как узнать автора статьи википедии
12 фишек для эффективного использования Wikipedia
Сайт Wikipedia.org входит в десятку самых посещаемых сайтов мира. Думаю, что многие из читателей время от времени заходят на него. Вот несколько приемов, которые помогут вам эффективнее находить/использовать информацию из свободной энциклопедии или просто немного разлечься.
1. Как посмотреть список страниц для ближайших географических объектов?
Он автоматически генерируется на служебной странице Nearby, если зайти на нее с устройства на котором включено отслеживание местоположения:
Этот список поможет больше узнать о месте, в котором находишься во время путешествия/командировки или понять, какой полезной информации о родном районе не хватает в энциклопедии.
2. Как включить предпросмотр страниц по ссылке?
Иногда попадаются статьи, в которых очень много непонятных слов. И если переходить на страницу каждого, то процесс чтения сильно затягивается. Решить проблему помогут всплывающие подсказки, на которых отображается часть текста статей.
У браузера Firefox для этого есть дополнение WIKI 2. Wikipedia Republished:
Еще всплывающие окошки можно включить в настройках учетной записи:
Но лично у меня последний метод не сработал(
3. Как узнать число просмотров статьи?
Открываем нужную страницу, идем на вкладку История и далее по ссылке Статистика посещений. Здесь можно посмотреть не только популярность текущей страницы, но и сравнить ее с другими:
Это еще один способ относительной оценки популярности бренда или известной личности.
4. Как сделать книгу для iBooks из нескольких статей?
Некоторые статьи в Wikipedia очень длинные и сложные. В совокупности со смежными материалами их чтение может занять несколько часов. Удобно сделать из одной или нескольких страниц книгу и читать ее на планшете.
Вот инструкция, как это сделать:
1. На выбранной странице идем по ссылке Создать книгу в левом меню:
2. Нажимаем на голубую кнопку Запустить книжного мастера:
3. Книжный мастер запущен и первая статья добавлена в книгу:
4. Переходим по ссылке Предлагаемые страницы и добавляем другие интересные нам статьи в книгу:
5. Переходим по ссылке Показать книгу, указываем ее название, формат, прочие параметры и нажимаем на кнопку Скачать:
6. Ждем окончания создания книги:
8. Открываем его в iBooks:
5. Как скачать Wikipedia на компьютер для оффлайнового чтения
Для скачивания разделов свободной энциклопедии к себе на жесткий диск есть специальный сервис kiwix.org:
6. Как ограничить поиск статьями определенной категории?
Для этого есть оператор “incategory:”. Пример:
think different incategory: “Apple”
7. Как найти страницы, которые ссылаются на определенную статью?
Для этого есть оператор “linksto”:
8. Как найти страницы, которые похожие на заданную?
С помощью оператора “morelike”:
Исходя из моего опыта использования оператора, предполагаю, что степень сходства измеряется в количестве одинаковых слов.
9. Как посмотреть вчерашнюю версию главной страницы?
Чтобы люди, которые каждый день заходят на Wikipedia для расширения кругозора не расстраивались, если пропустят какой-то день, имеется возможность посмотреть вчерашнюю версию главной страницы:
10. Как найти страницу, название которой начинается с определенного сочетания букв?
11. Как узнать, не находится ли некий IP-адрес в бан-листе Википедии?
Если вас забанили в энциклопедии, то перед регистрацией новой учетной записи необходимо знать IP-адреса, которые попали в черный список, чтобы не загубить заходом с них новый аккаунт.
Список заблокированных пользователей и IP-адресов находится на отдельной странице:
Кто только не берется править статьи:-)
12. Как отключить отображение ссылок на странице?
Из-за многочисленных ссылок в тексте статей, чтение Wikipedia поглощает время не хуже ленты VK или общения в мессенджерах. Если вы иногда ловите себя на том, что в четыре часа утра читаете про нервную систему кенгуру, то можно усилием воли при открытии страницы со статьей к ссылке в адресной строке добавлять “&printable=yes”:
И никакого искушающего синего текста)
Это были 12 приемов взаимодействия с Wikipedia, которые могут быть полезны в определенных ситуациях. Разных неявных хитростей использования этого сайта гораздо больше, но они предназначены большей частью для тех, кто активно занимается написанием статей для энциклопедии. О них можно почитать в справочном разделе Wikipedia.
