как понять что у собаки хорошая психика
Поведение собаки, проблемы и их причины. Коррекция поведения собак
Из чего складывается поведение собаки, что оказывает на него влияние. Какие проблемы могут возникнуть в процессе воспитания и как их предупредить. Как проводится коррекция поведения собак. Поведенческие модели вашего питомца.
Сегодня многие семьи не представляют свою жизнь без домашних питомцев. Они дарят нам множество приятных ощущений, делают наших детей добрыми и ответственными. Для того, что бы быстрее добиться взаимопонимания и подружиться с ними, полезно знать некоторые особенности их психологии.
Среди домашних животных собака наиболее послушна и близка к человеку. Это результат того, что процесс одомашнивания ее был добровольным. С древних времен человек разделял с ней жилье и делился пищей. И она платила ему привязанностью и любовью.
Самая важная вещь, которую стоит осознать еще до покупки собаки – это ответственность за питомца. В том числе за поведение собаки. И никто, кроме хозяина, за его собаку не отвечает. Так как же научиться понимать и воспитывать своего четвероногого друга, чтобы позже за него не краснеть?
Семейные факторы, влияющие на поведение собаки.
Для собаки сообщество людей – это та же стая, а ее хозяин – вожак. А место проживания хозяина – территория этой стаи. Собака, потерявшая хозяина и дом, находится в полном смятении. Зачастую, чтобы вернуться к нормальной жизни, ей нужен другой хозяин. Поэтому одной из характерных черт собачьей психики является ревность. Она наглядно проявляется, когда одинокий хозяин, приводит в дом женщину и уделяет ей много внимания. Или в бездетной семье появляется ребенок, и все внимание уделяется только ему. Для собаки это всегда стресс.
При наличии в семье других членов, кроме «вожака», возникают и конкурентные отношения, попытки повлиять на табели о рангах. Собака будет стремиться занять в семье более высокое положение, чем другие. Хотя и подчинится полностью главе семьи, а точнее, тому, кого она признала «вожаком стаи». Отсюда и соответствующее поведение собаки.
Третий фактор – это процесс воспитания и дрессировки. Ведь собака не живёт в доме сама по себе. Её пытаются воспитывать, подчинять каким-то внутрисемейным правилам общежития. Собаку дрессируют, приучают делать что-то, ради чего она заведена. И вот эти-то процессы могут протекать по-разному: правильно или нет, адекватно или не совсем. Могут возникать перекосы, побочные явления или просто брак такого обучения, если это делается непрофессионально.
В итоге – мы получаем зачастую не совсем то, или даже совсем не то, к чему стремились. Мы получаем питомца с вредными привычками, с изменённым поведением. И пытаемся с этим бороться.
Поведение собаки в современной городской среде.
Примечательно, что с каждым годом всё больше меняется структура состава собак у городских их владельцев. Всё меньше и меньше представителей крупных служебных пород. Как правило, организованных в дрессировочных клубах, а значит, более профессионально воспитанных и дрессированных. Всё больше собак помельче, менее управляемых в городе охотничьих или декоративных. Стало модным брать щенков из передержек, благородно спасая их от усыпления. А то ещё и взрослых, сформировавшихся собачек. Беспородных и метисов. Кто берёт таких питомцев? Отнюдь не профессионалы-кинологи. Отсюда – соответствующее воспитание… И сразу масса вредных привычек. И поведение собаки неизбежно требует коррекции.
Кого сейчас больше в дрессировочных центрах? Овчарок или ротвейлеров, чинно постигающих азы ОКД? Элитных выставочных собак шоу-класса? Вот и нет. Всё больше именно проблемных, злобных и кусачих дворняжек, выросших где-то на улице. И взятых потом в приюте сердобольными женщинами. Которые вместо правильного воспитания начинают всё делать прямо противоположным образом.
Проблемное поведение собаки, связанное с неправильным воспитанием.
Неадекватные иерархические отношения в семье.
Самые распространённые проблемы. Ошибки в воспитании – это избыточная вседозволенность, недостаток строгости и безнаказанность. Как результат – лидерство собаки над членами семьи. Со всеми вытекающими из этого проявлениями. От непослушания до агрессии.
