фактора». Халатность при обслуживании воздушных судов также в большинстве случаев оборачивается катастрофами. Именно неполадки электросистемы, например, привели к пожару и разрушению самолета «Ту-154» в Сургуте пять лет назад.
7 условий, при которых стоит отложить полет
Знать причины падения самолетов в принципе нам, пассажирам, не так полезно, как уметь вовремя понять, что что-то пошло не так. Вовремя — это, разумеется, еще до посадки в самолет. Итак, вот условия, которые стоит учитывать, выбирая между «лететь» или «не лететь».
Первое условие: погода
Профессионалы из авиационной сферы советуют не абсолютизировать фактор погодных условий. Однако есть ряд опасных метеоявлений, при которых лучше отложить полет: это гроза, шквал, пыльная или песчаная буря, смерчи, сильные ливневые осадки, сверхвысокие и сверхнизкие температуры и сдвиг ветра. Именно последнее, кстати, специалисты называют одним из главных факторов, который привел к крушению самолета в Ростове-на-Дону 19 марта.
Фото с места авиакатастрофы в Ростове-на-Дону. Источник: novayagazeta.ru
Можно даже в ряде случаев предугадать сильное ухудшение погоды по быстрому падению атмосферного давления, появившимся венцам вокруг Солнца или Луны и усилившемуся ветру.
Второе условие: предполетная подготовка
Многоступенчатые проверки систем самолета по тщательности сравнимы с проверкой космических кораблей. Тревогу у неспециалиста могут вызывать совсем уж явные признаки вроде вытекающего из двигателя масла или неплотно прилегающих листов обшивки. Но есть одна тонкость, которую заметят все, — время обработки корпуса самолета жидкостью от обледенения. Так вот, по словам пилотов, она эффективна в течение первых 30 минут. Если вылет задерживается и повторная обработка борта не произведена, велик риск, что в небе самолет превратится в «замороженную креветку», а это в свою очередь сделает его тяжелее и повлияет на аэродинамические характеристики. Последствия могут оказаться трагическими.
Обработка самолета против обледенения. Фото: сайт СТВ
Третье условие: статистика
Мало кто знает об этом, но в начале 80-х годов при Министерстве обороны СССР работала некая Лаборатория по проблемам прогнозирования аварийности вооружения и военной техники. Так вот она с помощью математических вычислений пыталась предсказывать, когда может рухнуть тот или иной самолет. И за основу таких прогнозов брали именно количество авиапроисшествий в год.
Так что вероятность крушения авиационного судна, по мнению ряда специалистов, напрямую зависит от статистики конкретной авивакомпании и конкретного борта. К слову, по итогам 2015 года среди российских авиаперевозчиков в международном рейтинге безопасности лидировал, как бы это издевательски не звучало, обанкротившийся «Трансаэро».
Четвертое условие: состав экипажа
Бытует мнение, что потенциальным риском для авиакатастрофы является уровень знакомства экипажа с аэропортами отлета и прибытия, а также принадлежность к определенной летной школе. Иными словами, если пилот впервые выкатывает самолет на конкретный аэродром — это риск. Если пилот принадлежит к зарубежной школе и впервые выкатывает самолет на конкретный российский аэродром — это риск вдвойне.
Обсуждая недавнюю катастрофу в Ростове-на-Дону, например, ряд экспертов в области авиации сходятся во мнении, что будь этот аэропорт родным или хотя бы знакомым для пилота из Испании, все сложилось бы иначе.
Пятое условие: регион полета
Свои нюансы существуют при авиаперелетах в определенных типах местности — например, в горах. Для горных районов характерны резкие перемены погоды, частые образования облаков, осадки, грозы и меняющиеся ветры.
Шестое условие: магнитные бури
Сотрудники Института авиационной и космической медицины провели исследования, посвященные причинам авиакатастроф, и выяснилось, что до 70 процентов происшествий происходит именно в период вспышек на Солнце, иначе говоря, в дни внезапных магнитных бурь.
В иностранных авиакомпаниях, например, даже заранее высчитывают дни вспышек на Солнце и на эти периоды отменяют рейсы, если это возможно. В отечественной практике такого нет.
Седьмое условие: возраст самолета
Оценить состояние самолета внешне, тем более пассажиру, будет непросто. Осмотр машин проводится регулярно, и в процессе эксплуатации и ремонта могут быть заменены многие узлы и агрегаты, так что год выпуска воздушного судна будет просто цифрой. У самолета официально не существует понятия «предельный срок службы», однако каждые 12 лет борт проходит полную проверку вплоть до последнего винтика. Поэтому максимально безопасными являются новые самолеты, то есть только сошедшие с конвейера, а также те, чей возраст чуть больше 12, 24 и 36 лет, поскольку они совсем недавно прошли полную проверку.
