как придумать что то оригинальное
8 методов творческого мышления, которые помогут придумать гениальную идею
Великие идеи не возникают просто так: знания и опыт копятся годами. И конечно, нужны идеальные обстоятельства, чтобы вы могли вскрикнуть «Эврика!». Но как ускорить этот процесс и не ждать старости, чтобы изобрести вечный двигатель? Делимся несколькими проверенными техниками.
Что такое творческое мышление
Творческое мышление — процесс придумывания чего-то нового. Это умение подойти к проблеме с другой стороны, найти прорывное решение. Такое мышление можно и нужно развивать: роботы мыслить творчески пока не научились. А значит сотрудники с таким умением — нарасхват.
Креативные идеи не прийдут в голову просто так. Если вам нужно придумать что-то новаторское, нужно создать обстоятельства, в которых это произойдет, или дать своему мозгу подходящий материал для работы. Английский психолог Грэм Уоллес в книге «Искусство мыслить» выделил четыре стадии, из которых состоит творческое мышление.
Книги, которые помогут развить творческое мышление:
Методы творческого мышления
Мозговой штурм
В основе этого метода лежит генерирование идей по принципу беспристрастной оценки. Каждый член группы может делиться своими идеями, и на этапе мозгового штурма никто не осуждает чужую идею. Записывайте все, что приходит вам в голову, и уже после штурма начинайте разбираться, что подходит, а что нет. А в конце встречи проголосуйте за лучшие варианты.
Одна из разновидностей метода — обратный мозговой штурм. Здесь вы просите участников генерировать только негативные ситуации или идеи. Это поможет увидеть тонкие места в работе, понять, как вы можете справиться с определенными проблемами и заранее предугадать ошибки проекта.
Карта концептов
Картой концептов обычно пользуются инженеры и дизайнеры, чтобы структурировать знания. Это способ визуализации связей между отдельными концептами и идеями. Она помогает систематизировать мысли и открыть новые пути решения проблемы. Вы можете пользоваться ей на мозговом штурме или просто объединять разрозненные идеи.
Мыслительная карта (mind map)
Mind mapping изначально был разработан британским психологом Тони Бьюзеном. Он особенно эффективен в структурировании информации. Чтобы составить такую карту, поместите в центр основную идею и работайте во всех направлениях, создавая растущую и организованную структуру, используя ключевые слова, фразы, изображения или видео.
Мыслительная карта похожа на карту концептов, но она идёт от обратного. Вы не объединяете уже существующие идеи в единое целое, а исходите из основной мысли, которая разрастается на идеи.
Шесть шляп мышления
Этот метод позволяет взглянуть на возможные решения с разных точек зрения. Каждая шляпа представляет собой разный угол мышления, и во время занятия участники должны будут надевать их по очереди.
Доска настроения (mood board)
Это коллаж, который помогает визуализировать проект. Он может состоять из изображений, текста, видео и образцов в определенной последовательности. Особенно часто доски используются дизайнерами и иллюстраторами. Мудборд может предотвратить разочарования из-за отсутствия четкого творческого направления и вдвое сократить общее время на проект. Ещё с их помощью можно вовлечь клиента на раннем этапе: согласовать с ним видение и показать, что работа ведётся.
SWOT-анализ
Матрицу SWOT можно представить в виде таблицы. Любой проект, идеи и продукт зависит от внешних и внутренних факторов: от того, как он устроен, и от того, как его воспримут на рынке.
Анализ помогает определить сильные и слабые стороны проекта, дополнительные возможности и вероятные риски. В бизнесе SWOT-анализ применяется в анализе конкурентов и ситуации, стратегическом планировании, для выявления возможностей и смягчения угроз.
Где деньги, бизнес? Как запустить проект, который точно принесет прибыль
3 шага и 3 шаблона Алекса Остервальдера
Техника SCAMPER
Этот метод, созданный Робертом Эберле в 1997 году, позволяет пробежаться по основным вопросам, недаром его название переводится с английского как «быстрый бег». В аббревиатуре SCAMPER каждая буква обозначает один из вариантов работы над проблемой. Чем лучше проработка, тем больше открывается возможностей для совершенствования и развития.
Ваша идея не обязана быть уникальной: когда Стив Джобс анонсировал первый IPod, в мире уже существовали портативные плееры. Но только их названий сейчас никто не вспомнит. Apple удалось обогнать конкурентов, потому что её бизнес-модель и ценностное предложение были лучше. В дополнение к модному девайсу, она предоставляла огромную и открытую музыкальную библиотеку (Combine).