Противоположный перекос – это деспотизм и жестокость по отношению к собаке. Результат – трусливый пёс со сломанной психикой и другими малоприятными проявлениями.
Неправильное обучение щенка к своему месту.
Как следствие – собака не ложится на место или не любит находиться на нём долго, не считая его своим местом. Теряется ценность для собаки этого предмета и польза от его наличия и правильного использования.
Проблемы приучения к туалету.
Неправильные методы обучения в этом вопросе неизбежно приводят к проблемам. С самого момента появления в доме щенка нужно сразу начинать приучать его справлять свои надобности только на улице. Невзирая на время года и погоду. Проявить терпение и настойчивость. И тогда будет правильный задел на всю дальнейшую жизнь питомца. Менять уже устоявшееся поведение собаки сложнее в разы! К примеру, если собака привыкла гадить в клетке или вольере, или она была приучена к пелёнке.
Неправильное приучение собаки к поводку и наморднику.
Или, вернее, отсутствие такого навыка. Весьма важное на прогулках, при посещении общественных мест, ветеринара, в транспорте и в других ситуациях.
Отсутствие привычки к основным гигиеническим процедурам.
Особенно часто это встречается у собак, взятых из приюта. Такие пробелы в воспитании нужно ликвидировать особенно осторожно и правильно. Ведь это залог будущего здоровья собаки. К таким процедурам нужно отнести купание, стрижку шерсти, расчёсывание, чистку ушей и зубов, уход за глазами, пострижку когтей. Неправильные попытки приучить питомца к процедуре могут навсегда превратить её в тяжёлый стресс, как для собаки, так и для её владельца.
Как всё это делать правильно, в статье о воспитании щенка.
Проблемы, связанные с неправильной дрессировкой.
Любая дрессировка – это процесс использования одних инстинктов (безусловных рефлексов) и привитие новых. Условных рефлексов на базе безусловных. С использованием стимулов, отрицательных или положительных. Процесс непростой, трудоёмкий, зависящий от многих факторов и требующий профессионализма. Так как ошибки будут трудно исправимы, часто, дорого стоить в будущем. Поэтому заниматься этим должен только специально обученный кинолог. Что можно сделать и как – в статье о домашней начальной дрессировке щенка. Очень важно на самых ранних этапах заложить основы правильного поведения. Коррекция поведения собак в будущем, если оно неправильно сформировано, потребует гораздо больших усилий.
Вредные привычки, проявляющиеся дома.
Вот теперь о домашних вредных привычках взрослых собак.
Настойчивое требование внимания.
Такое бывает у собак, которых не воспитывали и не дрессировали в должном объёме. Часто это собака, приобретённая уже взрослая. Таких называют «собака-тиран». Такая может вырасти и в семье при всеобщей избыточной избалованности.
Проявляется это по-разному: собака настойчиво «пристаёт», кладёт лапы на плечи или морду на колени, тычет носом, маленькая – запрыгивает «на ручки». Не желает оставаться одна, мешает общению членов семьи друг с другом, и вообще – старается быть центром внимания.
Ревность.
Бывает внутривидовая – к другим собакам в доме, и межвидовая. То есть к другим членам семьи или чужим приходящим людям, общающимся с хозяином. Причина – переключение внимание с собаки на другой объект. Проявления этого тоже разные: пёс может портить и грызть вещи, обувь и мебель, гадить прямо в квартире, воровать еду со стола, перестать слушаться.
Избыток эмоций при встрече.
Тоже не всегда приятное явление, если собаке дозволено встречать всех гостей слишком радостно. Это прыжки лапами в грудь, облизывание лица, покусывание рук и прочие подобные проявления радости. При этом можно испачкать или повредить одежду гостя, напугать ребёнка. И хотя, это, по сути, вполне естественные проявления радости встречи, избыток таких эмоций может требовать коррекции. Такое поведение собаки тоже может доставить неудобства.
Собачий вой.
Причины могут быть разные.
