как понять что у тебя плохие родители
Как распознать токсичных родителей
Соавтор(ы): Liana Georgoulis, PsyD. Доктор Лиана Георгулис — лицензированный клинический психолог с более чем 10 годами опыта. В настоящее время является клиническим директором Coast Psychological Services в Лос-Анджелесе, Калифорния. Окончила Университет Пеппердайна по специальности «Психология» в 2009 году. Занимается когнитивно-поведенческой терапией и другими видами доказательной терапии, работает с подростками, взрослыми и парами.
Количество источников, использованных в этой статье: 10. Вы найдете их список внизу страницы.
Количество просмотров этой статьи: 14 849.
Токсичные родители — это родители, которые причиняют эмоциональный вред личности ребенка своим негативным отношением. [1] X Источник информации Само по себе токсичное отношение не является психическим расстройством: лица, для которых характерно такое поведение, вполне могут иметь психические заболевания, но могут и не иметь их. Важно вовремя распознать токсичных родителей, чтобы позаботиться о благополучии ребенка. При этом следует обращать внимание на соответствующие признаки. Если ваши родители склонны к такому поведению, вам необходимо научиться жить с токсичными родителями. Также можно попытаться найти оптимальное решение проблемы, особенно в случае жестокого отношения к детям.
«Непостоянство, отсутствие эмоциональной поддержки и чрезмерно завышенные требования — все это может быть проявлением токсичного поведения».
Существует много видов поведения, которые можно назвать токсичными. Есть явно агрессивное поведение, такое как крик, ругань, побои, но есть и более скрытые вещи, которые могут оказаться еще более разрушительными для личности ребенка и его самоощуения. Например, родитель может постоянно пренебрегать потребностями ребенка или же слишком зависеть от него, используя его как свою личную систему эмоциональной поддержки.
Подростковый кризис
Содержание статьи
Подростковый, или пубертатный кризис – это этап психического развития, который развивается в период перехода от детства ко взрослой жизни. Выражается в стремлении к самоутверждению, независимости, самостоятельности.
Согласно отечественной психологии, подростковый возраст приходится на 11-17 лет, когда темпы психологического, когнитивного, социального и физиологического развития максимально высоки. При этом выделяют ранний период с 10 до 14 лет и поздний – с 15 до 17 лет. Однако Всемирная организация здравоохранения на подростковый возраст относит более обширный период – с 10 до 20 лет.
В случае удачного преодоления этого этапа у ребенка формируется новый уровень осознанности, самовосприятия, развиваются способности оценивать и развивать свои качества, способности, работать над недостатками. Ребенок сепарируется от родителей, но при этом сохраняет с ними хорошие отношения. Чтобы удачно пройти переходный возраст и избежать осложнений, родителям необходимо проявлять гибкость, работать над доверительными отношениями и вовремя признать право на независимость, самостоятельный выбор и принятие важных решений.
Физиологические причины
Пубертатный период – это возраст, когда рост организма происходят максимально активно. Развитие идет скачками, неравномерно. За год ребенок может вырасти на 7-10 сантиметров и увеличить массу тела на 5-9 килограммов. Скелет становится крепче, совершенствуется мускулатура. Стремительно растет в длину и ширину сердечная мышца, меняются артериальное давление и ритм работы сердца.
Вместе с интенсивным ростом организма меняется и форма тела. Развиваются гендерные признаки, меняется гормональный фон, перестраивается эндокринная система, активизируются железы внутренней секреции. При чем половое созревание у девочек начинается раньше на 1-2 года и заканчивается уже к 15-16 годам. В возрасте 10-12 лет они обгоняют мальчиков в росте. Однако к 15-16 годам мальчики уже значительно выше девочек и при этом продолжают расти до 18-20 лет.
Нервной системе очень сложно подстраиваться под изменения, так как она просто не успевает адаптироваться к активному росту. Поэтому часто психика находится в состоянии чрезмерного возбуждения или, наоборот, пытается замедлить процессы и переходит в выраженное торможение.
В связи со всеми физиологическими изменениями, в организме ребенка развиваются временные нарушения:
Физиологические процессы напрямую влияют на состояние здоровья и поведение подростка. Чтобы организм полностью сформировался и скачок взросления прошел успешно, необходимо обеспечить качественную поддержку процессов: правильное питание, насыщение рациона витаминами и микроэлементами, адекватную физическую активность.
