как родителям ваших воспитанников вы разъясняете что такое фгос до
Консультация «Родителям о ФГОС ДО»
Елена Белова
Консультация «Родителям о ФГОС ДО»
Консультация «Родителям о ФГОС ДОО»
С 1 сентября 2013 года вступил в силу Закон «Об образовании в Российской Федерации», который закрепляет дошкольное образование в качестве отдельного уровня общего образования. Новый статус дошкольного образования предусматривает разработку Федерального государственного стандарта дошкольного образования.
Что такое Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования?
С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). ФГОС ДО устанавливается в Российской Федерации в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 ФЗ от 29 декабря 2012 г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и представляет собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ дошкольного образования (ООП ДО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».
С чем связано введение ФГОС ДО?
Введение ФГОС ДО связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того, чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Однако стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.
Для кого написан ФГОС ДО, с какой целью?
ФГОС ДО написан для всех участников образовательного процесса (педагогов, воспитанников, их родителей (законных представителей, социальных партнеров, общественности) и направлен на достижение следующих целей:
• повышение социального статуса дошкольного образования;
• обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
• обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
• сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Какие задачи дошкольного образования решает ФГОС ДО?
• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие.
• обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
• обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
• создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
• объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
• формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
• обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
• формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
• обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Что является отличительной особенностью ФГОС ДО?
ФГОС ДО не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации.
Стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребенка дошкольного возраста. Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку через игру, где происходит сохранение самооценки дошкольного детства и сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми. Изменяется и способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка.
Какие требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования устанавливает Стандарт?
Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения ДО:
1. Инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности;
2. Способность выбирать себе род занятий;
3. Уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, положительно относится к себе и к другим;
4. Обладание чувством собственного достоинства;
5. Взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
6. Проявление в различных видах деятельности воображения, фантазии, творчества;
7. Подчинение разным правилам и социальным нормам;
8. Проявление творческих способностей;
9. Способность контролировать свои движения;
10. Способность к волевым усилиям;
11. Проявление любознательности;
12. Склонность к наблюдению, экспериментированию;
13. Способность к принятию собственных решений.
Таким образом, целевые ориентиры представляют собой не оценку достижений ребенка в жестких рамках: знания, умения и навыки, а представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка.
Важно, чтобы у ребенка к окончанию подготовительной группы в детском саду были сформированы волевая и мотивационная готовность к школе.
Как изменятся взаимоотношения с родителями?
Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители могут принять участие в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности.
Родители являются активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.
В соответствии с ФГОС ДО Организация обязана:
• информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность;
• обеспечить открытость дошкольного образования;
• создать условия для участия родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
• обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
• создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
Материал подготовлен на основании
— Приказа от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»
— курсов повышения квалификации ГБОУ ДПО «НИРО»
Консультация для родителей «Что нужно знать родителям о прививках!» Консультация для родителей на тему : «Что нужно знать родителям о прививках».(в соответствии с темой календарного планирования на март месяц).
Консультация для родителей «Что и как читать родителям?» «Что и как читать родителям?» О том, что любить читать хорошо, а не любить плохо, каждый из нас слышал с того дня, как впервые переступил.
Консультация для родителей «Родителям о стандарте дошкольного образования» Консультация для родителей на тему: «Родителям о стандарте дошкольного образования» Обучение и воспитание дошкольников осуществляются в.
Консультация для родителей «Родителям о дошкольниках. Развитие речи» Консультация для родителей «Родителям о дошкольниках. Развитие речи» Речь – это средство приобретения знаний, формирование и совершенствования.
Консультация «Двадцать простых советов логопеда родителям» И тогда Ваш малыш будет говорить хорошо… (двадцать простых советов логопеда родителям) 1 Начинаем с Вас. Даже если вы сами по себе молчаливы.
Консультация «Родителям на заметку» Для того, чтобы вырастить здорового ребенка, соблюдайте режим дня сначала сами, и только потом учите этому ребенка. Наблюдая за вами, ребенок.