а) Заболевание. Собака воет внезапно, без видимой причины, в присутствии хозяина, чего раньше никогда не было. В такой ситуации лучше обратиться к ветеринару, хотя такие проявления болезней у собак – редкость.
б) Беспокойство в какой-то новой обстановке, при ощущении каких-то запахов. Тоже редкое явление. Присуще в целом беспокойным, эмоционально неустойчивым питомцам.
в) Дефицит внимания. Хотя чаще это проявляется поскуливанием, повизгиванием.
г) Избалованность – самая частая причина. Резкий контраст между постоянным вниманием и одиночеством – для такой собаки большой стресс.
д) Редкая причина воя – страхи и фобии.
е) Дистанционное общение с другими собаками. Перемежается с лаем.
Порча обуви, вещей, мебели.
У щенка это обычно проявляется при смене зубов. У взрослой собаки это может быть чисто инстинктивно, ведь собака – по сути хищный зверь. И зубы для неё – важнейший рабочий инструмент. Усиливаться это может при недостатке внимания или страхе одиночества. Тщательная коррекция поведения собаки решит проблему. Но потребуется очень большое терпение.
Метки территории.
Характерно для маленьких пород. Ими квартира не воспринимается как жилище (вольер или будка). В силу своих малых размеров, для них квартира – целая обширная территория. Которую нужно обозначить. Древний инстинкт, доставшийся собаке от её предков. Такое поведение собаки свойственно особи с лидерскими качествами, стремящейся к статусу вожака стаи.
Хотя это случается, когда пёс испытывает страх или в доме запах гостей, чужой собаки или течной суки где-то рядом. В этих случаях не требуется какая-либо коррекция поведения собак.
Воровство и (или) попрошайничество.
Очень распространённые и при этом неприятные вредные привычки!
а) Кормёжка со стола. Своими и гостями, вне времени обычного кормления.
б) Неправильное и скудное кормление (собака попросту голодна).
в) Природный ярко выраженный пищевой инстинкт. Более выраженное пищевое поведение собаки наследственной природы. «Собака-пищевик».
г) Привязанность к членам семьи (поведение собаки часто похоже на попрошайничество).
Неправильное поведение собаки во время прогулки.
Нежелание гулять.
Для большинства собак прогулка – удовольствие. Но не для всех. Есть домоседы, которых вывести на улицу, значит раз за разом выдерживать протесты вашего питомца. Причины тоже различные.
а) Страх. Такое поведение собаки обусловлено сильным испугом во время прогулки.
б) Заболевание. Чаще суставов лап или позвоночника. Прогулка ассоциируется с болью при ходьбе, преодолением лестницы.
в) Погодные условия. Короткошерстные собаки малых размеров часто не любят морозную или дождливую погоду.
г) Неудобство амуниции. При виде ошейника, намордника или поводка рычит или убегает и прячется.
Рывки поводка. Собака «тянет».
Не очень приятное поведение собаки во время прогулки. Встречается в основном по двум причинам. Это может быть невоспитанность, неприученность к поводку и ошейнику. Либо это поведение собаки, стремящейся к лидерству. Тогда это будет сочетаться и с другими проявлениями этой природы. Коррекция поведения собак потребует приучения к собачьей амуниции.
Подбирание с земли.
Чего-то потенциально съедобного. А может, просто похожего на это. Или просто чего-то нового, что бывает у щенков. Как проявление всё попробовать на зуб, а через это познавать окружающий мир. Но такое поведение собаки сопряжено с возможным отравлением или проглатыванием совсем несъедобных предметов. Например, стёкол.
У взрослой собаки причиной может быть голод, повышенный пищевой инстинкт, а ещё – простая невоспитанность. Когда съесть с земли что-то не является чем-то запретным. Бороться с древнейшим инстинктом добывания пищи бывает очень непросто. Коррекция поведения собак сложна. Не у всех собак можно добиться желаемого эффекта.
Подбирание с земли. Начальный этап отучения. Отрицательное подкрепление.
Охота на кошек.