Под какие законы попадают Википедия и Викимедия?
Википедия в эпоху всеобщего интернета стала главным источником информации. Она занимает первую строку в поисковой выдаче. Любой человек может внести правку в эту глобальную энциклопедию. Но в этом есть не только плюсы, но и минусы. Там есть откровенные фейки и провокации, а многие правки не имеют подтверждения по нескольку лет, поэтому неизвестна их достоверность. Как с этим быть? Что можно сделать? Обо всем этом и многом другом Вадиму Горшенину рассказал член «Викимедия Ру» Дмитрий Ерохин.
— Дмитрий, вы считаете, что Викимедиа и Википедия не совсем подпадают под новый Закон об иностранных агентах, потому что не IT-компания, но закон касается не только их, а всех. По другим законам также в России предусмотрена ответственность за недостоверные сведения не только для СМИ, но также для новостных интеграторов и вообще всех.
Википедия занимает доминирующее положение в поисковой выдаче. Это на нее накладывает повышенную ответственность просто по умолчанию. Кроме того, это обязывает наши антимонопольные и другие службы внимательнее присматриваться к ней. И еще есть вопрос о персональных данных. Как быть с этими проблемами?
— Да. Но в этом отношении Википедия защищена тем, что у нас на каждую строчку должна быть ссылочка. Как правило, если вносятся незаконные правки, матерят кого-то (обычно — политиков) или еще что-то такое-сякое вносят, то мы это удаляем.
Очень распространенное явление, такой фейк практически стандартный — пишут, что какой-то человек умер. Ведь любой может зайти и в отношении любого другого написать, что он умер.
Достаточно сделать скрин и сообщить. Администратор через 30 секунд все это уже отменяет, стирает. Но скрин-то уже сделан: меня Википедия похоронила. Бывают такие претензии, потому что у нас есть только постмодерация, у нас нет премодерации.
Презумпция добросовестности редактора
У нас по умолчанию подразумевается презумпция добросовестности редактора. Но всегда есть технический зазор. Я — не технический администратор, могу ошибаться. Мы за этим следим, и это все пресекаем.
Википедия пишется всегда по вторичным источникам, оригинальные записи невозможны. У нас также запрещено ссылаться на форумы, на блоги, на какие-то частные мнения. В примечании всегда указывается, откуда эта информация взята.
Любой человек может поставить запрос источника. Мы сами ставим запрос источника. Ищем какой-то источник в течение недели-двух. Если источника нет, то это убирается. Если информация противоречивая, скандальная, еще как-то сомнительная, то она сразу убирается.
Конечно, у нас — волонтерские проекты. Поэтому иногда что-то вандальное и недостоверное может провисеть долго — мистификация, ложь о каком-то человеке или даже ругань его. Но все равно это рано или поздно убирают, администраторы подчищают.
Доверять, но проверять
— Достаточно много тестов в Википедии требуют подтверждения. Есть даже такие, где указано, что требуется подтверждение, допустим, 563 дня. Почему, в чем проблемы?
— В руках. Поскольку Википедия — это волонтерская деятельность, норматив — 7 дней, но вопрос — как мы распределены, поэтому бывает, что даже 1,5 тысячи дней проходит до правки. Вопрос в том, когда у администратора или у патрулирующих технических администраторов найдется время подправить эту статью.
Мы распределены по так называемым проектам, по тематикам. Я за своими спортивными статьями слежу, в первую очередь про действующих спортсменов, которые олимпийские чемпионы, чемпионы мира, чемпионы России.
Конечно, у нас все-таки есть какая-то иерархия и приоритизация. И, конечно, как в любой системе рук всегда не хватает.