Важно учитывать, что в физическом развитии и половом созревании есть существенные индивидуальные особенности. Возраст, в котором в организме ребенка начинаются активные перемены, может отклоняться от групповых норм, и это не должно вызывать опасений.
Психология подросткового кризиса
Основная причина развития кризиса в подростковом возрасте – это значительный разрыв между физиологическим и социальным, эмоциональным созреванием личности. Как мы уже сказали, физиологический рост в этот период максимально опережает темпы развития психики.
Физиологически подросток за короткий этап становится взрослым, зрелым человеком. Внешне вчерашний ребенок выглядит по-взрослому, начинает себя таким чувствовать, но еще не готов в полной мере к самостоятельности, ответственности. Социальное созревание требует гораздо большего времени.
В результате такого разрыва возникают конфликты со взрослыми. Ребенок хочет чувствовать себя свободным и самостоятельным, но на самом деле еще не может справиться с серьезной ответственностью. На этой почве возникают конфликты, недопонимания. Личность подростка настолько меняется, что иногда кажется, что ребенка просто подменили.
Пубертатный период выражается не только на физиологическом, но и на психическом уровне. При чем психические аспекты пубертата могут возникнуть гораздо раньше, чем физическое созревание. Подростки проходят половую идентификацию и ориентацию, начинают воспринимать себя и окружающих согласно гендеру. Ученые сходятся во мнении, что половая идентификация происходит в большей мере под действием социокультурных факторов, чем биологических. Решающую роль играют действующие в обществе образцы, стереотипы.
В этот же период развивается романтизм – стремление к эмоциональной близости. Подростки завязывают отношения, которые предполагают совместное времяпрепровождение, душевные разговоры. Появляется первая влюбленность. Физическая близость при этом является не обязательной, на первый план выходит платонический контекст, и лишь потом – сексуальный.
С учетом всех психологических перемен, происходящих в подростке, кризис необходим для решения ряда задач. В результате успешного преодоления этого скачка развития подросток:
Фазы подросткового кризиса
Психолог Лев Семенович Выготский выделил в подростковом кризисе три базовых фазы:
Точно сказать, сколько длится каждая фаза, нельзя. Во многом продолжительность этапов зависит не только от подростка, но и от правильной реакции родителей на проявления кризиса.
Проявления кризиса в подростковом возрасте
Степень выраженности кризиса может быть разной. На первичном этапе психологи выделяют две главные черты, которые присутствуют практически у каждого ребенка:
По мере перехода от одной фазы кризиса к другой, нарастает и проявление реакций, которые можно разделить на три крупных группы:
Особенности протекания кризиса у девочек и мальчиков
У девочек и у мальчиков пубертатный возраст протекает по-разному. У девочек, как правило, симптомы переходного периода начинают проявляться с 10-11 лет. При этом признаки кризиса выражены у них довольно слабо. Мальчики вступают в переходный возраст позже – примерно с 12-13 лет. Но течение кризисного периода у них гораздо более выраженное. Связано это преимущественно с тем, что к юношам и мужчинам в обществе традиционно более жесткие требования, чем к девушкам и женщинам.
У мальчиков подросткового возраста наиболее выражены такие черты:
У девочек подростковый возраст сопровождается такими признаками:
Различные искажения проявлений зависят от воспитания, окружения, установленных в обществе стандартов.
Рекомендации родителям по преодолению кризиса
Несмотря на сложности в общении с родителями и активным желанием сепарироваться, в кризисный период подросток нуждается в правильной поддержке и защите со стороны взрослых. Родителям при этом необходимо отказаться от прежних форм контроля и дать необходимую ребенку долю свободы.
Каждый ребенок – уникален, и искать подход родителям придется самостоятельно. Но несколько простых рекомендаций помогут понять подростка и помочь ему преодолеть кризис:
В разговорах с подростком также следует придерживаться ряда правил:
Даже правильное поведение со стороны родителей не исключает возможности проявления конфликтности, агрессии и непослушания подростка. Однако уважительное отношение к личности и соответствующая манера общения взрослых позволяет снизить выраженность кризисных признаков и их интенсивность.