Тоже обычно наследственно обусловленное поведение собаки, обладающей охотничьим инстинктом и межвидовой агрессией. Коррекция поведения собаки возможна, но чаще лишь частичная. Можно приучить собаку воздерживаться от нападения по требованию хозяина. Хотя, если воспитывать щенка изначально с кошкой в доме, можно решить и эту проблему. Достаточно много примеров трогательной дружбы этих животных.
Неадекватное поведение собаки в автомобиле.
Может проявляться реакцией выраженного беспокойства, страха, а порой даже агрессии. Это бывает при попадании собаки в новую незнакомую обстановку. Или при создании негативной реакции на поездку. Например, попадание в прошлом в аварию в автомобиле. Или повторяющаяся насильственная грубая посадка в автомобиль. Может собаку ругали или даже били за то, что её стошнило во время поездки. А может когда-то оставили там надолго одну в жаркую погоду, даже не приоткрыв окна… Коррекция поведения собак потребует тщательного анализа прошлых ситуаций.
Валяние в экскрементах, трупных останках и их поедание.
Одна из самых неприятных вредных привычек собаки. Говорят, что навоз, человеческие фекалии, разлагающиеся трупные останки как духи для собаки. И приятны им на вкус и запах. Но это не доказано. Предполагается, что это тоже остатки древних инстинктов. Такое поведение собаки могло позволить успешнее охотиться, привлекая к себе внимание мелких грызунов и маскируя свой запах. Указывать сородичам путь к пище, ведь падалью в природе не брезгуют и многие хищники. Бороться с паразитами, обитающими в шерсти.
Поедание – обычно касается фекалий. Это свойственно щенкам. Такое поведение собаки перенимают от матери ещё в гнезде. Которая поедает экскременты щенков, «наводя порядок и чистоту в доме». Такая вредная привычка может закрепится в молодом возрасте, если её вовремя не пресечь. Причины её проявления часто кроются в низкой калорийности дешёвых сухих кормов, использующихся для питания. Поэтому чужие или свои экскременты выглядят для собаки аппетитными и питательными. Также причинами копрофагии могут быть панкреатит или недостаток витаминов и минеральных веществ в рационе собаки.
Агрессивное поведение собаки.
Данное поведение у собак подробно описано в соответствующих статьях. Коррекция поведения собак будет зависеть от вида агрессии и её причин.
Страхи, трусость, фобии.
Общая трусливость – врождённая особенность характера собаки. Чаще всего она почти не подлежит исправлению. За исключением каких-то отдельных конкретных её проявлений. Фобии (страхи) – совсем другое дело. Это чаще приобретённые реакции. И они распространяются на какой-то конкретный фактор. Или этих факторов может быть несколько. Но это стойкая реакция собаки в виде испуга, неконтролируемого страха. Который проявляется активной (попытка нападения), а чаще пассивной оборонительной реакцией. То есть собака пытается убежать, спрятаться. Часто она ищет убежище у ног хозяина. Назовём лишь самые частые разновидности.
Бывают и другие, реже встречающиеся фобии.
Как отучить собаку от вредных привычек. Советы зоопсихолога.
Перечень всех неприятных проблем можно расширить. Поведение собаки не всегда такое, какое мы ждём от неё. Но какое оно – прежде всего зависит от нас самих. Познакомившись с разнообразными возможными проблемами нужно понять одно. Нельзя пренебрегать рядом правил воспитания и общения с питомцем. Понимание причин и выполнение этих правил – это своего рода профилактика вредных привычек у собаки. А также и основа для коррекции поведения собак. И это доступно всем нам, простым владельцам собак, а не только кинологам и зоопсихологам. И это в будущем может уберечь от многих проблем. Нужно только знать, как правильно, и делать, как нужно.
Тестирование щенка
Наиболее полную информацию, касающуюся личностных характеристик щенков, можно получить в результате специальных тестов. Малышей в возрасте от 6 до 8 недель можно объективно проверить на боязнь громких звуков, болевой порог, нервозность, доминантность, наличие или отсутствие охотничьего и защитного инстинктов.