Другое «Я»
Одна из творческих техник, при использовании которой вы должны представить себя кем-то другим. Так вы придумываете идеи, которые никогда бы не пришли вам в голову. Представьте, что вы врач, юрист, ребенок или даже Бэтмен. Войдите в образ и повоображайте, как думает ваш герой. Получилось? Тогда начните записывать идеи.
Книги, которые помогут прокачать креативность:
2021, ООО «Альпина Диджитал»
Все права защищены
Как придумывать идеи и развить креативность: полезные приёмы
Если вы привыкли работать только с технической частью рекламных кампаний, придумать идею для поста или баннера будет непросто. Но в работе интернет-маркетологи постоянно сталкиваются с такими задачами.
Разбираемся, как прокачать креатив с нуля и как дальше развиваться в этом направлении.
О чем речь
Не стоит путать креатив с творчеством, прямой перевод здесь неуместен. В рекламе креатив — это целая сфера со своими правилами, рейтингами и примерами удачных кейсов. Крупные фестивали, вроде Cannes Lions, Clio Awards, Epica, Red Apple. Для рекламной индустрии это большое событие, вроде вручения Оскара.
Использование культурных кодов для создания новых идей, механик, шуток — сложная задача. В рекламных агентствах ее выполняют креаторы. Они работают в креативной паре: копирайтер и арт-директор.
Зачем это нужно интернет-маркетологу
Смотреть ролики-победителей просто увлекательно, но в работе это не очень полезно. Для работы сммщиком или таргетологом не обязательно уметь создавать идеи, достойные Каннских Львов.
В SMM нужны такие умения как придумывать идеи для баннеров, концепции рекламных кампаний, механики для конкурсов, иллюстрации для постов. Качественные материалы получат лучший CTR, а еще могут вирусно разойтись в социальной сети.
Как придумывают идеи в рабочем режиме
Работа креатора не похожа на то, как обычно вам приходят какие-то идеи: вы гуляете или занимаетесь делами, и вдруг неожиданно получаете озарение. Когда придумывание — это работа, появляются дедлайны, требования и правки, рабочий процесс выглядит серьезно. Поэтому к вопросу как придумывать идеи регулярно нужно подойти комплексно.
Мозговой штурм
Участники высказывают как можно больше вариантов решения проблемы. Критиковать идеи нельзя. Они могут быть любыми, даже абсурдными и не реализуемыми.
Из всех придуманных идей выбирают самые удачные.
Обратный мозговой штурм
Метод похож на предыдущий, но у участников другая задача: придумать максимально плохую и неподходящую идею. Так можно найти новый подход к решению задачи и заметить важные детали.
Метод ассоциаций
К понятию, которым можно описать задачу, нужно найти различные ассоциации или соединить разные понятия.
Можно нарисовать ментальную карту с ассоциациями или поработать с визуальными ассоциациями (с помощью сервисов вроде Pinterest или картинок в Google).
ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач)
Это набор инструментов и методов для совершенствования творческого процесса. Он был создан в СССР, а сейчас снова стал популярен: ТРИЗ посвящены целые курсы (можно найти на бесплатных платформах, например, на «Открытое образование»)
Как оценивать идеи
Для оценки идеи недостаточно использовать свои собственные ощущения, нужно проверить ее на несколько критериев:
Новизна
Было ли что-то похожее ранее? Возможно, такая же идея уже была реализована, но с применением других инструментов (например, кампания из наружной рекламы перешла в диджитал).
Понятность
Легко ли считывается основной посыл рекламной кампании?
Соответствие маркетинговым целям
Идеи решают конкретные задачи: привлекают внимание к определенным характеристикам продукта, повышают узнаваемость и т.д. Удостоверьтесь, что ваша идея решит поставленную задачу.
Возможно ли воплотить идею в жизнь, а главное — хватит ли на это бюджета.
Как развить креативность
Чтобы придумывать идеи быстрее и лучше, навык нужно развивать. Читайте книги, смотрите примеры удачных рекламных кампаний или запишитесь на курсы.
Книги для развития креативности
Упражнения и методики, истории создания прорывных идей. У автора есть и другие книги по теме.
Автор предлагает менять мыслительные режимы — то есть, примерять разные «шляпы», чтобы создавать стоящие идеи.
Где учат креативу
Приготовьтесь — хорошие школы рекламы в России обучают в оффлайне, а курс там стоит дороже обучения таргетингу, контексту или аналитике. Цена на обучение начинается от 100 000 рублей, если не считать интенсивы.