Как понять во время полета, что что-то идет не так
Поднявшись в салон самолета, мы вручаем свою жизнь и здоровье в руки экипажа: пилотов и бортпроводников. И те, и другие обязаны обеспечить безопасность полета. И все же собственная собранность должна присутствовать. Очевидно, что крайне легкомысленно слушать инструкцию о расположении аварийных выходов и кислородных масок, уткнувшись в смартфон.
Ощущения от полета — вещь субъективная, но и на них нужно обращать внимание. Например, тряска не всегда является показателем аварии, поскольку это может быть, как говорят летчики, «болтанка», то есть попадание в зону турбулентности. Опасным признаком можно назвать запах гари на борту, необычно высокий свист двигателя или трещины на иллюминаторе. Тогда лучше уточнить, все ли в порядке вообще с самолетом.
В целом, сами работники авиации признаются, что после того, как вы сели в самолет, от вас уже ничего не зависит.
© Интернет-журнал «Global City» Вячеслав Солдатов
Как понять, если что-то не так?
Новичок
Читаю ваш форум достаточно долго, в чисто практически-любопытствующих целях и особо отвлекать от бесед на тему «чем закрылки отличаются от интерцепторов и что это, вообще, такое, эти интерцепторы», не хотелось. Потому что, честно признаюсь, к самолетам, небесной романтике и красотам кучевых облаков весьма равнодушен. Понять могу, так как и сам увлечен весьма многими вещами, но не мое ни разу.
Немного о себе – я, как вы говорите, пакс. Типичный пакс, разве что летаю много и часто. Да и достаточно давно, больше 10 лет. Летал, наверное, на почти всех крупных российских авиалиниях, многих европейских, американских и азиатских. Помню первый полет – 1996, кажется, год, SVO GVA, вроде, SU на 310, еще можно было курить и вообще было счастье и очень интересно.
Однако, отчасти из-за бешеного графика полетов в прошлом году, отчасти именно из-за данного форума, расслабленность куда-то подевалась. И в самолете стало находится на редкость неуютно.
Почему?
Объясню.
Скажите, а по каким косвенным признакам (не включая явный перелом самолета пополам) можно понять (будучи пассажиром), что ситуация – уже нештатная и пора думать о вечном? Другими словами, чего на борту ВС, выполняющего регулярный рейс быть не может, не должно и свидетельствет об опасности? И какие есть признаки, которые могут вполне показаться катастрофическим, но являются всего лишь очередным «продувом привода равноудаленного нагнетателя давления турбины согласно штатному расписанию»?
Новое в блогах
«Вам этого лучше не знать»
— Где можно узнать, какой парк самолетов у авиакомпании?
— На сайте Росавиации должны быть данные о парке авиакомпаний. Некоторые компании, например «Аэрофлот», публикуют у себя на сайте данные о том, какие типы судов у них есть. Там же есть и средний возраст авиапарка. У того же «Аэрофлота» он не больше пяти лет. Но возраст судов — это не самое важное, на что стоит обращать внимание. В первую очередь нужно смотреть, чтобы рейсы выполнялись регулярно. Нужно смотреть историю компании, сколько лет она существует.
— Когда пилоты садятся в старый самолет, они наверняка понимают, что это развалина. Бывает ли такое, что экипаж отказывается лететь по этой причине?
— Такие случаи бывают. Есть пилоты принципиальные, но есть и те, которые думают, что если в прошлом полете все прошло нормально, то и в следующий раз обойдется. Есть список неисправностей, с которыми можно и с которыми нельзя лететь, но все равно многое зависит от пилота. Кто-то может отказаться лететь из-за трещины в один-два миллиметра.
Мы добиваемся, чтобы у пилотов была гарантированная оплата, поскольку сейчас все зависит от количества часов, проведенных за штурвалом. Понятно, что сдельная оплата часто заставляет пилотов пренебрегать и неисправностями и усталостью. Ради денег многие летают на пределе, особенно когда речь идет о коротких рейсах — до Казани или Питера.
В заключении о тюменской катастрофе эксперты отметили, что у экипажа была задолженность по отпускам свыше ста дней. Международные ассоциации давно ввели систему контроля усталости пилотов. В России ее внедрять никто не спешит, хотя усталость — это и есть тот самый пресловутый человеческий фактор, который чаще всего называют в качестве причины аварий.
— Должен ли кто-то предупреждать пассажиров о том, что самолет уходит на второй круг?
— Об этом никто не предупреждает, поскольку ситуация штатная и уход на второй круг летчики отрабатывают на тренажерах. Причины разные — могли потерять скорость из-за сильного ветра, может быть закрылки не выпущены, может быть, пилот понял, что не вписывается в зону посадки. Решение идти на второй круг пилот обычно принимает на высоте 30-60 м.
— Судя по кадрам камер видеонаблюдения, «Боинг» в Казани свалился в штопор при заходе на посадку. Почему это могло произойти?
— Для каждого положения крыла есть минимальная скорость. Как правило самолет уходит в штопор, когда достигает критически малых скоростей. Чаще всего это происходит, если пилот неправильно выбирает положение самолета. Но сваливание может произойти и на большой скорости, если, например, пилот резко потянет штурвал на себя. Тогда скорость может достигнуть критического значения.