Для тестирования щенков собаководы рекомендуют использовать комплексный тест Кэмпбелла, позволяющий довольно точно выявить особенности психики собаки даже в столь юном возрасте и дать советы о пригодности животного для тех или иных занятий. Испытания проводят в тихом незнакомом месте, чтобы ничто не отвлекало внимания щенков. Человеку, проводящему тестирование, следует очень точно соблюдать предписанные действия, при этом внимательно наблюдая за малышами, но поглаживать и разговаривать с ними запрещается. Испытание состоит из 5 пунктов.
Тест Кэмпбелла
1. Тест на общительность.
Человек берет щенка на руки и ставит на пол, после чего отходит от него на несколько шагов. Далее он присаживается на корточки и хлопает в ладоши для привлечения внимания щенка. Далее возможны следующие типы поведенческих реакций:
А – щенок подбегает немедленно с поднятым вверх хвостиком, прыгает на человека, лижет и покусывает руки;
В – щенок подбегает сразу с поднятым вверх хвостиком, начинает царапать человека лапами;
С – щенок подбегает довольно быстро, но хвостик при этом опущен;
D – щенок подбегает лишь через некоторое время, при этом чувствует себя неуверенно, испытывает явную растерянность;
E – щенок не подбегает вовсе.
2. Тест на способность следовать за человеком.
Некоторое время человек стоит рядом со щенком, а потом начинает, не оборачиваясь, отдаляться от него обычным шагом. Далее возможны следующие типы поведенческих реакций:
А – щенок с поднятым хвостиком сразу же пускается вдогонку за уходящим, при этом он весел и активен, старается ухватить зубами за штанину или обувь;
В – щенок с поднятым хвостиком немедленно следует за человеком, путается под ногами или бодро бежит рядом;
С – щенок с опущенным хвостиком бежит за человеком несмело, немного отставая;
D – щенок с опущенным хвостиком очень робко идет за человеком, выказывая признаки растерянности и боязливости;
E – щенок отказывается следовать за человеком, оставаясь на месте или уходя в другую сторону.
3. Тест на принуждение.
Человек переворачивает щенка на спину, животом вверх и удерживает его как можно дольше в такой позе подчинения за грудную клетку чуть ниже горла. Далее возможны следующие типы поведенческих реакций:
А – щенок активно протестует, вырывается, борется с рукой, кусает ее и рычит;
В – щенок протестует, но не кусается, а настойчиво выворачивается из‑под руки;
С – щенок поначалу протестует, но потом успокаивается и затихает;
D – щенок не протестует, облизывает руку, настроен мирно;
E – щенок напуган и лежит неподвижно, либо взвизгивает, истерично вырывается, дрожит от страха.
4. Тест на социальное превосходство.
Человек молча и спокойно гладит стоящего или лежащего щенка вдоль спины. Далее возможны следующие типы поведенческих реакций:
А – щенок ведет себя уверенно, сам выказывает признаки доминирования, прыгает на человека, ставит на него передние лапы, кусает руку, рычит;
В – щенок активен и весел, прыгает на человека, прихватывает руку зубами, покусывает и лижет ее;
С – щенок поворачивается к человеку и лижет руку;
D – щенок лижет руки, опрокидывается на спину, подставляя человеку животик;
E – щенок взвизгивает, прижимается к полу и/или испуганно отбегает в сторону.
5. Тест на доминирование при взятии щенка на руки.
Человек поднимает щенка над полом примерно на 30 секунд, придерживая обеими руками под грудь и под животик. Далее возможны следующие типы поведенческих реакций:
А – щенок активно протестует, энергично вырывается из рук, рычит и кусается;
В – щенок выказывает недовольство, но не кусается;
С – щенок вначале протестует, но потом успокаивается;
D – щенок не протестует, спокойно обвисает в руках, пытается облизать человека;
E – щенок испуган, напряжен, прижимает уши.
В чистом виде обозначения А, В, С, D, Е означают следующие типы:
А – агрессивный доминирующий;
В – склонный к превосходству;
После проведения теста для каждого щенка подсчитывают количество всех А, В, С, D, Е.
При этом возможны следующие варианты.