Консультация «Родителям о детском чтении» Родители, любя своего малыша, покупают ему игрушки, лакомства, водят в гости и на прогулки. Но не все знают, что не меньше, а порой больше.
Родительское собрание «Родителям о ФГОС дошкольного образования» Родительское собрание на тему: «Родителям о ФГОС ДО» Подготовила: воспитатель МАДОУ № 21 г. Великий Новгород Володина Светлана Александровна.
Родителям о ФГОС ДО
С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).
Что такое Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования?
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) устанавливается в Российской Федерации в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и представляет собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ дошкольного образования (ООП ДО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию». С официальным приказом о введении в действие ФГОС ДО и текстом Стандарта можно познакомиться на сайте http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
С чем связано введение ФГОС ДО?
Введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому
ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Однако стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.
Для кого написан ФГОС, с какой целью?
ФГОС написан для всех участников образовательного процесса (педагогов, воспитанников, их родителей (законных представителей), социальных партнеров, общественности) и направлен на достижение следующих целей:
• повышение социального статуса дошкольного образования;
• обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
• обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
• сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Какие задачи дошкольного образования решает Стандарт?
• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
• обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
• обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
• создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
• объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
• формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
• обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом
образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
• формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
• обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Какие новые требования выдвигает ФГОС ДО?
Стандарт выдвигает три группы требований:
1. Требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования;
2. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования;
3. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования.
Что является отличительной особенностью ФГОС ДО?
В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
Стандарт ДО не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста. Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку через игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми. Изменяется и способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка – это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.
Какие требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования устанавливает Стандарт?
Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения ДО:
• инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности;
• способность выбирать себе род занятий;
• уверенность в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим;
• обладание чувством собственного достоинства;
• взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• проявление в различных видах деятельности воображения, фантазии, творчества;
• подчинение разным правилам и социальным нормам;
• проявление творческих способностей;
• способность контролировать свои движения (уровень развития крупной и мелкой моторики);
• способность к волевым усилиям;
• склонность к наблюдению, экспериментированию;
• способность к принятию собственных решений.
Таким образом, целевые ориентиры представляют собой не оценку достижений ребенка в жестких рамках: знания, умения и навыки, а представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка.
Важно, чтобы у ребенка к окончанию подготовительной группы в детском саду были сформированы волевая и мотивационная готовность к школе.
Какие условия должны быть созданы в ДОУ для реализации Программы?
Для реализации основной общеобразовательной программы необходимо создание условий: кадровых, финансовых, материально-технических, психолого-педагогических, а так же создание развивающей предметно-пространственной среды.
Результатом реализации этих условий будет создание комфортной развивающей образовательной среды, которая обеспечит доступность качественного дошкольного образования, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, охрану и укрепление их здоровья.
Как изменятся взаимоотношения с родителями?
Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить
важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.
В соответствии с ФГОС ДО Организация обязана:
• информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
• обеспечить открытость дошкольного образования;
• создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
• поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
• обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
• создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
Заведующий Марина Венедиктовна Исаева
Юридический и фактический адрес детского сада:
606407 Нижегородская область, г. Балахна, ул. Фрунзе 1 «в»
тел./ факс 8 (83144) 4 6752, 8 (83144) 9 17 62
Как родителям ваших воспитанников вы разъясняете что такое фгос до
«Главная миссия Стандарта – наполнить жизнь
ребёнка позитивными переживаниями детства!»
Уважаемые родители (законные представители)!
Федеральные государственные образовательные стандарты установили в Российской Федерации в соответствии с требованием статьи 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и представляют собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию».
Какие требования выдвигает новый ФГОС ДО?
Стандарт выдвигает три группы требований:
• Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования;
• Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования.
• Требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования.
Основные направления развития и образования детей (образовательные области)
Что является отличительной особенностью Стандарта?
Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящий главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта — поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.
Стандарт не допускает никаких оценок, проведения промежуточной и итоговой аттестации детей, экзаменов. Документом определены лишь целевые ориентиры, это социально-нормативные и психологические характеристики детей определенных возрастных групп, такие как инициативность и самостоятельность, уверенность в себе, развитое воображение, творческие способности в рисовании, развитая крупная и мелкая моторика руки, способность к волевым усилиям, любознательность. Вот некоторые целевые ориентиры, они не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они являются ориентирами для педагогов в целях решения задач профессиональной деятельности и формирования программы и ориентирами для родителей.
ФГОС ДО – новая страница в дошкольном образовании!
— Ребёнка ценят, а не оценивают…
— Дошкольное детство не призвано к школе, к развитию знаний, умений и навыков…
— Самоценность детства! Значимо то, что происходит с ребёнком сейчас, а не подготовка к следующему периоду…
Каков должен быть выпускник ДОУ?
Как ФГОС обеспечит подготовку детей к школе?
Не ребенок должен быть готов к школе, а школа — к ребенку! Дети должны быть такими на выходе из детского сада, чтобы они не чувствовали себя в первом классе невротиками, а были способными спокойно приспособиться к школьным условиям и успешно усваивать образовательную программу начальной школы. При этом школа должна быть готова к разным детям. Дети всегда разные и в этих различиях и разнообразном опыте первых лет жизни заложен великий потенциал каждого ребенка. Цель детского сада — эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться. При этом надо учитывать, что дети сегодняшние, это дети не те, что были вчера.
Будут ли учиться дошкольники как в школе?
Ребенок должен учиться через игры. Первые навыки в рисовании, пении, танцах, чтении, счета и письма войдут в мир познания ребенка чрез ворота детской игры и другие детские виды деятельности. Через игру, экспериментирование, общение дети знакомятся с окружающим миром. При этом главное не надвинуть на дошкольное образование формы школьной жизни.
Каково участие родителей?
Достоверную информацию о ФГОС ДО вы сможете получить на сайтах:
Что должны знать родители о ФГОС дошкольного образования?
Из статьи о ФГОС дошкольного образования вы узнаете:
• что такое ФГОС и о его принципиальном отличии от своих предшественников,
• как действует ФГОС в дошкольных учреждениях уже сегодня,
• о том, что в детских садах теперь не учат, а мотивируют,
• и все-таки, как детей будут готовить к школе,
• и о чём должны знать родители.
Что такое ФГОС?
ФГОС –
федеральный государственный образовательный стандарт.
Такого стандарта в России ещё не было. В действие он введён с 1 сентября 2010 года в школе и с 2013 года в дошкольных учреждениях согласно требованиям закона об образовании. И с каждым годом всё шире и шире открывает для себя двери в российскую образовательную систему.
А с 1 января 2014 года вступил в силу приказ Минобразования и науки РФ «Об утверждении ФГОС дошкольного образования».
ФГОС ДО – это совокупность обязательных требований к структуре Программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения Программы. На основе стандарта разрабатывается и сама основная образовательная Программа (ООП). Это делают сами дошкольные учреждения. Её содержание должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.
Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не накопленная за это время сумма знаний. Что это значит?
Действие ФГОС в дошкольных учреждениях
По ФГОС дошкольного образования не существует требований о том, что ребёнок должен знать в том или ином возрасте. Слово «должен» вообще обязано исчезнуть из оборота детсадовских работников. Ребёнок теперь никому ничего не должен. Он может только хотеть или не хотеть. Вся его деятельность основана на игре.
На первый план образования выходит познавательно-исследовательская деятельность детей. Об этом говорится во всех разделах документа и подчёркивается, что познавательно-исследовательская деятельность реализуется путём детского экспериментирования и начинается с раннего возраста (песок, вода, тесто и пр.).