Понять, что вы падаете почти невозможно. Когда человек летит в самолете, он «теряется» в пространстве
— Как обычному человеку, летящему на самолете, понять, что что-то пошло не так?
— Понять, что вы падаете почти невозможно. Когда человек летит в самолете, он «теряется» в пространстве. Даже пилот не сможет четко определить положение самолета в воздухе, если не видно горизонта. А вот, например, тряска — это не показатель, поскольку это может быть обыкновенная болтанка. Плохой признак еще, если на борту пахнет горелым. Это уже более реально, нужно сразу вызывать проводников и выяснять, что случилось. Может быть, подгорело что-то на кухне, а может — дымится проводка.
— Должен ли пилот предупреждать пассажиров о нештатных ситуациях?
— Мое мнение — пилоту лучше не сообщать пассажирам о том, что что-то идет не так, им этого лучше не знать, потому что может начаться паника, которая только все усложнит.
— Каков уровень подготовки выпускников наших летных училищ?
— Нужно ли смотреть на прогноз погоды, выбирая рейс?
— Обращать внимание на погоду перед вылетом не имеет смысла. Экипаж сам иногда сообщает, например, что погода солнечная, но в конечном итоге от этого почти ничего не зависит. В основном безопасность полета зависит от уровня подготовки экипажа.
Чтобы определить, скажутся ли на полете погодные условия, нужно знать минимум самолета, аэродрома и экипажа — минимальную дальность видимости на полосе. Чем ниже видимость, при которой самолет может зайти на посадку, тем лучше. Минимум самолета зависит от уровня его автоматизации, минимум аэродрома от технической оснащенности, а экипажа — от опыта, количества часов и посадок, должны быть пройдены все тренажеры. Конечно, перед полетом, никто вам эти показатели называть не будет.
— Отличаются ли по степени безопасности дневные и ночные рейсы?
— День или ночь — абсолютно неважно. Хотя ночью иногда лучше видны огни высокой интенсивности, по которым пилот ориентируется при заходе на посадку. Днем, особенно в туманную погоду, их труднее разглядеть. Правда нужно учитывать, что пилоты тоже живые люди и им может хотеться спать.
— А по внешним признакам пассажир может определить неисправность самолета или проблемы с экипажем?
— Только если подходишь к самолету, а с него топливо течет. Или если видишь заметную трещину на самолете. Случается, что пассажиры начинают подозревать, что один из членов экипажа пьян. Я ни разу не сталкивался ни с чем из перечисленного, но теоретически это возможно. За тем, чтобы пилоты садились за штурвал трезвыми, авиакомпании строго следят, но ведь пилоты могут выпить и уже в полете. В Америке сейчас, например, пилоты проходят выборочный контроль после посадки. В «Аэрофлоте» такое право у администрации тоже есть.
За рубежом есть система добровольного оповещения, чтобы пилоты могли рассказать диспетчерам о неисправности, но во многих российских компаниях за такое сообщение последуют санкции в адрес сознавшегося пилота
— Какой самолет можно считать старым? Есть версия, что 30-летний самолет надежнее нового.
— Это не совсем так. Одно дело, если речь идет об уже обкатанной и утвержденной модели. Но процент вероятности отказов на старых самолетах действительно выше. Старая техника требует и больших затрат. У них лизинговые платежи меньше, но обслуживание значительно дороже, часто требуется замена деталей. Бывает, что авиакомпании, экономя на лизинге, просто вовремя не меняют детали.
— Как должны вести себя диспетчеры в ситуации, когда пилоты сообщают о неисправности. Есть ли какая-то общая схема, от которой они не отклоняются, или принимают решение самостоятельно?
— Пилоты принимают решение сами, а диспетчеры только могут освободить зону, если требуется срочная посадка, или дать указания по маршруту, если видимость плохая.
— Отражается ли как-то на табло тот факт, что с самолетом что-то случилось? Будет ли просто написано «Задерживается» или есть еще какие-то формулировки для таких случаев?
— Обычно пишут один из двух вариантов — по техническим причинам либо из-за погодных условий. Но я бы не стал паниковать из-за формулировки «по техническим причинам», ведь это вовсе не значит, что обнаружили какую-то неисправность — может быть, просто нет резервного самолета или нет топлива.
— В России пугающая статистика авиапроисшествий. Насколько вообще можно ей доверять?
— Статистика действительно плохая. И потом, не все происшествия попадают в статистику. Бывают неисправности, которые не успели зафиксировать диспетчеры. Допустим, колесо спустило на посадке, было снижение безопасной высоты или шасси не получилось выпустить с первого раза. Такие инциденты тоже влияют на рейтинг авиакомпаний. За рубежом есть система добровольного оповещения, чтобы пилоты могли рассказать диспетчерам о неисправности, но во многих российских компаниях за такое сообщение последуют санкции в адрес сознавшегося пилота.