Блог / 10 признаков токсичных родителей
Автор: Екатерина Макарова, 14 сентября (16 341 просмотр)
«Кроме права на физическую заботу, дети имеют право на заботу эмоциональную: на уважение их чувств, на адекватное обращение, при котором они могли бы развивать и культивировать чувство собственного достоинства», — пишет психотерапевт Сьюзан Форвард. Токсичные отношения с родителями, напротив, выводят из равновесия, заставляют детей презирать самих себя и жить с постоянным чувством вины. Разбираемся в том, как устроены такие отношения и что чувствует ребёнок токсичных родителей.
Как понять, что родители токсичные?
Токсичные родители — это люди, рядом с которыми плохо, и которым плохо самим. Они не в состоянии справиться со своей болью и вываливают её на ребёнка в виде угроз, манипуляций, обесценивания. По сути токсичное общение — это попытка адресовать свою боль другому человеку, но поскольку чувства не осознаются, то и послание получается двусмысленным. Маленькие дети не понимают подтекст, но очень хорошо считывают эмоциональный заряд фразы.
Чаще всего токсичные родители сами в детстве были жертвами психологического насилия и «по цепочке» передают искажённые представления о том, как выглядят забота, поддержка и любовь. К сожалению, они не умеют иначе и редко готовы что-то менять.
По тому, как родители взаимодействуют со своими детьми, можно увидеть их собственную психологическую историю. За токсичными фразами всегда скрываются травмы, защиты, искажённые установки и внутренние конфликты самих родителей.
1. Взрослые не позволяют ребёнку принимать решение и делать выбор. Они не уважают его границы: входят без стука, проверяют переписку, запрещают дружить с «неподходящими» детьми.
Что чувствует взрослый? Страх потерять контроль. Такой человек ощущает уверенность и собственную ценность, только подавляя тех, кто слабее. Любое проявление самостоятельности воспринимается как угроза авторитету.
Что происходит с ребёнком? Он живёт с ощущением, что его мнение и желания не имеют значения. Часто такие люди вырастают безвольными, не готовыми отвечать за собственный выбор. Они не умеют слышать свои желания, не доверяют себе.
2. Родитель всегда знает лучше.
Что чувствует взрослый? Страх одиночества и желание контролировать хотя бы одну сферу своей жизни. Такой взрослый не чувствует собственных границ и часто находится в созависимых отношениях. Матери кажется, что она лучше знает, чего хочет ребёнок, она стремится угодить и предвосхитить его желания. Последствия такого обращения лучше всего описаны в анекдоте «Мама, а я замёрз или проголодался?»
Что происходит с ребёнком? У ребёнка крадут собственное «я». У него как будто нет психического пространства, в котором могло бы зародиться хотя бы какое-то устремление. Он не всегда может отличить собственные желания от родительских. Ему незачем преодолевать сложности, чтобы чего-то добиться. Человек вырастает с осознанием собственной беспомощности, и при этом в нём много ярости в адрес своих гиперопекающих родителей.
3. Взрослые открыто критикуют внешность ребёнка или его привычки, стыдят за поступки, навязывают придуманные нормы.
Что чувствует взрослый? Стыд и, как следствие, — боязнь осуждения и отвержения. Встреча с собственным стыдом настолько болезненна, что родитель ищет источник стыда где угодно, только не в себе самом.
Что происходит с ребёнком? Ребёнок, которого часто стыдят, считает себя недостойным внимания. Он либо пытается заслужить родительскую любовь, либо замыкается в себе, поверив в собственную ненужность.
4. Родители обесценивают достижения ребёнка, часто сравнивают его с другими детьми или с собой в детстве.
Что чувствует взрослый? Неудовлетворённые амбиции, стыд за собственную неуспешность, страх разоблачения. Ребёнку одновременно транслируют два послания: «У меня не вышло — так пусть хоть у тебя получится» и «Ты не можешь быть лучше меня». Ребёнок в данном случае не воспринимается как отдельная личность, а только — как нарциссическое расширение родителя или, что хуже, его конкурент.
Что происходит с ребёнком? Его потребности и способности не учитываются. Ребёнок думает, что не нравится родителям таким, какой он есть. Его задача — дотянуться до родительского стандарта. Он пытается доказать родителю, что достоин его любви и одобрения.