Если статья про какого-то чемпиона СССР 30-х годов, который уже умер, то эта информация неактуальна. Там может не быть источника или подтверждения, так она может и больше тысячи дней провисеть, пока дойдут руки и прочее.
— Наверное, здесь вопрос все-таки — не в руках, а это — проблема технического исполнения. Например, если патрулирующий или редактор, поставил запись, что необходимо что-то сделать, то — ставится галочка. Если в течение такого-то времени не было добавлено ссылки подтверждающей, то внесенная пользователем информация просто удаляется. — Вопрос скрипта.
— Да, у нас рассматривался вопрос скрипта — автоматическое удавление текста, если он не подтвержден. Технически это можно сделать. Но пока в сообществе нет единого мнения по этому вопросу.
У нас есть понятие консенсуса. Сообщество принимает решение, нужен ли этот скрипт. Может быть, больше минусов будет, что мы упустим важную информацию.
Да, это — та самая ложка дегтя. Какой-то фейк может долго висеть, какая-то мистификация долго может продержаться. Но мы тогда не упускаем бочку меда, продолжаем наполнять ее.
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Как написать статью для Википедии: пошаговая инструкция для начинающих
Все мы пользуемся информацией из Википедии. И даже не задумываемся, кто и как ее туда добавляет. На самом деле здесь всё непросто: инструкции довольно запутанные, а правила — строгие. Из нашей статьи-инструкции вы узнаете, как написать статью для Википедии так, чтобы ее не удалили.
В Википедии более 1,5 млн статей. Можно найти практически любую информацию: люди, события, природные явления, химические и физические процессы, сорта, породы, значение терминов — всё освещено подробно и беспристрастно. Но откуда всё это?
Кто пишет Википедию
Википедия — свободная энциклопедия. То есть, наполнять и редактировать ее может любой желающий. Административные функции также выполняют добровольцы, их права разнятся в зависимости от статуса. Статусы ранжируются от количества и качества достижений и активности участника системы.
По сути, ВСЕ участники проекта следят за всеми статьями. Об искажениях информации в той или иной статье быстро становится известно внутри сообщества. В результате статья может быть переписана не один раз.
« Жирный » плюс такой системы контроля — каждый факт подвергается сомнению, неоднократно проверяется и подтверждается ссылкой. Но отсюда же вытекает и главный минус — работа над статьей может растянуться на месяцы, а в итоге она может измениться до неузнаваемости (или ее вовсе удалят).
При всей масштабности Википедии новые статьи выпускаются нечасто.
69 статей за день со всей многомиллионной России. Негусто. Даже в маленькой Франции написали больше. И Вьетнам удивил 🙂
Как ни крути, а в мировых масштабах цифры довольно скромные. Причина всё та же — сложность процесса написания, оформления и обоснования материала.
Поэтому люди, умеющие писать для Википедии, — на вес золота. Спрос на их услуги есть и сохранится, пока будет существовать энциклопедия.
Кому нужны статьи в Википедии
Заказчиками статей для Википедии могут быть:
Всем им нужен пиар, повышение статусности, узнаваемость бренда, расширение клиентской базы, дополнительная прибыль.
Мы поможем разобраться с написанием статей для Википедии. И начнем с регистрации.
Регистрация в Википедии
Чтобы написать статью, нужно обязательно создать аккаунт в системе. Сделать это можно с любой страницы энциклопедии. Жмем на «Создать учетную запись» в правом верхнем углу.
Заполняем незамысловатую форму регистрации…
… и подтверждаем адрес электронной почты (туда придет письмо со ссылкой, по которой надо будет перейти). Это необязательно, но пригодится, если вдруг забудете пароль к учетной записи.
Подготовка к написанию статьи
Совет от « вики-старожилов » : перед публикацией первой статьи проявите активность в системе. Участвуйте в обсуждениях, вносите обоснованные правки. Важно не просто «маячить» в сообществе, а приносить реальную пользу. Чем больший вклад вы внесете, тем больше доверия будет к вам как к автору статьи.