Курсы Mads собирают потоки на разные темы: следите за обновлениями на сайте или в группе Facebook, чтобы попасть на креатив или концептуальное мышление. Обучение длится три месяца.
В Академии рекламы Wordshop можно выбрать из нескольких направлений: копирайтинг, арт-дирекшн, digital. Обучение длится год.
Курс длительностью 127 часов охватывает темы: креативные методики, копирайтинг, сценаристика, навыки презентаций, планирование рекламных кампаний. В ходе обучения вы создаете портфолио.
Где искать вдохновение
У креаторов есть понятие «насмотренности». Понимайте буквально: это то, сколько кейсов вы увидели. Есть легендарные кампании, которые не знать будет просто стыдно. А следить за новыми кампаниями в индустрии просто необходимо для работы.
Откроем секрет: если вы не планируете подавать заявки на фестивали (а вы, скорее всего, нет), а просто хотите создать рабочую кампанию для клиента, берите идеи у победителей фестивалей и крупных брендов.
Выводы
Полезные статьи на близкую тему:
Попробуйте бесплатный пробный тариф Popsters чтобы получить статистику активности до 10 любых страниц в следующие 7 дней
Как придумывать идеи
С тех пор как я начал свой челендж «одна игра в неделю» на lessmilk.com, я заметил, что самым распространенным вопросом, который я получал на свою почту был — «как Вы придумываете новые интересные идеи каждую неделю?». Поэтому я решил попробовать ответить здесь на этот вопрос.
Этот пост поведает о процессе поиска мной идей для моих игр, но я думаю, что это можно применить также практически к любой творческой работе.
Используйте ограничения
Когда вы знаете что хотите что-либо создать следующим шагом будет решить что конкретно создавать. Однако, существует так много возможностей и так много вариантов выбора сделать это, что трудно подобрать конкретную идею. Из-за этого многие люди изменяют свои решения снова и снова и заканчивают в итоге ничем.
Одним из мощных инструментов для обхода этой ловушки является использование ограничений. С ограничениями вы искусственно избавляетесь от многих идей и наличие меньших возможностей означает, что выбрать идею проще. Поэтому вместо фокусирования на вашей идее попробуйте подобрать ограничения, которые сочтёте интересными.
Вот ограничения, которые я до сих пор использовал, чтобы сделать 12 игр:
Люди могут подумать, что наличие этих ограничений делает мою работу тяжелее, но на самом деле всё наоборот.
Начните прямо сейчас
В этот момент вы должны иметь смутное представление о том, что вы хотите сделать, но ничего конкретного. Должны ли вы таким образом начать мозговой штурм для того чтобы отыскать превосходную идею? Ну, тут есть одна проблема: вы возможно так и не найдете совершенную идею.
Вместо мозгового штурма начните реализовывать вашу голую идею прямо сейчас. Сделайте что-то действительно простое или вдохновитесь чем-то подобным. Во всяком случае, так как вы не знаете точно, что вы создаете, это, вероятно, закончиться чем-то неважным. И это нормально, вы побеспокоитесь о том, чтобы сделать вашу идею интересной позже.
Для моей игры-платформера, я быстро начал кодирование самых основных элементов игры:
Не было вовлечено никаких оригинальных идей. Игра была довольно плоха, но я имел кое-что, с чем можно было бы поиграть.
Выполняйте итерации
Вот как это работает: есть небольшая идея, реализуйте ее, протестируйте, улучшите и повторите снова. Некоторые идеи окажутся плохими, некоторые будут нуждаться в большом количестве тонких настроек, а другие окажутся великолепными. Просто продолжайте выполнять итерации с новыми идеями до тех пор пока не будете иметь то что вам понравится.
Я постараюсь показать вам этот процесс на одной моей идее, что я имел для своей игры-платформера:
Всего лишь небольшая идея, как «добавление монет», закончилась полным изменением всей моей игры. Если хотите, можете поиграть в мой платформер здесь.
Заключение
Резюме: используйте ограничения, начинайте прямо сейчас и выполняйте итерации.
С такой системой поиск идей это фактически не так уж трудно. Для этого всё еще необходимо работать и применять фантазию, но в конце концов вы будете иметь идеи и, что еще важнее, у вас будет нечто, что вам нравится.
Как придумать что то оригинальное
«Освободите» мысли
При решении проблем мы опираемся на прошлый опыт, то, что случалось ранее или с чем мы когда-то имели дело. Неосознанно мы спрашиваем себя: чему я научился в жизни? После этого выбираем самый многообещающий подход и отвергаем остальные.