• 2А и более в сочетании с несколькими В. Собака рождена лидером, имеет повышенную природную агрессивность, упрямство и жесткость. Ее не рекомендуется брать в семью, особенно с детьми. Для воспитания такой собаки требуются соответствующие напористость и жесткость, что под силу лишь опытному дрессировщику. Крайний вариант (5А) говорит о том, что перед вами – защитно‑караульная собака с ярко выраженной активной оборонительной реакцией. Она способна самостоятельно принимать решения, действуя злобно и враждебно по отношению к человеку.
• 3В и более. Собака имеет склонность к превосходству и лидерству, но без излишней агрессии; должная сила темперамента соответствует активной оборонительной реакции и уравновешенности нервных процессов. Воспитание и контакт с хозяином позволит собаке освоить практически любые курсы дрессировки, в том числе защиту и охрану. Такой пес может стать преданным другом и компаньоном человеку, ведущему активную жизнь (бег, плавание или занятия по спортивной дрессировке).
• 3С и более. Собака в высшей степени социальна, не склонна к доминированию и поэтому имеет все необходимые предпосылки для жизни в семье. Она достаточно послушна, ласкова и человеколюбива; не представляет потенциальной опасности для детей. Однако, такой пес может быть не достаточно жестким, что может привести к трудностям при выработке защитных реакций.
• 2D и более, особенно с одним или несколькими Е. Собака склонна к подчинению, имеет пассивную оборонительную реакцию, может проявлять робость и боязливость, а для адаптации в новой обстановке требует гораздо больше времени. Такой щенок пугается сильных раздражителей и незнакомых людей. При выращивании необходим постоянный контакт с человеком, проявляющим чуткость, ласку и терпение. Следует помнить, что такая собака зависима от обстоятельств и во время опасности, лишенная возможности убежать, может укусить из страха.
• 2D и более, в сочетании с Е в тесте на социальное превосходство. Собака имеет выраженные трудности в общении, проявляет трусость и нервозность, требует постоянного контроля со стороны человека. Если такой щенок получает вдобавок оценку А или В в тесте на принуждение, то можно предположить, что он будет нападать из страха, особенно при наказаниях. Поведение его непредсказуемо, что предполагает повышенную опасность для людей, особенно для детей.
• 2Е и более. Собака имеет нестабильную психику и слабость нервных реакций. Ее стрессовый порог очень низок, что проявляется приступами страха и агрессии. Такой щенок не может быть рекомендован для выращивания в семье, а нуждается в особом подходе для стабилизации поведенческих актов.
• Сочетание противоположных оценок А и Е. Собака имеет врожденные психические проблемы, для коррекции которых недостаточно специальных методов дрессировки, а необходимо еще и медикаментозное лечение. Стабильное поведение возможно лишь в знакомой, спокойной обстановке и под постоянным контролем.
Охотничий инстинкт может быть необычайно развитым даже у самых добрых и человеколюбивых собак. Например, всем известны совершенно безобидные лабрадоры и сеттеры, способные часами играть в перетягивание каната, бегать на перегонки, мчаться за мячиком, ловить запущенную в воздух «летающую тарелку». У служебных пород превалирующий охотничий инстинкт может мешать качественной защитной работе, так как собака будет постоянно отвлекаться на движущиеся предметы. Допустимое соотношение обоих инстинктов должно быть приблизительно одинаковым: 50/50; 40/60; 60/40.
Выраженный инстинкт защиты подразумевает твердость характера, умение самостоятельно принимать решения, способность стойко переносить болевые воздействия и психологический натиск противника. Защитный инстинкт в его активной форме выражен у того щенка, который побеждает в потасовках, отбирает понравившуюся игрушку, рычит на однопометников у миски с едой, лает на новый предмет, необычный звук или незнакомого человека. Такой щенок не испытывает робости, уверен в себе и проявляет ко всему повышенный интерес.
Чрезмерное развитие оборонительного инстинкта делает собаку враждебной и агрессивной. Она демонстрирует завышенное собственническое отношение к пище, территории, владельцу, выражающееся стремлением постоянно контролировать и охранять. Неуравновешенность психики в сочетании с выраженной защитной реакцией может привести к непослушанию, несанкционированному нападению и покусам.