5. Взрослые запрещают ребёнку проявлять определённые чувства: злиться, плакать, радоваться слишком сильно.
Что чувствует взрослый? Страх встретиться с собственной уязвимостью.
Что происходит с ребёнком? Ребёнок чувствует себя неудобным, стыдится своих чувств. Он учится подавлять агрессию и другое «неподходящее» поведение, чтобы соответствовать родительским представлениям о «нормальном».
6. Ребёнок — смысл жизни. Родители чрезмерно услужливы, они делают себя незаменимыми в жизни детей.
Что чувствует взрослый? Страх одиночества, отчаяние и разочарование, потеря смысла. Это один из самых коварных видов психологического насилия: он маскируется под заботу, хотя его конечная цель — сделать ребёнка полностью зависимым от родителя.
Что происходит с ребёнком? Ребёнку внушают, что он всем обязан родителям, он без них шагу ступить не может. Такой человек вырастает несамостоятельным, потерянным, не готовым принимать решения.
7. Родители меняются с ребёнком эмоциональными ролями, делают его союзником в противостоянии с другими родственниками.
Что чувствует взрослый? Бессилие, неспособность разрешить конфликт своими силами. Ребёнка делают этаким семейным дипломатом, перекладывая на него ответственность за разрешение спорных ситуаций.
Что происходит с ребёнком? Ребёнок берёт на себя роль взрослого, развивает способность предугадывать эмоции, сглаживать их, учится обманывать и использовать людей.
8. Взрослые ставят условия, манипулируют с помощью обвинений, шантажа, денег. Ребёнку запрещено возражать родителям.
Что чувствует взрослый? Отчаяние, страх потерять контроль. Родители впадают в крайности от бессилия. Он злоупотребляет привязанностью и зависимостью ребёнка.
Что происходит с ребёнком? Он боится быть отвергнутым, чувствует себя бесправным. Он думает, что привязанность ненадежна и в любой момент может закончиться. Он хочет срочно загладить вину, чтобы избавиться от этого страха.
9. Взрослые перекладывают на ребёнка ответственность за своё самочувствие или настроение.
Что чувствует взрослый? Потерянность. Такой взрослый не умеет контейнировать собственные эмоции — он размещает их в ребёнке.
Что происходит с ребёнком? На него возлагается слишком большая ответственность, которую он не должен нести. У него по сути отнимают право быть ребёнком.
10. Взрослые обвиняют ребёнка в эгоизме.
Что чувствует взрослый? Страх остаться без внимания. Такие родители считают, что ребёнок должен думать об их интересах. Возможно, в детстве их игнорировали, и они хотят безраздельно владеть вниманием ребёнка.
Что происходит с ребёнком? Он вынужден отодвигать свои потребности на второй план и всю свою жизнь строить вокруг потребностей родителей.
Что делать? Как вести себя с токсичными родителями?
Взрослые дети токсичных родителей всегда стараются найти объяснения происходящему, пытаясь сделать его менее болезненным. Обвинить себя проще, чем осознать ужасающий факт: родители тобой пренебрегали. Сложно поверить в то, что человек, которому ты безоговорочно доверяешь, на самом деле игнорирует твои чувства, соревнуется с тобой, использует тебя в эгоистических целях. Принятие на себя вины за абьюз — для ребёнка токсичных родителей способ выживания. Он вынужден играть по тем правилам, которые навязывают ему взрослые.
В психотерапии много времени уходит у клиента на признание того, что самые близкие люди в детстве обращались с ним несправедливо. Дальнейшая задача — перестать принимать фразы токсичных родителей на свой счёт и научиться видеть, какие страхи стоят за этими словами. Отношения с психотерапевтом дают клиенту чувство безопасной привязанности. Клиент постепенно учится доверять своему восприятию реальности, перестаёт искать одобрения родителей и встаёт на путь сепарации.
В книге «Токсичные родители» Сюзан Форвард есть отличные строки: «Вы не в ответе за то, что родители сделали с вами в детстве. Но в ваших руках изменить свою жизнь сейчас».
14 признаков плохого родительства и 7 способов это исправить
Действительно ли существует плохое воспитание? Кажется, это миф для большинства родителей, потому что родители же не могут хотеть плохого для своих детей, не так ли? К сожалению, плохое воспитание существует. Родители иногда потворствуют пагубному воспитанию. Это может быть непреднамеренно, но от этого не легче. Независимо от того, как вам удается родительство, каждая мама хотя бы раз задавалась вопросом «Я плохой родитель?»