Такое мышление лишено гибкости, оно порождает стандартные и неоригинальные идеи. Решения, найденные с его помощью, в точности повторяют наш прошлый опыт или — по меньшей мере — внешне похожи на него.
При творческом подходе мы не бросаемся на проблему, вооружившись прошлым опытом, а задаемся вопросом: сколько есть точек зрения на нее, способов ее переосмысления и решения? Цель — придумать как можно больше ответов, в том числе нешаблонных.
Одна из форм творческого мышления — концептуальное смешение — позволяет проводить ассоциации между разными темами. Дети в этом — настоящие эксперты. Их мысли похожи на воду: такие же чистые, текучие и всеобъемлющие. Все перемешивается и сочетается, создается множество связей. Поэтому дети спонтанно творят.
В школе нас учат определять, проводить различия, разделять и распределять по категориям. В дальнейшей жизни эти категории остаются разделенными и не соприкасаются. «Жидкое» мышление ребенка как будто застывает в формочке для льда, где каждая ячейка — это категория. Поэтому многим так трудно задействовать воображение и творческие способности.
Для новых возможностей нужно «освободить» мысли. К счастью, наш мозг способен обучаться и меняться вплоть до самой смерти. Это значит, что мы можем увеличить свой творческий потенциал, если будем тренироваться.
Разогрев для мозга: создание ассоциаций
Выберите наугад четыре слова. Придумайте критерий, по которому одно станет лишним. Например: собака, облако, вода и дверь.
Критерий 1: собака, вода и дверь могут находиться в доме, а облако — нет.
Критерий 2: в словах «собака», «вода» и «облако» есть буква «о», а в слове «дверь» ее нет. И так далее…
— Случайным образом выберите шесть слов и разделите их на две группы по три слова. Для каждой группы должен быть свой принцип выбора.
— Составьте два списка (А и Б) по четыре слова в каждом. Придумайте критерий, по которому слово из списка А ассоциируется со словом из списка Б.
— Составьте список из пяти слов, выбранных наугад. Выберите одно из пяти слов и найдите принципы, по которым его можно связать с остальными четырьмя.
— Выберите два любых слова. С помощью этих двух слов создайте сцену убийства. Добавьте еще три слова, выбранных наугад. Каждое из них должно стать уликой. С помощью этих доказательств придумайте обстоятельства убийства и подозреваемого.
— Выберите случайным образом четыре слова. Используя именно эти слова (не производные и не ассоциации), придумайте газетный заголовок. Напишите аннотацию этой статьи.
Сформулируйте задачу
В чем суть вашей творческой задачи? Вы можете описать ее одной фразой из шести слов? «Сделать то, что никому не удавалось», «Клиенты, с радостью использующие мой товар», «Сдать в эту сессию все экзамены», «Оставаться довольным холостяком как можно дольше» и т. д.
Описывая сложную проблему одной фразой из шести слов, вы стимулируете свое воображение. Чем точнее формулировка, тем легче найдется решение. Представьте, что творческая задача — это рисунок на коробке, без которого сложно собрать пазл.
100 идей
Одно из препятствий на пути творчества: когда тебе приходит в голову хорошая идея, она может помешать придумать лучшую. Поэтому нужно производить идеи, не задумываясь о том, плохие они или хорошие, можно ли воплотить их в жизнь, решат ли они проблему.
Дайте себе возможность думать без цензуры. Для этого поставьте цель по времени и количеству идей. Тем самым вы направляете творческую энергию в нужное русло. Инновационные компании чаще всего устанавливают норму 100 идей в час. Давайте попробуем и мы.
Придумайте и запишите 100 вариантов применения кирпича. Вы увидите, что первые 10–20 будут стандартными, привычными, известными: сложить стену, подняться повыше, построить гриль, поддерживать книжные полки и т. д. Следующие 30–50 идей будут уже оригинальнее. По мере приближения к сотне мозг начнет делать дополнительные усилия и произведет более творческие и нестандартные альтернативы.
Чтобы этот процесс был наиболее эффективным, нужно обуздать внутреннего критика и начать записывать все идеи, в том числе самые очевидные и плохие. Первая треть, скорее всего, будет включать в себя старые, одинаковые идеи, во второй трети появятся более интересные, а в последней — наверняка откроются заслуживающие внимания, неожиданные и непростые изобретения. Если бы мы не поставили себе целью произвести такое большое количество идей, эти последние тридцать не увидели бы свет
Избавиться от рутины
Зачастую рутина становится врагом творчества. Внесите изменения в распорядок дня. Составьте список того, что вы делаете по привычке, всегда одинаково. Обычно занятия из такого списка исполняются почти бездумно.