Подготовка — едва ли не самый важный этап создания статьи. Дело в том, что Википедия строго бдит за достоверностью размещаемой информации и малейшее несоответствие требованиям может привести к удалению материала. Поэтому перед тем как начать писать нужно основательно подготовиться.
Шаг 1. Убедитесь, что такой статьи еще нет
Прежде всего следует проверить все названия предмета будущей статьи, все известные вам термины, которыми он может обозначаться. Не поленитесь поискать и по ключевым словам.
Если статья с аналогичным названием существует, система автоматически перенаправит вас на нее. Если нет — выдаст список статей, в названии которых встречаются слова, похожие на заданные вами в поиске.
«Пройдитесь» по всем похожим страницам. Может оказаться, что в Википедии существует статья по сути о том же, но немного с другим названием. В таком случае вы можете отказаться от идеи написания статьи или создать страницу перенаправления на более раннюю статью, но с вашим вариантом названия.
Если более ранняя статья не полностью отвечает на ваш запрос и у вас есть чем дополнить материал, можете создать собственную статью — правила Википедии это не запрещают. Но в тексте обязательно нужно будет сделать перелинковку с более старой статьей или отдельными ее разделами.
Шаг 2. Определите, является ли тема значимой
В инструкции Википедии есть определение общего критерия значимости : «Предмет или тема предположительно являются значимыми, если они достаточно подробно освещаются в независимых авторитетных источниках». Расшифруем.
Независимым считается источник публикации, не имеющий материальных или иных интересов, связанных с предметом статьи. Не являются независимыми источниками: рекламные материалы, пресс-релизы, самостоятельно изданные источники по рассматриваемой теме, автобиографии и так далее.
Авторитетным считается источник, в котором факты прошли редакторскую проверку. То есть любые опубликованные работы на любых носителях.
Шаг 3. Придумайте название
И, главное, не бойтесь допустить ошибку — опытные участники всегда помогут и исправят название статьи.
Создание и оформление статьи
Начать создание статьи можно с любой страницы Википедии. Для этого введите в поле поиска название статьи и нажмите Enter. На странице результатов поиска найдите «Создать страницу» и кликните на название вашей статьи.
Вы попадете на страницу создания статьи с достаточно удобным текстовым редактором.
Здесь вы пишете тело статьи. Структурируйте информацию: используйте маркированные и нумерованные списки, таблицы, разбивайте текст на разделы. Во вкладке «Дополнительно» находятся все необходимые для оформления текста инструменты.
А чтобы заполнить табличку, которая будет отображаться справа от текста, нужно вставить и заполнить шаблон.
Здесь можно найти шаблон для любого типа статьи. Наберите в строке поиска предмет статьи, например: организация, политик, художник, фильм. Выберите подходящий шаблон и заполните поля, которые считаете необходимыми указать.
Кнопка «Предварительный просмотр» позволяет увидеть, как будет выглядеть статья в готовом виде.
Принципы написания статьи
В категории «Избранные статьи» вы найдете отлично написанные и практически безупречно оформленные статьи из любых отраслей знаний. Это статьи, которые были избраны в качестве лучших — пользуйтесь ими как примерами. Но не стоит подражать обычным статьям на сходные темы, не входящим в категорию избранных — рискуете перенести в свой текст допущенные там ошибки.
Преамбула
Статьи Википедии начинаются с повторения названия статьи и определения предмета статьи, например:
В скобках можно указать происхождение термина.
В статье о человеке после имени нужно указать даты рождения и смерти в скобках. Желательно также указывать оригинальное написание имен и места рождения и смерти. Например:
Самое начало выдерживайте в предельно нейтральном стиле, описывая суть явления трезво и строго. Избегайте пустых красивостей, риторических фигур, канцелярита и «фанфар» — отвечайте исключительно на вопрос «что это?».
Даты указывайте согласно тому календарю, который действовал на момент описываемого в статье события. Дата по современному (григорианскому) календарю указывается в скобках. Ссылку делайте только для даты по григорианскому календарю. Например:
Изображения
По возможности добавляйте фотографии, карты, рисунки и звукозаписи. Ищите файлы в базе изображений Википедии (здесь хранятся файлы русскоязычного сегмента энциклопедии) или на Викискладе (здесь медиафайлы со всей Википедии).