Что такое плохое воспитание?
Каковы признаки плохого воспитания?
Ребенку делаете выговор, даже если он говорит правду
Ребенок сделал что-то неправильно и признал это, тем не менее, вы ругаете его за совершение ошибки. И вы забыли, что он нужно иметь достаточно смелости, чтобы сказать правду.
Ругаете, наказываете и ударяете ребенка перед другими
Если же вы ругаете его перед братьями и сестрами, бабушками и дедушками, кузенами или даже соседями – перестаньте сейчас же. Все наказания – наедине.
Больше советов, меньше поддержки
Все, что вы делаете, это указываете ребенку ему, как делать вещи (“ты должен просыпаться рано”, “иметь самые лучшие оценки”), а не поощряете его словами (“Ты очень умный”, “я помогу тебе проснуться рано, чтобы ты смог получить хорошие оценки”)
Не показываете адекватную привязанность
Вы когда-нибудь задумывались, почему ваш ребенок всегда пытается привлечь ваше внимание, беспокоя вас и отвлекая от “дел”? Вполне вероятно, что он чувствует отсутствие эмоционального общения и тепла от вас.
Не поддерживаете, когда он нуждается в вас
Это может быть время учебы в школе вашего ребенка, когда ему нужна большая поддержка от вас. Но вы сосредотачиваетесь на своей официальной работе или другом обязательстве, которое заставляет пренебрегать интересами и потребностями ребенка.
Никогда не гордитесь его достижениями
Вы не выражаете никакого волнения или радости, когда ваш малыш возвращается домой с гордостью за свою победу в конкурсе. На самом деле, в этом конкретном случае у вас было несколько поводов для гордости за ваше родительство.
Всегда практикуете критический тон
Все, что делает ребенок, вы видите в негативном свете, и всегда критически относитесь к нему.
Не прилагайте никаких усилий для понимания и уважения его чувств
Вы можете потратить много времени на то, чтобы учиться хорошим вещам, но никогда не оставляете минутку, чтобы понять мнение и чувства маленького человека. Каждый раз, когда он что-то высказывает, вы считаете это бредом и не относитесь серьезно.
Не показываете, как правильно
Для детей важно показывать на своем примере, как нужно и как правильно, а не просто говорить об этом.
Показываете неправильный пример
Дети впитывают привычки, хорошие или плохие, от своих родителей. Если ребенок делает что-то неправильно и неуместно, то найдите момент, чтобы понять, что он, откуда он это принес. Возможно, от вас.
Никогда не предлагаете выбор ребенку
Родители решают все для своих детей, начиная от школы, в которую они идут, и заканчивая одеждой, которую они носят. В этом процессе вы, как правило, становитесь жесткими до такой степени, что забываете дать ребенку выбор. Это заставляет ребенка жаждать других вещей, и в некоторых случаях он может даже украсть их.
Помогаете ему даже в мелочах
Хорошо предоставлять ребенку опору, но не до такой степени, что ребенок не может ничего сделать сам по себе. Это приводит к низкой уверенности в себе и ой же низкой самооценке.
Физически запугиваете ребенка
Вы можете поднять руку на ребенка или, что еще хуже, показываете кулак каждый раз, когда ваш ребенок что-то делает не так. Запугивание стало вашим основным инструментом, чтобы дисциплинировать вашего ребенка, независимо от его психического или физического воздействия на него. Культивирование страха, чтобы контролировать ребенка, равносильно издевательствам.
Плохое воспитание может оказывать длительное негативное влияние на ребенка, и часто ущерб необратим.
Как плохое воспитание влияет на ребенка?
Последствия плохого воспитания серьезны и могут иметь долгосрочные последствия. Вот неблагоприятные последствия плохого воспитания ребенка:
Отсутствие эмпатии к другому: дети ведут себя с другими так, как их родители относятся к ним. Если ребенка подвергают безразличию дома, то вполне вероятно, что он проявит подобные эмоции в школе и в других местах. Такие дети в конечном итоге развивают апатию к другим людям.