Для проверки силы темперамента и стрессового порога щенка вы можете провести следующие несложные тесты:
• Опуститесь перед щенком на корточки, затем быстро поднимитесь и вновь присядьте. В этом тесте вы резко изменяете позу из подчиненной (на корточках) в доминирующую (возвышаясь над щенком). Считается, что малыш сдал тест на «отлично», если не выказал боязни, не попытался отпрянуть в сторону, не припал к полу, а лишь спокойно наблюдал за происходящим или попытался запрыгнуть на вас.
• Внезапно несколько раз хлопните в ладоши рядом со щенком. Через некоторое время помашите газетой над его головой. В этом тесте исследуется реакция собаки на звуковой (хлопки) и зрительный (газета) раздражители. Щенок не должен выказывать страха и нервозности, на что указывают поспешное бегство, взвизгивание, прижимание к полу. Щенок с крепкой психикой останется спокойным и будет наблюдать за происходящим, склонив голову набок. Более агрессивный малыш попытается схватить газету или облает вас.
• Выньте связку ключей и позвените ими, потом бросьте на пол поблизости от щенка. Тест определяет также наличие ориентировочно‑исследовательской реакции. Хорошо, если песик не шарахнется от источника угрозы, не сожмется в комочек, не взвизгнет, а, наоборот, бесстрашно побежит к звенящему, незнакомому предмету, станет трогать его лапкой, обнюхивать и облаивать. Самый доминантный щенок схватит ключи и убежит с ними.
• Возьмите механическую игрушку и включите ее посреди комнаты, где находится щенок. Вам нужен малыш, который, не выказывая страха, заинтересуется невиданным «зверем» и постарается его исследовать. Лай – это хороший признак оборонительного инстинкта, но доминантным считается песик, который трогает игрушку лапами, хватает зубами, напрыгивает и играет с ней.
• Поставьте щенка на стол с нескользкой поверхностью. Если малыш испугался высоты, сжался и испуганно отпрянул – значит, в его характере присутствует нервозность. Щенок с сильным темпераментом держит хвост высоко поднятым, виляет им и уверенно идет к краю, готовясь спрыгнуть. Внимание! Не позволяйте щенкам прыгать со стола во избежание травмы! Аккуратно снимите «испытуемого» с высоты и поставьте на пол.
• Возьмите лапку щенка и слегка ущипните за перепонку между пальцами. В этом тесте определяется болевой порог животного. Вам нужен тот щенок, который недовольно заворчит и попытается прижать вашу руку зубами. Подозрение должно вызвать полное безразличие – возможно, щенок болен. В свою очередь, тот песик, который взвизгнет, истерически отдернет лапку или злобно укусит, убегая прочь, обладает трусливо‑агрессивной реакций, имеет низкий болевой порог и неуравновешенный темперамент.
Известно, что сила нервных процессов, в том числе активная оборонительная реакция, обусловлена генетически, поэтому превратить боязливого или истерически агрессивного щенка в хорошую рабочую собаку практически невозможно. Гораздо легче избежать подобного фактора сразу, чем решать проблемы поведения собаки в дальнейшем.
При выборе щенка необходимо проверить темперамент всего помета, поскольку даже тщательный подбор двух рабочих собак может дать в результате рецессивный ген, формирующий слабый, трусливый или чрезмерно агрессивный, безудержный характер. Если в помете преобладают щенки с подобными проблемами, то можно ожидать, что и выбранный вами малыш, успешно прошедший тесты, будет впоследствии давать потомство с неудовлетворительными психологическими характеристиками.
Отмечу, что в некоторых случаях щенки могут демонстрировать несвойственный им темперамент. Например, сытые малыши могут быть расслабленными и сонными, а только что проснувшиеся – несколько апатичными. Естественно, что существенным фактором, влияющим на самочувствие, является шкала здоровья.
Елена Гурнакова. Дрессировка собак. Теория и практика.