Начинать статью рекомендуется с ознакомительного рисунка. Он должен иллюстрировать главную мысль повествования. Например, для биографии это — портрет героя, для статьи о бытовой технике — фотография предмета, для статьи об общественном движении — его символ или флаг, и так далее.
Вот так выглядит страница изображения.
Сюда нужно вписать имя файла и подпись к нему.
Результат наших махинаций
Если ничего подходящего не найдете в хранилищах, то можете добавить в статью собственный файл (желательно самостоятельно сделать снимок).
Требования к медиафайлам:
Желательно также иметь имя автора — фотографа или художника — и подумать над описанием изображения. Последнее должно быть коротким и не отвлекать от самого изображения. Подробнее см. ниже в разделе Описание изображения.
Если файл весит больше 100 мегабайт, то его сначала нужно закачать в базу (см. раздел « Мастер загрузки »). Не забудьте перед этим авторизоваться в системе.
Собственный файл можно вставить вот так:
Источники информации
В подготовительном этапе вы уже создали ссылочную массу на источники информации. Теперь самое время перенести всё это в статью.
Создайте раздел «Литература» и укажите там в виде списка те печатные источники, которыми вы будете пользоваться (укажите названия, авторов, издательства, годы издания, количество страниц, желательно также номера ISBN).
Затем создайте раздел «Ссылки» и перечислите там веб-страницы, откуда вы будете брать информацию. Помните: нельзя указывать как источник собственные сайты и Википедию.
Категории статьи
Для облегчения поиска каждая статья Википедии относится к одной или нескольким категориям. Для отнесения статьи к категории нужно в конце (после «Ссылок») оставить пустую строку и затем на каждой новой строке указывать категории в двойных квадратных скобках. Например:
Статьи о персонах обязательно относятся к категории [[Категория:Персоналии по алфавиту]], а также к категориям по рождению и смерти (например, [[Категория:Родившиеся 2 июля]] или [[Категория:Умершие в 1890 году]]) и категориям по профессии и стране (например, [[Категория:Философы Великобритании]]).
Фильмы, компьютерные игры и романы категоризуют по годам выхода и жанрам. Например:
Добавленные в статью категории видны в самом низу страницы. Прежде чем указывать категорию в статье, проверьте, что такая категория существует. Все категории можно найти в разделе «Рубрикация».
Интервики-ссылки
Википедия имеет разделы на сотнях языков мира. Новосозданную статью нужно связать со статьями о том же предмете в разделах Википедии на других языках, если такие существуют. Делается это так:
Вы попадете на страницу элемента Викиданных, ассоциированного с этой статьей
Внизу введите код языка (ru) и название нашей статьи, нажмите Save.
Теперь ссылка на статью в нашем разделе появилась во всех иноязычных разделах, где аналогичная статья уже существовала, а в нашей статье появились ссылки на все аналогичные статьи на других языках.
Ваша статья готова к публикации. Осталось кликнуть на кнопку «Создать страницу» в самом низу текстового редактора.
Теперь ваша статья попадет в раздел «Новые страницы», где ее увидят и оценят другие участники сообщества.
Скорее всего, поначалу к вашим статьям будет много правок и замечаний от участников сообщества. Не принимайте их на свой счет — всё делается только для улучшения качества страниц. Впитывайте опыт коллег и, возможно, именно ваша работа появится в разделе «Избранные статьи».
Как написать статью для Википедии — тезисно
Татьяна Логинова
Последние материалы автора Татьяна Логинова (смотреть все)
Почитайте похожие статьи
В этой инструкции мы рассмотрим пошагово, как завести кошелек на платформе Яндекс.Деньги и работать с…
Копирайтер — одна из самых востребованных интернет-профессий. И судя по количеству поисковых запросов, популярность ее…
Веб-райтер — человек, который пишет статьи на заказ или на прямую продажу. Но вот загвоздка:…