Попробуйте немного изменить то, как вы их делаете, в течение недели, дня или месяца. Например, отправьтесь на работу или учебу другим путем, измените часы сна и работы, начните читать другую газету, познакомьтесь с новыми людьми, вместо чая пейте сок, сходите в другой ресторан, вместо душа примите ванну с пеной, посмотрите другую программу по телевизору и т. д.
Техника: вопросы
Большинство научили не ставить под сомнение авторитеты, в особенности на работе, в школе или семье. Из-за этого мы редко задаем правильные вопросы. Чтобы добиться свежего взгляда и развить в себе любознательность, необходимо постоянно во всем сомневаться. Сделайте это частью повседневной жизни.
Почему? Этот вопрос помогает понять настоящее положение вещей, поставить под сомнение общепринятое мнение.
Что, если. Помогает исследовать новые возможности, представить, что будет с миром, если вы что-то измените или воплотите в жизнь новую идею.
Почему нет? Этот вопрос поможет понять ограничения и факторы, стоящие на пути позитивных перемен.
Если вам нужно добраться до сути проблемы, используйте метод пяти «почему»:
1. Почему люди предпочитают картошку фри конкурентов, а не нашу? Потому что она вкуснее.
2. Почему она вкуснее? Потому что их приправы лучше наших.
3. Почему их приправы лучше наших? Потому что их шеф-повар лучше.
4. Почему наш шеф-повар хуже? Потому что мы считали не важной смену шеф-повара, и вот уже двадцать лет у нас работает бездарный сотрудник.
5. Почему мы до сих пор не наняли нового шеф-повара? Потому что никто не осмеливался предложить это владельцу.
Ментальные карты
Ментальные карты — один из наиболее простых и действенных инструментов высвобождения творческого потенциала. Они были разработаны британским ученым Тони Бьюзеном, вдохновленным тетрадями Леонардо да Винчи.
Сегодня ментальные карты составляют неотъемлемую часть учебных курсов и методов решения проблем во многих компаниях и институтах. Вы можете использовать их для личных целей, например планирования отдыха.
Эта техника позволяет выработать множество идей в короткий срок и представить большое количество информации в ограниченном пространстве. Все ключевые понятия, связанные с определенной темой, будут организованы таким образом, чтобы побудить к поиску ассоциаций.
Именно поиск связей между идеями и делает нас более творческими.
1. Возьмите белый лист, чем больше, тем лучше, и пять-шесть маркеров или цветных карандашей. Положите лист перед собой горизонтально. В центре листа как можно ярче нарисуйте или представьте в виде какого-нибудь символа тему вашей карты. Не беспокойтесь о качестве рисунка. Используйте разные цвета.
2. Оформив центральный образ, начните записывать наиболее показательные идеи по линиям, исходящим из центра. Затем к ним добавляйте ключевые слова и понятия, как ветви дерева. Свободно создавайте ассоциации и постарайтесь как можно быстрее заполнить лист. Создавать идеи в форме ключевых слов просто.
3. Как только вы почувствуете, что набрали достаточно материала при помощи свободных ассоциаций, посмотрите на результат. Все ваши идеи изложены на листе бумаги. Вы заметите связи, которые помогут организовать и обобщить эти задумки. Если встретится повторяющееся слово, возможно, это что-то важное. Соединяйте разные части карты стрелками, кодами и цветами. Удаляйте ненужные участки карты.
Не забывайте использовать изображения, ведь они служат якорями для запоминания ключевых слов. Старайтесь писать по одному слову в строке. Это тренирует внимание и дисциплинирует. Ментальная карта может быть бесконечной. Она завершена, только когда информации достаточно для решения творческой задачи.
Чтение, тишина, игра
Общеизвестно, что в процессе творчества наибольшую активность проявляет правое полушарие. Все перечисленные техники помогают натренировать нейронные сети этой области. А вот еще несколько способов:
1. Чтение историй, рассказов и романов. Художественная литература развивает интеллектуальные способности, необходимые для того, чтобы думать по-другому, более творчески.
2. Тишина. Занимаясь деятельностью, при которой не нужно разговаривать, мы значительно подавляем активность левого полушария. Тем самым мы снижаем активность доминантных моделей мышления в нейронных сетях, как бы уменьшая громкость нашего сознания.
3. Любая деятельность или игра, тренирующая воображение. Головоломки, настольные игры, кроссворды, театральные, музыкальные или танцевальные импровизации и многие другие занятия не только тренируют нашу способность производить разные идеи, но и позволяют увидеть развлекательную сторону творческого процесса.