Сложности в установлении прочной дружбы и отношений: это может произойти из-за низкой уверенности в себе или нахального поведения, оба из которых возникли из авторитарного стиля воспитания. Исследования показали, что, когда родители не вкладывают эмоционально в своих детей, ребенок может впоследствии развить проблемы, связанные с регулированием эмоций, и не может взаимодействовать с другими.
Развитие тревоги и депрессии: исследования показали, что дети, которых плохо воспитывали, подвергаются большему риску развития тревоги и депрессии будучи взрослыми. Ваше плохое воспитание сегодня может повлиять на мышление ребенка, сделав его плохим родителем позже.
Психологические расстройства: когда вы являетесь плохим родителем, тогда у ребенка могут развиться серьезные психические расстройства, на лечение которых могут потребоваться годы. Такие дети, как правило, становятся социальными неудачниками, когда они вступают во взрослую жизнь. Это уменьшает их возможность быть неотъемлемой частью общества, в конечном итоге превращая их в изгоев.
Уголовное поведение: некоторые родители практикуют телесные наказания, поскольку считают, что это единственный способ борьбы с непослушными детьми. Тем не менее, повторное использование физического воздействия может заставить ребенка думать, что нормально ударить кого-то по любой причине. По мере того как ребенок переходит во взрослую жизнь, эта вера превращается в безнравственную склонность причинять преднамеренный вред другим.
Эти условия кажутся довольно пугающими, но никогда не бывает слишком поздно или трудно изменить стиль вашего воспитания.
Как стать хорошим родителем?
Воздержитесь от грубых наказаний
Дети могут быть трудными с их склонностью быть непослушными. Вполне вероятно, что вы теряете терпение и переходите на крик, что может привести к плачу и расстройству ребенка. У некоторых родителей не возникает чувства вины в связи с наказаниями детей. Такие вещи потом трудно исправить.
Научитесь более сдержанно реагировать на проступки
Например, если он сломал игру сестры, то забираете его любимую игрушку и говорите, что он получит ее только тогда, когда извинится. Как только он это сделает, вы должны объяснить ему, почему его действия были неправильными, и почему он не должен наносить ущерб чужим вещам.
Объясняйте свои действия
Ваша обязанность как родителя заключается в том, чтобы объяснить причины своих действий доступным для ребенка образом. Не говорите такие вещи, как «Потому что я так сказала!» или «Не задавай вопросов, просто ложись спать!» Ведь у детей есть естественное желание противостоять вещам, которые они не понимают.
Введите правила после обсуждения с ребенком
Если вы собираетесь ввести новые правила, перед тем, как их реализовать, посоветуйтесь с ребенком. Таким образом, он станет частью разработок и будет знать, что он не должен делать что-то. Обсуждения с ребенком заставляют его чувствовать себя важным и могут повысить его самооценку. Он также будет отвечать за свои действия и будет чувствовать, когда он делает что-то неправильно.
Предоставьте ему выбор
Спросите его мнение, прежде чем сделать что-то для ребенка. Это более применимо для подростков, которые могут испытывать раздражение, когда никто не спрашивает их мнение, прежде чем принимать решение для них. Это отличный способ научить ребенка принимать решения и познакомить его с концепцией ответственности.
Слушайте, когда ребенок говорит
Хорошее воспитание требует внимательного изучения вашего ребенка. Если ребенок рассказывает, как прошел день – слушайте все внимательно. Это не банальности, это то, что беспокоит вашего ребенка и наполняет его жизнь. Не отмахивайтесь от его слов, не переводите разговор. Хвалите своего малыша, когда он правдив и честен. Дети, которым делается выговор за то, что они говорят правду, могут в конечном итоге предпочесть ложь, чтобы спасти себя.
Подавайте хорошие примеры
Действие может говорить громче, чем слова, и, возможно, это лучший способ заставить вашего ребенка понять важность чего-то. Давайте положительный пример, выполняя все то, что просите и от ребенка. Дети учатся здоровым привычкам от родителей и менее склонны принимать плохие, когда их родители сами воздерживаются от этого.
Помните, что плохое воспитания – это ваша ответственность. Хорошее воспитание важно для целостного развития ребенка и для его последующей жизни.
Может быть, и у вас есть ли какие-нибудь советы или опыт? Оставьте комментарий ниже.