С помощью игры малыши познают мир, и вмешиваться в этот процесс взрослые не могут. Направлять – да, помогать, подсказывать – тоже да. Но говорить: «Ребята, заканчиваем игру, моем ручки и садимся заниматься», – теперь нельзя. Ребёнок сядет заниматься, если захочет этого сам.
* Результат уже есть. Раньше в раздевалках детских садов была целая выставка из поделок и рисунков по количеству присутствующих в группе малышей. Сейчас такая выставка тоже имеется, но не целая.
— А почему нет рисунка моего сына? – спрашивает мама воспитательницу.
— А он не хотел отрываться от игры, – отвечает та.
— Так надо было заставить!
— Не могу, не имею права…
А вот воспитатели как раз таки должны заинтересовать нежелающего заниматься ребёнка с учётом личных качеств его характера. Не получилось – минус такому воспитателю. Кто-то с этим согласен, кто-то нет. Но что из этого получится, покажет только время.
Изменение способа организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка, конечно, имеет свои плюсы. Для развития дошкольника такой способ является наиболее естественным и эффективным. Поэтому остаётся только пожелать воспитателям, чтобы у них всё получалось.
Не учить, а мотивировать
В связи с тем, что ребёнок теперь будет рассматриваться исключительно как «человек играющий» многие методики и технологии пересмотрят и переведут с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень. Педагогику диктующую сменит собой педагогика развития, творчества и свободы, нацеленная на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка и формирование мотивации.
Теперь в детских садах будут делать акцент не на обучение как таковое (счёт, буквы, звуки и т.п.), а на развитие мотивационной и психологической готовности к учёбе. То есть к концу своего беззаботного дошкольного возраста у ребёнка должно появиться желание учиться, учиться и ещё раз учиться. Требований от ребёнка конкретных образовательных достижений выставляться больше не будет. Не будут дети подлежать и оцениванию, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга).
* Об успехах или недочетах воспитатель говорит только с глазу на глаз с родителем, и опять же, не оценивая. Просто «знает — не знает, умеет — не умеет, делает — не делает». И без всякого «должен» или «не должен».
Если вы пронесётесь через несколько лет вперёд, то увидите (по крайней мере, к этому стремится ФГОС) выпускника ДОУ инициативной, самостоятельной, уверенной в своих силах, личностью; с положительным отношением к себе и другим, развитым воображением, способностью к волевым усилиям, любознательностью.
И все-таки, как будут готовить детей к школе?
Как вы уже, наверное, догадались сами – через игру. Первые навыки рисования, счета, пения и т.д. будут входить в мир познания ребёнка через игровые элементы, экспериментирование, общение, познавательную и исследовательскую деятельности.
Специфика дошкольного возраста (высокий разброс вариантов развития, непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования, отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат), делают «неправомерным требование от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений».
Некоторые родители волнуются, что детей теперь вообще не будут учить, а только играть с ними. Здесь необходимо понимать, что, если вопреки специфике психического развития детей-дошкольников от дошкольного образования будут требовать результаты, аналогичные тем, что присутствуют в стандарте начального образования, постоянно будет проверяться уровень предметных знаний, умений и навыков – дошколята лишатся детства.
В тексте ФГОС не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на «свободное воспитание». Взрослые не перестанут заниматься с детьми. Но в современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности. И что еще очень важно, основная программа дошкольного образования обеспечивает преемственность с примерными основными программами начального образования, чего не было ранее.
Кроме того, дошкольные учреждения, согласно ФГОС, должны обеспечивать создание образовательного пространства – развивающую ребёнка, предметно-пространственную среду (в здании и на участке).
ФГОС дошкольного образования и родители
В последние годы, как утверждают педагоги ДОУ, многие родители самоустранились от участия в детсадовской жизни ребёнка и его развития. Мол, в садике ребёнка учат, развлекают, развивают, а дома мы отдыхаем. Да и вопросы воспитателям задают в основном: «Как он кушал?»
Так вот, ФГОС ДО ориентирует учреждения на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации Программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности.
Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.